Великая Суббота

Страстная суббота (Великая суббота) в 2020 году

Дата в 2020 году: 18 апреля , суббота
Другие названия: Красильная суббота; Суббота Страстной седмицы; Канун Пасхи
Церковное название: Великая Суббота
Значение: воспоминание о пребывании Иисуса Христа во гробе и о Его сошествии в ад
Традиции: богослужения в храмах; схождение Благодатного огня в Иерусалиме; покраска яиц; приготовление пасхальных блюд

Страстная, или Великая суббота – народно-христианский праздник. Это последний день перед Пасхой. В 2020 году Страстная суббота приходится на 18 апреля. Православная Церковь в этот день вспоминает погребение и пребывание Иисуса Христа во гробе и Его сошествие в ад.

История праздника

В первый день после распятия и погребения Христа, с самого утра, к прокуратору Пилату пришли первосвященники в сопровождении фарисеев. Они попросили поставить у гроба Иисуса стражу, чтобы ученики не похитили тело и не сказали, что Он воскрес. Понтий разрешил выставить охранников, а на камень, который закрывал скалу, наложить печать.

Ученики положили тело Спасителя в новую пещеру в скале, где до того никого не хоронили. Стража подтвердила, что никто не мог ступить внутрь или выйти наружу. Это впоследствии послужило доказательством истинного чуда – воскресения Сына Божия.

На второй день пребывания во гробе Иисус спустился в ад и сокрушил его врата. Он принес во тьму преисподней свет евангельской проповеди и возвестил о победе добра над злом. Спаситель опустошил ад, забрал с собой Адама, Еву, всех праведников и привел их в райскую обитель. Сошествием в ад Иисус завершил Свои искупительные мучения за человечество.

Традиции и обряды праздника

В этот день в храмах утром совершается литургия Василия Великого. Вечером читаются Деяния святых апостолов. Перед полуночью проводится Полунощница, во время которой священники уносят Плащаницу в алтарь и кладут на престол. В полночь начинается утреня. Церковные служители меняют темную одежду, в которой ходили с понедельника Страстной недели, на светлую. Вечером в церквях начинают освящать пасхальные куличи, крашеные яйца, вино, мясо и другие праздничные угощения.

В Страстную субботу в Иерусалимском храме Воскресения происходит схождение Благодатного огня.

В этот день хозяйки красят и украшают яйца, готовят пасхальные блюда.

В этот праздник необходимо помириться с тем, с кем в ссоре, попросить прощения и простить обиду, покаяться и сознаться в своих грехах.

Что можно кушать в Страстную субботу

Страстная суббота приходится на последнюю неделю Великого поста. В этот день по церковному уставу разрешается сухоядение – невареная пища растительного происхождения: вода, хлеб, соль, сухофрукты, сырые овощи и фрукты, орехи, мед. Алкоголь принимать нельзя.

Что нельзя делать в Страстную субботу

Церковь запрещает в этот праздник убирать в доме, стирать, гладить, работать физически. Нельзя охотиться, рыбачить. Запрещается веселиться, петь, ругаться, ссориться. Следует воздержаться от секса. Нельзя отмечать день рождения, юбилей или свадьбу. Запрещается отдавать что-то из дома – так можно отдать здоровье, удачу и благополучие.

Великая Суббота: последний день перед Пасхой

Великая Суббота

Великая Суббота — это последний день перед Пасхой. Для верующих Великая Суббота — и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В день Великой Субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

В день Великой Субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению.

Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.

Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу в Великую Субботу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница.

Песнопения утреннего канона Великой Субботы славят Христа, Своею смертью победившего смерть.

После малого повечерия Великой Субботы с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз говорится, что эта суббота — самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира.

Великая Суббота — это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход с Евангелием, Великий вход – совершается в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.

По окончании Литургии Великой Субботы поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Литургия Великой Субботы. Митрополит Антоний Сурожский:

Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошли мучительные дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые.

А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное – то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил.

Бывает, стоим мы у постели только что умершего человека, и в комнате чувствуется, будто воцарился уже не земной мир – мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал, что Он оставляет Свой мир, такой мир, какого земля не дает…

И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый – ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…

И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа…

Вот почему так тиха литургия этой Великой Субботы и почему, еще до того как мы воспоем, в свою очередь, «Христос воскресе», мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом. Он одержал Свою победу, все сделано: остается только нам лицезреть чудо и вместе со всей тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира… Слава Богу!

Слава Богу за Крест; слава Богу за смерть Христа, за Богооставленность Его; слава Богу за то, что смерть уже не конец, а только сон, успение… Слава Богу за то, что нет больше преград ни между людьми, ни между нами и Богом! Его Крестом, Его любовью, Его смертью, сошествием во ад и Воскресением и Вознесением, которого мы будем ждать с такой надеждой и радостью, и даром Святого Духа, Который живет и дышит в Церкви, все совершено – остается нам только принять то, что дано, и жить тем, что нам от Бога даровано! Аминь.

Вы прочитали материал Великая Суббота. Последний день перед Пасхой.

Читать также о Великой Субботе:

Видео о Великой Субботе:

Великая Суббота

Великая Суббота

Великая Суббота — это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью.

В этот день Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его в ад.

Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предать их погребению.

Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.

Фарисеи, знавшие пророчество Христа о Своем воскресении, опасались похищения тела и приставили к гробу стражу, усилив тем самым доказательства Христова Воскресения.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница.

Песнопения утреннего канона славят Христа, своею смертью победившего смерть. Во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…», Святая плащаница обносится вокруг храма.

Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть, лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы».

Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого, одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход в Евангелием, Великий вход – совершаются в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес православной церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне Пасхи.

Самое раннее упоминание о схождении Святого огня в канун Воскресения Христова (Пасхи) датируется IV веком.

Церковная церемония получения Благодатного огня (литания) начинается с раннего утра и состоит из целого ряда ритуалов.

Кувуклию осматривает и опечатывает полиция. Вскоре в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди, сидя на плечах друг у друга и скандируя «нет веры, кроме веры Православной, Христос — истинный Бог», просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что Спаситель приемлет и такое, несдержанное, по-детски наивное, но чистосердечное обращение.

В полдень от Иерусалимской патриархии, расположенной неподалеку от храма Гроба Господня, начинается Крестный ход, который завершается перед входом в Кувуклию. В пещеру вносят большую лампаду, в которой должен возгореться главный огонь и 33 свечи (по числу лет земной жизни Спасителя).

Иерусалимский Патриарх Феофил III войдет внутрь Кувуклии в одном полотняном подряснике — чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-то, способное зажечь огонь. Затем вход в часовню опечатают — и наступит напряженная тишина в ожидании чуда появления Благодатного огня. В это время в храме выключается свет. Как правило, ожидание длится от нескольких минут до нескольких часов.

Благодатный огонь паломники, прибывшие из разных стран, доставят в свои храмы.

Вначале Благодатный огонь имеет особые свойства — он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей (по числу лет Спасителя).

В мае 1992 года впервые после 79-летнего перерыва Благодатный огонь был вновь доставлен на русскую землю. С тех пор ежегодно он поставляется в российские храмы.

По окончании Литургии поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении его из мертвых.

В Великую Субботу Патриарх Алексий II посещает ряд московских храмов.

Церковь еще и еще раз напоминает, что Великая Суббота и Пасха – это не время посещать кладбища, а время разделить пасхальную радость, приняв участие в богослужении. В дни Пасхи не служатся заупокойные службы: поминовение усопших возобновляется с Радоницы – вторника второй недели после Пасхи, когда православные, после церковной молитвы об усопших, посещают кладбища.

В Москве есть такая традиция: посетить в этот день разные храмы, чтобы помолиться перед Плащаницей, поставить, где еще желтую, а где уже красную свечку, посмотреть как идет подготовка к Празднику, просто минутку постоять в уголке. Это еще и способ не расплескать покой субботней службы до вечера, не засуетиться…

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Великая Суббота

Страстная седмица: день за днем

Великая Суббота

Богослужение Великой субботы

Утром: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого

Днем между богослужениями: освящение куличей, яиц и пасох

Вечером перед началом ночного Пасхального богослужения: Чтение апостольских деяний

Богословие Великой субботы

Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку. Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак. Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность … Одно из замечательных стихотворений этого цикла — «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики.

И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.

К какому именно дню Страстной недели относится стихотворение, читателю, хорошо разбирающемуся в православном богослужении, его реалиях и особенностях, нелегко определить точно. В нем есть приметы и седмиц Великого поста, когда за богослужением, кафизма за кафизмой, неоднократно прочитывается вся Псалтырь, и Великого Пятка — крестный погребальный ход с Плащаницей совершается именно в пятницу, да и та же Псалтырь, особенно 17-я кафизма 118 псалма, традиционно читается при погребении… Что ж, «На Страстной» — поэтическое произведение, а не отрывок из Типикона, изучать по нему богослужебный устав было бы нелепо. Тем не менее основная тональность стихотворения — это тональность Великой Субботы. Печального, тихого и прекрасного дня, когда Господь наш Иисус Христос телом Своим — во гробе, душою же — в глубинах ада, когда жива наша боль от голгофских потрясений Пятницы, но немыслимая, небесная надежда на Воскресение, на утро нового невечернего дня Христова, уже светит нам сквозь печаль и тишину. Этой тональностью стихотворение Пастернака напоминает нам библейские строки пророка Исаии: «Кричат мне с Сеира: сторож, сколько ночи? сторож, сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Ис 21:11—12). Напоминает и то положение , которое занимает ныне, во времени и земной истории, Церковь воинствующая, Церковь земная, положение, о котором напоминал апостол Павел и которое должен осознавать всякий, считающий себя христианином: «уже» и «еще не», Царство Божие уже пришло к нам в силе, Воскресение уже дано нам — но мы все еще в процессе его достижения и чаяния, все еще сражаемся с грехом и смертью за свою свободу и вечную жизнь во Христе, потому с таким упованием и возглашаем: «Маранафа» — «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Службы Великой Субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского Богослужения. Они имеют ряд литургических особенностей: Великая Суббота — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты. По обычаю важнейших постных дней Литургия совершается после вечерни (как в Великий Четверг и навечерия Рождества Христова и Богоявления). По традиции в течение многих веков именно в этот день совершалось крещение оглашенных , в связи с чем в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета (читать), от книги Бытия до пророчеств Даниила, читаемых на вечерне, говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной. А на Литургии вместо Херувимской поется древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

О том, что после распятия и смерти Христос душою Своею сошел во ад, в Новом Завете почти ничего не сказано, кроме слов Самого Христа ученикам: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:40), и некоторых упоминаний в посланиях апостольских , например: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет 3:19—20). Однако представление о том, что Господь в день субботний, сойдя душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа, является одной из основ православного учения. Это представление служит каноническим иконописным сюжетом Воскресения: валяются сорванные с петель створки адских врат, и Христос, в особом миндалевидном нимбе (мандорле), выводит Адама, Еву и других праведников из адских глубин. Наиболее полно сошествие во ад описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима» (3 век). В России на его основе старообрядцами был составлен апокрифический сборник «Страсти Христовы». В этом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад»рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня» и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада (сам ад символически описывается как некое одушевленное существо, соратник сатаны). Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий».

Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. Вот уже и вечер, в храме начинают читать Деяния Апостолов… И совсем скоро мы запоем: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.

Читайте также: Паремии Великой Субботы. Или 15 ступеней к Пасхе

Иллюстрация: Христос выводит праведников из ада. Фреска Андреа Бонаиути да Фиренце в церкви Санта-Мария-Новелла, Флоренция. 1365—1368 годы

Великая Суббота

Историческое содержание

  • Три­одь Пост­ная. Служ­ба во Свя­тую и Ве­ли­кую Суб­бо­ту
  • Омилия XVIcвт. Григорий Палама
  • Песнопения Страстной седмицы
  • Благодатный огонь

В Ве­ли­кую Суб­бо­ту Пра­во­слав­ная Цер­ковь вос­по­ми­на­ет те­лес­ное по­гре­бе­ние Иису­са Хри­ста и со­ше­ствие Его в ад. Си­нак­сарь в Ве­ли­кую Суб­бо­ту на­чи­на­ет­ся сти­ха­ми:

Всуе хра­ни­ши гроб ку­сто­дие:
Не бо со­дер­жит ра­ка са­мо­жи­во­тия.

Сняв с кре­ста и об­вив пе­ле­на­ми с бла­го­во­ни­я­ми, по обы­чаю иуде­ев, Иосиф и Ни­ко­дим по­ло­жи­ли Пре­чи­стое те­ло Гос­по­да в но­вом ка­мен­ном гро­бу в са­ду Иоси­фо­вом, на­хо­див­шем­ся неда­ле­ко от Гол­го­фы. К две­рям гро­ба при­ва­ли­ли боль­шой ка­мень. При по­гре­бе­нии Иису­са Хри­ста на­хо­ди­лись Ма­рия Маг­да­ли­на и Ма­рия, мать Иа­ко­ва и Иоси­е­ва.

Пер­во­свя­щен­ни­ки и фа­ри­сеи зна­ли, что Иисус Хри­стос пред­ре­кал о сво­ем вос­кре­се­нии, но не ве­ря это­му пред­ска­за­нию и опа­са­ясь, чтобы апо­сто­лы не по­хи­ти­ли те­ла Иису­са Хри­ста и не ска­за­ли на­ро­ду: вос­крес из мерт­вых, – в Суб­бо­ту вы­про­си­ли у Пи­ла­та во­ен­ную стра­жу, при­ста­ви­ли ко гро­бу и са­мый гроб за­пе­ча­та­ли (Мф.27:57-66; Ин.19:39-42) и тем до­ста­ви­ли ис­тине но­вое под­твер­жде­ние.

«Хри­стос по­ло­жен был в но­вом гро­бе, в ко­то­ром ни­кто преж­де не был по­ло­жен, чтобы Вос­кре­се­ние не мог­ло быть при­пи­са­но ко­му-ни­будь дру­го­му, вме­сте с Ним ле­жа­ще­му; чтобы уче­ни­ки, по бли­зо­сти это­го ме­ста, лег­ко мог­ли прий­ти и быть зри­те­ля­ми слу­чив­ше­го­ся и чтобы сви­де­те­ля­ми по­гре­бе­ния бы­ли не толь­ко они, но и вра­ги. То, что по­ло­же­ны бы­ли пе­ча­ти на гро­бе и при­став­ле­на стра­жа из во­и­нов, это, дей­стви­тель­но, с их сто­ро­ны бы­ло сви­де­тель­ством по­гре­бе­ния, так как Хри­стос хо­тел, чтобы и по­гре­бе­ние Его бы­ло не ме­нее до­сто­вер­но, чем Вос­кре­се­ние. По­то­му-то и уче­ни­ки рев­ност­но ста­ра­ют­ся до­ка­зать, что Он дей­стви­тель­но умер. Вос­кре­се­ние Его име­ло быть под­твер­жда­е­мо всем по­сле­ду­ю­щим вре­ме­нем; меж­ду тем, ес­ли бы смерть Его в то вре­мя бы­ла скры­та и не сде­ла­лась со­вер­шен­но из­вест­ною, то это мог­ло бы по­вре­дить сло­ву о вос­кре­се­нии».

Все дни пре­вос­хо­дит св. Че­ты­ре­де­сят­ни­ца, но боль­ше Че­ты­ре­де­сят­ни­цы свя­тая и Ве­ли­кая сед­ми­ца (Страст­ная) и боль­ше са­мой сед­ми­цы Страст­ной есть Ве­ли­кая и свя­тая Суб­бо­та. Ибо как в пер­вом ми­ро­тво­ре­нии Бог, со­здав все тва­ри и в ше­стой день окон­ча­тель­но со­тво­рив че­ло­ве­ка, в седь­мой день по­чил от всех дел сво­их и освя­тил его, на­име­но­вав суб­бо­тою, т.е. по­ко­ем: так и в де­ла­нии ум­но­го тво­ре­ния, со­вер­шив все (де­ло ис­куп­ле­ния), и в ше­стой день – Пя­ток, па­ки вос­со­здав­ши ис­тлев­ше­го гре­хом че­ло­ве­ка и об­но­вив его жи­во­нос­ным кре­стом и смер­тью, в на­сто­я­щий седь­мой день Гос­подь успо­ко­ил­ся, уснув жи­во­то­есте­ствен­ным и спа­си­тель­ным сном. Бог Сло­во пло­тью снис­хо­дит во гроб, снис­хо­дит же и в ад (1Пет.3:19-20) с есте­ствен­ной и бо­же­ствен­ной ду­шой, чрез смерть от­де­лив­ше­ю­ся от те­ла и пре­дан­ною им в ру­ки От­ца, Ко­то­ро­му Он при­нес и кровь Свою, сде­лав­шу­ю­ся на­шим из­бав­ле­ни­ем. Но ду­ша Гос­под­ня во аде не бы­ла удер­жа­на, по­доб­но ду­шам свя­тых, ибо она не под­ле­жа­ла пра­ро­ди­тель­ской клят­ве. Все­лил­ся Гос­подь наш Иисус Хри­стос во гро­бе те­лес­но и с Бо­же­ством, со­еди­нив­шим­ся с пло­тью: но в то же вре­мя Он был и в раю с раз­бой­ни­ком, и, как преж­де ска­за­но, в аду с об­на­жен­ной сво­ей ду­шой, пре­есте­ствен­но же был как Бог неопи­сан­ный, неогра­ни­чен­ный: «ни­что же бо Бо­же­ству во гро­бе страж­ду­щу, яко же ни­же на кре­сте». Ис­пы­та­ло Гос­подне те­ло и тле­ние, т.е. раз­ре­ше­ние ду­ши от те­ла, но не раз­ру­ше­ние пло­ти и чле­нов и со­вер­шен­ную пор­чу их. Свя­тое те­ло Гос­подне Иосиф, сняв с дре­ва, по­гре­ба­ет в но­вом гро­бу и в вер­то­гра­де, над вхо­дом гро­ба по­ла­га­ет весь­ма ве­ли­кий ка­мень. От­се­ле ад со­дро­га­ет­ся и изум­ля­ет­ся, ощу­тив мо­гу­ще­ствен­ней­шую си­лу; и в ско­ром вре­ме­ни он, непра­вед­но по­гло­тив­ший, из­ры­га­ет и Хри­ста, – твер­дей­ший и кра­е­уголь­ный ка­мень, – и тех, ко­то­рых за­клю­чал во чре­ве сво­ем, как снедь и на­сла­жде­ние для се­бя. «Раз­ре­ше­ния в сти­хии, из ко­то­рых со­став­ле­но, и ис­чез­но­ве­ния не по­тер­пе­ло те­ло Гос­по­да», – го­во­рит свя­той Иоанн Да­мас­кин.

Тропари на Великую Субботу, глас 2

Благообра́зный Ио́сиф,/ с дре́ва снем пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в,// и воня́ми во гро́бе но́ве покры́в положи́.
Слава: Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́
И ныне: Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,// Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь.

Перевод: Благородный Иосиф, с древа (с Креста) сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. Но в третий день воскрес Ты, Господи, даруя миру великую милость.
Слава: Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
И ныне: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»

Кондак на Великую Субботу, глас 6

Бе́здну заключи́вый, мертв зри́тся,/ и сми́рною и плащани́цею обви́вся,/ во гро́бе полага́ется, я́ко сме́ртный, Безсме́ртный;/ жены́ же приидо́ша пома́зати Его́ ми́ром,/ пла́чущи го́рько и вопию́щия:/ сия́ Суббо́та есть Преблагослове́нная,// в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.

Перевод: Бездну Заключивший лежит пред нами мертвым, и, полотном со смирною обвитый, в гробнице полагается как смертный – Бессмертный. Жены же пришли помазать Его миром, плача горько и взывая: «Эта суббота – преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть».

Великая Суббота — 18 апреля 2020 года

Великая суббота в православии — период тишины и ожидания. Позади семинедельный Великий Пост и Страстная неделя. В течение этого времени православные в молитве, и говенье усмиряли свой дух, душу и тело, наполняясь познанием природы Бога и величия жертвы Иисуса Христа за дар вечной жизни.

В день Святой субботы замирают сердца христиан всего мира в ожидании Схождения Благодатного огня — обетования того, что конец света еще не наступит в течение следующего года, хотя времени второго прихода Мессии не знает никто, только Всевышний Бог Отец.

Как это было 2000 лет назад

Великая суббота возвращает верующих к размышлениям о событиях того дня около 2000 лет тому назад. Церковь в этот день акцентирует внимание христиан на погребении Спасителя и Его пребывание в аду.

В физическом мире все было тихо и размеренно. Субботний шаббат — покой, по законам Торы евреи в этот день не делают никаких дел и поныне. По просьбе члена синедриона Иосифа Пилат дал разрешение похоронить Иисуса, хотя по законам того времени тело распятых людей становилось добычею животных и хищных птиц.

Земное тело Иисуса лежит в гробнице, приваленное огромным камнем. Ученики в растерянности, Учитель говорил о Своем воскрешении, но когда и как это будет, не знал никто. Ни одно Евангелие не описывает событий субботу, подчеркивая важность соблюдения шаббата.

Можно только догадаться, как ученики делились воспоминаниями о пророческих словах Учителя и терялись в догадках, как это произойдет. Возможно, кто-то пал духом и не верил в воскресение, но они были вместе в молитве и воззваниях к Богу Отцу.

Фарисеи также помнят слова Иисуса о воскрешении, они требуют у прокуратора усилить стражу около гроба, который предварительно опечатывают. Несчастные лицемеры, сами того не подозревая, они дали миру неоспоримые доказательства воскрешения Христа, ведь очень скоро опечатанный камень будет отвален Ангелами, и живой Иисус явлен ученикам.

О других днях Страстной седмицы:

Если в физическом мире царил покой, то в аду шла война. Не все христиане знают, что после физической смерти на кресте Бог Сын, забравший все грехи, болезни, сошел в ад и бросил все прегрешения сатане под ноги, проповедовал там Царство Божье и забрал ключи Вечной Жизни. (1 Пет. 3:19)

Об этом события Библия говорит очень мало, буквально несколько ссылок.

Евангелист Матфей (Мат.12:40) сравнивает Иисуса с Ионой, который провел трое суток в чреве кита, так и Христос опустился в сердце земли, чтобы забрать оттуда праведников с собой на Небо. Возникает множество вопросов.

Почему Бог спустился в ад?

Ответ прост. Ничто нечистое не может находиться в присутствии Всевышнего, Иисус безгрешный надел на Себя одежды грешников, которые потом Он оставил в аду, очистился и был воскрешен, вернулся в Свой Дом на Небесах, воссел одесную Бога Отца.

Страшно представить, что было бы с нами, если бы Бог не послал Сына Своего на землю и не дал нам, грешным, такой привилегии спасения через веру во Христа.

Учитель Сам заявил ученикам, что Он — Единственный Путь к спасению. (Иоан. 14:6).

Если Бог вынужден был побывать в аду, то ждет каждого нераскаянного грешника и того, кто не отдал свою жизнь Спасителю. Благодать Божья открывает возможность обрести вечный покой каждому грешнику, нужно спешить, пока не закрылись двери Великой милости.

До смерти Христа в аду были все прежде умершие, на небе находились только взявшие туда живыми Енох и Илия, а также разбойник, сораспятый с Иисусом. Неканоническое «Евангелие от Никодима» более полно, чем Библия описывает схождение Богосына в ад и Его битву с дьяволом.

Спаситель забрал с Собой в Небеса Адама, Еву и всех святых.

Почему ключи жизни оказались у сатаны?

Ответ находим в книге Старого Завета «Бытие». Бог, сотворив мир прекрасным, отдал всю власть святым и безгрешным людям. Ключи — это власть управлять жизнью, но дьявол в виде змея искусил Еву и Адама на грех, забрал ключи от рая и уполз, а первые жители землю были изгнаны из Эдема, они вернутся к Богу Отцу с Христом после Его сошествия в ад и битвы с дьяволом.

Грех разъединяет человека с Творцом, вернуться в небесный Эдем можно только преобразуясь в образ Иисуса, исполняя Божьи заповеди, наполняясь Святым духом. Святая православная Церковь призвана помочь христианам достойно пройти земной путь, чтобы в конце его Святой Петр открыл ключами двери рая.

Богословие великой Субботы

Начало субботних служений приходится на вечер пятницы, когда после выноса Святая Плащаница помещена в середину храма. Утренний канон наполнен песнопениями восхваления Иисуса Христа, который победил смерть, забрав у нее ключи от ада. Утреннюю Литургию св. Великого Василия можно отнести в самой красивой службе года, начиная от входа с Евангелиями и Великого хода.

Во всех храмах ожидают весточки о Схождении Благодатного Огня в Иерусалимском Храме Господнем. Священники читают Ветхий Завет, акцентируя внимания на пророчествах о Воскресении Господнем.

Заканчивает Великую субботу Страстной недели тропарь.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Священники начинают освящение пасхальных корзин.

О полночи, после Великосубботнего канона, происходит перенос Плащаницы на Престол, где она пребудет сорок дней, пока мир не отпразднует Воскресение Господне.

Трепетное ожидание наполняет Вселенную, Ангелы поют на Небесах, провозглашая торжество победы Жизни над смертью.

Важно! Каждый православный верующий имеет огромный подарок от Бога — жизнь вечную, этот подарок — Иисус. Следуя под Его руководством по жизни, соблюдая заповеди в послушании, пребывая в молитвах и постах, христиане могут войти в Царство Небесное.

Слава Богу, что каждый усопший, достойно прошедший свой земной путь, имеет надежду проснуться в царстве Христа.

Благовещение совпадает с Великой субботой

Очень редко, но порой случается, что Светлый праздник Благовещения, когда Архангел Гавриил сообщил Деве Марии о ее беременности, совпадает с одним из дней Страстной недели или даже со Светлой Пасхой.

Такое совпадение объясняется тем, что Благовещение празднуется в числе, а Пасха зависит от фаз луны, вернее, полнолуния.

Суббота Великого покоя и Благовещение совпадает раз в четверть века, и свидетелями такого совпадения в 2018 году были все православные. Во время храмовых служений вспоминается весь земной путь Богосына, в том числе акцентируется внимание и на радостной вести, подаренной Архангелом.

Дева Мария была воспитана в монастыре и прекрасно знала, что придет Мессия и что Его ждет. В послушании приняв волю Божью Святая Богородица, простая земная женщина, даже не догадывалась, насколько ужасной будет смерть ее Сына.

Что можно делать в этот день

Великая Суббота Страстной недели припадает на 27 апреля. Хозяйкам следует позаботиться о выпечке и приготовлении мясных блюд в четверг, пятницу, чтобы свести до минимума домашние дела.

Читайте о подготовке к Пасхе:

В субботний вечер хозяйки собирают пасхальную корзину, в которую кладут куличи, крашеные яйца и пасхи.

Мясо на Пасху в любом виде в храме является осквернением праздника, ибо Богу не нужны больше жертвоприношения в виде заклания животных, Иисус стал последней жертвой, освятив нас Своей Святой Кровью.

Великая суббота 2019: что можно делать, пост, службы в храмах

Последний день перед Светлым Воскресением Христовым и Великого поста – Страстная суббота

Великая или Страстная суббота для верующих — день скорби и радости: Иисус Христос лежит еще во гробе, но все вокруг уже наполнено предпасхальной радостью.

Sputnik Грузия расскажет какие службы проводятся в храмах в Великую субботу, а также что можно делать в последний день Великого поста.

Священное писание

Евангелие рассказывает, что Иисус Христос в ночь с пятницы на субботу был погребен.

Иосиф, после распятия и смерти Спасителя купил Плащаницу — длинное полотно, в котором погребали иудеи покойников, пришел к Пилату и стал у него просить тело для погребения.

Тела распятых, по обычаю римлян, в то время оставляли на крестах – они становились добычей птиц, но с разрешения начальства их можно было предать погребению.

Тело Христа сняли с Креста, омыли, умастили благовониями, завернули в Плащаницу и погребли в специальной пещере, принадлежащей Иосифу, недалеко от Голгофы, где Его казнили.

Фарисеи, знавшие пророчество Христа о Его Воскресении, в Великую субботу пошли к Понтию Пилату и попросили приставить к гробу стражу, опасались похищения тела.

Римский прокуратор в Иудее распорядился камнями завалить вход в гробницу Иисуса и поставить стражу. Несмотря на все усилия в воскресенье гробница оказалась пустой. Это обстоятельство стало бесспорным доказательством истинности Воскресения Христова.

Церковные службы

Церковь в Великую субботу вспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его в ад.

В православных храмах в Великую субботу проводят особые службы – они начинаются вечером в пятницу. Церковная служба носит и траурный, и праздничный характер, так как Великая суббота завершает Страстную седмицу и является началом Пасхи.

В субботу утром (либо вечером в пятницу) в православных храмах совершается вечерня с Литургией святителя Василия Великого — по содержанию одна из самых глубоких служб года.

Во время службы читаются пятнадцать паремий — отрывков из книг Ветхого Завета, которые содержат пророчества о Христовом Воскресении.

Во время богослужения Великой Субботы, на утрени, совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…». Святая Плащаница обносится вокруг храма. Сын Божий, через Которого «все начало быть», лежит во гробе, как мертвый человек, в то же время спасая мир и отверзая гробницы.

По завершению Литургии службы в храмах заканчиваются, начинаются чтения Деяний Святых апостолов.

Затем в храмах освящаются яйца, пасхи и куличи. Священнослужители с пяти или шести вечера исповедуют верующих.

В Иерусалиме в Великую субботу свершается богослужение и выносится Благодатный огонь — символ воскрешения Иисуса Христа.

Особая служба — Полунощница, во время которой Плащаницу переносят на Престол, где она пробудет до Вознесения Христова — ровно 40 дней, проводится незадолго до полуночи.

Благодатный огонь

Одно из главных чудес — схождение Благодатного огня на Гроб Господень, происходит ежегодно в Великую субботу — накануне Пасхи Христовой в Иерусалиме.

О схождении Святого огня, который обладает уникальным свойством — не обжигает в первые минуты, самое раннее упоминание относится к IV веку.

Благодатный огонь отвозят из Иерусалима в разные страны мира, в том числе и в Грузию.

Священнослужители,а также паломники из Грузии каждый год едут в Иерусалим и присутствуют при схождении Благодатного огня и в тот же день везут его на родину.

Прибытия Благодатного огня в Грузию с нетерпением ждут все верующие, которые проводят всю ночь в храмах, где проводятся службы. Обычно Благодатный огонь в церкви Тбилиси доставляют с 03:00 до 05:00 часов утра.

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II проводит литургию, которая начинается в 23:00 субботы, в Кафедральном соборе Святой Троицы – Самеба, в Тбилиси.

Великая суббота — что можно и нельзя

Для православных, которые постятся, в Великую субботу соблюдается строгий пост. В этот время по монастырскому уставу положено сухоядение, то есть допускается термически необработанная пища — постный хлеб, сырые овощи и фрукты, а также сухофрукты, орехи, мед.

Но церковь от мирян не требует поститься строго в Великую субботу, хотя решение каждый принимает самостоятельно.

Верующим в этот день разрешена горячая пища с растительным маслом — до наступления Пасхи все мясное, молочное, а также яйца, в том числе и крашенные, под запретом.

В Великую субботу также нельзя пробовать готовые куличи и пасхи.

Последний день Великого поста очень важен – Страстную субботу посвятить нужно посещению храма, молитвам, то есть подготовиться к Светлому Воскресению Христову. От мирских дел в это время лучше воздержаться.

В Великую субботу верующие, как и на протяжении всей Страстной седмицы, не должны веселиться и развлекаться – это время нужно уделить покою и богоугодным размышлениям.

В Великую субботу, как и в Страстную пятницу, нельзя вязать, шить, брать в руки режущие и колющие предметы, металлические инструменты в память о том, что на кресте руки и ноги Христа были пронзены гвоздями.

В Великую субботу также нельзя ссорится, ругаться и сквернословить. Воздержаться необходимо от употребления алкоголя и плотских утех.

В Страстную субботу принято собирать пасхальную корзину – ее неотъемлемой частью являются крашенки и куличи. В последний день Великого поста хозяйки украшают свои дома свежими цветами и ветками молодых деревьев, как символ возрождения жизни и начала чего-то нового.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Страстная суббота (Великая суббота)

Содержание

Когда отмечают Страстную субботу (Великую субботу)

Страстная (или Великая) суббота — это последний день перед Пасхой. Она празднуется в разные дни — все зависит от даты самого важного торжества для всех христиан. Следующая такая суббота приходится на седьмое апреля. Верующим людям очень важно соблюдать многочисленные правила этого дня, тогда и весь последующий год их жизни сложится хорошо.

История праздника

После распятия и погребения Иисуса Понтий Пилат по предложению первосвященников решил выставить у гроба Господня стражу. Это было сделано для того, чтобы верные ученики не смогли похитить тело. Если бы это произошло, то о преступлении дала бы знать печать на камне.

Этот камень закрывал скалу, в которой хранилось тело. Охрана, находившаяся возле гроба, подтвердила, что похитить Иисуса никак нельзя. Пройти внутрь скалы и выйти обратно незамеченным было бы невозможно. На второй день пребывания в заточении Христос спустился в ад, где и сокрушил его врата.

Он принес с собой свет, чтобы забрать из темноты всех праведников и отныне подарить им счастливую жизнь. Именно это действие стало финальным в искуплении за грехи человечества. Для верующих же Страстная суббота стала символом надежды, новой жизни, финального акта борьбы за всеобщий мир на земле.

Искусство празднования

Именно в Великую субботу вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Если же вы по каким-то причинам не можете посетить всенощную, то все равно не должны ложиться спать. В эту ночь обязательно зажгите свечу перед иконой Иисуса Христа и найдите время для глубокой и чистосердечной молитвы. Обязательным этапом праздника является литургия, а вечером христиане приходят послушать в храм о деяниях святых апостолов.

Проходит несколько служб — полунощница, утреня. Вечером уже можно приносить на освящение разные праздничные блюда, среди которых обязательно будут куличи и пасхальные яйца. Обязательно добавляют к этому списку вино, мясо. Священнослужители сменяют обычные темные одеяния на торжественные, светлых цветов.

Церковь и люди преображаются и находятся в предвкушении главного дня в их жизни. Один из самых важных моментов праздника — схождение Благодатного огня, которое происходит в этот день в Иерусалиме. Лично попасть на это событие очень сложно, обычно на нем присутствуют тысячи людей. Но тот, кому это удается, долго помнит этот необычайно чудесный день.

Великая суббота 15 апреля 2017 года: традиции и предания

15 апреля православные христиане отмечают последний день Страстной недели. В этот праздник следует придерживаться традиций, чтобы очистить свое сердце и правильно встретить Святую Пасху.

Наполненный трепетом и ожиданием, этот день меняет в сердцах людей скорбь на радость. Это последние часы Великого поста, в которые человек готовится соединиться с Высшей силой и обрести Божью благодать. На это время приходится конец мучений Иисуса и его воскрешение. Впереди Светлая Пасха.

Наши предки встречали Страстную субботу согласно правилам, которые были определены церковным каноном. Однако существует много народных примет и обрядов в этот день, чтобы удача не отдалялась от нас. А традиции, которые дошли до нас с древних времен, не перестают помогать людям обретать счастье и процветание.

Предания Страстной субботы

История гласит, что в Риме во времена Христа было правило, которое запрещало снимать людей, преступивших закон, с крестов и виселиц. Их оставляли на растерзание животным и на поучение публике. Однако Иосиф, тайный ученик Спасителя, добился разрешения снять тело Иисуса с креста и похоронить его по всем обычаям. Сын Божий предсказал свое воскрешение еще при жизни. Люди уберегли плоть Христа, поставив охрану возле пещеры.

В преданиях Великая суббота является днем, когда Спаситель пребывает в аду. Он освобождает праведников и верующих от плена Дьявола и делится новостью со всеми узниками о победе над смертью и искуплении всех грехов. Начинается вечная жизнь, освященная Богом.

Описание сошествия Благодатного огня в Страстную субботу относится к четвертому веку. В этот день из могилы Спасителя вышел свет, доказывающий воскрешение его души. Это символ победы Иисуса над смертью. До сих пор в Иерусалиме происходит обряд сошествия огня после прочтения молитвы. Предание гласит, что если не произойдет встреча людей с благодатным пламенем, то наступят ужасные времена.

Традиции Великой субботы

Вечером 15 апреля начинаются церковные службы в честь праздника Пасхи, на которых должен присутствовать каждый. Если случилось так, что у вас нет возможности посетить храм, то уделите время прочтению молитв перед иконой Иисуса с зажженной свечой.

Зародившаяся у наших предков традиция окрашивать яйца сохранилась до сих пор. Изначально яйца красили в исключительно красный цвет, но сейчас можно использовать любой оттенок и рисунок на ваш вкус. Чтобы ваш дом оберегали Высшие силы, лучше отдать первое покрашенное яйцо самому младшему члену в семье.

Помните, что Великий пост в субботу еще продолжается, поэтому все угощения, которые вы готовите, нельзя употреблять в пищу. А согласно старому обычаю, на столе должно стоять не меньше двенадцати блюд.

Без поддержки высших сил никогда не останутся те, кто занимается богоугодным делом. Попробуйте себя в вышивании икон. Святой лик, вышитый своими руками станет настоящим украшением вашей комнаты, а труд, который вы потратили на вышивание будет по достоинству оценен церковью. Не даром в древности жены вышивали иконы, когда отправляли мужей на подвиги:такая икона считалась лучшим оберегом. Набор и все необходимое для вышивки вы можете приобрести прямо сейчас, если перейдете по этой ссылке.

В это время необходимо попросить у всех прощения: это касается не только членов семьи, но и людей, с которыми вы контактируете на протяжении дня. Суббота — праздник доброты и взаимопомощи. Не отворачивайтесь в этот день от добрых деяний, посильно помогайте тем, кто в этом нуждается. Наши предки в Великую субботу готовили небольшие подарки для близких людей, чтобы подчеркнуть их значимость в жизни.

На протяжении всей Страстной недели грехом считаются любые торжества, свадьбы и веселье, особенно это касается Великой субботы. Народная примета гласит, что если в этот день заключается союз влюбленных, то он не будет крепким и долгим.

Все люди устремляются освящать продукты, которые будут стоять на столе в Великий праздник Пасхи. Все яства приносят в пасхальных корзинках. Известно, что можно освятить по одному продукту всего, что захотите, а после на столе соединить с неосвященными продуктами, и им передастся особая сила. Так на вашем столе все блюда станут освященными.

В Великую субботу люди издавна наполняли свою душу радостью и верой, отказываясь от бранных слов и злых поступков, а также от употребления спиртных напитков, веселья, рукоделия, охоты и рыбалки.

Обычаи, которые сохранились до нашего времени, несомненно помогут провести Великую субботу в текущем году так, как подобает Божьим законам. Оградите себя от лжи, зависти, обид и простите всех, кто совершал злостные поступки в ваш адрес. Только с чистым сердцем можно встретить священный праздник Пасхи. Успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

Какая суббота наступает после Страстной пятницы?

Суббота, какая наступает сразу после Страстной пятницы, называется Великая. Это день особой скорби, поскольку именно в этот момент тело распятого Спасителя было положено в гробницу.

После Страстной пятницы, когда был распят Христос, практически все очевидцы считали, что больше никогда не увидят его. Однако уже на следующий день после субботы, в светлое воскресенье, Христос воскрес – наступила Пасха. Поэтому в Великую (Страстную) субботу принято соблюдать особенно строгий пост, а также по возможности уклоняться от конфликтов и выяснения отношений.

Что за день Великая (Страстная) суббота

Великая суббота — время тихой скорби: самое страшное уже произошло, Христос претерпел муки, завершил земную жизнь и лежит во гробе. Но к скорби примешивается радость ожидания того, что неизменно произойдет уже в ближайшие часы: Иисус воскреснет, смертью смерть поправ.

Этому предшествовали события ночи Великой пятницы: после того, как распятый Иисус умер на кресте, его тело сняли, омыли, умастили благовониями, завернули в плащаницу и похоронили. По иудейскому обычаю Иисус был похоронен в пещере, недалеко от Голгофы — места его казни.

Гонители Иисуса, хотя и не верили в его божественную сущность, не были полностью спокойны. Поэтому, как рассказывает евангелист Матфей, в Великую субботу первосвященники и фарисеи пошли к прокуратору Иудеи Понтию Пилату и напомнили об обещании Иисуса воскреснуть через три дня. Гонители Христа просили представителя Рима отдать распоряжение взять место погребения Христа под особый контроль.

Они опасались, что апостолы похитят тело своего учителя и скажут последователям, что Иисус воскрес из мертвых. Пилат оставил это на усмотрение первосвященников, и по их распоряжению вход в пещеру с телом Иисуса был завален камнями, и там поставили стражу.

Дальнейшие события приходятся уже на воскресенье, то есть являются частью Пасхи. Как же разворачивались эти события?

После субботнего покоя к гробу Иисуса идут жены-мироносицы. В этот момент появляется ангел, который опускается на гроб. Происходит землетрясение, и камень, закрывающий вход в гробницу, отваливается. Стража трепещет от страха, а ангел сообщает женам-мироносицам, что Христос воскрес.

Эту весть несет апостолам Мария Магдалина, которая первой пришла к гробу. Апостолы спешат к гробнице и убеждаются, что Иисуса в ней нет — там остался только его смертный саван. Апостол Петр входит в гробницу, убеждается в воскресении Иисуса и сообщает об этом остальным апостолам.

Краткое описание этих событий можно увидеть здесь.

Пост в субботу перед Пасхой: что можно есть

Великая суббота — это единственная постная суббота в году. Поскольку в Страстную пятницу верующие практически не едят, в субботу им разрешено подкрепиться, чтобы выдержать ночную пасхальную службу и достойно встретить праздник Пасхи.

В субботу верующим разрешается горячая постная пища без масла. Но до окончания богослужения под строгим запретом все скоромные продукты, запрещено также пробовать готовые пасхальные блюда.

Для многих тяжело дается пост, особенно последние дни, которые наиболее строгие. Но духом очистится именно тот, кто выдержит испытание. Ведь скоро наступит Пасха, и все будут приветствовать друг друга со словами: «Христос Воскрес» и «Воистину Воскрес».

Что можно делать в Великую субботу

Великая суббота посвящена отдыху, размышлениям о вечном и тихой скорби. По традиции, к этому дню вся подготовка к Пасхе уже должна быть закончена. Нужно молиться, освящать пасхальные куличи, погрузиться в богоугодные размышления.

В этот день нужно задуматься о своем прошлом и будущем, переосмыслить жизненные приоритеты и ценности, попросить прощения у Бога, а также у всех близких и друзей. Будет правильно посетить церковное богослужение, которое начинается с раннего утра и продолжается в течение всего дня.

Причем вечером оно переходит во всенощную, а затем уже и наступает Светлое Воскресение. Из самых известных обрядов Великой субботы, в котором принимают участие как священники, так и миряне, — крестный ход с плащаницей, которую под песнопения несут вокруг храма.

Что запрещено делать в Великую субботу

Поскольку этот день посвящен печальным событиям, описанным в Евангелиях, то нельзя предаваться праздному веселью, сквернословить и ссориться. Плотские утехи в этот день считаются великим грехом.

Уборка в доме, а также стирка уже запрещена. В последний раз уборка проводилась в Чистый четверг и уже вплоть до следующего воскресенья после Пасхи убирать дома нельзя.

Готовиться к Пасхе в этот день тоже нельзя. Все подготовительные дела нужно закончить на неделе. Под строгим запретом все скоромные продукты, а так же и готовые пасхальные блюда.

Самый строгий запрет в Великую субботу касался металлических предметов: их, как и в Великую пятницу, категорически запрещалось брать в руки. Запрет связан с тем, что Христа прибили к кресту металлическими гвоздями.

В этот день запрещено охотиться и ловить рыбу. Нельзя поминать умерших. В Великую субботу, как и на Пасху, нежелательно ходить на кладбища. Кладбище лучше всего посетить на Радоницу, которая в 2020 году наступит во вторник, 28 апреля.

Можно ли убираться в Страстную субботу: мнение Церкви

В народе существует довольно много интересных традиций и даже запретов, связанных с Великой субботой. Считается, например, что в этот день не стоит заниматься привычными делами, в том числе и наводить порядок в доме. Но с другой стороны – на следующий день наступает Пасха, и как можно оставить дом неубранным?

На самом деле большинство запретов не имеют отношения к церкви – это, скорее, суеверия или заблуждения. Убираться, заниматься по дому можно и в Страстную субботу. Главное, чтобы это не отвлекло от более важных дел – например, посещения храма и подготовки к светлому воскресению.

Схождение благодатного огня

Церковные службы в эти дни имеют свои особенности, причем это не только крестный ход с плащаницей, но еще и церемония схождения Благодатного Огня (Святого света). Она ежегодно проходит в храме Гроба Господня в Иерусалиме, и многие верующие считают это чудом.

Около 15 часов по московскому времени Благодатный огонь, который, согласно христианскому учению, символизирует «истинный свет», выносят из кувуклии (по-латыни: «покой, опочивальня»). Это небольшая мраморная часовня в центре ротонды храма Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме. Кувуклия возведена над гробом Иисуса и приделом ангела.

Церемония схождения Благодатного огня в кувуклию символизирует воскресение Христа. Священники и верующие, собравшиеся в храме, с волнением ждут этой минуты.

От вынесенного Иерусалимским патриархом огня верующие зажигают свечи, которые озаряют приделы храма. Считается, что в первые минуты Благодатный огонь почти не обжигает и является целебным.

Затем лампады, зажженные от Благодатного огня, отправляют в православные храмы по всему миру, в том числе в Россию. Частицу огня привозят в крупнейшие храмы Москвы, Петербурга и других городов. Церемония широко освещается в СМИ.

Приметы в Страстную субботу

С великой субботой связаны погодные приметы и житейские поверья:

  • Какая погода в Страстную субботу, таким и лето будет.
  • Нежелательно что-то одалживать, будь то деньги, продукты или любые хозяйственные мелочи. Тем самым можно отдать чужому человеку свою удачу и благополучие.
  • Если в Великую субботу опустить в воду крашеное яйцо, освященное в церкви, вода становится целебной.
  • В ночь с субботы на воскресенье желательно не ложиться спать, тем более что в это время в храмах проходят Пасхальные богослужения. Считается, что тот, кто будет бодрствовать, обеспечит себе здоровье и удачу на будущий год, а незамужняя девушка — счастливый брак. Предки верили, что в эту ночь счастье ходит рядом, поэтому очень важно его не проспать.
Ссылка на основную публикацию