Византийские иконы

Византийские иконы

За время существования Византийского государства, период которого составил IV-XV век, культурное мировоззрение общества успело значительно преобразиться, благодаря появлению новых творческих взглядов и направлений в искусстве. Их уникальное многообразие художественных произведений, которые по-разному отражали сложившуюся в мире действительность, способствовали непременному развитию высших духовных ценностей, побуждая новые поколения общества к наибольшему просвещению. Среди самых распространенных видов культурного достояния Римской империи, особое внимание следует уделить иконописи.

История византийских икон

Это старинный религиозный жанр средневековой живописи, где авторам предстояло наглядно проиллюстрировать образы мифических персонажей, взятые из библии. Изображения священных лиц, которые римским художникам удавалось полностью отобразить на твердой поверхности, стало называться иконой. В основе создания первых византийских икон, лежит старинная техника написания, получившая широкую популярность в античные времена. Она назвалась энкаустика. В процессе её использования, иконописцам приходилось разбавлять свои краски, смешивая их с воском, который являлся главным действующим веществом. Его уникальная формула, покрывающая внешнюю сторону священного полотна, позволяла иконе долгое время сохранять свой первозданный вид в первоначальной исходной форме. Помимо этого, главные черты лица, отражающие подлинный взгляд религиозных личностей представлялись художественными творцами весьма поверхностно, с отсутствием точной детализации. Именно поэтому в первых работах, Доиконоборческого периода, охватывающий период 6 – 7 века, можно сразу же обратить внимание на грубые и в некоторых местах размытые черты лица. К числу их главных произведений следует отнести синайскую икону Апостола Петра.

Далее, с наступлением Иконоборческого периода, традиционное создание религиозных икон оказалось крайне затруднено. В первую очередь, это было связано с новыми общественно-политическими движениями, которые активно предпринимались в Византии на протяжении нескольких сотен лет. Ярые противники религиозной культуры стремились полностью запретить многовековое почитание икон, при помощи их полного уничтожения.

Однако, византийские иконы все-таки продолжили создавать, осуществляя данный процесс в строгой секретности от государственного надзора. На тот момент времени, действующие иконописцы решили полностью поменять ранее сложившееся отношение к пониманию церковной веры.

Символика и образы византийской иконы

Новый художественный замысел способствовал окончательному изменению прежней символики, которая знаменовалась переходом от старого натуралистического восприятия чувственного мира к более религиозному и священному его отражению. Теперь образы византийских икон придерживаются иных рукописных канонов. В них, обычные человеческие лица заменены на лики, вокруг которых в полукруглой форме сиял золотистый нимб. В зависимости от степени святости героев, которые представлены в библейской мифологии, наименование их ликов стало подразделяться на такие категории как Апостолы; Бессребреники; Благоверные; Великомученики; Мученики, и.т.д. Всего их насчитывается 18 видов. Наглядным примером, демонстрирующий применение новых художественных канонов, является икона Иисуса Христа в византийском стиле, которая называется Христос Пантократор.

В основе её создания были задействованы новые цветовые формы, представляющие собой сочетание натуральных и порошковых красок размешанные в жидкости. Основные черты лица, которые художнику удалось придать данной святыне, оказались настолько естественными и правильно переданными, что и в остальных последующих работах, Божий взгляд стал представлялся точно в таком же, виде, который предшествовал ранее созданному оригиналу.

Значение икон

В трудные времена массового голода, эпидемии чумы и народных восстаний, когда жизни и здоровью людей угрожала серьезная опасность, значение Византийских святынь оказывалось крайне велико в оказании помощи и спасении. Их чудотворные свойства позволяли исцелить маленьких детей и взрослых от многих сердечно-сосудистых и головных болезней. Кроме того, люди старались обращаться к ним заблаговременно, с целью формирования жизненного благополучия родным и близким.

Влияние на древнерусскую иконографию

Иконы Византии, во всем своем эстетическом великолепии сумели внести неоценимый вклад в развитие древнерусской иконографии. Поскольку главными основоположниками культурно-религиозного просвещения, в первую очередь следует выделить именно римских художников-иконописцев. Свои накопленные знания по созданию церковного великолепия они успели передать не только своему будущему поколению, но и другим существовавшим на тот промежуток времени государствам, одним из которых являлась Древняя Русь.

Византийские иконы

Византия, как государство, существовала в период 4-15 столетий, и за это время искусство Византии, в том числе иконописи, распространилось по всему миру. Византийские иконы — вид живописи средневековья, в изображениях которых иллюстрировались библейские персонажи.

История написания

В период появления первых изображений из библейской жизни в Византии, в стране хозяйствовала чума, голод, войны, человеческая жизнь постоянно висела на волоске. Помощь и спасение приходили после молитвенных воззваний к Богу, святые образа даровали исцеляющую силу, благополучие и радость жизни.

Доиконоборческий период

Картины святых, нарисованные на полотнах или досках, стали называть иконами. В это время появляется новая техника написания изображений, названная впоследствии энкаустикой, в основе которой лежит искусство смешивания краски и воск. Благодаря уникальной формуле красок изображения сохраняло свой первоначальный вид долгое время.

Доиконоборческий период в византийской живописи характеризуется поверхностными изображениями главных черт лиц, без написания точных деталей. Византийские изображения этого периода узнаваемы по размытым, грубым чертам лица.

Примером написания византийской иконы доиконоборческого периода является святой образ Иисуса «Христос Пантократор», черты Святого лика Спасителя выглядят естественно и передают всю глубину Его любви и страданий.

В иконоборческое время написание святых образов было приостановлено, когда противники поклонения иконам не только запрещали молиться около них, но и уничтожали святые лики повсеместно. В этот период иконописцы писали свои произведения под страхом смерти, вместо людей изображались живые существа, как символы веры.

Об иконах в православии:

Многие мастера кисти переехали в Италию, византийская икона приобрела другую символику, в ней стало больше религиозного и священного восприятия.

На заметку! Святые образа иконоборческого периода узнаваемы по ликам и золотому нимбу, сияющему вокруг их голов.

При написании святых образов существовало несколько категорий:

  • Иисус;
  • Богородица;
  • мученики;
  • бессребреники;
  • апостолы;
  • благоверные и другие.

В середине девятого века начинается македонский период написания картин в Византии, изображающих лики святых.

Основной характеристикой икон этого времени являются мелкие детали и отсутствие лишних украшений, полное сосредоточение на лице святого. Замерший пристальный взгляд огромных глаз, смотрящего с изображения лика, на лице которого отсутствовали эмоции и чувства, завораживал.

Комниновский период

С приходом 11 столетия произошла настоящая революция в иконописи, аскетизм сменяет гармония, наступает комниновский период священной картины. Святые лики приобретают одухотворенность и поэтичность. В это время была написана чудотворная икона «Владимирская», перевезенная в Русь в начале 12 века.

Прекрасный образ Богоматери и Младенца передает любовь Богородицы к Сыну. Ее глаза наполнены грустью, узкое лицо, немного вытянутый нос — характерные черты библейских картин Византии этого периода.

Афинский Византийский музей хранит изображение 12 века «Воскрешение Лазаря», на нем нет позолоты, дорогостоящее золото заменили красным фоном, что положило начало традициям написания на Руси краснофонных изображений святых.

Появление житийских образов

В начале 13 столетия появились житийские картины, на них изображались картины из жизни святых, которые располагали часто вокруг святого лика. Примером житийского образа может служить святой лик Катерины.

В середине 13 столетия в Византии появляются иконы, выполненные на рельефных досках. Особенно часто иконописцы любили создавать в рельефном изображении Георгия Победоносца.

Святой Георгий изображен в молитвенном состоянии, он стоит перед Спасителем, чей образ мы видим справа вверху. По периметру иконы располагаются сцены жизнеописания святого. В этом изображении можно найти элементы событий от прошлого до будущего.

Палеологовский период

Святые изображения палеологовского периода, приходящегося на середину 13 столетия, кардинальным образом отличаются от картин, написанных в раннем периоде христианства. Святые образа скорее напоминают искусно выполненные портреты.

Представительницей 15 века является прекрасная икона Божьей Матери «Кардиотисса». Уникальность этого святого образа не только в прекрасном написании, сумевшем наполнить святой образ искренними эмоциями, а еще в том, что известно имя ее автора.

Внизу изображения можно прочитать подпись — рука Ангела, принадлежавшая знаменитому византийскому художнику 15 века Ангелосу Акотантосу. Название «Кардиотисса» взято от слова «кардиология» — сердечность. В этом образе передано множество эмоций и сюжетных линий.

Младенец смотрит в Небеса. Он играет, мы проводим параллель с образом Богоматери «Взыграние Младенца», в откинутой назад спинке — знак снятия с креста.

Важно! Византийская иконопись положила начало соединения в одном образе трагедии и торжества, когда в величайшем горе можно увидеть замечательную победу.

Именно в 15 столетии византийцы поставили изготовление образов на поток, когда в течение 1,5 месяц были изготовлены 700 святых ликов Божьей Матери.

Связь древнерусской иконописи с византийской

Древнерусская иконография начала свое развитие на примерах византийских картинах, в основном написанными римскими иконописцами. В 14-15 веке на Руси творили свои шедевры византийские и греческие художники, учителем русского иконописца Андрея Рублева был Феофан Грек из Византии, которым написана икона Богоматери «Донская».

Святые изображения, написанные до 14 столетия в Руси, трудно отличить от шедевров византийской иконописи.

Православная Жизнь

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» — живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.

Богоматерь — Царица Небесная. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Богоматерь — Царица Небесная. Ангел. Фрагмент

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи — Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным о столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Епископ авраам. VI век. Гос.музеи Далема. Берлин.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и 7-го Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.

Византийская иконопись

Вообще иконопись зародилась именно в Византии. Византийским иконописцам удалось создать зримый образ Всевышнего и показать его миру. Не удивительно, что весь православный мир принял этот способ воплощения Бога, и иконописная культура распространилась во всех странах.

Конечно, византийская иконопись сформировалась не в одночасье. Принято выделять шесть периодов в развитии иконописи:

Доиконоборческий период начался в 6 веке нашей эры и продлился около ста лет;
Иконоборческий период длился с 730 по 843 год;
Македонский период начался в 843 году и закончился только в 12 веке;
Комниновский период – занял 2 половину 11 века;
13 век;
Палеологовский период – самый короткий он занял лишь первые десятилетия 14 века.

Доиконоборческий период

Иконы этого периода характеризуются следующими особенностями: изображения были грубыми и схематичными, так как иконописцы не прорисовывали мелких деталей; из-за схематичности изображения иконы были похожи друг на друга. Иконописцы этого времени использовали особую технику живописи (так называемую энкаустику), которая позволяла надолго сохранять иконы в их первозданном виде. Благодаря этому и в наше время сохранились иконы, написанные в 6 – 7 веках. Наиболее известные иконы доиконоборческого периода – «Христос Пантократор» и «Апостол Андрей».

Иконоборческий период

Этот период стал самым сложным в развитии еще не сформированной окончательно византийской иконописи. В тридцатых года восьмого века в Византии начинается активная и жестокая борьба с религиозными противниками. В результате этой борьбы многие иконописцы были объявлены еретиками, а их произведения подверглись уничтожению. Вместо икон художникам предписывалось изображать животных, растения, сюжеты из повседневной жизни и прочее. Но это не смогло остановить развитие иконописи. Многие мастера уехали в отдаленные уголки империи и продолжили свою работу. Центром иконописи стала Италия, куда переехали многие византийскими иконописцами.

Македонский период

В сороковых годах девятого века иконоборческий период закончился, и иконописные традиции получили возможность продолжения и развития. В это же время зарождается новый стиль в иконописи – аскетический стиль. Основой этого стиля стали образцы икон, написанные греческими мастерами. Особенности этого стиля заключаются в следующем: иконописцы старались сосредоточить внимание зрителя на лике святого, поэтому мелкие детали и «лишние» украшения отсутствовали на иконах; лица святых были полностью лишены эмоций и чувств, они практически ничего не выражали; главным объектом всего изображения стали огромные глаза с замершим пристальным взглядом. Типичный пример иконы македонского периода — две иконы Богоматери Одигитрии, которые сохранились до нашего времени.

Комниновский период

Этот период характеризуется сменой стиля. Иконописцы вновь вернулись к античному стилю, оставив аскетический. Изображения на иконах получают форму. Лики святых становятся более живыми, имеют индивидуальные черты. Хорошо прорисованы одежды святых. Ярчайшими примерами являются: «Владимирская икона Богоматери», написанная в Константинополе; мозаическая икона «Христос Пантократор Милующий»; икона «Григорий чудотворец».

В самом начала 13 века центр Византии — Константинополь был разграблен и разрушен рыцарями-крестоносцами. На некоторое время иконописные мастерские прекратили свою работу. Тем не менее, трагические события не смогли прекратить развитие иконописи, напротив, сформировался новый тип византийской иконы – житийные иконы, то есть, изображающие сцены из жития святых. До этого времени картины жития святых изображали исключительно на страницах церковных книг. В первом же десятилетии сцены житий стали изображать на иконах святого. В центре иконы размещали лик самого святого, а вокруг, по периметру, картины из его жития. Яркими примерами житийный икон служат икона Святителя Николая и икона Святой Екатерины.

Палеологовский период

В середине 13 века Константинополь был возвращен греками, что не могло не наложить свой отпечаток на иконописные традиции. В этот период чувствуется влияние античной культуры и искусства. Иконы этого периода довольно сильно отличаются от ранних икон. Очень хорошо прописаны лица святых, складывается такое чувство, что иконописец писал портрет святого. Настоящими шедеврами палеологовского периода являются: икона «Святой Феодор Стратилат», икона «Двенадцать апостолов», икона «Христос Пантократор».

Истоки православия: древние византийские иконы из музеев Львова

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Богоматерь Холмская

Богоматерь Холмская – византийская древняя икона, которая была привезена из Византии в Киевскую Русь. Эта икона имеет, скорее всего, имеет константинопольское происхождение. Разные исследователи датируют её появление достаточно широко – от рубежа XI-XII веков до начала XIII века.

Долгое время после Второй мировой войны её местоположение было неизвестно, и только недавно она появилась в семье священника из Луцка, который долгое время хранил её. Наследники священника отдали икону в луцкий музей, где оказалось, что икона эта очень древняя.

У этой иконы есть весьма интересная деталь – золотые пластины с перегородчатой эмалью, врезанные в доску — техника типичная для Киевской Руси. Это детали одежды Богородицы. Такой принцип был распространённым в древности. Эта икона считается чудотворной.

Фрагмент Менология

Это тоже Византия, начало XIII века. Эта живописная работа выполнена на обороте иконы Иоанна Златоуста, которую позднее выполнили на древней доске. На фото хорошо заметен паз от шпонки, которая была выполнена позднее. Происхождение иконы – Явор, а хранится она в Национальном музее во Львове.

Божья матерь с младенцем

Интереснейшая икона XIII – XIV веков с ориентацией на домонгольскую стилистику. Происхождение иконы – Волынь. Хранится в одном из частных собраний.

Преображение

Эта икона первой половины XIV века. была храмовым образом в Спасском монастыре в Старом Самборе, позже оказалась в деревенской церкви. В настоящее время хранится в Национальном музее во Львове.

Георгий Победоносец

Редкое изображение Георгия – на чёрном коне. Для западнорусской иконы достаточно раннее решение. Создание иконы датируется второй половиной XIV века. Была написана где-то под Дрогобычем, а хранится во Львове.

Иоаким и Анна с Марией в храме

Одна из ранних западнорусских житийных икон. Происходит она из церкви села Станиля под Дрогобычем (оттуда же происходит и Геогрий) и датируется рубежом XIV – XV века. На первый взгляд может показаться, что это Сретение, но на самом деле это Иоаким и Анна с Марией в храме, что понятно из состава персонажей, а также по сюжетам клейм.

Николай Чудотворец

Эта икона с изображением Николая Чудотворца из Радружа. Сегодня это польские земли в районе Перемышля. Интересно расположение клейм на этой иконе — не полной рамой, а перевернутой буквой П. С XV века это решение стало общеупотребительным. Время написания иконы – XIV – XV. Хранится икона во Львове.

Такое решение с горизонтально растянутым платом типично для икон западнорусской традиции. Её можно считать одной из первых ласточек с необычно темным цветным платом. Икона из Радружа. Написана ориентировочно в XIV – XV веке. Широкий формат иконы объясняется тем, что их ставили над Царскими вратами.

Архангел Михаил

Архангел Михаил с деяниями из Никольской церкви в Сторонне близ Старого Самбора. Икона была написана на рубеже XIV – XV веков. На иконе заметно уже ставшее к тому времени типичным для западнорусской традиции расположение клейм — верхний ряд отсутствует.

Богоматерь

Икона написана в первой половине XV века. Происхождение – Стороневичи. В настоящее время хранится в Музее народной архитектуры и быта во Львове.

Всем, кого интересует религиозная тематика, интересно будет узнать про семь церквей, построенных людьми на родине пингвинов .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Византийские иконы

Хорошо бы на форуме иметь представление об этих иконах, которые до сего времени служили и служат образцами церковного искусства.

В основу открытой темы положена статья
Ю.А. Пятницкий. Византийские и поствизантийские иконы в России.
Напечатано в «Византия, Балка­ны. Русь.» (М., 1991).

Феоктистова Ирина Алексеевна

православный христианин

Тема: #47000
Сообщение: #3571817
05.05.11 23:25

Ответ на #3571561 | Андрей Петрович Коломиец православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Андрей Петрович . Вероятно Вы меня неправильно поняли . Пытаюсь загрузить изображение , которое не вызывает у меня вопросов , а только тихое восхищение .

Андрей Петрович Коломиец

православный христианин
нет доступа
на форум

Тема: #47000
Сообщение: #3571561
05.05.11 14:11

Ответ на #3571526 | Феоктистова Ирина Алексеевна православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Изображение — не роспись , а всего лишь не очень тщательная , приблизительная копия . До войны кто мог знать , что храм разбомбят . иначе всё бы отсняли в подробностях .=========

Отсняли, в подробностях.
К сожалению, только все чернно-белое.
Эти фото Вы можете просмотреть в частности в книге
Л.И.Лифшиц»Монументальная живопись Новгорода 14-15 веков»,
«Искусство» 1987.
В комплекте с уже упомянутыми цветными копиями эти фотографии
дают весьма точное представлении о росписи волотовской церкви.

Я занимаюсь иконописанием и меня взволновала небрежность в графике данного изображения и довольно современный стиль живописи .==============

Смею предположить, что Вы совсем недавно или простите,
весьма поверхностно занимаетесь иконописанием.
Приведенная копия весьма точно передает стиль волотовских росписей.
Да, они очень нетипичные, «современные», как Вы выразились.
В этом их особая ценность.

но во времена , коими росписи датируются , не могло такого быть на стенах =========

О, если Вы дадите себе труд ознакомиться с иконописью и фресками этого периода,
более подробно, особенно гляньте на сербские (югославские) храмы,
многие из которых уже к сожалению не существуют, но сохранились
в отличных монографиях, то будете гораздо более осторожны с высказываниями. :))

Феоктистова Ирина Алексеевна

православный христианин

Тема: #47000
Сообщение: #3571526
05.05.11 13:18

Ответ на #3571082 | Андрей Петрович Коломиец православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Андрей Петрович , спасибо . Пока ждала ответа — разобралась сама . Изображение — не роспись , а всего лишь не очень тщательная , приблизительная копия . До войны кто мог знать , что храм разбомбят . иначе всё бы отсняли в подробностях . Я занимаюсь иконописанием и меня взволновала небрежность в графике данного изображения и довольно современный стиль живописи . Оставалось думать или о перезаписи . или о машине времени , но во времена , коими росписи датируются , не могло такого быть на стенах . Видимо , на момент копирования избражение имело большие утраты и додумано художником ( не факт , то изографом ) на своё усмотрение . По остальным материалам у меня вопросов нет . Росписи действительно уникальны . В монументальной живописи явно сквозят приёмы миниатюры ( упрощения и в личном письме и в одеждах ) . Создаётся впечатление , что храм был расписан за один день и скорее всего именно учеником мастера , может и Феована . Мы можем дальше только сочинять ситуацию . Тем не менее, большое Вам спасибо , ибо по невежеству своему , я ничего об этих росписях не знала .

Андрей Петрович Коломиец

православный христианин
нет доступа
на форум

Тема: #47000
Сообщение: #3571082
04.05.11 19:46

Ответ на #3569941 | Феоктистова Ирина Алексеевна православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемая Ирина,
фреска подписана.
Сейчас не могу сказать рис. из сети или я сам делал скан из книги.
Наиболее полную иконографию Вы найдете в книге
Михаил Алпатов «Фрески церкви Успения на Волотовом поле»,
Искусство, 1977 г.

Очень рад Вашему интересу к данной теме.
Всего хорошего.

Феоктистова Ирина Алексеевна

православный христианин

Тема: #47000
Сообщение: #3569941
03.05.11 01:59

Ответ на #3010400 | Андрей Петрович Коломиец православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Андрей Петрович . Очень заинтересовала меня эта роспись . Где Вы взяли этот материал , из какого источника . Есть ли в притворе ещё росписи и какие росписи в самом храме . У меня масса вопросов по каждой детали изображения . Заранее благодарю. Ирина .


Абрамова (р.Б.Анна)

православный христианин

Тема: #47000
Сообщение: #3470938
22.11.10 23:48

Ответ автору темы | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Благослови, душе моя, Господа!

АРХИСТРАТИГ БОЖИЙ МИХАИЛ

США, музей Метрополитен

Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #47000
Сообщение: #3246681
08.08.09 20:16

Ответ автору темы | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

БЛАГОСЛОВИ, ДУШЕ МОЯ, ГОСПОДА!

Архангел Гавриил из деисусного чина.
1395 год.

Византийские иконы Синая

Византийские иконы Синая

Даже на исторической карте Святой Земли, насыщенной великими событиями, не много найдется мест, сравнимых по своему значению с Синайской горой и расположенным у ее подножия монастырем св. Екатерины. На протяжении уже многих столетий это место, затерянное в глубине гористой пустыни Синайского полуострова, привлекает паломников трех мировых религий, почитающих Библию священной книгой. Поскольку именно в ней Синай описан как пространство встречи Бога и человека, избранное свыше для неоднократных богоявлений и небесных откровений.

Здесь с Моисеем, пасшим овец около горы, говорил Господь из среды горящего, но несгорающего тернового куста, известного нам как «Неопалимая купина». Сам Бог назвал место явления «землей святою» и повелел Моисею вывести его народ из египетского плена, а затем совершить служение Ему на Синайской горе, именуемой также «горой Божией Хорив» (Исх. III, 1-14). В третий месяц по исходе из Египта Моисей привел народ в Синайскую пустыню, взошел на вершину горы и опять говорил с Богом, который дал ему десять заповедей и продиктовал множество иных законов. Записав все слова Господни, Моисей соорудил под горою первый жертвенник — прообраз всех будущих алтарей. После этого Моисей еще раз поднялся на Синайскую гору и сорок дней пребывал в огненном облаке, в образе которого явился Бог, вручивший здесь Моисею свой Закон, записанный на двух «скрижалях откровения» (Исх. XXXII, 15). Так в библейском повествовании именно Синай назван местом Завета — священного договора Бога и народа, ставшего ключевым моментом всей мировой истории.

Несколько столетий спустя Синай снова становится местом божественного откровения, на сей раз — другому великому пророку Илье, укрывшемуся от гнева царицы Иезавели в пещере на горе Хорив, к которой он шел, постясь сорок дней (3 Цар. XIX, 8-15). Как мы знаем, Бог явился Илье уже не в огненном облаке, а в «веянии тихого ветра». Отшельничество Ильи, говорившего на Синайской горе с Богом, стало священным образцом подвижнической жизни для первых христианских монахов, подобно пророку укрывавшихся в Синайской пустыни и посвятивших себя Богу.

С использованием материалов из книги «Византийские иконы Синая», А.М. Лидов, издательство «Христианский Восток», 1999 г.

Живопись — ведущий вид искусства Византии. Византийская икона. Назначение иконы, техника, сюжеты. Композиционные построения византийской иконы, условность и реальность, символика цвета

Византия — родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, — в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой — в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет — часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту.

Задачи иконописи— воплощение божества в телесном образе. Само слово «икона» означает по-гречески «образ», «изображение». Она должна была напоминать о том образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Это «мост» между человеком и божественным миром, священный предмет. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Верующие называют его «фаворским», ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реально жившими людьми, имевшими земные черты. Для передачи духовности, божественности земных образов в христианском искусстве сложился особый, строго определенный тип изображения того или иного сюжета называемый иконографическим каноном. Каноничность, как и ряд других характеристик византийской культуры, была теснейшим образом связана с системой миропонимания византийцев. Лежащие в ее основе идея образа, знака сущности и принцип иерархичности требовали постоянного созерцательного углубления в одни и те же феномены (образы, знаки, тексты и т п.). что привело к организации культуры по стереотипному принципу, Канон изобразительного искусства наиболее полно отражает эстетическую сущность византийской культуры. Иконографический канон, в широком смысле включавший в себя хамов пропорций и цветовой канон, выполнял рад важнейших функций. Прежде всего он нес информацию утилитарного, историко-повествовательного плана, т.е. брал на себя всю нагрузку описательного религиозного текста. Иконографическая схема в этом плане практически была тождественна буквальному значению текста. Канон был зафиксирован и в специальных описаниях внешнего вида святого, физиогномические указания Должны были выполняться неукоснительно.

Существует христианская символика цвета, основы которой разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, начало и конец спектра» означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Голубой — цвет неба, чистоты. Красный — божественный огонь, цвет крови Христа, в Византии это — цвет царственности. Зеленый — цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому цвету. Белый — обозначение Бога, подобен Свету и сочетает все цвета радуги. Черный — это сокровенные тайны Бога. Христос неизменно изображается в вишневом хитоне и голубом плаще — гиматии, а Богоматерь — в темно-синем хитоне и вишневом покрывале — мафории. К канонам изображения относится и обратная перспектива, имеющая точки схода не позади, внутри изображения, а в глазу человека, т. е. перед изображением. Каждый предмет, таким образом, при удалении расширяется, как бы «разворачивается» на зрителя. Изображение «движется» к человеку, а не от него. Иконопись максимально информативна, она воспроизводит целостный мир.

Архитектурная структуре иконы и технология иконописи складывалась в русле представлений о ее назначении: нести священный образ. Иконы писали и пишут на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом — грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а затем наносят изображение: сначала рисунок, а потом живописный слой. В иконе различают поля, средник — центральное изображение и ковчег — узкую полоску по периметру иконы. Иконографические образы, разработанные в Византии, тоже строго соответствуют канону.

В первые три века христианства были распространены символические и аллегорические изображения. Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной лозы, доброго пастыря. Только в IV—VI вв. стала складываться иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего восточнохристнанского искусства

* Символика византийской иконы *

Икона является живописным, мозаичным или даже рельефным изображением Божьей Матери, Господа Иисуса Христа и всех святых, также на иконах изображаются события из Церковной или Священной истории. Мы решили рассказать, какая она Символика византийской иконы.

Самые первые иконы были написаны задолго до возникновения Византийской империи, которая образовалась в четвертом веке. По Преданию, первые иконы создал евангелист Лука ещё до Рождества Христова – в первом веке. Ученые утверждают, что только во втором весе был зарожден культ икон. Так кто прав?

Сохранившиеся древние византийские иконы из шестого века. Иконописные письменные каноны, являются совокупностью определенных принципов по писанию молельных икон, которые зафиксированы были немного позднее. Само создание канонов непосредственно связано с преодолением иконоборческого кризиса. Иконопись Византии была широкого распространения, что было засвидетельствовано большим количеством памятников седьмого века. Но в обыденности иконопочитание часто опускали до уровня примитивного магизма, суеверия и идолопоклонства. Из-за протеста против иконопочитаний в извращенной форме, часть монашества и иерархов начали отрицать саму идею иконы.

Но те времена давно позади, сегодня же самые известные и самые почитаемые византийские иконы – это Ченстоховская и Владимирская иконы Божьей матери.

Символический и художественный язык иконы

Икона – это символическое окно в духовный мир. У икон есть свой особый язык, в котором каждый знак является символом, обозначающим что-то большее, чем он есть.

Изображенное на иконе лицо – это лик, который повернут к Богу, личность, отображенная в свете вечности. Самое главное в иконе – это лик, а в лике главное – глаза. Всем известно выражение «глаза – это зеркало души», оно родилось в христианской системе мировоззрения. В иконе большое значение придается рукам, которые многое могут сказать о личности человека. Жесты рук по отдельности осмысливаются по-своему и несут определенную духовную информацию. В каждой новой ситуации свой жест. Руки и лик иконописец выписывал предельно точно, а вот фигуры больше изображались облегчённо, чтобы тело выглядело бесплотным и невесомым. В иконах тела как будто парят и зависают над землей. Искусство иконописи в Византии выдающееся. Изображения пытались передать, соединяя внутреннюю мощь и внешнюю хрупкость. Пропорции тел на иконах удлинённых пропорций, что в свою очередь выражает одухотворенность человека и его преображенное состояние. Икона – это отображение образа нового человека, целомудренного и преображенного.

Символика цвета в иконописи всегда присутствует. Икона, как любое живописное произведение, имеет непосредственное дело с цветом. У классической византийской иконы фон золотой. Это и цвет, и свет одновременно. Золото подчеркивает сияние Божественной славы и является символом Небесного Иерусалима. Золотой цвет выражает самое ценное, что есть в духовном мире. По смыслу самым близким к золотому цвету является белый цвет, который так же одновременно является светом и цветом, но его применяют в иконописи намного реже. Белы цвет является символом чистоты, непорочности и причастности к божественному миру. Синий и красный цвета обычно используются с иконописи вместе, они символизируют истину и милость, добро и красоту, небесное и земное – а именно начала, разделенные в падшем мире и которые противоборствуют. Только в Боге они соединяются и взаимодействуют.

В иконе цвет неразрывно связан со светом. Иконы всегда пишутся светом. Иконам неизвестны светотени, ведь на них изображается мир абсолютного света. Мир иконы является миром Небесного Иерусалима, которому не нужны ни светильники, ни солнечный свет, ведь Господь освещает его. Время и пространство икон строятся по собственным определенным законам, которые существенно отличаются от законов реалистичного искусства, а также нашего обыденного сознания. Икона открывает человеку новое бытие, её пишут с точки зрения вечности, вот потому в ней могут быть совмещены разновременные пласты. Создается впечатление, что прошлое, нынешнее и будущее существуют одновременно. Икона – это целостный мир, особый мир преображений, из-за чего в нем могут противоречить изображения с обычной земной логикой.

Мир иконы бесконечный, как познание божественного мира. Все линии сходятся не на одной плоскости иконы, а в месте, в котором находится созерцающий – или точнее сердце созерцающего. Именно оттуда все условные линии расходятся и расширяют его видение.

Основными знаками иконописного письма являются: свет, цвет, лик, жест, время и пространство, но сам процесс прочтения иконы не состоит из знаков, как из простых кубиков. Важно понять контекст, где один и тот же символ можно растолковать разными способами. Нужно длительное время созерцать иконы, чтобы одновременно приняли участие в познании сердце и ум.

Ближе к 19 веку было практически утеряно понимание символического языка иконописи Византии. Россия всегда считала себя наследницей культурной и церковной традиций Византии, то даже большое количество русских православных христиан понятия не имели про подлинный смысл иконы.

Византийская икона – это одно из высочайших достижений искусства средневековья. Средневековое искусство в большинстве случаев выше искусства Возрождения. Средневековое искусство больше апеллирует к разуму, абстрактное искусство к подсознанию, а искусство Возрождения и Нового Времени к чувствам.

Видео: Иерусалимская икона Пресвятой Богородицы

Заметка: срочно нуждаетесь в деньгах? Кредит под залог квартиры сможет решить вашу проблему.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА

Икона (от греческого — «образ, изображение») это живописное, мозаичное или рельефное изображение Господа Иисуса Христа, Божьей Матери и святых, а также событий из Священной или Церковной истории.

Первые христианские иконы были написаны до возникновения Византийской империи, образовавшейся в IV веке. Согласно Преданию первые иконы были созданы евангелистом Лукой в I веке от Рождества Христова. Светские ученые считают, что культ икон зародился во II веке. Вопрос «кто из них прав?» выходит за хронологические рамки нашей работы.

ИЗ ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНЫ

Древнейшие сохранившиеся византийские иконы датируются VI веком. Письменные иконописные каноны, т. е. совокупность определенных принципов писания молельных икон, были зафиксированы позднее. Создание канонов связано с преодолением так называемого иконоборческого кризиса.

Широкое распространение иконопочитания в Византии засвидетельствовано уже многими литературными памятниками VII века. «Начертываю и пишу Христа и страдания Христовы в церквах и домах, и на площадях, и на иконах, — писал один из авторов той эпохи Леонтий Иерапольский, — чтобы, ясно видя их, вспоминать, а не забывать. И, как ты, поклоняясь книге Закона, поклоняешься не естеству кож и чернил, но находящимся в них словесам Божиим, так и я поклоняюсь образу Христа. Не естеству дерева и красок, но, поклоняясь неодушевленному образу Христа, через него я думаю обнимать Самого Христа и поклоняться Ему».

Однако в повседневной практике иконопочитание часто опускалось до уровня примитивного идолопоклонства, магизма и суеверия. Протест против извращений иконопочитания привел часть иерархов и монашества к отрицанию самой идеи иконы. К несчастью в богословские споры вмешался император Лев III Исавр, издавший в 730 (по другим сведениям в 726) году указ против икон. Константинопольский патриарх, не подчинившийся этому указу, был смещен. Вскоре в стычке между толпой и солдатами, снимавшими по приказу императора с городских константинопольских ворот чтимую икону Христа, было убито несколько человек. В Греции сопротивление иконоборчеству привело к политическому восстанию. Великий христианский богослов и поэт — Иоанн Дамаскин, теоретически, обосновывая иконопочитание, в 730 году написал «Три слова против порицающих иконы». Он, в частности, объяснял: «Что касается этого дела с образами, мы должны стремиться к пониманию тех, кто их создал. Если это истинно ради славы Божьей и Его святых, ради возвеличения добродетели, уклонения от зла и спасения душ, то примите их с должным почитанием, как образы, воспоминания, подобия и книги для неграмотных. Обнимите их глазами, устами, сердцем, склонитесь перед ними, любите их, потому что они подобия воплощенного Бога, Его матери и собрания святых».

Но императорскую власть все это не остановило. Константин V Копроним, сын и преемник Льва III, начал массовое гонение на почитателей икон. Проведя за несколько лет «чистку» епископата он собрал в 754 году церковный собор, на котором иконы и иконопочитание были осуждены длинным и мотивированным постановлением. Заручившись санкцией собора, Константин стал проводить его решение огнем и мечом. В «кровавое десятилетие» (762-775) было уничтожено множество икон и мученически погибло множество монахов, противившихся императорскому произволу. Истребленные иконы заменялись «светским искусством»: охотничьими сценами, орнаментом и т. д.

После смерти Константина в 775 году преследование затихло, но иконоборчество господствовало до правления императрицы Ирины (780-802). При поддержке императрицы в 787 году в Никее собрался 7-ой Вселенский собор, на котором был сформулирован и провозглашен догмат об иконопочитании. Главный смысл догмата заключается в том, что чествование святых икон христианами не является поклонением веществу иконы (тому материалу, из которого она сделана), а относится к тому, кто на иконе изображен — к первообразу. И чествуя, например, изображенного на иконной доске святого (а не саму доску) верующие в конечном итоге чествуют Единого Бога, без которого не было бы такого явления, как святость.

Решения 7-го Вселенского собора были приняты всеми поместными церквами, но побежденное догматически иконоборчество возродилось с новой силой после смерти Ирины. В 815 году император Лев V начинает новые гонения против почитания икон. Первым пострадал патриарх Никифор, призвавший Церковь к сопротивлению, низложенный и сосланный. На Вербное воскресенье 815 года тысяча монахов Студийского монастыря прошла крестным ходом по Константинополю, неся иконы. В ответ на это последовали императорские репрессии, по количеству жертв, превышавшие гонение Копронима: десятки сосланных епископов, множество монахов, утопленных в зашитых мешках и замученных в застенках.

Волнения продолжались и при преемниках Льва V. Только в марте 843 года при императрице Феодоре почитание икон было восстановлено в полной мере. С тех пор ежегодно в первое воскресенье Великого поста православная Церковь празднует «Торжество Православия», в память торжественного восстановления иконопочитания. Даже светские историки признают, что культура Византии времен иконоборчества отмечена печатью упадка. «Торжество Православия» привело к культурному подъему, продолжавшемуся несколько веков. Но в результате 4-го крестового похода западные крестоносцы разграбили Византию и в 1204 году захватили Константинополь. «Золотой век» византийской иконы завершился. Позднее православная Византия вновь обрела независимость и добилась новых культурных достижений, но иконописные шедевры последующего времени были созданы за пределами Византии. В 1453 году Византийская империя погибла от турецкого нашествия. Родом из Византии был великий русский иконописец Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405). Византийскими канонами руководствовались в своем творчестве Андрей Рублев (1360/70 — ок. 1430) и другие древнерусские мастера.

В современном мире самыми известными и почитаемыми византийскими иконами являются Владимирская и Ченстоховская иконы Божией Матери.

Владимирская икона Пресвятой Богородицы, ставшая высокочтимой национальной святыней, была прислана на Русь в XII веке из Византии и помещена в женском монастыре под Киевом. Князь Андрей Боголюбский в 1155 году перенес икону во Владимир, а в 1158 году заложил для нее величественный Успенский собор, ставший главным храмом Северо-восточной Руси. В XIV веке Владимирская икона перенесена в Москву, в Успенский собор. В настоящее время «Богоматерь Владимирская» хранится в Храме-музее при Третьяковской галерее. Согласно летописям по молитвам перед Владимирской иконой русские земли были три раза спасены от нашествия захватчиков: в 1395 году от войск Тимура, в 1480 году от набега Большой орды хана Ахмата и в 1521 году от нападения крымских татар.

Ченстоховская икона Божией Матери написана в VII или VIII веке, а позднее попала на Русь. Во второй половине XIV века польский князь Владислав подарил икону монастырю паулинов на Ясной Гуре в польском городе Ченстохова. Ченстоховский образ Божией Матери почитается в Польше, как величайшая христианская святыня страны, а Ясногурский монастырь является местом паломничества. Списки иконы имеются во всех католических храмах Польши. Православными христианами икона также почитается. Икону часто называют «Черной Мадонной» из-за темного цвета ее лика. Однако исследования показали, что потемнение лика произошло вследствие воздействия покрывающего его лака, а первоначально лик был светлым. Римский папа Иоанн Павел II содействует распространению культа «Черной Мадонны» во всем мире.

Ссылка на основную публикацию