Вологодская митрополия

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Вологодская епархия

В 1383 г. епархия была выделена из состава Ростовской епархии с названием «Великопермская и Усть-Вымская». С 1492 г. — Великопермская и Вологодская; с 1556 г. — Вологодская; с 1657 года — Вологодская и Белозерская. В 1682 г. из состава епархии выделена Великоустюжская епархия (в 1788 г. упразднена). С 1796 г. — Вологодская и Великоустюжская. С 1888 г. — Вологодская и Тотемская. С 1945 г. — Вологодская и Череповецкая, с 1965 г. — Вологодская и Великоустюжская.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 94) из соства епархии выделены Череповецкая и Великоустюжская епархии. Вологодская епархия включена в состав Вологодской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Вологодский и Кирилловский».

Епархия сегодня
(по состоянию на июнь 2019 года)

Благочиннические округа и благочинные

  • Вологодский Северо-Западный — протоиерей Андрей Смирнов
  • Центральный округ г. Вологды — иерей Кирилл Киселев
  • Северо-Восточный округ г. Вологды — протоиерей Андрей Исаев
  • Южный округ г. Вологды — иерей Сергий Викин
  • Верховажский округ — протоиерей Александр Мухорин
  • Кирилловский округ — протоиерей Владимир Колосов
  • Междуреченский округ — протоиерей Алексий Биденко
  • Сокольский округ — протоиерей Анатолий Балясин
  • Харовский округ — протоиерей Анатолий Савчук
  • Шекснинский округ — протоиерей Александр Колесов
  • Усть-Кубенский округ — иерей Михаил Пинаев
  • Сямженский округ — протоиерей Михаил Никифоров
  • Грязовецкий округ — протоиерей Александр Демьянов
  • Монастырский — игумен Иосаф (Вишняков)
  • Архиерейских подворий города Вологды — протоиерей Алексий Ольховников
  • Вожегодский округ — иерей Сергий Бриленков

Монастыри и подворья

  • Спасо-Прилуцкий Дмитриев
    160901, г. Вологда, п. Прилуки, ул. Монастырская, 2; тел.: (8172) 55-92-17 (благочинный), 55-92-75 (бухгалтерия), 55-92-24 (привратная), 55-92-17 (экскурсионно-паломническая служба), 55-92-05 (странноприимный дом); факс (8172) 55-92-75; e-mail s_pdm@mail.ru ; сайт www.spas-priluki.orthodoxy.ru
    игумен — митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий
  • Кирилло-Белозерский
    161100, Вологодская область, г. Кириллов; тел.: (81757) 3-16-37, 3-24-49; e-mail kirillov-monas@mail.ru, сайт http://kirillov-monastyr.ru
    наместник — игумен Анастасий (Додарчук)
  • Павло-Обнорский
    162010, Вологодская область, Грязовецкий район, с. Юношеское; тел.: (81755) 5-42-71, 2-37-73, e-mail obnorskij.pavel112@mail.ru, сайт http://pavelobnorskiy.cerkov.ru
    настоятель — игумен Игнатий (Молчанов)
  • Спасо-Каменный
    Вологодская область, Усть-Кубинский район, оз. Кубенское, остров Каменный; e-mail info@spaskamen.com; сайт www.spaskamen.com
    настоятель — игумен Дионисий (Воздвиженский)
  • Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь
    161120, Вологодская область, Кирилловский район, с. Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8; тел. (81757) 4-92-61; e-mail asaf_2010@mail.ru
    настоятель — игумен Иоасаф (Вишняков)
  • Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь
    160531, Вологодская область, Вологодский район, д. Лучниково; тел. +7921 128-09-01, e-mail mon.nic1973@mail.ru; страница ВКонтакте https://vk.com/public166037029
    настоятель — игумен Николай (Ананьев)
  • Нило-Сорская пустынь
    161109, Вологодская область, Кирилловский район, м. Пустынь; тел. +7963 355-01-73, e-mail efimi61@mail.ru
    настоятель — игумен Евфимий (Ершов)
  • архиерейское подворье Успенский Александро-Куштский монастырь
    161159, Вологодская область, Усть-Кубинский район, с. Место Александрово; тел. +7981 431-25-57; e-mail alexkushta@yandex.ru; сайт http://alexanderkushtskiy.ru
    настоятель — иеромонах Александр (Кораблев)
  • Воскресенский Горицкий
    161107, Вологодская область, Кирилловский район, с. Горицы; тел. (81757) 5-81-30, сайт http://monastirgor.ru
    и.о. настоятельницы — игумения Тавифа (Федорова)
  • Горне-Успенский
    160004, г. Вологда, ул. Бурмагиных, 19А; тел. (8172) 72-72-65, страница ВКонтакте https://vk.com/club110352911
    настоятельница — игумения Филарета (Дорохина)

Количество действующих приходов в епархии — 253.

Количество клириков:

  • священников, диаконов — 142
  • монашествующих — 57
  • игумений — 2

Епархиальные СМИ

  • радио «София» (ретрансляция радио «Вера») в г. Череповец 106.7 FM, в г .Вологдае 96.0 FM

светские печатные СМИ:

  • областная газета «Красный Север»
  • газета Вологодского района «Маяк»

Из истории Вологодской епархии

Общие материалы

Сведения о существующих в России епархиях. – [Б. м., б. г. (1863)]. – 41 с. – Приплет. к кн.: Памятник веры, представляющий благочестивому взору христианина празднества, православною церковию установленные святым угодникам Божиим, с кратким описанием их жития: С присовокуплением избранных на каждый день текстов Священнаго Писания, благочестивых размышлений и духовных стихотворений, руководствующих к непрестанному упражнению в богомыслии: С приложением к каждому месяцу листков для ежедневного записывания на них своих мыслей, чувствований и поступков. – [Б. м. : б. и., б. г.]. – 41 с.

В том числе сведения по Вологодской епархии, С. 24.

Исторические сведения о Вологодской епархии // Вологодские губернские ведомости. – 1865. – № 8. – С. 52-53.

Савваитов П. И. Об учреждении Вологодской епархии / П. И. Савваитов ; примеч. Н. И. Суворова // Вологодские епархиальные ведомости. – 1865. – № 5. – С. 164-180; № 6. – С. 196-210; № 7. – C. 235-241.

Суворов Н. И. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени / Н. И. Суворов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1865. – № 15. – C. 596-602; № 16. – С. 644-653; № 18. – С. 742-746; № 21. – С. 813-833.

Токмаков И. Ф. Сборник материалов для исторического и церковно-археологического описания Вологодской губернии : (по документам и рукописям Московского главного архива Министерства иностранных дел и его библиотеки). Вып. 1. / сост. И. Токмаков. – Вологда : Тип. губ. правл., 1889. – 28 с.

Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX веках, их открытие, состав и пределы: опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Т. 1: XVI-XVII века / И. М. Покровский. – Казань : Типо-литогр. Имп. ун-та. – 1897. – 534 c.

В том числе сведения по Вологодской и Устюжской епархиям. Приведена ведомость о монастырях, в т. ч. по Вологод. и Устюжской епархиях

Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX веках, их открытие, состав и пределы: опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Т. 2: XVIII век / И. М. Покровский. – Казань : Центр. тип., 1913. – 892 c.

В том числе сведения по Вологодской и Устюжской епархиям. Приведена ведомость о монастырях, в т. ч. по Вологодской и Устюжской епархиях

Юшков С. В. Очерки из истории приходской жизни на Севере России в XV-XVII веках / С. В. Юшков. – СПб. : Тип. М. А. Александрова, 1913. – 134 с.

О Вологодской епархии см. в тексте всей книги

Камкин А. В. Епархии // Православная церковь на Севере России / А. В. Камкин. – Вологда, 1992. – [Гл. 3]. – С. 92-116.

В том числе об образовании Вологодской епархии

Камкин А. Пять веков епархии / Александр Камкин // Русский Север. – 1992. – 11 августа. – С. 3.

К 500-летию образования Пермской и Вологодской епархии (1492 г.)

Гневашев Д. Е. История епархиального управления в России в XVII веке : (по материалам Вологодского архиерейского дома) / Д. Е. Гневашев, А. Л. Грязнов // Вузовская наука – региону : материалы первой обл. науч.-практ. межвуз. конф., 26 мая 2000 г. – Вологда, 2000. – Т. 1. – С. 188-191.

Носова Т. А. Православные братства Вологодской епархии в конце XIX – начале XX века : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : специальность 07.00.02 – Отечеств. история / Носова Татьяна Александровна. – Сыктывкар : РИО СыктГУ, 2006. – 19 с.

Вологодская епархия [Карты] : карта-схема с историей и ил. : по благословению Высокопреосвященнейшего Максимилиана архиепископа Вологодского и Великоустюжского / [Вологод. епарх. упр.]. – Вологда : Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, 2007. – 1 л. (слож. в 8 с.).

Православная традиция в Советскую эпоху // Православные традиции на Европейском Севере России в XVIII-XX веках. – Вологда, 2007. – Гл. III. – С. 178-215.

Сойкин И. Свет «Северной Фиваиды» : страницы истории Вологодской епархии / И. Сойкин // Журнал Московской Патриархии. – 2008. – № 4. – С. 36-57.

Вологодская митрополия

Одной из самых молодых митрополий в Российской Федерации считается Вологодская — она была образована только в 2014 году несмотря на то, что районы и земли, которые вошли в ее состав считаются исконно русскими православными.

Изначально эти территории входили в состав Новгородской и Ростовской епархии (на северо-западе и юго-востоке соответственно). Но в 1492 году впервые Новгородский архиепископ уступил кафедру, и Вологда обрела собственного архиепископа, точно также, как и Пермь.

В 1589 году в Вологде поставили кафедру и местные архиерее получили независимость. В конце 18 века границы епархии полностью совпали с территориальными границами Вологодской губернии, части, которые попали в Костромскую, Тверскую и прочие губернии присоединились к тамошним епархиям.

С началом Красной революции Вологда, как и вся страна, переживала гонения на служителей православной веры. Первыми тут закрылись духовные образовательные учреждения, а к 1918 году полностью были закрыты домовые церкви и подворья в городах.

Несмотря на запреты и гонения власти, духовные люди продолжали служить на территории епархии, однако власти постепенно и полностью разграбили все церковное имущество на территории епархии, а в декабре 1929 года даже запретили звонить в колокола. Они были изъяты как церковное имущество и отправлены на переплавку в доменные печи. Церкви продолжали закрываться вплоть до 1930 года.

Монастыри Вологодской митрополии:

В 1937 году образовали самостоятельную Вологодскую область, но на ее территории сохранился действующим лишь один храм — нижняя церковь на Богородицком кладбище. Служения регулярно проводились в ней до 1942 года, когда постепенно священники и прихожане стали добиваться открытия храмов. К 1948 году по всей области действовало всего лишь 17 храмов.

Следующая волна репрессий прокатилась по епархии во время правления Хрущева, но после нее приходы продолжали существовать, хотя и сильно страдали.

Восстановление епархии произошло с распадом СССР — приходы и монастыри стали восстанавливаться, прихожан стало больше, а имущество постепенно возвращалось в храмы. К 2014 году Вологодская епархия настолько восстановилась, что Священный Синод принял решение о трансформировании ее в митрополию, в которую вошли три епархии.

Состав митрополии

В составе митрополии находятся Вологодская и Кирилловская, Тотемская и Великоустюжская, Белозерская и Череповецкая епархии. Каждая из них имеет свою историю и состав, так Вологодская насчитывает 10 благочиний и 105 храмов, включая два собора. А Череповецкая — 13 благочиний, 83 церкви (2 кафедральных) и 2 монастыря. Управляет ею епископ Флавиан.

Великоустюжская епархия включает в себя 3 благочиния, одно действующее архиерейское подворье и 2 кафедральных собора. Ею управляет епископ Тарасий. Тут действует православная классическая семинария, которая была открыта в 1724 году (вначале это была архиерейская школа). Тут можно получить классическое духовное православной образование, которое позволяет студентам поступить в высшие учебные духовные заведения.

Самым большим монастырским подворьем считается Нило-Сорская пустынь, которая ранее была отведена под психоневрологический интернат, но была возвращена в лоно РПЦ. Все новости и события можно узнать на официальном сайте митрополии, там же публикуются и указы митрополита.

Храмы и монастыри

Самые знаменитые и заслуживающие обязательного посещения кафедральные соборы:

    Софийский собор в Вологде — крупнейшая постройка времен Ивана Грозного, которая была возведена в 1568 — 1570 гг. по распоряжению царя. Тут сохранились фрески 17 века и иконостас 1-ой половины 18 века.

Помимо знаменитых старинных храмов на территории Вологодской митрополии располагаются и не менее известные монастыри, среди них Ферапонтова Белозерская мужская обитель, Нило-Сорская пустынь, Горецко-Воскресенский женский монастырь и многие другие.

Паломники посещают Вологодскую митрополию не только из-за красоты ее храмов и монастырей, но, чтобы увидеть своими глазами ее святыни — многочисленные мощи святых (Мартиниана и Галактиона Белозерских, Матроны Московской и пр.).

Можно увидеть и образа святителя Николая, которые хранятся в храмах митрополии. Для паломнических поездок лучше всего заранее связываться с администрацией и составлять план поездок и экскурсий, ведь эта земля полна легендами и преданиями.

Вологодская епархия подсчитала количество действующих храмов

Вологодская епархия подвела итоги деятельности в 2019 году. С докладом на эту тему в конференц-зале Спасо-Прилуцкого мужского монастыря выступил митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, сообщает ИА «Вологда Регион».

В своем докладе Владыка напомнил о главнейших епархиальных событиях минувшего года и привел данные о состоянии дел в епархии.

По словам главы кафедры, на конец 2019 года в Вологодской епархии действуют:
• 118 приходов и подворий,
• 175 приписных храмов, часовен и молитвенных комнат,
• 9 монастырей.

Для сравнения ИА «Вологда Регион» приводит аналогичные данные 2018 года. Год назад в Вологодской епархии действовали 117 приходов и подворий, 135 приписных храмов, часовен и молитвенных комнат и семь действующих монастырей.

В 2019 году решением Священного Синода от 30 мая в Вологодской епархии были открыты две мужских обители: Нило-Сорская пустынь и Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь.

На 1 октября 2019 года в собственность приходов было передано 28 объектов недвижимости и четыре — в безвозмездное пользование. В 2019 году был подготовлен пакет документов по передаче «Казенной палаты» Ферапонтова монастыря в безвозмездное пользование религиозной организации на 490 лет.

Ферапонтов монастырь будет безвозмездно пользоваться Казенной палатой 490 лет

Вологодское духовенство включает 132 священника и 11 диаконов — всего 143 клирика. В 2019 году митрополит Игнатий совершил четыре иерейских и две диаконских хиротонии, совершено три монашеских пострига. Всего в Вологодской епархии монашествующих 52 человека, послушников — шесть. Курсы повышения квалификации священнослужителей в 2019 году прошли 15 человек.

Для сравнения: в 2018 году совершено 18 иерейских и 14 диаконских хиротоний, 11 монашеских постригов. В Вологодской епархии насчитывалось 130 священников и 14 диаконов.

В 2019 году в Вологодскую духовную семинарию поступило 113 студентов. Всего в семинарии на 27 декабря обучается 423 студента.

Небольшой рост показателей по ряду позиций и даже сокращение по другим объясняется довольно просто. С февраля 2019 года решением Священного Синода глава Вологодской митрополии несет общецерковное послушание в должности председателя Финансово-хозяйственного управления Русской православной Церкви. При этом, в меру сил, сохраняет обязанности по архипастырскому окормлению Вологодской епархии.

Вологодская митрополия

Великоустюжское благочиние Михайло-Архангельский монастырь · Иоанно-Предтеченский монастырь · Троице-Гледенский монастырь · Спасо-Преображенский монастырь · Покровский монастырь Вологодское благочиние Спасо-Прилуцкий монастырь * · Горний монастырь · Свято-Духов монастырь · Дюдикова пустынь · Сямский монастырь · Заоникиевская пустынь Тотемское благочиние Спасо-Суморин монастырь · Дедова Троицкая пустынь Харовское благочиние Спасо-Евфимиев Сянжемский монастырь · Катромский Николаевский монастырь · Семигородняя Успенская пустынь Центральное благочиние Павло-Обнорский монастырь * · Спасо-Каменный монастырь · Арсениево-Комельский монастырь · Николаевский Озерский монастырь · Корнилиево-Комельский монастырь · Александро-Куштский монастырь · Григориево-Пельшемский Лопотов монастырь · Глушицкий Покровский монастырь · Глушицкий Сосновецкий Предтечев монастырь · Сергиев Нуромский монастырь Череповецкое благочиние Череповецкий Воскресенский монастырь · Богородице-Рождественский монастырь · Ильинско-Воскресенский монастырь · Парфеновский Богородицкий монастырь · Леушинский Предтеченский монастырь См. также Вологодская и Великоустюжская епархия · Северная Фиваида · Собор Вологодских святых · Заволжские старцы * — действующие монастыри.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Вологодская и Великоустюжская епархия» в других словарях:

ВОЛОГОДСКАЯ И ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, преемственно связана с учрежденной в 1383 г. Пермской епархией, центром к рой являлся Усть Вым (совр. с. Усть Вымь в Усть Вымском р не Республики Коми), выделенной из Ростовской и Новгородской епархий. С 1492 г. Великопермская и Вологодская … Православная энциклопедия

ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЕПАРХИЯ — учреждена в марте 1682 г. как архиепископия с названием Великоустюжская и Тотемская, 6 мая 1788 г. присоединена к Вологодской епархии, восстановлена в 1918 г. как Великоустюжская и Усть Вымская епархия, прекратила существование ок. 1937 г., в… … Православная энциклопедия

Великоустюжская и Усть-Вымская епархия — Великоустюжская и Усть Вымская Русская православная церковь … Википедия

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ — субъект РФ. Территория 145,7 тыс. кв. км. Центр Вологда. География В. о. расположена на северо западе Восточно Европейской равнины. Крупные реки Сухона (притоки Двиница, Вологда), Юг (приток Луза), Молога (приток Чагодоща), Шексна, Унжа… … Православная энциклопедия

ВЯТСКАЯ И СЛОБОДСКАЯ ЕПАРХИЯ — Трифонов в честь Успения Пресв. Богородицы мон рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Трифонов в честь Успения Пресв. Богородицы мон рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) РПЦ, учреждена в окт. 1657 г. с названием Вятская и Великопермская, с 16 окт. 1799 г.… … Православная энциклопедия

Список объектов культурного наследия Великого Устюга — Содержание 1 Критерии включения 2 Структура списка 3 Памятники архи … Википедия

Список кафедральных соборов России — включает храмовые здания, находящиеся на территории Российской Федерации и принадлежащие христианским конфессиям (Русская православная церковь, старообрядческие Церкви, Римско Католическая Церковь, Армянская Апостольская Церковь и Евангелическо… … Википедия

Епархии Русской православной церкви — В состав Русской православной церкви входят епархии прямого подчинения в России, Ближнем зарубежье, Америке и Европе, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская, Эстонская и Русская… … Википедия

Спасо-Прилуцкий монастырь — Монастырь Спасо Прилуцкий Димитриев епархиальный монастырь … Википедия

Горне-Успенский монастырь — У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский монастырь. У этого термина существуют и другие значения, см. Горний монастырь. Монастырь Горне Успенский монастырь … Википедия

Вологодская митрополия

Отсортировано по релевантности | Сортировать по дате

Информационные листки к началу Великого поста будут раздавать в вологодских храмах

  • Изменен: 26.02.2017
  • Путь: Новости

Информационные листки выпустил миссионерский отдел Вологодской епархии – всего 5 тысяч экземпляров. В них объясняется смысл, значение и важность самого строгого поста Православной церкви, сообщается на сайте Вологодской митрополии. Информационные листки выпустил миссионерский отдел Вологодской епархии – всего 5 тысяч экземпляров. В них объясняется смысл, значение и важность самого строгого поста Православной церкви, сообщается на сайте Вологодской митрополии. Листки, в которых рассказывается.

В Вологду из Сан-Франциско прибыл ковчег с частицей мощей святого Иоанна Шанхайского

  • Изменен: 10.02.2016
  • Путь: Новости

10 февраля в Вологодскую епархию прибыл ковчег с частицей мощей святителя Иоанна Шанхайского. Его привезли в Россию из кафедрального собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Сан-Франциско. Сейчас ковчег доставлен в храм Николая Чудотворца на Глинках. 10 февраля в Вологодскую епархию прибыл ковчег с частицей мощей святителя Иоанна Шанхайского. Его привезли в Россию из кафедрального собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Сан-Франциско. Сейчас ковчег доставлен.

Мощи святителя Антония Вологодского будут храниться в Воскресенском кафедральном соборе

  • Изменен: 11.11.2015
  • Путь: Новости

Такое решение принял митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Сейчас мощи располагаются в церкви Николы во Владычной слободе. Их перенесут в возрождающийся Воскресенский кафедральный собор на Кремлевской площади. Такое решение принял митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Сейчас мощи располагаются в церкви Николы во Владычной слободе. Их перенесут в возрождающийся Воскресенский кафедральный собор на Кремлевской площади. Напомним, что сейчас в Воскресенском соборе располагается картинная.

В Вологде восстановят Горне-Успенский женский монастырь

  • Изменен: 31.10.2015
  • Путь: Новости

По сообщению официального сайта Вологодской митрополии, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий в конце октября издал ряд указов, касающихся восстановления в областной столице Горне-Успенской женской обители. В настоящее время Вологодская митрополия планирует направить в Святейший Синод прошение о возрождении в областной столице женского Горне-Успенского монастыря. По сообщению официального сайта Вологодской митрополии, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий в конце .

Курсанты Института права и экономики возьмут шефство над храмами и монастырями Вологды

  • Изменен: 27.10.2015
  • Путь: Новости

Вологодская митрополия подписала соглашение о сотрудничестве с ВИПЭ ФСИН России. Теперь за курсантами вуза закреплены храмы и монастыри Вологодской митрополии с целью оказания им помощи по благоустройству. Вологодская митрополия подписала соглашение .

В Спасо-Прилуцком монастыре завершается ремонт в корпусе для размещения Вологодской духовной семинарии

  • Изменен: 30.09.2015
  • Путь: Новости

В древних стенах разместилось самое молодое высшее духовное учебное заведение региона. В этом году в ней прошел первый набор, и сейчас в разных зданиях за партами сидят 250 семинаристов. В древних стенах разместилось самое молодое высшее духовное учебное заведение региона. В этом году в ней прошел первый набор, и сейчас в разных зданиях за партами сидят 250 семинаристов. В 2011 году Архиерейский собор принял решение: все священнослужители должны получить духовное образование не ниже семинарского.

Заявку на реставрацию Софийского собора и еще двух храмов Вологды готовят городские власти и Вологодская митрополия

  • Изменен: 29.09.2015
  • Путь: Новости

Средства планируется получить по федеральной программе. Об этом сегодня, 29 сентября, шла речь на встрече Главы города Евгения Шулепова и митрополита Игнатия, где обсуждались итоги совместной работы за минувший год. Средства планируется получить по федеральной программе. Об этом сегодня, 29 сентября, шла речь на встрече Главы города Евгения Шулепова и митрополита Игнатия, где обсуждались итоги совместной работы за минувший год. Соглашение о сотрудничестве городские власти и митрополия подписали.

День памяти князя Владимира отметили в Вологде

  • Изменен: 21.07.2015
  • Путь: Новости

Большой праздничный концерт, посвященный 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, прошел в Вологодской областной филармонии им. В. А. Гаврилина. Большой праздничный концерт, посвященный 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, прошел в Вологодской областной филармонии им. В. А. Гаврилина. Вологжане и гости города увидели выступления молодежного хора «Ника», вокального ансамбля «Ассорти», лауреатов всероссийских.

Вышел в свет первый номер журнала Вологодской митрополии

  • Изменен: 24.06.2015
  • Путь: Новости

К читателям вновь вернулся журнал «Благовестник». Главными темами первого в этом году выпуска стали изменения в церковной жизни Вологодской области, празднование 70-летия Победы, истории о старинных иконах и другие. К читателям вновь вернулся журнал «Благовестник». Главными темами первого в этом году выпуска стали изменения в церковной жизни Вологодской области, празднование 70-летия Победы, истории о старинных иконах и другие. «Редакция намерена выпускать журнал, интересный для всех: постоянных.

Многодетные семьи Вологды совершили просветительский тур по православным святыням города

  • Изменен: 23.06.2015
  • Путь: Новости

Организовали такую экскурсию, приуроченную к Дню памяти вологодских святых, городские власти и Вологодская митрополия совместно с Союзом туриндустрии города и турфирмой «Пилигрим». Организовали такую экскурсию, приуроченную к Дню памяти вологодских святых, городские власти и Вологодская митрополия совместно с Союзом туриндустрии города и турфирмой .

В тур по святым местам Вологды отправятся многодетные семьи

  • Изменен: 07.06.2015
  • Путь: Новости

Такую благотворительную экскурсию организуют городские власти совместно с Вологодской митрополией. Состоится поездка 21 июня. Такую благотворительную экскурсию организуют городские власти совместно с Вологодской митрополией. Состоится поездка 21 июня. «Вологжане посмотрят те церкви, которые были ранее закрыты, но сегодня возобновили работу. Также они посетят Спасо-Прилуцкий монастырь, где смогут увидеть, как живут монахи, а также пообедать в трапезной. Я думаю, семьям эта поездка запомнится надолго».

Пасхальный фестиваль пройдет в Вологде

  • Изменен: 09.01.2015
  • Путь: Новости

Такое заявление cделал глава Вологодской митрополии митрополит Игнатий. Фестиваль «Малиновый звон» решено было провести после успеха фестиваля «Рождественские огни», который завершился в областной столице 7 января. Напомним, его участниками стали более тысячи талантливых ребят более чем из 20 городов России. Такое заявление cделал глава Вологодской митрополии митрополит Игнатий. Фестиваль «Малиновый звон» решено было провести после успеха фестиваля «Рождественские огни», который завершился в.

Святейший Патриарх Кирилл возвел епископа Вологодского и Кирилловского Игнатия в сан митрополита

  • Изменен: 05.11.2014
  • Путь: Новости

. Кирилловскую, Череповецкую и Белозерскую, а также Тотемскую и Великоустюжскую. Канонически они независимы и возглавлять их будут разные архиереи. Но чтобы координировать деятельность трех епархий, расположенных на одной территории, образована как раз Вологодская митрополия, представлять которую как в областных, так и федеральных структурах будет митрополит Игнатий», – рассказал руководитель информационно-аналитического отдела Вологодской и Кирилловской епархии Павел Щербина. Архиереем Череповецким .

Образована Вологодская митрополия Русской Православной Церкви

23 октября 2014 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре Русской Православной Церкви на Юге России был заслушан рапортепископа Вологодского и Великоустюжского Игнатия с предложением образовать две новые епархии в Вологодской области (журнал № 94).

Священный Синод постановил образовать в административных границах городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Белозерского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского районов Вологодской области Череповецкую епархию, выделив ее из состава Вологодской епархии.

Правящему архиерею Череповецкой епархии усвоен титул «Череповецкий и Белозерский». Епископом Череповецким и Белозерским избран иеромонах Флавиан (Митрофанов), клирик Вологодской епархии.

В административных границах Великоустюгского, Бабушкинского, Кич-Городецкого, Никольского, Тотемского, Нюксенского, Тарногского районов Вологодской области Синод постановил образовать Великоустюжскую епархию.

Правящему архиерею Великоустюжской епархии усвоен титул «Великоустюжский и Тотемский», правящему архиерею Вологодской епархии — титул «Вологодский и Кирилловский».

Временное управление Великоустюжской епархией Священным Синодом поручено Преосвященному Вологодскому и Кирилловскому Игнатию.

Решением Синода в пределах Вологодской области образована Вологодская митрополия, включающую в себя Вологодскую, Великоустюжскую и Череповецкую епархии. Главой Вологодской митрополии назначен Преосвященный Вологодский и Кирилловский Игнатий.

Международные новости

11:54, Четверг, 29 Октябрь, 2015

Икона Божией Матери «Державная» будет принесена на выставку «Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к Великой Победе»

11:52, Четверг, 29 Октябрь, 2015

Грузия: у ледников Сванетии строится мужской монастырь

11:15, Понедельник, 26 Октябрь, 2015

Вышли в свет «Библейские рассказы» на дунганском языке

11:14, Понедельник, 26 Октябрь, 2015

Священнослужитель Русской Православной Церкви принял участие во Всероссийском конгрессе проректоров по воспитательной работе высших учебных заведений

10:25, Четверг, 22 Октябрь, 2015

В Камбодже святое крещение приняли 13 кхмеров

10:22, Четверг, 22 Октябрь, 2015

Греческие военные строят храм в честь преподобного Паисия Святогорца

10:24, Среда, 21 Октябрь, 2015

В столице Украины открылась международная конференция, приуроченная к 400-летию Киевских духовных школ

Владыка Николай: Служение в Вологодской епархии

Диакон Николай Кутепов

Редко кто проживает такую насыщенную событиями и яркую жизнь, какая дана была митрополиту Николаю (Кутепову), возглавлявшему Горьковскую (Нижегородскую) кафедру с 1977 по 2001 годы. Сегодня мы расскажем о служении владыки на севере России. Сразу после окончания Московской духовной семинарии в 1952 году перед Николаем Кутеповым встал вопрос распределения, и первым местом церковного служения будущего архипастыря стала Вологодская епархия.

«Не побоялся — и принял»

В начале 1950‑х годов, после ареста Тульского архиепископа Антония (Марценко), Николай, несколько досеминарских лет служивший секретарем архиерея, был обвинен в пособничестве «врагу народа». Это было в те годы очень серьезным обвинением, однако Николай все же смог успешно окончить семинарию.

После нескольких месяцев изнурительных допросов все обвинения с него были сняты, но клеймо осталось, поэтому Николая уже никто из архиереев не отваживался брать в свои епархии, а в духовную академию ему по той же причине распределения не дали.

И в этот момент в жизни будущего нижегородского архипастыря появился человек, сыгравший огромную роль в его гражданском и пастырском становлении. Этим человеком был архиепископ Гавриил (Огородников) — один из наиболее авторитетных и уважаемых архиереев второй половины XX столетия.

Как пишет историк Алексей Жамков, «владыка Гавриил был необычайно светлым человеком. Все знавшие его люди отмечали такие его качества, как смирение, всепрощение, терпение, кротость и милосердие». Вологжане до сих пор помнят его чистый и светлый лик.

Он, несмотря ни на что, взял молодого выпускника. Как говорил потом сам владыка Николай, «не побоялся и принял».

Вологодская епархия

Положение в Вологодской епархии в начале 1950‑х годов, как и в других епархиях Русской Церкви, было очень тяжелым. Антирелигиозная пропаганда в это время значительно усилилась и приняла в некоторых районах боевой и наступательный характер. Почти все местные и районные газеты время от времени помещали статьи хлесткого антирелигиозного содержания, а в школах и клубах проводились лекции и постановки пьес-инсценировок на эти темы. Однако, по отзывам очевидцев, научная трактовка сотворения мира, происхождения человека и бытия Бога преподносились слушателям в таком виде, что изобличали докладчиков как невежественных людей, поэтому печать не раз отмечала, что подобные доклады служат только на пользу религии.

Негативное отношение к религии не могло не сказаться на отношении верующих к священнослужителям. Тем не менее в отчете по Вологодской епархии за 1954 год отмечалось значительное увеличение посещаемости храмов и количества крещений детей. Кроме того, только за пять лет — с 1949 по 1954 годы — число приходов в епархии увеличилось почти в 6 раз: с 3 до 17.

Архиепископ Гавриил (Огородников)

Псаломщик в Череповце

В этих непростых условиях в конце 1952 года молодой выпускник семинарии Николай Кутепов был назначен на клирос Воскресенского собора города Череповца на должность внештатного псаломщика. Здесь, как отмечается в книге «Святитель земли Нижегородской», он «встретил старое духовенство дореволюционной закалки, которое исповедовало православие так, как исповедовали его многие подвижники этого северного края — такие как преподобные Кирилл Белозерский, Нил Сорский и другие».

Воскресенский собор Череповца заново открылся после войны — в 1946 году — и был самым большим приходом епархии. В связи со строительством в Череповце большого металлургического завода и резким увеличением населения города местный уполномоченный по делам религий озаботился «вредным влиянием церкви, распространяемым на десятки километров в окружности». Посещаемость собора новыми рабочими действительно была очень высокой, и со стороны власти были предприняты многочисленные попытки под разными предлогами собор закрыть и снести, дабы «возвести на этом месте стадион и другие сооружения для культурного досуга советских граждан».

Настоятель Воскресенского храма протоиерей Михаил Смирнов, прихожане и весь клир, в том числе и внештатный псаломщик Николай Кутепов, сделали все возможное, дабы не допустить уничтожения храма, и это стало для будущего архипастыря первым уроком стойкости и борьбы за свои религиозные убеждения.

В феврале 1953 года псаломщик Николай Кутепов написал прошение с просьбой о рукоположении его во диакона, и 12 июля по благословению Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), как отмечают официальные документы, «был возведен в диаконский сан в безбрачном состоянии». 14 июля того же года указом архиепископа Гавриила диакон Николай «был зачислен в состав причта Казанской церкви в городе Устюжна».

Диаконское служение в Устюжне

Уже 15 июля 1953 года молодой диакон Николай Кутепов переехал на жительство в Устюжну — небольшой город в 250 километрах от Вологды. Он поселился в доме одной из прихожанок храма. Небольшой дом был рассчитан на двух хозяев, имел отдельные входы и находился недалеко от храма.

В книге «Святитель земли Нижегородской» приводятся слова этой прихожанки, которая вспоминала, что «холостяцкий быт молодого диакона делила ручная белка. Она сидела в шкафу, грызла орехи и семечки, которыми Николай кормил ее, иногда прыгала на шнур от лампы под потолком и раскачивалась на нем». Кроме того, «у него было очень много книг, и он любил читать, а во время службы частенько подпевал левому клиросу, состоявшему из хора любителей».

Первое посещение великолепнейшего строгановского Казанского храма буквально потрясло Николая, однако постоянно служить на холодном каменном полу здания постройки XVII века ему было очень тяжело: ампутированные ступни ныли и болели, особенно в зимние месяцы. Жажда служения Богу, однако, преодолевала все.

Немалым утешением молодому диакону были частые приезды в приход архиепископа Гавриила. Будущий нижегородский святитель любил архиерейские служения вологодского владыки, которые всегда отличались красотой и торжественностью, а проповеди были проникновенными и очень содержательными. Все это впоследствии стало отличительной чертой всех богослужений и владыки Николая.

Кроме того, архиепископ Гавриил был прост в общении и часто вместе с паствой и клиром ходил в лес по грибы, а потом за одним столом за картошкой с этими грибами они долго разговаривали о самых разных вещах. Простоту в общении будущий нижегородский святитель тоже хорошо усвоил, и впоследствии был для своей паствы всегда близок и открыт.

Таким образом, время, проведенное под омофором владыки Гавриила (Огородникова), стало для Николая Кутепова первым и главным уроком церковной жизни, а пример вологодского архипастыря во многом сформировал характер и устои его будущего епископского служения.

Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Вологодская митрополия

Вологодская епархия принадлежит к древнейшим епархиям Русской Православной Церкви. В 1383 г. она выделилась из состава Ростовской епархии под именем Великопермской и Усть-Вымской. На протяжении веков границы епархии и ее наименование часто изменялись.
Показать полностью…

С 1492 г. епархия именуется Великопермской и Вологодской.

С 1556 г. за епархией утвердилось название – Вологодская. В 1657 г. Пермский край был отписан к Вятской епархии, а Белозерский – к Вологодской, в связи с чем за епархией закрепилось новое наименование – Вологодская и Белозерская.

В 1682 г. из состава епархии была выделена Великоустюжская епархия (упразднена в 1788 г.).

В 1780 г. в связи с учреждением губерний и после упразднения в 1788 г. Велико-Устюжской епархии, границы епархии приобрели очертания, не изменявшиеся до 1917 г. На западе ее граница пролегала за Кубенским озером, с юга обнимала нынешний Вологодский и Грязовецкий районы Вологодской области, на севере занимая нынешний Вельский и Котласский районы Архангельской области. Особенно далеко простиралась Вологодская епархия на северо-восток, захватывая Яренский район Архангельской области, всю теперешнюю Коми республику, доходя до реки Печоры.

С 1796 г. епархия именуется Вологодской и Великоустюжской.

В 1868 г. было учреждено Тотемское викариатство, упраздненное в 1888 г. (взамен Тотемского было открыто Велико-Устюжское викариатство).

С 1888 г. епархия именуется Вологодской и Тотемской.

В декабре 1909 г. было учреждено Вельское викариатство.

С 1945 г. епархия называется Вологодской и Череповецкой, с 1965 г. – Вологодской и Великоустюжской.

Правящий архиерей митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий

  • Записи сообщества
  • Поиск

Вологодская митрополия запись закреплена

Руководитель отдела культуры Череповецкой епархии узнала об опыте восстановления объектов культурного наследия РПЦ

Руководитель отдела по работе с учреждениями культуры Череповецкой епархии Лариса Федченко приняла участие в работе направления «Церковь и культура» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники».
Показать полностью…

28 января 2020 года в рамках работы IV направления «Церковь и культура» состоялось совещание епархиальных древлехранителей, представителей епархиальных отделов культуры и архитекторов. Председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Тихон (Шевкунов) обратил особое внимание на важность составления полного и подробного реестра аварийных и руинированных храмов, находящихся на территории России, а также на подготовку конференции «Объекты культурного наследия Русской Православной Церкви. Миссия экскурсовода», которую Патриарший совет по культуре проведет совместно с Фондом содействия сохранению христианских ценностей в мае 2020 года. Владыка отметил высокий уровень сотрудничества между Патриаршим советом по культуре и Министерством культуры в реализации многих интересных и полезных проектов.

Интересным и богатым опытом восстановления порушенных святынь, организации экспедиций и возрождения приходов поделились священнослужители из разных регионов.

Программа направления «Церковь и культура» была богата и насыщена разнообразными мероприятиями духовно-нравственной, патриотической, творческой направленности, способными заинтересовать любую аудиторию. Глубокий след в памяти оставило посещение мультимедийной выставки «Россия – моя история».

Вологодская митрополия запись закреплена

Секретарь Великоустюжской епархии ознакомился с актуальными вопросами биоэтики на конференции в рамках Международных Рождественских образовательных чтений

Секретарь Великоустюжской епархии иерей Димитрий Рыжков участвовал в работе секции «Актуальные вопросы биоэтики», состоявшейся 28 января в Белом зале храма Христа Спасителя в рамках направления «Христианская семья — домашняя Церковь» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений.
Показать полностью…

Мероприятие организовано Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства и Церковно-общественным советом по биомедицинской этике при участии Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни.

Работу конференции возглавили: председатель Патриаршей комиссии протоиерей Димитрий Смирнов; руководитель медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов; ответственный секретарь Патриаршей комиссии сопредседатель рабочей группы Всемирного русского народного собора по здравоохранению и защите жизни иерей Феодор Лукьянов; профессор заведующая кафедрой биоэтики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова доктор философских наук И.В. Силуянова.

Главной задачей конференции стало привлечение внимания к таким проблемам, как проникновение трансгуманистических идей бессмертия и генетического улучшения человека в медицинскую генетику, контрпродуктивность с точки зрения демографии и здоровья матери и ребенка процедур экстракорпорального оплодотворения, этические проблемы эвтаназии, а также рассмотрение проекта новой образовательной Программы по биоэтике ЮНЕСКО.

Конференция объединила специалистов в области биомедицинской этики: священнослужителей, богословов, ученых, врачей, юристов, философов, руководителей кафедр медицинских вузов страны, представителей Всероссийского народного собора, Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни и других общественных организаций с целью осмысления процессов, происходящих в здравоохранении, и определения нравственных критериев применения в отечественном здравоохранении современных биомедицинских технологий.

Были представлены доклады священнослужителей Русской Православной Церкви и специалистов-медиков, большинство из которых являются членами Церковно-общественного совета по биомедицинской этике.

Перед собравшимися выступили с докладами:

• протоиерей Димитрий Смирнов. «Новые репродуктивные технологии. Христианская этика»;
• протоиерей Александр Абрамов, заместитель ректора Московской духовной академии, преподаватель Сретенской духовной семинарии, член Союза журналистов России, член Союза писателей Москвы. «Острые вопросы биоэтики и развития естественных наук: взгляд Ватикана»;
• С.И. Куцев, член-корреспондент РАН, директор Медико-генетического научного центра им. академика Н.П. Бочкова, президент Ассоциации медицинских генетиков России. «Генетические технологии в лечении и профилактике наследственных заболеваний: медицинские и биоэтические аспекты»;
• И.В. Силуянова, заместитель сопредседателей Церковно-общественного совета по биомедицинской этике. «Икономия и ЭКО»;
• протоиерей Сергий Филимонов, настоятель храма Державной иконы Божией Матери (Санкт-Петербург), председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), профессор кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, профессор кафедры оториноларингологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, главный редактор Всероссийского журнала «Церковь и медицина», член исполкома Общества православных врачей России, доктор медицинских наук, кандидат богословия. «Биоэтические правила при сопровождении пациентов, находящихся в вегетативном состоянии и коме»;
• протоиерей Игорь Аксенов, председатель отдела Выборгской епархии по религиозному образованию и катехизации, член Церковно-общественного совета по биоэтике, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии РХГА. «Трансгуманизм как очередная иллюзия в секулярной оптике»;
• О.В. Попова, заведующая сектором гуманитарной экспертизы и биоэтики Института философии РАН. «Программа по биоэтике ЮНЕСКО и ее судьба в России»;
• Л.Е. Пищикова, доктор медицинских наук, руководитель отделения профилактической геронтопсихиатрии Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, президент Благотворительного фонда медико-социальной, правовой и духовной помощи гражданам старшего поколения «Геронтологическая защита». «Этические вызовы в общественном здравоохранении и психиатрии. Эвтаназия и ассистированное самоубийство»;
• Н.В. Богданова, член Совета по этике Минздрава РФ, заслуженный врач России, онколог, кандидат медицинских наук, руководитель АНО «Православный центр попечения онкологических больных», член Церковно-общественного совета по биомедицинской этике. «О генетической паспортизации населения»;
• иерей Феодор Лукьянов, ответственный секретарь Патриаршей комиссии, сопредседатель рабочей группы ВРНС по здравоохранению и защите жизни, председатель Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни. «Государственное здравоохранение и национальная безопасность в сфере репродуктивных технологий».

Отдельные доклады направления «Христианская семья — домашняя Церковь» будут выложены в записи на сайте Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства и в видеоблоге протоиерея Димитрия Смирнова.

Больше десяти лет в Вологодской области действуют две отдельные православные «епархии»

Все-таки хороша работа журналиста! По долгу службы постоянно узнаешь что-то новое. Рыская по всемирной паутине в поисках контактов епархии, узрел очередную невидаль. Не поверите, но оказалось, что в Вологодской области их две. Одна — всем известная, РПЦ . Вторая — некая РПЦЗ . Все чин по чину: свой «епископ» (кстати, тоже Вологодский и Великоустюжский), куча мероприятий, собственный «храм» на Чкалова .

Сами понимаете, пройти мимо новоявленной «церкви» я не смог. Благо, долго выискивать контакты не пришлось. На сайте указан «мобильник» одного из «священников» — отца Александра. После долгих переговоров с «епископом» Афанасием «батюшка» РПЦЗ рассказал о своей вере.

Раскольники православного мира

Если вкратце, то Вологодская епархия РПЦЗ — это филиал Русской православной церкви за рубежом. Правда, в самой структуре «церкви» разобраться не так уж и легко. Не так давно в РПЦЗ произошел свой раскол. Большинство признало Московский Патриархат и стало с ним сотрудничать. Нашлись, правда, отдельные священники, которые решили «идти своим путем». После этого ответвления стали расти, как грибы после дождя.

После раскола в РПЦЗ «митрополит» Агафангел создал собственную «церковь»

Среди несогласных оказался и некто Агафангел, в миру больше известный как Михаил Пашковский. Приняв чин Митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского, архиепископа Таврического и Одесского, он основал собственную «церковь». Чтобы не путаться в многочисленных церквях, ее сторонники придумали новое обозначение — РПЦЗ (А).

Сперва Агафангел старался жить в мире с остальными «зарубежниками» и даже был епископом РПЦЗ. Вести службы ему запретили только в 2007-ом. Тогда он выступил с критикой акта о каноническом общении РПЦ Московского патриархата и РПЦЗ. Впрочем, сильно унывать после запрета он не стал. К тому времени по всему миру уже активно работала его собственная «церковь».

Православие в вологодских «катакомбах»

«Катакомбники» не скрывают своей позиции по отношению к Московской Патриархии. По их мнению, Патриарх Московский и Всея Руси , если и не слуга Дьявола, то еретик уж точно. Такое восприятие иерарха РПЦ у «зарубежников» идет еще с советских времен.

Стать священником РПЦЗ может любой желающий

— Тогда церковь подчинилась безбожному христианству. По сути, РПЦ превратилась в сборище еретиков. Нам с ними не по пути, поэтому мы проводим свои службы. Наши прихожане не ходят в храмы РПЦ, они нашли свою истинную веру, — рассказал отец Александр.

Если говорить о «службах», то ничего нового прихожане РПЦЗ (А) не получают. «Молебны» буквально скопированы с традиционных. По сути, у двух церквей все одинаковое — те же иконы, посты, святые и прочее. Кроме одного — имя Патриарха Московского во время литургий здесь не произносят. Без особой необходимости его вообще стараются не упоминать. А если уж приходится, то только с приставкой «еретик».

Кстати, все обвинения в сектантстве «катакомбники» категорически отрицают.

— Секта — это проявление раскола. О каком расколе может идти речь в нашем случае? Мы продолжаем традиции православной церкви. Уж если говорить о расколе, то именно это совершил в 30-ых в Советском Союзе Сергий (епископ Русской Православной Церкви, с 1943-го года — Патриарх Московский и всея Руси — прим. ред.), — отметил отец Александр.

«Храм» вологодских «катакомбников» находится на улице Чкалова. Именно там, в добротном коттедже, проходят все «службы». Прихожане собираются, чтобы послушать наставления своего «епископа».

Сами последователи Агафангела признают, что численность «прихожан» оставляет желать лучшего. В приватной беседе «батюшка» Александр назвал цифру в 500 человек. Даже будучи, скорее всего, завышенным (среди последователей — только богомольные старушки, которые отбились от православных приходов и нашедших утешение на Чкалова), число, прямо скажем, не поражает.

Службы «катакомбников» практически не отличаются от РПЦ

Как курсант академии МВД стал основателем церкви

Свою историю вологодские «катакомбники» ведут с 2002 года. Именно тогда в Вологде обосновался некий Александр Липин. По иронии судьбы, будущий пастор являлся студентом академии МВД . Доучиться, правда, было не суждено — новоявленный священник решил бросить учебу после четвертого курса. Видимо, перспектива стать священником привлекала куда больше, чем опасная милицейская карьера.

Помыкавшись по православным приходам, Липин смекнул, что быстро стать большим иерархом, как говорится, «не светит». А вот в собственной «церкви» это было уже не сложно. Вот так отец Александр и стал обладателем шикарного церковного одеяния.

Впрочем, брать на себя всю ответственность за паству «батюшка» не стал. Поэтому вскоре в Вологде появился некто отец Афанасий, который и стал «епископом». Черная борода, внушительные размеры и низкий бас — кандидат подходил для новой должности идеально.

Сам 56-летний «епископ» родом из Москвы . Бывалые прихожане до сих пор вспоминают, как в свое время «иерарх» появился на русском Севере. По слухам, тогда новоявленного «владыку» привезли на джипе. Привезли, высадили и поставили руководить церковью. А Александр Липин стал одним из самых авторитетных «священников» и теперь руководит всеми мирскими делами «прихода».

Вологодскую епархию возглавляет епископ Афанасий

Раскольники или истинные православные?

Чем же отметились «катакомбники» за время существования церкви в Вологде? Первым делом в голову приходит массовое сожжение паспортов. Именно РПЦЗ (А) запомнилась этим. «Церковь» вообще отрицает любую связь с действующим государством. «Иерархи» и «прихожане» до сих пор мечтают о возвращении императора, который и укажет путь к светлому будущему.

Цифра в 500 человек, которую назвал «отец» Александр (тот самый Липин), конечно, завышена. Регулярно на службы в Вологде приходят лишь 30 — 40 человек. Есть, правда, еще «община» в Ферапонтове . Там число «прихожан» еще меньше — около двух десятков. Как уже говорилось, большинство — одинокие пенсионерки.

Можно, конечно, относиться к РПЦЗ (А) с юмором. Никакого влияния на общество «катакомбники» не оказывают, иногда проводят свои «крестные ходы», «службы». Вот только само сосуществование в регионе двух православных церквей (обе, кстати, зарегистрированы официально) выглядит, по крайней мере, странно. А вот репутация Агафангела смущает еще больше. Даже сами «зарубежники» открыто обвиняют его в сотрудничестве с ЦРУ . Во многих проповедях американский «батюшка» называет американскую разведку «самой гуманной организацией в мире». А вот РПЦ для него — символ дьявольских сил. Какое отношение к собственной стране и к ее устоям можно ожидать среди последователей «епископа» Афанасия?

Еще больше материалов по теме: «Выбор редакции»

Ссылка на основную публикацию