Всенощное бдение в православной церкви

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Что такое всенощное бдение в церкви

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Есть большое количество религиозных обрядов и ритуалов. Большинство не особо осведомленных людей могут даже не знать о них. Но каждый из нас хотя бы раз слышал такой термин как всенощная. Что это — всенощное бдение, можно спросить у священнослужителя или прочитать в нашей статье.

Что это значит

Среди простых людей чаще всего встречается такое название данного обряда как всенощная. Данный вид богослужения может проводится накануне вечером особо чтимых церковных праздников. Этот ритуал несет в себе объединение вечернего и утреннего богослужения, которые проводятся при большем освещении храма, нежели в другие дни.

Сколько длится по времени всенощное бдение? Изначально, свое название такая процессия получила из-за того, что начиналась поздно вечером и длилась всю ночь до рассвета. Но позже внимание было обращено на немощи верующих и длительность сократили, но название так и осталось.

Наиболее чаще божественная литургия всенощного бдения проводится накануне:

  • дней храмовых праздников,
  • воскресных дней,
  • праздников, которые отмечены особенным знаком в Типиконе,
  • двунадесятых праздников,
  • любого праздника по пожеланию настоятеля храма или относительно местных традиций.

Особенности проведения данного ритуала:

  1. После проведения вечерни может проводится освящение вина, растительного масла, хлеба и пшеницы.
  2. Полное соблюдение всенощного бдения подразумевает чтение отрывков из Евангелии во время утрени, а также пение великого славословия, в котором человек благодарит Господа за прожитый день и просит помощи в ограждении от грехов.
  3. После богослужения происходит помазывание елеем верующих.

Как проходит богослужение

Согласно разъяснения церковного богослужения всенощное бдение – это такое богослужение, которое может помочь освободить душу человека от дурных и негативных мыслей, а также подготовится к принятию благодати. Данный обряд – это символ истории Старого и Нового Завета. Есть определенная структура проведения богослужения:

  • Начало такого богослужения называют Великой Вечерней. В ней стараются показать основные ветхозаветные истории. Далее происходит отворение Царских врат , что означает творением Святой Троицы мира.
  • Далее чтение псалма, в котором прославляют Творца. Священнослужитель должен кадить верующих и храм.
  • После этого закрываются Царские врата, что значит совершение первородного греха и молитва уже читается перед ними. Проводится чтение стихов, которые напоминают людям о их бедственности после грехопадения.
  • Далее читается стихира Божьей Матери во время которого священник проходит из северных дверей алтаря в Царские врата. Данная процедура означает появление Спасителя.
  • Переход вечерней к утренней означает наступление Нового Завета. Особое внимание уделяют полиелею. Так называют торжественную часть богослужения, во время которой благодарят Господа за послание Спасителя.
  • Также происходит торжественное чтение Евангелие, посвященное празднику, и исполняют канон.

В основном, всенощное бдение в субботу проводится перед воскресным богослужением. Присутствие на всенощном бдение является обязательным богослужением перед причастием. Присутствовать на нем очень рекомендуют, но бывают такие случаи, когда это не является возможным. Есть причины довольно таки веские, но если это просто отговорки, то человек прежде всего грешит перед самым собой.

Принимать участие в таких богослужениях – это решение каждого. Необходимо помнить о том, что всенощное бдение – это необязательный обряд, но сказать себе просто о том, что я не пойду – это неправильно. Все зависит от мотивации человека.

Помните, что главное – это Ваша духовная вера и соблюдение основных церковных законов.

Всенощное бдение

Многие из нас часто бывают на всенощном бдении, которое служится в большинстве церквей каждую субботу вечером. Сегодня мне хочется немного […]

Многие из нас часто бывают на всенощном бдении, которое служится в большинстве церквей каждую субботу вечером. Сегодня мне хочется немного рассказать о том, что же происходит во время этой службы и что символизирует каждая ее часть.

Начинается всенощное бдение обычно в 5-6 часов вечера великой вечерней. Вечерня отображает историю Церкви Божией в ветхозаветное время и показывает, что Ветхий Завет имеет свое логическое завершение в Новом Завете.

Перед началом вечерни отверзаются царские врата, и священнослужители совершают каждение алтаря, которое знаменует Божественную благодать, наполнявшую рай, и блаженное пребывание в нем прародителей.

Совершается каждение всего храма в знамение Духа Святого, Который, как повествует Библия, «носился над водою» при создании мира. Каждением воздается честь иконам и всем святыням, призывается освящающая благодать Божия на предстоящих людей.

Нарушение прародителями нравственного закона глубоко исказило сущность человеческого естества и привело к утрате ими благодатного общения, связи с Богом – источником и основанием правды, добра, любви и нравственной чистоты. Последствием грехопадения – отпадения от Бога – явилось нравственное растление потомков Адама и Евы. Святая Библия на своих страницах повествует об этом как о горьком опыте человека, потерявшего Бога и устремившегося за обманчивой сладостью греха.

Как райские двери, закрываются царские врата. Изгнанные из рая прародители, лишившись общения с Богом, подверглись болезням, нуждам и страданиям, духовным и физическим. Раскаяние и молитва о помощи ко всеблагому Богу сопровождали трудности и скорби их земной жизни. И подобно осознавшим свой грех прародителям – Адаму и Еве – Церковь молит Бога о прощении: произносится великая ектения.

Великая ектения – это обязательно моление всей Церкви, испрашивание Божественной помощи грешному человеку в различных нуждах его земной жизни. «Ектения» по-гречески – усердие, протяженное моление.

Священник в алтаре читает семь тайных молитв, по числу дней творения. В них содержатся прошения к милостивому и долготерпеливому Богу о нашем духовном просвещении, о даровании нам любви к Нему, страха Божия и благоговения – страха оскорбить Его любовь к нам, о даровании нам радости петь от чистого сердца хвалу Богу ныне и в Вечной Жизни. Молитвы эти в Уставе церковном называются светильничными, поскольку с самых древних времен вечерня совершалась при возжженных светильниках, и сама вечерня часто именовалась светильничной службой.

Вечерний вход символизирует сошествие на землю Сына Божия для спасения людей. Свещеносцы идут со свечами, которые знаменуют свет учения Христова. Диакон – образ Предтечи Господня Иоанна. Священник идет «прост», как указывает книга Служебник, то есть с опущенными руками, как бы уничиженный, как Сын Божий при воплощении.

Священник возглашает «Мир всем», а диакон призывает молящихся преклонить главы во образ смирения и сокрушения духа. Священник в молитве над преклонившими главы смиренно умоляет Бога, сшедшего с Небес для спасения человечества, помиловать преклонивших Ему свои главы, ибо только от Него они ждут милости и спасения, и просит сохранить нас на всякое время от диавола.

Лития – усердное моление, вне храма или в его притворе. Стоя у входа в храм, священнослужители знаменуют наше смирение пред Богом. Как бы изображая Адама, изгнанного из рая, или блудного сына, ушедшего от отца на чужбину, выходят они из алтаря и встают для молитвы в притворе, во образ мытарева смирения, согласно притче евангельской.

Песнопение «Ныне отпущаеши» благовествует об исполнении Божия обетования о ниспослании в мир Спасителя. Эта молитва воспета Симеоном Богоприимцем – последним ветхозаветным праведником, который в конце своей жизни сподобился увидеть Спасителя Израиля – Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир.

Утреня – вторая часть всенощного бдения. В ней изображаются события новозаветные.

После песнопения «Слава в вышних Богу» начинается чтение шестопсалмия (Пс. 3, 37, 62, 87, 102, 142). Псалмы изображают и радостное состояние души человека, с которым милость Господня, и скорбь души, находящейся под тяжестью грехов, осознающей нужду искупления. Слушать чтение шестопсалмия надо благоговейно, молясь о прощении своих грехов.

По прочтении чтецом трех псалмов священник исходит из алтаря, изображая собой небесного ходатая за нас пред Богом – Господа Иисуса Христа. Стоя перед закрытыми царскими вратами, он безмолвно читает 12 утренних молитв, освящающих часы всенощного бдения.

«Поклонение перед Евангелием и иконой праздника, благоговейное целование их – это наше поклонение Самому Христу»

Открываются царские врата. Священнослужители совершают каждение всего храма, изображая жен-мироносиц и апостолов, которые рано утром пришли ко Гробу Спасителя и, узнав от ангелов о Воскресении Христовом, возвестили эту радость всем верующим. Евангелие, символизирующее воскресшего Господа, износится из алтаря на солею, и возглашается утренний прокимен. Евангелие на утрене читает сам священник, изображая Господа, Который питал Своих учеников Божественным словом. Поклонение перед Евангелием и иконой праздника, благоговейное целование их – это наше поклонение Самому Христу.

Далее следует чин елеепомазания. Священники помазываются сами, после чего под помазание подходят все остальные присутствующие за богослужением, начиная с диаконов. По традиции, начертывая елеем на челе молящегося крест, священник повторяет припев канона праздника: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас». Растительное масло (преимущественно оливковое — елей в собственном смысле) издревле употреблялось в Средиземноморье как лекарство (о чем упоминает и Сам Спаситель — Лк. 10, 34), со временем оно стало символом исцеления и укрепления человека. Поэтому к помазанию верующие подходят в чаянии получения от Бога милости молитвами того святого, в праздник которого они все собрались в храме.

Далее следует чтение канонов. «Каноном» первоначально называлась церковная служба, последование или правило с указанием порядка числа молитв и псалмов, которые положено пропеть или прочитать в течение суток. Канон – это священное поэтическое произведение, объединяющее девять песней, в котором прославляются жизнь и подвиги святого или лика святых, славословится праздничное событие.

Заканчивается пение канона песнопением, которое называется катавасией, от греческого «катавэно» – «схожу вниз»: для пения катавасий хор сходил с солеи вниз, на середину храма, где и пелось это песнопение.

Священник благословляет паству, благодарит за совместную молитву и желает ей Ангела-хранителя. На этом всенощная служба оканчивается.

Храм Божий ждет каждого из нас! Поэтому нам нужно находить время в мирском цейтноте и посещать всенощное бдение и Божественную литургию!

Всенощное бдение — разъяснение церковного богослужения

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

В православии есть большое количество различных таинств и обрядов. Не все верующие знают их полностью или хотя бы слышали их названия. Но есть те, о которых стоит знать и даже принимать участие. В разговоре людей более приближенных к церкви можно услышать о том, что такое всенощное бдение в церкви. Но если Вы не особо владеете информацией и терминами, то все эти слова будут казаться Вам китайской грамотой. Так что давайте разберемся, что же это такое.

Что такое Всенощное бдение

В народе данным обозначением называют богослужения, которые проводятся вечером перед большими церковными праздниками. Чаще всего начало проведения подобной службы происходит между 4-6 часами вечера. Есть сведения в некоторых церковных изданиях о том, что проведение их было связано с благодарностью Господа за избавление от напастей и защиту в военное время.

Разъяснение церковного богослужения Всенощного бдения могут более подробно сделать церковнослужители. Но мы также постараемся дать Вам всю необходимую информацию.

Есть некоторые особенности этого мероприятия, которые несколько отличают его от прочих:

  • По окончанию вечерней производится освящение вина, хлеба, пшеницы и растительного масла. Все это объясняют тем, что именно данные продукты раньше были в рационе служителей святых обителей.
  • Полный вариант включает в себя чтение отрывков из Евангелия во время утренней, а также пения славословия. Таким образом верующий высказывает свою благодарность Господу за еще один отведенный день и то, что он уберег его совершения непристойных поступков.
  • После богослужения происходит помазывание верующих елеем.

Когда происходит служение

Есть наиболее важные даты, накануне которых происходит бдение. К ним относят:

  • храмовые праздники;
  • особенно отмеченные дни в Типиконе;
  • воскресные дни;
  • двунадесятые праздники;
  • дни по личному желанию настоятеля храма или относительно местных традиций.

Отличие всенощной от вечерней службы

Многие задают себе вопрос о том, чем отличается всенощное бдение от вечернего богослужения. Особо большой разницы нет, но есть некоторые отличия.

В свою очередь данная процессия состоит из нескольких частей:

  • вечерня с утреней;
  • первым часом.

Проводят данные моления более торжественно, чем в другие дни. Ранее их называли всенощными, так как они начинались поздно вечером и продолжались на протяжении всей ночи аж до рассвета. Вечерняя проводится не простая, а более обширная. Пения могут сопровождаться хором, что добавит еще больше красок.

В большинстве случае такое мероприятие имеет место быть с субботы на воскресенье. Присутствие на нем обязательно для тех, кто желает пройти обряд Причащения. Остальным желательно, но не всегда есть такая возможность. Если весомость Ваших проблем достаточно велика, то это одно дело, а если это просто отговорки, то Вы берете на себя грех.

Чинопоследование богослужения

Как уже было сказано, временная продолжительность ее несколько изменилась. Сколько длится всенощное бдение в церкви? Так как посещают церковь в основном люди достаточно преклонного возраста, то было принято решение о том, чтобы проявить к ним снисхождение и длительность ее была сокращена. Теперь она не начинается поздно и не тянется всю ночь напролет. В современном мире это занимает около 2-3 часов.

Так как данная служба проводится перед большими и почитаемыми церковными праздниками, то стоит знать о том, что задача заключается в очищении мозга от негатива и настраивание на восприятие положительного спектра эмоций. Многие священники говорят о том, что ее проведение несет в себе историю Старого и Нового Заветов. Существует также определенное чинопоследование всенощного бдения. Главные направлены на:

  • открытие Царских Врат и знаменование о творении мира; начало подобного действия еще по другому называют Великой вечерней;
  • далее священник кадит храм и присутствующих под пение псалма, прославляющего премудрость Господа;
    закрытие врат говорит о том, что был совершен первородный грех и уже молитвы направлены на них. Все последующие тексты говорят о том, насколько ухудшилось положение людей после такого опрометчивого поступка;
  • чтение стихиры Богородице сопровождается прохождением священника через северные двери алтаря и прохождением в Царские ворота — это символизирует появление миссии;
  • наступление утреней ознаменует начало Нового Завета; основная его часть заключается в высказывании благодарности Господу за дарование Спасителя;
  • после начинают озвучивание текстов из Евангелии, которое относится к торжеству, и канона.

Помните, что брать участие в церковных обрядах или нет – это сугубо решение каждого отдельно. Но стоит помнить о том, что просто отказать от этого не красиво. Если Вы верите, то соблюдайте церковные правила и каноны.

О Всенощном бдении. Часть 1

Единственный смысл православного храма быть местом молитвы православных христиан. И даже более того, определенной, особой молитвы – благодарственной. Конечно, в храме и просят, и каются, и прославляют Бога. Но главное именно благодарность, благодарение.

Благодарение по-гречески «евхаристия». Так мы называем самое главное, что есть в жизни крещеного христианина — Таинство Причащения, происходящее на Литургии. Сейчас нетрудно найти любую информацию о литургии — главном богослужении, совершаемом в храме. Христианин готовится к нему целый день, который по древней библейской традиции начинается не с полуночи, а с вечера предыдущего дня.

Вот именно поэтому те, кто желают в воскресенье причаститься и прославить Воскресшего Христа на литургии, уже вечером в субботу приходят в храм на особое богослужение — Всенощное бдение.

“Востаните!”

Обычное воскресное Всенощное бдение совершается накануне воскресных дней в субботу вечером.

Также Всенощное бдение совершается накануне двунадесятых праздников, праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (e.g. память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и Святителя Николая Чудотворца…), дней храмовых праздников и в некоторых других случаях согласно местной традиции.

Минут за 15 начинается равномерный удар в один колокол, а потом слышен праздничный звон колоколов. Так всех христиан созывают на богослужение с окрестных домов. И то, что сегодня прихожане зачастую живут на расстоянии многих километров от храма, конечно, неважно. Пришедшие пораньше радуются звукам колоколов, входят в храм.

Итак, Вы вошли в храм. Встали. Перед Вами иконостас – стена, украшенная иконами. В ней по центру есть двустворчатые двери, тоже украшенные иконами. Это Царские или Великие врата. В начале Всенощного бдения они открываются. Становится виден алтарь. Слышится позвякивание кадильницы – это священник кадит (окуривает благовонным дымом ладана) – алтарь, ничего не говоря. Перед ним идет диакон со свечей.

Это действие при всей своей простоте является одним из самых глубоких и многозначительных моментов православного вечернего богослужения и напоминает нам о тайне сотворения мира, скрытой от человеческих глаз и понимания.

После молчаливого каждения выходит из Царских врат диакон и, глядя на нас, произносит весьма странное слово: «Востаните!» Ну, понятно, конечно, что нас призывают не восстание совершить, а просто встать. Но зачем? Мы ведь и так стоим, а не сидим! Вон, баба Клава старенькая, она на лавочке сидит. А все остальные-то стоят!

Дело в том, что в древних монастырях монахи, как и сегодня на Святой Горе Афон, перед началом богослужения (и еще в некоторые моменты) сидели на специальных креслах (не особо удобных, кстати) – стасидиях. Стулья стоят и в современных храмах греческой традиции, а не только у католиков и протестантов.

А почему в русских храмах не так? Понятно ведь, что не из-за греховности или невозможности сидеть на стуле во время службы, иначе и в других православных Церквях этого не было бы. Одно из объяснений такое. На Руси храмы всегда были переполнены народом. А попробуйте поставить стулья, если и для стоящих места маловато?

Итак, началась вечерня. «Погодите, – скажете Вы. Это же не вечерня, а Всенощное бдение!» И все будут правы. Потому что Всенощное бдение состоит из трех богослужений: Великой (то есть особо торжественной) вечерни, утрени и Первого часа.

На этих словах священник кадильницей в воздухе перед престолом (а это в глубине алтаря стол для самых священных и таинственных действий) чертит знак креста, показывая, что через Распятие Иисуса Христа христиане узнали о тайне Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого.

“Благослови, душе моя, Господа!”

Затем священник выходит из алтаря и кадит весь храм, а хор поет 103-й, «предначинательный» псалом «Благослови, душе моя, Господа!». Этот псалом выбран в качестве начала вечерни, потому что напоминает о шести днях творения, которое, согласно Библии (1 глава книги Бытия), началось вечером. На практике поются только некоторые стихи из него. А жаль. Хотя, конечно, это сильно сокращает длительность богослужения.

Псалом этот приписывается авторству самого библейского царя Давида и является гимном, посвященном сотворенной Богом вселенной – видимого и невидимого мира. Описание природы в псалме сделано поэтично и сильно в художественном отношении. Этот древний текст вдохновлял христианских поэтов разных времен и народов. Известно его стихотворное переложение, принадлежащее Ломоносову. Его мотивы звучат в оде «Бог» Державина и в «Прологе на небесах» Гете. Этот псалом выражает восхищение человека, созерцающего красоту сотворенного Богом мира.

Торжественное пение хора, приятный запах ладана, величавые действия священнослужителей – всё это напоминает о безбедной жизни первых людей в Раю, на самой заре истории человечества.

А затем священник заходит в алтарь, врата закрываются, гаснет паникадило (люстра в центре храма), хор смолкает.

И тут мы вспоминаем о грехопадении первых людей. И о нашем личном грехопадении….

Всенощное бдение в православной церкви

Всенощное бдение — торжественное богослужение, которое начинается вечерней, а заканчивается утреней перед воскресением или православным праздником. Только воцерковленным христианам под силу выстоять богослужение, которое начинается с вечера и заканчивается в 7 утра.

Церковный порядок всенощного бдения

Всенощное служение является отображением празднуемого события. В отличие от вечерни ночное бдение заканчивается после утренней.

История всенощных богослужений берет начало с ночных молитв Иисуса Христа, когда Он молился в течение всей ночи. В период раннего христианства верующие часто проводили время в ночной молитве. В ночное бдение входит вечерня и утреня.

Вечерня

Вечернее богослужение начинается в 5-6 часов вечера. В это время звучат молитвы и песнопения, вспоминающие о событиях Ветхого Завета, через который красной нитью проходит ожидание евреями прихода Мессии.

В ознаменование этого события священник совершает воскурение фимиама (каждение) в алтаре. После воздания славы Святой Троице поется 103 псалом, во время пения которого происходит каждение всех присутствующих и самого храма. Воскурение фимиама является знамением благодати Всевышнего, дарованной первым людям, Адаму и Еве, до их встречи со змием и грехопадением.

Как в то время были открыты двери райского Эдема, так при каждении царские врата храма открываются.

Важно! Перед каждым человеком стоит выбор, принять решение должен каждый самостоятельно. Адам и Ева послушались дьявола и были изгнаны из рая, двери которого навсегда захлопнулись для них.

В память об этом событии после воскурения царские врата закрываются, перед ними на амвоне стоит дьякон. После изгнания из рая люди начали испытывать болезни, скорби, лишения, вызванные грехов.

Ектения

Во время великой, мирной ектении диакон и все присутствующие в храме просят Господа о прощении грехов.

Великий Господь по Своей любви к людям даровал им дорогу возвращения в Небесный рай путем познания Бога через оставление грехов. Поется Псалом 1.

В стихирах «Господи, Воззови» звучат покаянные, молитвенные мотивы, во время которых священник производит каждение в храме. Во время вечерней после покаяния и оставления грехов, как знак будущего спасения, Царские ворота храма вновь открываются, к ним направляется процессия священников и диакон, вышедших из боковых и северных проемов. Со словами «Премудрость, прости» диакон при помощи кадила изображает крест, призывая всех прихожан к внимательному слушанию.

Песня «Свете Тихий» напоминает христианам о том, что Царь царей, Бог богов родился не в царском доме, а в яслях на соломе, и Его второй приход близок.

Еще о службах в храме:

Настает время сугубой и просительной ектении, после которой перед большими праздниками следует лития. Общее моление, так с греческого языка переводится лития, ранее происходило в притворе, чтобы некрещеные, кающиеся люди могли принять участие в молитвенных прошениях. В современных храмах лития читается около западного входа.

Во время литии благословляются пять хлебов, это память о чуде, совершенном Иисусом при Его жизни. 5 тысяч человек были накормлены пятью хлебами и двумя рыбками.

В далеком прошлом христиане употребляли эти хлеба, чтобы утолить голод перед утреней.

После пения «Стихирой на стиховне» хор исполняет молитву «Ныне отпускаешь». Во время этой молитвы православные вспоминают праведного Симеона, который первым встретил Марию и Иосифа, когда они принесли жертву за рождение ребенка. Симеону было сказано Богом, что он не умрет, пока не увидит Мессию. Взяв в руки Иисуса, Симеон промолвил: «Ныне отпускаешь раба Твоего».

Окончание Вечерни

В заключение вечерней исполняется песнопение «Богородица, Дева, радуйся!» Благодаря своему смирению, покорности, Боголюбию, Дева Мария из всех женщин мира была выбрана стать земной Матерью Иисуса.

О других важных молитвах:

Заканчивает вечернее служение священник, передавая послание от Бога: «Благословение Господа Бога на вас». Вечерня заканчивает воспоминания о ветхозаветных временах, передавая эстафету служения утрени.

Утреня

Утреня начинается чтением шестопсалмии, которое начинается «Слава в Вышних Богу». Эти слова пел ангельский хор при рождении Иисуса в Вифлееме. Отличительной чертой прочтения шестопсалмии является полная темнота храме, все источники света гасятся, они зажигаются при чтении утренних молитв.

6 псалмов, написанных царем Давидом, воспевают надежду на милость Творца людей, находящихся в греховном состоянии, наполненном бедами и напастями. Шестопсалмия отличается особым благоговением перед Всевышним.

Великая ектения завершается словами диакона «Бог явился нам», подчеркивающими, что сбылось пророчество, данное в Ветхом Завете о приходе Мессии.

Полиелей

Самой торжественной частью утрени является полиелей, дословно означающий много масла, елея, много милости. Каждый псалом, звучащий во время полиелея заканчивается словами «Ибо вовек милость Его». Во время полиелея открываются царские врата, все светильники в храме зажигаются, священники обходят все помещение церкви с каждением.

Перед воскресением поются воскресные тропари, перед праздниками — величание соответствующему празднику ил святому.

Далее читаются главы из Евангелия, соответствующие календарному воскресению или празднику, и звучит песнопение «Воскресение Христово увидев». Все присутствующие в храме в воскресное ночное бдение целуют Евангелие, по праздникам прикладываются к иконе, после чего их лоб помазывается елеем.

Миропомазание

Миропомазание является Таинством, это православный Церковный обряд, знаменующий дарование милости Богом. С древних времен помазание елеем было радостным знаком, знаменующим Божьи благословения. Елей изготавливался из оливкового, масличного дерева, которое не раз упоминается в Библии. Лист маслины принес Ною голубь, выпущенный из ковчега, это был символ жизни, знак того, что Бог больше не сердится.

Далее читается канон, состоящий из 9 песен, посвященных святому или празднуемому событию. Каждый канон, означающий правило, заканчивается ирмосом, связующей частью между каждым из девяти канонов. Ирмосы связывают времена Ветхого Завета и Рождества Спасителя. Тропари содержат песнопения, славящие Иисуса и Богоматерь, отдают честь празднику или имени святого, который прославляется.

В написании канонов используются молитвы и послания святых и пророков:

Пение канона заканчивается у иконы Божьей Матери, висящей слева от царских ворот. Хор исполняет умилительную молитву, дарованную христианам самой Богородицей. «Величает душа моя Господа» (Луки 1:46-55). После умилительной песни хор поет 49,150 Псалом, воздавая хвалу Великому Творцу.

Великое славословие звучит при появлении первых лучей солнца и символизирует Иисуса Христа, Свет всех народов, Солнце правды.

Окончание Утрени

В конце утренней поется хвала Святой Троице. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Сугубая и просительная ектения завершает утреню, после чего произносится завершающий отпуст, благословляющий православных при выходе из храма. Первый час, короткое богослужение после всенощного бдения, освящает наступающий день молитвой.

Внимание! Всенощное бдение свято чтится только в православии, основанное первыми христианами, великими святыми, оно продолжается и в наши дни.

Нынешнее всенощное бдение несколько сокращено, начинается позже и заканчивается раньше. Начало и конец вечерни и утрени возвещаются звонами колоколов.

Всенощное бдение в церкви — что означает и как проходит

Ежедневно в храмах проходят службы, но многие из прихожан, посещающие их, не знают, что такое исповедь, литургия, Всенощное бдение и другие богослужения.

Очень важно исправить образовавшийся пробел в духовных знаниях и узнать, что из себя представляет одна из этих служб — Всенощное бдение, иногда называемая простыми людьми как «Всенощная».

Что такое Всенощное бдение в церкви

Всенощное бдение – ритуал, проводимый перед церковными православными праздниками, объединяющий в себе три богослужения — Великая повечерия или Вечерня, утренняя служба или Утреня и первый Час.

Начало Всенощного бдения, Великой вечерни, происходит на закате, и иногда длится в ночные часы, плавно переходя в утреннюю службу.

Следующая часть богослужения, Утреня, совершается, по принятому в 1695 году Православной церковью Иерусалимского Устава, утром, на рассвете.

Третьей частью следует богослужение, называемое Часы или Час, посвященное воспоминаниям библейских событий.

Всенощное бдение ведет свои обычаи от вечерних и ночных молитв Иисуса Христа и его святых Апостолов, но оформилось и приняло свой ныне существующий вид только при святом Иоанне Златоусте. К 9 веку, Всенощное бдение, было дополнено некоторыми псалмами и молитвословами, вошедшими в это священнодействие, принятыми и совершаемыми по сей день Русской церковью.

Часто в больших храмах и монастырях, в канун больших праздников – Пасхи и Рождества Христова, бдение начинается с девятого часа, и длится всю ночь.

Традиционно Всенощное бдение происходит перед:

  • воскресным днем;
  • двунадесятыми и храмовыми праздниками;
  • особыми праздниками, со знаком отличия Типикона;
  • любыми церковными празднествами, которые решит отметить настоятель.

Последование во Всенощном бдении в православии

Чтобы обрести подлинную свободу духа, выбраться из мирской суеты, необходима длительная божественная служба. Этой службой является Всенощное бдение.

Она способствует освобождению души от мракобесия, помогает осмыслить священный праздник и принять благодать.

Перед Литургией, символизирующей будущий век, Царство Божье, Всенощное бдение показывает предшествующие события, происходящие в Ветхом и Новом заветах.

Вся служба была бы неполной без псалмов, которые проходят через все служение. Певчие на клиросе воспевают или зачитывают псалмы выборочно или полностью, непрерывно создавая всю атмосферу Всенощной.

В начале Всенощной происходят, как бы мысленные изображения главных моментов в Ветхом завете, таинство Великой вечерни: священнослужители у алтаря возглашают о создании мира, сошествии Святого Духа и Святой Троице, отворяя в алтаре Царские врата.

Следом воспевается и славится в 103 псалме мудрость Бога, сотворившего мир, и батюшка обходит с кадилом, окуривая весь храм и всех молящихся. Далее, напоминая о грехопадении, происходит закрытие Царских врат, и возносится молитва, стихиры и читаются псалтири о покаянии рода человеческого.

Далее возносится стихира, посвященная Пресвятой Богородице, и батюшка, сопровождаемый диаконом с кадилом, проходит через алтарные северные двери и величественно заходит в центральные Царские врата, сообщая о предсказанном появлении в мире Спасителя, заканчивая этим первую часть Всенощного бдения.

В утренней части службы, начинается новозаветная история, говорящая о приходе в мир людей Господа, о его рождении, распятии и великом воскресении. Начинается все с чтения стихов, шесть важных псалмов.

Затем, с торжественной части, прославляющей милость Божию, явившей ее рождением Спасителя, начинаются песнопения, полиелей, восхваляющие Господа, с открытием настежь Царских алтарных врат и повсеместным зажжением светильников.

В окончание Всенощной читается святое Евангелие.

Длительность Всенощного бдения

Ранее Всенощное бдение свершалось посуточно, без перерывов на ночь, но на данный момент, время богослужения сильно сократилось до 3 часов, иногда чуть больше. Самым длинным богослужением, захватывающим ночные часы, бывает Рождественская служба.

Начинается Всенощная в 17 и продолжается до 22 часов.

Отличия Всенощного бдения от Вечернего богослужения

В православии, Вечерняя служба и Всенощное бдение одинаково происходят в канун воскресных и праздничных дней.

Однако вечернее богослужение может начаться в 16 или 19 часов и продлиться до 21 или полуночи, с включением в себя только первой или второй части Всенощной.

А вот Всенощное бдение, в отличие от Вечерни, имеет две основные части: вечернюю и утреннюю, с прибавлением к ним 1, 3, 6 и 9 часов богослужения, и начинается в 17 часов до утра.

По всей службе произносятся обращенные к Богу слова с благодарением. И вся Всенощная пронизана напоминанием, о том, кто есть человек, а кто есть облик зверя, не осознавшего свои деяния. В этом заключается смысл Всенощного бдения, чтобы понять себя и свои поступки, а осознав раскаяться и приблизиться к Господу.

Всенощное бдение – что это такое простыми словами

По сути это праздничная служба в храме или церкви, которая объединяет службу великой вечерни или великого повечерия и утрени и первого часа. Это очень древняя практика, обычай сформировался примером Спасителя и Св. Апостолов.

Окончательную форму это богослужение приняло во времена Святого Иоанна Златоуста.

Так, в 8-9 столетиях несколько святых песнотворцев внесли некоторые дополнения во всенощное бдение, добавив сюда же множество молитвословий и песнопений, ставших в итоге неотъемлемой частью всенощной, а она и сегодня имеет место быть в православии.

Сегодня в приходах и в монастырях, вне зависимости от того, где территориально они расположены, совершаются вечером. Сегодня перед тем, как будет проведено всенощное бдение, обязательно проводится служба девятого часа.

Праздники, перед которыми проводится всенощное бдение

Есть несколько праздников, накануне которых проводится всенощное бдение, а именно:

  • Воскресение.
  • Двунадесятые.
  • Отмеченные специальным знаком в Типиконе.
  • Храмовые праздники.
  • Празднество, которое проводится по инициативе настоятеля храма, а так же традиционные и общепринятые празднества по обычаям региона, в котором находится храм.

Бдение – именно так именуется иногда ночная молитва, которую совершают верующие келейно. Священники именуют молитву в ночное время истинной добродетелью в христианстве.

Современные люди всецело погружены в суету и попечение, чтобы понять и обрести настоящую духовную свободу, обычного богослужения недостаточно, оно должно быть длительным.

Всенощное бдение, которое проводится в вечернее время, накануне праздников, может способствовать освобождению души от проблем и впечатлений, помочь достичь духовного просветления и дойти до духовного смысла празднества, воспринять благодарные дары.

Такая служба предшествует литургии, являющейся главным церковным богослужением. Своим сакральным смыслом литургия символизирует Царство времен будущих и Божие Царство, то всенощное как нельзя лучше символизирует времена минувшие, то время, о котором написана величайшая книга, о временах Нового и Ветхого заветов.

Сколько длится всенощное бдение

Перед этой службой всегда нужно проводить Великую вечерню, символизирующую и воспевающую ключевые и основные сюжетные линии Ветхого завета, таких как: создание нашего мира, слабость человека перед соблазнами, грехопадение людское, молитвы и появление надежды на то, что будущее дарует спасение.

Священнослужитель кадит церковь и прихожан, которые молятся, а так же упоминается о том, что первые люди жили в раю, ведь Бог был рядом с ними, исполняя людей благодатью святого духа. Человек не смог оценить такой дар и согрешил, за что Бог наказал их, изгнав из рая, пред вратами которого теперь и происходят молитвы.

Сегодня такое богослужение длится несколько часов, в среднем 2,5 часа, что в несколько раз меньше, чем ранее. Сокращение службы обусловлено тем, что далеко не каждому прихожанину под силу вынести длительную службу.

Ранее ее начинали сразу, стоило лишь солнцу скрыться за горизонтом, а заканчивали с рассветом. Наиболее продолжительное всенощное бдение проходит в канун самого важного праздника в христианстве, Рождества и называется Рождественским.

В нашей стране и на территории стран бывшего СНГ всенощное бдение проводится в период с 5 вечера до 10 вечера, довольно редко служба длится больше 3 часов.

Чем отличается всенощное бдение от вечерни – вечернего богослужения?

Для священнослужителей и людей глубоко верующих различия есть, хоть и незначительные. Для всех остальных, кто посещает храмы только по праздникам и особым случаям, разница заключается лишь в продолжительности богослужения.

Вечернее богослужение и Всенощное бдение проводятся накануне больших православных и церковных праздников и в субботу, перед воскресеньем.

Вечернее богослужение начинается в 4 часа вечера и длится до окончания суток, то есть до полуночи.

Бодрствование или всенощное бдение, состоящее из вечерни, утрени и первого часа состоит из служб утренних и вечерних, объединяя их. Такое название служба получила потому, что раньше, во времена предшествующие, она длилась всю ночь, до самого рассвета.

Несколько позже время службы сократили, после того, как частенько прихожанам становилось плохо из-за длительного стояния. Более того, сегодня многие храмы и церкви не практикуют одновременное проведение утреннего и вечернего богослужения, проводится или одно или другое.

Даже если вы не посещаете все церковные службы в силу обстоятельств, нет причин удручаться, ведь все священнослужители говорят, что вера должна быть в сердце и от посещения храмов никак не зависит.

Всенощное бдение с литией – что это

Исторические предпосылки всенощного бдения, ветхозаветные мотивы в нём

Вечером, перед праздниками либо воскресными днями, в церквях служится всенощная. По-церковному, день начинается с вечера. Данное богослужение имеет прямое отношение к празднику либо к воскресению.

Господь часто молился по ночам. Апостолы, в подражание Христу — тоже. Всенощное бдение совершалась первыми христианами. Они часто ходили на ночные молитвы. В древние века всенощные были очень долгие — они длились целую ночь.

Начало вечерни в церквях — около четырёх часов вечера. Молитвы и песни относятся к ветхозаветному периоду, они готовят прихожан к утрени, где отражается новозаветная история. Ветхим Заветом предваряется и предвозвещается Новый. Каждый ветхозаветный человек жил в ожидании прихода Мессии.

Содержание вечерней службы относит нас к сотворению мира. Производится каждение алтаря, знаменующее Божию благодать. Этим символизируется Святой Дух, носившийся при сотворении мира (Бытие).

Диакон призывает «Востаните!» и просит благословение иерея на начало богослужения. Батюшка, у престола, возглашает: «Слава…». Под пенье псалма, о создании Господом мира, совершается кажденье церкви и прихожан. Оно символизирует Господню благодать, имевшуюся у Адама с Евой, когда они блаженствовали и общались с Создателем. Рай был открыт.

В воспоминание об этом, Царские врата открыты. Согрешив, люди получили следующее: ушла безгрешность, исказился их образ и закрылись двери в Рай. Их изгнали, они безутешно рыдали. Диакон стоит у Царских врат, как Адам пред воротами после совершения греха. После изгнания из рая у людей возникли болезни и несчастья. Об избавлении от них и о прощении грехов мы молим Господа.

Ектения, стихиры, вход

Дьяконом произносится великая (мирная) ектения. После неё поётся и читается первая кафизма: “Блажен муж…”. Дорога в рай — желание быть со Христом, избежание греховных поступков. Начальная кафизма Псалтири напоминает о безгрешном Христе.

Стихиры сочетаются со Псалтирью покаянного характера. Идёт каждение всей церкви. «Да исправится молитва моя…», — люди, внимающие глубокому смыслу, вспоминают свои грехи и каются.

Название стихиры, посвящённой Пречистой Богородице – Богородичен или догматик. Там раскрыто учение Церкви о воплощении Господа от Пречистой Марии.

Согрешившие люди отошли от Христа, но Он не оставил их. Прародители раскаялись, после этого обретена надежда. Её символами служат распахнутые Царские врата и совершение входа. Дьякон, начертывает кадилом изображение креста и произносит: «Премудрость, прости!», призывая ко вниманью. Клирос поёт «Свете Тихий», ведь Христос сошёл к людям в тихом свете. После прокимна звучат ектеньи.

Совершение литии

Далее следует лития. Благословляют пять хлебов, вино и елей — в память Евангельского насыщения Господом (5 тысяч наелись 5-ю хлебами). Во времена, когда всенощная была на всю ночь, христианам было нужно подкрепить силы.

После литии поют «стихиры на стиховне». Потом — пение «Ныне отпущаеши»: от лица праведника Симеона, много лет ждавшего Спасителя и принявшего Богомладенца на руки. Все ветхозаветные люди верили и ожидали пришествие Христа.

Вечерняя заканчивается песнью о Невесте Неневестной: «Богородице Дево», которую растило тысячи лет ветхозаветное человечество. Наиболее смиренная и безгрешная Дева была и есть единственной из земных женщин, оказавшейся достойной стать Божьей Матерью. Заканчивается вечерня словами иерея, благословляющего людей.

Шестопсалмие

Утреня посвящается воспоминанию событий, происходящих во дни Нового Завета. Вначале чтец читает шесть псалмов, начинающихся со: «Слава в Вышних Богу…». Эту песнь пели Ангелы, когда родился Спаситель. Она посвящена ожиданию Христа и являет собой образ вифлеемской ночи, когда во плоти явился Господь, и образ тьмы, в коей пребывало человечество до Его пришествия.

В воспоминание этого погашают свечки. Батюшка, посредине шестопсалмия, у Царских врат читает молитвы. После ектеньи, диаконом возглашается: «Бог Господь, и явися нам…». Речь идёт об исполнении пророчеств о приходе Христа. Затем сразу — чтение Псалтири.

Глубинный смысл полиелея

Наиболее торжественный момент всенощного бдения — полиелей (по-гречески — “многомилостиво”). Звучат строки псалмов, там без устали воспевается милость Божия: яко в век милость Его! Благодаря созвучности, “полиелей” временами переводится “обилие елея” — милости Господней.

Царские врата открыты, зажжены светильники, совершается полное каждение церкви. Поют «Ангельский собор» о воскресеньи Христа. На препраздничных службах — величание празднику.

Евангелие. Накануне воскресения — воскресный отрывок. После отрывка из Евангелия, на воскресных всенощных поётся «Воскресение Христово видевше». Люди целуют Евангелие (накануне праздника — целуют святой образ). Иерей крестообразно помазывает им чело освящённым елеем.

Этот священный обряд служит символом милости Господа к Его чадам. С маслиной сравнивается праведник в Псалтири. С давних времен, елей символизировал радость и знаменовал благословенье Божье.

Всенощное бдение

Основой христианского богослужения с самого начала была Евхаристия (греч. «благодарение»). Впервые ее совершил Сам Иисус Христос на Тайной Вечере.

Евхаристия стала основным содержанием главного богослужения Церкви Христовой — Божественной Литургии. Литургия совершается и в будние дни, и в праздники, — но праздничная Литургия отличается особой торжественностью. Литургия совершается утром после восхода солнца, но счет церковных суток ведется с вечера, поэтому Литургии предшествуют вечерние богослужения. Обычай вести отсчет суточного времени от вечера пришел из раннебиблейских времен, когда пастух начинал свой трудовой день с заходом солнца.

Вечерние службы в канун великих праздников Пасхи и Рождества Христова продолжались всю ночь до утра. Из таких служб родилось Всенощное бдение (бодрствование). В современной практике Русской Православной Церкви Всенощное бдение предшествует Литургии. Оно перенесено на вечер, объем его сокращен, совершают его под праздники и воскресные дни.

Всенощное бдение состоит из трех частей — вечерни, утрени и службы первого часа.

Вечерня открывается большим торжественным песнопением «Предначинательным псалмом». Текст его взят из Ветхого Завета из Книги Псалмов царя Давида — это 103-й псалом.

Это песнопение прославляет Бога-творца и красоту сотворенного мира. В нем говорится обо всем творении — о человеке, о животном мире, о природе. Как огромное полотно разворачивается величественная красота сотворенного мира — здесь все: и звезды, и солнце, и луна, и красота земли, гор, глубины морей. Но не только великие и безмерные творения представлены в псалме — псалмопевец Давид останавливает свой взор и на малом: на птицах, на маленьких зверьках, скрывающихся среди камней. Ведь даже самое малое в мире таит в себе великое чудо: «Вся премудростию сотворил еси!» — восклицает хор в заключительной строфе песнопения.

После «Предначинательного псалма» призывом священника «Миром Господу помолимся» открывается великая ектения (греч. лпрошение»). В великой ектении 11 прошений. Это молитвы о «мире всего мира», лсоединении всех», о Церкви, о родной стране, о мирных временах и т.д. На каждое прошение хор от лица народа отвечает: «Господи, помилуй «. Ектении, как стержень, пронизывают все богослужение — они постоянно повторяются между пением и чтением. Кроме великой ектении, есть ектения сугубая (особая, усиленная), когда хор трижды отвечает: «Господи, помилуй», есть ектения заупокойная — об умерших, а также ектения просительная . Ектении присутствуют не только во Всенощной, но и во всех других церковных службах.

Следующее песнопение вечерни «Блажен муж» также поется на текст из «Псалтири». В нем говорится о человеке праведном, который живет в «законе Господнем» и не участвует в делах нечестивых грешных людей. Такого человека ждет удача во всех земных делах.

Далее, после пения стихир — особых песнопений, посвященных данному празднику или святому, — следует древнейший христианский гимн — «вечерняя песнь» — «Свете тихий». Он сохранился с эпохи гонений на христиан. Посвящен этот гимн Иисусу Христу. Христос сравнивается здесь с тихим светом заходящего солнца. Образ этот говорит, что Христос светом Своего Божества заменит земное сотворенное солнце, и Сам явится светом Невечерним для верующих людей. Этот гимн по своей музыке часто бывает и лирическим, и торжественным.

И последнее песнопение вечерни — «Ныне отпущаеши». В основе его лежит евангельская молитва старца Симеона, который первым встретил младенца Христа в Иерусалимском храме и произнес о Нем публичное пророчество как о Боге, где раскрыл Его будущее, а также будущее народа Израиля и всех народов земли.. Это песнопение говорит о наступлении новой эры — эры Христа.

Вторая часть Всенощного бдения — утреня. В древности она служилась перед рассветом. Как и вечерня, утреня начинается великой ектенией, после которой звучит пение стихов: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне». Этот стих поется на один из восьми гласов и означает, что Бог явился человеку в лице Иисуса Христа. Затем наступает кульминация всей Всенощной — «Полиелей», что означает в переводе с греческого «многомаслие» или «многомилостие». Это название происходит от повторения в этой части богослужения слов: «яко в век милость Его» и возжжения в это время елея (масла) в лампадах в церкви.

Весь храм наполняется светом — и поэтому «много масла» означает также и «много света». Под звуки торжественного песнопения «Хвалите имя Господне» процессия священников в праздничных облачениях с зажженными свечами выходит на середину храма — в народ. Песнопение, звучащее в этот момент, — хвалебная песнь Богу, доносящаяся из глубины ночи — из светлого островка горящих светильников и горящих верою и радостью людских сердец. Именно в этот момент службы — на Полиелее — читается Евангелие, которое торжественно выносится в центр храма и слушается верующими как слова самого Христа. Чтение Евангелие предваряется песнопением «От юности моея». Это плач души, которая страждет в мире, обремененная грехами, и просит помощи у Господа.

Далее утреня продолжается чтением и пением особых Канонов, в которых раскрывается смысл данного праздника. В этот момент начинается помазывание маслом верующих — елеопомазание . Специальным ароматическим маслом священник при помощи маленькой кисточки ставит на челе (лбу) подходящих к нему людей знак креста.

Этот обычай восходит к глубокой древности, когда помазывание маслом при чтении молитв даровало человеку здоровье духовное и телесное. Это смысл елеопомазания сохранился и сейчас.

Следующее важное песнопение утрени — «Песнь Пресвятой Богородицы». Слова этого песнопения, по преданию, принадлежат Самой Божией Матери, которая в радости, почувствовав в себе биение Божественного Младенца, воскликнула: «Величит душа моя Господа. «. Припев этого песнопения «Честнейшую херувим. » от лица верующих людей прославляет Богородицу.

И завершается утреня «Великим славословием». Это торжественное монументальное песнопение в древности пелось на рассвете при первых лучах восходящего солнца. Как только небо озарялось золотым сиянием утренней зари, главный священник, повернувшись лицом к востоку, торжественно восклицал: «Слава Тебе, показавшему нам свет!», и хор сразу же начинал Великое славословие Богу, благодаря Его за свет, жизнь и наступление нового дня.

И последняя третья маленькая часть Всенощного бдения — первый час. В древности счет времени шел иначе, и первый час суток соответствовал нашим часам раннего утра. Служба первого часа, в основном, состоит из чтения псалмов. Первый час завершается песнопением «Взбранной Воеводе». Это песнопение посвящается Божией Матери, которая является заступницей людей на земле и призывается, как Воевода, возглавлять борьбу верующих против сил зла.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

Всенощным бдением, или всенощной, называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось. Сейчас в эту службу входят вечерня, утреня и первый час.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг

Всенощное бдение

Всенощное бдение Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием после их сотворения. Пение 103-го псалма (предначинательного) «Благослови, душе моя, Господа»

Воскресное всенощное бдение

Воскресное всенощное бдение «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои;

Всенощное бдение под Вознесение Господне

Всенощное бдение под Вознесение Господне Представим себе, что в магазин, где продается двухсоттомник Всемирной литературы, придет китаец. Он увидит: стоят совершенно одинаковые книги, двести штук, и подумает: «На что люди такие деньги тратят?» Но если он придет второй и

Воскресное всенощное бдение

Воскресное всенощное бдение Поздравляю всех с Воскресением Христовым! Это главный церковный праздник. А еще каждые семь дней мы празднуем эту малую Пасху, потому что Христос воскресший есть наша Пасха, наш переход в новую жизнь. Накануне вечером читается Евангелие,

Всенощное бдение под неделю 4-ю по Пасхе

Всенощное бдение под неделю 4-ю по Пасхе Христос воскресе!»В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса».Ученицы Христовы,

Всенощное бдение под Благовещение Пресвятой Богородицы

Всенощное бдение под Благовещение Пресвятой Богородицы Двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает в этом году с Великим Четвертком, когда мы вспоминаем Тайную вечерю, которую совершил Христос со Своими учениками. Благовещение есть «спасения

Всенощное бдение под неделю 17-ю по Пятидесятнице

Всенощное бдение под неделю 17-ю по Пятидесятнице Завтра три праздника сливаются в один: и Воскресенье – малая Пасха, и предпразднство Воздвижения, и отдание Рождества Богородицы. Это, конечно, для нас очень радостно, хотя трудно бывает вместить в свой ум и сердце и

Всенощное бдение под святителя Николая

Всенощное бдение под святителя Николая Христос воскресе!Сегодня святая Церковь прославляет святителя Николая. Каждый святой нас чему-то учит, поэтому Церковь с самых древних времен имеет обычай праздновать их память.Человечество делится на две неравные части: святые и

Всенощное бдение под Преображение Господне

Всенощное бдение под Преображение Господне На каждой всенощной мы возглашаем: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Каждый из нас в свою меру увидел свет Христов и, идя на этот фаворский свет, восходит на гору – приходит в храм, в ту или иную меру соединяется с Церковью, со

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ Всенощным бдением, или всенощною, называется такое Богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более

Всенощное бдение. Великая вечерня

Всенощное бдение. Великая вечерня Придя во храм и возложив на себя епитрахиль, священник, став пред Царскими вратами возглашает:Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне:

Всенощное бдение. На велицей вечерни

Всенощное бдение. На велицей вечерни Пришед иерей во храм святый и наложив на себя епитрахиль, стоя пред царскими враты, глаголет:Благослове?н Бог наш всегда?, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в.И учиненный чтец глаголет: Ами?нь. Сла?ва Тебе?, Бо?же наш, сла?ва Тебе?. Царю?

ЗАУПОКОЙНОЕ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

ЗАУПОКОЙНОЕ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ Прекрасный обычай возносить усиленные моления об усопших накануне дня погребения и некоторых нарочитых поминальных дней принимает незаконное оформление, когда ВЗАМЕН обычных дневных вечерни и утрени совершается так называемое

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ Всенощным бдением, или всенощной, называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершаются более

Всенощное бдение и его происхождение

Всенощное бдение и его происхождение «Всенощным бдением» называется торжественное богослужение, которое совершается в ночь накануне воскресных дней, а также и великих праздников, имеющих в Типиконе знак + креста в круге, напечатанного киноварью (красным цветом), и

Всенощное Бдение

Всенощное Бдение Накануне праздников и воскресных дней совершается торжественная служба, называемая «всенощною». Всенощная состоит из вечерни и утрени следующего

Ссылка на основную публикацию