Волгоградская епархия

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Волгоградская епархия

Земли современной Волгоградской области с 1261 г. входили в состав Сарской епархии, с 1555 г. — относились к Казанской епархии. В 1602 г. вскоре после основания Царицынской крепости создана Астраханская епархия, к которой с 1606 г. были приписаны все церкви «по Волге, начиная от Саратова к югу, по Медведице и Хопру до Дона». В 1799-1918 гг. местные приходы входили в состав Саратовской епархии, именовавшейся в 1803-1828 гг. Пензенско-Саратовской, а с 3 ноября 1828 г. — Саратовской и Царицынской.

Отдельная Царицынская епархия была создана в 1918 г., с 1925 г. — Сталинградская. 15 июля 1959 г. приходы епархии были включены в состав Саратовской епархии. Новоучрежденная епархия называлась Саратовской и Сталинградской (после переименования Сталинграда в 1961 г. — Саратовской и Волгоградской). 31 января 1991 г. самостоятельная епархия, границы которой совпадают с границами Волгоградской области, была возобновлена как Волгоградская и Камышинская.

Кафедральный город — Волгоград.

Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 4) из состава епархии выделены Калачевская и Урюпинская епархии. Волгоградская епархия включена в состав Волгоградской митрополии.

Епархия сегодня
(по состоянию на 20 ноября 2013 года)

Благочиния и благочинные

  • Южное г. Волгограда — протоиерей Сергий Тюпин
  • Второе г. Волгограда — священник Алексий Зимовец
  • Центральное г. Волгограда — протоиерей Николай Бабак
  • Северное г. Волгограда — священник Александр Симончук
  • Дубовское — протоиерей Владислав Сологуб
  • Камышинско-Котовское — протоиерей Анатолий Карпец

Монастыри

  • Свято-Духов мужской
    400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, 26; тел. (8442) 39-66-67
    настоятель — игумен Гавриил (Куликов)
  • Свято-Вознесенский женский
    404002, Волгоградской область, г. Дубовка
    настоятельница — игумения Анна (Ерофеева)

В монастырях епархии проживают:

  • мантийных монахов — 12;
  • мантийных монахинь — 22;
  • инокинь — 4.

Всего действующих приходов — 130 (в том числе 10 тюремных). В г. Волгограде — 78 приходов (в том числе 6 тюремных).

Клириков — 139, из которых в сане священника 120 человек и 19 — в диаконском сане. Из них:

  • архимандритов — 1;
  • игуменов — 6;
  • иеромонахов — 11;
  • протоиереев — 35;
  • священников — 67;
  • протодиаконов — 4;
  • диаконов — 12;
  • иеродиаконов — 3.

Социальные учреждения

  • Борисо-Глебское детское село семейного типа
    400107, г. Волгоград, проспект Маршала Жукова, 77; тел. (8442) 54-14-59
  • странноприимный дом прп. Серафима Саровского для престарелых людей
    400010, г. Волгоград, ул. Тищенко, 18; тел. (8442) 37-15-33

Епархиальные СМИ

  • «Православное слово» (ежемесячная газета)
  • официальный сайт Волгоградской епархии

ВОЛГОГРАДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Волгоградский Казанский собор

Волгоградская и Камышинская епархия Волгоградской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, 26
  • Тел.: (8442) 39-39-84, 36-86-06
  • Официальный сайт: http://www.volgeparhia.ru/
  • Каноническая территория: Волгоградский, Волжский и Камышинский ГО; Городищенский, Дубовский, Камышинский, Котовский р-ны Волгоградской обл.
  • Кафедральные соборы: Казанский в г. Волгограде, Никольский в г. Камышине
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Земли современной Волгоградской области с 1261 года относились к Сарайской епархии, с 1555 года — к Казанской, с 1606 года — к Астраханской. В 1799 году местные приходы вошли в состав новоучрежденной Саратовской епархии, которая в 1803 году была преобразована в Пензенскую. В 1828-1918 годах — вновь в ведении Саратовской кафедры.

    Царицынская епархия была создана в 1918 году. По некоторым данным — вначале была викариатством Саратовским, но позднее стала самостоятельной. Епархия пресеклась во второй половине 1930-х годов.

    8 июля 1943 года Сталинградская епархия (в пределах Сталинградской области) была вверена Саратовскому архиерею для параллельного управления обеими кафедрами.

    С 26 июня 1944 года по 15 июля 1959 года Сталинградская область входила в состав Астраханской епархии, после чего была передана Саратовской.

    31 января 1991 года была возрождена как самостоятельная епархия, будучи выделенной из состава Саратовской. Границы епархии были определены по границам Волгоградской области.

    15 марта 2012 года из состава Волгоградской епархии были выделены самостоятельные Урюпинская и Калачевская епархии, после чего в ведении Волгоградской кафедры остались Городищенский, Дубовский, Камышинский и Котовский районы, а также Волгоградский, Волжский и Камышинский городские округа в средней части Волгоградской области. Одновременно Волгоградская кафедра стала центром новоучрежденной Волгоградской митрополии.

    Исторические названия

    • Царицынская (1918 — 1925)
    • Сталинградская (1925 — ?)
    • Волгоградская (с 1961)
    • Волгоградская и Камышинская (с 31 января 1991)

    Статистика

    • 1944 — 16 церквей и молитвенных домов в Сталинградской обл.
    • 1945 — 25 действующих церквей и молитвенных домов в Сталинградской обл.
    • 1947 — 42 действующих церкви и молитвенных дома в Сталинградской обл.
    • 31 января 1991, на момент воссоздания — 43 прихода, 72 священнослужителя [1]
    • 2003 — 190 храмов, 6 монастырей [2]
    • 1 января 2011 — 303 действующих прихода (из них 73 в Волгограде, 18 тюремных); 286 священнослужителей (из них 262 пресвитера, 24 диакона); 9 монастырей; в обителях 26 мантийных монахов, 63 мантийных монахини, 6 иноков, 14 инокинь [3]
    • 1 октября 2012 — 2 монастыря; 15 мантийных монахов, 22 мантийных монахини, 4 инокини; 126 действующих приходов (из них в Волгограде — 75), в т.ч. 10 тюремных (из них в Волгограде — 6); 137 клириков, в т.ч. в сане священника — 121 (1 архимандрит, 5 игуменов, 10 иеромонахов, 41 протоиерей, 64 священника), 16 диаконов (3 протодиакона, 9 диаконов, 4 иеродиакона) [4]
    • 20 ноября 2013 — 2 монастыря; 12 мантийных монахов, 22 мантийных монахини, 4 инокини; 130 действующих приходов (из них в Волгограде — 78), в т. ч. 10 тюремных (из них в Волгограде — 6); 139 клириков, в т.ч. в сане священника — 120 (1 архимандрит, 6 игуменов, 11 иеромонахов, 35 протоиереев, 67 священников), 19 чел. в диаконском сане (4 протодиакона, 12 диаконов, 3 иеродиакона) [4]

    Архипастыри

    • Дамиан (Говоров) (1918 — 1920)
    • Нифонт (Фомин) (? — 1922)
      • Тихон (Русинов) (4 июля 1924 — 22 декабря 1925) в/у, еп. Усть-Медведицкий
    • Нифонт (Фомин), 2-й раз (1925 — 1927)
    • Арсений (Смоленец) (14 ноября 1927 — 8 июля 1930)
    • Сщмч. Димитрий (Добросердов) (8 июля — 26 августа 1930) [5]
    • Феодосий (Ващинский) (26 августа — 5 сентября 1930)
    • Петр (Соколов) (5 сентября 1930 — 23 апреля 1935)
      • Антоний (Романовский) (8 декабря 1935 — 15 января 1937) в/у, еп. Ставропольский
    • Филипп (Перов) (2 февраля 1937 — ?) [6]
      • Григорий (Чуков) (8 июля 1943 — 26 мая 1944) в/у, архиеп. Саратовский
    • Герман (Тимофеев) (30 января 1991 — 28 декабря 2018)
    • Феодор (Казанов) (с 28 декабря 2018)
    Волгоградская митрополия

    Викарные епархии

    География благочиний

    • Волгоградские Южное, Второе, Центральное, Северное — г. Волгоград
    • Дубовское
    • Камышинско-Котовское

    Волгоградская епархия

    Каждая митрополия в Лоне Русской Православной Церкви имеет некоторые особенные черты, которые отличают ее от других. Где-то это монастыри, святые мощи или образа, а Волгоградская епархия знаменита тем, что в ее лоне вырос современный русский святой — Яков Горохов. Хотя история края и его храмы также заслуживают особого внимания.

    Исконно русские православные земли современного Волгограда и области входили изначально в состав Сарской епархии, а после 1555 года — стали частью Казанской. Однако почти сразу после основания крепости Царицынской количество приходов стало увеличиваться и было принято решение о создании нового Астраханского отделения РПЦ .

    Именно к нему были отнесены все храмы и монастыри, которые располагались вдоль Волги, начиная с Саратова и заканчивая южными районами у берегов Дона. В 1918 году Святейший Патриарх Тихон учредил Царицынскую епархию и назначил епископа Петровского Дамиана (Говорова) правящим архиереем.

    В конце 1919 года он покинул город, был эвакуирован в Крым, через Константинополь переехал в Болгарию, где 19 апреля 1936 года умер в сане архиепископа Царицынского. Революция и приход большевиков к власти нанес серьезный ущерб всей Русской Православной Церкви, Волгоградская область не стала исключением.

    В 1918 году власти закрывают духовное училище в Камышинске, а через 2 года и в Усть-Медведицке. Осенью 1922 года по всей области были ликвидированы почти все монастыри.

    Последующие епископы 1920-1940 гг. не занимали эту должность более пары лет — большинство из них были репрессированы и расстреляны, а также отправлены в ссылки правительством СССР в ходе «красного террора». Выделился также бывший иеромонах Сергей Труфанов, который в 1921 году основал в Царицыне религиозную секту, признал большевиков как новую власть и объявил себя всероссийским патриархом.

    В 1922 году он бежал за границу, но его действия положили начало действию различных ересей в данной области и постоянным расколом и разногласиям в составе духовенства.

    Летом 1922 года в Царицыне при поддержке местных большевистских властей группа священников, которые назвали себя обновленцами объявила о создании собственного управления. Возглавил «Временное церковное управление» епископ Усть-Медведицкий Модест (Никитин) и сразу же развернул кампанию против действующего епископа Нифонта (Фомина).

    Большевики объявили Нифонта в присвоении и сокрытии ценностей церкви и арестовали его, позже приговорив к высшей мере наказания. Волгоград переименовали в Сталинград и в городе в течение 10 лет (1920-1930) существовали параллельно приходы РПЦ и различных обновленцев.

    В таких условиях архиепископ Петр (Соколов) в 1930 году принял решение проводить богослужения круглосуточно и даже в частных квартирах, чтобы люди имели возможность слышать Слово Божие, поскольку в этом году был закрыт последний храм РПЦ . Архиепископа арестовали в 1935 году и через год он скончался в тюрьме, а его место в управлении Сталинградским краем занял архиепископ Григорий (Чуков).

    Во время Второй Мировой войны Сталинград и область серьезно пострадали, поэтому только в 1944 году пришел новый архиепископ — Филипп Ставицкий. Уже к 1947 году в его подчинении находились 40 храмов, однако в конце 1950-х годов вновь начались репрессии и в 1959 году епархия потеряла независимость и стала частью Саратовской.

    Волгоградский край крайне пострадал от репрессий новой социалистической власти — тут были арестованы и впоследствии убиты многие священники. Двое из них особо почитаются православием, поскольку они были причислены к лику святых — это мученики Яков (Иаков) Горохов и Николай Попов.

    Яков Горохов родился в 1880 году в семье миссионеров и стал глубоко духовным человеком. Яков последовал по путям отца и стал служить в Царицыне больным солдатам, а также собирал пожертвования для них. Он негативно отзывался о революции и оставался до конца сторонником монархии.

    В 1917 году Яков стал благочинным в Царицыне и проводил службы в нескольких храмах, поскольку священников не хватало из-за постоянных арестов. Его арестовали в мае 1921 года за поддержку белых и 31 числа расстреляли.

    Николай Попов также родился в 1864 году в религиозной семье, стал священником и активно проповедовал православие. Он занимался вопросами духовного образования и благоустройства храмов, служил священником на хуторе Верхне-Гнутове, служил людям и старался восполнять их нужды. Его дядя служил в армии белых, а священник активно общался и духовно наставлял казаков. Когда большевики установили свою власть в 1919 году, то его сразу же арестовали.

    Находясь в заключении, он активно поддерживал арестантов и даже посещал с конвоем свою паству. Тем не менее, летом 1919 года его зарубили шашкой, как и остальных 200 заключенных. Верующие с хутора Верхне-Гнутово забрали тело своего пастыря и похоронили с почестями за церковью, где он служил.

    Современное состояние

    Зимой 1991 года Священный Синод выделил отдельную Волгоградскую епархию, которую возглавил епископ Герман (Тимофеев). Кафедральным городом так и остался Волгоград, а кафедральными соборами стали Казанский (Волгоград) и Никольский (Камышин).

    При восстановлении территориальной единицы сразу же открылись 18 приходов и 5 монастырей, но рост их был настолько быстрый, что уже через 11 лет, в 2012 году Синод решил для большей эффективности регионального управления создать Волгоградскую митрополию и разделить ее на несколько частей:

    • Волгоградскую;
    • Калачевскую;
    • Урюпинскую;
    • Камышинскую;
    • Палласовскую;
    • Новоаннинскую.

    После разделения в Волгоградской епархии осталось всего около 20 приходов и руководит ими епископ Феодор (Казанов), который возглавляет и одноименную митрополию.

    Структура и работа

    Все 20 приходов, которыми управляет епископ Феодор разделены между четырьмя благочиниями, которые охватывают собой все районы Волгограда и некоторые отдаленные участки:

    1. Красноармейский;
    2. Советский и Кировский;
    3. Ворошиловский, Центральный, Дзержинский и Городищенский;
    4. Краснооктябрьский и Тракторозаводской;
    5. Дубовский;
    6. Камышинский и Котовский в городе Камышин.

    Под началом епископа также находятся все епархиальные управления, которые проводят различные работы с населением. Среди них есть миссионерский, образовательный, социальный отделы, а также управления душепопечения (армейского, тюремного, больничного) и по делам молодежи.

    Также при поддержке православных работают:

    • семейный лагерь «Истоки»;
    • Борисо-Глебское детское село семейного типа;
    • странноприимный дом для престарелых людей;
    • община глухих при Дубовском монастыре.

    Работают и духовные образовательные учреждения. Среди них:

    1. Богословский факультет Царицынского православного университета.
    2. Центр подготовки церковных специалистов (программы для катехизаторов, миссионеров, молодежных и социальных работников).
    3. Церковно-певческий факультет.

    На территории края действуют два старых монастыря:

    • Волгоградский Свято-Духовский монастырь;
    • Свято-Вознесенский Дубовский монастырь.

    Оба подворья не функционировали при советской власти, но были восстановлены в 1991 году и до сих пор являются духовным оплотом края.

    Паломники отправляются в Волгоград не только ради посещения монастырей и храмов, но и ради местных святынь. Особое место занимает чудотворная Урюпинская икона Божией Матери, которая хранится в одноименном храме Покрова Богородицы. Она была обнаружена в 1827 году и на том месте бьет святой источник, а с 1854 года образ хранится в Урюпинском храме.

    Также паломники активно посещают святые источники:

    • ап. Иоанна Богослова;
    • муч. Параскевы Пятницы;
    • св. Иоанна Предтечи.

    Для удобства работы с паломниками, которых становится все больше с каждым годом, был создан паломнический центр, который организовывает различные поездки, экскурсии и туры выходного дня.

    Храм Святого Пророка Иоанна Предтечи

    Образование Волгоградской митрополии

    На заседании Священного синода Русской православной церкви, прошедшем в московском Свято-Даниловом монастыре, рассмотрен рапорт митрополита Волгоградского и Камышинского Германа с предложением образования в Волгоградской области новых епархий. В результате образована новая митрополия, включающая в себя прежнюю Волгоградскую епархию, а также две вновь созданных – Урюпинскую и Калачевскую. Епископом Урюпинским и Новоаннинским Священный синод назначил клирика Волгоградской епархии, кандидата богословия, игумена Каменно-Бродского монастыря Елисея (Фомкина), автора нескольких книг по истории православия в Волго-Донском крае. Временное управление Калачевской епархией поручено митрополиту Волгоградскому и Камышинскому Герману.

    Вновь созданная Урюпинская епархия образована в административных границах Алексеевского, Даниловского, Еланского, Жирновского, Киквидзенского, Кумылженского, Михайловского, Нехаевского, Новоаннинского, Новониколаевского, Ольховского, Руднянского, Серафимовичского, Урюпинского и Фроловского районов области. А в границах Быковского, Иловлинского, Калачевского, Клетского, Котельниковского, Ленинского, Николаевского, Октябрьского, Палласовского, Светлоярского, Среднеахтубинского, Старополтавского, Суровикинского и Чернышковского районов создается Калачевская епархия, также выделенная из состава Волгоградской.

    Епархиальный архиерей Урюпинской епархии, как было решено Священным синодом, будет иметь титул «епископ Урюпинский и Новоаннинский», Калачевской епархии – «епископ Калачевский и Палласовский».

    Тем же решением Священного синода в пределах Волгоградской области образована Волгоградская митрополия, включающая в себя Волгоградскую, Урюпинскую и Калачевскую епархии. Руководить ею будет митрополит Герман.

    За более чем двадцать лет, прошедшие с начала возрождения церковной жизни в нашем государстве, мы от подобных решений отвыкли. Сейчас уже отнюдь даже не каждый верующий помнит, что до 1991 года Волгоградская область входила в состав Саратовской епархии, возглавлявшейся тогда архиепископом Саратовским и Волгоградским Пименом.

    Но если примерно те же двадцать лет назад в области было около тридцати приходов Русской православной церкви, то сейчас их уже более трехсот. Однако в этом есть не только позитивные, но также негативные моменты: управление приходами в рамках одной епархии серьезно затруднилось. Теперь же, в соответствии с решением, принятым Священным синодом, оно должно стать более оперативным, приблизиться и к пастве, и к священству.

    «Решение о разделении епархии принималось по моей инициативе. Причины его в том, что со времени создания Волгоградской епархии объем работы для правящего архиерея значительно возрос. В то же время у патриарха Московского и всея Руси Кирилла определилась тенденция на активизацию деятельности правящих архиереев. Но если тремястами пятьюдесятью будет управлять один архиерей – когда, в кои веки он сможет каждый приход посетить?! Теперь же, когда в подчинении архиерея будет примерно сто двадцать приходов, и ему много легче будет распределить свои время и силы. Вот в этом – все дело», –

    поделился с нами в разговоре митрополит Волгоградский и Камышинский Герман.

    «Прежде всего, хотелось бы поздравить вас с назначением главой вновь созданной Урюпинской епархии! С какими чувствами вы приняли это решение Священного Синода?»

    обратились мы к отцу Елисею (Фомкину), главе вновь созданной Урюпинской епархии, с которым нам также вчера удалось побеседовать.

    «С чувством большой ответственности за очень важное дело. Думаю, только своими силами мне с ним не справиться – уповаю здесь на помощь Божию, на содействие людей, которые будут мне помогать при руководстве епархией», —

    ответил отец Елисей.

    «Отрадно, с одной стороны, что разрослась наша епархия. Количество приходов в ней с начала девяностых годов увеличилось во много раз. Но, с другой стороны, возникла проблема доступности архиерея для рядовых мирян. Архипастырь же должен иметь возможность и дать совет мирянину, и разобраться в какой-то деликатной ситуации в епархии, требующей его вмешательства. Разделение епархий происходит для того, чтобы вернуть доступность архиерея для мирян – подобно тому, как было когда-то в Древней Греции и в Византии», –

    высказал нам свою точку зрения на произошедшее событие старший священник Иоанно-Предтеченского храма Волгограда, протоиерей Олег Кириченко.

    В Волгоградской области создана отныне митрополия Русской православной церкви, совпадающая территориально с ее границами. Но на территории митрополии будут уже три епархии, каждая из которых будет согласовывать общую политику с ее руководством. Координация деятельности вновь созданных епархий все равно будет осуществляться в Волгограде, в митрополичьем центре. Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман остается главой митрополии, одновременно являясь правящим архиереем Волгоградской епархии.

    «Кандидатура на руководство Урюпинской епархией – отец Елисей (Фомкин), игумен Каменно-Бродского мужского монастыря согласована была довольно быстро. С Калачевской епархией оказалось сложнее. Владыка Герман предлагал для руководства ею кандидатуру игумена Саввина, однако, по ряду причин, она не была утверждена Священным синодом, поэтому принято решение продолжить поиск подходящей кандидатуры епископа Калачевского. А пока она не будет найдена, владыка Герман будет совмещать обязанности правящего архиерея Волгоградской и Калачевской епархий», –

    продолжил Олег Кириченко.

    «За принятым решением о разделении епархии я вижу шаги по осуществлению политического курса, взятого патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сфере внутрицерковной организации», –

    считает волгоградский политолог Инна Прихожан, президент Института гражданского общества.

    Дело в том, что Русская православная церковь по своей организационной структуре достаточно архаична. В этом сохранении традиций, с одной стороны, ее достоинство. Но с другой стороны – возникли очень сложные вопросы именно в деле ее внутренней организации и подготовки кадров.

    Церковь сталкивается сейчас с очень серьезными внешними вызовами. На ядровую ее территорию ведется серьезное наступление со стороны других церковных конфессий, и она теряет свою паству. К примеру, поразила одна цифра: сейчас в ислам из православия переходит в десять раз больше российских граждан, чем в обратном направлении. Для преодоления этих процессов Русской православной церкви нужна реформа управления, и патриарх Кирилл осуществляет ее именно по такой формуле – разделения епархий с назначением новых руководителей. Вокруг этого процесса идут очень серьезная работа и борьба.

    Первый этап возрождения церковью пройден – восстановлены здания храмов. Но теперь этим зданиям необходимы проповедники, нужны новые кадры. До последнего времени их обучали наскоро – приблизительно как во время войны готовили летчиков по программе «взлет – посадка». И поворот Русской православной церкви к работе в основном вовне ее кажется целесообразным: ей надо работать с паствой, с населением, новые кадры готовить, создавать для служителей церкви «социальные лифты», более динамично реагировать на внешние вызовы церкви.

    Разделение епархий призвано дать свежую струю новых кадров высших иерархов Русской православной церкви.

    Таковы основные мнения, имеющиеся у православного священства и общественности области о принятых решениях по разделению Волгоградской епархии. «Волгоградская правда» будет внимательно следить за дальнейшим развитием событий на сей счет, оперативно информируя о них наших читателей.

    Волгоградская епархия

    Казанский кафедральный собор

    Основная информация Страна Россия Площадь 112 877 Архиепископский округ Волгоградская митрополия Епархиальный центр Волгоград Основана 1918, 1991 Упразднена 1944 Кафедральный храм Казанский собор Второй кафедральный храм Никольский собор (Камышин) Сан правящего архиерея Митрополит Титул правящего архиерея Волгоградский и Камышинский Сайт http://volgeparhia.ru Архиерей Правящий архиерей Герман (Тимофеев) с 30 января 1991 года

    Волгоградская епархия — епархия Русской православной церкви. Кафедральный город — Волгоград. Кафедральные соборы — Казанский (Волгоград), Никольский (Камышин). Входит в состав Волгоградской митрополии.

    Содержание

    История [ править ]

    К 1917 году в пределах современной Волгоградской епархии было около 600 приходов.

    В 1918 году Святейший Патриарх Тихон учредил Царицынскую епархию и назначил епископа Петровского Дамиана (Говорова) правящим архиереем. В конце 1919 года он покинул город, был эвакуирован в Крым, через Константинополь переехал в Болгарию, где 19 апреля 1936 года умер в сане архиепископа Царицынского.

    В 1918 году под нажимом властей были закрыты Камышинское уездное духовное училище, в 1920 году Усть-Медведицкое духовное училище. 9 октября 1922 года были ликвидированы монастыри.

    Смятение в церковную жизнь города внёс Сергей Труфанов (запрещенный в 1911 году в служении иеромонах Илиодор), вернувшийся весной 1921 года в Царицын. Он создал религиозную общину и объявил себя «всероссийским патриархом», признал правильность учения и политику большевиков, заявлял, что его личные взгляды мало чем отличаются от коммунистических. В 1922 году Илиодор бежал за границу.

    В июне 1922 года группа царицынского обновленческого духовенства, поддерживаемая местными властями, объявила о создании «Временного церковного управления Царицынской епархии» во главе с епископом Усть-Медведицким Модестом (Никитиным). «Царицынское епархиальное управление», опираясь на поддержку советских властей, развернуло кампанию по дискредитации епископа Нифонта (Фомина), требовало его удаления из Царицына. Летом 1922 года епископ Нифонт был обвинён в умышленном сокрытии церковных ценностей и арестован. 10 апреля 1923 года суд приговорил его к лишению свободы.

    В Царицынской (с 1925 года Сталинградской) епархии в 20 — 30-е годы одновременно существовали приходы Русской Православной Церкви и приходы различных обновленческих групп. В 1925 году в составе Сталинградской епархии Русской Православной Церкви было 35 приходов, а в руках обновленцев — 360 приходов. В дальнейшем властями проводилась целенаправленная политика закрытия храмов. На 1 января 1940 года в пределах Сталинградской области было закрыто около 580 храмов.

    В условиях массового закрытия церквей богослужения в храмах Сталинграда по распоряжению архиепископа Петра (Соколова) (1930—1935) проводились круглосуточно, чтобы все верующие имели возможность их посещать. Священникам разрешалось совершать богослужения в частных квартирах.

    В 1930-е годы участились аресты священнослужителей и верующих по обвинению в антисоветской деятельности, терроризме, шпионаже в пользу иностранных государств. С 1937 года Сталинградская кафедра не замещалась. 8 июля 1943 года «попечение о Сталинградской епархии» было возложено на архиепископа Саратовского Григория (Чукова), с усвоением ему титула «Саратовский и Сталинградский».

    26 июня 1944 года приходы Сталинградской области были подчинены архиепископу Астраханскому Филиппу (Ставицкому), который стал именоваться Астраханским и Сталинградским.

    В конце 1950-х годов начались новые гонения на Церковь. Ряд храмов был разрушен, сократилось количество приходов. 15 июля 1959 года Сталинградская епархия была присоединена к Саратовской, получившей название «Саратовской и Сталинградской».

    31 января 1991 года Волгоградская епархия была возрождена, будучи выделенной из состава Саратовской.

    15 марта 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о выделении из состава Волгоградской православной епархии Калачёвской и Урюпинской епархий, а также об образовании Волгоградской митрополии в составе Волгоградской, Калачёвской и Урюпинской епархий [1] .

    Названия [ править ]

    • Царицынская
    • Сталинградская
    • Волгоградская с 1961 года
    • Волгоградская и Камышинская

    Епископы [ править ]

    • Дамиан (Говоров) (1918—1920)
    • Нифонт (Фомин) (до 1922)
    • Трофим (Якобчук) (1923—1924)
    • Тихон (Русинов) (4 июля 1924 — 22 декабря 1925) в/у
    • Нифонт (Фомин) (1925—1927) паки
    • Арсений (Смоленец) (14 ноября 1927 — 8 июля 1930)
    • Димитрий (Добросердов) (8 июля — 26 августа 1930)
    • Феодосий (Ващинский) (26 августа — 5 сентября 1930)
    • Петр (Соколов) (5 сентября 1930 — 23 апреля 1935)
    • Антоний (Романовский) (8 декабря 1935 — 15 января 1937)
    • Филипп (Перов) (15 января 1937—1938)
      • 1938—1943 — кафедра вдовствовала
    • Григорий (Чуков) (8 июль 1943 — 26 мая 1944)
    • Гурий (Егоров) (1953—1953) в/у
      • В 1959 году Сталинградская епархия была упразднена и её территория включена в состав Саратовской епархии
    • Герман (Тимофеев) (с 30 января 1991)

    Структура [ править ]

    Современная организационная структура епархии выглядит следующим образом: [2]

    • Отдел по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными органами
    • Больничное душепопечительство
    • Миссионерский отдел
    • Отдел по делам молодежи
    • Отдел образования и катехизации
    • Пресс-служба
    • Отдел социального служения
    • Отдел тюремного душепопечительства

    Современная территориальная структура епархии выглядит следующим образом: [3]

    • I благочиние (Красноармейский район Волгограда)
    • II благочиние (Советский, Кировский районы).
    • III благочиние (Ворошиловский, Центральный, Дзержинский и Городищенский районы)
    • IV благочиние (Краснооктябрьский и Тракторозаводской районы)
    • Дубовское благочиние (Дубовский район)
    • Камышинское благочиние (г. Камышин, Камышинский и Котовский районы)
    Благочиние Районы Волгограда и области Население, тыс. чел Приходы
    I
    II
    III благочиние Ворошиловский район Волгограда 400,8 Казанский Кафедральный собор
    Приход Крестовоздвиженский
    Центральный район Волгограда Приход преп. Сергия Радонежского
    Приход храма «Всех Святых» (Мамаев курган)
    Приход Всемилостивого Спаса Христа Примирителя
    Приход св. прор. Иоанна Предтечи (Центральный район)
    Дзержинский район Волгограда Приход Богородице-Скорбященский (Дзержинское кладбище)
    Приход Спасо-Преображенский [4]

    Приход свт. Луки Симферопольского
    Приход сщмч. Иосифа Астраханского
    Приход преп. Павла врача
    Приход иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»
    Приход свв. мчцц. Веры, Надежды, Любови и Софии
    Приход преп. Макария Александрийского
    Приход свв. Косьмы и Дамиана
    Приход св. Лонгина Сотника
    Приход св. кн. Владимира

    Городищенский район Приход храма Богородицы «Всех скорбящих Радость» (Городище)
    Приход Свято-Троицкий (х. Вертячий)

    Храмы [ править ]

    В октябре 2010 года стало известно о том, что рядом с музеем-панорамой планирует постороить храм. Комитет по культуре Администрации Волограда сообщает, что на месте бывшей клумбы, при входе в аллею, которая находится рядом с музеем-панорамой «Сталинградская битва», установлен памятный знак крест, содержащий надпись: «В лето 2010 14 октября от рождества Христова установлен сей крест во знаменование строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы по благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа». [5] Глава Волгограда Роман Гребенников поддержал проект: «Будущий храм и музей-панорама сочетаются великолепно. Храм — это место молитвы, музей — памяти, и никаких противоречий между этими понятиями нет». [6] Между тем, инициатива по строительству храма понравилась не всем. Недовольные жители обратились к Президенту России с просьбой разобраться в ситуации. [7]

    В Свято-Вознесенском Дубовском монастыре Волгоградской митрополии производят авторские пряники

    В Свято-Вознесенском Дубовском женском монастыре Волгоградской митрополии к празднику Рождества Христова пекут пряники. Ведь Рождество пахнет миндалем, имбирем, мандаринами и корицей. Делать монастырские пряники стали пять лет назад. За эти годы увеличили в три раза объем производства, ассортимент, а также поработали над старинной рецептурой. Ее тоже пришлось усовершенствовать и немного корректировать.

    Сестры для дубовских пряников взяли рецепт XIX века, но для лучшего вкуса, воздушности и мягкости теста пришлось заменить постное подсолнечное масло на сливочное. Это единственный секрет, который выдают в монастыре. Пряники получаются ароматными и имеют вид и елочек, и снеговиков, и звезд, и варежек.

    Практически в течение всего Рождественского поста, когда появляются в обители свободные руки, их привлекают на украшение пряников. Их дизайн можно назвать эксклюзивным, т.к. разрабатывается в стенах монастыря монахиней Тамарой, которая имеет художественной образование. Только ей под силу на пряниках больших размеров создать монастырский вид. Эти пряники являются авторскими. Пряник дубовский монастырский в этом регионе стал за пять лет знаменит не менее, чем тульский по стране, завоевал популярность среди местного населения, а также стал настоящим брендом. Каждый вид нового пряника утверждает «монастырский худсовет».

    Помимо пряничного производства, в монастыре действуют молочный цех, пекарня, швейная и иконописная мастерские. Раньше Вознесенский женский монастырь в Дубовке в сорока километрах от Волгограда отличался обширной хозяйственной деятельностью. Было несколько подворий, виноградники, сады.

    Обитель была основана во второй половине XIX века. Первые средства на строительство женского монастыря выделил местный священник протоиерей Иоанн Покровский. К этому благому делу присоединился мещанин Матвей Посохин. Монастырь впоследствии имел собственный кирпичный заводик. Но всё было разрушено в безбожные годы. Сестрам обители в 1991 году пришлось начинать всё сначала: поднимать руины, иногда на их месте строить новые здания и храмы, разбивать сады, сажать виноград, очищать древний колодец, устраивать пруд, возводить звонницу, а к Рождеству печь пряники. Теперь этим ароматом современных «рождественских сувениров» веет и за пределами монастырских стен. В планах освоить выпечку еще и пряничных домиков.

    Волгоградская епархия

    8 января 2020 г. в Центральном концертном зале Волгоградской филармонии прошла ежегодная Рождественская елка Волгоградской епархии. Радость святого праздника Рождества Христова с детьми и их родителями разделил митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор. Еще до начала праздничного представления в фойе концертного зала за праздничным хороводом вокруг елки Владыка Феодор поздравил всех со светлым праздником Рождества и подарил детям сладкий подарок.

    Праздничное представление началось с рождественского тропаря, исполненного певчими хора храма святого праведного Иоанна Кронштадтского под управлением регента Ильи Иванова. После чего к присутствующим обратился митрополит Феодор. Владыка поздравил всех с наступившим праздником и призвал прославлять родившегося Младенца Христа, который рождается в нашем сердце и в нашей душе.

    В подготовке праздничного представления принимали участие: народный молодежный театр «Благодатное небо» (режиссер: Дмитриева Е.А.), детский ансамбль храма Георгия Победоносца (рук. Чижова И.Г.), образцовый хореографический ансамбль «Вдохновение» ДЮЦ Тракторозаводского района (рук. Мамченкова Л.К.).

    Ребята исполнили красивые и очень трогательные рождественские песнопения, придавшие особую высоту и торжественность Светлому празднику Рождества.

    Во второй части праздничного представления детский хореографический ансамбль «УЛЫБКА» показал театрализованное представление «Морозко». Старая и любимая сказка заставила ребят смеяться и сопереживать, радоваться и поверить в чудеса. А взрослым приятно было вспомнить свои давние ощущения непоколебимой веры в добро и счастье от соприкосновения с чудной сказкой.

    После представления в фойе воспитанники одной из воскресных школ города продолжили праздничный концерт исполнением рождественских песнопений. В завершении все участники Рождественской елки получили сладкие подарки.

    Ребята и взрослые уходили домой с ощущением чуда в душе, улыбками на лицах и праздничным настроением. Еще один подарок преподнесла всем нам природа. Новый год Волгоград встретил без снега, но на Рождество погода в Волгограде все-таки расщедрилась и подарила нам возможность ощутить Рождество по-зимнему снежным.

    Казаки СКО «Благовещенская станица» Волгоградского казачьего округа вместе с атаманом Цодиковым С.М. в этот день, как и всегда, охраняли покой ребят и взрослых.

    Ст. урядник СКО «Благовещенская станица»
    Левченко Наталья

    На Крещение в Волгоградской области оборудуют 75 купелей: список мест

    Жители региона смогут совершить омовение в крещенской воде в специально отведенных для этого местах. Полный список купелей с адресами публикует «Крестьянская жизнь.ру».

    Всего в районах Волгоградской области в преддверии православного праздника подготовят 75 купелей, в том числе восемь в Волгограде.

    Как сообщили в пресс-службе Волгоградской епархии, 19 января в 14 часов митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор отслужит водосвятный молебен Великим чином на нижней террасе Центральной набережной. После этого верующие смогут набрать освященную воду и окунуться в иордань.

    Купели откроют в наиболее удобных для жителей местах. Возле таких иорданей будут установлены специальные подходы, в областном центре рядом с купелями поставят натопленные палатки, где можно будет переодеться и согреться после купания.

    Жителям Волгоградской области рекомендуют проводить обряд омовения только в специально оборудованных для этого местах, где в случае необходимости можно будет получить медицинскую помощь. В ночь на 19 января возле каждой подготовленной купели будут дежурить, помимо медиков, спасатели, полицейские, казаки и добровольцы.

    Полный список адресов крещенских купелей в Волгоградской области в 2020 году:

    Информацию о местах организованного купания предоставило региональное ГУ МЧС.

    Мария Хмелева. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага / архив.

    Волгоградская епархия

    Казанский кафедральный собор

    Основная информация Страна Россия Площадь 112 877 Архиепископский округ Волгоградская митрополия Епархиальный центр Волгоград Основана 1918, 1991 Упразднена 1944 Кафедральный храм Казанский собор Второй кафедральный храм Никольский собор (Камышин) Сан правящего архиерея Митрополит Титул правящего архиерея Волгоградский и Камышинский Сайт volgeparhia.ru Архиерей Правящий архиерей Герман (Тимофеев) с 30 января 1991 года

    Волгоградская епархия — епархия Русской православной церкви. Кафедральный город — Волгоград. Кафедральные соборы — Казанский (Волгоград), Никольский (Камышин). Входит в состав Волгоградской митрополии.

    Содержание

    К 1917 году в пределах современной Волгоградской епархии было около 600 приходов.

    В 1918 году Святейший Патриарх Тихон учредил Царицынскую епархию и назначил епископа Петровского Дамиана (Говорова) правящим архиереем. В конце 1919 года он покинул город, был эвакуирован в Крым, через Константинополь переехал в Болгарию, где 19 апреля 1936 года умер в сане архиепископа Царицынского.

    В 1918 году под нажимом властей были закрыты Камышинское уездное духовное училище, в 1920 году Усть-Медведицкое духовное училище. 9 октября 1922 года были ликвидированы монастыри.

    Смятение в церковную жизнь города внёс Сергей Труфанов (запрещенный в 1911 году в служении иеромонах Илиодор), вернувшийся весной 1921 года в Царицын. Он создал религиозную общину и объявил себя «всероссийским патриархом», признал правильность учения и политику большевиков, заявлял, что его личные взгляды мало чем отличаются от коммунистических. В 1922 году Илиодор бежал за границу.

    В июне 1922 года группа царицынского обновленческого духовенства, поддерживаемая местными властями, объявила о создании «Временного церковного управления Царицынской епархии» во главе с епископом Усть-Медведицким Модестом (Никитиным). «Царицынское епархиальное управление», опираясь на поддержку советских властей, развернуло кампанию по дискредитации епископа Нифонта (Фомина), требовало его удаления из Царицына. Летом 1922 года епископ Нифонт был обвинён в умышленном сокрытии церковных ценностей и арестован. 10 апреля 1923 года суд приговорил его к лишению свободы.

    В Царицынской (с 1925 года Сталинградской) епархии в 20 — 30-е годы одновременно существовали приходы Русской Православной Церкви и приходы различных обновленческих групп. В 1925 году в составе Сталинградской епархии Русской Православной Церкви было 35 приходов, а в руках обновленцев — 360 приходов. В дальнейшем властями проводилась целенаправленная политика закрытия храмов. На 1 января 1940 года в пределах Сталинградской области было закрыто около 580 храмов.

    В условиях массового закрытия церквей богослужения в храмах Сталинграда по распоряжению архиепископа Петра (Соколова) (1930—1935) проводились круглосуточно, чтобы все верующие имели возможность их посещать. Священникам разрешалось совершать богослужения в частных квартирах.

    В 1930-е годы участились аресты священнослужителей и верующих по обвинению в антисоветской деятельности, терроризме, шпионаже в пользу иностранных государств. С 1937 года Сталинградская кафедра не замещалась. 8 июля 1943 года «попечение о Сталинградской епархии» было возложено на архиепископа Саратовского Григория (Чукова), с усвоением ему титула «Саратовский и Сталинградский».

    26 июня 1944 года приходы Сталинградской области были подчинены архиепископу Астраханскому Филиппу (Ставицкому), который стал именоваться Астраханским и Сталинградским.

    На 1 января 1947 года в Сталинградской области действовали 40 храмов и молитвенных домов [1] .

    В конце 1950-х годов начались новые гонения на Церковь. Ряд храмов был разрушен, сократилось количество приходов. 15 июля 1959 года Сталинградская епархия была присоединена к Саратовской, получившей название «Саратовской и Сталинградской».

    31 января 1991 года Волгоградская епархия была возрождена, будучи выделенной из состава Саратовской.

    15 марта 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о выделении из состава Волгоградской православной епархии Калачёвской и Урюпинской епархий, а также об образовании Волгоградской митрополии в составе Волгоградской, Калачёвской и Урюпинской епархий [2] .

    • Царицынская
    • Сталинградская
    • Волгоградская с 1961 года
    • Волгоградская и Камышинская
    • Дамиан (Говоров) (1918—1920)
    • Нифонт (Фомин) (до 1922)
    • Трофим (Якобчук) (1923—1924)
    • Тихон (Русинов) (4 июля 1924 — 22 декабря 1925) в/у
    • Нифонт (Фомин) (1925—1927) паки
    • Арсений (Смоленец) (14 ноября 1927 — 8 июля 1930)
    • Димитрий (Добросердов) (8 июля — 26 августа 1930)
    • Феодосий (Ващинский) (26 августа — 5 сентября 1930)
    • Петр (Соколов) (5 сентября 1930 — 23 апреля 1935)
    • Антоний (Романовский) (8 декабря 1935 — 15 января 1937)
    • Филипп (Перов) (15 января 1937—1938)
      • 1938—1943 — кафедра вдовствовала
    • Григорий (Чуков) (8 июль 1943 — 26 мая 1944)
    • Гурий (Егоров) (1953—1953) в/у
      • В 1959 году Сталинградская епархия была упразднена и её территория включена в состав Саратовской епархии
    • Герман (Тимофеев) (с 30 января 1991)

    Современная организационная структура епархии выглядит следующим образом: [3]

    • Отдел по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными органами
    • Больничное душепопечительство
    • Миссионерский отдел
    • Отдел по делам молодежи
    • Отдел образования и катехизации
    • Пресс-служба
    • Отдел социального служения
    • Отдел тюремного душепопечительства

    Современная территориальная структура епархии выглядит следующим образом: [4]

    • I благочиние (Красноармейский район Волгограда)
    • II благочиние (Советский, Кировский районы).
    • III благочиние (Ворошиловский, Центральный, Дзержинский и Городищенский районы)
    • IV благочиние (Краснооктябрьский и Тракторозаводской районы)
    • Дубовское благочиние (Дубовский район)
    • Камышинское благочиние (г. Камышин, Камышинский и Котовский районы)
    Благочиние Районы Волгограда и области Население, тыс. чел Приходы
    I
    II
    III благочиние Ворошиловский район Волгограда 400,8 Казанский Кафедральный собор
    Приход Крестовоздвиженский
    Центральный район Волгограда Приход преп. Сергия Радонежского
    Приход храма «Всех Святых» (Мамаев курган)
    Приход Всемилостивого Спаса Христа Примирителя
    Приход св. прор. Иоанна Предтечи (Центральный район)
    Дзержинский район Волгограда Приход Богородице-Скорбященский (Дзержинское кладбище)
    Приход Спасо-Преображенский [5]

    Приход свт. Луки Симферопольского
    Приход сщмч. Иосифа Астраханского
    Приход преп. Павла врача
    Приход иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»
    Приход свв. мчцц. Веры, Надежды, Любови и Софии
    Приход преп. Макария Александрийского
    Приход свв. Косьмы и Дамиана
    Приход св. Лонгина Сотника
    Приход св. кн. Владимира

    Городищенский район Приход храма Богородицы «Всех скорбящих Радость» (Городище)
    Приход Свято-Троицкий (х. Вертячий)

    В октябре 2010 года стало известно о том, что рядом с музеем-панорамой планирует постороить храм. Комитет по культуре Администрации Волограда сообщает, что на месте бывшей клумбы, при входе в аллею, которая находится рядом с музеем-панорамой «Сталинградская битва», установлен памятный знак крест, содержащий надпись: «В лето 2010 14 октября от рождества Христова установлен сей крест во знаменование строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы по благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа». [6] Глава Волгограда Роман Гребенников поддержал проект: «Будущий храм и музей-панорама сочетаются великолепно. Храм — это место молитвы, музей — памяти, и никаких противоречий между этими понятиями нет». [7] Между тем, инициатива по строительству храма понравилась не всем. Недовольные жители обратились к Президенту России с просьбой разобраться в ситуации. [8]

    Волгоградская епархия

    ?Волгоградская епархия признала, что большая часть храмов Волгограда .

    В начало текста В конец текста

    Организаторами встречи, которая прошла 24 сентября в храме Похвалы Пресвятой Богородицы в Волгограде, выступили Синодальный отдел по церковной благотворительности и Национальный благотворительный фонд поддержки работ по адаптации городской среды для маломобильных групп населения «Город без барьеров».

    Участвовавший во встрече викарий Волгоградской епархии епископ Городищенский Феоктист, эксперты и священнослужители проанализировали плюсы и недостатки в организации безбарьерной среды на территории волгоградского храма Похвалы Пресвятой Богородицы. В итоге участники семинара пришли к выводу, что храм адаптирован для людей с инвалидностью приблизительно на 25%. «Большая часть волгоградских храмов доступна для людей с инвалидностью в среднем на десять-двадцать пять процентов, — рассказал руководитель отдела церковной благотворительности и социального служения Волгоградской епархии иерей Евгений Катаев. — И речь не только о пандусах, которые сегодня не редкость. Важными составляющими доступной среды для людей с ОВЗ являются и поручни на пандусах, которые позволяют подняться в храм на коляске без сопровождающих; и высота расположения икон и подсвечников, и наличие в храме сурдопереводчика, и специально отведенные места на парковке, и много других моментов».

    ? В Архангельске впервые в России состоялось венчание человека в экзоскелете Со своей супругой венчался архангелогородец Сергей Рубинштейн — один из первопроходцев программы использования экзоскелета в регионе.

    С методикой оценки степени доступности храмов для маломобильных прихожан участники познакомились в ходе презентации книги «Как сделать храм доступным для всех», изданной Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению.

    Один из ее авторов-составителей, заведующая кафедрой социальной работы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Татьяна Зальцман, а также руководитель направления по работе с инвалидами Синодального отдела по церковной благотворительности Вероника Леонтьева рассказали участникам круглого стола о принципах организации доступной среды для маломобильных групп населения и проведения богослужений с участием людей, имеющих ограничения по здоровью, о технических нормах и архитектурных решениях, позволяющих создать удобную безбарьерную среду для таких прихожан.

    Большая часть волгоградских храмов доступна для людей с инвалидностью в среднем на десять-двадцать пять процентов.

    Руководитель отдела церковной благотворительности и социального служения Волгоградской епархии иерей Евгений Катаев.

    В ближайшее время в приходы Волгоградской епархии поступят анкеты, разработанные Синодальным отделом по церковной благотворительности, на основании которых руководство епархии намерено выявить объективную картину доступности местных храмов для маломобильных прихожан.

    По итогам опроса будут разработаны практические шаги по улучшению условий безбарьерной среды в храмах епархии.

    Православный храм: доступность — один из главных принципов В церковной традиции храмы возводились в шаговой доступности для местных жителей, и добраться до храма было достаточно легко. В особых случаях строили домовые храмы, прямо внутри здания, например, при больницах, богадельнях, детских приютах и т. п. При строительстве таких храмов архитекторы всегда учитывали особенности учреждений и нужды людей, находящихся в них.

    Например, в больничных храмах, находящихся в здании больницы, был обеспечен доступ как для тех, кто может передвигаться самостоятельно, так и для тех, чьи возможности в передвижении ограничены. Есть больничные храмы (например, храм царевича Димитрия в Голицынской больнице, ныне ГКБ № 1 им. Н. И. Пирогова, Москва) , в которых для больных устроены на втором этаже большие окна, смотрящие в храм. Благодаря им можно было не тратить силы на перемещение и участвовать в службах, находясь возле собственной палаты, никого не стесняя и не создавая опасность заражения.

    Много в истории и других примеров, как создатели храмов заботились об удобстве прихожан во время и после службы, устраивая гардеробы, отдельные входы и лестницы и т. д.

    Фото: Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище В мире процесс создания доступной среды для людей с инвалидностью начался давно. В России решать эту проблему пытались начиная с 1992 года. Согласно Указу Президента Бориса Ельцина «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 года, проекты на строительство и реконструкцию зданий и сооружений должны были разрабатываться с учетом требований их доступности для инвалидов, а не позднее 2003 года планировалось завершить реконструкцию и приспособление всех ранее построенных зданий в стране. Однако практически ни один субъект РФ не включился в этот процесс. В качестве основной причины бездействия называли отсутствие необходимых материальных и финансовых средств.

    В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Ратификация обязывает страну реализовать положения документа. В связи с этим людям с инвалидностью должен быть гарантирован равный доступ к транспорту, информации и связи, а также к иным объектам и услугам в городских и сельских районах.

    Уже много лет развивается федеральная программа «Доступная среда», цель которой — решить сложную проблему доступности с помощью межведомственного взаимодействия и усиленного контроля над результатом.

    Сегодня разработка проектов православных храмов, как правило, ведется с учетом требований, которые выдвигает к современной архитектуре так называемый универсальный дизайн — способ организации пространства, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна для каких-либо целевых групп.

    С технической точки зрения самым простым элементом, который делает храм более доступным для людей с ОВЗ, является пандус.

    Для того, чтобы помочь слепым и слабовидящим, глухим и слабослышащим, слепоглухим людям ориентироваться в храме, используются тактильные таблички, знаки и мнемосхемы — для людей с нарушением зрения; знаки доступности — информационные и предупреждающие знаки, стенды, табло и таблички, индукционные системы для слабослышащих.

    Кроме обустройства новых элементов, приход может переделать уже существующие, оптимизировав пространство храма. Для такого способа адаптации существует термин: «разумное приспособление». Например, узкие дверные проемы, разноуровневый пол, торчащие ручки дверных створок создают опасность для всех, а не только для людей, испытывающих сложности при передвижении. Эти проблемы можно решить, просто открыв обычно закрытый дополнительный вход в храм или обе створки двери, поменяв ручки и т. д.

Ссылка на основную публикацию