Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход

В далекие 50-е одноклассница моя ушла в таинственный Крестный ход молиться за отца, который был тяжело болен. Но – куда?

Это была тайна целого города. В начале лета из города можно было уйти в секретное странствие. Сообщали об этом шепотом: Крестный ход был запрещен, паломников ловила милиция.

Тайно крещеное бабками мое поколение обретало веру «в горниле сомнений», и для нас Крестный ход на реку Великую, к месту обретения чудотворной иконы святителя Николая, стал утверждением этой веры, праздником души, где все было открытием. Грозы и град, палящее солнце и буйные ветры, морозные утренники перед рассветом – все казалось впервые обретенным, и останется в памяти навсегда.

А в этом году паломники видели двойную радугу. Нечаянная радость эта многим дала силы совершить Крестный ход. Ведь, конечно, это испытание. 150 километров пути по неудобицам, пашне, болотинам. Молебны под открытым небом на месте разрушенных храмов. Краткие привалы, обморочный сон под гул вековых тополей.

Каким-то непостижимым образом это выверенное за последнюю четверть века расписание Хода сочетается с тысячами и тысячами личностных его переживаний, размышлениями о судьбе своей, своих близкий, о судьбе малой родины и большой России.

Для нас, вятских, Великорецкий крестный ход – 600-летняя традиция. Ходили, провожали и встречали его еще наши деды-прадеды. Из дальних и ближних деревень ручейками стекались каждый год в село Великорецкое паломники. А было у нас этих деревень тысячи и тысячи: Вятская губерния на рубеже 20-го века стала одной из самых густонаселенных в России. И вечная боль наша, что край наш людьми оскудел, деревни исчезают, и хочется, как заклинание, повторять их имена – Плеханы, Слободка, Земцы, Медвяга, Бахичи, Мухичи, Гуси, Метели.

Многолюдство Крестного хода (в 2015 году в нем участвовали 35000 человек) помогает осознать общую нашу силу, собраться духом, обрести надежду.
Река крестного хода завораживает. Хочется глядеть в эти будто родные лица. Среди паломников все больше молодежи, все меньше ходких старушек, которые пронесли традицию в трудные времена запретов. Всем находится место среди паломников. И старцам, и физикам, и поэтам и подросткам из воскресной школы.
На ранней литургии на берегу реки Великой отец Сергий говорил о благодарении, чтобы «сердце ожило», чтобы святому мы приносили не только слова и песни, но и по силе совершали добрые дела. Да будет так.

Великорецкий крестный ход в 2020 году

Из истории вопроса

Это случилось в 1383 году. На берегу реки Великой вятскому крестьянину Агалакову был явлен чудесный образ святителя Николая. В наше в общем-то не столь чудесное время мало кому понятна фраза «был явлен». Но, как известно из жития святых, явление святыни сопровождается зачастую ярким светом. Очевидно, что Агалаков шел вдоль берега реки и увидел свечение. Подошел ближе и обнаружил икону, которую принес в село Великорецкое.

По молитвам святителя Николая люди, молящиеся перед сей иконой, стали исцеляться от тяжких недугов. В благодарность за столь великую милость Божию на месте нахождения святыни была построена сначала часовня, а потом храм.

Спустя 9 лет верующие перенесли обретенный образ в Хлынов (ныне Киров), где иконе могли поклониться гораздо больше людей, но сама главное — там она была в безопасности. На рубеже XIII-XIV веков на Вятке часто случались набеги языческих племен на православных. Тогда был дан обет каждый год доставлять святыню на место ее явления — берег реки Великой. Это и стало началом Великорецкого крестного хода, совершаемого вот уже более 600 лет.

В советское время икона была утрачена, никто не знает, куда она пропала и сохранилась ли. Однако ранее был сделан список (копия) чудотворного образа, с которым паломники и отправляются в путь.

Как принять участие

По своему опыту знаю, что принять участие в Великорецком крестном ходе может любой желающий. Разумеется, в основном, все паломники — люди верующие, сознающие куда и зачем они идут.

Шествие начинается каждый год 3 июня с Божественной литургии в Свято-Успенском соборе в центре Кирова. Во главе колонны — митрополит Вятский и Слободской Марк.

Расписание Великорецкого крестного хода в 2019 году

Расписание автобусов на Великорецкий крестный ход на 2017 год:

Актуализирована ГИС-карта Великорецкого крестного хода

О профилактике заболеваний, вызванных укусами клещей

Легенда гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма — более достойного места для чудотворного образа.

В XIII -XIV веках русские люди только еще начали поселяться на вятской земле, заселенной, в основном, языческими племенами. Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (в то время и до 1780 года центр Вятского края имел такое название). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли — Великорецкий крестный ход.

Cлава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая. Второй раз чудотворная икона побывала в Москве в 17 веке по приказу царя Михаила Федоровича. В 1668 году был назначен официальный день празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая — 24 мая (6 июня по новому стилю).

До 20-х годов XX века Образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.

Вот уже более 600 лет икона святителя Николая приносится на место явления — берег реки Великой. До 1777 года Крестный ход совершался водным путем по Вятке и Великой на лодках и плотах, потом стал проходить по суше.

Великорецкий крестный ход — самый древний, известный, многолюдный и величественный из всех крестных ходов Вятской земли. Он начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора г. Кирова, идет через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт — село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров. Тысячи паломников из разных городов и сел России проходят 180- километровый путь. На богослужениях в селе Великорецком присутствует более 10 тысяч человек, в том числе иностранные гости.

Возрождается созданный в XVIII — XIX веках архитектурно-храмовый комплекс села Великорецкого — «Великорецкий град», в состав которого входят Преображенская церковь (1739 год), Никольская церковь (1822-1839 годы), Ильинская колокольня (1860 год), а также торговые ряды, гостиный двор и четыре каменных двухэтажных дома для притча и школы (XIX век). Над святым источником вновь построена часовня.

В 2005 году в селе Великорецком учрежден Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Великорецкий крестный ход

Крестный ход — это не просто многолюдное торжественное шествие верующих людей к какому-либо месту, которое имеет религиозную важность. Это выражение единой веры народа и усиленное обращение к Господу о даровании благословения стране, церкви и самому народу. Самый большой и тяжелый крестный ход в России — Великорецкий, который ежегодно проводится в начале июня. Он является одним из древнейших на Вятской земле и самым многолюдным в России.

История крестного хода

Однажды, в 1383 году, на берегу реки Великой одному крестьянину по фамилии Агалаков явился воочию Николая Чудотворец и передал ему свой образ. Икона хранилась у крестьянина и к ней приходили молиться его односельчане, а вскоре они стали свидетельствовать о чудесах, которые происходили по молитвам к иконе.

Читайте о святом:

Вести о прекрасном образе распространялись быстро и вскоре со всей области стали стекаться паломники, чтобы поклониться и помолиться чудесному образу. Местные крестьяне на собственные средства построили небольшую часовню на том месте, где явилась икона, а позже возвели и храм.

Начало крестного хода

В XIV веке Вятская земля была населена преимущественно язычниками, которые поклонялись силам природы. Русские люди только начали обосновываться тут и это привело к переживаниям за святой образ — язычники пренебрежительно относились к святыням русских и нередко случались конфликты на этой почве с последующим уничижением икон. Эти опасения в 1392 году стали причиной переноса образа с деревни в Хлынов (в настоящее время город Киров).

Но городские жители пообещали крестьянам, что каждый год будут приносить образ обратно. Это и стало началом Великорецкого крестного хода.

Чудеса и знамения продолжали сопровождать образ святителя Николая, и слава о нем распространялась по всей Российской империи. В XVI веке о ней услышал Иван IV, по его прошению икона была транспортирована в Москву. По дороге Хлынов-Москва иконе кланялись и молились многие, а позже свидетельствовали об исцелении. Один из приделов московского храма Василия Блаженного был освящен чудотворным образом. За все время пребывания в столице, с иконы были написаны несколько списков.

С XVI века в России начали почитать чудотворный образ Великорецкого святителя Николая и продолжают до сих пор. Позже, уже в XVII веке образ вновь побывал в столице.

Богоборческое время и возобновление крестного хода

В XVI-ХХ веках образ Великорецкий хранился в Вятке и именно отсюда начинался каждый год крестный ход, но с приходом советской власти собор был уничтожен, а образ утерян. Во время СССР паломничество было запрещено (с 1930 по 1990 год) властью, а в 1959 год запрет наложила богоборческая власть. Однако неофициально люди продолжали совершать этот путь от собора к реке Великой, без иконы и без официального сопровождения православных служителей. Жажда совершить это путешествие и таким образом принять участие в движении церкви двигала людей на этот путь.

Возобновили путешествие в 1989 году благодаря усилиям архиепископа Хрисанфа.

Важно! В 2000 году согласно указу патриарха крестный ход стал Всероссийским.

Великорецкий крестный ход проводится более 600 лет. Одно время его даже совершали по рекам Вятка и Великая, по которым двигались лодки и плоты. Но позже, ввиду постоянного роста желающих принять участие в движении, вновь стали двигаться по суше.

Это событие масштабное, но четкое и проходит согласно составленному и заранее утвержденному расписанию. Это необходимо для контроля и размеренного проведения мероприятия, чтобы избежать непредвиденных обстоятельств и хаоса.

  • Воскресный день 3 июня начинается с утренней литургии (7 утра) в кафедральном соборе Кирова, которую проводит митрополит Марк. Продолжаются службы перед Свято-Успенским монастырем в 9 утра и уже через час люди выдвигаются к Троицкой церкви. Там к ходу присоединяются все желающие и движение выходит из города. День завершается в селе Бобино, где совершают молебен и остаются на ночевку.
  • В понедельник 4 июня подъем ранний — паломники встают в 3 утра и выходят из Бобино и уже в 10 утра совершают молебен в селе Загарье. Движение возобновляется только в 12 часов дня и длится до 8 вечера, когда все доходят до поселка Монастырское и там, после проведения молебна, ночуют.
  • Вторник 5 июня начинается так же рано — в 3 утра паломники уже выходят из поселка и через 6 часов они прибывают в село Горохово, где становятся участниками торжественной службы. После короткого перерыва в полдень люди покидают село. В это же время из Кирова от Свято-Серафимовского собора начинают отправляться автобусы с желающими принять участие в службе на реке Великой. В 6 вечера на Великорецком Подворье встречаются и пешие паломники и те, которые прибыли на транспорте. Уже в 6.30 вечера начинаются три ночные службы: на реке и в храмах Преображенском и Никольском. Все бдения предполагают таинство исповеди.
  • С 1 часа ночи в среду начинаются служения. Вначале литургия в Преображенском храме, через два часа в Никольском храме и в 6 утра она начинается на берегу. Из Кирова также отправляются автобусы на Великорецкое. Желающие посетить святой источник возле Великорецкого делают это в обед, тогда же происходит и освящение воды на реке. Образ святителя Николая переносят в Никольский храм в 2 часа дня и до 6 проводят там молебны. Вечером автобусы отвозят желающих в город.
  • В четверг 7 июня паломники покидают Великорецкое в 2 часа ночи и до 14.00 идут. Перерыв и отдых вместе с проведением молебна осуществляют в поселке Медяны. С 17.00 до 19.00 люди идут до села Мурыгино, где и ночуют.
  • Пятница 8 июня — это заключительный день крестного хода. Люди выходят из Медян в 3 утра и через участвуют в молебне в соседнем Гирсово. В 16.30 паломники достигают Свято-Успенский кафедральный собор и слушают заключительный молебен. В 18.00 крестный ход заканчивается.

Внимание! Если паломники по состоянию здоровья не могут пройти весь маршрут, они могут воспользоваться услугами автобусов, которые отвозят и привозят православных христиан на место проведения Божественных литургий.

На каждом привале паломники могут получить порцию горячей воды и еды, а также возможность отдохнуть и собраться с силами.

Маршрут и даты проведения

Великорецкий крестный ход совершается ежегодно с 3 по 8 июня.

Люди пребывают в движении шесть дней. Движение начинается с кафедрального собора в городе Кирове и проходит через поселки до села Великорецкое. Там ход заканчивается проведением торжественного молебна вначале на берегу реки Великая, а затем в местном храме. Обратный путь паломников пролегает через село Медяны и Мурыгино в Киров, куда они и приходят 8 июня.

В общей сложности паломники проходят от 150 до 180 км по плохим полевым дорогам. В 2018 году дороги фактически не было из-за долгих дождей так, что людям пришлось идти по грязи и бездорожью, что сделало сложным и без того непростой путь.

Участвует обычно около 50 000 человек, а в 2018 году их было почти 80 000, несмотря на сложный маршрут и трудности в дороге. Движение традиционно сопровождается сотрудниками служб безопасности и порядка, также работают и врачи-добровольцы. Регулярно пребывают с людьми и члены поисково-спасательных отрядов.

Важно! Великорецкий крестный ход — это одно из величайших проявлений единства веры русского народа.

Люди не только готовы терпеть тяготы и лишения в пути, но и всячески помогать друг другу и служить. Это движение укрепляет не только христианина в его вере и убеждениях, но и скрепляет воедино людей в теле Христовом — Церкви.

Великорецкий крестный ход. Готовность №1 (Фоторепортаж)

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход – самый древний, известный, многолюдный и величественный из всех крестных ходов Вятской земли. Он начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора города Кирова, идет через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт – село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров.

Тысячи паломников из разных городов и сел России проходят 180-километровый путь. На богослужениях в селе Великорецком каждый год присутствует более 10 тысяч человек, в том числе, иностранные гости.

Легенда гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма – более достойного места для чудотворного образа.

В XIII–XIV веках русские люди только еще начали поселяться на вятской земле, заселенной, в основном, языческими племенами. Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (в то время и до 1780 года центр Вятского края имел такое название). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли — Великорецкий крестный ход.

Cлава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки.

С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая. Второй раз чудотворная икона побывала в Москве в 17 веке по приказу царя Михаила Федоровича. В 1668 году был назначен официальный день празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая — 24 мая (6 июня по новому стилю).

До 20-х годов XX века Образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе города Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.

Вот уже более 600 лет икона святителя Николая приносится на место явления – берег реки Великой. До 1777 года Крестный ход совершался водным путем по Вятке и Великой на лодках и плотах, потом стал проходить по суше.

Великорецкий крестный ход. Ангелы и дети

Порою кажется, что все мы измельчали,
Слабы в поступках, скупы на слова,
Но в эти дни нас Ангелы венчали,
И Николай — Угодник боли врачевал

Для меня это был первый Великорецкий Крестный ход. С того момента, когда я услышал о нем от моего христианского брата, прошло более года. В своей жизни я неоднократно собирал тревожные чемоданчики и проходил приличные расстояния пешком, поэтому первую информацию я принял воодушевленно. Был запланирован отпуск на работе на обозначенный период, заранее подготовлен походный инвентарь, близкие предупреждены все было просчитано и продумано, но…..
За две недели до Крестного хода все начало сыпаться и ломаться. На работе и дома появилось огромное количество срочных и безотлагательных дел, которые и раньше были и решались, но на тот момент все настолько обострилось, что все мои планы и подготовка оказывались просто напрасными, и все могло сорваться в один момент.
Получил Благословение Игумена на Крестный ход. Думал, что вот сейчас все станет на свои места, куда там… приоритеты менялись ежедневно, действия для быстрого решения не давали результатов, возникало такое ощущение, что все и вся было против моего участия в Великорецком Крестном ходе.
Что мы называем промыслом Божиим…. Уже по возвращении я услышал историю про одну женщину, которая ездила по святым местам и просила об исцелении своих болезней, она была очень обеспокоена своим физическим состоянием и пыталась найти решения, а точнее исцеление. Нашла или нет – не знаю. С самого начала я задавал себе вопрос о цели поездки и участия, читал, смотрел видео, сайт Крестного хода и никак не мог ответить на один вопрос: « Какая такая сила приводит десятки тысяч людей молитвенно пройти этот путь?». Его надо пройти и на то есть благословение Господне.
Побродив по Ярославскому вокзалу, я обнаружил с левой стороны небольшую молельную комнату, зашел, попросил отца Сергия Радонежского о помощи …. Приехал провожать старший сын, невыразимо приятно, когда рядом с тобой в важные моменты жизни близкие люди, младший сын накануне написал короткое сообщение, но я чувствовал, что он понимает и поддерживает. Более всего волновались родители, сколько бы нам не было лет, они всегда будут с нами рядом и их молитва превыше и дороже всего.
И так, поезд Москва-Чита с остановкой в Кирове, новые знакомства, впечатления. Как выяснилось почти весь вагон за исключением 2 человек — паломники. Общий сбор на перроне, совместное перемещение на троллейбусную остановку, ожидание. Познакомились еще в поезде, впереди была целая неделя.
Паломники — крестноходцы, которые меня сопровождали и учили, оказались удивительными людьми. Олег, геодезист по образованию, необыкновенно стойкий и мужественный, уже неоднократно участвовал в ходе, он был вместе со своим сыном Львом, для которого это был второй Крестный ход; Николай — ученый-биолог, человек удивительной выдержки и спокойствия, Сергей — спортивный тренер по лыжам, профессиональный спортсмен, обладающий, на мой взгляд, исключительной волей и терпением, Петр и Ирина — супружеская пара очень добрых и беспокойных людей, молитвенно пережившая все трудности хода. Отдельные слова об Анне и Елене. Анна — мама шестерых детей, которых она воспитывает одна. В Крестный ход она приехала с двумя старшими и двумя младшими двухлетними, Елена приехала с двухгодовалым сыном. По началу, мне был непонятен такой поступок, который совершенно не укладывается в здравую логику. Во время Крестного хода я стал свидетелем событий, которые не укладываются в наше обычное понимание. Приведу несколько примеров: пожилые люди в возрасте старше 70 лет проходили, ход от начала до конца, в то время как молодые, физические крепкие и на вид здоровые, сходили на первый, второй день. Немногие паломники шли от начала до конца босиком, это были и простые люди и священники. Большое количество детей, с нами в палатке был девятилетний сын Олега — Лев, подъем в 2 часа ночи заставал ребенка врасплох, когда мы выходили, первые час — полтора он шел с закрытыми глазами, мы держали его за руки, но он шел, не смотря ни на что, разве это не чудо? В предпоследний день начался сильный дождь, мы промокли, как говориться, с головы до пят, часть вещей была сырой, дождь стал нашим главным попутчиком до конца Крестного хода, сушить вещи было негде, и мы пережили последний короткий ночлег во влажной одежде и весь следующий день шли в сырой обуви, Николай-Угодник уберег. И так вернемся к Анне и ее детям и к Елене. Рассудок говорит, нет, гордость говорит не стоит, сердце шепчет — попытайся, попробуй. Большую часть пути первого дня был асфальт и колеса колясок с детьми свободно катились под присмотром мам и ребят из нашей группы, но после очередного привала мы свернули в лес и тут все вопросы и эмоции сразу ушли на второй план. Сказать, что это бездорожье или направление — это не сказать ничего, были места, которые можно было пройти только в обход, просто топи, ямы, глина, вода и, не смотря на все это, было принято решение идти вперед с двумя колясками и с детьми в них. У Олега был с собой прочный канат, мы привязали его по обе стороны колясок и сзади был рулевой, прочитали акафист святителю Николаю (мы его читали на протяжении всего Крестного хода) и вперед. В особо сложных местах коляски не везли, а просто проносили над ямами и грязью, мы менялись по мере прохождения пути и никто не уходил в сторону. Кто застревал в грязи, вытягивали всем миром, падал — поднимали, не мог нести вещи, брали его вещи и с молитвой шли вперед. Никаких эмоций, факты и реальность. Более 160 километров молитвенного хода с короткими остановками. Способен ли на такое обычный человек-нет, но c помощью Божией все возможно.
На второй день был самый длинный переход, лесная дорога менялась проселочной, к концу дня мы вышли к огромному полю, был великолепный солнечный закат красно-багрового цвета, на небе навстречу Крестному ходу появился крест, те, кто успел это увидеть, смотрели в изумлении. Это был короткий миг Божественного благоволения. Ближе к пункту остановки кто-то из ребят сказал, что одна из женщин — паломниц видела, как ангелы с нимбом несли детей, точнее везли коляски с детьми. Вначале я не придал значение словам и подумал, что это шутка, на что услышал, что все на полном серьезе и женщина, сделав небольшую паузу и уйдя с дороги на обочину, видела Ангелов, которые везли детей на колясках.
На следующий день после прихода в Великорецкое, у реки Великая на открытом пространстве была патриаршая служба. Происходило много интересных вещей, но мне очень запомнились слова патриарха Кирилла о святителе Николае-Угоднике, который отвечает на молитвы обращающихся к нему и поэтому Великорецкий Крестный ход существует 600 лет и то, то наша сила, как народа, в единении, когда мы все вместе никто не сможет нас победить.
Обратный путь в Киров сопровождался дождем. Мне было легко и мелкие капли не причиняли никакого беспокойства, так же как и влажная одежда. Вокруг все шли, и я шел и не отдельно, как в начале, я чувствовал нераздельную связь со всеми, кто рядом, смотрел на уставших людей, горящие глаза были полны радости и тепла, которые они раздавали вокруг себя.
Наше возвращение в исходный пункт, откуда мы начали Крестный ход; за несколько сотен метров до храма Лев решил побежать, я тоже последовал его примеру, дождь закончился, далее все завершавшие Великорецкий Крестный ход вместе на коленях читали Акафист Святителя Николая.
Можно ли передать словами, что произошло за эти шесть дней, что же все таки заставляет десятки тысяч людей молитвенно пройти это путь? Ангелы везли детей, по словам женщины, наблюдавшей со стороны, мы повернулись друг к другу и стали воспринимать чужие трудности и печали как свои, помогать, слушать поддерживать и Бог, видя это, давал сил на преодоление самих себя, своих греховных поступков и мыслей. Было ли это есть ли это просто или легко, по мне нельзя так говорить, Крестный ход – это путь, которым надо идти к Богу и раб Божий Михаил в самом начале. Помоги Господи всем, вставшим на этот истинный путь.

Великорецкий крестный ход

В 1383 г. на берегу реки Великой явился образ святителя Николая. От иконы начались чудотворения. Крестьяне выстроили часовню, а потом и церковь. Времена и места были лихие, поэтому икону перенесли в Вятку, и дали обет ежегодно приносить на место явления. 2 раза икона побывала в Москве, в честь нее освятили один из приделов храма Василия Блаженного. Сначала крестный ход проходил «водным путем» по рекам, а с 17 в. стал сухопутным.
Икона, которую сейчас несут – чтимый список с чудотворной иконы, а сама икона Николая таинственным образом исчезла, когда храм, где она находилась в 20-е годы 20 в. отдали на поругание.

Фото из Интернета

В советское время люди тоже ходили в Великорецкое, их ловили, возвращали обратно, но в следующем году они опять шли.
А возродился крестный ход в 1989 г.

Маршрут и расписание хода (только не знаю, какого года) ( Фото из Интернета)

Теперь о масштабах события: как я уже писала, пройти верующим надо 150 км, и самый трудный — второй день, когда идти придется почти 50 км. Сама я пешком 50 км в день проходила только 1 раз, и понимаю, насколько это сложно. А если представить, что идут и пожилые люди, и дети, и с 3 ч. утра — это уже подвиг. Часть пути проходит по грунтовым дорогам, а что представляет собой мокрая глина после прохождения по ней группы людей, думаю, вы понимаете. А группа людей в случае Великорецкого хода – это ни много ни мало — тысячи человек.

Фото из Интернета

В прошлом году было, кажется, около 36 тысяч, в этом — 20 тысяч .

Сыграла роль погода: 3 дня люди шли под почти непрекращающимся дождем, при температуре около 10 градусов. Мы, к сожалению, не видели, как они шли, видели паломников только в Великорецком, 6 июня, когда они с утра участвовали в праздничной литургии, а потом отдыхали. Но какие у всех были светящиеся лица! Как будто и не было 90 км по грязи и под дождем.
Немножко технических деталей. Приезжают паломники со всей России, в Вятке живут в палатках на территории стадиона. 3 июня Крестный ход начинается от Кафедрального собора в Успенском Трифоновом монастыре, идет до села Макарье по трассе, там служится Акафист, и дальше ход поворачивает на грунтовую дорогу.

Троицкая церковь с.Макарье

В первый день проходят 15 км, во 2-й – самый сложный — около 50.

Фото из Интернета

Причем утренний подъем в 2-3 ч. ночи. Паломники несут с собой палатки и спальники. В селах также открывают для ночевок школы, дома культуры, многие жители приглашают паломников к себе. Многие группы паломников, приезжающих организовано со своими батюшками, имеют что-то типа автосопровождения, т.е. палатки их уже дожидаются на стоянках.

На каждой стоянке есть биотуалеты, полевая кухня и вода. Весь маршрут и особенно места ночевок обработаны от клещей, что очень актуально для Кировской области.

Паломников сопровождает МЧС с рациями (сотовая связь там мало, где работает), и если вдруг что-то случается, типа подвернутой ноги и т.д., на квадроцикле потерпевшего доставляют на асфальтовую дорогу, где дежурит скорая помощь.
Этот крестный ход был практически самым тяжелым за много лет по погодным условиям, но люди, с которыми я разговаривала, уже собираются в следующем году пойти опять. Они описывают удивительный подъем, когда идут все вместе, поют Акафист святому Николаю, а все церкви на маршруте встречают их колокольным звоном.

6 июня в Великорецком праздничные службы, а потом паломники отдыхают, и дальше уходят уже 7 июня. Немного фото того, что мы увидели вечером 6 июня в Великорецком.

Огромный палаточный лагерь

Некоторые города ходят очень организованно

А вообще палатки стоят везде

По дорожке к реке импровизированный рынок, паломники могут прикупить что-нибудь нужное или не очень)

Поляна, где проходит Литургия, и церковь-алтарь

Купель и источник

В советское время, когда ход был запрещен, возникали разные легенды, к примеру, что икона была обретена на сосне и, если проползти под корнями сосны, будет вам счастье) Сейчас вроде никто не ползает, но ленточки завязывают.

Люди приезжают отовсюду, к примеру, автобус из Ставропольского края.

В гостевом доме Ковчег хозяин принимает кучу народа, люди спят и на кроватях, и на полу, и во дворе в палатках. Кстати, сам дом очень уютный, и, если сюда приехать не во время крестного хода, то тут тишина и покой, и вполне можно отдохнуть недельку на лоне природы, ходить за грибами, особенно за рыжиками, которые славятся на всю Россию.

По моему впечатлению, в крестном ходе участвовал почти весь город. То тут, то там мы слышали разговоры о нем. В Великорецком встретили мы удивительную женщину, которая вместе с мужем и несколькими пенсионерами восстанавливает село Ошеть, создает там васнецовский маршрут и еще готовит прекрасный сыр. Но это уже другая история. Продолжение следует)

Святой Николай Чудотворец

«Святитель Отче Николае, моли Бога о нас!»

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход — один из самых крупных, известных и многочисленных крестных ходов России. Он проводится в честь святителя Николая Чудотворца уже более 600 лет. Каждый год с 3 по 8 июня паломники со всей страны и Ближнего Зарубежья проходят путь с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой святого Николая. Крестный ход ежегодно собирает десятки тысяч людей. С ним связано множество свидетельств верующих о чудесном исцелении и святой помощи Николая Угодника.

Общая протяжённость пути — 150 км. Маршрут крестного хода: город Киров (Вятка) — река Великая (село Великорецкое, Юрьянский район Кировской области) — город Киров (Вятка).

История Великорецкого крестного хода

Легенда гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от этой иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма – более достойного места для чудотворного образа.

В XIII-XIV веках русские люди только еще начали поселяться на вятской земле, заселенной, в основном, языческими племенами. Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (в то время и до 1780 года центр Вятского края имел такое название). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли — Великорецкий крестный ход.

Cлава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая.

До 20-х годов XX века Образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.

Великорецкое и образ Николая Чудотворца

Великорецкая икона Николая Чудотворца

Великорецкая икона Николая Чудотворца — это образ, состоящий из средника с поясным изображением Святителя Николая и восьми живописных клейм с изображением чудес Святителя. К сожалению, оригинал Великорецкого образа был утрачен в годы гонений на Церковь. Ныне крестный ход совершается с его точным списком XVII века, который является также чудотворной и чтимой святыней Вятской епархии.

Старинное село Великорецкое находится в 80 км. от города Кирова. Каждый год 3 июня сюда отправляется крестный ход с образом Святителя Николая Чудотворца. Место обретения чудотворной иконы на берегу реки Великой отмечено часовней над святым источником.

В день Великорецких торжеств, когда образ доставляется в село, прямо на берегу совершается Божественная литургия. Верующие отмечают, что богослужение в этот день всегда проходит с большой торжественностью и величием. Особую праздничность событию придает пение церковного хора.

После службы под звон колоколов происходит освящение воды на источнике и на реке Великой. Многие паломники считают своим долгом окунуться в воде. Говорят, что такая вода целебная, а от усталости не остаётся и следа. По окончании торжественных богослужений в Великорецком, крестный ход не заканчивается. Паломников ожидает не менее трудный путь обратно.

Чудесные исцеления от Великорецкого образа Святителя Николая

Множество свидетельств об исцелении людей от Великорецкого образа сохранилось в письменных источниках. В архивах можно отыскать описание чудес, которые были засвидетельствованы в Вятке с 1551 по 1647 годы. Это короткие рассказы о том, как много простых людей получали помощь в тяжелых болезнях после молитвы перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Например, два из них:

«10 января 1558 года прииде в соборную церковь жена некая Орлова города Некрасова Куклина, слепа тритцать недель, и постави свещу пред чюдотворный образ и молитвами святаго Николы прозре и бысть здрава»[1].

Или в этом же году записано:

«9 мая жена именем Матрона Федорова приведена бысть пред чюдотворный образ святаго Николы. Ногами не владела год и приложиша ея к чюдотворному образу и, святой воды испив, исцеление получи»[1].

Всего в архивных записях сохранилось более 200 чудес, совершенных по молитвам перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Их список пополняется и сегодня. С каждым Великорецким крестным ходом вера людей в святую помощь святителя Николая только крепнет.

[1]Источник: «Повесть о явлении чудотворного образа Великорецкого Николы архиепископа Мирликийского» (№ 403, Маз. Рукопись 17 века. – РГАДА.)

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход проводится ежегодно с 3 по 8 июня, по одному и тому же маршруту, протяженность маршрута 150км. В расписание Великорецкого крестного хода могут вноситься изменения и дополнения в соответствии с церковным календарем, но практически из года в год расписание одно и то же. Расписание движения на 2015 год можно посмотреть здесь.

Великорецкому крестному ходу уже более 600 лет. Он посвящен явлению образа Николая Чудотворца на берегу реки Великой. Но мы углубляться в это не будем, кому интересно то подробнее можно узнать историю хода тут. Мы же обсудим что понадобиться нам для того, чтобы пройти этот маршрут более подготовленными.

Итак, предстоит преодолеть маршрут большой протяженности, следовательно возникают следующие вопросы:

В чем идти Великорецкий крестный ход?

Конечно же выбор одежды больше всего зависит от погодных условий похода. Лучше всего иметь с собой два варианта экипировки. Один вариант для сухой погоды и передвижения по сухой местности и другой вариант для передвижения в дождь и по сырой местности.

При передвижении по сухому маршруту в Великорецком крестном ходе потребуется легкая и просторная одежда хорошо отводящая тепло и влагу от тела. Поскольку все переходы будут осуществляться в светлое время суток, то придется столкнуться больше с жарой чем с холодом, следовательно обязателен головной убор. Если обувь немного вам давит или хлябает то лучше ее не брать поскольку это может обернуться в последствии активной ходьбы — мозолями или распуханием ног. Но обувь может быть и больше главное чтобы она не натирала ногу во время ходьбы по маршруту крестного хода.

На пути следования будут участки маршрута, которые возможно перейти в брод, поэтому может оказаться практичным одеть штаны, которые не сложно подогнуть (минимум до колен) и обувь, которую можно быстро снять и одеть (либо которая быстро сохнет). Но если вы не найдете такой одежды, то всегда можно найти такие места, которые легко преодолеваются в резиновых сапогах.

Вторым вариантом одежды необходимо запастись на случай дождя или перехода по сырой местности. В первую очередь необходим плащ или накидка защищающая вас от дождя, также необходима непромокаемая обувь, чаще всего это резиновые сапоги.

Не забываем взять еще один комплект сменной одежды и одежду для ночлега, впрочем посмотря вокруг, вы поймете что у многих людей одна одежда для всего. Но мы будем рассматривать вариант более комфортного похода.

Где ночевать и кушать?

Ночевать в Великорецком крестном ходе можно в отведенных для этого местах со всеми поломниками, но не всегда может хватить места, а если место и найдется то будет не очень комфортно.

Можно взять с собой палатку и спать в ней. В таком случае не нужно будет тратить время на поиск ночевки после трудного активного маршрута и разместиться более удобно. Минусом здесь является то, что палатку нужно будет постоянно весь маршрут носить с собой и ночью будет прохладнее чем в отведенном для ночлега помещении.

Также есть возможность попроситься переночевать в дом к местным жителям за определенную плату. Плюс в том что можно хорошо выспаться в тепле, но не факт что вас пустят или то что вас не опередят другие желающие поломники Великорецкого крестного хода.

По поводу еды можно сказать что ее можно не брать или взять самый минимум, поскольку докупить продуктов можно будет в населенных пунктах и еще организуется полевая кухня с кашей и чаем.

Что с собой брать в Великорецкий крестный ход?

Взять нужно: необходимую одежду(см. выше), накидку от дождя как на себя так и на рюкзак, минимальный запас еды, вода минимум 1,5 литра на человека (обязательно), окажется весьма полезным фонарик, аптечка.

Великорецкий крестный ход: пикап, ливень и звонарь

Тысячи верующих отправились в многокилометровый поход в село Великорецкое.

Сегодня, 3 июня, в 10:00 от стен Трифонова монастыря в Кирове стартовал Великорецкий крестный ход. В 2019 году этому событию исполняется 627 лет, а 30 лет назад было получено официальное разрешение на проведение крестного хода.

Традиционно, на путь до села Великорецкое, длиной 90 километров, выходят десятки тысяч паломников из регионов России и Зарубежья. Перед началом хода митрополит Вятский и Слободской Марк отслужил божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе. Затем на соборной площади монастыря состоялся молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу. В этом году крестный ход сопровождал звонарь в кузове автомобиля-пикапа. И, как обычно, в первые же километры крестный ход попал под ливень.

Кульминацией крестного хода станут торжественные мероприятия 6 июня в селе Великорецкое.

На обратном пути паломники пешком преодолеют 60 километров.

Расписание Великорецкого крестного хода (источник: сайт Вятской и Слободской Епархии РПЦ)

3 июня, понедельник

07.00 — Божественная литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе г.

Кирова, возглавляет митрополит Вятский и Слободской Марк.

09.00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.

10.00 — Начало Крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.

11.30 — Встреча Крестного хода в Троицкой церкви г. Кирова.

14.00 — Выход Крестного хода из Троицкой церкви г. Кирова.

18.30 — Встреча Крестного хода в с. Бобино. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

4 июня, вторник

3.00 — Выход Крестного хода из с. Бобино.

10.00 — Встреча Крестного хода в с. Загарье. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

12.00 — Выход Крестного хода из с. Загарье.

20.00 — Встреча Крестного хода в с. Монастырском. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.

5 июня, среда

3.00 — Выход Крестного хода из с. Монастырского.

9.00 — Прибытие Крестного хода в с. Горохово. Божественная Литургия.

12.00 — Выход Крестного хода из с. Горохово.

16.30-17.00 — Отправление автобусов от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое.

18.00 — Встреча Крестного хода в Великорецком Подворье. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.

18.30 — Всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь.

18.30 — Всенощное бдение в Преображенском храме. Исповедь.

18.30 — Всенощное бдение в Никольском храме. Исповедь.

19.00; 20.00; 21.00 — Отправление автобусов с паломниками из с. Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

6 июня, четверг

1.00 — Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.

3.00 — Ранняя Божественная литургия в Никольском храме.

6.00 — Средняя Божественная литургия на берегу реки Великой.

6.00 до 8.00 — Отправление автобусов с паломниками от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое.

10.00 — Поздняя Божественная литургия на берегу реки Великой.

13.00 — Крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой.

14.00 — Перенесение иконы от берега реки Великой в Никольский храм Великорецкого Подворья.

14.00 — 18.00 — Молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Никольском храме.

18.00 – Перенесение иконы святителя Николая из Никольского храма в Преображенский храм.

9.00 — 19.00 — Отправление автобусов с паломниками из с. Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

7 июня, пятница

1.00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Преображенском храме Великорецкого Подворья.

2.00 — Выход Крестного хода из с. Великорецкого.

14.00 — Встреча Крестного хода в с. Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая.

16.00 — Выход Крестного хода из с. Медяны.

17.00 — Встреча Крестного хода в пос. Мурыгино.

8 июня, суббота

3.00 — Выход Крестного хода из пос. Мурыгино.

4.00 — Встреча Крестного хода в пос. Гирсово. Молебен Святителю Николаю.

5.00 — Выход Крестного хода из пос. Гирсово.

13.00 — Встреча Крестного хода в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (г. Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, водосвятие.

14.30 — Выход Крестного хода.

16.30 — Встреча Крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря г. Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю.

Ссылка на основную публикацию