Введенский Владычный женский монастырь в Серпухове

Введенский Владычный монастырь

Серпухо́вский Влады́чный Введе́нский же́нский монасты́рь — старейший монастырь города, основан в 1360 митр. Московским Алексием как мужской. Первым игуменом был келейник митр. Алексия, прп. Варлаам. Полностью перестроен в кон. XVI в. на средства царя Бориса Годунова, в XVIII в. пришел в упадок. В 1806 преобразован в женский, в XIX в. один из крупнейших женских монастырей Подмосковья.

Содержание

Введенский Владычный женский монастырь (в церковных кругах принято название Серпуховской Владычний Введенский женский монастырь) основан в 1360 году московским митрополитом святителем Алексием. В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя и ставшего первым настоятелем Владычного монастыря преподобного Варлаама, через посредничество которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

По легенде, основанию монастыря предшествовало особое изволение Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!» Икона прославилась тем, что по молитвам к образу Богородицы происходили (и происходят – теперь, правда, от списка) многочисленные исцеления от недуга пьянства и других страстей.

1598-1609 годах осуществилась полная перестройка монастыря на средства Бориса Годунова в честь бескровной победы на реке Оке. Перестройка охватила все без исключения здания: расширен Введенский собор, построен двухъярусный храм в честь св. вмч. Георгия, монастырь обнесен каменной крепостной стеной с башнями и церковью над Святыми вратами в честь св. мч. Феодота Анкирского (1599г).

В 1806 монастырь ожидал упразднения. Митрополит Платон, видя необходимость иметь в Серпуховском уезде девичий монастырь, обращается к императоруа Александру I с просьбой преобразовать монастырь из мужского в девичий. И с 1806 по 1815 годы первой игумениею монастыря стала мать Дионисия, определенная из казначеи Московского Новодевичьего монастыря. С ней прибыли 5 монахинь и 4 послушницы.

В 1919 году Владычный монастырь был закрыт. На территории размещена школа «красных военлетов», затем на ее базе создано военное летное училище. Монастырь называется «Авиагородок», в Георгиевском храме – клуб-кинотеатр, во Введенском соборе и приделе свт. Алексия – склады. В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития. Икона «Неупиваемая Чаша» перенесена в собор «Николы Белого». В 1978 году военное училище освободило территорию. Следующие семнадцать лет храмы и корпуса монастыря растаскиваются буквально по кирпичику дачниками и пр. «хозяйственными» людьми. С 1995 год во Владычном женском монастыре возрождена монашеская жизнь.

Знаменитая на всю страну икона «Неупиваемая чаша» до 1919 года хранилась в этом монастыре. В дальнейшем она была утрачена, и сегодня в Высотском мужском монастыре и Владычном женском хранятся выполненные в XX веке чудотворные списки.

В 2000 году было восстановлено почитание (в лике местночтимых святых) преподобного Варлаама, который наряду со святителем Алексием является одной из главных фигур в истории Введенского монастыря.

Духовенство

протоиерей Игорь Евгеньевич Хромов, 1968

священник Георгий Валентинович Коротких, 1963

диакон Виктор Николаевич Курсай, 1952

1. Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм

2. Церковь свт.Алексия, митрополита Московского

3. Церковь вмч.Георгия Победоносца (в трапезном корпусе)

4. Церковь св.мч.Феодота Анкирского (над Святыми вратами)

Другие постройки: Святой источник «Неупиваемая чаша»

Сень над гробницей прп. Варлаама Серпуховского

Престольные праздники

Владычний Введенский монастырь — с высоты птичьего полета

Сень над гробницей преподобного Варлаама

Святой источник «Неупиваемая чаша»

Как добраться

Электропоездом с Курского вокзала Москвы до Серпухова или автобусом от станции метро «Южная» до Серпухова. Далее на автобусе №4 или маршрутном такси «Октябрьское» до конечной остановки.

142210, Московская область, Серпуховский район, город Серпухов, ул. Октябрьская, 40.

(4967) 72-46-25, факс: (4967) 36-21-69 (доп. 200)

Божественная Литургия в монастыре совершается каждый день.

Вечернее Богослужение начинается в 17-00, утреннее — в 7-15.

По выходным и двунадесятым праздникам литургия начинается 8-00.

Исповедь проводится после вечернего Богослужения.

О паломниках и трудниках. Монастырь принимает православных паломниц, желающих помолиться, а также помочь посильным трудом сестрам святой обители. Ночлег и трапеза предоставляются бесплатно при условии, что паломницы несут монастырские послушания. Женщины старше 60-ти лет принимаются на срок не более двух недель.

Паломнические группы (экскурсии). Монастырь также принимает паломнические группы. Для проведения экскурсии, предоставления трапезы, ночлега надо заранее договориться по телефону. Большие паломнические группы размещаются на ночлег в храме на полу на матрасах (желательно иметь с собой простыни и одеяла).

О монастырском храме. Храм в монастыре открыт весь день. В любое время можно придти помолиться, подать записки, поставить свечи, приложиться к святыням.

Введенский Владычный женский монастырь в Серпухове

142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40

О монастыре

Владычний монастырь основан в 1360 году святителем Алексием по особому изволению Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память. в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!»

Летопись основания

Летопись возрождения

Реставрация

Предстоящие труды

Святые и святыни монастыря

Преподобный Варлаам был строителем и первым настоятелем Владычнего монастыря. Еще при жизни имел дар чудотворения и удостоился видения Матери Божией. С его именем связано явление двух чудотворных икон Божией Матери: «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» и «Неупиваемая Чаша». Прославлен Богом во святых Своих. В продолжение более 500 лет множество паломников приезжают в монастырь на поклонение его святым мощам, от которых получают исцеления от беснования, рака, пьянства и других страстей и болезней.

Святыни монастыря

14 сентября 1999 г. начал мироточить Крест-Голгофа, 28 апреля 2000 г. — икона Божией Матери «Всецарица», а с 19 августа 2000 г. началось массовое мироточение многих храмовых икон. Мироточение чаще всего можно наблюдать к концу всенощного бдения, перед двунадесятыми и престольными праздниками, в субботу после полиелея. Обычно мироточат сразу несколько икон одновременно.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша»

Святая икона «Неупиваемая Чаша» прекрасного старинного письма. Лик Матери Божией совершенно как живой. Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение «Знамения Божией Матери». Только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения. Чаша эта воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что агнец ее есть «всегда ядомый и никогда неиждиваемый.». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник очевидно ходатайствует, что бы жертва сия — Святая Чаша – была принята в Принебесный Жертвенник за грешный род человеческий. И так же нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как тоже через Причащение Святых Христовый Таин.

Чудотворная икона «Введение Богородицы во Святая Святых»

Главной святыней монастыря на протяжении веков была чудотворная икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», написанная в 1377 году по благословению свт. Алексия по образу видения прп.Варлаама, бывшего еще до основания монастыря: « …видех . Захария во дверех церковных стояща и Богородицу с родителями Ея входящу; Захария же Богородицу приим и посади на третией степени» (В переводе на русский язык: «. увидел. пророка Захарию, стоящего в дверях церковных, и Богородицу, входящую с родителями Ее; Захария же Богородицу принял и посадил на третьей ступени».)

Икона Всецарица

Икона Божией Матери “Всецарица”, ставшая впоследствии чудотворной, была пожертвована в монастырь в 1997 году. С 28 апреля 2000 года она стала периодически мироточить. Через некоторое время люди стали рассказывать об исцелениях своих болезней по молитвам перед иконой «Всецарица». С 2004 года в обители ежедневно читается акафист перед чудотворным образом Матери Божией, во время которого поминаются имена людей, страждущих различными недугами.

Мироточивая икона Георгия Победоносца

О храмовой чудотворной иконе святого великомученика Георгия предание говорит, что перед нею сама собой возгоралась свеча, предупреждая монахов о вражеском нашествии. В конце XVI века на средства царя Бориса Годунова в монастыре был построен каменный двухъярусный в честь св. вмч. Георгия, где и была помещена чудотворная икона.

Введенско-Владычный монастырь

Полное название монастыря – Серпуховский Владычный Свято-Введенский женский монастырь. Расположен он в Подмосковье, в городе Серпухове.

В монастырский комплекс входят несколько храмов и церквей, святой источник, многочисленные монастырские постройки, гостиница для паломников, православная гимназия, а также гробница Варлаама Серпуховского, главного строителя монастыря, и основная святыня храма – икона «Неупиваемая чаша».

История монастыря

История монастыря начинается в 1360 году. Согласно преданию, Святителю Алекию во время молитвы было видение: сама Пресвятая Богородица обратилась к нему с призывом построить храм в ее честь в пределах града Серпухова. Алексий тот час же отправил на поиски подходящего места преподобного Варлаама. Найдя такое место, преподобный Варлаам решил переночевать там. Ночью услышал он звон, неизвестно откуда взявшийся, и решил, что это знак от Богородицы, что место он нашел то самое. Через некоторое время сюда пришел и Алексий. Выбором места остался доволен и повелел поставить здесь деревянную церковь. Варлаама же назначил главным строителем.

В 1362 году уже была построена первая каменная церковь и трапезная. Преподобный Варлаам строил монастырь 13 лет, вплоть до самой своей смерти. Чувствуя, что скоро земные дни его закончатся, попросил он Алексия похоронить его около монастыря, чтобы и после смерти смотреть на результаты своих трудов, быть рядом с главным делом своей жизни.

После смерти Варлаама по распоряжению святителя Алексия была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых». Эта икона в течение 540 лет была главной святыней монастыря и по праву почиталась, как чудотворная.

Вплоть до конца 16 века монастырь продолжал строиться, обитель получала от разных царей земли и пожертвования. Царь Иван Грозный, отличавшийся, как известно, не только особой кровожадностью, но и такой же безграничной набожностью, пожаловал монастырю мельницу и землю, чтобы монахи могли хоть как-то прокормиться.

В 1599 году был построен Надвратный храм Феодотия Анкирского. В 1598—1609 монастырь полностью перестраивается на деньги царя Бориса Годунова в честь бескровной победы русского войска над ханом Казы-Гиреем на реке Оке. Строительство осуществлялось не только на деньги Годунова, но и под его контролем. Преобразования охватили все без исключения постройки монастыря: расширен Введенский собор, построен храм в честь Святого Георгия, монастырь обнесен каменной крепостной стеной с башнями.

В 1607 году по велению Василия Шуйского монастырю был подарен Чудотворный образ царевича Дмитрия. В это время в обители уже было около 30 монахов. Обитель процветала и принимала множество паломников.

Самостоятельность монастырь потерял спустя век. В 1724 году, согласно новому духовному Регламенту, обитель была приписана к Московскому Заиконоспасскому монастырю. На протяжении нескольких лет обитель постепенно пустела, ветшала, и дошло даже до того, что некому было проводить церковные службы. Настоятелями монастыря на протяжении долгого времени были простые иноки-строители.

В 1806 году монастырь пришел в такой упадок, что решено было его упразднить. Но, как это часто бывало на Руси, положение спасли женщины. Монастырь получил вторую жизнь, благодаря игуменье Дионисии, которая прибыла сюда из Новодевичьего монастыря с пятью монахинями и четырьмя послушницами. Скорее всего, немалую роль в возрождении монастыря сыграла и княгиня Евдокия Вяземская, которая прожила здесь последние свои дни под именем старицы Ефросиньи.

Примечательна также личность еще одной обитательницы Введенского монастыря – игуменьи Митрофании. До 26 лет будущая игуменья и не помышляла о монастырской жизни. Тогда ее звали Прасковья Розен, и принадлежала она к древнему аристократическому роду баронов Розен. Что именно так повлияло на образованную и умную барышню, да к тому же еще и фрейлину супруги Николая первого – неизвестно. Но в 26 лет она принимает монашество и уходит в Алексеевский монастырь. В 1861 году Митрофания становится игуменьей Владычного Свято-Введенского монастыря в Серпухове и ставит себе цель: сделать монастырь не просто процветающим, а лучшим из лучших. Свои связи при дворе она успешно конвертирует в денежные пожертвования, которые так нужны обители. При ней монастырь прирастает и постройками, и послушницами.

Современники Митрофании отмечали ее организаторские способности, сильный характер, решительность и деловой склад ума. Благодаря ей была создана первая община сестер милосердия, а монастырь стал известен своей миссионерской деятельностью. Но такая миссионерская помощь людям была чужда православным традициям и многим не нравилась. В 1874 году игуменью обвинили в попытках мошеннически завладеть чужим имуществом, подвергли судебным разбирательствам и по приговору сослали в монастырь Енисейской губернии.

Обретение иконы «Неупивемая чаша»

В 1878 году в монастыре произошло знаменательное событие – обретение чудотворной иконы «Неупивемая чаша».

Официальная версия этого обретения такова. Один крестьянин Тульской губернии, отставной солдат николаевской армии, имел непреодолимую тягу к спиртному. Справиться сам с этой болезнью он не мог, пропивал все, что было в доме. В довершении всего у него отнялись ноги, но и это не могло остановить его. И вот однажды ночью видит он во сне старца, который велит ему идти в Серпухов и во Владычном монастыре отыскать икону «Неупиваемая чаша». Старец обещает, что молитва перед этой иконой излечит и его тело, и его душу. Крестьянин поначалу не внял советам старца, да и отправляться в такой долгий путь, не имея возможности встать на ноги, не захотел. Старцу пришлось еще два раза грозно повторить свое наставление во сне, прежде чем крестьянин решился на четвереньках ползти из Тульской губернии в Серпухов. Дорога была трудной, но, видимо, не располагала к распитию спиртного. Поэтому в монастырь крестьянин вошел на своих ногах, хоть и опираясь на палку. Икону, о которой крестьянин слышал во сне, сестры нашли в проходе Георгиевского храма. До этого никто не знал, что эта икона носит такое название и исцеляет от пьянства. С тех пор икона была помещена в храм и к ней потянулись многие страждущие.

Приход Советской власти

В 1919 году с приходом Советской власти для монастыря настали самые трудные времена. Всех монахинь изгнали, монастырь закрыли, а драгоценная чудотворная икона «Неупиваемая чаша» была навсегда потеряна. Георгиевский храм стал кинотеатром, во Введенском соборе и приделе св. Алексия разместились склады, а остальные постройки были отданы летному училищу.

В 1978 году летное училище закрыли, и монастырь пришел в окончательный упадок. Храмы и монастырские стены буквально растаскивали по кирпичам местные дачники.

Лишь в 1995 году в монастыре вновь начались службы. Обитель начала свою новую историю.

Владычный Свято-Введенский монастырь сегодня

Под руководством игуменьи Алексии в марте 1995 года началось восстановление полуразрушенного монастыря. Каким-то чудом сохранившиеся кресты на церквях снова дают надежду всем верующим, а заново написанная икона «Неупиваемая чаша» — исцеляет от тяжкого недуга.

Сегодня, как и много веков назад, белоснежный Введенский собор открыт для посещения, а Надвратный храм святого Феодота Анкирского встречает паломников. Также на территории монастыря расположена Церковь святого Георгия, Церковь святого Алексия, основателя монастыря, сень над гробницей преподобного Варлаама Серпуховского, главного строителя обители.

Фотографии

Расположение на карте


Официальный адрес монастыря: город Серпухов, улица Октябрьская, 40.

Введенский владычный женский монастырь

История Введенского владычного женского монастыря в Серпухове непосредственно связана с житием святого Алексия, Митрополита Московского. Согласно преданию, сама Божия Матерь явилась святителю и повелела основать обитель, которая сослужит большую службу в деле спасения человеческих душ. Святому было указано и место — окрестности города Серпухова. А также сказано, что основание монастыря станет одним из главнейших дел в жизни Алексия.

Немного истории

Основанный еще в 1360 г., монастырь прошел множество испытаний за несколько столетий непростой российской жизни. Но во все времена оставался местом паломничества, куда стремились верующие со всех уголков русской земли. Известен он и тем, что здесь, в Георгиевском храме находится чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая чаша». С момента основания это один из крупнейших духовных и культурных центров центральной России.

Первым игуменом обители стал преподобный Варлаам, при котором была построен каменный Введенский собор. Монастырь почитался московской династией князей, и к концу 17 столетия имел обширные вотчины не только в окрестностях Серпухова, но и в Москве. В начале 19 столетия его преобразовали в женский, еще спустя полвека тут был обретен образ «Неупиваемая Чаша».

Икона «Неупиваемая Чаша»

Согласно рассказам инокини Елизаветы, все было так. В одной из деревень жил отставной солдат, сильно хворавший ногами и горько пьющий. Однажды ему явился во сне старец и сказал ступать в Серпухов, во Введенский монастырь, дабы помолиться пред иконой Богоматери «Неупиваемая Чаша». Однако тот не внял старцу. Но сон повторился вновь, и тогда болезный отправился в путь.

Сначала он шел на четвереньках, останавливаясь у добрых людей на ночлег. Как-то раз он остановился в доме, где старуха растерла ему ноги перед сном, а на утро он смог хоть и не твердо, но стоять на них. Через день, взяв две палки, старый воин двинулся в путь. Ему становилось все лучше, и к Введенской обители он дошел уже вовсе без подпорок. Там он попросил отслужить молебен у образа Богородицы «Неупиваемая Чаша», но инокини не ведали о такой иконе. Тогда предположили, что речь идет об образе в Георгиевском храме, на котором есть изображение сосуда. Каково же было всеобщее удивление, когда на обороте иконы было начертано совершенно то же самое. Оказалось, что явившийся солдату старец — Святой Варлаам.

Что посмотреть

Монастырь обнесен толстой кирпичной стеной, которая когда-то служила защитой для жителей Серпухова. Войти в обитель можно через арку, которую венчает изящный надвратный храм во имя мученика Федота Анкирского. Самая древняя церковь — белокаменный Введенский собор 14 века, построен в русском стиле — в виде массивного четверика. Кровлю украшают объемные кокошники и пятиглавие, а позднее с разных сторон к нему пристроили апсиды и паперть. Еще один храм обители — во имя Георгия Победоносца, относится к более поздней эпохе и представляет собой яркий образец времен Бориса Годунова. Его отличает характерная шатровая кровля — один из признаков московского зодчества второй половины 16-17 веков. А вот колокольня, которая составляет единое целое с общим объемом здания — выполнена в стиле Московского Кремля, что возводили с привлечением мастеров из Италии.

Рядом с входом во Введенский собор стоит небольшая деревянная часовенка, в которой покоятся мощи основателя монастыря — святого Варлаама. Ему молятся об избавлении от бесов и о здоровье домашнего скота. В последние годы было документально зафиксировано несколько десятков чудесных исцелений по молитвам святого.

Внутри Введенского храма все покрыто росписями в старинном русском стиле, что создает уютную намоленную атмосферу. В храме Св. Георгия — наоборот, нет росписей, только иконы висят на белоснежных стенах. Стоит обратить внимание на необычные по форме и исполнению светильники. Вся территория монастыря усажена цветами и ухожена, недаром это женский монастырь. Собираясь в обитель, нужно не забыть тару для воды — источник «Неупиваемая чаша» славится своей помощью страдающим от алкогольных и иных излишеств. Рядом с монастырем есть пекарня, где можно купить вкусную монастырскую выпечку и перекусить.

Практическая информация

Адрес: Серпухов, ул. Октябрьская, 40. Веб-сайт.

Как добраться: на автомобиле — по Симферопольскому, Борисовскому ш., ул. Ворошилова, Ленинского Комсомола и Октябрьской; на электричке — с Курского вокзала столицы до станции «Серпухов», далее на автобусе № 4 до конечной остановки.

Богослужения проходят ежедневно в 7:15 по будням, в 8:00 и 17:00 по праздничным и воскресным дням; исповедь проводится после вечернего богослужения.

Серпухов. Введенский Владычный монастырь.

Владычный монастырь

Храмы монастыря :

Другие постройки монастыря:

5. Святой источник «Неупиваемая чаша»
6. Сень над гробницей прп. Варлаама Серпуховского
7. Трапезная
8. Келейный корпус
9. Монастырская постройка
10. Настоятельский корпус
11. Монастырская постройка
12. Келейный корпус (1856-60 гг.)
13. Башни и стены ограды(XVI — XVII вв.)
14. Монастырская постройка
15. Монастырская постройка
16. Северные врата
17. Башня ограды
18. Гостиница
19. Монастырская постройка
20. Новая ограда

Основан в 1360 г. по чудесному указанию Божией Матери святителю Алексию митрополиту Московскому как мужской монастырь. Строитель монастыря — преподобный Варлаам, мощи его пребывают под спудом. Соборный храм во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, придел при нем во имя святых Петра. Алексия, Ионы и Филиппа митрополитов Московских, второй придел рядом с трапезной во имя ев. Филарета Милостивого, церковь во имя святого великомученика Георгия вверху придел при ней во имя святого Димитрия Царевича. Под церковью св. великомученика Георгия придел во имя Вознесения Господня, при ней придел во имя святого Николай Чудотворца. Над святыми вратами церковь во имя Нерукотворенного Спаса и Феодотия Анкирского (имеется антиминс, выданный в 1599 г.).

В 1598 г. монастырь оказался в центре расположения войск Бориса Годунова, приготовившихся к отражению крымского нашествия: но, по свидетельству того времени, сам святой великомученик и Победоносец Георгий ночью выехал на Белом коне и монастыря и направился к неприятельскому лагерю, наводя страх и ужас на крымского хана и его войско. После одержанной победы обитель получила щедрые дары от царя и в короткий срок. С 1598 по 1906 гг., заново отстроены каменный собор и трапезная, а также возведена крепостная стена с башнями и надвратной церковью и каменный жилой корпус. Но в последующем обитель снова переживает упадок; и в 1806 г. реорганизована в девичий монастырь. До закрытия обитель имела Чудотворные иконы: Введения во храм Богородицы; святого Иоанна Воина; святого Георгия Победоносца; святого Царевича Димитрия. В 1878 г. в обители была обретена Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Введенский Владычный монастырь был заложен на правом берегу Нары в 1360 году владыкой Алексием, митрополитом Московским. Строителем и первым настоятелем обители был инок Варлаам, келейник святителя Алексия. На опушке густого бора, остатки которого сохраняются до сих пор, неподалёку от места слияния Оки и Нары, преподобный Варлаам заложил деревянную церковь во имя Введения Богоматери во Храм. Через два года после основания в монастыре были построены каменный собор и трапезная. В монастырском соборе был погребён его основатель и первый игумен монастыря Варлаам, скончавшийся в 1377 году. После смерти святителя Алексия монастырь оскудел и долгое время во всех документах именовался не иначе как «монастырёк убогий». И только с конца ХVI века начался его расцвет.

Летом 1598 года к Серпухову были стянуты все русские войска — ждали, что крымский хан вот-вот переправится через Оку. На лугах у стен Владычного монастыря расположился огромный военный лагерь. Но пока здесь шли военные приготовления, русские дипломаты во главе с Леонтием Ладыженским предпринимали отчаянные усилия, чтобы решить дело мирным путём. Благодаря умелой дипломатии Ладыженского хан отказался от военных действий и повернул назад. И было тогда видение: из ворот Владычного монастыря на белом коне выехал Святой Георгий Победоносец и направился к татарскому лагерю, устрашив хана и его воинов. Бескровная победа была пышно отпразднована в русском лагере, а Владычный монастырь, где игуменом тогда был Вассиан, родственник Ладыженского получил щедрые пожертвования от Бориса Годунова в память об избавлении от татар. На эти деньги спустя год была возведена трапезная с шатровой церковью во имя Св. Георгия Победоносца, кроме того, монастырь был обнесён каменной крепостной стеной с башнями и надвратной церковью, а также был построен каменный жилой корпус. Всё строительство было завершено перед Смутой. Перечисленные постройки составили уникальный архитектурный ансамбль эпохи Бориса Годунова, практически в неприкосновенности сохранившийся до наших дней. Хотя, это как сказать — «в неприкосновенности». В 1990 году монастырь выглядел как учебная мишень на артиллерийском полигоне.

Перед входящим в монастырь через Святые ворота открывается сразу весь ансамбль зданий, образующий парадный двор. Главное место занимает Введенский собор. Это кирпичный, облицованный снаружи белым камнем пятиглавый храм. Точная дата строительства не установлена, но исследователи с уверенностью утверждают, что собор принадлежит годуновскому времени. В архитектуре собора суровая простота ХVI века сменяется декоративностью последующего столетия. Декоративное убранство собора выполнено с большим мастерством. В Введенском соборе находилась деревянная гробница преподобного Варлаама. Святыней монастыря была чудотворная икона Введения Богоматери написанная в ХIV веке. Другими чтимыми чудотворными иконами были образ Св. Иоанна Воина и икона Владимирской Богоматери. Двухэтажная монастырская трапезная является одним из самых совершенных произведений подобного рода в русской архитектуре. В её состав входит трапезная палата, церковь Св. Великомученика Георгия и колокольня. На нижнем этаже располагались подсобные помещения: хлебодарня, поварня, просфорня и кладовая. В ХVI веке к трапезной была пристроена звонница с башенкой, на которой были устроены «часы боевые на ходу». В конце ХVII века звонница была перестроена, над ней поднялись два деревянных шатра с главками. Надвратная одноглавая церковь Св. Феодосия Анкирского возведена в 1599 году. Первоначально её окружали крытые галереи, в 1834 году обращённые в закрытые паперти. Тогда же церковь была заново освящена уже как Спасская. Двухэтажный корпус келий, построенный во времена Бориса Годунова, впоследствии также неоднократно перестраивался. В 1737 году в обители жил только один престарелый иеромонах.

В ХVIII веке монастырь утратил самостоятельность и был приписан к московскому Заиконоспасскому, а затем к серпуховскому Высоцкому монастырю. В 1806 году монастырь ожидал упразднения. Митрополит Платон, видя необходимость иметь в Серпуховском уезде девичий монастырь, обращается к императору Александру I с просьбой преобразовать монастырь из мужского в девичий. И в этом же году сюда назначается первая игуменья женской обители — мать Дионисия, определённая из казначеи московского Новодевичьего монастыря. С ней прибыли 5 монахинь и 4 послушницы. В ХIХ веке обитель становится одной из крупнейших и благоустроенных женских монастырей Подмосковья. В 1836 году, после пожара, уничтожившего большинство деревянных построек монастыря, начался новый период строительства. В 1858 году в обители появился двухэтажный служебный корпус, была расширена монастырская территория, окружённая оригинальной оградой с башенками и воротами. В 1861 году, когда монастырская территория была расширена, часть древних стен монастыря была разобрана, а новая ограда была возведена приблизительно на 10 метров дальше.

В 1919 году Владычный монастырь был закрыт богоборческой властью. На территории была размещена школа «красных военлётов», затем на её базе создано военное лётное училище. Монастырь назывался «Авиагородок», в Георгиевском храме тогда располагался клуб-кинотеатр, во Введенском соборе и приделе Свт. Алексия — склады. В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерское общежитие. Что удивительно — кресты с храмов не были сняты. Икона «Неупиваемая Чаша» перенесена в серпуховский собор «Николы Белого», после закрытия которого в 1928 году, следы явленной чудотворной иконы теряются. В 1978 году военное училище освободило территорию. Следующие семнадцать лет храмы и корпуса монастыря растаскивались буквально по кирпичику дачниками и прочими «хозяйственными» людьми. Наконец, в апреле 1995 года, на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, во Владычном женском монастыре возрождена монашеская жизнь.

Из книги: Низовский А.Ю. «Православные храмы и монастыри». — М.: Вече, 2005 г.

Путеводители Хмелевского Дмитрия

Владычный Введенский женский монастырь в Серпухове

Наконец-то дошли руки выложить материал про Владычный женский монастырь в Серпухове. Фотоматериал мы собрали еще два года назад, но, увы, только сейчас сложился текст к этим фотографиям. Кстати, прогулку по монастырю неплохо совместить с катанием на пароходике Зуша, который ходит по Оке. Место отправления пароходика находится в 300 метрах от входа в обитель, а стоит такая часовая прогулка по реке как поездка на маршрутке.

Краткая история монастыря

В двух словах расскажу про историю монастыря, чтоб хоть какое-то представление о нем было. Этот монастырь – самый древний в Серпухове. Заложен он в 1360 году и, следовательно, на 14 лет старше, чем Высоцкий монастырь, который тоже в городе находится.

После того как умер его основатель митрополит Алексей, Владычный монастырь в Серпухове пришел в упадок. И был он в таком состоянии до времен Годунова, который однажды (в 1598 году) поставил поблизости от монастыря свое войско, чтоб с крымским ханом сразиться. Но хан увидел огромное войско русских и ушел в степь без боя. Годунов, конечно, принял это за чудо, повелел монастырь восстановить и сделать его лучше прежнего.

Сейчас монастырь в целом выглядит так же, как он при Годунове выглядел. Разумеется, что-то переделано и что-то не сохранилось, но основа ансамбля, которую мы сейчас лицезреем, в те времена сложилась.

Дальнейшая судьба Владычного монастыря печальна: он снова приходит в упадок. Чтобы спасти монастырь, в 1806 году один из митрополитов преобразовывает его из мужского в женский. Примерно в 1880 году в обители была обнаружена икона Неупиваемая чаша, которая исцеляет от пьянства и от всяких вредных зависимостей.

Еще «прославился» монастырь своей настоятельницей Митрофанией, которая была сослана за попытку воровства чужого имущества в особо крупных размерах. Ее имя стало нарицательным, а ее образ использовали в своих произведениях Некрасов, Островский и Салтыков-Щедрина.

В 1919 году Владычный женский монастырь в Серпухове закрыт большевиками, и примерно в это же время чудотворная икона была утрачена, по всей видимости, сожжена. В советское время на территории находились склады какие-то и школа летчиков.

В 1995 году Владычный женский монастырь вернули церкви и отреставрировали. Сейчас вид его вполне ухоженный, хотя есть еще чем позаниматься реставраторам. Примерно в тоже время для монастыря сделали копию утерянной чудотворной иконы.

Для тех, кто не в курсе, поясню: сейчас есть два списка чудотворной иконы «Неупиваемая чаша». Один находится во Владычном монастыре, другой – в Высоцком. Но обе копии считаются равнозначными и тоже чудотворными.

Впечатления от посещения Владычного женского монастыря в Серпухове

Монастыри не для впечатлений внешних, а для внутренних ощущений. А ощущения от посещения обители ровные и спокойные.

Но есть несколько вещей, которые особо запомнились: как мы воду в монастыре набирали и как кошка в купель приходила пить. А еще запомнился огород на территории монастыря и павлины в загоне. Павлины особенно Танюшке понравились, хотя и взрослым тоже интересно было. Еще красиво смотрится монастырь со стороны воды, когда на пароходике плывешь, про который я в самом начале упоминал.

А еще запомнился двухэтажный старый дом советского периода, который на территории монастыря стоит. Получается, что люди, которые к монастырю, видимо, никакого отношения не имеют, живут фактически в монастыре. Там и белье сушится на улице, и коляска детская около подъезда стоит.

Как добраться до Владычного монастыря в Серпухове

От железнодорожного вокзала в Серпухове к монастырю ходят маршрутка с надписью «Октябрьская» и автобус №4. Ехать нужно до конечной остановки.

Форпосты Святой Руси. Серпухов. Владычный монастырь

В начале 90-х, когда началось возрожение монастырей в России, началась и монашеская жизнь во Владычном монастыре. Но путь к тому расцвету, в котором находится сейчас монастырь, опять же был долог. Восемь лет назад, 29 мая 2004 года, когда я была в монастыре первый раз, восстановительные работы еще шли полным ходом. За оглушительными звуками стройки мы плохо слышали экскрсию, которую проводила нам одна из монахинь. Но даже тогда, в полуразрушенном состоянии, обитель была необыкновенно красива и величава.
Теперь же я посетила монастырь 15 июля 2012 года во время поездки Серпухов — Давидова пустынь. Это была семейная поездка: четверо взрослых и наша маленькая София.
Владычный монастырь мы застали в самом процветающем состоянии.
Расскажу немного о монастыре. Монастырь небольшой, на его территории находятся несколько соборов, жилые и хозяйственные постройки, Святой источник. Территория очень зеленая, ухоженная, много цветов, деревьев, кустарников, есть маленький зоопарк.

Храмы Владычного монастыря:

  • Введенский собор, впервые построен в 1362 году при основателе преподобном Варлааме Серпуховском, в дальнейшем неоднократно перестраивался. Нынешний Введенский собор сооружен в правление Бориса Годунова.
  • Храм великомученика Георгия Победоносца (конец XVI века)
  • Храм святителя Алексия (XVII век)
  • Надвратный храм мученика Феодота Анкирского (1599)

Святыни монастыря:

    Чудотворная икона Георгия Победоносца, который особо почитается в этом монастыре.

  • Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваевая чаша». Вот к этой иконе и едут люди со всей России и зарубежья. Икона исцеляет от недуга пьянства, наркомаии, курения. В монастыре находится список с иконы. Оригинал был утерян в годы Октябрьской Революции.
  • Могила преподобного Варлаама, которая также обладает чудотворным действием.
  • В монастыре мироточит Крест Голгофа и практически все иконы Георгиевского храма (31 икона).
  • Монастырь принимает паломниц, желающих помолиться в нем и потрудиться. Ночлег и трапеза предосталяются бесплатно, если паломницы несут послушание. Всем желающим надо иметь при себе паспорт и желательно медицинскую книжку.
    В монастыре есть Иконная лавка, где можно купить иконы, различную духовную литературу, сувенирную продукцию, а также подать записки, заказать молебны на акафисте «Неупиваемая чаша» и др.

    При монастыре работает хлебопекарня и здесь можно купить очень вкусный хлеб и различные хлебобулочные изделия. Рекомендую!

    Введенский Владычний монастырь

    Введенский Владычний монастырь

    Один из самых древних монастырей России в наши дни находится в подмосковном Серпухове. По преданию, к святителю Алексию Московскому обратилась Сама Богородица и велела заложить монастырь на конкретном месте. Им стал сосновый бор у города Серпухова, на правом берегу реки. В 1362 году появился храм, а обитель получила название честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Святитель Алексий назначил настоятелем монаха Варлаама, прославленного Русской Церковью в лике преподобных. После смерти инок был по завещанию похоронен под папертью Введенского храма.

    Молитва во Введенском Владычнем монастыре на протяжении веков собирала иноков и мирян в Серпуховской обители. Во второй половины XIX века здесь произошло таинственное появление иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша». Парализованного отставного солдата-пьяницу во сне посетил первый игумен обители преподобный Варлаам. Он велел недужному идти в Серпуховский монастырь и отслужить молебен перед образом. Но когда солдат пришел в обитель, названной им иконы не обнаружилось.

    Лишь долгие поиски привели к тому, что в ризнице монастыря отыскали образ Божией Матери с надписью на обратной стороне «Неупиваемая Чаша». После молебна пьяница получил исцеление от паралича и навсегда потерял склонность к употреблению спиртного. С тех пор икона стала знаменита на всю Россию, и верующие возносят молитвы перед ней о себе и своих близких с просьбами в избавлении от пьянства.

    В советское время обитель была закрыта, храмы разрушены, икона «Неупиваемая Чаша утрачена, а территория преобразована в летное училище. Восстановление монастыря произошло лишь в 1995 году. С тех в обители действуют храмы Введения, Георгия Победоносца, святителя Алексия и мученика Феодота Анкирского. Как и прежде, верующие имеют возможность возносить молитву и обращаться за совершением треб во Введенский Владычний монастырь о своих нуждах.

    Образ «Неупиваемая Чаша» впоследствии был написан вновь, его список освящен и перенесен в мужской монастырь Серпухова. Тем не менее, таинственное явление иконы произошло именно во Владычней женской обители, и здесь по-прежнему почитают как святыню, так и событие ее возникновения.

    Введенский Владычный монастырь

    гостиница со сторожкой • корпус жилой • корпус келарский • корпус келейный • корпус настоятельский •

    корпуса служебные (пять) • колокольня • ограда с воротами и башнями (новая) • собор Введения в храм Пресвятой Богородицы (с приделом святителя Алексия) • ограда с четырьмя башнями • трапезная (новая) • флигель гостиницы • церковь великомученика Георгия со звонницей (и трапезная) • церковь мученика Феодота Анкирского (Спасская) надвратная

    Монастырь
    Владычный монастырь

    Введенский Владычный монастырь в начале XX века
    Страна Россия
    Город Серпухов, Октябрьская улица, 40
    Конфессия Православие
    Епархия Московская
    Тип женский
    Основатель митрополит Алексий
    Здания
    Статус Объект культурного наследия № 5010478000 № 5010478000
    Состояние действует
    Сайт инокини.рф
    Медиафайлы на Викискладе

    Серпухо́вский Влады́чный Введе́нский же́нский монасты́рь (в церковных кругах принято название Серпуховско́й Влады́чний Введе́нский женский монастырь) — монастырь Московской епархии Русской православной церкви. Один из самых древних русских монастырей, основан в 1360 году митрополитом Московским святителем Алексием [1] . Расположен в городе Серпухове.

    Содержание

    По легенде, основанию монастыря предшествовало особое изволение Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!» [2] [3]

    В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами преподобного Варлаама, келейника святителя Алексия и ставшего первым настоятелем Владычного монастыря [4] , через предстательство которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери Неупиваемая Чаша (ныне находится в другом серпуховском монастыре — Высоцком).

    К началу XVIII века монастырь имел многочисленные вотчины в Московском и Серпуховском уездах. В 1724—1727 годах был приписан к московскому Заиконоспасскому монастырю. В 1764 году, согласно манифесту Екатерины Второй о секуляризации монастырских земель, получил III класс. В 1806 году преобразован в женский монастырь, где в 1861—1874 годах настоятельствовала известная Митрофания (Розен).

    Упразднен и осквернён в 1920-е годы. Монахини были выселены, а в обители было организовано военное летное училище. За годы богоборческой власти здания в монастыре были разрушены.

    В 1995 году Священный синод благословил возобновление монастыря. Восстановительные работы продолжаются.

    • Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы впервые построен в 1362 году при основателе преподобном Варлааме Серпуховском, в дальнейшем неоднократно перестраивался. Нынешний Введенский собор сооружён в правление Бориса Годунова.
    • Храм великомученика Георгия Победоносца (конец XVI века)
    • Храм святителя Алексия (XVII век)
    • Надвратный храм мученика Феодота Анкирского (1599)

    В обители пребывают иконы с мощами святых Никиты Столпника и Лазаря Четверодневного, а также чудотворный образ Божией Матери «Всецарица».

    Храм Грузинской иконы Божией Матери

    сайт прихода Храма Грузинской иконы Божией Матери

    Новости патриархии

    Серпухов. Владычний женский монастырь

    Погостили несколько часов во Владычном женском монастыре г.Серпухова.

    Введенский Владычный монастырь – один из древнейших русских монастырей, он был основан в 1360 году Митрополитом Алексием, святителем Московским, который услышал глас от иконы Божией Матери: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом был указано и место для сооружения монастыря – «в пределе града Серпухова». Святитель, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы послал в Серпухов Преподобного Варлаама найти место для монастыря. Варлаам долго ходил в окрестностях Серпухова, наконец нашел место среди дремучего соснового леса на правом берегу реки Нары и остался здесь переночевать. В ночи он услышал необыкновенный звон и понял, что монастырь нужно строить именно здесь. Митрополит Алексий вскоре сам пришел осмотреть место и велел ставить здесь церковь, а Варлаама назначил строителем нового монастыря. Варлаам занимался строительством монастыря тринадцать лет, потом потерял зрение. Он прожил еще два года, а перед кончиной завещал похоронить себя на церковной паперти, чтобы всегда видеть храм Пресвятой Богородицы. По образу его чудесного видения и по распоряжению святителя Алексия была написана икона Введение Пресвятой Богородицы во святая святых. Эта икона помещена была в соборном храме и более пятисот лет являлась главной святыней храма и монастыря, почиталась всецерковно как чудотворная.

    В начале Х I Х века мужской Владычный монастырь был преобразован в женский, то есть в «девичий», первые монахини поступили сюда из московского Новодевичьего монастыря. В дальнейшем в монастырь поступали монахини из известных княжеских фамилий. К середине 19 века число сестер возросло до четырехсот. Продолжилось строительство монастыря, возводились новые храмы, каменные двухэтажные корпуса, гостиница на четыре с половиной тысяч человек. В монастырь приходило множество паломников для поклонения святыням, число паломников особенно возросло после явления в монастыре в 1878 году иконы Неупиваемая чаша.

    Это произошло при следующих обстоятельствах. Один крестьянин Тульской губернии, отставной николаевский солдат, имевший слабость к вину дошел до нищенского состояния, в довершение бедствия у него отнялись ноги. И вот бедствующему солдату привиделся во сне благообразный старичок, который велел ему идти в Серпухов во Владычный монастырь и отслужить молебен пред иконой Неупиваемая чаша. Крестьянин без ног и без гроша денег пополз на четвереньках по деревням в сторону Серпухова. По дороге просил милостыню. В одном месте старушка-крестьянка приняла его на ночлег, растерла ноги и уложила на печь. После этого он смог встать на ноги и с палкой продолжил нелегкий путь. Добравшись наконец до Владычного монастыря крестьянин рассказал монахиням о своем видении и просил показать ему икону Неупиваемая чаша. Иконы с таким наименованием никто в монастыре не знал, однако в Георгиевском храме нашли икону Божией Матери с изображением чаши, а на обратной ее стороне с удивлением прочитали: Неупиваемая чаша. В святом лике преподобного строителя Варлаама путник сразу же признал того старца, который явился ему во сне и поведал идти в Серпухов во Владычный монастырь. Много перестрадавший путник был исцелен, а весть о чудном явлении иконы быстро распространилась по Серпухову, дошла до других мест, к чудотворной иконе потянулись богомольцы. Чудотворная икона Неупиваемая чаша находилась в монастыре до 1919 года, а после его закрытия – в соборе Николы Белого. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

    С 1995 года идет возрождение Введенского Владычного монастыря.

    У входа в монастырь можно видеть изображение на церковной лавке: ангелы держат на руках Владычный монастырь – такое видение было строителю монастыря преподобному Варлааму.

    » data-medium-file=»http://yakshino.cerkov.ru/files/2014/11/0_3654a_d07cf1fd_XL-199×300.jpg» data-large-file=»http://yakshino.cerkov.ru/files/2014/11/0_3654a_d07cf1fd_XL.jpg» w /> Колокольня Георгиевского храма
    Георгиевский храм Георгиевский храм

    Ссылка на основную публикацию