Внутреннее убранство и внешнее устройство православного храма

Внутреннее убранство и внешнее устройство православного храма

Многие православные храмы поражают красотой и изяществом убранства, архитектурным великолепием. Но помимо эстетической нагрузки, вся постройка и оформление храма несет символический смысл. Нельзя взять любое здание и организовать в нем церковь. Рассмотрим, по каким принципам организовано устройство и внутреннее убранство православного храма и какой смысл несут элементы оформления.

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм — это освященное здание, в котором служатся Божественные службы, а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе — там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть — алтарь — всегда закладывается на восток, где солнце встает.

Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом. Это символ крестной смерти Спасителя, Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:

  • один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
  • три купола возводят в честь Святой Троицы;
  • пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
  • семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
  • иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов.

Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.).

О православных храмах:

При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:

  • крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);
  • прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);
  • круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);
  • звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).

Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.

Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.

Внутреннее устройство храма

Зайдя в любую церковь, в ней можно увидеть разделение на три основных зоны:

  1. притвор;
  2. основная или средняя часть;
  3. алтарь.

Притвор — это самая первая часть здания за входными дверями. В древности было принято, что именно в притворе стояли и молились грешники перед покаянием и оглашенные — люди, которые только готовились принять Крещение и стать полноценными членами Церкви. В современных церквах таких правил нет, и в притворах чаще всего располагают свечные киоски, где можно купить свечи, церковную литературу и подать записочки на поминовение.

В средней части находятся все молящиеся во время службы. Эта часть церкви еще иногда называется нефом (кораблем), что снова отсылает нас к образу Ноева ковчега спасения. Основные элементы средней части — это солея, амвон, иконостас и клиросы. Рассмотрим детальнее, что это такое.

Солея

Это небольшая ступенька, расположенная перед самым иконостасом. Ее предназначение — возвысить священника и всех участников богослужения, чтобы их было лучше видно и слышно. В древности, когда храмы были маленькие и темные, да еще и битком набивались людьми, разглядеть и услышать священника за толпой было практически невозможно. Поэтому и придумали такое возвышение.

Амвон

В современных храмах это часть солеи, чаще всего овальной формы, которая находится посередине иконостаса прямо перед Царскими вратами. На этом овальном выступе священником произносятся проповеди, оглашаются прошения дьяконом, читается Евангелие. Посередине и сбоку амвона есть ступени для восхождения к иконостасу.

Клирос

Место, где располагается хор и чтецы. В больших церквах чаще всего есть несколько клиросов — верхний и нижний. Нижние клиросы находятся, как правило, в конце солеи. На большие праздники в одном храме может петь сразу несколько хоров, которые находятся на разных клиросах. В обычные богослужения один хор поет с одного клироса.

Иконостас

Самая заметная часть внутреннего убранства храма. Это своеобразная стена с иконами, которая отделяет алтарь от основной части. Изначально иконостасы были низкими, или их функцию выполняли занавеси или небольшие решетки. Со временем на них стали вешать иконы, а высота заграждений росла. В современных церквах иконостасы могут доходить до потолка, а иконы на нем располагаются в специальном порядке.

Главные и самые большие ворота, ведущие в алтарь, называются Царскими вратами. На них изображают Благовещенье Пресвятой Богородицы и иконы всех четырех евангелистов. С правой стороны от Царских врат вешают икону Христа, а за ней образ главного праздника, в честь которого освящен храм или данный предел. С левой стороны — икону Богородицы и одного из особо почитаемый святых.На дополнительных дверях в алтарь принято изображать Архангелов.

Над Царскими вратами изображают Тайную Вечерю, вровень с ней иконы больших двунадесятых праздников. В зависимости от высоты иконостаса, могут быть еще ряды икон, на которых изображается Богородица, святые, места из Евангелия.

Венчает иконостас распятие, а рядом образа Богородицы и святого Иоанна Богослова. Именно они предстояли на Голгофе во время крестной казни Господа. Такое же расположение можно увидеть и на большом распятии, которое находится сбоку от иконостаса.

Основная идея оформления иконостаса — представить Церковь во всей ее полноте, с Господом во главе, со святыми и Небесными силами. Человек, который молится у иконостаса, как бы предстоит перед всем, что составляет суть христианства со времен земной жизни Господа и до сего дня.

О молитве в храме:

Алтарь

Наконец, святая святых любой церкви, без которого невозможно служение Литургии. Церковь может быть освящена даже в простом здании без куполов, но невозможно представить ни одну церковь без алтаря.Входить в алтарь кто угодно не может, это разрешено только священнослужителям, дьяконам, пономарям и отдельным лицам мужского пола по благословению настоятеля храма. Женщинам входить в алтарь строго запрещено полностью.

Главная часть алтаря — святой Престол, который символизирует Престол самого Господа Бога. В физическом смысле это большой тяжелый стол, может быть из дерева или камня. Квадратная форма говорит о том, что пища с этого стола (а именно слово Божие) подается людям по всей Земле, на все четыре стороны света.Для освящения храма обязательной является закладка святых мощей под Престол.

Важно! Как в христианстве нет ничего случайного и неважного, так и убранство дома Божия имеет глубокий символичный смысл в каждой детали.

Новоначальным христианам может показаться излишней такая попечительность о деталях, однако, если глубже вникнуть в суть богослужения, то станет ясно — каждой вещи в храме есть применение. Такой порядок подает пример и каждому человеку: мы должны жить так, чтобы и внешнее, и внутреннее устроение вело нас к Богу.

Внешнее и внутреннее устройство православного храма: описание, фото, схема

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм – это метафорический образ Ноева ковчега, который был построен для спасения человечества от страшной погибели. Со времен зарождения христианства церкви возводятся для мирян, чтобы те могли спасти свои души от греха. Практически каждый день в храмах проводятся великие Таинства, богослужения или праздничные службы, и любой крещеный человек может принять участие в священнодействии.

Внешнее устройство православного храма

По традиции храмовые здания строятся главными воротами на запад, а алтарем – на восток. Такое расположение символизирует божественный путь от тьмы к свету, по которому Бог ведет каждого верующего в Него. Кроме того, вновь возведенный собор освящается и нарекается по имени какого-нибудь святого или в честь православного празднества (Покровский, Исаакиевский, Владимирский и др.).

Формы храма

В храмовой архитектуре существует четыре вида строений:

  • крестообразное – символизирует Крест, на котором был распят Иисус Христос, спасший Своей жертвой все человечество;
  • прямоугольное – является аллегорией Ноева ковчега, как символа спасения;
  • круглое – знаменует бесконечность православной церкви;
  • восьмиконечное – означает Вифлеемскую Звезду, зажегшуюся на небе в Рождественскую ночь.

Сегодня практически все соборы устроены в форме прямоугольника или креста, однако раньше зодчие активно возводили церкви и по другим геометрическим схемам.

Купол храма

Обязательным архитектурным элементом всех православных церквей является купол, венчающийся крестом. Количество голов при этом всегда нечетное и может достигать тринадцати единиц:

  • одна – означает единство Господа;
  • три – являются знаком Святой Троицы;
  • пять – знаменуют Спасителя и четырех апостолов, написавших Евангелие;
  • семь – по числу главных церковных Таинств;
  • тринадцать – символизируют Иисуса Христа и Его двенадцать учеников.

Разновидности церковных куполов

Церковные колокола

Устройство любого православного собора не обходится без колоколов. Именно они оповещают мирян о самых важных событиях церковной жизни. Звонница, как правило, возводится над главным входом или рядом с храмовым зданием. По характеру колокольного звона можно определить его значение:

  • благовест – медленный, размеренный звон, созывающий на великие праздники или торжественные богослужения;
  • трезвон – удары во все колокола, как символ радости от православного празднества;
  • перезвон – поочередный перебор, означающий погребальную службу.

В давние времена существовал еще один тип колокольного звона – набат, который оповещал жителей города или селения о надвигающейся опасности.

Крест на храме

Сколько бы ни было на соборе глав, все они увенчаны православными крестами. Последние бывают нескольких видов:

  • четырехугольный – вертикальную балку под прямым углом пересекает горизонтальная;
  • шестиугольный – похож на предыдущий, однако ниже расположена еще одна, наклонная балка с приподнятым левым концом;
  • восьмиконечный – это тот же шестиугольный крест, однако над горизонтальной балкой присутствует небольшая табличка с выгравированными словами: «Иисус Назарей, Царь Иудейский».

Видео «Устройство православного храма»

В этом видеоролике рассказывается об особенностях строения Божьего дома.

Устройство православного храма

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Устройство православного храма — описание и схема внутреннего убранства церкви

Устройство православного храма связано с символическими традициями, историей развития богослужения.

Основные части соборов называются:

  • алтарь – святое место;
  • наос – средняя часть;
  • притвор.

Каждая из них символизирует определённую область бытия, является повтором Божественной, небесной и земной жизни.

Схема внутреннего устройства православного храма

Изображённый на плане алтарь, отгороженный иконостасом от всего храма – святейшее место в соборе. Далее следует средняя часть храма, а затем притвор и паперть — площадка перед входом в церковь.

На чертеже изображены основные части строения православного храма.

Описание внутреннего строения храма

Рассмотрим подробнее внутренне строение христианского храма.

Так называют предхрамие, символизирующее греховную землю.

К внешнему притвору относятся крыльцо с папертью. По древнерусскому обычаю на этом месте произносят молитвы кающиеся и люди, считающие себя недостойными находиться внутри храма, стоят просящие милостыню.

При монастырях в притворах располагают братскую Трапезную, являющуюся вторым тёплым храмом.

Над притвором строится башнеобразная колокольня, символизирующая свечу.

Святилище храма — средняя часть

Средняя часть здания считается храмом, символизируется земным бытиём, является частицей обновлённого человеческого мира. Называют это место нефами, оно расположено от притвора до святого места – алтаря.

Здесь расположены иконы, выставленные в больших рамах или на узких специальных столиках, имеющих наклонные крышки, которые называются аналой. Перед святыми изображениями установлены подсвечники, куда прихожане могут поставить свечки. Светильник из множества свечей украшает интерьер этой части собора, люстра называется паникадилом.

Здесь же находится небольшой столик, на котором имеются подсвечники и распятие, называемое кануном или канунником. Это место панихид или заупокойных Богослужений.

Традиционно наличие в храме образа Голгофы, который располагают в его средней части. Это изображение в виде деревянного Креста высотой в рост человека, на нём образ распятого Спасителя.

На нижней части восьмиконечного Креста, на подставке, имеется изображение, символизирующее череп и кости Адама.

Справа от Распятия расположена икона с образом Богоматери, слева Иоанна Богослова, иногда вместо него лик Марии Магдалены.

Солея в храме

Перед иконостасом и алтарём находится выступающее в храм возвышение, называемое солеей, посередине её выступ — амвон, что означает восхождение.

По обоим краям возвышения устраиваются места, где располагается хор. Называют эти площадки – клиросом, «клирошанами» называли поющих священников.

Рядом с клиросом помещают хоругви – иконы, изготовленные на шёлковых тканях, прикреплённые к длинным древкам. Как церковные знамёна их проносят во время крестных ходов.

На полукруглой солее иногда расположены хоры в форме балкона. Они обычно расположены с западной стороны храма.

Алтарь в церкви

Традиционно располагается в восточной стороне, он обращён к восходу солнца.

Алтарь считают «небом на земле». Он ассоциируется с образами Рая, считается небесным жилищем Господа. В дословном переводе алтарь называют «возвышенным жертвенником». Входить в него разрешается только помазанникам Божьим.

Внутри алтарь состоит из:

  1. Главной святыни, называемой Престолом для свершения Таинств.
  2. Горней высокой площадки, находящейся за престолом, куда помещают семисвечник и крест.
  3. Жертвенника, где готовится хлеб и вино для Таинства.
  4. Сосудохранилища и ризницы, в которых расположены священные сосуды и облачения священников для богослужения.

Иконостас отгораживает «Небо на земле» от остальных частей собора, заставлен иконами, в нём расположены врата. В центральные, называемые царскими, разрешено входить только священнослужителям. Врата с северной и южной стороны — для диаконов.

Образ Спасителя помещён справа от центральных врат, слева – икона Богоматери. После образа Спасителя место храмовой иконы, на которой изображён наиболее почитаемый святой, с чьим именем связано освещение храма.

Церковный придел

По традициям русской православной церкви не разрешается совершать более одной литургии в течение одного дня на одном и том же престоле. Поэтому устанавливаются в храме дополнительные престолы, для которых или выделяются части в основном здании, или делаются пристройки снаружи.

Называют их приделами или пареклесиями, располагаются они в южной или северной стороне помещения. Наличие нескольких церковных приделов иногда не просто усложняет структуру храма, а и создаёт целый комплекс.

Является освящённым столом, нижняя одежда которого – белое полотно, верхняя – цветная дорогая ткань.

Это место для священных предметов, специфика которых в том, что прикасаться к ним разрешено только священнослужителям.

Жертвенник в православном храме

Находится с левой стороны от престола. Высотой жертвенный стол такой же, как и престол.

Используется для обряда приготовления вина и просфир, которые нужны для причастия.

Это место в виде полукруглого выступа по центру солеи, с которого священником произносятся речи и проповеди.

Архитектурные элементы храма

По внешности православного храма определяется его предназначение. Он может быть в виде:

  1. Креста – символа спасения.
  2. Круга, символизирующего вечность.
  3. Квадрата, связанного с землёй и духовной крепостью.
  4. Восьмиугольника, олицетворяющего Вифлеемскую звезду.
  5. Корабля, повторяющего Ноев ковчег.

Принадлежностью убранства храма являются:

  • образы на иконах и фресках;
  • светильники, которые зажигаются в зависимости от значимости службы;
  • лампады.

Если посмотреть на фото с храмами, то заметно общее в их строении – это наличие куполов, которые венчает глава с крестом. Например, утроение куполов символизирует Святую Троицу.

Для прихожан, как для детей так и для взрослых, православный храм воспринимается как Царствие Небесное. Знать, как называются основные части церкви, полезно всем, для этой цели хорошо помогает рисунок или картинка с подписями.

Убранство церкви

Храм — это, прежде всего, проявление нашего желания общаться с Богом. Интерьер церковных зданий призван внушать благоговение прихожан и должен соответствовать определенным канонам.

Основными частями внутреннего устройства православного храма являются:

Алтарь. Должен быть направлен на восток. Как правило, строится на возвышении. Здесь же находится престол. Зона отделяется от других иконостасом с тремя проходами. Алтарей может быть несколько, каждый посвящен отдельному празднику или святому.

Средний храм. Центральный зал, где во время богослужений и других посещений находятся верующие.

Притвор. Здесь обычно располагается лавка со свечами, иконами и нательными крестами. В церковных постройках нового времени может отсутствовать.

Главная часть, символ Гроба Господня, престол — это стол, на котором осуществляется причащение. Он накрывается расписным платом. Сверху обязательно располагается Евангелие и распятие. Также здесь помещается дарохранительница, сделанная в виде миниатюрной часовни с гробницей.

За престолом принято располагать выносной крест с изображением распятия и образ Богоматери. Единых предписаний по форме и виду распятия нет.

Для росписи или мозаики на стенах алтаря часто используют образы херувимов, Божией Матери, Архангелов Михаила и Гавриила, литургистов и Евхаристии.

Украшенная иконами перегородка закрывает алтарь от верующих и имеет в себе три прохода. Центральные врата называются Царскими и обычно сделаны в виде решетки или резьбы. На них принято размещать образы Благовещения и четырех евангелистов. Со стороны престола проход прикрывает специальная тканевая завеса, иногда украшенная вышивкой. Северные и южные двери — одностворчатые, через них проходят священнослужители. Допустимо использование белокаменной резьбы с вкраплением икон.

Слева от центральных врат помещается образ Божией Матери, справа — Христа Спасителя и святого или праздника, в честь которого освящен храм; сверху ставится образ Тайной вечери, по бокам от нее располагаются изображения других священных событий. Остальное пространство слева и справа заполняется иконами наиболее чтимых в приходе событий и святых. Икона располагаются рядами, как правило, центром третьего служит образ Христа Вседержителя, четвертого — Матери Божией с Богомладенцем, пятого — Бога-Отца. Иконостас обязательно венчается крестом и освящается с использованием святой воды.

Роспись среднего храма чаще всего представляет из себя единую композицию. Распространенный вариант — размещение в середине купола Христоса Вседержителя, а далее последовательно серафимов, восьми архангелов и четырех евангелистов в парусах под куполом. На стенах располагают образы святых мучеников, апостолов и других значимых для церкви фигур. Северная и южная части могут быть посвящены событиям священной истории. Обязательным элементом в центральной части считается икона Голгофы, выполненная в натуральную величину или близко к тому.

Настенные росписи обычно не достигают пола. Нижняя часть стен закрывается панелями без каких-либо украшательств.

Для освещения создаются специальные светильники и лампады. Большие подсвечники также служат местом для свечей прихожан.

Все элементы внутреннего убранства оформляются в соответствии с выбранными для проекта стилем и эпохой. Отделку храма следует постоянно поддерживать в опрятном состоянии, в связи с чем необходимо регулярно проводить работы по реставрации.

Внешний вид и внутреннее убранство православного храма
презентация к уроку по истории по теме

Внешний вид и внутреннее устройство православного храма

Вложение Размер
vneshniy_vid_i_vnutrennee_ubranstvo_pravoslavnogo_khrama.pptx 1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Христианский православный храм Храм Покрова на Нерли Православный храм в Японии

Внешнее убранство православного храма

Внешнее убранство храма Лопатки – вертикальные выступы на стене храма. На них опираются арки, которые несут своды.

Внешнее убранство храма Аркатурный пояс – ряд декоративных арочек , которые расположены на фасаде (лицевой стороне храма или на барабане)

Внешнее убранство храма Закомара – полукруглое или клиновидное завершение наружных стен храма

Внешнее убранство храма Барабан – часть храма, которая является основанием купола

Внешнее убранство храма Купол с крестом – верхняя часть храма, которая символизирует небо

Внутреннее устройство храма

Внутреннее устройство храма Апсида ( с греческого –дуга) –алтарный выступ храма, ориентированный на восток

Внутреннее устройство храма Алтарь (в переводе с латыни – возвышенный) – жертвенник – наиболее важная часть храма. Алтарь находится в полукруглом помещении в восточной стороне храма

Внутреннее устройство храма Иконостас – стена с иконами, которая отгораживает алтарь от остальной части храма

Внутреннее устройство храма Амво́н (греч. — возвышение) — специальное сооружение в христианском храме предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.

Внутреннее устройство храма Столпы – внутренние опоры свода храма

Внутреннее устройство храма Неф – часть храма, вытянутая с запада на восток и ограниченная с одной или обеих сторон столпами

Внутреннее устройство храма Портал – вход в храм

Внутреннее устройство и убранство храма

Алтарь (в переводе с латыни – возвышенный) – жертвенник – наиболее важная часть храма. Алтарь находится в полукруглом помещении в восточной стороне храма

Амво́н (греч. — возвышение) — специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.
Столпы – внутренние опоры свода храма.

Неф – часть храма, вытянутая с запада на восток и ограниченная с одной или обеих сторон столпами.
Иконостас – стена с иконами, которая отгораживает алтарь от остальной части храма.

По материалам книги Вл.Соловьева «Золотая книга русской культуры»:

По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит из трех основных частей: алтаря, средней части храма и притвора.

Алтарь (1) (в переводе с латинского — жертвенник) находится в восточной (главной) части храма и символизирует область бытия Божия. Алтарь отделен от остального интерьера высоким иконостасом (2). В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и крест) – место невидимого присутствия Бога. Именно рядом со святым престолом совершаются важнейшие церковные богослужения. Наличие или отсутствие алтаря отличает церковь от часовни. В последней есть иконостас, но нет алтаря.

Средняя (центральная) часть храма составляет его основной объем. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников.

Притвор (предхрамие) – пристройка с западной, реже с северной или южной стороны храма. От остальных частей храма притвор отделен глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Иначе он называется трапезной, поскольку по церковным праздникам здесь устраиваются застолья. Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры – «для слушания и поучения». Внешняя часть притвора – крыльцо храма (3) – называется папертью. С давних времен на паперти собираются нищие и убогие и просят милостыню. На крыльце над входом в храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящен.

Солея (4) – возвышенная часть пола перед иконостасом.

Амвон (5) – центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся напротив Царских ворот. Амвон служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия.

Клирос (6) – место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и предназначенное для клира (певчих).

Паруса (7) – элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола или его основания – барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству. Они также принимают на себя распределение нагрузки купола на подкупольные столпы. Помимо сводов на парусах известны своды с несущей распалубкой – выемкой в своде (над дверным или оконным проемом) в виде сферического треугольника с вершиной ниже верхней точки свода и ступенчатые своды.

Горнее место и трон для иерархов (19)

Царские врата (21)

Диаконские врата (22)

Внешнее убранство храма:

Апсиды (8) (в переводе с греческого – свод, арка) – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.

Барабан (9) – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

Подзор (10) – украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.

Купол (11) – свод с полушаровидной, а затем (с XVIв.) в форме луковицы поверхностью. Один купол – символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь церковных таинств.

Крест (12) – главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.

Закомары (13) – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.

Аркатура (14) – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.

Пилястры – декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.

Лопатки (15), или лизены, — разновидность пилястр, применялись в русском средневековом зодчестве как основное средство ритмического членения стены. Наличие лопаток характерно для храмов домонгольского периода.

Прясло (16) – часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.

Цоколь (17) – нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса – у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы – у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).

Устройство русского православного храма

Внутреннее устройство православного храма предполагает его деление на три части: алтарь, непосредственно храм и притвор. Алтарь ‑ самая важная часть храма, в которой происходят все священнодействия и где молятся священнослужители. В алтарь строго запрещено входить женщинам и даже простым мужчинам-мирянам. Исключение делается лишь для получивших особое благословение пожилых монахинь-алтарниц, которые занимаются уборкой, и постоянных православных прихожан мужского пола, которым разрешают помогать при богослужении.

Иконостас православного храма отделяет алтарь от средней части, где молятся верующие миряне. Согласно старинной традиции, женщины в храме стоят в левой части, напротив иконы Богородицы, а мужчины ‑ в правой, напротив иконы Иисуса Христа, но сегодня это разделение не является строгим, и придерживаются его не все. Притвор предназначен для молитвы не крещенных (раньше их называли оглашенными), но в некоторых современных небольших церквях эта часть внутреннего устройства православного храма может отсутствовать из соображений экономии при строительстве и за ненадобностью ‑ институт оглашенных в православной церкви давно перестал существовать.

Алтарь в православном храме

Устройство православного храма всегда планируется таким образом, чтобы окна алтаря выходили на восток. Бывают исключения, но они довольно редки и обусловлены каким-либо историческим фактом либо топографическими условиями местности. Центральное место в алтаре православного храма занимает престол ‑ деревянный, мраморный или металлический стол на четырех ножках, высота которых составляет строго 98 см., а толщина столешницы – 2 см. Сверху престол покрывается двумя видами тканей: нижняя, белая, символизирует погребальную плащаницу Иисуса Христа, а верхняя, парчовая, ‑ его божественное и царское происхождение. Кроме того в православном храме, по кругу престол опоясывается веревкой, олицетворяющей путы, которыми был связан Спаситель во время бичевания.

Согласно правилам устройства православного храма, за престолом всегда стоит семисвечник, а по центру восточной стены напротив престола расположено горнее место ‑ трон, над которым располагают икону Иисуса Христа. Горнее место напоминает всем о незримом присутствии в храме Царя Славы, и сидеть на нем имеет право только архиерей во время некоторых частей богослужения. Согласно внутреннему устройству православного алтаря, в левой его части, возле восточной стены, всегда находится жертвенник, похожий на престол ‑ здесь подготавливают просфоры и вино для таинства Евхаристии.

Убранство русского православного храма

Иконостас православного храма тоже имеет строгую структуру. В центре его расположены Царские Врата, названные так потому, что через них выносятся Святые Дары для причащения мирян. Через Царские Врата могут проходить только епископы, священники, и, в некоторых случаях, ‑ диаконы. На Царских Вратах размещают иконы Благовещения и ветхозаветных пророков, которые предсказывали пришествие Иисуса Христа. В устройстве православного храма, справа и слева от больших икон Спасителя и Божьей Матери располагаются северные и южные, или диаконские, врата ‑ именно через них чаще всего выходят диаконы, чтобы провозглашать ектению (молитву). Через южные и северные врата в алтарь также попадают пономари, иподиаконы, чтецы, и остальной клир.

По правилам внутреннего устройства православного храма напротив Царских Врат располагается амвон, с которого священник причащает верующих, читает проповеди, и где диаконы возглашают молитвенные прошения.

Убранство православного храма может быть разным: в одних случаях ‑ очень пышным, выполненным в стиле барокко, в других ‑ сдержанным, аскетичным. Посреди русской православной церкви всегда стоит аналой, на котором лежит храмовая икона или икона праздника, а за ним ‑ центральный подсвечник, на который христианские верующие могут поставить свечу.

Внутреннее устройство храма

Внутреннее убранство и внешнее устройство православного храма

Архитектурные особенности храмовых построек

Внутреннее устройство храма, Солея, Амвон, Клирос,Иконостас,Алтарь

Многие православные храмы поражают красотой и изяществом убранства, архитектурным великолепием. Но помимо эстетической нагрузки, вся постройка и оформление храма несет символический смысл. Нельзя взять любое здание и организовать в нем церковь. Рассмотрим, по каким принципам организовано устройство и внутреннее убранство православного храма и какой смысл несут элементы оформления.

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм — это освященное здание, в котором служатся Божественные службы, а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе — там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть — алтарь — всегда закладывается на восток, где солнце встает.

Князе-Владимирский храм в Иркутске

Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом. Это символ крестной смерти Спасителя, Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:

· один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);

· три купола возводят в честь Святой Троицы;

· пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;

· семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;

· иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов.

Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.).

При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:

· крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);

· прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);

· круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);

· звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).

Вид сверху на церковь Ильи Пророка в Ярославле

Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.

Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.

Внутреннее устройство храма

Зайдя в любую церковь, в ней можно увидеть разделение на три основных зоны:

основная или средняя часть;

Притвор — это самая первая часть здания за входными дверями. В древности было принято, что именно в притворе стояли и молились грешники перед покаянием и оглашенные — люди, которые только готовились принять Крещение и стать полноценными членами Церкви. В современных церквах таких правил нет, и в притворах чаще всего располагают свечные киоски, где можно купить свечи, церковную литературу и подать записочки на поминовение.

Притвор — небольшое пространство между дверью и храмом

В средней части находятся все молящиеся во время службы. Эта часть церкви еще иногда называется нефом (кораблем), что снова отсылает нас к образу Ноева ковчега спасения. Основные элементы средней части — это солея, амвон, иконостас и клиросы. Рассмотрим детальнее, что это такое.

СолеяЭто небольшая ступенька, расположенная перед самым иконостасом. Ее предназначение — возвысить священника и всех участников богослужения, чтобы их было лучше видно и слышно. В древности, когда храмы были маленькие и темные, да еще и битком набивались людьми, разглядеть и услышать священника за толпой было практически невозможно. Поэтому и придумали такое возвышение.

АмвонВ современных храмах это часть солеи, чаще всего овальной формы, которая находится посередине иконостаса прямо перед Царскими вратами. На этом овальном выступе священником произносятся проповеди, оглашаются прошения дьяконом, читается Евангелие. Посередине и сбоку амвона есть ступени для восхождения к иконостасу.

С амвона читается Евангелие и произносятся проповеди

КлиросМесто, где располагается хор и чтецы. В больших церквах чаще всего есть несколько клиросов — верхний и нижний. Нижние клиросы находятся, как правило, в конце солеи. На большие праздники в одном храме может петь сразу несколько хоров, которые находятся на разных клиросах. В обычные богослужения один хор поет с одного клироса.

ИконостасСамая заметная часть внутреннего убранства храма. Это своеобразная стена с иконами, которая отделяет алтарь от основной части. Изначально иконостасы были низкими, или их функцию выполняли занавеси или небольшие решетки. Со временем на них стали вешать иконы, а высота заграждений росла. В современных церквах иконостасы могут доходить до потолка, а иконы на нем располагаются в специальном порядке.

Главные и самые большие ворота, ведущие в алтарь, называются Царскими вратами. На них изображают Благовещенье Пресвятой Богородицы и иконы всех четырех евангелистов. С правой стороны от Царских врат вешают икону Христа, а за ней образ главного праздника, в честь которого освящен храм или данный предел. С левой стороны — икону Богородицы и одного из особо почитаемый святых.На дополнительных дверях в алтарь принято изображать Архангелов.

Над Царскими вратами изображают Тайную Вечерю, вровень с ней иконы больших двунадесятых праздников. В зависимости от высоты иконостаса, могут быть еще ряды икон, на которых изображается Богородица, святые, места из Евангелия.

Православная Жизнь

Фото: Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Мария Городова

«Стыдно признаться, но я совсем не ориентируюсь, что, где и зачем в церкви. Удивляюсь и даже завидую тому, как некоторые уверенно лавируют между всеми этими подставками и тумбочками с горящими свечами, направляясь к нужной иконе, особенно когда народу много (извините, если называю что-то неправильно). В прошлом году перед самой Пасхой я так опростоволосилась, что с тех пор в храме так и не была.

В тот день, когда я зашла в церковь, все двигались к покрывалу в центре зала — чтобы его поцеловать, и я, не желая никому мешать, обогнула очередь с другой стороны, где народ не толпился. Я ж не знала, что, оказывается, на этот ковер нельзя наступать женщинам, а на меня так зашикали, будто я совершила какой-то смертный грех. Не подумайте, что я себя оправдываю, но я искренно тянусь к вере, помогаю детям-сиротам (наш колледж, где я уже 35 лет преподаю математику, шефствует над детским домом), читаю религиозную публицистику, молюсь дома. Не каждый день получается, но перед сном стараюсь все-таки не в компьютере зависать и не перед телевизором, а с молитвословом. И если я и зашла в церкви куда не следует, то не нарочно, а по незнанию, так можно ли это не считать грехом?»

Ирина Николаевна, здравствуйте! Ничего страшного не произошло, но давайте по порядку. Начнем с того, что грехи отпускает ни в коем случае не журналист, пусть даже и очень уважаемой газеты, а только священник — в таинстве Покаяния. Причем отпускает грехи священник не своей силой, а благодатью Божьей. Теперь о том, что с вами приключилось в храме. Полагаю, вы по незнанию вступили на амвон. Ковер тут совершенно ни при чем, это на амвон женщинам заходить не стоит: скорее всего дело происходило в Страстную пятницу, когда в центр храма вынесли Плащаницу с изображением Спасителя, лежащего в гробу. К этой иконе, выполненной не на дереве, а на ткани, и стремились приложиться верующие в Великую пятницу перед Пасхой. Грех ли вы совершили, наступив туда, куда не положено?

Ирина Николаевна, думаю, если б вы сразу решились подойти к священнику со своими опасениями, вы бы не оказались так надолго отлученной от церкви. Все бы разрешилось быстро и к взаимной радости, так что не теряйте времени хотя бы сейчас. А чтобы впредь подобного не случалось, сегодня у нас небольшой ликбез.

Как вы уже, наверное, заметили, для описания происходящего в Церкви есть свой язык, причем я сейчас имею в виду не церковнославянский, на котором проходят наши службы, а язык, описывающий предметы и явления Церкви. Это тоже русский язык, я бы даже сказала, гораздо более русский, чем тот, что мы используем в обыденной речи. Перечитайте нашу классику, там вы встретите и «паперть», и «алтарь», и «амвон» — все эти слова были в обиходе у наших прадедов. Годы атеизма привели к тому, что мы не слишком грамотны в религиозном смысле. А если нет базы, то ни прочтение богословских трудов, ни уж тем паче церковной публицистики не спасет нас от досадных провалов. Ведь никто не берется изучать высшую математику, не пройдя курса арифметики и алгебры.

Впрочем, все поправимо, тем более что устройство храма логично, ничего случайного там нет, каждая деталь полна глубокой символики, и разбираться в этом крайне интересно.

Три части храма

В Библии рассказывается о том, как Бог повелел Моисею устроить скинию, то есть святилище в виде шатра, где Господь обещал открываться Моисею. То есть устройство храма было определено Богом Отцом, это был дом Божий, и все внутри было по замыслу Божьему.

Скиния Моисея состояла из трех частей, отделенных друг от друга завесами: внешняя часть, предназначенная для народа; за ней часть, в которую входили священники для приношения жертвы, она называлась «святая»; и затем третья часть, «святая святых», куда первосвященники могли входить только раз в год. Скиния Моисея была прообразом современного храма, который также состоит из трех частей.

Входной части, называемой притвором, — это то, что притворяет храм. Средней части, самой обширной, здесь стоят молящиеся. И третья часть — «святая святых», алтарь, отделенный от остального храма иконостасом — рядами икон. В алтаре находится главное место всего храма — святой престол, на котором совершается главное таинство Церкви — таинство Евхаристии. Когда возводят храм, его всегда ориентируют алтарем на восток, то есть навстречу Христу. Ведь Христос, как Солнце правды, взошел с востока.

Зачем мы ходим в храм?

Молиться. Но не только, молиться можно и дома, больше того, как говорят богословы, нет такого места на земле, где нельзя было бы молиться. В храме совершаются таинства, и в первую очередь главное из них — Евхаристия, или Причащение. Когда под видом хлеба и вина верующий вкушает (то есть причащается) Тела и Крови Христовой — так происходит единение верующих с Господом. Таинство Евхаристии совершается священством на святом престоле.

Главное место храма

Если вы когда-нибудь смотрели по телевизору трансляции праздничных богослужений, вы наверняка заметили большой стол в центре алтаря. Это и есть святой престол — четырехугольный стол, сделанный из дерева, все крепления которого — распорки, шипы — тоже деревянные. Четыре гвоздя вбиваются в святой престол уже во время его освящения. Как символ тех четырех гвоздей, которые римские воины вбили в Тело Христа, когда Его распинали. В перекрестии перекладин святого престола находятся частицы мощей мучеников, пострадавших за веру. Такие же частицы мощей вшиты в антиминс — шелковый плат, который используется во время литургии.

Традиция совершения таинства на мощах мучеников идет с древнехристианских времен, когда богослужение совершалось в катакомбах.

Амвон, солея, клирос

Алтарь всегда находится на возвышении по сравнению со всем храмом, и та часть возвышения, которая выдвинута к народу за иконостасом, называется солея (с греч. «возвышение»). Завершается солея круглым выступом — амвоном (с греч. «восхожу»).

И солея, и амвон являются продолжением алтаря. То, что алтарь не заканчивается иконостасом, означает, что для молящихся в храме во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. Именно с амвона священники произносят проповеди. К амвону верующие подходят для причастия. А по краям солеи располагается особое огороженное место для певцов и чтецов, называемое клиросом. Греческим словом «клир», дословно означающим «жребий, надел», называют священнослужителей, ну а клирос — место для церковного хора. Помните блоковское: «Девушка пела в церковном хоре о всех усталых в чужом краю. «?

Женщина и святая святых

От девушек, поющих на клиросе, перейдем к женщинам вообще, которым нельзя заходить в алтарь. Существуют строгие правила, согласно которым входить туда могут только монахини, причем после достижения ими почтенного возраста. Запрет связан с тем, что в физиологии женщины бывают периоды, когда ей нельзя касаться святынь. Кроме того, в алтарь нельзя входить некрещеным и тем, кто был трижды женат. Так как солея и амвон — части алтаря, запрет касается и этих частей храма.

Иконостас — лицо храма

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части, особенность православной церкви. С одной стороны, он преграда между основной частью храма и алтарем, сохраняющая в тайне то, что происходит в святая святых. С другой, иконы, находящиеся на нем, настраивают верующих на молитву. В центре иконостаса находятся Царские врата, называемые так, потому что во время богослужения в них незримо входит Господь Царь Славы. Он входит подобно тому, как входил Господь в Иерусалим, «грядя на вольные страдания».

Обычно над Царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, ведь именно в память о ней в алтаре совершается таинство Евхаристии. Кроме Царских врат в алтаре есть так называемые боковые, или дьяконские двери, в которые входят дьяконы, служители, помогающие священнику совершать богослужение. На дьяконских дверях изображены либо Архангел Гавриил, либо Архангел Михаил, либо первые дьяконы, пострадавшие за веру. По канонам Русской православной церкви, если смотреть на иконостас, став к нему лицом, то слева всегда будет икона Богородицы, а справа икона Спасителя. И дальше, с правой стороны, за иконой Спасителя и южными дьяконскими дверьми, должна следовать икона, посвященная тому святому или событию, в честь которых освящен храм.

В устройстве иконостаса всегда должна быть икона Деисус, или Моление, обычно она начинает ряд, и всегда есть иконы, посвященные двенадцати главным праздникам, пророческий ряд.

В центре средней части храма находится икона, которая меняется в зависимости от дня и события, которое отмечает Церковь.

Ссылка на основную публикацию