Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход

В далекие 50-е одноклассница моя ушла в таинственный Крестный ход молиться за отца, который был тяжело болен. Но – куда?

Это была тайна целого города. В начале лета из города можно было уйти в секретное странствие. Сообщали об этом шепотом: Крестный ход был запрещен, паломников ловила милиция.

Тайно крещеное бабками мое поколение обретало веру «в горниле сомнений», и для нас Крестный ход на реку Великую, к месту обретения чудотворной иконы святителя Николая, стал утверждением этой веры, праздником души, где все было открытием. Грозы и град, палящее солнце и буйные ветры, морозные утренники перед рассветом – все казалось впервые обретенным, и останется в памяти навсегда.

А в этом году паломники видели двойную радугу. Нечаянная радость эта многим дала силы совершить Крестный ход. Ведь, конечно, это испытание. 150 километров пути по неудобицам, пашне, болотинам. Молебны под открытым небом на месте разрушенных храмов. Краткие привалы, обморочный сон под гул вековых тополей.

Каким-то непостижимым образом это выверенное за последнюю четверть века расписание Хода сочетается с тысячами и тысячами личностных его переживаний, размышлениями о судьбе своей, своих близкий, о судьбе малой родины и большой России.

Для нас, вятских, Великорецкий крестный ход – 600-летняя традиция. Ходили, провожали и встречали его еще наши деды-прадеды. Из дальних и ближних деревень ручейками стекались каждый год в село Великорецкое паломники. А было у нас этих деревень тысячи и тысячи: Вятская губерния на рубеже 20-го века стала одной из самых густонаселенных в России. И вечная боль наша, что край наш людьми оскудел, деревни исчезают, и хочется, как заклинание, повторять их имена – Плеханы, Слободка, Земцы, Медвяга, Бахичи, Мухичи, Гуси, Метели.

Многолюдство Крестного хода (в 2015 году в нем участвовали 35000 человек) помогает осознать общую нашу силу, собраться духом, обрести надежду.
Река крестного хода завораживает. Хочется глядеть в эти будто родные лица. Среди паломников все больше молодежи, все меньше ходких старушек, которые пронесли традицию в трудные времена запретов. Всем находится место среди паломников. И старцам, и физикам, и поэтам и подросткам из воскресной школы.
На ранней литургии на берегу реки Великой отец Сергий говорил о благодарении, чтобы «сердце ожило», чтобы святому мы приносили не только слова и песни, но и по силе совершали добрые дела. Да будет так.

Великорецкий крестный ход в 2020 году

Из истории вопроса

Это случилось в 1383 году. На берегу реки Великой вятскому крестьянину Агалакову был явлен чудесный образ святителя Николая. В наше в общем-то не столь чудесное время мало кому понятна фраза «был явлен». Но, как известно из жития святых, явление святыни сопровождается зачастую ярким светом. Очевидно, что Агалаков шел вдоль берега реки и увидел свечение. Подошел ближе и обнаружил икону, которую принес в село Великорецкое.

По молитвам святителя Николая люди, молящиеся перед сей иконой, стали исцеляться от тяжких недугов. В благодарность за столь великую милость Божию на месте нахождения святыни была построена сначала часовня, а потом храм.

Спустя 9 лет верующие перенесли обретенный образ в Хлынов (ныне Киров), где иконе могли поклониться гораздо больше людей, но сама главное — там она была в безопасности. На рубеже XIII-XIV веков на Вятке часто случались набеги языческих племен на православных. Тогда был дан обет каждый год доставлять святыню на место ее явления — берег реки Великой. Это и стало началом Великорецкого крестного хода, совершаемого вот уже более 600 лет.

В советское время икона была утрачена, никто не знает, куда она пропала и сохранилась ли. Однако ранее был сделан список (копия) чудотворного образа, с которым паломники и отправляются в путь.

Как принять участие

По своему опыту знаю, что принять участие в Великорецком крестном ходе может любой желающий. Разумеется, в основном, все паломники — люди верующие, сознающие куда и зачем они идут.

Шествие начинается каждый год 3 июня с Божественной литургии в Свято-Успенском соборе в центре Кирова. Во главе колонны — митрополит Вятский и Слободской Марк.

Расписание Великорецкого крестного хода в 2019 году

Расписание автобусов на Великорецкий крестный ход на 2017 год:

Актуализирована ГИС-карта Великорецкого крестного хода

О профилактике заболеваний, вызванных укусами клещей

Легенда гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма — более достойного места для чудотворного образа.

В XIII -XIV веках русские люди только еще начали поселяться на вятской земле, заселенной, в основном, языческими племенами. Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (в то время и до 1780 года центр Вятского края имел такое название). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли — Великорецкий крестный ход.

Cлава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая. Второй раз чудотворная икона побывала в Москве в 17 веке по приказу царя Михаила Федоровича. В 1668 году был назначен официальный день празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая — 24 мая (6 июня по новому стилю).

До 20-х годов XX века Образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.

Вот уже более 600 лет икона святителя Николая приносится на место явления — берег реки Великой. До 1777 года Крестный ход совершался водным путем по Вятке и Великой на лодках и плотах, потом стал проходить по суше.

Великорецкий крестный ход — самый древний, известный, многолюдный и величественный из всех крестных ходов Вятской земли. Он начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора г. Кирова, идет через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт — село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров. Тысячи паломников из разных городов и сел России проходят 180- километровый путь. На богослужениях в селе Великорецком присутствует более 10 тысяч человек, в том числе иностранные гости.

Возрождается созданный в XVIII — XIX веках архитектурно-храмовый комплекс села Великорецкого — «Великорецкий град», в состав которого входят Преображенская церковь (1739 год), Никольская церковь (1822-1839 годы), Ильинская колокольня (1860 год), а также торговые ряды, гостиный двор и четыре каменных двухэтажных дома для притча и школы (XIX век). Над святым источником вновь построена часовня.

В 2005 году в селе Великорецком учрежден Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Святой Николай Чудотворец

«Святитель Отче Николае, моли Бога о нас!»

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход — один из самых крупных, известных и многочисленных крестных ходов России. Он проводится в честь святителя Николая Чудотворца уже более 600 лет. Каждый год с 3 по 8 июня паломники со всей страны и Ближнего Зарубежья проходят путь с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой святого Николая. Крестный ход ежегодно собирает десятки тысяч людей. С ним связано множество свидетельств верующих о чудесном исцелении и святой помощи Николая Угодника.

Общая протяжённость пути — 150 км. Маршрут крестного хода: город Киров (Вятка) — река Великая (село Великорецкое, Юрьянский район Кировской области) — город Киров (Вятка).

История Великорецкого крестного хода

Легенда гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от этой иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма – более достойного места для чудотворного образа.

В XIII-XIV веках русские люди только еще начали поселяться на вятской земле, заселенной, в основном, языческими племенами. Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (в то время и до 1780 года центр Вятского края имел такое название). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли — Великорецкий крестный ход.

Cлава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая.

До 20-х годов XX века Образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.

Великорецкое и образ Николая Чудотворца

Великорецкая икона Николая Чудотворца

Великорецкая икона Николая Чудотворца — это образ, состоящий из средника с поясным изображением Святителя Николая и восьми живописных клейм с изображением чудес Святителя. К сожалению, оригинал Великорецкого образа был утрачен в годы гонений на Церковь. Ныне крестный ход совершается с его точным списком XVII века, который является также чудотворной и чтимой святыней Вятской епархии.

Старинное село Великорецкое находится в 80 км. от города Кирова. Каждый год 3 июня сюда отправляется крестный ход с образом Святителя Николая Чудотворца. Место обретения чудотворной иконы на берегу реки Великой отмечено часовней над святым источником.

В день Великорецких торжеств, когда образ доставляется в село, прямо на берегу совершается Божественная литургия. Верующие отмечают, что богослужение в этот день всегда проходит с большой торжественностью и величием. Особую праздничность событию придает пение церковного хора.

После службы под звон колоколов происходит освящение воды на источнике и на реке Великой. Многие паломники считают своим долгом окунуться в воде. Говорят, что такая вода целебная, а от усталости не остаётся и следа. По окончании торжественных богослужений в Великорецком, крестный ход не заканчивается. Паломников ожидает не менее трудный путь обратно.

Чудесные исцеления от Великорецкого образа Святителя Николая

Множество свидетельств об исцелении людей от Великорецкого образа сохранилось в письменных источниках. В архивах можно отыскать описание чудес, которые были засвидетельствованы в Вятке с 1551 по 1647 годы. Это короткие рассказы о том, как много простых людей получали помощь в тяжелых болезнях после молитвы перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Например, два из них:

«10 января 1558 года прииде в соборную церковь жена некая Орлова города Некрасова Куклина, слепа тритцать недель, и постави свещу пред чюдотворный образ и молитвами святаго Николы прозре и бысть здрава»[1].

Или в этом же году записано:

«9 мая жена именем Матрона Федорова приведена бысть пред чюдотворный образ святаго Николы. Ногами не владела год и приложиша ея к чюдотворному образу и, святой воды испив, исцеление получи»[1].

Всего в архивных записях сохранилось более 200 чудес, совершенных по молитвам перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Их список пополняется и сегодня. С каждым Великорецким крестным ходом вера людей в святую помощь святителя Николая только крепнет.

[1]Источник: «Повесть о явлении чудотворного образа Великорецкого Николы архиепископа Мирликийского» (№ 403, Маз. Рукопись 17 века. – РГАДА.)

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход проводится ежегодно с 3 по 8 июня, по одному и тому же маршруту, протяженность маршрута 150км. В расписание Великорецкого крестного хода могут вноситься изменения и дополнения в соответствии с церковным календарем, но практически из года в год расписание одно и то же. Расписание движения на 2015 год можно посмотреть здесь.

Великорецкому крестному ходу уже более 600 лет. Он посвящен явлению образа Николая Чудотворца на берегу реки Великой. Но мы углубляться в это не будем, кому интересно то подробнее можно узнать историю хода тут. Мы же обсудим что понадобиться нам для того, чтобы пройти этот маршрут более подготовленными.

Итак, предстоит преодолеть маршрут большой протяженности, следовательно возникают следующие вопросы:

В чем идти Великорецкий крестный ход?

Конечно же выбор одежды больше всего зависит от погодных условий похода. Лучше всего иметь с собой два варианта экипировки. Один вариант для сухой погоды и передвижения по сухой местности и другой вариант для передвижения в дождь и по сырой местности.

При передвижении по сухому маршруту в Великорецком крестном ходе потребуется легкая и просторная одежда хорошо отводящая тепло и влагу от тела. Поскольку все переходы будут осуществляться в светлое время суток, то придется столкнуться больше с жарой чем с холодом, следовательно обязателен головной убор. Если обувь немного вам давит или хлябает то лучше ее не брать поскольку это может обернуться в последствии активной ходьбы — мозолями или распуханием ног. Но обувь может быть и больше главное чтобы она не натирала ногу во время ходьбы по маршруту крестного хода.

На пути следования будут участки маршрута, которые возможно перейти в брод, поэтому может оказаться практичным одеть штаны, которые не сложно подогнуть (минимум до колен) и обувь, которую можно быстро снять и одеть (либо которая быстро сохнет). Но если вы не найдете такой одежды, то всегда можно найти такие места, которые легко преодолеваются в резиновых сапогах.

Вторым вариантом одежды необходимо запастись на случай дождя или перехода по сырой местности. В первую очередь необходим плащ или накидка защищающая вас от дождя, также необходима непромокаемая обувь, чаще всего это резиновые сапоги.

Не забываем взять еще один комплект сменной одежды и одежду для ночлега, впрочем посмотря вокруг, вы поймете что у многих людей одна одежда для всего. Но мы будем рассматривать вариант более комфортного похода.

Где ночевать и кушать?

Ночевать в Великорецком крестном ходе можно в отведенных для этого местах со всеми поломниками, но не всегда может хватить места, а если место и найдется то будет не очень комфортно.

Можно взять с собой палатку и спать в ней. В таком случае не нужно будет тратить время на поиск ночевки после трудного активного маршрута и разместиться более удобно. Минусом здесь является то, что палатку нужно будет постоянно весь маршрут носить с собой и ночью будет прохладнее чем в отведенном для ночлега помещении.

Также есть возможность попроситься переночевать в дом к местным жителям за определенную плату. Плюс в том что можно хорошо выспаться в тепле, но не факт что вас пустят или то что вас не опередят другие желающие поломники Великорецкого крестного хода.

По поводу еды можно сказать что ее можно не брать или взять самый минимум, поскольку докупить продуктов можно будет в населенных пунктах и еще организуется полевая кухня с кашей и чаем.

Что с собой брать в Великорецкий крестный ход?

Взять нужно: необходимую одежду(см. выше), накидку от дождя как на себя так и на рюкзак, минимальный запас еды, вода минимум 1,5 литра на человека (обязательно), окажется весьма полезным фонарик, аптечка.

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход

Одной из главных достопримечательностей Юрьянского района и Кировской области является Великорецкий крестный ход. Это один из самых древних, самый известный, самый многолюдный и величественный из всех крестных ходов Вятской земли.

Легенда гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма — более достойного места для чудотворного образа.
В XIII -XIV веках русские люди только еще начали поселяться на вятской земле, заселенной, в основном, языческими племенами. Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (в то время и до 1780 года центр Вятского края имел такое название). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли — Великорецкий крестный ход.
Cлава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая. Второй раз чудотворная икона побывала в Москве в 17 веке по приказу царя Михаила Федоровича. В 1668 году был назначен официальный день празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая — 24 мая (6 июня по новому стилю).
До 20-х годов XX века Образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе г.Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.
Вот уже более 630 лет икона святителя Николая приносится на место явления — берег реки Великой. До 1777 года Крестный ход совершался водным путем по Вятке и Великой на лодках и плотах, потом стал проходить по суше.
Великорецкий крестный ход — самый древний, известный, многолюдный и величественный из всех крестных ходов Вятской земли. Он начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора г. Кирова, идет через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт — село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров. Тысячи паломников из разных городов и сел России проходят 180- километровый путь. На богослужениях в селе Великорецком присутствует более 80 тысяч человек, в том числе иностранные гости.
Возрождается созданный в XVIII — XIX веках архитектурно-храмовый комплекс села Великорецкого — «Великорецкий град», в состав которого входят Преображенская церковь (1739 год), Никольская церковь (1822-1839 годы), Ильинская колокольня (1860 год), а также торговые ряды, гостиный двор и четыре каменных двухэтажных дома для притча и школы (XIX век). Над святым источником вновь построена часовня.
В 2005 году в селе Великорецком учрежден Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь.
В 2000 году Указом Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Крестному ходу на реку Великая придан статус общероссийского.

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход в честь явления иконы святителя Николая Чудотворца (именуемой Великорецким образом святителя Николая Чудотворца) – самый древний, величественный, а сегодня еще и самый многолюдный из всех крестных ходов Вятской земли, и один из крупнейших в России. Он проходит ежегодно с 3 по 8 июня с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца.

Изначально ход начинался от Свято-Серафимовского собора города Кирова, но в последние годы он стартует из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря города Кирова. Неизменным остаётся его конечный пункт – село Великорецкое. Здесь, на берегу реки Великой в храмах проходят торжественные богослужения, а затем ход возвращается обратно в Киров. В этом действе ежегодно принимают участие тысячи паломников из разных городов и сел России и даже из-за рубежа. И с каждым годом их число растет, и никого не пугает этот 180-километровый путь.

Крестный ход известен с начала 15 века. Легенда гласит, что в 1383 году некому вятскому крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая на высоком берегу реки Великой. Вскоре от этой иконы начались исцеления и прочие чудеса, и молва о чудотворном образе быстро разнеслась по округе.

К иконе потянулись люди, на месте явления была построена часовня, а вскоре появился и храм. Но опасаясь за сохранность иконы, вятичи перенесли ее в столицу губернии – в Хлынов (сегодня – Киров), но дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так и родилась традиция Великорецкого крестного хода.

В 1668 году был назначен официальный день празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая – 6 июня (по новому стилю), в этот день и проходят торжественные службы в селе Великорецком.

Причем первоначально крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах, а с 1778 года был разработан новый маршрут – сухопутный (итого 150 км), который действует и сегодня.

Стоит отметить, что после Октябрьской революции 1917 года и установления советской власти некоторое время традиция крестного хода сохранялась. Однако уже в 1930-х годах он был запрещен, но, несмотря на это, группы паломников все равно ходили на берег реки Великой, к месту обретения чудотворной иконы. Официально запрет был отменен лишь в 1989 году, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу был присвоен статус Всероссийского.

Другие праздники в разделе «Православные праздники»

Великорецкий крестный ход

В 1383 г. на берегу реки Великой явился образ святителя Николая. От иконы начались чудотворения. Крестьяне выстроили часовню, а потом и церковь. Времена и места были лихие, поэтому икону перенесли в Вятку, и дали обет ежегодно приносить на место явления. 2 раза икона побывала в Москве, в честь нее освятили один из приделов храма Василия Блаженного. Сначала крестный ход проходил «водным путем» по рекам, а с 17 в. стал сухопутным.
Икона, которую сейчас несут – чтимый список с чудотворной иконы, а сама икона Николая таинственным образом исчезла, когда храм, где она находилась в 20-е годы 20 в. отдали на поругание.

Фото из Интернета

В советское время люди тоже ходили в Великорецкое, их ловили, возвращали обратно, но в следующем году они опять шли.
А возродился крестный ход в 1989 г.

Маршрут и расписание хода (только не знаю, какого года) ( Фото из Интернета)

Теперь о масштабах события: как я уже писала, пройти верующим надо 150 км, и самый трудный — второй день, когда идти придется почти 50 км. Сама я пешком 50 км в день проходила только 1 раз, и понимаю, насколько это сложно. А если представить, что идут и пожилые люди, и дети, и с 3 ч. утра — это уже подвиг. Часть пути проходит по грунтовым дорогам, а что представляет собой мокрая глина после прохождения по ней группы людей, думаю, вы понимаете. А группа людей в случае Великорецкого хода – это ни много ни мало — тысячи человек.

Фото из Интернета

В прошлом году было, кажется, около 36 тысяч, в этом — 20 тысяч .

Сыграла роль погода: 3 дня люди шли под почти непрекращающимся дождем, при температуре около 10 градусов. Мы, к сожалению, не видели, как они шли, видели паломников только в Великорецком, 6 июня, когда они с утра участвовали в праздничной литургии, а потом отдыхали. Но какие у всех были светящиеся лица! Как будто и не было 90 км по грязи и под дождем.
Немножко технических деталей. Приезжают паломники со всей России, в Вятке живут в палатках на территории стадиона. 3 июня Крестный ход начинается от Кафедрального собора в Успенском Трифоновом монастыре, идет до села Макарье по трассе, там служится Акафист, и дальше ход поворачивает на грунтовую дорогу.

Троицкая церковь с.Макарье

В первый день проходят 15 км, во 2-й – самый сложный — около 50.

Фото из Интернета

Причем утренний подъем в 2-3 ч. ночи. Паломники несут с собой палатки и спальники. В селах также открывают для ночевок школы, дома культуры, многие жители приглашают паломников к себе. Многие группы паломников, приезжающих организовано со своими батюшками, имеют что-то типа автосопровождения, т.е. палатки их уже дожидаются на стоянках.

На каждой стоянке есть биотуалеты, полевая кухня и вода. Весь маршрут и особенно места ночевок обработаны от клещей, что очень актуально для Кировской области.

Паломников сопровождает МЧС с рациями (сотовая связь там мало, где работает), и если вдруг что-то случается, типа подвернутой ноги и т.д., на квадроцикле потерпевшего доставляют на асфальтовую дорогу, где дежурит скорая помощь.
Этот крестный ход был практически самым тяжелым за много лет по погодным условиям, но люди, с которыми я разговаривала, уже собираются в следующем году пойти опять. Они описывают удивительный подъем, когда идут все вместе, поют Акафист святому Николаю, а все церкви на маршруте встречают их колокольным звоном.

6 июня в Великорецком праздничные службы, а потом паломники отдыхают, и дальше уходят уже 7 июня. Немного фото того, что мы увидели вечером 6 июня в Великорецком.

Огромный палаточный лагерь

Некоторые города ходят очень организованно

А вообще палатки стоят везде

По дорожке к реке импровизированный рынок, паломники могут прикупить что-нибудь нужное или не очень)

Поляна, где проходит Литургия, и церковь-алтарь

Купель и источник

В советское время, когда ход был запрещен, возникали разные легенды, к примеру, что икона была обретена на сосне и, если проползти под корнями сосны, будет вам счастье) Сейчас вроде никто не ползает, но ленточки завязывают.

Люди приезжают отовсюду, к примеру, автобус из Ставропольского края.

В гостевом доме Ковчег хозяин принимает кучу народа, люди спят и на кроватях, и на полу, и во дворе в палатках. Кстати, сам дом очень уютный, и, если сюда приехать не во время крестного хода, то тут тишина и покой, и вполне можно отдохнуть недельку на лоне природы, ходить за грибами, особенно за рыжиками, которые славятся на всю Россию.

По моему впечатлению, в крестном ходе участвовал почти весь город. То тут, то там мы слышали разговоры о нем. В Великорецком встретили мы удивительную женщину, которая вместе с мужем и несколькими пенсионерами восстанавливает село Ошеть, создает там васнецовский маршрут и еще готовит прекрасный сыр. Но это уже другая история. Продолжение следует)

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Начался Великорецкий крестный ход

3 июня 2019 года в Вятской митрополии начался Великорецкий крестный ход — торжественное шествие со старинным списком Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца на берег реки Великой, к месту явления чудотворного образа.

Шествие предварила Божественная литургия в Успенском соборе Трифонова мужского монастыря г. Кирова, которую возглавил митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений.

За богослужением молилась настоятельница Серафимо-Покровского женского монастыря г. Ленинск-Кузнецкий игумения Нектария (Седова) и многочисленные паломники.

В храме присутствовали губернатор Кировской области Игорь Васильев, председатель Законодательного собрания Кировской области Владимир Быков.

Проповедь перед причастием произнес руководитель миссионерского отдела Вятской епархии иерей Петр Машковцев.

По окончании богослужения на Соборной площади Трифонова монастыря перед Великорецким образом святителя Николая был совершен молебен с акафистом.

Со словами напутствия и поздравления к паломникам обратился губернатор Кировской области Игорь Васильев. Митрополит Вятский Марк благословил участников крестного хода.

По сводкам УМВД по Кировской области, из города Кирова крестным ходом вышло порядка двадцати семи тысяч человек.

Накануне, 2 июня, митрополит Вятский и Слободской Марк совершил поездку в село Великорецкое. Глава Вятской митрополии возглавил молебен святителю Николаю и чин освящения поклонного креста в бывшей деревне Захаровской (Ивутино). Его Высокопреосвященству сослужили наместник подворья Трифонова монастыря в селе Великорецком архимандрит Феодор (Рулев) и иеромонах Николай (Белев). В поездке митрополита Марка сопровождали митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий, настоятельница Серафимо-Покровского женского монастыря игумения Нектария (Седова).

В переписных книгах деревня Захаровская (Ивутино), как правило, называется «деревней Захара Ивутина». Известно, что она находилась в Великорецком стане и существовала еще во времена преподобного Трифона Вятского. Можно предположить, что деревня Захаровская находилась на левом берегу реки Великой, рядом с деревней Зоновской, примерно в одном километре южнее села Великорецкого, где сегодня на дороге ведущей в село Чудиново находятся две деревни — Большие Барановы и Ардичи.

Главные торжества Великорецкого крестного хода состоятся 6 июня на берегу реки Великой — месте явления Великорецкой иконы святителя и чудотворца Николая. Божественную литургию и водосвятный молебен возглавит митрополит Вятский и Слободской Марк. Завершится крестный ход 8 июня.

Великорецкий крестный ход — один из самых продолжительных крестных ходов в России. Обретение иконы святителя Николая Чудотворца произошло в 1383 году. Крестьянин Агалаков из деревни Крутицы обнаружил образ на берегу реки Великой, отсюда пошло его название — Великорецкий. Около 1400 года образ был отправлен в город Хлынов, названный затем Вяткой, затем — Кировым.

В 1935 году при разрушении кафедрального собора чудотворная икона была утрачена. Великорецкий крестный ход был запрещен в 1930-х годах и официально восстановлен в 1989 году. Теперь вместо утраченной иконы верующие несут один из ее списков.

В 2000 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II присвоил ходу статус всероссийского.

Крестный ход проходит ежегодно с 3 по 8 июня. Основные торжества совершаются 5 и 6 июня на реке Великой и в храмах Великорецкого подворья Трифонова мужского монастыря (с. Великорецкое).

Крестный ход начинается 3 июня от Успенского собора города Кирова, идет через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт ― село Великорецкое, где совершаются молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров. Тысячи паломников из разных городов и сел России проходят 180-километровый путь. На богослужения в Великорецком собирается более 50 тысяч человек.

В селе Великорецкое возрождается созданный в XVIII-XIX веках архитектурно-храмовый комплекс «Великорецкий град», в состав которого входят Преображенская церковь (1739 г.), Никольская церковь (1822-39 гг.), Ильинская колокольня (1860 г.), а также торговые ряды, гостиный двор и четыре каменных двухэтажных дома для причта и школы (XIX в.).

В 2015 году впервые весь путь с паломниками крестного хода от Кирова до села Великорецкого прошел митрополит Вятский и Слободской Марк.

В 2017 году Великорецкий крестный ход возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Ссылка на основную публикацию