Высоко-Петровский мужской монастырь в Москве

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь

Современное положение

В 1950-х гг. в монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время. В 1990-х г. обитель вновь была открыта, монастырь получил статус Патриаршего подворья и в его стенах начал свою деятельность Российский православный институт св. ап. Иоанна Богослова. Первым настоятелем храмов б. Высоко-Петровского монастыря обители стал архимандрит Иоанн (Экономцев).

В 1992 г. в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал № 101) в обители была возобновлена монашеская жизнь. Наместником монастыря был назначен епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

С 26 июля 2012 г. по 12 марта 2013 г. наместником обители был игумен Исидор (Тупикин).

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 23) на должность наместника Высоко-Петровского монастыря назначен игумен Петр (Еремеев).

6 сентября 2014 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма свт. Московского Петра в обители.

Храмы

  • собор святителя Петра, митрополита Московского;
  • собор Боголюбской иконы Божией Матери с усыпальницей Нарышкиных;
  • церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной;
  • надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
  • церковь Толгской иконы Божией Матери;
  • церковь святых апостолов Петра и Павла;
  • церковь Казанской иконы Божией Матери.

Святыни

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Казанская и Толгская. Специально написанный для обители образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с предстоящими святыми.

В храме преподобного Сергия Радонежского находится главная святыня обители — часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. В том же храме — частицы мощей святых апостолов Петра и Павла, святителя Спиридона Тримифунтского, священномученика Фаддея Тверского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Нила Столобенского, Алексия и Германа Зосимовских, Киево-Печерских преподобных и других святых.

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

Время основания монастыря в точности неизвестно, впервые он упоминается в Рогожском летописце XV века, в нем архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших летом 1379 года архимандрита Митяя (Михаила) в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. По монастырскому преданию, которое опирается на рассказ из «Книги степенной царского родословия», обитель была основана великим князем Иоанном Калитой, сыном преподобного князя Даниила Московского.

В 1326 году проезжавший по берегу реки Неглиной царь Иоанн увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, князь Иоанн повелел построить на этом месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь с тем же названием.

При пожаре 1493 года обитель выгорела.

По указу великого князя Василия III итальянский архитектор Алевиз Фрязин начал в 1514 году возведение нового каменного храма во имя святителя Петра Митрополита. 23 августа 1517 года собор был освящен. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно тогда монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название «Петропавловский» употреблялось вплоть до XVIII века. В очередной раз Высоко-Петровская обитель была опустошена в 1611 году польско-литовскими интервентами. В 1612 году, после изгнания поляков, монастырь восстановили и обнесли каменной стеной.

В конце XVII века монастырь пользовался особым покровительством ближайших царских родственников – бояр Нарышкиных. Территория монастыря была расширена почти вдвое за счет участка, на котором ранее располагалась городская усадьба Кирилла Полуэктовича Нарышкина, деда царя Петра I, а также за счет переданных в ведение обители патриарших домовых богаделен. В эти годы в монастыре началось обширное строительство на средства Нарышкиных и, прежде всего, матери Петра I, Натальи Кирилловны. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 года Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия. Впоследствии здесь же были похоронены сам Кирилл Полуэктович и его супруга Анна Леонтьевна. В 1690 году в обители завершилось возведение Боголюбского храма, ставшего семейной усыпальницей семьи Нарышкиных. В 1690–1694 годах царь Петр I построил в монастыре трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского в благодарность за свое спасение в Троице-Сергиевом монастыре во время заговора против него царевны Софьи. В эти же годы в обители появились святые врата с надвратной Покровской церковью и двухъярусной колокольней (ставшей архитектурной доминантой местности), а также длинный братский корпус, занявший юго-западную часть монастырского двора. Высоко-Петровский монастырь иногда именовался «царским» или «государевой молельней». В 1764 году монастырь был причислен к ставропигиальным, а с 1775 года стал епархиальным.

Большой урон был нанесен монастырю в 1812 году. После взятия Москвы в нем расположилась «тысяча французских кавалеристов», которые грабили и громили всё, что не успели вывезти насельники монастыря. В поисках драгоценностей были даже вскрыты богато украшенные надгробия бояр Нарышкиных. В Боголюбской церкви французы выносили смертные приговоры москвичам, подозреваемым в поджоге города. Обвиняемых расстреливали прямо у стен обители, а хоронили возле колокольни.

В следующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался и стал играть важную роль в духовной жизни Москвы. В 1822 году из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский было переведено духовное училище. Позже в обители разместилась Московская епархиальная библиотека, а с 1863 года она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основание которого благословил митрополит Московский Филарет (Дроздов). За монастырем укрепилось особое, просветительское послушание. Большинство петровских настоятелей в это время были так или иначе связаны с образованием.

С октябрьским переворотом 1917 года для обители наступили тяжелые времена. Высоко-Петровский монастырь был официально закрыт в 1918 году. Все жилые здания были реквизированы и переданы в жилищный фонд, но храмы продолжали действовать. Несмотря на закрытие, монастырь стал одним из центров духовной жизни Москвы. Осенью 1923 года здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин, которую возглавил епископ Варфоломей (Ремов). Он пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни. Петровский монастырь продолжал оставаться центром общины вплоть до июня 1929 года, когда был закрыт последний – Боголюбский – храм монастыря. По благословению епископа Варфоломея и духовников Петровской общины сложились так называемые «монастыри в миру», которые в условиях гонения на Церковь старались сохранить аскетическую традицию. С разгромом монастырской общины в 1935 году жизнь отдельных его духовный семей не закончилась. Тайные монахи, монахини и бывшие прихожане продолжали окормляться у старцев и клириков обители, которые жили в разных местах Подмосковья.

В 1959 году монастырь был передан в ведение Министерства культуры и получил статус памятника архитектуры. Коммунальные квартиры и заводы были выселены с территории монастыря, но была открыта репетиционная площадка танцевального ансамбля, и расположился филиал Государственного литературного музея и т. д.

С 1991 года отдельные строения монастыря начали возвращать Церкви. В настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата; Российский Православный институт святого апостола Иоанна Богослова. Монастырь вновь стал духовно-просветительным центром Русской Православной Церкви. В 1993 году ему был присвоен статус Патриаршего подворья. В 2009 году было принято решение об открытии этой обители со статусом ставропигиальной для возобновления в ней монашеской жизни.

30 апреля 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар монастырю крест с частицей Креста Господня.

Сегодня Высоко-Петровскому монастырю удается сочетать опыт молитвенной монашеской жизни с широкой миссионерской деятельностью: обитель уже не первый год становится одним из самых активных участников традиционного «Дня города», празднуя в это же время «День святителя Петра» и привлекая множество людей всех возрастов разнообразными историческими экскурсиями, познавательными играми для детей и молодежи, концертами хоровой и классической музыки у монастырских стен.

С 2016 года на территории монастыря ведутся масштабные ремонтно-реставрационные работы, которые начались с археологических раскопок, буквально сразу обнаруживших исключительно ценный комплекс надгробий начала XVI века и другие находки, открывающие новые страницы в истории Москвы.

Обитель Петрова

Высоко-Петровский монастырь в очередной раз принял детей из эвакуированной школы

Репортаж телеканала «Союз» с международной фотовыставки “Духовные ценности”

Культурный центр при монастыре продолжает радовать жителей и гостей столицы встречами с интересными людьми

В Москве началась работа XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений

Игумен Петр (Еремеев) принял участие в заседании Приходского собрания Ваганьковского прихода

В Нарышкинских палатах обители будет организована выставка фотографий «неПросто искусство»

Праздник Крещения Господня в Высоко-Петровском монастыре

Анонс мероприятий в Петровском культурном центре

Детский хор исполнил песнопения за Божественной литургией в Сергиевском храме обители

В древней обители на Петровке молитвенно встретили Крещенский Сочельник

Наместник поздравил учащихся Воскресных школ с праздником Рождества Христова

Дорогие братья и сёстры, поздравляем вас с днем памяти преподобного Серафима Саровского!

Богослужение в праздник Рождества Христова

Подробности

Дорогие друзья, 7 февраля в

Подробности

Дорогие друзья, 7 февраля в культурном центре при Высоко-Петровском монастыре состоится открытие выставки «ЖИЗНЬ КАК ПОДВИГ. Священномученик протоиерей Философ Орнатский»

Данная выставка посвящена исповедническому подвигу наших новомучеников, в числе которых был отец Философ с сыновьями Николаем и Борисом.

Она является продолжением проекта, осуществленного Константино- Еленинским женским монастырем в 2018 году в рамках памятного события нашей истории, 100-летней годовщины убиенных за веру пастырей и верных сынов Русской Православной Церкви.

Тема раскрывается через представленные архивные документы, фотоматериалы и знакомит с событиями жизни отца Философа, на основе его жития, автором которого является писатель-агиограф Валерий Павлович Филимонов, посвятивший многие годы сбору сведений об исповедниках и новомучениках Церкви Русской.

Выставка будет проходить с 7 по 23 февраля с 10:00 – 18:00 в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря. Вход свободный!

7 (пятница) 16:00 — 23 (воскресение) 18:00

Подробности

9 февраля 2020 года Русская

Подробности

9 февраля 2020 года Русская Православная Церковь вспоминает память новомучеников и исповедников Российских.

В Высоко-Петровском монастыре особенно чтят эту дату, поскольку в этот день также отмечается память девяти клириков и прихожан Высоко-Петровской обители: священномученика Макария (Гневушева), мученика Николая Варжанского, преподобномучеников: Игнатия (Лебедева), Германа (Полянского), Феодора (Богоявленского), Космы (Магда), Макария (Моржова), Варлаама (Никольского), а также мученика Иоанна Попова, профессора Московской духовной академии.

Дорогие друзья, приглашаем всех вас присоединиться к молитвенному празднованию памяти святых новомучеников и исповедников Церкви Русской!

Богослужения в обители святителя Петра пройдут по следующему расписанию:

8 февраля в 17:00 – Всенощное бдение. Исповедь
9 февраля в 8:00 – Водосвятный молебен, в 9:00 – Часы. Божественная литургия

8 (суббота) 17:00 — 9 (воскресение) 08:00

Храм преподобного Сергия Радонежского

Подробности

Дорогие братья и сёстры, приглашаем

Подробности

Дорогие братья и сёстры, приглашаем вас на праздничное Богослужения 15 февраля, в день Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

15 февраля Литургия в Высоко-Петровском монастыре начнется в 09:00, после нее будет совершено освящение свечей. Накануне, 14 февраля, в 17.00 будет совершено Всенощное бдение.

« Сретение» в переводе с церковнославянского – «встреча». В Иерусалимском храме Младенца Христа встретил ветхий годами старец Симеон, которому, по преданию, было на тот момент почти 300 лет. Это был ученый муж, переводчик. Некогда он переводил Священное Писание на греческий язык, и, увидев в книге пророка Исайи слова о том, что «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7:14), усомнился – как может дева родить? Симеон хотел перевести эти слова как «молодая женщина», но в этот момент ему явился ангел, который дал ему обещание, что тот не умрет, пока сам не увидит пришедшего в мир Мессию.

Принимая на руки Христа, старец Симеон произносит слова, которые мы теперь слышим за каждым вечерним богослужением: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Старца Симеона Церковь называет «Богоприимцем», поскольку он принял на свои руки Спасителя Младенца Христа.

Эта встреча, « сретение», стала символом завершения Ветхого Завета и наступления Нового, встречей человечества с Богом.

14 (пятница) 17:00 — 15 (суббота) 09:00

Страстной б-р, 15А

Подробности

«Прощая друг друга, мы вступаем

Подробности

«Прощая друг друга, мы вступаем на путь стяжания Святого Духа» – игумен Петр (Еремеев)

Дорогие братья и сёстры, в выходные дни 29 февраля и 1 марта, богослужения в нашей обители будут проходить по следующему расписанию:

🔔 29 февраля (Суббота).
08:00 – Часы. Божественная литургия. Панихида.
17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

🔔 1 марта (Воскресение). Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.
08:00 – Водосвятный молебен.
09:00 – Часы. Божественная литургия.
18:00 – Вечерня. Чин прощения.

Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца.

Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера).

Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.

Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая.

Высокопетровский ставропигиальный мужской монастырь

Официальный приходской сайт

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы

Контактная информация

  • Ставропигия: да
  • Тип монастыря: мужской
  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): Ежедневно в Сергиевском храме:
    8:00 братский молебен у иконы основателя монастыря святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца.
    9:00 — Божественная литургия.
    17:00 — вечернее богослужение.

В праздничные дни:
7:00 ранняя Божественная литургия
8:00 водосвятный молебен
9:30 поздняя Божественная литургия

Ежедневно в 14:00 в Толгском храме монастыря служится акафист перед чудотворной Толгской иконой Божьей Матери.

Ежедневно в Казанской часовне служится акафист перед чудотворной Казанской иконой Божьей Матери.

  • Наместник: Игумен Петр (Еремеев).
  • Престольные праздники:
    • апостола Петра — Январь 29 [по н.с.], Июль 12 [по н.с.]
  • Святыни: Крест с частицей Креста Господня
    Мощи Спиридона Тримифунтский, Серафима Саровского, Митрофана Воронежского Ковчег с мощами Киево-Печерских святых
    Мощи преподобного Нила Столобенского
    Икона святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси с частицей его мощей
    Чудотворная икона Казанской Божьей Матери
    Чудотворная икона Толгской Божьей Матери
    Частица мощей преподобного Алексия Зосимовского (2 сентября и 2 октября)
    Частица мощей преподобного Германа Зосимовского (14 сентября и 30 января)
    Частица мощей священномученика Фадея архиепископа Тверского (11 февраля и 31 декабря)
    Частица мощей преподобного Иова Анзерского (19 марта и 11 июня)
    Частица мощей святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря)
    Частица мощей праведного Иоанна Кормянского (31 мая) Частица мощей преподобного Сергия Радонежского (18 июля и 8 октября)
    Частица мощей, и часть мантии преподобного Серафима Саровского (15 января).
  • Краткая историческая справка: Высокопетровский монастырь был основан в XIV в. свт. Петром, митр. Киевским, Московским и всея Руси. Среди его строителей и ктиторов были свв. блгв. кнн. Димитрий Донской и Иоанн Калита, вел. кн. Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Пётр I, свт. Филарет, митр. Московский. В стенах обители совершали богослужения свт. Митрофан Воронежский и свт. Тихон, Патриарх Московский и всея России. 1926 г. монастырь был закрыт. Возрождён мужской Высокопетровский монастырь в нач. 1990-х гг., имея статус Патриаршего подворья. В его стенах работает Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии. Священный Синод РПЦ 10 окт. 2009 г. принял решение об открытии этой обители для возобновления в ней монашеской жизни.
  • Высоко-Петровский монастырь

    Фото Высоко-Петровского монастыря

    Время: 07:00 – 19:00 (ежедневно)..

    Высоко-Петровский монастырь — Москва, улица Петровка, 28с2

    Не большим преувеличением будет сказать, что Высоко-Петровский монастырь – это место, в котором «зарыт» секрет того, как Москва из небольшого города, в котором совсем не было каменных храмов, превратилась в великую столицу России.

    История монастыря

    Началось все примерно 700 лет назад, когда князь Юрий Данилович, борясь за Великое княжение, отбыл на два года по делам государственным, оставив править городом своего брата Иоанна. Молодой князь Иоанн, сын Даниилы Московского и внук Александра Невского, был богобоязненным человеком и хотел всегда иметь возможность обращаться за духовным советом к мудрому святителю. Поэтому он пригласил из Владимира в Москву погостить Русского Митрополита Петра.

    Знакомство молодого князя и святого старца стало судьбоносным для русской земли. Они подружились, и святитель решил остаться в малолюдной Москве. Он был склонен к уединению и попросил разрешение выстроить монастырь на высоком берегу речки Неглинной, возле селения Высокое. Летописи не сохранили точной даты, но у историков есть веские основания предполагать, что это произошло в 1315-1317 годах. Обитель была названа в честь его небесного покровителя.

    Митрополит завещал похоронить себя в Кремле, в Успенском соборе. Постепенно все больше нитей церковной, духовной, а за ними и государственной жизни тянулось к этим святым мощам, к Москве. Вся православная Русь обращала лицо свое и помыслы к благодати Божией, царящей в храме на месте погребения святого. Постепенно маленькая Москва стала огромным городом-объединителем раздробленных Русских земель.

    Все героические и трагические события, проходившие в первопрестольном граде, оказались неотделимы от жизни Высоко-Петровского монастыря. Вместе со столицей монастырь страдал от набегов татар и поляков, от разрушительных войн и пожарищ, вместе с нею он восстанавливался и украшался стараниями Великих князей и простых горожан.

    Достопримечательности обители

    Особая близость храма к царской семье дала право Высоко-Петровскому монастырю называться в народе «государевым богомольем». В конце XVII века монастырь обнесли крепкой каменной стеной, имевшей изнутри вид полуарок, из-за чего эта непреступная «крепость» выглядит на удивление легкой и воздушной.

    Главная святыня в монастыре – мощи святого Петра, митрополита Киевского и Московского, и каждое утро, ровно в семь часов, над ними монахи совершают молебен. Хранятся в Высоко-Петровском монастыре частицы мощей других святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского и, переданные несколько лет назад из Киева, частицы мощей всех святых Киево-Печерской лавры.

    Сама церковь имеет уникальную архитектурную форму в виде восьми лепестков, она была спроектирована в таком виде в 1514 году (архитектор Алевиз Фрязин Новый). В 1684 году церковь Боголюбской Богоматери была оснащена роскошным декором в стиле московского барокко. В юго-западной части есть часовня над могилой монаха Киприяна (Нарышкина К. П.), дедушки Петра I. Сам Великий Петр тоже был в монастыре, в честь этого события была воздвигнута Трапезная церковь Сергия Радонежского.

    В наши дни Высоко-Петровский монастырь имеет огромную историческую, архитектурную ценность, а кроме того он по-прежнему остался одним из главных центров духовной силы православных. Посещение монастыря оказывает умиротворяющее действие, очищает душу от тревог и вселяет уверенность, что все будет хорошо.

    Видео:

    Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь в Москве

    В 1950-х гг. в Петровском монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время. В 1990-х г. обитель вновь была открыта, монастырь получил статус Патриаршего подворья и в его стенах начал свою деятельность Российский православный институт св. ап. Иоанна Богослова.

    Первым настоятелем обители стал архимандрит Иоанн (Экономцев). В 1992 г. в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал № 101) в обители была возобновлена монашеская жизнь.

    Наместником монастыря был назначен епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации. С 26 июля 2012 г. по 12 марта 2013 г. наместником обители был игумен Исидор (Тупикин). Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 23) на должность наместника Высоко-Петровского монастыря назначен игумен Петр (Еремеев).

    6 сентября 2014 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма свт. Московского Петра в обители. В архитектурный комплекс монастыря входят храмы: собор святителя Петра, митрополита Московского; собор Боголюбской иконы Божией Матери с усыпальницей Нарышкиных; храм преподобного Сергия Радонежского с трапезной; надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Толгской иконы Божией Матери, храм святых апостолов Петра и Павла, храм Казанской иконы Божией Матери.

    В монастыре имеются святыни: чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Казанская и Толгская, специально написанный для обители образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с предстоящими святыми. В храме преподобного Сергия Радонежского находится главная святыня обители — часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. В том же храме — частицы мощей святых апостолов Петра и Павла, святителя Спиридона Тримифунтского, священномученика Фаддея Тверского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Нила Столобенского, Алексия и Германа Зосимовских, Киево-Печерских преподобных и других святых.

    Высоко-Петровский мужской монастырь в Москве

    Высоко-Петровский монастырь

    Район улицы Петровки — настоящий заповедник истории и архитектуры Москвы, концентрация архитектурного наследия здесь зашкаливает. Вот, например, прямо напротив Константипольского подворья стоит старейший монастырь Москвы — Высоко-Петровский. Его территория занимает практически целый квартал между улицей Петровка, Крапивенским переулком и Петровским бульваром, и внутри оказывается гораздо больше, чем кажется снаружи. На самом деле, это огромный комплекс, который за один раз и не отснимешь.
    Когда-то монастырь находился за пределами Москвы — в селе Высоком и защищал Москву с севера.

    Высоко-Петровский монастырь имеет давнюю историю — ему более 700 лет, в ней отразилась вся история княжества Московского, а потом и государства Российского. Его основание связывается со временем Ивана Калиты, а название — с именем митрополита Петра, который Константинопольским Вселенским собором в 1339 году был причислен к лику святых. Расцвет обители приходится на 1680-1690-е годы, когда его главными жертвователями были Нарышкины – родственники Натальи Кирилловны, второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. Именно в это время формируется в целом существующий облик Высоко-Петровского монастыря. Его дальнейшая история отражает борьбу Нарышкиных и молодого Петра I за власть. Сам Петр активно укреплял Высоко-Петровсктий монастырь, тогда как его сестра Софья — Новодевичий.

    На территории Высоко-Петровского монастыря разместились семь храмов. Основная часть современного архитектурного комплекса сооружена в XVII-XVIII веках.

    Территория монастыря сложилась после присоединения в 1680 году нарышкинского владения и состоит из двух дворов: главного — северного, и хозяйственного — южного. Начнём с парадного двора монастыря.


    План монастыря по первым этажам: 1 — Собор Петра Метрополита. 2 — Боголюбская церковь. 3 — Усыпальница К.П. Нарышкина. 4 — Колокольня с церковью Покрова над Святыми воротами. 5 — Настоятельный корпус. 6 — Церковь Сергия Радонежского. 7 — Братские кельи с палатами Нарышкиных. 8 — Монастырские службы. 9 — Толгская церковь. 10 — Церковь Пахомия над южными вортами. 11 — ограда.


    Общий вид монастыря по Петровке. Фото 1980-х годов

    Собор Петра Мирополита, церковь Толгской Богоматери, колокольня и церковь Боголюбская. Самое древнее здание Высоко-Петровского монастыря находится в центре его парадной площади. Собор, построенный в 1514-1517 годах является одним из самых ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве. Восьмилепестковый нижний ярус храма несёт световой восьмерик, перекрытый сводом и завершённый гранёным шлемовидным покрытием.

    В конце XV века Василий III задумал украсить Москву каменными зданиями и храмами, для этого пригласил в Москву итальянского зодчего Алевиза Фрязина Нового (Алевизио Ламберти ди Монтаньяно). Алевиз построил в Москве одиннадцать православных храмов. В их числе Архангельский собор Кремля, собор в честь Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря и собор во имя Петра Митрополита Петровского мужского монастыря на селе Высоком.

    Во время реставрации собор восстановили в первоначальном виде. Так, оконным проёмам был возвращен прежний нерастесанный вид, кроме того грунт у южной стены собора был понижен на два метра. До реставрации собор Петра Митрополита выглядел вот так.


    Собор Петра Митрополита

    Церковь Боголюбская и усыпальница Нарышкиных. Постройку собора Боголюбской иконы Божией Матери датируют 1684 годом. На протяжении 100 лет она служила усыпальницей рода Нарышкиных. Гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви стояли рядами, наподобие великокняжеских гробниц в кремлевском Архангельском соборе. Это второй по значению храм монастыря. В декоре фасадов преобладают элементы традиционного узорочья: спаренные колонки, многопрофильный крепованный карниз, килевидные кокошники в обрамлении окон и в основании барабанов, которые украшены аркатурно-колончатым поясом.

    Говорят, что Нарышкиных погребали в монастыре до эпидемии чумы 1771 года. До 1812 года каменные гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви были покрыты красным бархатом или сукном, а на каждом надгробии стояли образа святых. И когда французские солдаты ворвались в Петровский монастырь, они решили, что в гробах спрятаны несметные сокровища и вскрыли все могилы. Ничего не найдя, они похитили только дорогую ткань. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в пожаре. Их казнили перед монастырской стеной, выходящей на бульвар.

    Усыпальница Нарышкиных. Небольшое каменное здание поставлено над могилой Кирилла Полуэктовича Нарышкина (1623-1691) — деда Петра I у Боголюбской церкви. Усыпальница отличается простотой наружной обработки. Внутри под сводом часовни находится сводчатый склеп.

    Колокольня с церковью Покрова над святыми воротами. Основная вертикаль комплекса — колокольня, акцентирует главный въезд на территорию монастыря — Святые ворота. Святые ворота завершены открытой площадкой гульбища. Второй ярус — надвратная церковь Покрова, выше поднимаются два восьмерика колокольни, увенчанные небольшой главкой.

    С 1703 года до конца XVIII века на колокольне существовали «немецкие» часы.

    Святые ворота ведут с Петровки в парадный двор. Нижний ярус имел три арочных проезда, из которых средний был шире боковых.

    Церковь Толгской Богоматери. Церковь в честь Толгской иконы Божией матери построена в 1744 году архитектором И. Ф. Мичуриным к югу от колокольни на средства Н. А. Нарышкиной в память о спасении Петра в Троице-Сергиевой лавре 8 августа 1689 г. от стрелецкого бунта 1689 года. Название свое получила, поскольку именно 8 августа (по ст. стилю) чествуется Толгская икона Богоматери.

    Одноглавую церковь на подклети, прямоугольную в плане, бесстолпную, с пятигранной апсидой в стиле барокко возвели между колокольней и Братским корпусом. Западный фасад, на котором раньше в центре была икона, выходит на Петровку.

    Церковь Сергия Радонежского (трапезная). Церковь стоит в середине монастырского комплекса, разделяя его территорию надвое. Представляет собой двусветный трёхапсидный четверик с примыкающей с запада трапезной и парадным крыльцом, на подклете, с гульбищем на аркадах. Построена как трапезная церковь в 1690-1702 годах в стиле нарышкинского барокко. Одновременно с церковью построены Братские кельи, соединенные с ней арочным переходом.

    Центральный крест храма во имя Сергия Радонежского был украшен короной, чтобы показать, что здесь молельня будущего государя. При входе в храм было построено царское крыльцо. А Трапезная церковь повторила Трапезную Троице-Сергиевой Лавры в память спасения Петра I там во время стрелецкого бунта.

    Дворы монастыря соединяются широким сводчатым проездом между Сергиевской церковью и Братскими кельями. В хозяйственный двор отправимся завтра.

    Высоко-Петровский монастырь

    Паломников привлекает Высоко-Петровский мужской монастырь, который находится в Москве. Но и равнодушные к православию туристы найдут здесь для себя много интересного. В Высоко-Петровском монастыре расположены великолепные с архитектурной точки зрения соборы церкви, основная часть которых построена в 17—18 веках.

    Монастырь имеет давнюю историю: упоминания о нем встречаются еще в письменах 1337 года. Но вторая жизнь для Высоко-Петровского монастыря началась только с 1990-х годов, когда его открыли после долгого забвения: православная деятельность монастыря была прекращена большевиками в 1918 году. Реставрировать здания начали еще в 50-х годах прошлого века. Монахи смогли вновь заселиться в кельи только в 2009 году.

    Что посмотреть

    На территории Высоко-Петровского монастыря разместились семь храмов. Практически целый квартал на Петровке, но о существовании этой достопримечательности почему-то мало кто знает. Именно поэтому Высоко-Петровский мужской монастырь нередко называют невидимкой.

    Еще одна особенность монастыря: изнутри он гораздо больше, чем может показаться тем, кто находится за его стенами.

    Встречает паломников и обычных туристов собор Боголюбской иконы Божией Матери, его постройку датируют 1684 годом. Рядом с собором, под открытым небом, а также внутри храма туристы увидят множество богатых надгробий, выполненных из белого камня. Часть из них украшена гербами, другая же — черепами. Для современного человека картина если не пугающая, то уж точно немного мрачная. Хотя причина такого убранства довольна проста: до 1774 года здесь располагалась родовая усыпальница Нарышкиных.

    Самое древнее здание Высоко-Петровского монастыря находится в центре его площади. Собор Петра Митрополита был построен в 1514—1517 годах.

    Удивляет храм отнюдь не своими размерами: он не похож ни на один в Москве, абсолютно уникальное явление архитектуры. Да и увидеть его смогли люди только после реставрации в 20 веке.

    Дело в том, что Петр I так увлекся своими преобразования храмов Высоко-Петровского монастыря, что собор Петра Митрополита был почти полностью переделан в барочном стиле. Но современные архитекторы восстановили историческую справедливость.

    Центр жизни монахов — храм преподобного Сергия Радонежского. Внимательные туристы заметят рядом с ним не совсем вписывающуюся в архитектурный ансамбль беседку. И неслучайно, потому что появилась она здесь только в 2000 годах на месте разрушенной в советское время. Тогда же церковь лишилась приделов Алексия Московского и Митрофана Воронежского, к сожалению, безвозвратно.

    Важными для паломников, в первую очередь, будут святыни, находящиеся в монастыре. Высоко-Петровский мужской монастырь хранит Казанскую и Толгскую чудотворные иконы Божией Матери.

    Часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца — главная святыня монастыря — находится в храме преподобного Сергия Радонежского. Здесь же вы найдете частицы мощей и других православных святых, в том числе, конечно же, преподобного Сергия Радонежского.

    Как добраться

    Высоко-Петровский мужской монастырь находится в самом центре столицы России, между Петровкой, Петровским бульваром и Крапивенским переулком. От станций метро достопримечательность отделяет всего 10 минут ходьбы.

    Ориентироваться нужно на станции «Чеховская», «Пушкинская», «Трубная» или «Тверская».

    Практическая информация:

    Адрес: Москва, ул. Петровка, 28/2.

    Телефоны: (495) 623-75-80 (храм преподобного Сергия Радонежского), 624-34-81 (церковная лавка), (495) 624-17-78, (917) 555-76-98 (паломническая служба).

    Высоко-Петровский монастырь

    Пристанище для Нарышкиных

    Этот монастырь изначально был за пределами Москвы, в селе Высоком — отсюда и название. Хотя основали его еще в XIV веке, расцвет обители пришелся на 1680-1690-е годы, когда главными жертвователями были Нарышкины.

    Впервые Высоко-Петровский монастырь упоминают в 1377 году в сказании о Митяе, митрополите Михаиле. Но считается, что основал обитель митрополит Киевский и всея Руси Петр.

    Он в 1325 году перенес свою кафедру из Владимира в Москву. После смерти митрополита его гробница стала исцелять людей, а в 1327 Владимирский Собор причислил Петра к лику святых.

    Через 13 лет после митрополита умер Иван Калита. Но уже тогда стояла близ дороги в село Высокое обитель с деревянной церковью во имя святых апостолов Петра и Павла. Калита заложил монастырь еще в 1326 году на территории между улицей Петровка, Крапивенским переулком и Петровским бульваром.

    При Василии III Алевиз Фрязин Новый (Алевизио Ламберти ди Монтаньяно) перестроил некоторые храмы в камне. Тогда появилась одностолпная церковь митрополита Петра. Она не меняет облика уже более 500 лет.

    Монастырь достиг расцвета под покровительством Нарышкиных (по материнской линии Петра I). Тогда летняя церковь Боголюбской иконы Божией Матери 1684–1685 годов постройки стала их семейной усыпальницей. Сам Петр укреплял Высоко-Петровсктий монастырь.

    Например, центральный крест зимнего храма во имя Сергия Радонежского (построен в 1690 году) украсила корона, чтобы показать, что здесь молельня будущего государя. При входе в храм построили царское крыльцо. А Трапезная церковь повторила Трапезную Троице-Сергиевой Лавры в память спасения там Петра I от стрелецкого бунта.

    Но Высоко-Петровский монастырь печально известен тем, что на его территории французский военный трибунал судил москвичей за поджоги в 1812 году. Расстреливали их тут же — возле колокольни — и хоронили в братских могилах.

    В советское время религиозная жизнь в монастыре не прекращалась, хотя в 1926 году его официально упразднили.

    В обители подпольно работала Духовная академия. Сюда же стекались изгнанные со своих мест и вернувшиеся из ссылки архиереи. Тогда 5 апреля 1929 года Боголюбский собор Высоко-Петровского монастыря отдали в аренду «Зернотресту». Тот в 1930 сломал кресты и купола и устроил в храме мастерскую по ремонту комбайнов.

    Из обители вывезли более 300 облачений священников, 40 пудов «цветного лома», 2 кг серебра и позолоченный иконостас. Часть убранства передали верующим и в музеи, а «не имеющие музейного и антикварного значения» иконы предписывали использовать как стройматериал.

    В 1930-х над Высоко-Петровским монастырем нависла угроза сноса из-за планов по расширению Петровки. На месте обители задумали поставить экспериментальный театр под открытым небом. Но проект не осуществился. Спасла Высоко-Петровский монастырь передача в 1950-х годах всех зданий, храмов и сооружений обители Министерству культуры СССР.

    Церковная жизнь в монастыре на Петровке возобновилась в 1992 году. В 1995 вновь освятили Надвратную церковь Покрова Пресвятой Богородицы с керамическим престолом, паникадилом и иконами работы В. Куприянова.

    В настоятельском корпусе сейчас размещается Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата. Обитель восстановлена так, как она должна была выглядеть при Петре Великом. Только в Нарышкинских палатах до сих пор работает Государственный Литературный музей.

    Главная святыня Высоко-Петровского монастыря — мощи святителя Петра. Покоятся они в Петровском соборе. Каждое утро в 7 утра там совершают братский молебен. А в Сергиевском храме есть частицы мощей Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В алтаре — частица мощей Спиридона Тримифунтского. Также в апреле 2010 года наместник Киево-Печерской Лавры передал в Высоко-Петровский монастырь частицы мощей всех Киево-Печерских святых. Они также выставлены в Сергиевском храме.

    Высоко-Петровский монастырь

    • Высоко-Петровский монастырь расположен в центре Москвы. Его история начинается в XIV в.
    • Монастырь основан митрополитом Петром, который заложил фундамент Успенского собора в Кремле, и перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву.
    • Монастырь дал названия многим улицам вокруг: это и Петровка, и Петровские линии, и Петровский бульвар.
    • Архитектором монастыря стал знаменитый итальянец Алевиз Новый, создатель Архангельского собора в Кремле.
    • Собор Боголюбской иконы Божией матери, стал семейной усыпальницей рода Нарышкиных.
    • В наши дни в монастыре проводятся службы, ведутся экскурсии. В трапезной можно отведать монастырской еды. Вся информация только на русском языке.

    Высоко-Петровский монастырь – один из первых монастырей Москвы. Его история начинается еще в XIV в., когда на этом месте был построен первый деревянный храм. Наибольшее развитие монастырь получил в конце XVII века, когда ему покровительствовал боярский род Нарышкиных и сам царь Петр I, мать которого принадлежала к этому знатному роду. Весьма характерна архитектура монастыря, в которой традиции средневекового русского церковного строительства сочетаются с изящными элементами барокко. Прерванная в советское время деятельность обители была восстановлена в 1990-е гг. Сегодня этот действующий ставропигиальный мужской монастырь, расположенный в центре Москвы, привлекает к себе и туристов, и паломников. Среди реликвий монастыря ‒ ковчег с частицей мощей митрополита Петра, частицы мощей апостолов Петра и Павла, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Киево-Печерских отцов и другие.

    Основание монастыря

    Согласно одному из преданий, монастырь был основан митрополитом Петром в 1315-1326 гг. По другой версии, основателем был московский князь Иван Калита. Существует легенда и о том, что монастырь основан Дмитрием Донским – князь, возвращаясь с Куликовской битвы в 1380-м году, возобновил существующую обитель. Так или иначе, в начале XIV века на этом месте, возле дороги из Москвы на север, был построен деревянный собор в честь апостолов Петра и Павла, вокруг которого позже образовался монастырь.

    Митрополит Петр – фигура весьма значительная для истории Московского княжества. Именно он заложил фундамент первого Успенского собора в Кремле в 1326 году, а также перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, превратив ее в религиозный центр крепнущего княжества. После смерти митрополит Петр был канонизирован, а собор монастыря переосвящен в Петровский, в честь почитаемого святого. Расположенный на холме, монастырь с тех пор стал именоваться Высоко-Петровским. Интересно, что с годами монастырь дал названия многим улицам вокруг: это и Петровка, и Петровские линии, и Петровский бульвар.

    Щедрость бояр Нарышкиных

    При князе Василии III Петровский собор был отстроен заново уже в камне. Архитектором стал знаменитый итальянец Алевиз Новый, создатель Архангельского собора в Кремле. Храм Петра Митрополита в плане представляет собой восьмилистник – уникальная для 1510-х гг. форма. В конце XVII века она получила развитие на Руси как «нарышкинское барокко».

    С царским родом Нарышкиных связан очередной расцвет монастыря на рубеже XVII ‒ XVIII вв. В 1671 г. Кирилл Нарышкин, дядя Петра I, подарил своему зятю царю Алексею Михайловичу усадьбу, прилегавшую к монастырю. Царь, в свою очередь, передает усадьбу в дар обители. Благодаря этому территория монастыря увеличилась практически в два раза. Чуть позже при содействии императора Петра I было построено несколько соборов.

    Первый из них, собор Боголюбской иконы Божией матери (1684 ‒ 1685), стал семейной усыпальницей рода Нарышкиных. Собор построен на месте могил убитых во время стрелецкого бунта 1782 года Ивана и Афанасия Нарышкиных. Всего в церкви было похоронено более 20 представителей знаменитой семьи.

    Также на рубеже веков была построена церковь Сергия Радонежского с примыкавшей к ней трапезной и корпусом братских келий. Церковь разделила территорию монастыря на два двора: парадный с храмом Петра Митрополита и хозяйственный. Как и Боголюбский собор, эта церковь демонстрирует традиционные формы храмовой архитектуры своего времени. Однако сочетание красных кирпичных стен с белым декором позволяет говорить о постепенном формировании стиля московского барокко.

    В ансамбль монастыря входит много других интересных памятников. Среди них – Святые врата с надвратной церковью и колокольней, а также церкви XVIII в. (Толгской иконы Божией матери и церковь преп. Пахомия). В церкви Толгской иконы Божией матери весьма примечателен расписной иконостас.

    Разгром и восстановление

    Трагической страницей в летописи монастыря стал 1812 год. Наполеоновские войска, завладевшие Москвой, не пощадили русскую святыню – в монастыре расположились французские кавалеристы, разграбившие и разорившие все, что попалось им под руку – в том числе надгробия Нарышкиных. Боголюбский собор был осквернен – захватчики вбили крючья в иконостас и подвешивали на них мясные туши. У стен обители враги по приказу маршала Мортье расстреливали москвичей, обвиняемых в поджоге города. Хоронили их тут же, в монастырской земле, у колокольни.

    На восстановление монастыря потребовался не один год – но постепенно он снова стал играть в духовной жизни Москвы одну из главных ролей. Деятельность петровских настоятелей была традиционно связана с просвещением и образованием, поэтому перевод главного московского духовного училища в Высоко-Петровский монастырь (1822 год) был вполне закономерным. Здесь же хранилось собрание Московской епархиальной библиотеки. С 1863 года, по благословению архиепископа Филарета, здесь стали проходить заседания «Общества любителей духовного просвещения».

    Непростой период в жизни монастыря начался с приходом к власти большевиков. В 1918 году монастырь был закрыт. Несмотря на это, здесь возникла одна из крупнейших подпольных монастырских общин, просуществовавшая до 1929 года, когда последним был закрыт Боголюбский храм. Многие монахи и прихожане были расстреляны. Теперь они причислены к лику святых как мученики. Здания монастыря в советское время использовались как коммунальные квартиры, завод по ремонту сельскохозяйственной техники, библиотека, спортзал, литейный цех, детский сад. Каменные надгробия бояр Нарышкиных были уничтожены.

    В 1959-м году монастырь получил статус памятника архитектуры, и это спасло его от полного разрушения – по некоторым данным, градостроительный план столицы предполагал снос Высоко-Петровского монастыря для расширения дороги. Заводы и коммунальные квартиры из обители убрали. На их месте разместили репетиционную площадку (Сергиев храм), филиал Государственного литературного музея (братский корпус), Общество охраны памятников, Росизопропаганда, театральные мастерские.
    В 1992-м году комплекс Высоко-Петровского монастыря был возвращен Русской православной церкви, а после длительной реставрации в 2009-м году монастырь снова стал действующим.

    Святыни обители

    К началу XX столетия Высоко-Петровский монастырь хранил три Евангелия XVII века, камни от Гроба Господня, серебряные кресты с частицами Креста Господня и другие духовные сокровища. После революции все это разграбили, а в наши дни у обители появились новые святыни. Главная среди них – ковчег с частью мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. В феврале 2010 года их передал обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

    В наши дни в монастыре проводятся службы, ведутся экскурсии. В трапезной можно отведать монастырской еды. Кроме того, Высоко-Петровский монастырь находится внутри Бульварного кольца, и в этом районе очень приятно совершать пешие прогулки, например, к Кремлю или по бульварам.

    Ссылка на основную публикацию