Вознесенский кафедральный собор в Ельце

Вознесенский кафедральный собор в Ельце

Вознесенский собор города Ельца, один из самых красивых в России храмов. На его строительство ушло 44 года. Участие в сборе средств принимали все жители города. Храм давно передан верующим, но в настоящее время не до конца восстановлен.

История постройки

Старинный город Елец — ровесник Москве, первое упоминание о нем в летописях относится к 1146 г. Город купеческий, процветающий и славящийся благочестием своих жителей, в нём было 38 храмов и два монастыря. Но среди всех храмов своей красотой особенно выделялся в г. Ельце Вознесенский собор.

  1. В XVIII веке на месте собора был приходской храм в честь святителя Николая Чудотворца. К концу века он уже не вмещал всех прихожан и в 1800 году у ктитора возникла мысль построить большой и красивый собор.
  2. Было разработано два проекта архитекторами Даниловым и Брычковым, но оба они были по разным причинам отвергнуты. И тогда обратились к Константину Тону, он и разработал проект Вознесенского собора
  3. В 1845 году приступили к строительству собора, а освятили его только в 1889 году. Но и в этот год осталась недостроенной колокольня, а также так и не построили два крыльца с северной и южной стороны.
  4. Храм был действующим до 1934 года. После закрытия все, что было металлического в храме (оклады, паникадила, подсвечники) переплавлено, такая же участь постигла и колокола. Великолепный иконостас уничтожен.
  5. После закрытия храма в нем было устроено зернохранилище, прямо в собор въезжали грузовики и трактора, но чудом уникальный мозаичный пол уцелел.

В 1947 году Вознесенский собор передан елецкой православной общине.

Интересные факты! Собор прекрасно расписан академиками А. И. Корзухиным и К. В. Лебедевым. Пол выложен флорентийской мозаикой, в орнаменте вплетена цифра 1888 — год, когда мозаика сделана. Двери храма весили больше 8 тонн.

Описание архитектуры

Собор построен в самом центре Ельца и впечатляет своими размерами: его высота 74 м, а длина 84 м, ширина соответственно 34 м.

В архитектурном плане храм представляет собой:

  • кубовидный четверик;
  • на нем пять глав луковичной формы;
  • они размещены на барабанах восьмигранниках;
  • к четверику примыкает трапезная и колокольня;
  • в главной части храма помещено 220 росписей в трапезной их 150.

Собор расположен на высоком берегу реки Сосны и виден далеко при въезде в город. Сам собор представляет собой яркий образец русско-византийского стиля, зачинателем которого был К. Тон.

Престольные праздники

Огромный храм, рассчитанный на несколько тысяч прихожан, состоит на нескольких частей: зимней, летней и нижней. В каждой части освящены престолы, главный, расположенный в летней части, в честь Вознесения Господня, остальные распределены так:

  • в летней стороне собора еще два придела: правый в честь Казанской иконы Божией Матери, левый в честь св. блгв. князя Александра Невского;
  • в зимней части правый придел в честь свт. Николая Чудотворца, а левый в честь свт. Димитрия Ростовского;
  • в нижней части центральный придел в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый в честь свт. Тихона Задонского, а левый в честь святителя Митрофана Воронежского.

Понятно, что такое количество престолов, это большое количество праздников:

  • Вознесение Господне — 40-й день после Св. Пасхи;
  • Казанская икона Божией Матери — 21 июля и 4 ноября;
  • св. блгв. кн. Александр Невский — 12 сентября;
  • свт. Николай Чудотворец — 22 мая и 19 декабря;
  • свт. Димитрий Ростовский — 8 ноября;
  • Елецкая икона Божией Матери — 11 января;
  • свт. Тихон Задонский — 26 августа;
  • свт. Митрофан Воронежский — 6 декабря.

Важно! Вознесенский собор является доминантой города и важнейшим церковным памятником XIX века. Его мощь и совершенство не оставляют равнодушным ни одного человека.

Святыни

Несмотря на то что храм Вознесения Господня в г. Ельце стал уникальным памятником, его возраст сравнительно небольшой. После своего возведения он действовал 45 лет, почти столько, сколько строился, затем был большой перерыв на 13 лет и вновь в соборе возобновились службы.

В 2019 году храму исполнится 130 лет. За это время Вознесенский собор не обрел собственных значимых святынь, но имеет иконы с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского и свт. Тихона Задонского, а также часть Животворящего древа Креста Господня.

И это также значительные святыни, приобретенные в те годы, когда храм был открыт.

Как добраться

На сегодняшний день Елец центр епархии, а Вознесенский собор кафедральный храм и настоятель в нем правящий епископ Елецкий и Лебедянский. Духовенство Вознесенского храма опекает православную гимназию г. Ельца имени свт. Тихона Задонского, при соборе также есть своя воскресная школа.

Другие православные храмы:

Адрес Вознесенского собора г. Елец, ул. Красная площадь, 1. Город находится в Липецкой области, позвонить в храм можно по телефону: +7 (47467) 2-64-61. Добраться до собора можно несколькими способами:

  • на автомобиле по трассе М4 «Дон», Елец расположен в нескольких километрах от нее;
  • из Москвы от Павелецкого вокзала, станций метро «Кантемировская», «Красногвардейская» ездят автобусы до Воронежа и Липецка, на них можно добраться до Ельца;

Есть вариант доехать на поезде с Павелецкого, а летом Курского вокзалов. А уже в самом Ельце добраться до собора на автобусе маршрутов № 1 и 2.

Вознесенский кафедральный собор в Ельце

Елец: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Ельца
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (11)
    • Автовокзалы (2)
    • Храмы, соборы, мечети (5)
    • Театры (1)
    • Музеи (3)
    • Фестивали, праздники, шоу (2)
  • Забронировать отель в Ельце
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Ельца

Автобус ост. «Красная площадь», № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10б, 12, 18, 216, 411, 415, 415а, 416.
Маршрутное такси ост. «Красная площадь», № 8, 15, 19, 20, 25.

Вознесенский кафедральный собор (Елец)

Вознесе́нский собо́р — главный православный храм города Ельца, кафедральный храм Елецкой епархии.

Содержание

На месте существующего собора ранее находился построенный в 1745 году соборный храм с приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Дмитрия Ростовского. Уже к концу XVIII века этот собор не мог вмещать всех желающих и явно не соответствовал потребностям растущего города. Мысль о постройке нового храма родилась у ельчан в 1800 году.

22 августа 1845 года была осуществлена закладка храма.

Время строительства — 44 года.

Колокольня, запроектированная на 10 аршин (7 метров) выше креста главного купола, осталась недостроенной. Не выполнены ажурные крыльца над северным и южным входами, не полностью была закончена роспись стен.

22 августа 1889 года — открытие и освящение.

Первый проект собора был разработан в 1824 г.

Главным строителем был назначен И. Г. Петров, его помощниками — И. И. Попов и И. И. Уклеин. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Иванович Вальпреди.

Архитектор Константин Андреевич Тон (1794—1881). По проектам К. А. Тона были построены Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата Московского кремля, здания вокзалов в Москве и Петербурге, знаменитый храм Христа Спасителя в Москве.

Вознесенский собор был закрыт в 1934 году. Иконы жгли прямо в храме, а золото с золоченых окладов и деталей иконостаса смывали в устроенной тут же гальванической мастерской — «каждая капля драгоценного металла должна быть учтена!» Затем в разграбленном соборе было устроено зернохранилище, и грузовики въезжали прямо в храм…

Вновь собор был открыт в 1947 году.

Здание подавляет колоссальностью своих размеров, высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца.

Архитектурно-пространственная композиция здания складывается из огромного кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковидную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах, трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть собора имеет три полукруглые апсиды. Храм четырёхстолпный, одноэтажный. Огромный подклетный этаж и фундаменты выполнены из известняковых блоков, стены здания и купола кирпичные. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, колонны-дудочки, килевидные кокошники, наличники в виде «ромашек». В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма.

На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. Летний с тремя пределами: главный — в честь Вознесения Господня, правый — в честь Казанской иконы Божией Матери, левый — в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя пределами: правый — в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый — в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами — центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый — в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый — в честь святителя Митрофана епископа Воронежского.

Внутренность Вознесенского собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А. С. Каминского — помощника Тона по проектированию интерьеров. В целом собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников — передвижников К. В. Лебедева и А. И. Корзухина.

Убранство трапезной насчитывает 150 художественных произведений. Несомненно, разные по своим художественным достоинствам, по манере исполнения, стенные росписи и иконы собора являются уникальным историческим и художественным достоянием Ельца.

Ценность — Вознесенский собор в Ельце является ярчайшим представителем официального русско-византийского стиля в архитектуре. По своему объемно-планировочному решению собор восходит к традициям, сложившимся на Руси к XVII веку. Такого рода обращения к истории существовали и прежде.

Значимость — Вознесенский собор ценен как образец высокой строительной культуры России середины XIX века и как важнейший элемент градостроительной структуры Ельца.

Собор, стоящий на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу с очень больших расстояний и особенно внушительно смотрится из-за реки, со стороны Засосенской части города.

  • Частицы мощей свтт. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского;
  • частица Животворящего Креста Господня.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: 399770, Липецкая область, г. Елец, Красная площадь, д. 1

Вознесенский собор в Ельце

С какой бы стороны не подъезжать к Ельцу, издалека заметен большой золотой купол в окружении 4 синих глав на высоком светло-зеленом Вознесенском соборе, изукрашенном белым кружевом наличников, кокошников и пилястр. Архитектор Константин Тон получил за этот проект «высочайшее благоволение» императора Николая I, который подобными поощрениями не разбрасывался. Здание стало первым образцом русско-византийского стиля в церковном зодчестве.

Храм начали возводить в 1845 г., но освятили только спустя 44 года, да и то не достроив колокольню. Зато интерьер был богато украшен, резной деревянный иконостас сиял золотом, на полу лежала флорентийская мозаика. Ее размолотили грузовики, въезжавшие внутрь после того, как в 1934 г. собор превратили в зернохранилище. А иконы просто сожгли. В 1947 г. храм вернули церкви, хотя в подвале по-прежнему хранили овощи. Чудом его не разрушили при Хрущеве, а с 1990 г. началась новая эра. Полностью отреставрировали фасад и интерьеры, исправили крышу, позолотили купол и иконостас. В 2003 г. Вознесенский собор вернул себе статус кафедрального.

Что посмотреть

Вознесенский храм огромен. Его высота — 74 м, ширина — 34 м, длина — 94 м. Основное здание — традиционный четверик с 5 луковидными куполами и тремя апсидами в алтарной части. Главы высятся на восьмиугольных барабанах со стрельчатыми окнами. Трапезная используется в качестве зимней церкви, недостроенная колокольня служит приделом, где установлены огромные кованые ворота весом 8 т. Кирпичные фасады украшены аркатурным поясом, наличниками-«ромашками», тонкими полуколоннами и килевидными кокошниками из белого резного камня.

Интерьер Вознесенского собора сам по себе уже представляет огромную художественную ценность. В нем находятся около 220 икон и стенных росписей, которые сделали художники-передвижники К. В. Лебедев и А. И. Корзухин, автор проекта иконостаса — А. С. Каминский.

Внутреннее пространство разделено на три зала. В летнем находятся три предела, освященных во имя Вознесения Господня, святого князя Александра Невского и Казанской иконы Божией Матери. В зимнем зале размещены приделы святителя Димитрия Ростовского и Николая Мир Ликийского. Центральный придел нижнего зала освящен в честь Елецкой иконы Божией матери, боковые — во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Главные святыни храма — частицы Животворящего Креста Господня, мощей святых Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. С 1995 г. при соборе работает православная гимназия, дети и взрослые посещают воскресную школу.

Практическая информация

Адрес: Елец, Красная пл., 1. Веб-сайт.

Как добраться: из Москвы на автомобиле по трассе М4, расстояние 390 км, время в пути 4,5 часа. Поездом с Павелецкого или Курского вокзалов, в дороге 8 часов. В Ельце от ж/д вокзала до ост. «Красная площадь» на автобусе № 1.

Вознесенский собор Елец

Содержание:

Строительство нового Вознесенского собора в Ельце представляет собой торжественную эпопею, просящуюся на страницы романа. В нем нашлось бы место живописанию множества красивых человеческих судеб, напрямую связанных с грандиозным елецким храмом.

История собора довольно коротка, но очень насыщенна — в советские годы ельчане мужественно отстаивали свое право молиться в любимом ими соборном храме. И отстояли: «без пения» он оставался лишь около десяти лет.

Строительство Вознесенского собора в Ельце

Полное название — Кафедральный собор Вознесения Господня.

Первое документальное упоминание о Вознесенском соборе в Ельце на Красной площади относится к 1691—1693 годам. В Писцовой книге 1678 года сведений о нем еще нет, то есть следует предположить, что первый, деревянный, Вознесенский храм был построен в 1680-х годах.

В 1746 году на месте деревянной церкви возвели каменный Вознесенский храм, в 1772 году получивший, за теснотой старого Воскресенского собора, соборный статус. Но уже в начале XIX столетия и Вознесенский собор перестал удовлетворять нуждам ельчан.

В 1800 году заговорили о необходимости строить новый собор, в 1824 году был представлен первый проект, «итальянский», вскоре заброшенный; в 1841 году — второй проект, также отклоненный.

В 1845 году состоялась закладка Вознесенского собора. Присутствовавшие при сем высокоторжественном событии вряд ли предполагали, что многим из них не доведется увидеть храм освященным. Одних ктиторов за время строительства сменилось трое.

Не все шло гладко. Уже до закладки собора его чуть-чуть «передвинули» относительно первоначального плана. В первый же год строительства от работ отстранили подрядчика.

Хроника «проявления» громадного Вознесенского собора в городском пространстве Ельца такова: в 1853 году была «вчерне совершенно окончена» трапезная; в 1855 году освятили оба ее придела; к 1861 году до карниза поднялись стены главного храма; в 1872 году уже имелись купола над ним; в 1877 году началась его отделка.

В 1874 году известный архитектор А. С. Каминский спроектировал великолепный иконостас, который и ныне производит неизгладимое впечатление.

21 августа 1889 года освятили Вознесенский собор. Это был день великой радости ельчан — храм тогда не смог вместить всех желающих; те, кому не посчастливилось попасть в него, заполонили Красную площадь.

А колокольня так и осталась недостроенной.

История Вознесенского собора в Ельце

Вознесенский собор стоит в Ельце менее ста тридцати лет. Но сколь же «обильным» на события выдался этот век с небольшим, сколько вместил в себя.

Новопостроенный Вознесенский собор превратился в центр жизни города. Богослужения здесь отличались особой торжественностью, местные епископы храм очень любили и гордились им, горожане с охотой шли в богато украшенный собор, в котором дух захватывало от его простора, высоты, святынь, торжественного главного иконостаса. Впрочем, в храме не только молились, здесь и «образовывались», и приобщались к культуре, и занимались социальным служением. Немалую известность имел соборный хор.

После 1917 года

Беды начались после 1917 года. В 1922 году развернулась кампания по «изъятию церковных ценностей», не обошедшая стороной елецкий собор. Впрочем, пока это были цветочки. Главное — храм продолжал действовать в городе, быстро лишавшемся своих церквей: их закрывали, а то и уничтожали одну за другой.

В 1929—1930 годах его временно закрывали, но прихожане в своих просьбах вернуть им собор были столь настойчивы, что добились своего. Увы, ненадолго. Вероятнее всего, в 1933 или 1934 году главный храм Вознесенского собора перестал функционировать и стал использоваться как зернохранилище, богослужения с тех пор совершались в теплой трапезной. Тогда же, в 1933 году, соборная звонница лишилась всех колоколов, отправленных на переплавку.

В 1938 году Вознесенский собор был окончательно закрыт. Вот тут-то и началось настоящее «изъятие»: прямо в храме в установленных здесь четырех ваннах с кислотой работницы смывали золото с иконостасов и киотов, свезенных сюда из елецких храмов.

Между тем уже с 1943 года верующие возобновили хлопоты о возвращении собора к нормальной богослужебной деятельности. Они рассылали в вышестоящие инстанции письма, живописующие отсутствие провозглашенной Конституцией «свободы веры» в Ельце, где остался единственный действующий храм — тесная Казанская церковь на городском кладбище. И вновь они добились своего — в 1947 году их просьба была удовлетворена. Правда, получили они собор в ужасном состоянии. Тем не менее, радости горожан не было предела, всем миром они принялись за приведение храма в порядок.

Архитектура Елецкого Вознесенского собора

Архитектура Елецкого Вознесенского собора — образец «русско-византийского» стиля, занявшего господствующие позиции в 1840-х годах и, в различных вариациях, не сдававшего их до революции 1917 года.

Перед нами грандиозный четырехстолпный куб (высота — 74 метра, длина — 84 метра, ширина — 34 метра) с трехчастной апсидой с востока и одноэтажной трапезной с запада. К трапезной пристроены два яруса так и не оконченной колокольни; вход осуществляется через «пассеистическое» крыльцо с сенью. На четырехскатной крыше — традиционное пятиглавие с огромным центральным куполом и четырьмя, чуть поменьше, боковыми.

В оформлении — громкое эхо древнерусского и византийского храмового зодчества. В основании восьмигранных барабанов и по верху основного кубического объема идут пояса килевидных кокошников; барабаны увенчаны луковичными главами. По углам — пучки трехчетвертных колонн.

Интерьер Вознесенского собора Ельца

Торжественный интерьер Вознесенского собора настраивает на ответственное и серьезное предстояние перед Богом. Поначалу интерьер собора может поразить, даже несколько подавить, но это быстро проходит. Постепенному «вхождению» в красоту елецкого соборного храма помогает и то, что человек, пришедший в этот храм, попадает в главное помещение через уютную трапезную с ее низкими сводами, радостным тоном росписей и привычными иконостасами приделов.

В Вознесенском соборе восемь приделов — соответственно его огромным размерам и статусу главного храма епархии. В трапезной — два придела: левый освящен во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского, правый — во имя святителя Николая Чудотворца. В главном храме — три придела: центральный — Вознесенский, левый — Александро-Невский, правый — Казанский.

В храме цокольного этажа — тоже три придела, они имеют «местные» посвящения: центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери; левый — во имя святителя Митрофана Воронежского; правый — во имя святителя Тихона Задонского.

В нижнем храме богослужения совершаются крайне редко; основная богослужебная и молитвенная жизнь сосредоточена наверху, причем будничная ее часть — в трапезной, где собраны почитаемые иконы, работает церковная лавка и где всегда многолюдно. Здесь и росписи как бы попроще; вообще, трапезная оставалась нерасписанной довольно долго; оформляли ее в пору возрождения Вознесенского собора — в 1956—1957 годах.

Главный храм, конечно, является домом молитвы, но и в некотором роде художественным музеем тоже. Эта роль определяется хотя бы тем, что его украшением на последнем этапе строительства собора руководил выдающийся архитектор Александр Каминский, лично спроектировавший иконостас с великолепной сенью перед царскими вратами, а росписи выполняли прекрасные художники Алексей Корзухин и Клавдий Лебедев. Всего здесь насчитывается более 220 стенных росписей.

Вознесенский собор Ельц богослужения контакты как добраться расположение на карте

Расписание Богослужений в Вознесенском соборе Ельца

Богослужения в Вознесенском соборе совершаются ежедневно. Начало Божественной литургии — в 7:30; начало вечернего богослужения — в 17:00.

Престольные праздники: Вознесение Господне (40-й день по Пасхе); празднование Казанской иконы Божией Матери — 21 июля и 4 ноября; память святого благоверного князя Александра Невского — 12 сентября и 6 декабря; память святителя Николая Чудотворца — 22 мая, 11 августа и 19 декабря; память святителя Димитрия Ростовского — 1 августа, 4 октября и 10 ноября; память святителя Тихона Задонского — 1 августа и 26 августа.

Все даты даны по новому стилю.

  • Адрес: 399770, Россия, Липецкая область, г. Елец, Красная площадь, д. 1
  • Телефон: +7 (47467) 2-64-61
  • Сайт: www.sobor-elec.cerkov.ru

Как добраться самостоятельно к храму

Для автомобилистов: Елец находится в трех километрах от федеральной дороги М4 «Дон» (частично — платной), одной из лучших в России. Расстояние от Москвы — 390 километров.

От Павелецкого вокзала Москвы, а также от станций метро «Красногвардейская» и «Кантемировская» в Елец ходят автобусы (на Липецк и Воронеж). Время в пути — четыре с половиной часа.

Есть в Ельце и железнодорожный вокзал. Поезда сюда отправляются с Павелецкого вокзала Москвы (летом — и с Курского). От железнодорожного вокзала и автостанции в центр города можно добраться на автобусах №№ 1 и 2.

Отзыв: Вознесенский собор (Россия, Елец) — Величественное наследие Константина Тона на берегу Быстрой Сосны.

Всем привет, дорогие Друзья!

Этот отзыв получился спонтанным, так как об этом месте у меня не было плана писать обзор по ряду субъективных причин, но обнаружив, что тема создана другими пользователями, а после поездки оказалось несколько личных фото, я подумала, а почему бы и нет, тем более место Необычное!

Я люблю знакомить своих Читателей с чем-то новым и, надеюсь, мой небольшой рассказ справится с этой задачей.

Погода на «Красную горку» оказалась превосходный и потрясающе-самобытный Елец на всех моих фотографиях играл по особенному привлекательно.

Вознесенский кафедральный собор этого города входит в 20-ку самых высоких соборов России.
Обратите внимание какой величины машины в сравнении с этим Величием.
Его высота вместе с крестом составляет 73 м, а длина 84.

Располагается Собор на главной площади города — Красной, где установлена стела «Город воинской славы» и где проходят общегородские праздничные парады.

Эта площадь — проезжая — здесь курсирует автомобильный и общественный транспорт.

Стела была установлена в 2007 году — в год присвоения городу почетного звания, которого так сильно ждали ельчане.

Здесь же, на площади, можно познакомиться с памятником защитников Ельца из трех разных эпох и помолиться у действующей часовенки со скульптурой Родиной-Мать, но об этом месте я расскажу чуть подробнее в общем елецком отзыве.

Собор расположен в центральной части города, сохранившей свою самобытность, а его Золотые купола видны с разных концов спальных районов.

На его месте в конце 18 века существовал Храм, который по мере роста населения с трудом стал вмещать прихожан и тогда, в 1800 году, руководство города задумалось о строительстве нового Храма, уже бОльшего размера.

Процедура согласования проекта со Святейшем Синодом, поиск архитектора и сбор пожертвований продолжались целых 25 лет, пока, наконец, в 1825 году по проекту знаменитого русского архитектора Константина Тона
(автор Храма Христа Спасителя, Оружейной палаты, пристань в Питере со сфинксами) не началось масштабное строительство.

Собор расположен недалеко от берега реки Быстрая Сосна у длинного спуска к частным владениям.

К сожалению, у этого спуска есть своя печальная страница — в период оккупации города, немцы развлекались катанием на застывших трупах горожан.

Собор (что неудивительно по его создателю) спроектирован в классическом примере русско-византийского стиля, в котором перекликаются древнерусское искусство и византийские мотивы.

Купола и стены здания построены из кирпича, а фундамент из известняка.

Я сразу же обратила внимание на отражение домов, деревьев, дороги в главном куполе Собора — подобное купольное «зеркало» я встречала впервые.

У Собора в 19 веке была временная Колокольня с 16-ю колоколами, в т. ч. Набатным.

Мемориальная табличка у входа гласит:

В этом Храме с 1929 по 1935 год служил Архиепископ Елецкий Сергий (Зверев), который погиб в карагандинском лагере в 1937 году.
В 2000 году на Архиерейском Соборе РПЦ МП был причислен к лику Новомученников и Исповедников Российских.

Ворота оказались высоченными и тяжелыми.

Войдя в Собор мы опешили.
Все увиденное потрясло меня до такой степени, что я не могла говорить, а моя камера, словно живя своей жизнью, сделала несколько памятных кадров.

Строительство и оформление этой неописуемой красоты заняло долгих 44 года.
Храм освятили в 1889 году и по этому случаю были уготованы большие Торжества.

Людей приехало столько, что не хватала места на Красной площади.

В Соборе три больших зала — летний и зимний с нижним, и в каждом есть свои пределы в честь различных Святых и Чудотворцев.

Я впервые видела, чтобы каждые несколько сантиметров стен были увешаны иконами различных размеров, к некоторым из которых были указаны таблички с названием.

К тому же, некоторые иконы подсвечивались, например, как эта — Казанской Божьей Матери.
В ее оформлении были использованы ткани, бисер, кружева, бахрома, вышивка.

В первом зале и по правую и по левую стороны были свои Иконостасы.

Но тогда я еще не знала как потрясет меня главный Соборный зал с трехярусным иконостасом, выполненном по проекту московского архитектора, проектировщика интерьеров Александра Каминского, известного как оформителя Третьяковского проезда в Москве.

Он приезжал сюда лично, контролируя работу над внутреннем оформлением.

Дерево, фрески, роспись — всё это в сочетании с невероятной энергетикой сражало наповал — отсюда не хотелось уходить.

Обратите внимание как малы фигуры людей по сравнению с этим небольшим участком зала.

Кстати, большинство росписей сохранилось с 19 века, естественно, пройдя реставрацию.

В период с 1934 до 1947 года Собор был закрыт и буквально выпотрошен.
Оклады замачивали в кислоте, добывая тем самым драгоценные металлы, а остатки отправляли в местную тюрьму для топки, но с одной иконой произошло чудо — Иконой Тихвинской Божьей Матери.

Её, в тюрьме, сохранил один набожный арестант, перевернув ликом вниз, используя обратную часть как столешницу.

Когда Собор открыли, эта икона вернулась в свой Дом.

На территории Собора есть немногочисленные захоронения, в том числе оформленная как Часовня братская могила ельчан, погибших в боях с Тамерланом.

Расположена она с Северной стороны Собора и была построена в 1801 году.

Останки датируются 1395 годом, когда и произошли бои.

Этот Собор, полное название которого звучит как Соборный храм Вознесения Господня является памятником федерального, т. е. общероссийского, значения, который не поддается ни сравнительной оценке, да и оценке в принципе.

Всем гостям Ельца рекомендую обязательно посетить это место, чтобы прочувствовать его Мощь, Силу, Величие, Красоту, а также, еще ближе познать таланты Великого русского зодчего Константина Андреевича Тона и архитектора, яркого мастера эклектики Александра Каминского.

Вознесенский собор

Нашли неточную информацию об организации?

Соборный храм Вознесения Господня

  • Строился с 1845 по 1889 гг.
  • Расположен на Красной площади.
  • Русско-византийский стиль.

Проект знаменитого русского зодчего Константина Андреевича Тона, утвержден 25 ноября 1843 г., император Николай Павлович повелел: «объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение».

Колокольня не достроена, возведены лишь два яруса из пяти.

15 мая 1845 г. – началась постройка Елецкого соборного храма под наблюдением известного воронежского архитектора Ивана Иосифовича Вальпреди.

1889 г. – в храме была повешена огромная бронзовая с позолотой люстра с 96 свечами.

Временная колокольня (16 колоколов) простояла до 1933 г., самый большой – 706 пудов, второй – 500 пудов.

Август 1889 г. – храм освящен.

1890 г. – при храме основана церковно-приходская школа как школа грамоты.

1895 г. – бесплатная столовая.

В годы Первой мировой войны в здании соборной школы открыт Елецким духовенством приют для призрения беженцев.

Существовал соборный хор, известный далеко за пределами Ельца.

1922 г. – из храма изъяты церковные ценности.

1929 г. – храм закрыт.

1929 г. – изъят 11-тонный колокол.

1930 г. – храм вновь открыт.

1933 г. – сняты все колокола под лозунгом «Перельем колокола на трактора».

1937 г. – храм вновь закрыт, использовался под ссыпку хлеба.

В соборе были установлены ванны с кислотой, смывалось сусальное золото с иконостасов елецких храмов, организована добыча цветных металлов.

В годы Великой Отечественной войны на крыше собора был установлен счетверенный пулемет – вместе с установленными вокруг зенитными орудиями обеспечивал противовоздушную оборону города.

1947 г. – храм возвращен верующим.

1948 г. – Вознесенский собор поставлен под охрану как памятник культуры.

1956 – 1957 гг. – капитальные ремонтные работы.

1957 г. – по проекту архитектора Лоренса была поставлена ограда вокруг собора.

1962 г. – сильное повреждение кровли трапезной ветром.

1995 г. – обновлена часовня на могиле ельчан, погибших во время нашествия Тамерлана.

Указом президента РФ от 24.02.1995 г. № 176 присвоен статус памятника федерального значения всему ансамблю Вознесенского собора.

Вознесенский собор (Елец)

Кафедральный собор
Соборный храм Вознесения Господня
52°37′28″ с. ш. 38°30′20″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Местоположение Елец
Конфессия Православие
Епархия Елецкая и Лебедянская
Архитектурный стиль Русско-византийский
Автор проекта Константин Тон
Архитектор Тон, Константин Андреевич
Строительство 1845—1889 годы
Основные даты
Закрыт — 1934
Возвращен — 1947
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 511420035410006 (ЕГРОКН ). Объект № 4810015000 (БД Викигида)
Состояние действующий храм
Медиафайлы на Викискладе

Вознесе́нский собо́р — главный православный храм города Ельца, кафедральный храм Елецкой епархии.

Содержание

На месте существующего собора ранее находился построенный в 1745 году соборный храм с приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Дмитрия Ростовского. Уже к концу XVIII века этот собор не мог вмещать всех желающих и явно не соответствовал потребностям растущего города. Мысль о постройке нового храма родилась у ельчан в 1800 году: ктитор Федор Сафрониевич Попов по настоянию прихожан поднял вопрос о необходимости строительства «обширного по размерам и красивого по архитектуре нового Соборного храма». Начался сбор пожертвований. Был составлен первый «архитекторский план и фасад на построение нового Собора» (1815). Первый проект собора был разработан в 1824 году. При Иване Герасимовиче Петрове — купце, избранном в 1841 году ктитором, проект храма в «византийском и частию итальянском стиле» выполнил харьковский губернский архитектор Фёдор Иванович Данилов (1810—1885), однако работу Данилова не одобрил Святейший Синод. Следующий проект, архитектора Орловской казенной палаты Брычкова, отклонили уже «прихожане и граждане». В мае 1842 года И. Г. Петров отправился в Москву и обратился к Константину Андреевичу Тону с просьбой «составить на Собор проект и смету». Вскоре последовало согласование проекта и сметы со Святейшим Синодом, Строительным комитетом, Губернской строительной комиссией и Елецкой городской думой. 22 августа 1845 года состоялась закладка храма. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Осипович Вальпреди. Строительство заняло 44 года. В конце строительства к контролю подключился Александр Степанович Каминский; он также спроектировал иконостас собора.

Колокольня, запроектированная на 10 аршин (7 метров) выше креста главного купола, осталась недостроенной. Не выполнены ажурные крыльца над северным и южным входами, не полностью была закончена роспись стен, которую осуществляли А. И. Корзухин и К. В. Лебедев.

22 августа 1889 года освящение собора совершил епископ Орловский и Севский Мисаил.

Вознесенский собор был закрыт в 1934 году. Иконы жгли прямо в храме, а золото с золоченых окладов и деталей иконостаса смывали в устроенной тут же гальванической мастерской — «каждая капля драгоценного металла должна быть учтена!» Затем в разграбленном соборе было устроено зернохранилище, и грузовики въезжали прямо в храм. Вновь собор был открыт в 1947 году. В 1954—1958 годах его настоятелем был иеромонах Сергий (Петров), в 1958—1981 — архимандрит Исаакий (Виноградов).

Вознесенский кафедральный собор в Ельце

Описание Вознесенского собора в г. Елец

Вознесенский собор — главный православный храм города Ельца.

На месте существующего собора ранее находился построенный в 1745 году соборный храм с приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Дмитрия Ростовского. Уже к концу XVIII века этот собор не мог вмещать всех желающих и явно не соответствовал потребностям растущего города. Мысль о постройке нового храма родилась у ельчан в 1800 году.

  • 22 августа 1845 года закладка храма.
  • Время строительства 44 года.
  • Колокольня, запроектированная на 10 аршин (7 метров) выше креста главного купола, осталась недостроенной. Не выполнены ажурные крыльца над северным и южным входами, не полностью была закончена роспись стен.
  • 22 августа 1889 года открытие и освящение.
  • Первый проект собора был разработан в 1824 г.
  • Главным строителем был назначен И. Г. Петров, его помощниками — И. И. Попов и И. И. Уклеин. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Иванович Вальпреди.
  • Архитектор Константин Андреевич Тон(1794-1881). По проектам К. А. Тона были построены Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата Московского кремля, здания вокзалов в Москве и Петербурге, знаменитый храм Христа Спасителя в Москве.
  • Вознесенский собор был закрыт в 1934 году. Иконы жгли прямо в храме, а золото с золоченых окладов и деталей иконостаса смывали в устроенной тут же гальванической мастерской — «каждая капля драгоценного металла должна быть учтена!» Затем в разграбленном соборе было устроено зернохранилище, и грузовики въезжали прямо в храм. Вновь собор был открыт в 1947 году.
  • Здание подавляет колоссальностью своих размеров, высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. По утверждению специалистов, это второй по величине после Исаакиевского собора в России. Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца.
  • Архитектурно-пространственная композиция здания складывается из огромного кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковидную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах, трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть собора имеет три полукруглые апсиды. Храм четырёхстолпный, одноэтажный. Огромный подклетный этаж и фундаменты выполнены из известняковых блоков, стены здания и купола кирпичные. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, колонны-дудочки, килевидные кокошники, наличники в виде «ромашек». В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма.
  • На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. Летний с тремя пределами: главный — в честь Вознесения Господня, правый — в честь Казанской иконы Божией Матери, левый — в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя пределами: правый — в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый — в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами — центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый — в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый — в честь святителя Митрофана епископа Воронежского.
  • Внутренность Вознесенского собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А. С. Каминского — помощника Тона по проектированию интерьеров. В целом собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников — передвижников К.В. Лебедева и А.И. Корзухина.
  • Убранство трапезной насчитывает 150 художественных произведений. Несомненно, разные по своим художественным достоинствам, по манере исполнения, стенные росписи и иконы собора являются уникальным историческим и художественным достоянием Ельца.
  • Ценность — Вознесенский собор в Ельце является ярчайшим представителем официального русско-византийского стиля в архитектуре. По своему объемно-планировочному решению собор восходит к традициям, сложившимся на Руси к XVII веку. Такого рода обращения к истории существовали и прежде.
    Значимость — Вознесенский собор ценен как образец высокой строительной культуры России середины XIX века и как важнейший элемент градостроительной структуры Ельца.
  • Собор, стоящий на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу с очень больших расстояний и особенно внушительно смотрится из-за реки, со стороны Засосенской части города.

Паломнические поездки к Вознесенскому собору в г. Елец

Вознесенский собор в Ельце, заказать требу

Заказать молитву в Вознесенском соборе в Ельце

Главный православный храм города Ельца – Вознесенский собор. Возводился он вместо еще существовавшего соборного храма, но не отвечающего реалиям растущего города. С того момента, как созрела идея построить новое здание и до ее воплощения прошло немало времени.

Первый проект храма, представленный архитектором Даниловым, не получил одобрения Синода. Второй вариант, выполненный архитектором Брычковым, не понравился самим горожанам. И лишь проект К. А. Тона, знаменитого архитектора русского храмового зодчества, нашел одобрение и Синода, и местных жителей, заслужил похвалу Николая I.

С началом стройки начался и новый этап развития города. Для обеспечения стройки водой построили насосную станцию, двигающуюся при помощи конного привода. Для строительства требовалось огромное количество кирпича, около 10 миллионов штук, поэтому построили свой кирпичный завод.

В строительство внесли свой вклад и местные жители, идя на работу, каждый старался принести хотя бы один кирпич. Долгие 44 года создавался храм, отстраивая постепенно приделы, воздвигая главную честь храма, но так полностью и не был завершен.

Флорентийская мозаика украсила пол, а специально изготовленные из бронзы паникадила украсили храм. Для отделки применяли архитектурные детали, выполненные из белого веневского камня. Внутренне убранство поражает великолепием: здесь и настенные росписи, и иконописные работы, и живопись.

В тревожные времена 1917 года собор разграбили, колокола сняли и переплавили. В 1934 собор закрыли, осквернили святыни: стали уничтожать иконы, с золотых окладов смывали золото, деревянные части рубили и жгли.

В конце сороковых собор вновь открыли, но и по сей день не восстановлен он в полной мере, хотя работа проведена большая.

Приход не прекращает деятельности в столь непростых условиях, при храме действует воскресная школа для взрослых и детей, а также православная гимназия.

Храм нуждается в помощи, и помочь реставрации его – благое дело. Можно прийти, заказать молебен, помолиться, это и будет ваш вклад в восстановление этого великого храма.

Дополнительная информация о соборе

Известнейший храм Ельца – это Вознесенский собор. Его главная особенность состоит в том, что по размерам он занимает третье место в России, перед ним только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве.

С помощью соборных патронов и благодаря щедрости и великодушию прихожан, Вознесенский собор в начале XX века поражал величием и убранством всех, кто его видел не только снаружи, но и внутри, где восхитительная роспись стен и иконостасов известных мастеров располагались вблизи множественных старинных и уважаемых жителями Ельца церковных реликвий.

Внутри храма находится трехъярусный иконостас архитектора А. В. Каминского, который восхищает величием и убранством, а множество бронзовых люстр с позолотой, что освещают собор, заставляют затаить дыхание от восторга и блаженства.

В Вознесенском соборе хранится одна из величайших и старейших икон святынь города Ельца – Икона Казанской Божьей матери, которая была написана еще до нашествия Тамерлана. Больше всех икон православные верующие любят и почитают ее.

Елецкая икона Божией Матери была написана для придела, сооруженного в честь явления Божией Матери к храму за неимением достаточного количества средств для строительства храма Пресвятой Богородицы. Изображена Божия Матерь с возведенными руками, ладони ее обращены к прихожанам, а сама она стоит на облаке, будто бы перекрывая путь захватчикам. Хоть икона и известна своими чудесами, но ни записей о чудесах, ни самой Елецкой иконы Божией Матери, к сожалению, не осталось. С 1999 в Вознесенском соборе Ельца находится литографическое изображение Елецкой иконы Божией Матери на доске, ее похитили вместе с еще десятью иконами. И лишь по фотографии, которая была в храме, написали новую икону Божией Матери, которая и находится сейчас в Вознесенском соборе.

В соборе расположена еще одна святыня с очень интересной историей – Тихвинская икона Божией Матери, один из первых списков всемирно известного явленного образа. Когда монастырь был закрыт властями, икона попала в тюрьму и было приказано порубить ее для дров на отопление. Один из охранников, который должен был это выполнить, оказался человеком верующим и вместо уничтожения святыни смастерил из нее стол. И только в 1947 году икону-стол переместили в Вознесенский собор в Ельце, который снова был открыт. До сегодня эта икона расположена в приделе святителя Николая.

Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!

Ссылка на основную публикацию