Высоцкий мужской монастырь иконы «Неупиваемая чаша» в Серпухове

Высоцкий монастырь в Серпухове. Икона Богородицы Неупиваемая чаша

Чтобы совершить паломничество, ощутить благодать, прикоснуться к чудесам, которые щедро дарует нам Господь, не обязательно ехать за тридевять земель — в Палестину, Израиль, Турцию, Грузию и другие страны. Россия издревле считается осененной особой благодатью Всевышнего, и святых чудотворных мест, монастырей, икон явлено нам в изобилии.

Высоцкий монастырь

Неподалеку от Москвы, на окраине старинного города Серпухове, на высоком берегу реки стоит величественный монастырь. Издалека видны белокаменные стены и башни Высоцкого мужского монастыря, устремленные к небу главы соборов возвышающиеся над рекой и окрестностями. Серпуховский монастырь считается одним из наиболее древних не только в Подмосковье, но и во всей России. Он входит в число девяти обителей, основанных на земле русской по благословению самого Сергия Радонежского.

Строительство начал князь Владимир Храбрый, ближайший сподвижник и брат благоверного князя Дмитрия Донского.

По его просьбе Сергий Радонежский сам выбрал место для будущего монастыря — на красивом холме, который назывался «Высокое». По именованию места стали называть и Высоцкий монастырь в Серпухове. Сотворив молитву на месте, выбранном под строительство будущего монастырского подворья, преподобный Сергий уехал, оставив для ведения строительства своего ученика Афанасия. Он же возглавил новопостроенный монастырь.

В 1991 году настоятелем в открытом после многих лет упадка и гонения на религию советских времен монастыре стал архимандрит Иосиф. Его стараниями было возобновлено в храме служение чудотворной иконе, почитаемой в этой местности. Новый образ Неупиваемой чаши, взамен пропавшего был написан Александром Соколовым, известным иконописцем. Списки ее сегодня распространены в России и по всему миру. Многие из них известны и чудом мироточения.

Неупиваемая чаша

Высоцкий мужской монастырь, где ныне хранится чудотворная икона Неупиваемой чаши изначально не был местом ее обретения и почитания. С момента явления и до советских времен образ содержался в женском Введенском монастыре, также находящемся в Серпухове.

Явление Неупиваемой чаши относят к 1878 году. Тогда бывшему солдату был сон — к нему явился схимник, который велел идти из Тульской губернии, где он проживал, в Серпухов, чтобы помолиться образу Богородицы «Неупиваемая чаша». Бывший солдат был пьяницей, дошедшим до такой степени, что пропил все свое имущество, и даже лишился здоровья — обезножел. Трижды являлся к нему схимник, после чего измученный калека как мог пополз в сторону, указанную старцем. Но, добравшись до указанного монастыря, он не нашел названный старцем образ. Не сразу смогли найти его, висящим в проходе из собора в ризницу. На иконе действительно была изображена чаша, а в одном из ликов бывший солдат узнал схимника, являвшегося в снах.

Отстояв перед новоприобретенной иконой молебен, страждущий получил не только избавление от алкогольной зависимости, но и телесное исцеление, а слава о чудотворной иконе стала расходиться по городу и далеко за его пределы. К Неупиваемой чаше стремились одержимые грехом пьянства и члены их семей, желающие исцеления от страшного недуга. Множество людей возвращались в храм снова — вознести благодарность за свершившееся чудо исцеления.

Особым почитанием Неупиваемая чаша была окружена в Серпухове, где была расположена. При центральном храме города было основано общество трезвости, проводились молебны, читались акафисты, проводились беседы о нравственности.

Утрата и обретение иконы

Послереволюционные гонения на церковь сильно коснулись подмосковного Серпухова. Был закрыт Владычный монастырь. Чудотворную икону при закрытии переместили в Никольский кафедральный собор, который позднее был также закрыт, а все святыни — вынесены и сожжены. Явленная чудотворная икона и списки с нее исчезли.

Восстановление храмов и монастырей в Серпухове возродило память о почитаемой здесь иконе. Во вновь открытом в 1991 году Высоцком монастыре начались молитвенные служения образу. К сожалению, первообраз иконы так и не был найден — в 1992 году был написан новый, известный ныне всему православному миру.

По иконографии икону Неупиваемая чаша относят к древнейшему типу изображения человеческой фигуры (святых, мучеников, Богородицы) на иконах «Оранта» (от лат. Молящийся). Богоматерь изображена в традиционной позе заступнической молитвы — с поднятыми вверх раскинутыми руками.

По иконописному и сюжетному содержанию отмечают близость ее с другим чудотворным образом — Никейской иконой, прославившейся в начале IV века н.э. Благословляющий младенец Христос на иконе написан стоящим в чаше, а Богоматерь с воздетыми вверх руками, молящаяся за всех грешников и предлагающая им вместо низменных страстей припасть к источнику утешения и чистой духовной радости.

Паломничество к Неупиваемой чаше

Вопрос как доехать из Москвы в Серпухов не вызовет сложностей даже у людей, не обремененных опытом путешествий, расстояние невелико и все путешествие займет не более 2,5 -3 часов в одну сторону:

  • На автомобиле — от МКАД свернуть на трассу М2 (автодорога Крым) и доехать до Серпухова. Монастырь расположен на окраине города, у берега реки Нара. Чтобы добраться до него, от центральной площади поверните направо и следуйте по 2ой Московской улице до поворота на Большой Высоцкий переулок. Он приведет вас прямо к стенам монастыря.
  • Электричкой до ст. Серпухов можно доехать от Царицыно или с Курского вокзала. От станции автобусом No 20 до остановки «Высоцкий монастырь».
  • Автобусом No 458 на Серпухов или No 363 на Протвино от м. Южная. От автостанции местным автобусом No20 до остановки «Высоцкий монастырь».

Но лучше посетить Серпуховский монастырь и поклониться чудотворной иконе в ходе организованной поездки с паломнической службой Товия. Наша служба создана для обеспечения безопасности и комфорта паломников, решивших посетить святые места

России, ближнего и дальнего зарубежья, мы предлагаем:

  • поездки на комфортабельных автобусах;
  • сопровождение православного экскурсовода;
  • программы, учитывающую все особенности паломнических поездок.

Если вы впервые предпринимаете паломничество, поездка с паломнической службой Товия откроет вам мир духовного путешествия, поможет создать особый молитвенный настрой, позволяющий ощутить всю благодать, нисходящую на человека при поклонении святым местам. Православный экскурсовод ответит на все возникающие вопросы, окажет необходимую поддержку. Те, кто уже бывал в паломнических поездках, оценят удобство и комфорт, поддерживаемую в поездках атмосферу истинного православного путешествия.

В ходе однодневной поездки вы сможете:

  • посетить Высоцкий мужской монастырь и прикоснуться к его святыням;
  • отстоять молебен у иконы Неупиваемой чаши, испросить чудо исцеления от пагубного пристрастия к алкоголю (наркомании, табакокурению) для себя и своих близких;
  • посетить с экскурсией Введенский женский монастырь — место явления первообраза чудотворной иконы Неупиваемой чаши;
  • поклониться мощам преподобного Варлаама Серпуховского;
  • прикоснуться к благодати мироточивых икон,
  • посетить монастырь 16 века — Вознесенскую Давидову пустынь;

Чтобы принять участие в наших поездках, забронируйте место, воспользовавшись формой на сайте или свяжитесь с нами по телефону.

Высоцкий мужской монастырь в Серпухове

Монастырь в Серпухове потому и Высоцкий, что находится на месте, которое в старину называли Высоким. С него на десятки километров просматриваются и дороги, по которым из века в век наступали враги, и Соборная гора, на которой одновременно с монастырем — в 1374 году — затеяли строительство Серпуховского кремля. Чтобы благословить строительство, сам Сергий Радонежский пришел сюда пешком из своей лавры — а это, между прочим, около 200 километров! Увы, в 1930-е стены разобрали на стройматериал для московского метрополитена — станции Серпуховская.

Высоцкий монастырь разделил все тяготы и лишения со своей страной: и частые набеги неприятеля, и разорение, и подъем, и революционную ломку, и расстрелы, и возрождение. Удивительно, но именно после советского вторжения было соблюдено завещание одного из создателей, игумена монастыря Афанасия Младшего (14-й век). Дело в том, что изначально он просил похоронить его под лестницей Зачатьевского собора. Так и сделали. Спустя некоторое время царица Наталья Кирилловна, мать Петра I, лестницу разобрала, а на ее месте поставила часовню. Однако советские реставраторы решили, что та не представляет никакой ценности — да и снесли постройку, вернув на место лестницу.

В 1990-х тут возобновились службы. Высоцкий мужской монастырь в Серпухове считается местом исцеления — в частности, от алкогольной зависимости.

Адрес: Серпухов, ул. Калужская, 5/3

Координаты: 54.9015797, 37.4189457

Режим работы: 5:30–19:00 (пн.-сб.), 7:30–20:00 (вскр., праздники)

Официальный сайт: visotskymonastir.ru

Карта намоленных мест Подмосковья

Серпуховский кремль был задуман, чтобы противостоять набегам монголо-татар. Строить его начал хозяин этих мест князь Владимир Храбрый, двоюродный брат Дмитрия Донского. А где кремль — там и монастырь.

Князь пригласил благословить стройку своего духовника Сергия Радонежского. Тот пришел с учеником Афанасием. Нашли место на высотах побережья реки Нары и освятили тут будущий монастырь. Афанасий остался его наместником, но вскоре уехал служить в Константинополь, и на его место встал другой игумен — Афанасий Младший.

Когда Владимир Храбрый вернулся с Куликовской битвы, то велел похоронить останки серпуховских воинов на освещенном Сергием Радонежским месте и воздвиг над ними собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной (так звучит его полное название).

Монастырь не раз подвергался атакам врага. В 1918-м обитель заняли латышские стрелки — те, кто во время Первой мировой перешел на сторону большевиков. Они осквернили храм Всех святых, он же — семейная усыпальница местных предпринимателей и благотворителей Коншиных: выбросили мертвых на улицу. А под стенами монастыря устраивали расстрелы людей, которых подозревали в дезертирстве или пособничестве царской власти. Часть монастыря превратилась в изолятор для тех самых «пособников», часть — в коммунальные квартиры…

Сейчас обитель восстановлена.

Интересные факты

  • После смерти второй игумен монастыря Афанасий Младший стал почитаться верующими как чудотворец и небесный покровитель жителей Серпухова. В 1571 году случилось очередное нашествие — на город наступило войско крымского хана Девлета I Герая. И тогда, как гласит легенда, перед завоевателями вдруг возник святой Афанасий в образе грозного всадника с жезлом, на белом коне. Враг испугался и бежал.
  • В 1920-х закрылась соседняя женская обитель (там расквартировали военное училище), и монахинь перевели в Высоцкий мужской монастырь. Его настоятель архимандрит Пантелеимон переселился в верхние комнаты Покровского храма, братию же вынудили покинуть обитель, а их корпуса заняли те самые латышские стрелки. До 1931 года, пока архимандрита не арестовали, он упорно совершал богослужения, а монахини пели…
  • В начале XX века — вплоть до революции 1917 года — Высоцкий монастырь считался одним из самых благоустроенных во всей России.

Что посмотреть на территории монастыря

Храм во имя Всех Святых

Мимо храма во имя Всех Святых вы не пройдете мимо: его необычная архитектура сразу привлекает внимание.
Фото: Наталья СИДОРОВА, lori.ru

Необычная архитектура сразу привлечет ваше внимание, если пройдете всю территорию монастыря до конца. Храм построен в 1896 году на средства серпуховского фабриканта и мецената Николая Коншина по проекту архитектора Романа Клейна — именно он, к слову, построил в Москве Музей изящных искусств — нынешний Музей изобразительного искусства имени Пушкина на Волхонке. На нижнем этаже храма была семейная усыпальница Коншиных, которую разгромили латышские стрелки.

Зачатьевский собор

Своды и купола Зачатьевского собора переложены в 1697 году.
Фото: Наталья ВОЛКОВА, lori.ru

Своды и купола переложены в 1697 году на средства Льва Нарышкина, родного брата царицы Натальи Кирилловны и дяди царя Петра Великого.

Какие святыни хранятся

  • В Покровской церкви (чтобы попасть в нее, надо подняться на второй этаж) центрального храма находится знаменитая чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая Чаша». Ежедневно после литургии здесь служат молебны. Увы, оригинал иконы был утерян в советское время. Но в начале 1990-х по благословению был сделан список с этой иконы (ее воспроизведение), и он тоже считается чудотворным. Автор этих строк видела у храма молодого человека, который признался, что пил по 1,5 литра водки в день, но когда начал усердно молиться перед «Неупиваемой Чашей», так в сторону бутылки глядеть не может. «Надеюсь, это навсегда», — добавил он и пошел мыть в храме пол.

В день празднования иконы «Неупиваемая Чаша» в Серпухове устраивают крестный ход.
Фото: Дмитрий НЕУМОИН, lori.ru

  • Мощи игумена обители Афанасия Серпуховского Младшего, которые были обретены в 1990-х годах. Их рака — слева от алтаря Покровского придела храма.
  • Икона преподобного Сергия Радонежского. Ее привезли из Троице-Сергиевой Лавры. Икона была написана на крышке его деревянной раки, в которой находились мощи преподобного.
  • Необычная икона — голова Иоанна Предтечи, сделанная объемно. Во лбу есть частица мощей святого.

Расписание служб

6:00 Утренние молитвы, полунощница, утреня
8:00 Молитвы к исповеди, часы, Литургия
По окончании Литургии служится панихида (или отпевание)
Затем молебен перед Чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и другие заказные молебны
17:00 Вечерня
21:00 Повечерие (для братии), вечерние молитвы для паломников

Экскурсии для паломнических групп проводятся по окончании молебна до 14:00 (по предварительному заказу в иконной лавке).

В колокольне есть небольшая чайная, где можно быстро и недорого перекусить, там же всегда есть монастырская выпечка. Работает с 10:00 до 16:00.

Экспертное мнение

Кирилл Соловьев, кандидат культурологии:

«Высоцкий монастырь был центром книгописания»

— В Византии существовала традиция: в городских монастырях писали книги. Позже она появилась на Руси, и первым ее перенял именно Высоцкий монастырь — он стал центром книгописания. Здесь же сформировался особый стиль иконописи — высоцкий чин, в котором выполнены семь икон деисусного (второго) ряда иконостаса в Зачатьевском соборе монастыря. Считается, что стиль письма оказал сильное влияние на иконописца Андрея Рублева.

Интересно, что Высоцкий монастырь входил в число так называемого государева богомолья: это был один из монастырей, куда монархи любили приезжать на службы. Для них здесь возвели Царские палаты, которые мы можем видеть и сейчас. Кроме Высоцкого, они сохранились только в Троице-Сергиевой Лавре и в Саввино-Сторожевском монастыре.

Икона Божией Матери
«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

18 мая — празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Православные верят, что этот образ дарован Богом для спасения, исправления и исцеления пьяниц.

Явление святого образа Божией Матери «Неупиваемая чаша» произошло в 1878 году.

Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери быстро распространилась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» совершались молебны, завершавшиеся нравственными беседами.

Сами одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, а многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Небесную Владычицу.

По иконографии икона «Неупиваемая Чаша» относится к одному из древнейших типов изображения Божией Матери, называемому «Оранта», то есть «Молящаяся», – когда Богородица изображается с воздетыми руками. В русской традиции эта иконография получила также название «Знамение». Отличием иконы является изображение Богомладенца не на руках Пресвятой Девы, а стоящим в Чаше.

Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения. А Матерь Божия с воздетыми руками выступает молитвенным ходатаем за род человеческий. Иконой этой свидетельствуется, что нет другого, более верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как через Причащение Святых Христовых Таин.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» была обретена в 1878 г. в Серпухове и находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия советской властью – в кафедральном соборе Николы Белого в Серпухове. В 1929 году Никольский собор был также закрыт. Все иконы после закрытия Серпуховских монастырей сожгли на берегу реки Нара. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и несколько списков с нее бесследно исчезли, молебные служения пред чудотворным образом прекратились.

Сейчас существуют два почитаемых чудотворных списка с иконы. Оба находятся в Серпухове — один в Высоцком мужском монастыре , другой — во Владычном женском монастыре .

В Высоцком мужском монастыре, список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша» был написан в 1993 году, через два года после открытия монастыря. Это послужило началом возрождения почитания этой иконы после долгих лет богоборчества.

Образ «Неупиваемая Чаша» находится в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря . Список тоже чудотворный, перед ним неугасимо горит лампада как символ всех молитв к Божией Матери.

Серпухов. Высоцкий мужской монастырь

Высоцкий монастырь под Серпуховым. Интерьер храма

Чудотворная икона Богоматери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Ежедневно в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря перед чудотворным образом совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед ее святой иконой.

А в 1996 г. сразу по возрождении Владычного монастыря со старой фотографии чудотворной иконы был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша» и освящен в том месте, где больше столетия назад явилась икона, и сейчас проводится почитание иконы так же, как и прежде. При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника. Икона находится в Георгиевском храме Серпуховского Владычнего женского монастыря. Она периодически мироточит с 19 августа 2000 года. Некоторые люди и целые паломнические группы свидетельствуют, что иногда глаза Богоматери становятся как живые: щурятся или открываются шире. Такое необычное явление дважды было зафиксировано и на фотографиях. Поклониться Матери Божией едут со всех уголков России и других стран.

Владычный монастырь. Серпухов

Славится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем . Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.

К сожалению неизвестен тот день, в который была явлена икона. В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября (ст.ст.) / 10 декабря (н.ст.) в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как эти иконы схожи по иконографии.

В конце XX века, когда было восстановлено почитание иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 18 мая (н.ст.), так как иконы была явлена через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая (н.ст.).

Сейчас во Владычнем монастыре по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия наряду с общецерковным почитанием возрождается традиция празднования иконы «Неупиваемая Чаша» 10 декабря (н.ст.), как это было в XIX веке.

Тропарь, глас 4
Днесь притецем вернии / к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, / напояющей верных сердца / небесною неупиваемою чашею Своего милосердия / и людям верным чудеса показующей. / Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: / Владычице Премилостивая, / исцели наша недуги и страсти, / моляще Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 6
Бысть чрево Твое святая Трапеза, / имущая Небеснаго Хлеба, / Христа Бога нашего, / от Негоже всяк ядый не умирает, / якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.

Стихира по 50-м псалме, глас 6
Днесь Владычицы чудотворная икона прославляется, / днесь вернии на молитву пред нею отовсюду собираются, / днесь и маловернии помыслми покаяния озаряются, / силы Небесныя о славе Пречистыя радуются, / мы же, яко Ангелом научихомся, тако вопием: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / благословена Ты в женах, / благословено Твое к нам милосердие, / благословен Плод чрева Твоего, слава Тебе.

Молитва
О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.
О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.
Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.
Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.
Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

Высоцкий монастырь

Православный мужской Высоцкий монастырь расположен в городе Серпухове и известен с 1374 года. На левом берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, стоит этот монастырь уже несколько веков, несмотря на все исторические перипетии, и по-прежнему является духовным центром, местом паломничества и укрепления веры. Название «высоцкий» происходит от самого места, где был заложен монастырь — высокий холм в Серпухове.

История монастыря

Основание монастыря совпало с нелегким, но героическим временем возрождения русского национального самосознания.

В 1374 году серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый, двоюродный брат Юрия Долгорукого, решил построить в родном городе новый православный монастырь. Преподобный Сергий Радонежский лично одобрил выбор места и благословил князя на строительство. Кроме того, прибывший вместе с Сергием Афанасий, его ученик, остался в Серпухове по просьбе князя, чтобы руководить организацией монастыря.

Афанасий стал и первым игуменом Высоцкого монастыря. Вся эта история была подробно описана на стене Церкви Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, которая входила в монастырский комплекс до 1967 года. Практически сразу после благословения на месте будущей обители была выстроена деревянная церковь.

Строительство храма Зачатия Пресвятой Богородицы

Князь никогда не жалел денег на строительство. После победы русского войска на Куликовом поле, где князь Владимир Храбрый отличился особо, был построен первый каменный храм Зачатия Пресвятой Богородицы. Храм поставили над братской могилой погибших на Куликовом поле серпуховчан.

Сожжение монастыря

Город Серпухов всегда занимал приграничное положение, первым отражая атаки Орды. Фактически, это была крепость. Когда в 1382 году хан Тохтамыш решил отомстить за поражение на Куликовом поле, первый удар получил именно Серпухов. Монастырь был разграблен и сожжен.

Строительство нового храма

Чуть позже была сожжена и Москва. К сожалению, ордынские набеги не закончились с Куликовской битвой и продолжались еще столетие. Монастырь, как и большинство православных монастырей, пришел в запустение, и возрождаться стал лишь при Иване Грозном в 16 веке. Старый Зачатьевский храм был разрушен, а на его месте построен новый, который и дожил до наших дней.

Смутное время

В начале 17 века наступили тяжелые времена для всей Московии. В историю это время вошло под названием «Смутное». Монастырь не раз подвергался набегам ногайских татар, поляков и запорожских казаков. Лишь при царе Алексее Михайловиче Романове здесь заново возвели монастырские стены, Церковь Покрова и обновлен Зачатьевский храм.

XIX — XX века

С начала 19 века монастырь активно строился. Была сооружена трехъярусная колокольня с Трехсвятительским храмом на втором ярусе, построены трапезные и величественный храм Афанасия Афонского и Сергия Радонежского. С 1823 по 1826 год здесь жил знаменитый прорицатель Авель. Записей его прорицаний не сохранилось, но известно, что по просьбе Павла первого Авель записал свои предсказания о судьбе династии и России.

Пророчества спрятали в ларце, и император приказал открыть их ровно через 100 лет после своей смерти. Что было в тех записях и насколько они соответствовали действительности, сказать сложно. Но таинственность породила множество слухов и Авелю приписывали предсказания обо всех важных событиях в истории России.

После Октябрьской революции монастырь, как и тысячи других обителей, был расформирован, уничтожены иконы и колокольни, а в монастыре в разное время располагались казармы латышских стрелков, концлагерь, военное училище, склады и коммунальные квартиры.

Очередное возрождение монастыря началось после развала СССР. В 1991 году начались восстановительные и реставрационные работы, а в 1994 году обитель обрела мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего. Этот настоятель не только внес огромный вклад в развитие монастыря, но и не раз защищал Серпухов от многочисленных набегов вместе с жителями города.

В 2002 году прошло торжественное освящение главного храма – Зачатьевского собора.

Высоцкий монастырь сегодня

Древняя обитель переживает сейчас второе рождение. В монастырский комплекс входят шесть действующих храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех Святителей, в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Еще в трех продолжаются реставрационные работы. Также в монастыре находится одна из копий с иконы «Неупиваемая чаша», в которую вставлен ковш с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Чтобы помолиться об исцелении, в монастырь приезжают паломники и верующие со всех концов России.

Монастырь на карте

  • Официальный адрес монастыря – Город Серпухов, улица Калужская, д 5/3.

Как добраться

  • Добраться до Серпухова из Москвы можно либо на электричке с Курского вокзала, либо на автобусе со станции метро Южная.
  • От вокзала в Серпухове до монастыря едут автобусы №8,№3, №20.
  • Можно доехать и на маршрутном такси с названием «Высоцкий монастырь».

Часы работы и расписание богослужений

  • Монастырь открыт для свободного посещения круглый год. В будние дни можно посетить храмы с 5.30 утра до 19.00. В выходные и праздничные дни монастырь открыт с 7.30
  • Богослужения в монастыре проходят по так называемому полному суточному кругу: в 6.00 утренняя молитва, в 8.00 молитвы к исповеди и Литургия, затем до 17.00 проходят панихиды, заказные молебны, в 17.00 вечерняя молитва, и в 21.00 вечерняя молитва для монахов и паломников.

Стоимость посещения

  • В иконной лавке монастыря можно заказать экскурсию, которую проведут братья монастыря. Можно остановиться в монастыре на несколько дней. Для проживания паломникам предоставляют отдельные кельи.
  • За сутки с паломников просят пожертвование на развитие монастыря. В монастыре можно вкусно и недорого перекусить в чайной, а пообедать и поужинать можно в трапезной паломнического корпуса за символическую плату в 100 рублей.

В монастыри Серпухова стоит приехать не на один день. Чтобы почувствовать атмосферу монашеских будней, лучше понять людей, посвятивших свою жизнь служению Богу, нужно остаться здесь хотя бы на пару дней.

Но совсем не обязательно быть верующим, чтобы посещать такие места. В православных монастырях и храмах сосредоточена вся история и культура нашей страны. И это тоже хороший повод, чтобы приехать сюда хотя бы на пару дней.

Высоцкий мужской монастырь (Серпухов)

Высоцкий монастырь — православный монастырь в городе Серпухов, Московской области. Возобновлен в 1991 году. При монастыре действует гостиница для паломников.

Содержание

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов.

Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого.

Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции. Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. трапезной церковью.

В 1387 г. для составления «Ока церковного» — единого Устава Русской Церкви по благословению преподобного Сергия преподобный Афанасий отбыл в Царьград, где, завершив свой труд, в 1401 г. скончался.

Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.

По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. В 1414 г. он перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где в послушании у него семь лет пребывал преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 г. преподобный Никита отправился на север, и в 1426 г. в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.

Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Сер-пуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.

Весной 1571 г. к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Не подготовленный к нападению, царь Иван Грозный спешно бежал со своими опричниками из города. Татары пожгли и разорили город и всю округу, осквернили храмы. Монастырь на Высоком также был разграблен и предан огню. Много бедствий обитель претерпела и в Смутное время.

Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е гг. вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.

К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату.

С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил святитель Филарет, митрополит Московский.

В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г. воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г, на средства фабриканта Н.Н.Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И.Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.

К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.

25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.

24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П.

Современное состояние

В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме.

В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.

В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Сегодня монастырь насчитывает 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы».

Серпуховский монастырь Неупиваемая чаша — история, чудотворная икона, как добраться

Когда человеку некуда и незачем идти, когда все вокруг в угарном тумане и кажется, что жизнь закончена, он обращается к Богу. Такие люди едут в Серпуховский монастырь «Неупиваемая чаша» за помощью, за благословением, за другой жизнью. Мужской монастырь, в котором находится икона «Неупиваемая чаша», избавляющая от алкоголизма. Поток людей, которые хотят покончить с алкоголем и наркотиками, неиссякаем. Люди пишут и говорят о том, как помогла им икона.

История Высоцкого Серпуховского монастыря

В 1373 году Рязанское княжество было жестоко атаковано татарами. После этого было принято решение, укреплять стены и ставить монастырь. Основал монастырь князь Владимир Храбрый. Благословил Сергей Радонежский. Вначале все строения были деревянными. С годами монастырь рос. Радонежский продвигал в монастыре военное искусство.

Постепенно воины Серпуховского монастыря стали самыми сильными, которых нельзя было победить. За свою долгую историческую жизнь монастырь был несколько раз разорен и снова восстановлен. Монастырские крестьяне были освобождены от пищального налога. В наше время его можно назвать-торговым.

В монастыре имелась богатейшая ризница. Среди прочих ценностей, там были семь икон, которые в наше время, можно увидеть в Третьяковской галерее и в Русском музее. Становлению монастыря помогали два Афанасия. Старший-ученик и любимчик Радонежского, очень много сделал для монастыря. Он занимался не только строительством, но и внес многие духовные правила, приобретенные в Троицкой Лавре.

Затем, когда старший Афанасий ушел в Константинополь, обитель была поручена Афанасию Высоцкому. Молодым ушел Высоцкий из жизни, но много успел сделать для духовной жизни монастыря, стоящего на берегу реки Нары. К тому же в истории прославился чудотворениями. По завещанию, Афанасий Высоцкий, был похоронен под лестницей храма. Спустя 600 лет, его останки были обретены. В наше время святые мощи хранятся в Покровском храме.

В конце 18го века, вся площадь монастыря была обнесена каменными белыми стенами и конусообразными башнями. После реконструкции в 19 веке, все строения приобрели классическую красоту.

Видео: История Серпуховского Высоцкого мужского монастыря

Чудотворная икона «Неупеваемая чаша»

В 1991 году началась реконструкция храма. Были возвращены и реставрированы многие иконы. Вернулась икона «Неупиваемая чаша». В 1992 году икона была вновь написана иконописцем Александром Соколовым. Находится икона тоже в Покровском храме. Чудеса исцеления этой иконой передают из уст в уста. С каждым годом, таких историй все больше. Но самой первой и чудесной, которая положила всему начало, была история о солдате.

Опустившийся от пьянства, совсем обезноживший солдат, во сне увидел кого-то. И этот неизвестный приказал идти солдату во Владычный женский монастырь и взять икону Богородицы. А идти солдатик уже не может. Пополз. И чудо — дополз. По указанию старца из сна, икона Богородицы с чашей, была найдена в темных коридорах. И солдатик стал молиться и исцелился полностью, вдохновляя своим примером окружающих.

В старце, который приходил к нему во сне, солдат узнал святого Варлаама-строителя. Тогда-то и стало всем ясно, что исцелился солдат по велению Божьему.

С тех пор потянулись паломники и желающие исцелиться от пагубной зависимости. И раньше и сейчас, сила иконы не подвергается сомнению. Люди, которые потеряли всяческую надежду, получают исцеление, как веточку жизни.

Видео: О чудесах иконы Неупиваемая Чаша в Серпухове

Стоимость треб в Серпуховском монастыре

Цены на требы в монастыре «Неупиваемая чаша», значительно ниже столичных. Заказать требу можно на официальном сайте Серпуховского монастыря и оплатить онлайн. Конкретно цены на данный момент можно узнать по телефону монастыря. Или посмотреть прейскурант, который всегда висит на видном месте.

По будням обитель открыта для посещений с 5-30 до 19-00. В праздничные дни с 7-30 до 20-00. Перекусить можно в трапезной. Она работает с 11-00 до 14-00.

Как добраться до монастыря

Добраться до монастыря можно как на автомобиле, так и на общественном транспорте. На автомобиле нужно ехать по Симферопольской трассе. Затем съехать на Борисовскую. После первого перекрестка со светофором-налево, на улицу Центральную, затем направо, на улицу Прогонная. Выехать на улицу Вторая Московская и примерно через 300 м, поворот на Большой Высоцкий переулок. В любом случае, на подъезде к Серпухову, будет большое количество указателей. Так как в монастырь поток людей не иссякает.

Прибывшие на Серпуховский вокзал, до монастыря могут добраться на маршрутном такси. Маршрут заканчивается у ворот монастыря.

Серпухов — Давидова Пустынь. Чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша»

Приглашаем Вас в паломническую поездку к иконе «Неупиваемая чаша» в Серпухов!

Явление первообраза иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом».

Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова. Придя в монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу, на ней есть изображение чаши. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно было и то, что в лике на раке преподобного Варлаама, недугующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.
Множество списков с иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» распространены во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением и кровотечением, что является видимым знаком Божественной благодати.
Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. В сердцах верующего народа чудотворная икона Богоматери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Матерь Божия, воздев Свои Пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет помочь спастись и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещая, что Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Серпухов – это это город с богатой историей. Расположенный на окских рубежах и служивший крепостью в период длительной борьбы с монголо-татарскими и польско-литовскими завоевателями, он долгое время оставался надежным форпостом Московского княжества. Во время автобусно-пешеходной прогулки по Серпухову мы побываем на Красном холме с сохранившимися фрагментами кремля и крепостных стен, осмотрим Троицкий собор XVIII в., увидим ожерелье посадских церквей (XVII-XIX вв.) – Ильинской, Успенской, Троицкой, удачно расположившихся на Ильинской горе. Дойдем до кафедрального собора Николы Белого; полюбуемся на старинные купеческие особняки и памятники промышленной архитектуры XVIII-XX вв., посетим действующий Владычный женский монастырь (XIV в.) в Занарье, а также посетим Высоцкий мужской монастырь.

Встреча у м. Добрынинская кольцевая в 7:20.
Отправление из Москвы в 7:35.

Икона Богородицы «Неупиваемая чаша»

Здесь Вы можете заказать молебен и (или) церковную требу перед иконой «Неупиваемая Чаша»

Перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» молятся:

Икона Богородицы «Неупиваемая Чаша»

Во второй половине XIX века жил в Тульской губернии отставной солдат-крестьянин. Вернувшись из армии, воин беспробудно пил. Недуг довел мужчину до того, что его ноги разбил паралич, а он потерял способность ходить. Но пить от этого не бросил.

Однажды во сне к солдату пришел старец-монах. Он повелел пьянице идти в Серпухов, где находился Введенский Владычний монастырь. В обители мужчине нужно было попросить совершить молитву у иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша». Старец обещал недужному исцеление, но тот не сразу отреагировал на чудесное явление. После третьего раза крестьянин ползком отправился в обитель. Когда отставной солдат оказался в монастыре и рассказал о необычном видении, монахини не сразу поняли, о какой иконе идет речь. По всем комнатам обители начался поиск святыни. Наконец, в ризнице был найден образ Божией Матери с надписью на обратной стороне «Неупиваемая Чаша». Пока шли поиски, крестьянин понял, что во сне к нему приходил святой Варлаам, основатель Владычнего монастыря. Этим рассказом он также удивил сестер обители.

После молитвы у иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша» все случилось так, как и было предсказано: пьяница перестал пить, а ноги его стали совершенно здоровыми. С тех пор началось всенародное почитание святыни. При кафедральном соборе Серпухова открылось братство трезвости, и каждое воскресенье у иконы совершались молебны с прошениями в избавлении от пьянства. После богослужения проводились нравственные беседы, направленные на искоренение в верующих тяжелого недуга. Икона стала настоящим духовным символом борьбы с алкоголизмом, а в наши дни перед ней стали молиться и об избавлении от наркотической зависимости.

Считается, что икона «Неупиваемая Чаша», несмотря на ее обретение в России лишь в XIX веке, имеет очень древнее происхождение. В Никее IV веке существовал образ под названием «Бысть чрево Твое Святая Трапеза». В 304 году во время штурма города один из воинов по имени Константин, разбил и растоптал икону, придя в отчаяние. Он был уверен, что Бог и Богородица оставили греков. Но уже ночью воину явилась Владычица и предупредила: за кощунственные действия Константина ждет смерть. На следующий день он погиб. Об этом событии узнали участники православного собора в Никее в 325 году. С тех пор иконе было установлено почитание.

Требы совершаются в Высоцком мужском монастыре Серпухова.

Молитва перед иконой Богородицы “Неупиваемая чаша”

О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.

О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.
Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.

Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.

Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

Владычный монастырь в Серпухове: чудотворная «Неупиваемая чаша» и павлинье царство

Владычный Введенский женский монастырь – один из самых древних русских монастырей, почти ровесник Троице-Сергиевой Лавры, был основан в 14 веке митрополитом Московским Алексием. Тысячи паломников каждый месяц приезжают сюда приложиться к святыням, попробовать вкусную монастырскую выпечку и увидеть живой символ города – павлина. Корреспондент РИАМО отправилась на экскурсию в Серпухов вместе с проектом «Цвет настроения – лето» от Центральной пригородной пассажирской компании.

Святой Варлаам и легенды монастыря

Одну из древнейших православных обителей Руси — Введенский Владычный монастырь — в 1360 году основал Митрополит Алексий, святитель Московский и чудотворец всея Руси. По легенде, он услышал голос, исходящий от иконы Божьей Матери, который повелел ему основать святыню на живописном берегу речки Нары.

Первым его настоятелем стал Преподобный Варлаам, келейник святителя Алексия. Именно он был отправлен в Серпухов митрополитом Алексием для поиска места под будущий монастырь в честь Владычицы Богородицы и назначен его строителем.

Изначально монастырь был мужским и преобразован в женский лишь начале 19 века.

За свою историю обитель много раз оказывалась в центре знаковых для Руси событий. Так, в 1598 году она была пристанищем для воинов Бориса Годунова, готовившихся к сражению с крымскими татарами. Согласно другому преданию, сам Святой Георгий Победоносец явился на белом коне, чтобы защитить обитель, и враг отступил.

В начале 20 века на территории монастыря было создано военное летное училище «Авиагородок» с казармами и офицерскими общежитиями.

С 1995 года в обители возрождена монашеская жизнь. Сейчас это место паломничества тысяч верующих, которые приезжаю поклониться святыням со своими просьбами, а также приобщиться к монастырской жизни.

«Неупиваемая чаша» и розовые кусты

Почти вся территория монастыря засажена ароматными розовыми кустами, за которыми ухаживают сестры.

Здесь располагаются Введенский собор, храм Георгия Победоносца со звонницей, храм святителя Алексия и надвратный храм мученика Феодота Анкирского.

В центре монастырской площади есть освященный источник, где каждый желающий может попить святой воды и взять ее с собой. По вечерам можно полюбоваться красивой подсветкой сооружений и Святых врат – главного входа в монастырь.

Подмосковные святыни исцеляют людей от алкоголизма, бесплодия и рака

Удивительные места, где происходят настоящие чудеса, рассыпаны по карте Московской области. Чудотворные иконы, целебные источники, мощи святых – прикоснуться к ним спешат паломники и туристы со всего мира. Одни просят о долгожданном ребенке, другие об излечении от смертельной болезни, а кому-то необходимо спасти семью от распада. Люди начинают верить в чудо, когда все другие способы уже испробованы. И оно случается! Всю правду о святых местах нашего края выяснил корреспондент «Подмосковье сегодня».

За детьми — в Давидову Пустынь

Одно из самых загадочных мест — Вознесенская Давидова пустынь — находится недалеко от Чехова, в поселке Новый Быт. Обитель основал на берегу реки Лопасни преподобный Давид Серпуховской, чудотворец. Преподобный вел праведную жизнь, служил Богу, а после своей смерти стал являться людям и исцелять их. Говорят, помогает святой людям и сегодня. Тысячи паломников едут к одной из самых почитаемых святынь монастыря – мощам Давида.

— У мощей молятся о появлении детей. Недавно на православной выставке подошла женщина — поблагодарить, сказала, что по молитвам преподобного смогла забеременеть, — рассказывает экскурсовод Давидовой пустыни Елена Галина.

Еще одна история: священнику пустыни позвонили родственники роженицы и сказали, что роды тяжелые, будет кесарево. Батюшка стал читать молебен преподобному Давиду, и через некоторое время ему сообщили, что женщина родила сама.

В пустынь также приезжают помолиться у мощей преподобного Моисея Угрина. Святого просят об избавлении от измен.

— У нас была прихожанка, ее муж хотел разводиться, ему нравилась другая. Она приезжала к мощам, читала молитвы, молилась дома. Вскоре муж перестал вспоминать соперницу, брак уцелел, — делится чудесными историями экскурсовод.

Недалеко от монастыря, в селе Талеж, находится подворье пустыни, тут бьет целебный источник родниковой воды. Здесь построены храм и две купальни – мужская и женская.

— Недавно женщина привозила в купальню своего мужа, больного алкоголизмом. Говорит, что он окунулся, и после — ни капли, вот такое чудо! – радуется Елена.

«Неупиваемая чаша» лечит алкоголиков

В Серпухове, на берегу Нары, возвышается Высоцкий мужской монастырь. Его основали по благословению Сергия Радонежского. В Покровском храме монастыря находится знаменитая на весь мир икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». История иконы такова: отставной солдат, крестьянин Тульской губернии, страшно пил, у него даже отнялись ноги. Однажды крестьянину приснился сон, в котором явился старичок и сказал, чтоб страждущий шел в Серпухов, в храм, нашел там икону и помолился ей. Тот так и сделал, и с тех пор перестал пить.

Сегодня икона помогает миллионам людей, страдающим алкоголизмом, наркоманией, курением. Она вся увешана драгоценными колечками, цепочками, их приносят люди в благодарность.

— Мой муж погибал от пьянства. Сюда приехал сам, много молился. Привез маленькую икону «Чаши» домой, мы вместе читали акафисты перед ней. Он не пьет уже 7 лет, мы счастливы, — рассказывает Наталья Клеменко.

Есть в монастыре специальная книга, в которую записывают свидетельства тысяч исцелений, вот одно из них: «Если честно, не верил, что помолюсь у «Неупиваемой Чаши» и смогу бросить курить. Но так и случилось. Это просто чудо, ведь я курил десять лет, а теперь уже два года не притрагиваюсь к сигарете. Игорь Литвиняк, Домодедово».

Есть свидетельства, что икона помогает исцелять болезни, решать квартирные вопросы.

— Семь лет мы не могли разменять трехкомнатную квартиру, жили в каждой комнате по семье, очень тесно. Я поехала в Высоцкий монастырь от отчаяния, помолилась у иконы. А когда ехала обратно домой, в Балашиху, мне позвонил риелтор и сказал, что нашел, наконец, устраивавший всех обмен, — рассказывает Светлана Пермякова. – Тогда я поверила в силу наших святынь.

В Раменском районе, в поселке Удельная, стоит Троицкий храм. В нем собрано множество святынь, среди них иконы Божией Матери «Казанская», «Почаевская», иконы святителя Николая Чудотворца и великомученика Пантелеимона, икона преподобного Серафима Саровского с частичкой мантии.

— Наши прихожане жили недалеко от храма. Обстоятельства вынудили их переехать, новое место жительства им совсем не нравилось. Они стали приезжать в храм, молились у икон, и чудесным образом опять купили жилье недалеко от прежнего места, — рассказывает протоиерей, настоятель храма Вадим Суворов.

По словам отца Вадима, у иконы Серафима Саровского, к примеру, просят детей. И многие бесплодные по приговору врачей пары рожают ребенка, и не одного. Удивительной историей об иконе святого поделился прихожанин Андрей Червяков.

— Однажды я был в селе Петровское Щелковского района, в Спасском храме. Там была икона этого угодника. Вдруг я увидел какие-то подтеки на ней, — рассказывает Андрей. – Сначала я не поверил, что это миро, достал фотоаппарат, у меня тогда была «мыльница», и через объектив уже явно увидел капли. Откуда они могли взяться на сухом дереве старой иконы?

— Бывает, люди прямо требуют у икон чуда и, конечно, не получают его. Не нужно требовать, нужно просто жить и верить, что Бог поможет в трудной ситуации, — считает отец Вадим.

«Всецарица» — защитница онкобольных

Деревянная Вознесенская церковь построена в Звенигороде еще в XVI веке. Потом рядом с ней построили каменную, но в начале войны ее полностью разобрали, остался только холм. В 2003 году стали строить новый храм. Вскоре он был возведен, с тех пор его двери открыты для прихожан, причем в стенах церкви постоянно случаются чудеса.

— Как-то по окончании службы я разговаривал с помощницей, что хорошо бы нам приобрести в храм икону «Всецарица». Но как это сделать, не представлял, — рассказывает настоятель храма, священник Василий Лосев.

Вскоре после этого разговора, который никто не слышал, в Великий пост к батюшке подошли прихожане и сказали, что едут в один из монастырей на горе Афон и хотят привезти копию иконы «Всецарица». Так и сделали. Теперь икона, написанная афонскими монахами, живет в храме.

— Этой иконе молятся, в частности, об исцелении от онкологических заболеваний, — объясняет священник.

— Врач поставил мне неутешительный диагноз – рак желудка. Сначала я отчаялась, потом стала каждый день молиться иконе Божией Матери «Всецарица». Лекарства, конечно, тоже принимала. Сейчас болезнь отступила, — рассказывает прихожанка храма Ирина Волкова. – Я верю, что мне помогли не только лекарства, но и молитвы.

Также батюшка рассказал, что, по его мнению, всякая икона является чудотворной, так как на ней изображен образ того, кому мы молимся. Главное, обращаться к святыне с верой.

— Можно молиться и обычной календарной иконе. Я даже видел, как такие иконы мироточат, — говорит отец Василий.

И добавляет, что без веры никакие исцеления невозможны.

— А то сейчас модно стало — пришел, свечку поставил и все. Или говорят Богу: сделай так, чтоб я выздоровел, а я за это 40 свечей поставлю. Это магия, а не вера. Исцеление придет по вере, по честной жизни, — поясняет настоятель.

Матрона помогает в неурядицах

Троицкий собор в Подольске построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Собор — сердце города, он единственный храм в Подмосковье, построенный в стиле классицизма. В храме много святынь, среди них икона новомучеников Подольских, «Неупиваемая Чаша», два мощевика с частицами мощей 140 святых. Одна из главных святынь — Иерусалимская икона Богоматери. С ней связана не одна чудесная история. В 1866 году, когда в Подольске была страшная эпидемия чумы, из Бронниц принесли эту икону, стали ходить с ней по городу. Эпидемия стала чудесным образом угасать. В благодарность Божией Матери подольчане заказали иконописцу написать такую икону для своего храма.

— К Божией Матери наши прихожане обращаются и в радости, и в горе. Явных случаев чудес я не знаю, но это не говорит о том, что их нет. Многие просто не рассказывают о них, боясь потерять, — считает священник Владимир Тимченко.

Молятся в храме и блаженной Матроне, здесь хранятся частицы ее мощей. Святая помогает в любых жизненных неурядицах, по ее молитвам многие получили исцеление, долгожданную беременность, решение житейских проблем.

— Однажды мой девятимесячный внук, учась ходить, упал. Было сотрясение мозга, сильный ушиб. Я принесла его шапочку, прислонила к мощам Матроны, внук быстро пошел на поправку, — рассказывает прихожанка Татьяна Авдеева.

Ссылка на основную публикацию