Зачем Бог сотворил человека?

Как и зачем Бог создал человека?

Согласно описанию Сотворения мира в Ветхом Завете, в Книге Бытия, человек был заключительным творением Бога. Это не значит, что Бог не продолжает создавать. Как раз наоборот, в Новом Завете Христос говорит:

Отец Мой доныне делает, и Я делаю. (Евангелие от Иоанна, глава 5)

Это означает, что Бог продолжает творить. Когда мы говорим, что заключительным творением Бога был человек, мы имеем в виду процесс Сотворения мира, который длился шесть дней и описан в первых двух главах Книги Бытия.

Бог создал человека иначе, нежели животных.

Почему человек главное творение Бога? Просто потому, что человек не принадлежит ни к материальному миру, ни к духовному. Он – дитя двух миров: он имеет духовное начало (душу) и материальное тело. Человек, таким образом, является связующим звеном между духовным и материальным мирами. Чтобы лучше это понять, давайте посмотрим, что говорит Священное Писание о том, как Бог сотворил человека.

Бог создал всех животных и птиц одним лишь только словом. Но создавая человека, он избрал совершенно другой способ — действие.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Книга Бытия, глава 2)

Мы видим, что Бог иначе творил человека – Он сделал особые усилия, Он дал человеку душу и тело, и сделал его царем на земле, чтобы тот имел власть над всеми земными тварями.

Сотворение человека: Бох вдохнул в человека душу.

Душа человека, как его духовная составляющая, имеет большое значение, настолько большое, что даже Христос говорит нам:

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Евангелие от Марка, глава 8)

Библия часто говорит нам о душе и духе. Дух человека – это его душа. Его не следует путать со Святым Духом, или Духом Божьим. Сначала Бог создал тело человека, а затем он вдохнул в человека «живую душу». Так бог сотворил человека. Душа и тело человека задуманы и созданы одновременно. Именно данный факт стоит в основе того, что Церковь выступает против абортов. Считается, что в душа ребенка существует с момента зачатия – с момента появления первой клетки его тела.

Бог создал тело человека.

И тело также имеет большую ценность, так как душа неразрывна с телом. Тело – это храм души, которая обитает в нем.

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (Первое послание Павла к коринфянам, глава 6)

Тело освящается духом Божьим, который живет в нем. Человек получает тело и кровь Христа во время Святого Причастия. После смерти тело вернется в землю, но во время второго пришествия Христа человек будет воскрешен. Воскрешен и воссоединен с душой.

Бог создал женщину.

Когда Бог создал человека, он решил создать ему помощника и партнера. Он создал Еву из ребра Адама. Почему женщина была создана из ребра? Это было сделано таким образом, чтобы не было никаких сомнений в том, что женщина имеет ту же природу и сущность, что и мужчина, и поэтому всегда будет сотрудничество и любовь между ними. Мужчина дополняет женщину, а женщина дополняет мужчину; оба дополняют друг друга. Они живут не в одиночку, а вместе. Женщина не уступает мужчине, и не превосходит его. Она плоть от плоти его. Женщина равна мужчине, так природа человека была установлена Богом.

Все люди являются потомками Адама и Евы. Это кажется странным, особенно если вспомнить, что есть несколько рас и множество языков. Даже после Великого потопа, во времена Ноя,

На всей земле был один язык и одно наречие. (книга Бытия, глава 11)

Это означает, что существует одна раса людей на земле, и что все они говорили на одном языке. Тогда что случилось? Как мы были раздроблены? Люди размножились. Они стали гордыми и перестали уважать Бога. Они решили построить Вавилонскую башню, но не для славы Божией, а для собственной славы.

Бог сошел и смешал их языки – и люди разделились на народы и расселились по земле. Проживая в разных климатических условиях, они изменились внешне. Однако, не стоит забывать, что все люди происходят от одного предка, Адама, от одной пары, Адама и Евы. От одной крови. Апостол Павел в Деяниях:

От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деяния святых апостолов, глава 7)

Бог создал человека по образу своему.

Когда Бог творил человека, сказал Он:

сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Книга Бытия, глава 1)

Но что значит для нас быть сотворенными по образу и подобию Бога? Быть сотворенными по образу – не значит быть внешне похожими. Бог не имеет отношения к материальному телу. По образу Божьему означает, что мы суверенны и независимы. То есть, у нас есть свобода выбора. Без свободы выбора человек не был бы совершенным.

«Подобие» – образ в действии, это использование свободной воли человека для того, чтобы морально совершенствовать себя. Это движение к святости и совершенству.

Быть созданным по образу и подобию Бога означает иметь необходимые качества личности, интеллект и ум, чувственность и чувство, и волю, то есть способность делать моральный выбор. Этих качеств нет существуют нет у других существ. Они позволяют человеку общаться с Богом, а также быть морально ответственным за свои действия.

Первая глава Книги бытия дает нам представление о сотворении всего сущего, включая человека. Но человек имеет столь важное значение, что вторая глава Книги Бытия сосредоточена на дополнительных сведениях о создании человечества.

То, что человек был кем-то особенным для Бога свидетельствует тот факт, что бог создал дом для человека:

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (Книга Бытия, глава 2)

Следует обратить внимание на особую заботу Бога о человеке, он не создал для человека сад, а насадил его, приложил усилия для того, чтобы человеку было хорошо. Бог проявил личную заботу о человеке.

Согласно Библии, первый человек был совершенен, создан по образу Бога.

Бог Всевышний согласился поделиться с человеком господством и властью над животным миром.

Бог наделил человека некоторыми из его божественных атрибутов, тем самым отделяя и отличает его от зверей. Какие особые Божественные качества получил человек? Их шесть:

Для чего Бог создал человека.

Зачем Бог создал человека? Бог создал нас, чтобы явить свою благость и поделиться с нами своим вечным счастьем на небесах.

Создавая мир, Бог не увеличил свое счастье, так как он был бесконечно счастлив от всей вечности, но он явил Свою славу и Свою благость внешне.

Бог создал человека, чтобы особым образом проявить свою славу. Он дал человеку разум и волю. При жизни Бог дает нам свет Своей славы и свою благодать.

Зачем Бог сотворил людей?

Вопрос, зачем Бог сотворил Адама, а затем и Еву, и вообще, людей, однозначного ответа не имеет. Существует несколько версий, но все они — человеческие попытки объяснить.

Наиболее приемлемой кажется мысль, что человецы (старославянский) Богу понадобились, чтобы заменить ими отступивших от него ангелов, которые были низвергнуты с неба вместе с сатаной на землю и находятся сейчас на земле, и над землей (в атмосфере), и под землей.

Дело в том, что некто сатана, или дьявол, когда-то был светлым ангелом и назывался Денница. Через него шло распределение Божественной Благодати, или Света, на Вселенную. Разумеется, занимая такой высокий «пост», он возгордился и решил стать на место Бога. Кроме того, он увлек с собой часть ранее светлых ангелов и поднял их на восстание. Архистратиг Михаил в небесной войне победил Сатану и заключил его (низверг) на землю. С тех пор обиталищем сатаны стало надземное пространство, которое мы называем небом (атмосферой, космосом, астралом).

На самом деле в христианстве под небом понимают не атмосферу над землей, а гораздо более далекое пространство, находящееся в другом измерении, куда вход темным силам запрещен. Так что учтите, небо земное — это стихия сатаны и бесов, и не думайте, что там на тучке сидит Бог. Из разных источников стало известно, что приблизительно треть ангелов превратилась из светлых в темные. Так вот, чтобы пополнить свое войско светлых ангелов, скорее всего, Бог и создал человека.

Да, и еще, вам, наверное, кажется странным то, что Бог поселил нас вместе с Сатаной на одной планете. Ведь достаточно же других планет!

Но, если предположить, что человек создан для пополнения войска ангелов, отделившихся от Бога во время восстания сатаны, то и бороться люди должны научиться именно с сатаной и ему подобными творениями, чтобы впредь предотвращать возможные инциденты и не впасть, как отступившие от Бога ангелы, во власть того же Сатаны.

Бог сотворил Адама по образу и подобию своему. То есть Адам был совершенным творением и обладал бессмертием, различными божественными способностями: прозорливостью, ясностью ума и т д. Обладал полной властью над всем миром тварей на земле. Адам давал имена животным, что свидетельствует о том, что он видел суть каждой твари, так как дать имя можно, только если понимаешь смысл того, кого ты нарекаешь. Адам мог свободно общаться с ангелами и Богом, понимал устройство и законы Вселенной и должен был ухаживать за Раем, совершенствовать и укреплять себя и свои качества души, чтобы окрепнуть и начать полноценно служить Господу.

Конечно, Бог предполагал, что Адам и жена его, возможно, не устоят перед искушением дьявола и нарушат его заповедь, казалось бы, такую мелочь: не вкушать плоды всего с одного дерева в Рае. Но именно таким аргументом — «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5) — сатана и соблазнил людей. До этого сатана искусил и ангелов: треть светлых духов превратилась в бесов. Не удивительно, что люди соблазнились словами дьявола, и теперь они должны на протяжении всей своей жизни вырабатывать у себя противоядие (иммунитет) против сатанинской гордости. Другими словами, человек и поселен на землю для того, чтобы научиться быть верным Богу и противостоять сатанинским лживым ценностям, страстям и их последствиям, грехам.

Первая версия хороша, но сильно человеческая. То есть мы припис ываем Богу человеческое мышление и корыстолюбие. Человека Он, дескать, создал потому, что ему нужны воины. Но Бог для нас не познаваем, так как сильно далеко нам еще до Него.

И вообще первая версия выглядит слишком сомнительно: Тем более, что человек состоит из тела и духа, а ангелы и бесы телесной оболочки не имеют. То есть человек был создан совершенно другим и соотвественно для иных целей. Но для каких?

Попробуем объяснить это с помощью второй версии. Если у вас все хорошо, то вы хотите позвать к себе гостей и поделиться с ними тем, что у вас есть. Свою радость и достаток человек, а ведь человек — подобие Божие, стремится кому-то передать, с кем-то разделить.

Такое часто можно наблюдать у детей, когда они хотят поиграть с кем-то, а не одни. Человеку приятно дарить радость и любовь другим. Это заложено в каждом человеке. А мы созданы по образу Божьему. И Бог создал нас для умножения любви, радости, добра.

Профессор А. И. Осипов отвечает на вопрос «Зачем Бог создал человека, если знал, что он может согрешить?»:

Зачем Бог сотворил человека?

Задаваясь вопросом, зачем Бог сотворил человека, одновременно попытаемся понять, а для чего же придуман весь этот мир и какова в нем наша роль. Почему мы живем, страдаем, время от времени радуемся и иногда даже пребываем в иллюзии счастья? Что придает смысл нашему существованию и какова конечная цель всего?

Исчерпывающе на эти вопросы так никто и не смог ответить. Наверное, потому что конец всей этой цепочки уходит глубоко в вечность. Только там окончательно разрешаются все недоумения, затаенные надежды или страхи. Но еще здесь на земле есть возможность приблизиться к разгадке этой тайны.

Творение мира

История сотворения человека, изложенная в Библии, приоткрывает нам Божий замысел касательно этого мира и всего, что в нем.

  • Первыми были созданы ангелы.
  • Затем Господь творил Вселенную, небесные светила, землю с ее морями, растительным и животным миром.
  • В конце, как итог всего, был создан человек, а точнее, супружеская пара, — Адам и Ева. Первые люди были чисты, безгрешны и абсолютно счастливы. В их природе первоначально не имелось даже молекулы зла, благодаря чему отсутствовали препятствия для общения с Богом, во всем царила гармония.

Помимо прочих добродетелей, Бог наделил свое творение свободой воли. Первыми запнулись об этот камень преткновения ангелы. Часть из них выбрала иной путь, чем тот, что был предначертан им в вечности. Падшие ангелы воспротивились Творцу, утеряли Божественную природу и перестали выполнять предназначенные функции. Более того, главным и единственным смыслом их существования стала борьба с Богом и Его творением.

Впоследствии падший Денница хитростью и обманом уговорил Еву, а через нее и Адама, также ослушаться Бога, попробовать запретный плод с древа познания добра и зла. Неискушенные прародители легко повелись на уловку Сатаны. Ведь до сих пор они не знали никакого обмана, лжи, были чисты и наивны как дети. Беззаботно жили в раю, не имея никаких тревог и попечений, ведь Бог, как любящий Отец всегда заботился о них.

Важно! Неподчинение Творцу глубоко повредило человеческую природу, нарушило первозданную чистоту и безгрешность. Люди вдруг ощутили собственную наготу, неполноценность, перестали искать общения с Богом.

В таком состоянии вечная жизнь для людей стала бы мукой и несчастьем. Поэтому Бог изгнал Адама и Еву из рая, одел в кожаные одежды и благословил плодиться, размножаться, добывать себе пропитание собственным трудом. И дал обетование, что со временем придет Мессия, который искупит потомков Адама и Евы, вернет их в райские обители.

Для чего Бог сотворил человека

После того как многие из ангелов не сумели сохранить свою Божественную природу и превратились в демонов, Бог замыслил создать новое творение, — человека. Таким образом должны были пополниться поредевшие ангельские ряды.

Творец наделил первых людей безгрешной, совершенной природой, властью на земле над всякой тварью живой. Тела Адама и Евы были бесстрастны, бессмертны, не знали болезней и страданий. Оставалось одно, — пройти искушение на верность и послушание Богу, Его заповедям.

Из Библии мы знаем, что испытание наши прародители не выдержали и согрешили, за что и были изгнаны из райских обителей. Теперь перед нами, их потомками, встает задача, — вернуть себе первозданную природу и вечную жизнь в раю с Богом. Но сделать это намного труднее, чем потерять. Тем более, что против людей ополчился завистник диавол с армией падших ангелов, которые во что бы то ни стало хотят помешать спасению человечества и соединению его с Богом.

Многие святые, прославленные церковью или доселе никому не известные, прошли нелегкий путь борьбы с собой и собственными страстями, и теперь беспрепятственно воцарились в обителях Отца Небесного. Они доказали своей земной жизнью любовь и верность Богу, очистили души и тела покаянием, постом, милосердием к ближним.

Важно! Святые являются молитвенниками за православных христиан, помогают, наставляют на пути в Царство Небесное.

Создание женщины

Сотворение женщины — одно из самых загадочных действий, описанных в Библии. Почему-то Бог, сделав Адама, вначале был вполне доволен своим творением, — говорил «хорошо весьма». Но потом неожиданно, под влиянием какого-то неизвестного нам фактора, пришел к выводу, что негоже Адаму быть одному. И на свет появилась женщина.

Наверное, не найдется такого мужчины, который бы считал иначе. Конечно, не всегда общение и союз с женщинами складывается гладко, но и без них нельзя. Святое Писание объясняет это тем, что женская природа восполняет мужскую, придает целостность и гармонию.

Мужчину и женщину Бог создал разными. И сделал это сознательно, чтобы они дополняли друг друга и не могли обойтись без этого.

  • Мужчины легко справляются с одними задачами, руководствуются преимущественно умом, имеют склонность к обобщающему мышлению.
  • Женщины лучше решают совершенно другие проблемы, живут больше сердцем, эмоциями, больше внимания уделяют деталям.

Им присуща теплота, отзывчивость, кротость и заботливое отношение к ближним, поэтому и воспитание детей, поддержание семейного уюта ложится на их плечи.

Важно! Женщина призвана быть помощницей и утешительницей своему мужу, уподобляясь в этом Святому Духу. И это ее великое призвание, а не второстепенная роль, как неверно понимают и истолковывают многие феминистки.

Читайте о женщинах в православии:

Для чего нужен был запретный плод

Чтобы укрепить волю человека в добре, верности и послушании Богу, было придумано древо познания добра и зла. Причина грехопадения не в запретном плоде, а внутри людей, их склонности к греху, бунтарству, неподчинению Творцу.

Только преодолев и обуздав «фурии» сердца, можно окончательно укрепиться в добродетели и стать надежным для Царствия Небесного.

Именно эту цель преследовал Творец, посылая человека на землю, в горнило испытаний. Недаром Бога сравнивают с горшечником, который обжигает свое творение, чтобы придать ему совершенную форму и вид. Неискушенные Адам и Ева легко пали жертвой собственного легкомыслия, повредили Богом дарованное естество и утратили свое совершенство.

Но многие из их потомков, святые православной церкви, преодолев тягчайшие испытания, мучения, вышли очищенными, сияющими добродетелями и неземным совершенством. Они научились распознавать все козни диавола и не оставили ему ни малейшего шанса одержать над собой победу. Такие святые личности вошли в воинство Небесное, и сделались непобедимыми.

Зачем Бог создал мир и человека?

Французский философ Рене Декарт ещё в ⅩⅦ веке высказал ныне широко известное утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую». И, на самом деле, вполне можно сказать, что человек больше думает, чем дышит. Ведь пока мы набираем в легкие воздух, в нашей голове могут появиться тысячи мыслей. А когда человек идентифицирует себя верующим, то поле для разбега мыслей становится просто гигантским.

Другой американский философ сказал: «Вы то, что вы думаете». Вся наша жизнь — результат наших мыслей и их последствий. Христианин, помимо помыслов обыденной жизни, наполняет себя ещё и мыслями о Боге и смысле жизни, о мире и о себе самом. Думаю, не совру, если скажу, что львиная доля верующих людей когда-нибудь да думали о том, зачем Бог создал человека и вообще весь мир? Особо остро данный вопрос встаёт перед нами, когда мы читаем криминальные сводки или хотя бы просто включаем телевизор во время трансляции новостных передач. Но обо всем по порядку.

Пожалуй, начнем с самого главного. Что явилось причиной, по которой Бог принял решение создать мир? Если мы вспомним истории про античных богов, то увидим, что они питались и вообще жили за счёт благодарности людей; по крайней мере, голливудские киноленты упоительно нам рассказывают именно об этом. Но для православного христианина данная мысль несостоятельна, ведь книга Бытия говорит нам, что Бог Всемогущий, значит, Он не нуждается в чьей-либо помощи для существования.

ФОТО: www.tatmitropolia.ru

Может быть, Бог создал мир для того, чтобы властвовать и вершить судьбы всех «подчинённых»? Но и это не совсем похоже на правду с точки зрения православия, ведь Бог даровал этому миру свободу. Причем полноценную свободу, свободу, в которой человек является определяющей причиной своих действий. И без нашего позволения Бог не будет нарушать личные границы человека.

А, может быть, Бог создал мир для того, чтобы посмотреть, как этот самый мир будет справляться в тех или иных условиях. / (Эх, сейчас бы попкорн — и вышел бы потрясающий фильм, включающий в себя все жанры, кроме скучного!) Но нет, ведь рай, с которого все началось, не знал ничего, кроме радости и блаженства. Так зачем и почему Бог создаёт мир?

Прекрасный ответ на этот вопрос мы находим в третьей сотнице под номером 46 в «Главах о любви» преподобного Максима Исповедника:

«Бог вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому что в чем-либо имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались: Сам же Он веселился о делах своих, видя их веселящимися и всегда ненасытимо насыщающимися ненасытимо» .

Получается, что Бог создал мир для его же (т.е. мира) радости. Евангелист Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). И, безусловно, это не та любовь, о которой многие твердят друг другу, а потом, разводя руками, вдруг говорят, что она исчезла, не оставив и следа. Бог — это не абстрактное существо, любящее Самого Себя и обособленное от окружающих. Бог это Троица: Отец, Сын и Дух Святой, и все три лица находятся в постоянном и непрерывном общении любви.

Следовательно, если Бог как Святая Троица есть таинство разделяющейся любви, то решение о сотворении мира находится в совершенном согласии с природой Бога. Это не значит, что если Бог является непрерывным источником любви, то Он «обязан» сотворить мир. Нет, это, напротив, говорит о том, что никакие внутренние и внешние факторы не вынуждали Бога совершать акт сотворения мира. Он действовал абсолютно свободно.

Как писал протоиерей Георгий Флоровский:

«Мир существует. Но он начал существовать. И это значит, что мира могло бы и не быть. В существовании мира нет никакой необходимости. Причина и основание мира вне мира. Бытие мира возможно только через всемирную волю Всеблагого и Всемогущего Бога» («Тварь и Тварность»).

Получается, что единственной причиной для создания мира является Сам Бог как неиссякаемый источник любви и добра.

Творение мира увенчалось созданием человека как венца всего видимого и невидимого. И ведь, казалось бы, Бог знал и знает, как поступит человек, и что, в конце концов, он, созданный некогда для райского блаженства, будет впоследствии находиться в постоянных мучениях и слезах, да ещё и по собственному желанию. Но любовь Бога настолько велика, что она не предполагает ограничения человеческой свободы в каком бы то ни было виде. Бог позволяет человеку все, вопрос состоит в том, как сам человек будет распоряжаться дарованной ему свободой. К сожалению, чаще всего мы, люди, не ценим этого проявления Божьей любви и используем ее во вред себе и ближним.

Но причин, которые смогли бы успокоить и удовлетворить нас, нет! Ведь к настоящему состоянию человека Бог не имеет никакого отношения. И не Бог силой заставил уйти человека из рая. Не Бог даёт в руки оружие, а в сердце поселяет злобу и ненависть по отношению к ближнему, заставляет убивать и идти на преступления. Эх, как же мы любим искать виноватых вокруг!

Почему Бог терпит все это?

Мне кажется, что прекрасным ответом на столь терзающие ум человека вопросы будет русская народная пословица: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Вся суть в том, что, чтобы человек всё понял и, наконец, осознал сладость, ему нужно примерить состояние, в котором он лишён всего, что казалось само собой разумеющимся.

Ведь цена здоровья понятна человеку тогда, когда он болен, особенно сильно. Цена жизни с Богом очевидна, когда понимаешь, кто ты без Бога. Кажется, Фридрих Ницше сказал: «Всё познается в сравнении». Жаль только, что иногда у этого познания сильный привкус горечи.

Сам человек и весь мир по своему рождению являются прекрасными: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот хорошо весьма» (Быт 3:31). Но, по словам апостола Павла, всё творение «покорилось суете» и «стенает и мучается доныне», ожидая часа, когда вновь станет свободным (Рим. 8:20-22). Свободными от греха, так мучительно нас поедающего.

В конце концов, Бог — это не зло, просто мы сами часто забываем о том, как «дивны дела Твоя, Господи»!

Зачем Бог создал людей?

Человечество всю свою историю, по сути, только и делает, что катится в пропасть. Войны все кровопролитнее, разврат все более изобретательный, зависимости все более тяжелые. Да и другое хуже. Жизнь большинства людей ненавидима ими самими: школа – нервотрепка в университете – нелюбимая работа на сорок лет жизни – старость – смерть. Многие, очень многие встают с утра по отвратительной команде будильника с одной мыслью – быстрее бы всё это закончилось, а там пусть хоть ад, хоть что угодно. И я тоже так живу. Какие там мысли о спасении? О какой “светлой радости” может идти речь?

Я однажды ознакомился с жизнью рабочего на заводе в городе Коврове: он встает в немыслимую рань, спешит на автобус (если опоздает несколько раз – могут уволить), там пашет часов до пяти за зарплату, больше похожую на злую шутку, а остаток времени, апатичный от усталости, коротает во дворе с пивом. Он постоянно ругается матом, пьёт и дерётся, не ходит в Церковь, но он глубоко несчастен. Для чего Господь сотворил его? Неужели и этого бедного работягу, и сотни тысяч ему подобных, ждёт Ад? Огромная часть живущих и живших когда-либо людей делала это не в радость ни себе, ни Богу. Что было в душе у Гитлера, когда он убивал миллионы? И где повернул не так мой одноклассник, чья жизнь сломана и уничтожена? Человечество похоже на неудачный автомобиль, который запустили в серию, надеясь, что он оправдает надежды, а он работает с неполадками.

И для чего всё это? Только затем, чтобы в конце концов, когда измотанное, истерзанное собственным грехом человечество окончательно достигнет дна, торжественно прийти с небес, полностью испепелить этот мир, а затем поднять всех нас, и без того измученных, падших, из гробов, чтобы судить? Это очень жестоко.

На вопросы, которые задаете Вы, ищут ответы лучшие умы человечества на протяжении многих тысячелетий. Ответ можно получить, лишь только доверившись Богу. Не может добрый Отец Небесный, пославший ради спасения мира Своего Сына в этот мир, желать зла человечеству. А значит, нас ожидает то, о чем говорит апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Зачем Бог сотворил мир?

Начнем с самого главного. По какой причине Бог принял решение создать мир? Это вопрос, который не имеет ответа. Однако мы не можем им не задаваться. И вероятный ответ на этот безответный вопрос мы находим у святого Максима Исповедника, когда он в своих “Главах о любви”, рассуждая об этом, говорит о взаимной радости: “Бог вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому, чтобы в чем-то имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались, Сам же Он веселился о делах Своих, видя их веселящимися” (“Главы о любви”, сотница 3:46).

Мысль, которую Максим Исповедник выражает, рассуждая о взаимной радости, также можно связать и с понятием взаимной любви. “Бог есть любовь” (1 Ин. 4:8), – говорит нам евангелист Иоанн. И эта Божественная любовь не эгоцентрична, а взаимна, она распределяется между всеми, кто к ней причастен. Бог – это не просто некое Существо, независимое, обособленное и любящее лишь Само Себя. Бог есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Все Три Лица любят друг друга и соединены друг с другом в непрерывном движении взаимообщения. Бог не личен, но межличен, являя собой не просто объединение, но слияние. Один из характерных терминов, который отцы-каппадокийцы используют для описания Святой Троицы, – общение.

Следовательно, если Бог как Святая Троица представляет собой таинство разделяющейся любви, это означает, что решение о Сотворении мира находится в совершенном согласии с природой Бога, поскольку Сотворение позволяет и другим, помимо Него, разделить это движение Троичной любви. Говоря, что этот выбор находится в согласии с природой Бога, я не имею в виду, что Бог был в той или иной мере “обязан” сотворить мир. Напротив, никакие внутренние и внешние факторы не вынуждали Бога совершать такой жест. Он действовал абсолютно свободно. Бог необходим для мира, однако мир не является необходимым для Бога. Как говорил русский богослов Георгий Фроловский: “Мир существует. Но он начал существовать. И это значит: мира могло бы и не быть. В существовании мира нет никакой необходимости. Причина и основание мира вне мира. Бытие мира возможно только через внемирную волю Всеблагого и Всемогущего Бога” (“Тварь и тварность”).

Однако несмотря на тот факт, что Бог творит мир с абсолютной и совершенной свободой, а мир, соответственно, является выражением Его свободной воли, Бог в акте творения открывает и Свою истинную природу – любовь. Вспомним здесь слова святого Дионисия Ареопагита о том, что Божественная любовь экстатична, – это означает, что она находится вне Него. Бог сотворил мир, поскольку любовь его “разливается”. Без этой проливающейся любви мир никогда не стал бы существовать. И вместо того, чтобы говорить о сотворении ex nihilo (из ничего), правильней было бы говорить о сотворении ex amore (из любви).

Если мы будем смотреть на Сотворение таким образом – как на выражение взаимной радости и взаимной любви – тогда никакие теистические воззрения, утверждающие, что вселенная есть произведение, а святой Создатель – архитектор или мастер, не смогут удовлетворить нас. Мы не можем принять образ вселенной как неких часов, которые часовщик лишь изготавливает, заводит и впоследствии оставляет идти.

Несомненно, подобные точки зрения ошибочны. Согласно замечанию святых Максима Исповедника и Дионисия Ареопагита, Сотворение не является актом, в котором Бог действует лишь вне, но актом, посредством которого Бог выражается и внутренне. Бог находится не только за пределами творения, но и внутри него. Первые образы, с помощью которых мы описываем связь Бога с миром, не должны изображать Того, Кто придает миру форму, изменяет его и организует. Мы должны представить себе Бога как некую сущность, живущую внутри всего, присутствующую везде и вечно. Когда мы говорим о том, что Бог есть Создатель вселенной, мы имеем в виду то, что Бог есть “везде сущий и все исполняющий”, пользуясь словами, которыми Православная Церковь обращается как к Христу, так и Святому Духу.

С этой проблематикой тесно связана и другая тема, которую я хотел бы затронуть. Сотворение мира должно трактоваться не как некое событие, единожды произошедшее в прошлом, но как продолжающее быть связанным с настоящим. Мир существует, поскольку Бог любит его, и не потому, что полюбил некогда в далеком прошлом, в самом начале, но поскольку любит его здесь и сейчас, в этот самый миг и в каждый следующий. Нам следует говорить о Сотворении не в какой-то неопределенный момент времени, но в настоящем. Мы не должны говорить, что некогда, много лет назад, Бог создал мир. Речь идет о том, что Бог творит мир со мной и тобой внутри него сейчас и всегда. Если бы святой Творец не пользовался своей творческой волей каждую долю секунды, то вселенная затерялась бы во мраке небытия. Как говорил святой Филарет Московский, “творческое слово есть как адамантовый мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездною Божией бесконечности, над бездною собственного ничтожества” (“Слово в день обретения мощей иже во Святых Отца нашего Алексия Митрополита Московского и всея России Чудотворца и по случаю возвращения к Московской пастве”). Это творческое слово Бога, “адамантовый мост” святого Филарета, есть слово, произносимое не единожды, но непрестанно, слово, сказанное вчера, сегодня и повторяемое “во все дни до скончания века” (Мф. 28:20).

Как творение Божье, мир является по рождению прекрасным: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт. 1:31). Но одновременно это и мир грехопадения, изломанный, сокрушенный, разрушенный и искаженный грехом – первородным грехом наших предков и личными прегрешениями каждого из нас. Как говорит апостол Павел, все творение “покорилось суете” и “стенает”, ожидая часа, когда вновь станет свободным (Рим. 8:20-22). Однако это падение не является всецелым. В тварной природе даже в падшем состоянии продолжают слышаться отзвуки священнодейственного присутствия Божьего. И мир продолжает оставаться прекрасным, пусть и красота его несовершенна. И мы поистине можем сказать слова, произносимые на каждой вечерне: “Дивны дела Твоя Господи”.

Неизвестный автор произведения русской прозы XIX века “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу” ярко подчеркивает эту врожденную красоту и великолепие мира. Проходя сквозь нескончаемую лесную чащу с Иисусовой молитвой на устах, странник чувствовал, как сердце его наполняется любовью ко всем людям, и не только к ним, но и ко всему сущему: “Когда при сем я начинал молиться сердцем, все окружающее меня представлялось мне в восхитительном виде: древа, травы, птицы, земля, воздух, свет, все как будто говорило во мне, что существуют для человека, свидетельствуют любовь Божию к человеку и все молится, все воспевает славу Богу. И я понял из сего, что называется в Добролюбии “ведением словес твари” (Рассказ второй). Опыт этого конкретного момента является не ложным ощущением, но подлинным познанием истинной природы тварного мира.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Зачем Бог сотворил людей?

Бог создал Вселенную и людей. Он создал человека себе в помощники. Люди созданы не для наслаждения жизнью, а для размножения и формирования сознания. Человек состоит из физического тела и тела «Дух». Физическое тело состоит из рук, ног, головы, сердца, печени, крови, нервов и тому подобное. Тело «Дух» состоит из разума (способность человека логически мыслить), сознания (способность человека понимать происходящее) и подсознания (память, в которой хранятся все знания и навыки человека). Разумом формируется характер человека. Он записан в подсознании. Физическое тело смертно, а тело «Дух» бессмертное.

Бог бессмертный, значит и человека создал таким же. Все данные о земле и человеке уходят при помощи энергии в Царство Небесное. Эта энергия невидима под микроскопами. В Рае, в Архивах хранятся все копии предметов и человеческих тел. Например: Бог Христос может создать копию тела человека, проживающего в какой-то конкретный период времени. На земле находятся оригиналы предметов, а в Рае их копии. Ангелы могут создать любую копию предмета. Когда человек умирает на земле, то его хоронят в землю. В этот же день Бог создаёт на Небесах человеку новое, здоровое, молодое тело. В это тело Он вводит копию «Духа» этого человека. Таким образом, происходит воскрешение каждого, умершего человека.

Нарушение правовых и моральных законов называется грехом. Законы морали – это 10 заповедей Бога. Они записаны в Библии, в Ветхом завете: Второзаконие 5:1-33; Исход 20:1-17. Святые люди не нарушают этих законов.

Наша вселенная состоит из трёх галактик:

1. «Млечный путь». В ней расположена планета «Земля».
2. «Озеро Огненное». В ней расположена планета «Ад». Здесь проживают грешники.
3. «Царство Небесное». В ней находится планета «Рай». Здесь проживают Святые люди.

Смысл жизни человека заключается в его постоянной работе над своим характером. Нужно убирать из него страсти. К ним относятся: чревоугодие, сребролюбие, блуд, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыню. В свой характер нужно набирать добродетели. Это послушание, сострадание, терпение, долготерпение, мужество, отсечение воли, смирение. Если в характере человека отсутствуют добродетели, то его добрые дела будут неискренними. Люди боятся осуждения общества и часто скрывают своё настоящее лицо под маской лицемерия. У Святого человека в характере нет страстей. Все люди, когда-то были грешниками. Чтобы перебороть страсти, нужно искренне покаяться перед Иисусом Христом в своих грехах. Он даст в Наставники Духа Святого. Чтобы попасть после смерти в Царство Небесное, нужно Родиться Свыше (Иоанна 3:3-13). Рождение Свыше происходит под руководством Святого Духа (Божия). Он помогает человеку бороться со страстями.

Святость – это бесстрастие.

Сначала, Бог создал Адама и Еву послушными. Они слушались Бога по той причине, что не знали зла. Каждый человек запрограммирован. Так вот в программе Адама и Евы не было зла. Они не знали жизни, ничего не понимали. Им Бог сказал, чтобы они не ели с дерева познания добра и зла и они Его слушались.

Но Бог знает, и добро, и зло (Бытие 3:22-24). Зло в Нём не работает, потому что ему чужды страсти. Он справедлив. Он сотворил человека по образу и подобию Своему. Люди – это будущие помощники Бога. Толку с Адама и Евы никакого не было, они поначалу были просто роботами, запрограммированными на добро. Бог ввёл в их программу зло. Затем, Он проверил их на послушание. В Еве заговорило зло, которое Бог назвал змеем. Змей предложил ей съесть запретный плод, и она его съела потому, что в ней заговорило любопытство.

Для проверки и перевоспитания людей, Бог посылает на них искушения. То есть в человеке появляется мысль, которая предлагает ему что-то сделать (1 Петра 4:12; Иакова 1:12-18). У человека есть свобода выбора, поэтому он может это искушение, или принять, или его не принять. А так как люди переполнены страстями, то эти искушения принимают. Человек наказывает себя сам.

Для управления Вселенной нужны добрые, послушные люди. Если дать бессмертие злым людям, то они развалят её. Примером нам служит управление землёй злыми людьми. Наша земля не процветает, так как люди жадные на материальные ценности, и для своего обогащения они уничтожают друг друга и портят атмосферу земли, уничтожают почву, не жалеют природных ископаемых. Поэтому людям, сначала нужно было научиться жить. Для человечества нужна история его жизни. На ошибках учатся.
В Аде существует смерть. Жизнь там очень тяжёлая. Люди там постоянно стремятся убрать из своего характера страсти. Став святым, человек умирает в аде и воскресает в Рае. Воскреснув в Царстве Небесном, человек становится бессмертным.

Чтобы избавить людей от мучений, Бог дал им законы. Если бы люди исполняли эти законы, то жили бы без всяких неприятностей. Бог велит людям подчинять хотения плоти своему разуму. Чтобы людей чем-то занять, Бог дал им чувство «вкус». Мы различаем пищу по вкусу, а чтобы люди не увлекались едой, Бог создал человека таким образом, что от чрезмерного употребления пищи, люди толстеют и теряют здоровье.
Чтобы люди плодились, Бог дал любовь мужчины к женщине и наоборот. Когда они совокупляются, то получают большое удовольствие от этого. А чтобы этим сладострастием не злоупотребляли, Бог создал человека таким образом, что полноценное, чистокровное, здоровое потомство может родиться только от одного здорового мужчины и одной здоровой женщины, которые принадлежат к одной расе. Каждая человеческая раса имеет свой генетический код.

Во избежание блуда, который растлевает человека, Бог создал у мужчины и женщины — девственность.
Одна из десяти заповедей Бога гласит: «Не прелюбодействуй». А Иисус Христос разрешает иметь только одну жену.

Бог всё предусмотрел. Полноценное воспитание ребёнок может получить только в семье. Блуд ведёт к растлению души. Человек перестаёт развиваться духовно. Он предаётся только телесным наслаждениям.
Генетический код меняется от всех половых связей. Самую большую информацию о себе оставляют первые мужчина. Если в жизни женщины присутствовали десять мужчин, то её генетический код содержит информацию обо всех их.

Наука о девственности — Телегония

Ещё в глубокой древности у наших предков существовал свод нравственных правил о целомудрии и наследственности. Они знали, что от гулящей девушки не бывает хорошего потомства. Эту закономерность смогли объяснить генетики. В ХХ веке открыли явление, которое назвали «телегония». «Теле» — вдали, далеко. «Гония» — обозначает половые железы, гормоны. Телегония – это далёкие половые гормоны. Она заключается в том, что решающее влияние на всё потомство женщины имеет первый в её жизни мужчина. Именно он закладывает генофонд потомства женщины, вне зависимости от того, когда и от кого она будет рожать своих детей. Он,
нарушивший девственность, становится генным отцом будущих детей женщины.

Девушки обязательно должны знать об этом. Открытие телегонии сразу же было спрятано от общественной огласки, так как оно закрывало дорогу для всякого рода сексуальных революций.
Для засекречивания была найдена и даже внесена в энциклопедию удобная фраза: якобы явление телегонии не подтвердилось. Но, как говорится, нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. Стали нередкими факты, когда девушки белой расы, стали рожать от белых генетически здоровых, своих мужей детей с чёрной кожей. Причиной появления этих детей была добрачная связь девушки с человеком негритянского происхождения.

Бог создал человека. Зачем?

Однажды человек, представивший себя как атеист, прагматик, искренне признался мне в том, что не может понять? зачем Богу нужна была морока создавать человека. Он попросил помочь ему в этом разобраться. Была ли в этом прихоть Бога или необходимость?
Действительно: зачем? Каждый ли христианин способен ответить на этот вопрос так, чтобы его понял человек, для которого Слово Божье не есть авторитетом? Я сразу не сообразил, как проще ответить ему. Но, Господь Духом Святым научает нас, помогает нам, и я уверен, что именно от Него и пришла ко мне помощь.
Я вдруг вспомнил анекдотичную особенность одеситов ( и некоторых из евреев) отвечать на вопрос вопросом. В результате между нами состоялся такой диалог:
— о чём вы с женой мечтали с первых дней супружеской жизни?
— о детях.
— а для чего вам нужен был ребёнок? Ведь некоторые пары сознательно не желают иметь детей.
— я и жена хотели иметь и детей, и внуков.
— вы с женой мечтали иметь только одного ребёнка?
— нет. По крайней мере, от трёх до пяти.
— вот так Господь создал человека, чтобы размножить себя через Адама и Еву, их потомков, создав человека По образу и Подобию Своему. Он велел человеку размножаться. Выходит, что вы размножая себя, размножали Его Образ и Подобие, то есть выполняли Его волю не, подозревая сами об этом.
— нам с женой это и в голову не приходило!
— вы любите своих детей?
— да.
— вам важна их любовь к вам или ваша к ним?
— я получаю удовольствие от того, что сам даю им любовь. Это — моя потребность.
— так и учит Господь, что лучше отдавать, нежели принимать. Он создал человека, чтобы любить. Человек — объект Его любви. Естественно, что Бог рассчитывает на проявление любви человека к Нему.
— как вы выражаете свою любовь к детям?
— я общаюсь с ними
— так и Бог создал человека для общения с Ним. Адам ходил рядом с Богом в Эдемском саду, пророки слышали голос Бога, а Енох, Илья и были забраны на небо, избежав физической смерти, и находятся сейчас рядом с Ним.
— значит, Богу Самому было скучно, и Он создал себе человека, как игрушку?
— вовсе не так. Скажите, а вам с женой было скучно до рождения первого ребёнка?
— конечно, нет.
— не скучно. Так зачем вам нужны были хлопоты, без которых живут другие? Вы ведь хотели не только зачать ребёнка, но и родить его, потом видеть, как он растет, воспитывать его и других ваших детей, а потом их детей (ваших внуков), видеть, как они развиваются?
— безусловно.
— вот так и Бог, создавая себе человека хотел видеть его развитие в духовном мире.
— а что вы делаете для развития своих детей?
— мы с женой приучаем их к труду (мой пятилетний сын сам стирает свои носки, а дочь — хорошая помощница жене во всём), учим тому, что хорошо и плохо, читаем сказки, стихи, учим читать, приобщаем к музыке и танцу и т. п.
— Господь, создавая землю, планировал создание человека. Доказательством сего служит то, что до появления человека на земле, Бог не давал на землю дождя, так как не было кому обрабатывать её. Человеку Бог сказал, что тот будет трудиться в поте лица. Бог создал человека для того, чтобы он владел землёй: трудился на ней, ухаживал за ней, нёс ответственность за неё перед Ним. Для этого Бог даёт человеку знания. Менделеев во сне увидел таблицу элементов. Разве это не от Бога ,или. как вы говорите, — от Высшего разума?
Помимо умения трудиться, что вы вкладываете в разум детей?
— мы учим детей иметь цель в жизни и уверенно стремиться к ней, быть хорошими людьми.
— Господь также определил цели Своим детям: говорить не знающим о том, что есть возможность спасения своей души от ада; стать Его средством (инструментом) для добрых деяний другим людям; духовно расти ради того, чтобы в вечности достойно стоять у Его престола .
— а как вы чувствуете себя, когда детей нет рядом или они вас не слушаются?
— очень плохо. Я волнуюсь за них или сержусь.
— Господу тоже нехорошо, когда человек не слушается Его и вредит сам себе. Например: Бог дал человеку «мирный атом» – разрешился мировой энергетический кризис. Но человек сразу же приспособил атомную энергию для уничтожения себе подобных. Вот – цена непослушания человека Богу!
Господа огорчает, когда человек не принимает Его, как своего Творца, а полагает, что он — результат сексуальных отношений отца и матери.
Бог даёт шанс всем не покаявшимся, в том числе и вам, сделать шаг в Его сторону и терпеливо ждёт.
Вы говорили о своей любви к детям. А ждёте ли вы сами что-то от них взамен?
— конечно. Приятно ощущать их ответную любовь и хотелось бы, чтобы дети не уронили чести своих родителей.
— вот так и Господь, создавая человека, благословляет его дарами и готов принимать искреннее благословение и хвалу в Свой адрес.
Господь, создавая человека для Себя, не нуждается ни в чём от человека, а наоборот, — человек постоянно нуждается в Божьей защите и поддержке и в Его дарах. Ведь для вас есть естественной потребность чувствовать уверенность ваших детей в полной безопасности в вашем присутствии? Дети — ваши чада, а вы — их отец. Если вы осознаёте радость ваших детей от того, что вы — их папа, то, когда вы придёте с покаянием к Богу, тогда Он станет вашим Отцом Небесным, а вы — Его чадом. Сыновняя радость (непременно!) коснётся и вашего сердца.
Сотворив человека на земле и видя его падение, Бог, через пророков и Своё Слово (Библию), через воскресение Иисуса Христа, показал путь возвращения к Нему и дал понять человеку, что он — Его творение, как и Сам Бог, — предназначен для вечной жизни. Что жизнь человека на земле – это репетиция перед жизнью в вечности.
— спасибо. Я понял, насколько я важен для Бога. Мне нужно подумать о том, что я услышал от вас и осмыслить всё. До свиданья!

Собеседник взял мои контактные телефоны и ушёл. Молюсь за него Господу, чтобы в вечности встретиться с этим человеком возле престола Всевышнего. Аминь!

Зачем Бог создал людей без их согласия?

Добрый день. Я постоянно задаюсь вопросом: зачем Бог создал людей? Для того чтобы дарить любовь? Неужели в небытие без него и его любви было очень плохо? Он спрашивал у кого-нибудь согласия или сам так решил? В этом случае он несёт всю полноту ответственности за все и всех. Мне вот не нужна ни жизнь, ни ад, ни рай, ни он сам с его развлечениями. Ему, видимо, было очень скучно летать над бездной в одиночестве, и вот Он придумал себе игрушку в лице всех, кого породил. Не хочу с ним встречаться, не хочу его суда, не хочу его прощения. Хочу единственное: чтобы он отстал от меня и отправил обратно в небытие. Очень жаль, что нет никого, кто бы спросил с него за все мои страдания, пусть даже они результат моих действий и мыслей. Он нас сам создал для себя, отправил себя к нам, чтобы спасти нас от своего же гнева, т.е. от себя. Просто бред. Ещё меня поражает уверенность людей, что богу больше нечем заняться, кроме как заниматься людьми, хотя земля во вселенной — это даже не капля в море, а просто пустое место. Какого же люди высокого мнения о себе и глупы. Я бы на месте бога уже давно послал бы людей с их нытьем и вымаливанием для себя и для других благ, пусть то духовные или материальные. Раньше люди верили в духов, разных богов, поклонялись тотемам и многое другое, чего сейчас уже нет и что считается полной чушью. Зато сейчас все уверены, что новый еврейский бог — это и есть истина. А у вас есть уверенность, что в будущем и этот бог не окажется чушью?

Доброго! Многие дни перечитываю ваш вопрос, пытаясь понять, как на него ответить. В нем есть какой-то разрыв смыслов. Вроде бы осознаете присутствие Божие, понимаете, что именно Он является источником всего сущего, даже где-то внутри есть принятие Его Любви. Но, как мне кажется, есть подростковый всплеск протеста. «А, не нужна мне Твоя забота, хочу курить и веселиться, до сессии мне дела нет, я уже умный и взрослый!».

Вы пробуете рассуждать о Всевышнем, как о человеке старшего поколения или о директоре завода. А это — о другом!

Перед тем как появилось начало небытия, был только Бог. Одним из доказательств Троичности Божества есть признание того, что Бог есть Любовь (см. Православный катехизис). Создавая мир и нас, как Свое подобие в свободе творчества и возможности созидания, Он дает нам Дар Счастья (не «радости» от вкусного кусочка пищи, замечательного партнера или красивого заката), именно состояния Счастья, внутреннего восприятия красоты мира.

На днях мне попался кусочек совершенно мирского фильма «Машина пришла» с Н. Н. Трофимовым в одной из ролей. Там идет диалог:

«Он, Бог, и есть Любовь. Но чтобы не повторять Самого Себя, Он и создал нас».
«Так что, значит, мы тоже боги?»
«А как же, если умеем любить…»
«А если не умеем?»
«А если не умеем, то никогда и не задумаемся об этом».

О человеческом достоинстве. Можно согласиться с вами в оценке несовершенства каждого конкретного человека, но при этом человек в потенции — самое совершенное Творение Бога. Со свободой воли, желанием и возможностью творить и созидать. Создав нас по Образу и Подобию Своему, Господь дал нам великую возможность — БЫТЬ, А вот как мы этой возможностью пренебрегаем, уклоняемся, ленимся заняться достойным, а не просто имеющим возможность нас прокормить трудом, так это наш личный выбор. Жалеть себя и лениться гораздо проще, чем думать и созидать.

В вашем вопросе крепко сквозит лень: вам лень быть счастливым, лень принять на себя ответственность за свою жизнь, лень любить людей. Хотите лениться — ленитесь! Хотите поставить кого-то виноватым в том, что не достигли чего-то, — ставьте. Во всем виноват Бог (или черная кошка) — виноваты! Не могу же я быть виноватым в том, что рухнул посреди дороги, наступив на свои незавязанные шнурки, — конечно, это все Он!

Прошу вас прочитать книгу Иова в Библии. Благочестивый человек оказывается одолеваемым многими бедами, от утраты близких до потери многой собственности и здоровья. Приближаясь к отчаянию, он вопрошает Бога, и Господь отвечает ему. Думал привести цитаты из этой части Библии, но понял, что если вы серьезно ищете ответа, то необходимо прочитать эту книгу (книга Иова) целиком, как и Екклезиаст, а уж Новый Завет — обязательно.

Вы пользуетесь слухами. А может быть, стоит обратиться к Первоисточнику, подумать, почитать святоотеческие толкования? С другой стороны — это требует душевного труда, времени и отвлечения от насущных дел и «сладостных» реальностей. В таком случае не делайте ничего. Потерпите, передремите еще несколько лет: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет и много в них трудов и болезней» ( Пс. 89.10 ). «Все пройдет, и печаль и радость, все пройдет, так устроен мир». Но, с другой стороны: «Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно» (В. Маяковский, «Послушайте»). Или как сказал почти современный классик: «Камнем лежать или гореть звездой», — выбор-то за нами. Только напомню, как сказано у Островского о человеке и его жизни: «Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Если есть желание что-то осознать и двигаться вперед, к Царству Небесному, — двигайтесь! Не хотите — ничего не делайте!

Это ваша жизнь! Живите! Бог в помощь!

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Зачем Бог сотворил мир

Как, а главное, зачем Бог сотворил мир? Действительно ли Бог создал мир для человека? И правда ли, что человек — венец творения? Как человек получил дыхание жизни и стал человеком? И как нам стать людьми? Для чего и как нужно жить? Об этом «Правде.Ру» рассказал настоятель Богоявленского кафедрального собора протоиерей Александр Агейкин.

— Зачем Бог сотворил мир?

— Это и есть основной вопрос: зачем Бог сотворил мир? А мы — часть этого мира. То есть следующий вопрос: зачем мы живем? Для чего? Каков вообще смысл нашей жизни? Что такое человек? В свое время пророк Давид в одном из псалмов тоже спрашивал: что такое человек, что Ты любишь его, что вообще есть человек, что Ты посещаешь его, — обращаясь к Богу.

Что такое человек по сравнению с этим мирозданием? Такое маленькое существо, а вокруг него — этот огромный мир, такой огромный и совершенно непознаваемый Космос. Человек тратит всю свою жизнь на то, чтобы что-то понять в этом мире и уходит из него, можно сказать, совершенно ничего не узнав.

Для чего Бог сотворил этот мир? Наверное, ни для чего. Это акт любви Божьей. Просто по своей любви сотворил, потому что он не мог поступить иначе. В Священном писании первые строки: «Вначале Бог сотворил небо и землю». С этого начинается Библия, с этого вообще все начинается.

До этого творческого акта ничего, кроме Бога, не было. Учение Церкви говорит о том, что Бог сотворил мир из ничего. Вот ничего не было, и из ничего Бог дает начало всему. И если дальше читать книгу Бытия, то там все это достаточно подробно, поэтапно описано.

Уже в первой главе Библии раскрывается, что за чем сотворил Бог. Дни творения — это этапы развития Вселенной, огромные эпохи. И последнее, что творит Бог, — это человек. Значит, человек — это венец творения, это завершение творения, это апогей этой любви.

Поэтому Бог сотворил этот мир для человека, потому что Он его последним вводит в этот мир и дает ему этот дар — владеть миром. И вот надо, чтобы человек своей свободной волей, которую он получил от Бога в этом творении, привел что-то хорошее в этот мир, опять же, как дар Богу.

Вот для этого, наверное, Бог все и сотворил. Поэтому, осмысляя это, говоря об этом, мы и понимаем, для чего мы живем, какое наше место в этом мире.

Во Второй книге Маккавейской мать, наставляя своих сыновей, которые противостоят последователям Александра Македонского, умирают как первые мученики за свой мир, говорит, как бы укрепляя их, что они должны понимать: этот мир сотворен Богом из ничего. Это первый раз Священное писание упоминает термин «из ничего».

Молитва — это есть некий акт благодарности Богу, стремления к восстановлению той изначальной гармонии в мире, которая наступила к седьмому дню творения, когда Бог почил от трудов своих, видя этот мир прекрасным и гармоничным.

И ежедневно священник в одной из главных молитв говорит такие слова благодарности Богу и обращения к Нему: «Ты от небытия в бытие нас привел еси». То есть мы благодарим Бога за то, что Он вообще дал нам бытие, породил нас к этой жизни в этом мире, который он нам дал.

Богослужение поделено на особые типы богослужений. Есть вечернее и утреннее богослужения, есть служба, которая над всеми богослужениями. Это Божественная литургия как некий венец богослужений, главное богослужение. И у каждого богослужения есть своя тема. Вечерня начинается как раз с благодарности Богу за это творение.

Тема начала вечернего богослужения — воспоминание о сотворении мира. 103-й псалом пророка Давида читается в начале вечерни. Это песнь Богу-Творцу, благодарственная песнь, когда мы благодарим Бога за этот великий дар, наследниками которого мы сегодня и являемся, каждый из нас. Наверное, так можно сказать о том, почему или зачем Бог сотворил мир и нас.

— Вы говорите, что человек был сотворен уже после всего, когда уже все было создано. Но означает ли это все-таки, что именно он венец творения? Не проще ли было сначала сделать человека, а потом уже под него создавать природу, зверей, небо?

— Мы же говорим о любящем Боге, о том, что Бог есть любовь. Нам тоже Священное писание об этом свидетельствует. И вот, опять же, обращаясь к книге Бытия, можно вспомнить, что «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездной. И Дух Божий носился над водами». «Безвидна и пуста» — мог ли Бог такую землю подарить человеку?…

— Наверное, там было бы пусто и холодно.

— Вот. И там еще есть другой смысл, очень глубокий в премудрости этого творческого акта. Потому что сначала Бог сотворил все из ничего. А человека — уже не из «ничего».

— Бог и физика, может быть, находятся где-то в разных измерениях. Тем не менее, мы же знаем, что из «ничего» не бывает чего-то. Как можно сотворить из ничего? Как это можно совместить?

— Священное писание очень четко говорит: И сказал Бог… И стало так. То есть Словом божьим. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть», — говорит евангелист Иоанн Богослов. Это Евангелие мы читаем на Пасху — на самый главный, особый праздник.

И об этом как раз говорится в пасхальном евангелии. «Все, что начало быть, начало быть через Слово Божье». А Слово Божье — это Логос, Сын Божий. То есть такой творческий акт: Слово, которое сказал Бог, сотворило все из ничего.

— А из чего сделан человек?

— А вот человек — из земли. Дальше же мы читаем, что взял Господь персть и из персти сотворил человека. Значит, это уже вещество, сотворенное Богом, в котором, можно сказать, сосредоточен весь мир. Только представьте, что Бог творит человека из земли, то есть из всего мира, который Он уже сотворил.

Получается, что человек вобрал в себя весь мир, вот в этом и есть величина человека — в нем все. В нем и земля, и воздух, и птицы, и гады, и все животные, и весь космос… Ведь земля впитала в себя весь творческий акт. А потом из нее, из этой глины, Бог лепит, создает человека. Но чтобы человек стал человеком, он вдыхает в него дыхание жизни — Дух Божий.

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Ссылка на основную публикацию