Воскресенский Новодевичий женский монастырь в Санкт-Петербурге

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Воскресенский Новодевичий монастырь

Соборы и Храмы

Краткое описание

Воскресенский Новодевичий монастырь находится в самом центре города на Неве и поражает своим великолепием, несмотря на прошедшие годы советских репрессий и антирелигиозной политики.

Первый женский монастырь в Санкт-Петербурге появился в 1748 году, на том самом месте, где сегодня расположен Смольный дворец. Первые монахини были призваны из Новодевичьих монастырей Москвы и Смоленска, отсюда и произошло название. Просуществовала обитель около 80 лет и была официально упразднена в 1827 году.

Разрешение на возрождение женской обители было подписано императором Николаем Павловичем, и в 1848 году в районе Московской заставы начались работы по возведению женского монастыря. Первой постройкой была церковь – усыпальница во имя Казанской иконы Божьей Матери. Затем началось строительство Воскресенского собора.

Восточная часть обители была отведена под некрополь. Кладбище существовало на территории монастыря с 1845 года. Долгое время погост имел репутацию самого элитного и престижного кладбища Петербурга, здесь хоронили выдающихся государственных деятелей – военачальников, ученых, литераторов.

На Новодевичьем кладбище похоронены:

Чести быть похороненными здесь удостаивались люди, принадлежавшие к богатому сословию, и на погосте было много шикарных и высокохудожественных памятников.

Наибольшие разрушения монастырскому ансамблю принесла Советская власть. В конце 20-х – начале 30-х годов XX века было снесено несколько храмов и монастырская колокольня. Обитель прекратила свою работу в 1925 году, началась конфискация земель и имущества.

Монастырь в наши дни

В настоящее время обители возвращены все сооружения, принадлежавшие ей в былые времена, храмы реставрируются и начинают работать. При монастыре открыт приют для молодых мам с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Работает группа самопомощи для зависимых от алкоголя и наркотиков. Большая часть обители уже открыта для верующих. Воскресенский Новодевичий монастырь – это место, куда нередко привозят великие святыни.

Как попасть в монастырь

Воскресенский монастырь работает каждый день с 09:00 до 19:00

Попасть в Воскресенский Новодевичий монастырь можно свободно, соблюдая известные правила посещения храмовых сооружений.

Где находится

Адрес

Московский проспект, 100

Метро

Как добраться

От станции метро Московские ворота пешком по Московскому проспекту в сторону центра.

Воскресенский Новодевичий монастырь

Фото Воскресенского Новодевичьего монастыря

Воскресенский Новодевичий монастырь — Санкт-Петербург, Московский проспект, 100

Московские Ворота, Фрунзенская, Технологический институт-1

Первой женской обителью Петербурга стал Воскресенский Новодевичий монастырь, который изначально располагался неподалеку от Смольного собора, в летнем дворце Елизаветы I.

Во времена Екатерины II на базе монастыря был создан Смольный институт. Девушки, не пожелавшие учиться в светском учреждении, были отправлены в другие обители. Официально Воскресенский Новодевичий монастырь был расформирован в 1827 году.

Своим возрождением обитель обязана императору Николаю I, издавшему указ о возобновлении деятельности Новодевичьего монастыря. Под строительство нового комплекса выделили территорию на Васильевском острове у Благовещенской церкви.

В 1848 году специальная комиссия решила, что обитель должна находиться в менее шумном месте. В итоге Николай I выделил будущему монастырю часть леса неподалеку от Московских Триумфальных ворот общей площадью в 3200 кв. м.

Проект будущей обители разработал архитектор Н. Ефимов. После смерти Ефимова в 1851 году строительство монастыря продолжили Л. Бонштедт и Н. Сычев. Проект подразумевал возведение огромного комплекса, в состав которого входил собор, множество церквей, парковая зона, кладбище, огороды, жилые здания, хозяйственные постройки и проч.

Первым строением Воскресенского Новодевичьего монастыря стала церковь работы Н. Ефимова. Храм был целиком построен из дерева, в нем разместили чудотворную икону Казанской Богоматери – одну из главных святынь города на Неве.

В 1854 году было завершено строительство собора Воскресения Христова и жилых корпусов. В обитель начали заселяться первые монахини.

Жилые здания Новодевичьего монастыря выполнены в виде буквы «П», передняя сторона которой выходит на Московский проспект. В жилой комплекс гармонично встроены две пятиглавые домовые церкви с колокольнями шатрового типа.

Основной постройкой Новодевичьего монастырья является собор Воскресения Христова – монументальное строение в византийско-русском стиле, выполненное архитектором Н. Сычевым по макету Н. Ефимова.

Строительство храма началось в 1849 году. Первый камень в основание будущего собора заложил лично Николай I. Стоимость здания превысила 119 тыс. рублей: основную часть суммы пожертвовала купеческая семья Громовых.

К 1861 году собор освятил митрополит Исидор. В 1876 году храм был соединен с жилыми корпусами специальными пристройками. Купола изначально были выкрашены зеленой краской, позолоту на них нанесли лишь в 1885 году.

Воскресенский собор состоит из шести приделов (так в архитектуре принято называть пристройку к храму). Центральный придел посвящен Воскресению Христову, южный – Успению Богоматери, северный – Михаилу Архангелу, хоровой – Всем Святым, северный – Николаю Чудотворцу. Подвальный придел, созданный архитектором Г. Карповым, был освящен в честь св. Феодосия Печорского.

Колокольня Воскресенского собора была построена лишь через полвека после завершения строительства центрального придела. В 1895 году 50-метровую башню соорудил архитектор Л. Бенуа. Венчает колокольню золотой купол, придающий ей сходство с московской колокольней Ивана Великого.

Вторым по значению архитектурным памятником комплекса Воскресенского Новодевичьего монастыря является церковь иконы Ватопедской Богоматери. Пятиглавый храм возвел в 1854 году архитектор Н. Ефимов. Церковь стилизована под храмы 17 века, иконостас изготовил знаменитый зодчий А. Штакеншнейдер, образа написали монахини. В 1852 году в церковь была привезена важнейшая православная святыня – икона «Отрада и утешение», хранящаяся в храме по сей день.

В 1855 году на территории Воскресенского Новодевичьего монастыря была построена Церковь Трех Святителей. Автор проекта – Н. Ефимов. Храм с пятью главами и звонницей шатрового типа был встроен в здание лечебницы. Деньги на строительство пожертвовал зажиточный крестьянин В. Чижов, попросивший архитектора в названии церкви упомянуть великих святителей православной церкви. В храме находится икона «Благоуханный Цвет» — одна из самых почитаемых в России.

Последний дошедший до нас храм из архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря в Петербурге – Церковь Казанской Богоматери. Это невероятное по красоте здание, выполненное в византийском стиле и внешне напоминающее Софийский собор Константинополя. Интерьер храма поражает воображение обилием золотой лепнины, статуй и живописи. В революционные годы церковь была разграблена, ее стали использовать в качестве склада. При Хрущеве собор должны были взорвать, в его стенах уже были проделаны углубления для тротиловых шашек. К счастью, в реальность этот план так и не был воплощен по неизвестным причинам.

В состав ансамбля Воскресенского Новодевичьего монастыря входило еще три церкви – Пророка Илии, иконы «Всех скорбящих» и Марии Магдалины. Все эти храмы были уничтожены в 20-х годах прошлого столетия.

В восточной оконечности Новодевичьего монастыря расположено кладбище, на котором похоронены знаменитые поэты Ф. Тютчев, Н. Некрасов, художник М. Врубель, врач С. Боткин, одиозный обер-прокурор Синода К. Победоносцев.

В наше время в монастыре снова живут монахини. Большинство зданий отреставрированы. Обитель ведет большую научную, религиозную и просветительскую работу.

Воскресенский Новодевичий женский монастырь

Архитекторы: Ефимов Н. Е.
Год постройки: 1849-1861
Стиль: Неорусский

Церковь Ватопедской иконы Божией Матери («Отрада и Утешение»)

Воскресенский Новодевичий женский монастырь Неорусский

Пам. арх. (федеральн.)

1849-1861 — арх. Ефимов Николай Ефимович,

завершен — арх. Бонштедт Людвиг Людвигович и Сычев Николай Александрович.

До революции в монастыре действовало 7 храмов, 2 из них клабищенские.

Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь-усыпальница во имя Казанской иконы Божией Матери.

Собор Воскресения Христова каменный с пятью приделами

1849-1854 — арх. Ефимов Николай Ефимович

1854 — арх. Ефимов Николай Ефимович

Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

1855 — арх. Ефимов Николай Ефимович, Сычев Николай Александрович

1855 — арх. Жибер Эрнест Иванович

1883-1888 — арх. Бенуа Леонтий Николаевич

Колокольня четырехъярусная с золоченым куполом

1895 — арх. Бенуа Леонтий Николаевич

1908-1912 — арх. Косяков Василий Антонович

2005-2008 — воссоздана арх. Сергеева Валентина Сергеевна

Церковь прп. Исидора Пелусиота (?)

Освящение первого деревянного
храма монастыря.

Фрагмент карты 1913 г.

Фото К. Шульца 1890-е гг.

Вид монастыря до строительства
колокольни.
Почтовая открытка.

Церковь Ватопедской иконы
Б.М.
Фото — Матвеев Н. Г. 1900-е гг.

Новодевичий Воскресенский
монастырь на Забалканском
проспекте.
Фото 1900-х гг.

«Лавры, монастыри и храмы. »
(добавил
Андрей Агафонов )

Воскресенский собор и церковь
Ватопедской иконы Б.М.
Фото — Матвеев Н.Г. 1900-е гг.

1929 г. Вид с
Московских ворот
Добавил — Ладада .

1931 г. Фото: Бренсон ДеКу
Добавил — nikspb

* На схеме : Монастырь Воскресенский Новодевичий 1 — Собор Воскресенский,1848-1861, арх. Ефимов Н.Е. Московский пр., дом 100, лит. А

2 — Корпус северный с церковью Трех Святителей Вселенских, 1848-1855; 1860-е-1870-е, арх. Ефимов Н.Е.; гражд.инж. Сычев Н.А.

3 — Корпус южный с церковью Афонской Божией Матери, 1848-1855; 1860-е-1870-е, арх. Ефимов Н.Е.; гражд.инж. Сычев Н.А.

4 — Хозяйственная постройка, 1868, 1869, гражд.инж. Сычев Н.А. Московский проспект, дом 100, литера Р

5 — Больница, 1900-1906, арх. Андреев Л.П. Московский проспект, дом 100, литера П

6 — Церковь Казанская, 1907-1914, гражд.инж. Косяков Вас.А. Московский проспект, дом 100

7 — Дом для приходящих богомольцев, 1895 Московский проспект, дом 100, литера Я

8 — Хозяйственная постройка, 1868, 1869, гражд.инж. Сычев Н. А. Московский проспект, дом 100, литера О

9 — Хозяйственная постройка, 1868, 1869, гражд.инж. Сычев Н. А. Московский проспект, дом 100, литера Г

Федеральные памятники Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

История монастыря начинается со времен императрицы Елизаветы Петровны, которая повелела выстроить Воскресенский женский монастырь на месте Смольного двора на Неве. Он был заложен в 1748 г. по проекту Б. Растрелли архиепископом Феодосием и сооружен к 1757 г. Монастырь просуществовал с 1764 до 1822 г.

Возобновление Воскресенского женского монастыря в Петербурге последовало в 1845 г. Официально инициатива шла от императора Николая I , но настоящей виновницей этого возникновения следует считать его дочь, великую княгиню Ольгу Николаевну, будущую королеву Виртенбергскую. 3 апреля 1845 г. поручено было митрополиту Антонию привести в исполнение Высочайшее повеление о восстановлении в СПб женского монастыря, следуя определению св. Синода. Игуменьей была назначена монахиня Горицкого монастыря в Белозерском крае Феофания Готовцева (урожденная Шелашникова), которая получила воспитание в Екатерининском институте, была замужем за храбрым генералом, она была художницей, иконы ее письма украшали Горицкую обитель. Двор и свет, официальная печать не подтверждали участия В. К. Ольги Николаевны в деле учреждения Новодевичьего монастыря в Петербургн, но был круг людей, близко знавших мать Феофанию, и между ними жило предание о непосредственном участии Великой Княгини в деле устроения обители. Первые двадцать сестер также прибыли из Гориц.

По докладу священного синода 18 марта 1845 монастырь велено было поместить при церкви Благовещения на Васильевском острове.

Воскресенский монастырь расположили близ Московской заставы, он отделялся от столицы Обводным каналом. Вся площадь земли, отведенная монастырю составляла 53 десятины 1401 кв. сажень. Автор комплекса — арх.Н. Е. Ефимов, помощник — К. И. Реймерс. После смерти арх. в 1851 г. строительством руководил Л. Л. Бонштедт, позже — Н. А. Сычев.

Против Забалканского проспекта возвышался монастырский собор, расположенный в восьми саженях от главных ворот. По обе стороны собора расположились два каменных двухэтажных корпуса, в середине которых возвышались домовые церкви с пятью куполами, высота о земли до креста 16 ½ сажени. Главный корпус в правую сторону собора вмещал в середине малую церковь Афонской иконы Божией Матери, а по обе стороны — кельи. В первом этаже –келья настоятельницы, зала, где клиросные монахини учились пению, канцелярия, кельи казначеи, церковная зала, где день и ночь читался псалтырь, а во время богослужения стояли сестры, ризница, библиотека и две маленькие гостиные кельи, в которых лица женского пола с разрешения игуменьи останавливались для говения. Во втором этаже находились мастерские и рукодельни: живописная, рисовальная школа, Золотильная, чеканная, златошвейная и т.д. В подвальном этаже располагались шпаклевальная для холстов и досок, на которых пишутся образа, а также веночная для изготовления венков из сухих цветов, малая поварня, просфорная, катальня, малая баня и кельи, в которых живут поварихи, просвирни и т.д. в главном корпусе, расположенном по левую сторону собора помещалась середине первого этажа — трапезная, второго – Трехсвятительская церковь, подвального – духовая печь, отапливавшая как трапезную, так и церковь, и холодный подвал для хранения рубленной капусты. В первом этаже располагались, кроме столовой, башмачная, подъемный стол, опускающийся вниз для подъема мисок с кушаньем, и кельи башмачниц, столовщиц и других сестер. Во втором — больница для монахинь, аптека, две швальни — рукодельни, в которых шили одежду для монашествующих, а также кельи больничных и других сестер.

Монастырская иконописная мастерская славилась на всю Россию.

Для всех церквей имелась одна колокольня, каменная, в середине правого корпуса при церкви Афонской Божией Матери, возвышающаяся над кровлей храма одним этажом. В пролетах были повешены четыре колокола. На колокольне были помещены башенные часы лондонской работы с клеймом 1839 г. В середине левого корпуса над церковью трех святителей находилась такая же колокольня, но без колоколов. Обе колокольни устроены в 1853 г. на суммы Высочайше пожалованные из Государственного Казначейства и пожертвования благотворителей монастыря.

1889 г. — учреждена Свято-Владимирская церковно-учительская школа — двухэтажное здание в русском стиле. На золотом фоне фронтона помещена икона небесного покровителя школы. В 1895 г. открылась школьная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородоицы.

(добавил: Наталия по Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия, СПб 1909)

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге

Среди крупных храмов в Северной столице особенно выделяется Воскресенский Новодевичий монастырь. Санкт-Петербург ежегодно принимает тысячи туристов, которые приезжают посмотреть на его достопримечательности. И всех их поражает изумительная архитектура храма, привлекая на праздничные богослужения не только жителей города, но и гостей.

История создания

Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург), основанный еще в 1748-м году во время царствования Елизаветы Петровны, изначально располагался там, где стоит Смольный, однако в силу разных причин в нем не удалось создать общину, поэтому к 1797-м году храм был закрыт.

В середине девятнадцатого столетия, несмотря на то, что на Руси наблюдалось распространение женского монашества, Санкт-Петербург не имел ни одной подобной обители. Поэтому по просьбе княгини Ольги Николаю I был представлен доклад о целесообразности создания в тогдашней российской столице монастыря. Государь предложение поддержал.

Первоначально Новодевичий монастырь (СПб) разместили на Васильевском острове на территории Благовещенской церкви, но уже в 1848-м году императором под него были подарены обширные угодья, находящиеся у Московской заставы. А уже после окончания строительства новых корпусов туда переехала и монашеская община.

Первой настоятельницей обители являлась Феофания, которая являлась бывшей личной пансионеркой царицы Марии Федоровны во время обучения ее в Екатерининском институте. Монахиня была известна в Петербурге своим благочестием и достаточно активной деятельностью, которую проявляла в Горицком храме.

Архитектура

Кельи этой святой обители исполнены в псевдорусском стиле. Они выстроены в форме буквы «П».

На фоне келий особенно выделяется двухэтажное здание Воскресенского собора, построенного в русско-византийском архитектурном стиле. Вход в него сделан в виде арочного высокого портала. Он выходит к Московскому проспекту. Венчает Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург) пятиглавие с позолотой, а в его куполах, которых всего четыре, устроены звонницы. Внутри собора, соответственно, располагаются пять престолов.

О малых церквях

Новодевичий монастырь, фото которого свидетельствует о том, что данная святая обитель не совсем типична для классического зодчества Северной столицы, расположен у метро «Московские ворота».

В Санкт-Петербурге существует несколько достопримечательностей, которые не вписываются в единую архитектуру города. Они более близки к московскому стилю. Одна из них — Новодевичий монастырь. Фото его золотых куполов и зеленых башенок настолько непривычно для Северной столицы, что кажется, будто это снимок совершенно другого города.

До революции

Все последующие после Феофании настоятельницы монастыря тоже внесли свой вклад в созидание данной обители. Игумения Евстолия добилась того, что был позолочен купол собора и приведено в порядок захоронение. Ее же силами был организован приют для девочек, при котором функционировало восьмиклассное училище.

Игумения Валентина (1888-1904 гг.) стала той настоятельницей, при которой учредили церковно-приходскую Князь-Владимирскую школу с домовой церковью и скитами. При Антонии (1904-1916 гг.) воздвигли колокольню, созданную по проекту Цейлера и Бенуа. Незадолго до революции была построена и каменная церквушка Казанской иконы Божьей матери. Она была возведена по проекту архитектора В. Косякова в стиле византийской архитектуры.

К 1917-му году Новодевичий монастырь (Петербург) имел уже более 400 насельниц, из которых семьдесят пять были монахинями, а остальные — штатными послушницами и сестрами «на испытании». При обители имелось добротное хозяйство — конюшня с коровником, птичьим двором, свинарником, пчельником и фермой. Здесь функционировали знаменитая иконописная, а также золотошвейная, квасоварня и ковровые мастерские. Значительную часть монастырского капитала обитель расходовала на благотворительную деятельность — на содержание детского приюта, больницы и богадельни.

После революции

Эту святую обитель постигла та же участь, что и многие храмы и соборы, которыми славился Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий монастырь тоже принял на себя удары от богоборческой власти. Вся тяжесть гонений обрушилась и на Игумению Феофанию (1918-1935 гг.), ставшую в те годы не только заботливой матерью для монашек, но и ярым защитником своей обители.

В 1929-м года было закрыто сразу три храма, первый из которых — разрушенная впоследствии деревянная церковь во имя иконы Казанской Богоматери. К осени того же года эта участь постигла часовни, которые разобрали по кирпичикам. Были разрушены и церковь Трех Святителей, а также кладбищенские часовни.

В апреле 1932-го года в Новодевичьем монастыре арестовали практически всех монашек и сестер, оставив лишь престарелых и больных послушниц, которые уже были не в состоянии двигаться. А в мае того же года Леноблисполкомом приняли постановление, по которому Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге был ликвидирован. Здание Воскресенского собора начали перестраивать под универмаг.

Через несколько месяцев была разобрана и высокая ограда, снесены купола и шатры, уничтожена звонница и внутреннее убранство. В некоторых строениях расположился НИИ Электромашиностроения.

Возрождение

Восстановление комплекса началось в 1996-м году с приходом сестринской общины. Она поселилась в двухэтажном строении рядом, в здании, где не было никаких удобств.

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге получил новую жизнь. В настоящее время уже отреставрированы храмы — Казанский и Афонский, отстроена часовня, возрождается и Воскресенский Собор.

Сегодня при монастыре существует детский приют, богадельня, успешно функционирует Свято-Владимирская школа, недавно был открыт благотворительный центр по диагностике онкологии у женщин, работают швейные мастерские и лавка. В обители находят кров многочисленные паломники.

Ныне Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге вновь постепенно получает свое прежнее предназначение. Усилиями игумении Софии были начаты реставрационные работы, потихоньку налаживается и монашеская жизнь. Вообще, обитель сегодня духовно расцветает.

Новодевичье кладбище

За монастырем расположено одно из самых привилегированных кладбищ Северной столицы — Новодевичье. Здесь, несмотря на то что большая его часть снесена, все еще осталось много интересных надгробий и памятников. Здесь похоронено много известных людей: врач С. Боткин, контр-адмирал Ворожейкин, художник Врубель, такие поэты, как А. Майков и Ф. И. Тютчев, а также Н. Некрасов. На Новодевичьем кладбище покоится шахматист М. И. Чигорин и многие другие знаменитости.

Богослужения

Часы работы монастыря, как и большинства православных храмов города, следующие: с восьми утра до пяти тридцати вечера. В будни ежедневная утренняя служба начинается в половине десятого, а вечерняя — в семнадцать часов. По субботам Божественную литургию можно послушать с девяти, а всенощное бдение — в 17.00.

Для туристов

Посетить Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге интересно будет не только верующим горожанам, но и тем, кого интересует архитектура и история. Удивительная по красоте Казанская церковь поражает своими архитектурными решениями. Туристы могут увидеть старинные склепы и памятники, полюбоваться изделиями мастериц, продающимися в лавке, а также отведать домашние пирожки в трапезной-кафе.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге считают одним из красивых мест. История этой обители несла в себе множество различных событий, начиная от его основания.

Изначально по указу императрицы Екатерины Петровны Смольный девичий монастырь решили заложить возле Невы в 1748 году. Но так как семилетняя война началась нежданно, то начало его существования было отложено. Лишь в 1764 году приехали первые монахини и настоятельница. А уже в 1822 он перестал существовать из-за отсутствия монахинь.

В 1845 году по указу Николая 1 Первоклассный женский монастырь был размещен на Васильевском острове, а службы проходили в соседней Благовещенской церкви. Но так как место не подходило монахиням, то им был выделен участок у Московских ворот, где в 1849 году митрополит Никанор сделал закладку обители. Через 4 года тут было основано и кладбище.

Настоятельницей стала Феофания. Уже в 1854 году монахини переселились в новопостроенный комплекс. Также при обители начали действовать:

  • рисовальная.
  • башмачная,
  • иконописная,
  • просфорная,
  • чеканная,
  • квасоварня,
  • ковровая,
  • ферма,
  • поварня,
  • огород,
  • пчельник,
  • сад.

Еще при монастыре начали работать:

  • церковно-приходская Князь-Владимирская школа,
  • детский приют,
  • богадельня.

В советское время облик монастыря был значительно искажен. Монахини были высланы или арестованы. Имущество было распродано или украдено.

Среди монастырских храмов выделяют:

  • собор Воскресения Словущего,
  • храм во имя Афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»,
  • церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы,
  • храм Трех Святителей,
  • домовой Храм Серафима Вырицкого,
  • храм происхождения честных древ Животворящего Креста Господнего,
  • храм Явления Божьей Матери Сергию Радонежскому,
  • храм во Имя Святой Троицы,
  • исидоровская колокольня,
  • часовня во имя Сергия Радонежского и святой равноапостольной Нины,
  • казанская церковь.

Также на территории монастыря есть Новодевичье кладбище. Там похоронено большое количество выдающихся людей, поэтов, а также тех, кто оставил свой след в истории России.

Иконы Новодевичьего монастыря

К чудотворным святыням обители относят:

  • Казанскую икону Божьей Матери,
  • чудотворную икону Божьей Матери «Ахтырская»,
  • икону Божьей Матери «Отрада и Утешение»,
  • Лик Спасителя,
  • Афонскую икона Божьей Матери с частицами мощей угодников Божих,
  • икону Страшный Суд,
  • икону Божьей Матери «Млекопитательница».

Кроме святых ликов есть еще ковчеги с частицами мощей. Большое количество паломников идут сюда, чтобы приложится к мощам и вознести свои молитвы Господу.

Богослужения в Новодевичьем монастыре СПб

Как и в прочих монастырях тут проводятся богослужения. Они проходят ежедневно, различие есть только в днях недели и праздниках.

Расписание богослужений

  • 9ч.30мин. — Божественная литургия (время может меняться, в Великий Пост утренняя служба начинается в 7.00.);
  • 17ч.00мин. — вечернее богослужение.
  • 9ч.00мин.- Божественная литургия,
  • 17ч.00мин. — всенощное бдение.
  • 8ч.40мин. — акафист Илариону Троицкому,
  • 9ч.30мин. — божественная литургия,
  • 17ч.00мин.- вечернее богослужение.

Для удобства верующих на территории есть:

  • Лавка с церковной утварью, иконами, православной церковной литературой, сувенирами, медовой продукцией и чаем, а также многим другим.
  • Текстильная лавка, в которой продается различная одежда: погребальная, крестильная, одежду священнослужителей, домашний текстиль, а также изделия с авторской вышивкой.
  • Трапезная и пекарня. Тут Вы сможете отведать пирожки, квас, горячий чай, сбитень.

Адрес: 196084, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 100 проезд до ст.метро «Московские ворота». Приезжайте и наслаждайтесь возвышенной атмосферой этого места.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет так же интересно посмотреть еще и видео о Новодевичьей обители:

Читайте еще:

2 thoughts on “ Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге ”

Уважаемые создатели сайта, обратите внимание: речь идет о Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге, а карта дана монастыря в Москве. И в тексте есть упоминания о Москве, тогда как речь идет о Петербурге.

Карта правильная, район Московский, СПб, Московский пр, ворота Московские- станция метро.

Воскресенский Новодевичий монастырь

Неподалёку от Московских ворот находится Воскресенский Новодевичий монастырь, предшественником которого был Смольный девичий монастырь, основанный императрицей Елизаветой Петровной в 1746 году.

Для владельцев заведений

Изначально Воскресенский Новодевичий монастырь был расположен на том месте, где сейчас находится Смольный собор. В годы царствования Елизаветы на левом берегу Невы был Смоляной двор, рядом с которым был возведён летний дворец императрицы. Пожелав в старости удалиться от мирских дел, владычица всея Руси приказала отдать свой загородный дворец монахиням для основания первого в Петербурге женского монастыря. Планам Елизаветы не суждено было осуществиться, и в 1797 году монастырь прекратил свое существование. Следующая императрица Екатерина II основала здесь заведение, в котором воспитывались дворянские дочки, в будущем переименованное в Смольный институт благородных девиц.

К середине XIX века в столице России не было ни одного действующего женского монастыря, и, прислушавшись к просьбам великой княгини Ольги, император Николай I отдал приказ возвести новые монастырские постройки на территории, прилегающей к Московской заставе. Игуменьей нового монастыря стала монахиня Феофания, в прошлом бывшая пансионеркой императрицы Марии Фёдоровны. Игуменья Феофания прославилась своими благими делами и неустанным служением на благо церкви.

Шли годы, Новодевичий монастырь развивался и процветал. В 1917 году, когда случилась Октябрьская революция, там проживали около 400 послушниц. В женской обители было развитое хозяйство: животноводческая ферма, птичий двор, пасека. При монастыре находились прославленные мастерские, в которых создавались иконы и ковры. Из монастырских средств значительные суммы выделялись на благотворительные нужды – бесплатную больницу, приют для детей-сирот, содержание богадельни.

После революции события, происходившие в Новодевичьем монастыре, во многом напоминали судьбу других церковных обителей. Непосильную тяжесть забот приняла на себя тогдашняя игуменья Феофания (Рентель). За два десятка лет советской власти большая часть монастырских строений, церквей и храмов была разрушена, колокольня снесена, сестёр арестовывали. В 1932 году в здании собора, воздвигнутого в честь Воскресения Христова, был устроен универмаг. В 1935 году игуменью Феофанию арестовали и отправили в ссылку, а ещё через три года был расстрелян последний монастырский священнослужитель Владимир Беляев.

Работы по восстановлению монастыря начались в 1996 году, постепенно проводился капитальный ремонт монастырских построек, передача в храмы знаменитых икон, реставрация. При монастыре открыта церковная школа, действуют детский приют, благотворительный женский онкологический центр «Белая роза». В наши дни Воскресенский Новодевичий монастырь вновь возрождается и приобретает былое значение.

Смотрите также:

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург)

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге находится по адресу: Московский проспект, д. 100 (в 1 км. от м. Московские ворота).

Воскресенский Новодевичий монастырь — православный женский монастырь Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви.

На территории монастыря располагаются Воскресенский собор, Казанская церковь.

У монастыря находится Новодевичье кладбище (основано в 1845 году). Там похоронены многие известные люди: Некрасов Н.А., Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, С. П. Боткин, Н. А. Римский-Корсаков и многие другие. Здесь же похоронен и сам архитектор монастыря Н. Е. Ефимов. У входа на кладбище находится схема, с указанием номеров участков могил.

Историческая справка

Предшественником монастыря был Смольный девичий монастырь, основанный в 1746 году по указу императрицы Елизаветы Петровны с намерением удалиться в него в старости. Мечты императрицы о монашестве так и не сбылись, и монастырь был упразднён с кончиной последних монахинь. Там действовал только Смольный институт благородных девиц — первое женское дворянское учебное заведение в России.

В 1849 году императором Николаем I был основан новый Воскресенский Новодевичий монастырь. Для него было отведено временное место на Васильевском острове при Благовещенской церкви. Между тем для него строились здания на Царскосельской дороге, близ Московских ворот.

В 1854 году монастырь переехал на новое место. Ещё до этого, в 1845 году, там было основано Новодевичье кладбище. Первой монастырской постройкой стала деревянная Казанская церковь, построенная по проекту архитектора Н. Е. Ефимова. Этот храм простоял 80 лет, хотя сильно обветшал к концу XIX века.

3 ноября 1849 года в Высочайшем присутствии состоялась закладка пятипрестольного Воскресенского собора; первый кирпич заложил император Николай I. Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. 2 июля 1861 года он был освящён. Воскресенский собор построен в русско-византийском стиле и напоминает Владимиро-Суздальские храмы XV века.

Строился собор в 1849—1861 годах. В четырёх малых куполах располагаются звонницы. Каждый барабан опоясывает аркада с проёмом в каждой второй арке. Внутри у собора имеется 5 престолов: центральный во имя Воскресения Христова, правый во имя Успения Пресвятой Богородицы, левый во имя Архангела Михаила, правый на хорах во имя Всех Святых, левый во имя Николая Чудотворца. В 1874—1875 годах по проекту архитектора Г. И. Карпова в подвале собора был построен ещё один придел, освящённый во имя Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского.

Росписи и образа собора выполнены монастырскими живописцами и монахинями. Особенно красив был находившийся в алтаре полукруглый пятиярусный иконостас.

Неподалёку от монастыря, у апсиды бывшего домового храма церковноприходской школы, находится могила обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева, похороненного там по своему завещанию в 1907 году, а также его жены, умершей в Ленинграде в 1932 году.

Новая кирпичная Казанская церковь была заложена 8 июня 1908 года и строилась по проекту архитектора В. А. Косякова. В 1912 году строительство окончено, была проведена отделка храма. Росписи выполнены художником Ф. Р. Райляном. В 1910—1915 он же выполнил темперой живописные работы, большей частью сохранившиеся до наших дней. Круглый в плане церковный зал разделён на три нефа. Центральный зал напоминает ротонду, окружённую колоннадой, образованной колоннами из красного мрамора с позолоченными капителями. За пределами этой ротонды находятся два боковых нефа, заканчивающиеся иконостасами боковых приделов. Таким образом боковые иконостасы отделены от центрального стенами. Под каждым из малых куполов устроены хоры.

Особенную ценность представляют три пышных позолоченных иконостаса — двухъярусный в основном престоле и одноярусные — в боковых. Киоты икон также позолочены. Слева от алтаря между колоннами стоит рака с частью мощей святого Иллариона.

В 1912 году строительство храма было закончено, но освятить его не удалось, и росписи так и не были закончены. После основания при монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник.

В 1904 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности. В 1927—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского).

В 1937 году церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась. В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён. Для спрямления Международного (ныне Московского) проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе — пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню. Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка). В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный НИИ электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий.

В 1929 году в Казанской церкви расположился склад. После Великой Отечественной войны здание было передано под машиностроительный цех. В 1950-е годы было принято решение о взрыве Казанской церкви, в стене были подготовлены шурфы, однако в связи с техническими трудностями это намерение осуществлено не было. С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён. К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля. В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения.

Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда либо ему принадлежавших. Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери.

С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне. В связи с этим у входа в монастырь стали появляться многокилометровые очереди по Московскому проспекту и Киевской улице, доступ в Казанскую церковь был круглосуточным.

Изображения

Казанская церковь Фрагмент декора Казанской церкви

Воскресенский собор

Воскресенский Новодевичий женский монастырь

ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ ФОРУМА

Московский пр., д. 100. Тел.: 387-53-64

М. «Московские ворота»; авт. 3, 36, 64; трол. 15, 17

По преданию, императрица Елизавета Петровна пожелала воздвигнуть монастырь, куда намеревалась удалиться в старости и где хотела быть похороненной. В 1848 году для строительства новой обители выделили обширный участок земли на Царскосельской дороге близ Московских ворот. Проектировал все главные монастырские сооружения архитектор Н.Е. Ефимов, а после его смерти работами руководили архитекторы Л.Л. Бонштедт и Н.А. Сычев. Первой возвели деревянную церковь, освященную во имя Казанской иконы Божией Матери, вторым — каменный соборный храм Воскресения Христова (1849-1861) с пятью приделами. По обеим сторонам собора в монастырских корпусах были устроены две церкви — в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери и во имя Трех Святителей Вселенских. При Новодевичьем монастыре действовали живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, ковровая, просфорная мастерские и поварня. Здесь были фермы, огороды, сады и пчельник. Старанием монахинь все содержалось в образцовом порядке. Позже в монастыре появились ризница, трапезная, больница, библиотека, архив, кельи, рукодельни и кладовые. Открылись детский приют, церковно-учительская и церковно-приходская школы бесплатного обучения.

В 1845 году на территории монастыря заложили кладбище, где в разные годы были похоронены Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, К.А. Феофанов, М.А. Врубель, А. Головин, Г. Невельский, Д.О. Отт, С.С. Боткин, сестра А.С. Пушкина О.С. Павлищева, Я.К. Грот, М.И. Чигорин, П.И. Багратион, Н.А. Римский-Корсаков, Э.Ф. Направник, К.А. Варламов, А.К. Лядов и многие другие известные представители культуры и науки, государственные и военные деятели.

В центре кладбища находилась церковь Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (Карамзинская). Она была построена в 1856 году над прахом убитого в Крымскую кампанию полковника А.Н. Карамзина, сына знаменитого историка, на деньги его вдовы Авроры Карловны, замечательной женщины и прославленной красавицы, в честь которой был назван крейсер. В 1902 году ее похоронили рядом с мужем в том же храме. В 1929 году церковь закрыли, а в 1930-м снесли. При разрушении храма были уничтожены и могилы Карамзиных.

Казанская икона Божией Матери

Одна из святынь Новодевичьего монастыря. Первоначально эта реликвия рода дворян Ушаковых находилась в Успенском приделе храма Воскресения Христова. В 1932 году после закрытия собора были утрачены и его бесценные иконы. В 1990 году монастырская жизнь начала возрождаться. Первым обители был передан храм Казанской иконы Божией Матери, где ныне находится возвращенная монастырю икона. Ее потемневший от времени лик собирались реставрировать, но он чудесным образом обновился сам. Произошло это 6 ноября 1996 года в праздник иконе «Всех Скорбящих Радосте».

Тихвинская икона Божией Матери

По преданию, это один из образов, написанных евангелистом Лукой при жизни Богоматери. В период иконоборчества пропал и лишь в XIV веке явился на Ладожском озере, а затем — в Тихвине, где и хранится. Прославившаяся множеством чудес Тихвинская икона стала одной из особо почитаемых на Руси, а ее праздник (26 июня / 9 июля) был установлен по всей России. Копии с Тихвинской Одигитрии (Путеводительницы), созданные иконописцами Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря, распространялись по всей России. Есть такой чтимый список в Воскресенском монастыре.

Афонская икона Божией Матери «Отрада и Утешение»

В церкви, освященной в 1854 году в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери, находился чтимый список чудотворной Ватопедской иконы «Отрада и Утешение» из Ватопедского монастыря на Афоне, присланным старцем Серафимом Святогорцем. Он исчез, но для восстанавливаемого Ватопедского храма Воскресенского Новодевичьего монастыря был на Афонской горе создан заново. В день празднования Афонской (Ватопедской) иконе Божией Матери (21 января / 3 февраля) в монастыре совершается ночное богослужение.

Икона Божией Матери «Державная»

Явила себя русскому православному народу в селе Коломенском под Москвой, куда ее привезли в 1812 году из Вознесенского монастыря Московского Кремля. Произошло обретение иконы 2 / 15 марта 1917 года, в день свержения с престола царя-мученика Николая II. Таким образом Царица Небесная дала православным знать, что принимает власть над Россией в момент ее величайшей национальной трагедии. Списки иконы разошлись по всей стране, при участии патриарха Тихона был создан прекрасный акафист. В 1999 году храм Христа Спасителя в Москве пожертвовал петербургскому монастырю чтимый список иконы Божией Матери «Державная». Теперь каждое воскресенье в обители совершается акафист иконе.

Икона Божией Матери «Знамение»

Образ «Знамение» принадлежит к числу самых первых в иконографии Богородицы. Царица Небесная изображается по пояс, с поднятыми в молитве руками. На ее груди — сфера, с которой смотрит благословляющий нас Божественный Младенец Спас-Эммануил. Иконы, известные под таким именем, появились на Руси в XII веке. Свое название они получили после знамения, случившегося в Новгороде 27 ноября / 10 декабря (день праздника иконе) 1170 года, когда Богоматерь явила новгородскому воинству чудо своего заступничества.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

«Скоропослушница», праздник которой отмечается 9 / 22 ноября, получила известность в России позже других афонских икон, но сразу стала одной из самых чтимых. Прообраз ее находится на Афонской горе, в монастыре Дохиар. На иконе Новодевичьего монастыря Божия Матерь, в отличие от «Невской Скоропослушницы», изображена с Богомладенцем, что отвечает канону афонской иконописи.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Церковь Казанской иконы Божией Матери. Интерьер.

Икона «Страшный суду»

Эта новгородская икона XVI века в 1930-х годах была легально продана за границу. Недавно ее выкупили, и в 2004 году В.В. Путин передал образ в монастырь. Тема иконы — вселенский суд, который произойдет во время второго пришествия Иисуса Христа. На ней представлены картины конца мира, воскресения мертвых, адских мучений грешников и райского блаженства праведников. Изображения Страшного суда имели целью не запугать человека, но заставить задуматься над своими грехами и через покаяние прийти в Царство Божие.

Образ Христа в окладе из эмали и серебра, созданный в 1886 году, привезла с собой в Россию великая княгиня Милица Николаевна, урожденная принцесса Черногорская. После преставления отца Иоанна Кронштадтского она положила эту икону на святые мощи своего духовного пастыря. Реликвия дома Романовых вместе с великокняжеской семьей претерпевала долгие годы изгнания, пока в 2004 году не была внуками Милицы Николаевны преподнесена в дар Новодевичьему монастырю.

В 1908 году состоялась закладка по проекту В.А. Косякова каменного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство его закончили к 1912 году. Архитектор использовал в отделке керамическую плитку, майолику, литые рельефы «под резьбу по камню», черепицу. Внешне здание напоминает храм Святой Софии в Константинополе.

В 1925 году монастырь был закрыт, началась конфискация его земель и имущества. Правда, иноческая жизнь в обители сохранялась, но лишь до тех пор, пока игуменью и сестер не отправили в ссылку в Башкирию. В 1930-х годах в монастырском комплексе производилась перестройка, в результате которой были разрушены колокольни, снесены купола собора и церквей, уничтожены часовни. Сносу подверглись и кладбищенские церкви.

В 1990 году началось постепенное восстановление монастыря. В 1996 году в нем появились первые насельницы. Жизнь прославленной обители продолжается.

Русская Православная Церковь
Николаевский Собор

Воскресенский Новодевичий монастырь

Воскресенский Новодевичий монастырь

Купола храмов Воскресенского Новодевичьего монастыря на вечно шумном и торопливом Московском проспекте кажутся какими-то сказочными. Торжественными и спокойными. Как и сам монастырь, который возник словно из небытия. И это ощущение не обманчиво, так как до конца ХХ века о существовании этой обители, казалось, все навсегда забыли. Как и о Новодевичьем кладбище. Кстати, на Новодевичьем кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря похоронены многие выдающиеся деятели русской культуры. Среди них поэты Фёдор Иванович Тютчев, Аполлон Николаевич Майков, Николай Алексеевич Некрасов, художник Михаил Александрович Врубель, адмирал и исследователь Дальнего Востока Геннадий Иванович Невельской, великий русский шахматист Михаил Иванович Чигорин.

Монастырь был возведен на Московском шоссе, как тогда именовался Московский проспект, по указу императора Николая I.

Московский проспект протянулся от Сенной площади до Площади Победы. Его длина более десяти километров. У этой магистрали за годы существования было много наименований: Саарская першпектива, Царскосельская дорога, Московское шоссе, Обуховская улица, Обуховский проспект, Забалканский проспект, Международный проспект, Проспект имени Сталина, Московский проспект.

Воскресенский Новодевичий монастырь

Воскресенский Новодевичий монастырь и Новодевичье кладбище находятся на чётной стороне проспекта, официальный адрес – дом № 100.

Постройки монастыря появились в середине XIX века, но обитель ведет свою историю с 40-х годов XVIII века от Воскресенского Новодевичьего Смольного монастыря. Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь появился по желанию императрицы Елизаветы Петровны, здесь она хотела провести свою жизнь после царствования. Однако уйти в монастырь ей так и не удалось. Но здание Смольного монастыря на левом берегу Невы было построено.

После смерти Елизаветы Петровны монашеская жизнь там постепенно угасала. Императрица Екатерина II открыла в Смольном монастыре женское воспитательное заведение, которое позже переехало в специально для него построенное рядом здание.

Возобновить женскую обитель решил император Николай I. Правда, не на старом месте, в постройках Смольного монастыря, а подыскать новую территорию. В 1848 году монастырь было решено перевести на Московское шоссе, к Средней Рогатке. В 1854 году на территории для монахинь был построен новый каменный корпус. Но строительные работы на территории монастыря продолжались ещё несколько лет. 3 ноября 1849 года состоялась закладка пятиглавого Воскресенского собора, а первый кирпич положил сам император Николай I. Собор строился по проекту архитектора Н.Е. Ефимова и инженера Н.А. Сычёва. 2 июля 1861 года собор был освящён.

Воскресенский собор является доминантой монастыря. Собор выходит на Московский проспект высоким арочным порталом. Собор венчает пятиглавие с позолоченными чешуйчатыми луковичными куполами, которые расположены на высоких барабанах. В четырёх малых куполах располагаются звонницы.

Каждый барабан опоясывает аркада с проёмом в каждой второй арке. Внутри у собора имеется пять престолов. Росписи и образа собора выполнены монастырскими живописцами и монахинями. Полукруглый иконостас был пятиярусным. В Успенском приделе хранился Смоленский образ Божией Матери «Одигитрия», написанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным.

Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.

По бокам от Воскресенского собора расположены две церкви. С южной стороны – Афонская церковь, с северной – церковь Трёх Святителей.

Обе церкви одинаковы по внешнему виду. Они обе пятиглавые с шатровой одноярусной колокольней. Луковичные купола позолочены, шестигранный шатёр колокольни покрашен в зелёный цвет, его завершением является позолоченная луковичная главка с крестом. Фасад сверху завершают полукруглые закомары. Передний фасад изобилует арками. На каждой грани шатра прорезаны слуховые окна. В восточной части обеих церквей имеется алтарная апсида.

Афонская церковь была заложена в 1850 году и строилась по проекту Н.Е. Ефимова и Н.А. Сычёва. Она была освящена в 1854 году в присутствии дочери Николая I великой княжны Марии Николаевны.

Церковь Трёх Святителей была построена теми же архитекторами симметрично Афонской в больничном корпусе монастыря. Заложена она была также в 1850 году, а построена и освящена в 1855 году. Она особенно почиталась монахинями за находившуюся там икону Божией Матери «Благоухающий Цвет».

Обращает на себя особое внимание кирпичная Казанская церковь. Внешне она напоминает Софийский собор в Константинополе. Казанская церковь была заложена в 1908 году и строилась по проекту архитектора В.А. Косякова. Строительство было окончено в 1912 году, но освятить его не удалось, и некоторые росписи так и не были закончены.

Приземистый кирпичный пятиглавый двухэтажный храм считается лучшим образцом неовизантийского стиля.

Каждый купол храма расположен на низком барабане, опоясанном аркадой, создающей урезы на куполе. Купола были покрыты особой черепицей, как в Греции. (Историческое черепичное покрытие уничтожено при последней реставрации и заменено медным листом.) В каждой арке находится окно. Порталы, в которых располагаются входы, образованы массивными пилонами со сводами, украшенными резьбой. Завершением каждого портала является полуциркульная кровля с большим полукруглым окном.

Большие окна фасада также имеют полукруглую форму. В восточной части фасад завершают три апсиды, одну из которых венчает купол на барабане средней высоты. Барабан опоясывает такая же аркада, при этом окна в каждой арке имеют вытянутую форму. Верхнюю часть барабана декорирует живописная мозаика сине-голубых тонов.

Внутри трёхпрестольный храм отделан в русском стиле и выглядит весьма величественно. Росписи большей частью сохранились до наших дней. Центральный зал напоминает ротонду, окружённую колоннадой, образованной колоннами из красного мрамора, с позолоченными капителями. За пределами этой ротонды находятся два боковых нефа, заканчивающихся иконостасами боковых приделов. Таким образом, боковые иконостасы отделены от центрального стенами. Под каждым из малых куполов устроены хоры. Слева от алтаря, между колоннами, стоит рака с частью мощей святого Иллариона.

В 1904 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская школа.

В 1925 году монастырь был закрыт, взорвана колокольня. Снесены были и две поминальные церкви на Новодевичьем кладбище.

Возрождение началось в 1990 году, когда церкви был возвращён храм иконы Казанской Божией Матери. С 1997 года при монастыре открыта богадельня для больных и престарелых. В 2001 году возвращен весь монастырский комплекс.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Воскресенский Новодевичий монастырь

История Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Адрес Воскресенского Новодевичьего монастыря: 196084, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 100.
Телефоны Воскресенского Новодевичьего монастыря: (812) 387-53-64, 252-11-66.
Сайт Воскресенского Новодевичьего монастыря:
http://www.novodev.narod.ru/monastyr.html

Первая женская обитель Санкт-Петербурга была заложена указом Императрицы Елизаветы Петровны 30 октября 1748 г. на левом берегу Невы, на Смоляном дворе, там, где сейчас Смольный собор.

К 1797 г. часть монахинь перешла в другие обители, монастырь постепенно угасал и в 1827 г. был закрыт.

Весной 1845 г. Император Николай I издал указ о возобновлении монастыря.

Вначале монахини обосновались на Васильевском острове, при Благовещенской церкви, а осенью 1848 г. было принято решение перевести обитель в более уединенное место — к Московским триумфальным воротам.

Переезд был завершен к 1854 г.

Насельницы трудились в художественных, иконописных, швейных, сапожных, чеканных, ковровых, золотошвейных мастерских.

В обители один за другим появлялись храмы: Воскресенский собор, храмы Казанской иконы Божией Матери, Трех Святителей, Афонский храм.

В 1925 г. монастырь был упразднен, началась конфискация земель и имущества.

Первый арест монахинь произошел в декабре 1930 г., второй — в декабре 1931 г.

В феврале 1932 г. были арестованы 9 насельниц, ночью 17 апреля 1932 г. — еще 126 сестер.

В разоренном монастыре остались одни больные и престарелые, которых закрыли в подвале, обрекая их на смерть.

Одно из самых знаменитых кладбищ Петербурга подверглось надругательству.

Сильно пострадал некрополь, где погребены многие выдающиеся государственные, общественные и военные деятели, поэты, композиторы, литераторы.

Из 6 монастырских церквей 2 были поминальные и построены на кладбище — это иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Карамзинская) и Св. Пророка Илии.

Оба храма снесены в 1930-е гг.

В безбожное время верующие, не имея возможности ходить в храмы, приходили на кладбище и молились перед бронзовой скульптурой Спасителя, поставленной в 1915 г. генералом Вершининым ради памяти рано умершей супруги, печалившейся о том, что после смерти ее никто не вспомнит. Почитание святого места продолжается и ныне.

В 1990 г. началось постепенное возвращение монастырских святынь.

Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь Державной иконы Божией Матери. Рождественским постом 1996 г. первые насельницы начали возрождение монашеского подвига в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Сегодня возвращен весь комплекс монастыря, включая помещения храмов и келейные корпуса. Обитель восстанавливается.

Статус монастыря утвержден постановлением Священного Синода от 4 апреля 1997 г.

Главные праздники монастыря: 12 января — Трех Святителей; 15 января, 1 августа — прп. Серафима Саровского; 3 февраля — Ватопедской иконы Божией Матери; 15 марта — Державной иконы Божией Матери; 9 мая, 24 июля, 28 декабря — сщмч. Илариона, архиеп. Верейского; 4 ноября, 21 июля — Казанской иконы Божией Матери; 26 сентября — Воскресения Словущего; 1 декабря — сщмч. Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского.

При храме действует школа дополнительного образования.

Игумения София (Силина) — настоятельница.

Храм Казанской иконы Божией Матери

Тел. (812) 387-53-64

Храм Казанской иконы Божией Матери заложен в 1908 г. на месте первой постройки монастыря — деревянной Казанской церкви, освященной 23 октября 1848 г.

Построен в 1912 г. в греко-византийском стиле (архитектор В. А. Косяков). Освящен не был.

В советское время закрыт и разорен, занят под производственный цех.

В 1992 г. передан (как приходской) Церкви. Восстановлен.

Торжественно освящен 17 июня 2006 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в сослужении благочинного Петергофского округа протоиерея Александра Кудряшова, настоятеля Рождество-Богородичного мужского монастыря игумена Исидора (Минаева) и др.

В Казанском храме находится часть мощей сщмч. Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, скончавшегося в больнице пересыльной тюрьмы и погребенного в 1928 г. на Новодевичьем кладбище (мощи перенесены в Москву).

Богослужения: на седмице — Литургия: 7.00, по субботним, воскресным и праздничным дням — 9.00 или 9.30.

Исповедь: во время всенощного бдения, перед Литургией и во время нее. Вечерние богослужения: 17.00.

Прот. Николай Волков — ст. священник; иер. Евгений Горянчик; иер. Кирилл Иванов; иер. Владимир Лущик; иер. Антоний Прилипко; диак. Андрей Морозов; диак. Алексий Сергеев.

Воскресенский собор

Воскресенский собор — главный храм монастыря, заложен 16 ноября 1849 г. в присутствии Царской Фамилии митрополитом Никанором (Климентьевским).

Постройка двухэтажного пятиглавого монастырского собора с 5 приделами — в честь Воскресения Христова; Успения Божией Матери; Архистратига Михаила; Свт. Николая Чудотворца; Всех Святых (архитектор Н. Е. Ефимов) — была завершена в 1861 г.

15 июля 1861 г. митрополит Исидор освятил главный престол, а 19 сентября 1862 г. епископом Леонтией был освящен последний престол — во имя Всех Святых.

В 1874-1875 гг. в подвальном помещении собора был устроен еще один придел, освященный в честь прп. Феодосия Печерского и свт. Григория Нисского (архитектор Г. И. Карпов). Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием.

До революции в соборе было несколько бесценных икон: Воскресения Христова с частицами Живоносного Гроба Господня, Казанская — родовая святыня Ушаковых, Нерукотворный Спас XVI в., которым Иван Грозный благословил своего сына Феодора.

13 июня 1932 г. президиум Леноблисполкома постановил закрыть собор.

Храм разграбили, срезали купола, взорвали колокольню.

После 2000 г. началось восстановление собора.

Храм Афонский

Тел. (812) 387-53-64

Пятикупольный «келейный» храм, заложен в июле 1850 в южном крыле монастыря, на втором этаже правого корпуса, а 19 августа 1854 г. в присутствии Великих княгинь Марии Николаевны и Александры Иосифовны и княгини Марии Максимилиановны Лейхтенбергской освящен митрополитом Никанором в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

Автором иконостаса был придворный архитектор А. И. Штакеншнейдер; иконы написаны сестрами обители.

В этой церкви находился чтимый список чудотворной Ватопедской иконы Божией Матери, присланный храму в 1852 г. старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон.

К сожалению, икона исчезла, хотя о ней есть сведения до 1980-х гг.

Храм был закрыт последним в монастыре — в 1938 г.

Храм отреставрирован и ведутся подготовительные работы для проведения богослужений.

Ссылка на основную публикацию