Зачем и на что церковь собирает деньги?

Как собирает и на что тратит средства Церковь

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих жертвовать на помощь пострадавшим от землетрясений в Японии. На сегодняшний день собрано более 7 млн рублей. Часть средств уже переведена на счет Японской Православной Церкви. О том, как Церковь распределяет пожертвования, в интервью «Аргументам и фактам» рассказал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.

― Владыка, Церковь сама живет на благотворительные взносы, зачем же еще собирать деньги для других?

― Есть разные формы помощи. Можно помочь самому, а можно позвать на помощь других. У Русской Православной Церкви нет своих денег для помощи во время катастроф. Но, как показал сбор средств пострадавшим от пожаров, Церкви очень многие доверяют ― для погорельцев наш отдел собрал больше 100 млн рублей. Кроме того, Церковь объявляет сбор средств, прежде всего внутри себя самой ― призывает жертвовать своих прихожан, священников, епископов. Церковь ― это все ее верные чада, и подвигать их на доброе дело для нее естественно. Верующие люди стремятся исполнить Христову заповедь о любви и не могут не обращать внимания на страдания других ― неважно, христиане это, мусульмане или неверующие.

― Кстати, о помощи на пожарах. Деньги Русская Православная Церковь собрала большие, где гарантии, что все дошло до погорельцев?

― На совещании представителей епархий, пострадавших от пожаров, было предложено несколько вариантов распределения средств. Первое: раздать всем поровну. Но большинство думало иначе: надо находить наиболее нуждающихся, которым почему-либо недостаточно помогло государство, и адресно помогать именно им. Святейший Патриарх Кирилл благословил это решение. Несколько месяцев у нас работала «горячая линия», на которую поступали звонки со всей страны от погорельцев. Над проверкой этих просьб работали сотрудники отдела, добровольцы, священники из регионов. Они знакомились с просителями, смотрели документы. Если кто-то нас критикует, то мы готовы разбирать каждый конкретный случай. И если решение было неправильным, признаем ошибку. Акций такого масштаба Русская Православная Церковь не предпринимала никогда в своей истории: за несколько месяцев помощь была оказана нескольким тысячам человек. И мы действительно выявили людей, которым государство не смогло помочь. Были ведь случаи: пожары квалифицировали не как лесные, а как травяные ― и нет компенсации! Или дом был не зарегистрирован как надо. Или дом цел, а скотина сгорела вся: как докажешь? Тут к государственным комиссиям нет претензий ― они работали по инструкции. Но на то, я думаю, и жертвовали люди деньги через Церковь: чтобы оказать помощь тем, кто больше всего в ней нуждается.

У нас посчитан каждый рубль ― можно зайти на сайт Диакония.ру и проследить путь денег. Конечно, телефонов конкретных людей мы там не вывешиваем. Но если у журналистов есть сомнения ― пусть приходят к нам в отдел: мы дадим координаты любого погорельца, которому помогали, ― можно будет удостовериться лично.

― У мусульман сумма благотворительности четко оговорена ― в Курбан-байрам отдай бедным треть барана, а у нас какова «норма» добрых дел?

― Заповеди Ветхого Завета предельно конкретны, там очень четко все прописано. То же самое и в исламе. Христианство же ― это религия, которая призывает человека к совершенству. Но прописать правилами совершенство невозможно. Господь призывает всех верующих в Него отдать Ему свое сердце. Это гораздо больше, чем любая сумма денег. Отдать свое сердце Богу сразу очень трудно, человек идет к этому постепенно. Сначала отдает нуждающимся ненужные ему вещи, потом ― немного денег, потом что-то, в чем он и сам нуждается, потом поселяет у себя в квартире бездомного, а потом, например, раздает все и уходит в монастырь. Поэтому общую норму Церковь не определяет, важно делать над собой усилие. Некоторые православные дают и больше десятины. А у некоторых зарплата маленькая, детей надо кормить ― и человек может позаботиться об одинокой престарелой соседке, прийти потрудиться в больницу или детский дом. Главное ― не забывать: нужда и страдание всегда рядом. И в любой момент каждый из нас может сделать что-то посильное, чтобы их стало меньше.

― Говорят, деньги не пахнут. Но насколько уместно использовать в благотворительных целях деньги, полученные, например, от преступников?

― На Церковь, по древним правилам, не положено принимать «деньги блудницы», то есть любые нечестные деньги. Конечно, мы не возьмем денег грешника, который не раскаивается, гордится своим грехом и кичится своей жертвой, результатом этого греха. Если нам известно, что деньги получены в результате преступления, то, конечно, брать их нельзя. Был случай, когда к нам пришел прокурор и хотел жертвовать десятину от взяток, которые он получал. Мы отказались брать эти деньги. Но когда кто-то переводит средства на помощь нуждающимся ― не всегда можно выяснить, кто и с какого дохода пожертвовал. Поэтому мы принимаем анонимные пожертвования и молимся обо всех людях, которые стараются, как могут, исполнить Христову заповедь о любви.

Зачем и на что церковь собирает деньги?

К сожалению, сегодня от многих людей можно услышать рассуждения в духе: «Почему в храме все стоит денег? Разве не изгнал Христос торгующих? Почему свечку сделать дешево, а продают ее втридорога? Ясное дело, чтоб „попам мерседесы“ покупать. Или часы.» Таких народных налоговых инспекторов, которые со знанием дела рассуждают о церковных доходах, очень много Попробуем разобраться, зачем же на самом деле церкви нужны деньги, куда они тратятся и должны ли прихожане платить за духовность?

Как было раньше

В древние времена, когда церковные общины только начинали формироваться, церковная атрибутика и набор необходимого для богослужения были крайне скудными — вино и хлеб для Таинства Причастия, свечи (которые в те времена носили практический смысл и освещали темные древние храмы), и ладан или смола хвойных деревьев для благовония. Этого было вполне достаточно, чтобы совершить богослужение.

В первые века христианства действительно церковь не взимала никаких плат — напротив, христиане несли в храм все необходимое. Но как жили люди тогда, особенно простые? Натуральным хозяйством. Вино использовалось то, что люди делали сами дома из своего винограда. Хлеб тоже все пекли самостоятельно. В Греции, Сербии и других родственных странах, от которых мы переняли устои и правила проведения служб, было и свое домашнее масло из оливок, которые росли буквально в каждом дворе, и вино.

Люди, которые обрели веру во Христа, с радостью несли в храм то, что смогли вырастить и сделать у себя дома. Человек не мог рассчитывать только на свои силы — для хорошего урожая помимо усилий крестьянина нужен был и дождь, и определенная температура воздуха, и многое другое. Христиане верили, что все необходимое для жизни им дает Господь, поэтому с радостью разделяли с Ним плоды трудов.

Как стало сейчас

Жизнь современного человека, даже искренне верующего, совершенно не походит на жизнь участника древней общины. Мы не занимаемся натуральным хозяйством, а если и занимаемся — это не единственный и часто даже не основной источник пополнения семейного бюджета. Множество верующих людей живет в городах, занимается интеллектуальным трудом, результаты которого нельзя потрогать руками. Именно тут в истории мировой политэкономии появляется такое понятие, как «всеобщий эквивалент», т.е. деньги.

Существенно видоизменились и наши храмы. Они больше не представляют собой холодные угрюмые пещеры, без освещения, тепла и красивого убранства. Напротив, заходя во многие современные храмы, дух захватывает от великолепия форм и оформления церкви. Всем нравится, когда в храме чисто, тепло, светло и просторно. Когда на клиросе красиво поет профессиональных хор, а не какофония голосов трех не спевшихся старушек. Когда есть возможность посещать воскресные школы и приходские кружки для детей. Когда на большие праздники можно поучаствовать во вкусном и сытном приходском обеде. Но не всем нравится, что в современном мире это стоит денег.

Цена или жертва

Как раньше крестьянин понимал, что не является единоличным творцом своего урожая и что без Бога он может умереть от голода, так и современный верующий христианин должен понимать, что его достижения не происходят без участия Господа. И, получая свою заработную плату, совершенно нормально хотеть отнести ее часть Тому, Кто по милости Своей заботился о человеке.

В определенный период развития церкви существовало понятие «десятины». Первый киевский христианский храм носил название «Десятинной церкви». Десятина предполагала, что прихожанин отдает на нужды и развитие своего прихода десятую часть заработанного дохода.

В современных условиях невозможно обязать прихожан к таким пожертвованиям. Много людей в России и без того находятся за чертой бедности и подобный церковный налог означал бы, что и без того мизерные пенсии и зарплаты многих, станут еще меньше. Поэтому церковь не взимает никакой обязательной платы.

Никто не мешает человеку ходить на службы, молиться, приступать к самым главным Таинствам исповеди и причастия совершенно бесплатно. За все эти вещи не предусмотрено никаких оплат и пожертвований. Но если человек считает себя христианином, почему он не хочет поддержать свой храм, в котором он прокладывает свой путь к Богу?

Принося деньги в храм и покупая свечи, оплачивая записочки и т.д., человек несет пожертвование. Он делится плодами своей благословленной Господом работы, отдавая часть дохода в свой приходи и поддерживая его существование. Поскольку сейчас не нужно самому делать вино и нести его в церковь, можно прийти и «обменять» заработанные купюры на вино, необходимое для совершения богослужения.

Читайте еще о церковной практике:

Куда уходят пожертвования

Человеку, глубоко не вникшему в церковную жизнь, может показаться, что все деньги уходят в карман священникам. Но это совершенно не так — у церкви очень много финансовых потребностей.

Помимо элементарных богослужебных вещей, таких как ладан, лампадное масло, вино, свечи и т.д., каждый приход платит заработные платы тем, кто трудится. В больших храмах это может быть довольно широкий штат — и охранники, и дворники, и уборщицы, и работницы свечных лавок, и повара. Отдельно следует упомянут хор — если хор профессиональный, его участие в богослужениях часто накладывает ощутимую нагрузку на приходской бюджет.

Важно! Очень распространен миф, что церковь не платит налоги. Существует ряд официальных льгот, но полностью налогообложение никто не отменял.

Большой статьей расходов для любого прихода являются коммунальные платежи. Для того чтобы в храме было тепло и комфортно каждому молящемуся, необходимо обеспечить достаточное отопление, освещение, своевременный ремонт и замену коммуникаций, труб, кровли и многого другого.

В конце концов, нельзя забывать и о священниках. Если служит белое священство, то дома батюшку ждет семья, часто многодетная. Эту семью необходимо кормить и содержать. Священник молится за своих прихожан, выслушивает исповеди, ездит на требы, ежедневно совершает огромный духовный труд на благо верующих. Разве не справедливо, что паства, духовно окормляющаяся у батюшки, содержит его?

Покупая в свечной лавке иконку или подавая записку, мы можем подумать, что мы осуществляем не покупку, как в магазине, а совершаем акт милости. Простое действие может предстать перед нами совершенно в другом свете.

Платить или не платить?

Как бы ни казалось странным, но часто основную массу пожертвований несут в храмы непостоянные прихожане. Если люди все время ходят в храм, регулярно участвуют в Таинствах, имеют своего духовника — никто и никогда с них не будет требовать какой-либо оплаты за требы или молитвы.

Часто бывает ситуация, когда человек заходит в храм чуть ли не впервые в жизни, и с порога качает права. Он ничего не сделал для прихода, он не вложил никаких усилий для того, чтобы храм существовал и в нем служились службы. Но стоит такому человеку увидеть рекомендованную сумму за свечу или записочку — тут же начинаются возмущения о несметных богатствах церкви. Такие люди не понимают, что храм нужен, прежде всего, им самим. И придя туда, было бы неплохо вложить посильный труд в поддержание прихода.

К тому же, если человек не может или даже не хочет по каким-либо причинам вносить пожертвования — он все равно может участвовать в богослужениях, приходить на исповедь и причастие. Очень часто внешним ритуалам, таким как постановка свечи или подача записки, придается слишком сакраментальное значение. Подчас можно увидеть, как человек забегает в храм, совершенно не обращает внимания на течение богослужения, но при этом покупает строго определенное количество свечей, да еще и ставит в какой-то особой последовательности. И с чувством выполненного долга покидает храм. Такой человек очень превратно понимает веру и замещает духовное внешним деланием.

Читайте о поведении в храме:

Напоследок необходимо сказать о тех случаях, когда священство действительно злоупотребляет пожертвованиями. Как и в любой сфере человеческой жизни, в церкви тоже бывают неблагочестивые служащие. К сожалению, не все с достоинством несут свой крест служения Богу и людям. Но и вся история христианства тоже строится не только на благочестивых мучеников, верных Господу до смерти. Одним из первых учеников Христа был Иуда, который лично знал Спасителя, ходил следом за ним, видел его чудотворения. И тем не менее, предал Его. Но ведь мы не оцениваем все учение Христово, Его заповеди и веру в целом по примеру и поведению Иуды.

Так и в храме — грехи отдельных служащих всегда останутся на их совести, и им отвечать за них перед Богом. И отвечать строго, поскольку своим греховным поведением они многих отвращают от веры. Но и нам, обычным прихожанам, не надо забывать, что отдельно взятый неблагочестивый священник (которых единицы по сравнению с прекрасными искренне верующими пастырями) совершенно не характеризует ни христианство как таковое, ни Церковь. Ведь если мы пришли в булочную, и нас обманул нечестный продавец, мы же не перестанем есть хлеб. Мы просто пойдем искать другую булочную, верно?

Почему в храме все за деньги?

Добрый вечер, подскажите, как не утратить веру, если кругом все продажно? За крещение плата, за венчание плата, освятить – плата, даже за святую воду плата. Как так?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Евгения, здравствуйте!

Судя по тому, что Вы пишете, в храме Вы нечастый гость.

Если бы Вы ходили в храм регулярно, то знали бы, что никогда в истории Православной Церкви не были платными, например, таинства Причастия и Исповеди.

Что же касается других таинств, то это – пожертвование, которое да, иногда бывают обязательным для тех, кто в состоянии его заплатить. Это вынужденная мера в нынешних условиях существования современных приходов. При этом, безусловно, никто не откажет вам в крещении и других таинствах, если у вас совсем нет денег (если же такое случается, то это серьезный проступок со стороны священнослужителя).

Вы когда-либо задумывались, откуда в храме деньги? И кто платит за отопление, электричество, прочие коммунальные услуги, обязательные сейчас системы пожарной безопастности, ремонт, уборку, масло для лампад и многое другое? Вы приходите в храм – там тепло, светло, чисто, есть люди, которых можно спросить о том, что Вас интересует. Распространенное представление о том, что церкви что-то из коммунальных услуг и т.п. оплачивает государство – миф. При этом далеко не у всех храмов есть спонсоры, которые помогают справляться с ежемесячной оплатой нужд и счетов. Потому та жертва, которая оставлена в храме людьми, и помогает содержать приход.

Повторюсь: то, что вы оставляете в храме – это не плата, а жертва на содержание храма. Просто, к сожалению, часто ее приходится обозначать конкретной цифрой, иначе люди склонны в храме не оставлять ничего или совсем незначительные деньги. Но все может стать по-другому, если мы перестанем приходить в церковь, как в магазин за услугами. Храм – это наш дом. Изначально в христианской истории складывалось так, что каждая община строила и содержала свой дом – свой храм.

Сейчас же в храмах часто бывают люди, которые приходят туда пару раз в году, при этом они у них есть довольно много ожиданий от церкви – чтобы прочли записку, повенчали, покрестили или отпели и прочее. Однако для совершения многих таинств и богослужений нужны какие-то материальные вещи, которые не берутся из воздуха: для соборования – масло, для таинства венчания – вино, венцы, труд певчих, для крещения – теплая вода и так далее.

В христианском обществе была традиция жертвовать десятину, то есть десятую часть своего дохода, своему приходу! Вы готовы принять участие в финансовой жизни своего прихода? Тогда взамен Вы получите все требы абсолютно бесплатно. Более того, если у человека случалась болезнь или тяжёлые времена, то приход помогал ему и его семье. Сейчас зачастую все не так, увы.

Знакомый священник поставил в храме свечи совершенно без оплаты, за пожертвование. Эксперимент длился месяц. За это время не набралась даже сумма, которая окупила бы себестоимость этих свечей.

Но все чаще настоятели приходов решаются отказаться от “ценников”. Получается ли это или нет – зависит, в первую очередь, от осознанности прихожан. Чем больше в храме постоянных прихожан, которые помогают содержать свой приход на регулярной основе, тем это более реально. Чем больше “захожан”, тем – менее реально.

Имеет ли право православная церковь собирать деньги с прихожан?

В прежние времена подать с прихожан официально называлась десятиной. Т.е. десятую часть своих доходов прихожанин должен был нести в церковь. На эти деньги и существовали приходы.

Современная церковь, освобождённая от налогов и пр., опасается введением десятины отпугнуть от себя паству и лишиться, как ни парадоксально, постоянного источника дохода.
Существующий прейскурант наводит здравомыслящих людей на мысли о том, что в храмах ведётся откровенная торговля, причём, противоречащая всем правилам. Алкоголь (кагоры), например, продаются без акцизных марок и происхождение его сомнительно. Есть и много других нарушений. Помните, общество защиты прав потребителей даже пыталось подать в суд на ООО РПЦ? Те же, в свою очередь очень быстро оправдали себя заявлением, что проставленные в прейскурантах суммы — ни что иное, как рекомендованная величина пожертвования в обмен на товары (свечи, книги, кагоры, иконы, ювелирные изделия (зачастую тоже сомнительного происхождения)) и услуги.
Устоям, традициям, писанию вся эта лицемерная политика РПЦ противоречит не меньше, чем здравому смыслу. Паству призывают к смирению, скромности, бессеребренничеству служащие ООО с дорогими часами, роскошными автомобилями и т.д.

Мы помним, что со своих доходов РПЦ не платит налогов! Электричество и прочие удобства она также не оплачивает, не платит налога за земли и помещения, требуя себе выделения всё новых участков под строительство по программе 200. Нехорошо лезть в чужой карман, но карман церкви уже неприлично отвис до земли так, что его содержимое стало видно всем и выглядит весьма неприятно.

Имеет ли право православная церковь собирать деньги с прихожан?

Конечно собирать деньги никто не имеет права, и как Вы правильно сказали, это все должно быть добровольно. Но в Православной Церкви почему-то так заведено, что везде висят прейскуранты и если ты не заплатишь деньги, то никто ничего для тебя не сделает. Я с этим тоже не согласен, и также знаю, что предыдущий Патриах вел борьбу с этими прейскурантами, даже был выдан декрет, чтобы все прейскуранты были сняты, но мало кто этому декрету последовал.

Кстати, в Католической Церкви дело обстоит совершенно по другому, там тебя и похоронят и покрестят и помолятся за тебя, даже если ты ничего не пожертвуешь — это я знаю из личного опыта, не раз встречал такое.

Безусловно, все эти прейскуранты на совершение таинств (крещение, венчание и др.)являются нарушением традиций церкви.

Таинства продавать – это вообще запрещено. Вероятно, проявив должную настойчивость, и в таких храмах можно добиться бесплатного крещения.
Пожертвования должны быть только добровольными, причем не должно быть и косвенного давления. Например, после службы ходят с подносом и собирают деньги. Человеку уже сложно не положить у всех на виду или положить меньше, чем остальные. В идеале – ящик для пожертвований.
Конечно, церковь не может существовать без денег, но этот вопрос можно решать разными путями: искать спонсорскую помощь, зарабатывать. Я знаю храмы, где выращивают цветы на продажу или пекут пирожки.

Почему такие прейскуранты имеют место сложно сказать, на такие нарушения можно жаловаться.

Все люди ищут выгоду для себя, церковнослужители не являются исключением.

Вообще, о церкви сейчас ходит очень много слухов. Даже про патриарха говорят, что он жил с какой-то женщиной, якобы его сестрой, но это была вовсе не сестра. И если он так себя ведет, то что же ждать от обычных батюшек, попов и прочих? Это раньше люди верили, когда читают молитвы, в церковь ходили, чтобы бог их услышал, а сейчас этой веры нет. Я сама атеист и считаю, что это правильный выбор. Хотя росла в религиозной семье. Вера должна идти из души, от всего сердца, это касается попов, а глядя на него и люди начнут так же верить. И сейчас в церкви такие расценки, что не у каждого человека хватит денег, чтобы оплатить обряд.

Так что церковь — это всего лишь один из способов выжать из верующих людей побольше денег.

Имеет ли право православная церковь собирать деньги с прихожан?

В церкви работают тоже люди ,которым нужно платить зарплату.Батюшка тоже получает зарплату.На пожертвования «далеко не уедешь» .Церковь покупает свечи, книги , иконы.На все на это нужны деньги.Меценатов,которые жертвуют церквям большие деньги не так уж много .А церковь нуждается и в ремонте , там также платят за комунальные услуги .Где на все это взять деньги.Именно поэтому все услуги в церкви и имеют свою цену.Жертвуют на нужды церкви не так уж и часто и не так уж и много.
Вы задумайтесь,а сами вы часто жертвуете деньги на нужды церкви.
Вопрос в другом везде цены разные.В каждой церкви своя цена на определенную услугу.
Я думаю ,что если у вас нет денег на крещени или отпевание и вы подойдете к батюшке и попросите совершить данные таинства бесплатно,то ни один православный батюшка не откажет вам в этом.И совершит крещение или отпевание бесплатно.Ну а уж освящение машин и квартир может и подождать . В наше время освящают квартиры и машины, в основном,гонясь за модой не придавая этому ни какого значения.Просто потому,что все так делают.Или думают я сейчас освящу машину и ничего с ней не случиться,и ни разу при этом не произнеся молитву перед дорогой.
Поэтому не нужно обижаться ,что в церкви все услуги платные.Церковь на эти деньги существует.
Церковь не собирает деньги -это тоже в какой-то степени пожертвование.Вас насильно не заставляют платить деньги.
Жертвуйте церквям деньги,любое пожертвование вам зачтется.

Как церковь получает и расходует финансы, на что живут священники и куда тратят заработанное

Продолжаем рассматривать финансовую сторону жизни людей разных профессий. В статье мы поговорим о доходах и расходах церкви и ее служителей. Информацией из первых рук поделился действующий приходской священник.

Как строится церковная иерархия

Чтобы стать священником, необходимо получить духовное образование в семинарии. Ранее при длительном служении в церкви и наличии сильного желания такой статус могли дать человеку со стороны. Сейчас правила изменились. Семинарии теперь официально отнесены к государственным высшим учебным заведениям. На деле же духовное образование очень не похоже на светское.

Выпускник семинарии редко может устроиться на стандартную работу. Перед ним стоит выбор: срочно вступить в брак и искать место в церкви, либо остаться холостым и постричься в монахи. Первый вариант более привычный. После женитьбы семинарист может рассчитывать на посвящение в духовный сан (путем прохождения рукоположения). Ему нужно написать прошение епископу для дальнейшего определения в священники. Второй путь реализуют реже, поскольку вести такой образ жизни достаточно сложно.

В церковную иерархию входят церковнослужители и священнослужители. Первые только помогают проводить службы. Вторые же проходят рукоположение и имеют право на совершение таинств, могут управлять приходом. Они делятся на диаконов, иереев и епископов. Сколько месяцев, лет или десятилетий семинарист потратит на то, чтобы стать священником, зависит только от его способностей и послушания.

В приходах назначают своего главу. Если в нем малое количество прихожан, то священник выполняет основную часть работы сам и с помощью матушки. Если же людей больше, то могут нанять свечниц, уборщиц, привратников (присматривают за храмом). Священник же будет приходить только на служения.

Уволить могут за проступки, повлекшие для церкви репутационный и публичный ущерб. Виновник для начала может перейти в приход в другом населенном пункте, после — в отпуск без компенсации. При серьезных нарушениях могут вовсе уволить.

Как формируется бюджет церкви

Денежными средствами распоряжается настоятель. Это глава юрлица — православной религиозной организации в определенной местности. Храмы регистрируются в установленном законодательством РФ порядке как некоммерческие организации. У них есть свои уставы и бухгалтерия.

Приходы существуют на пожертвования от прихожан и захожан. Люди покупают свечи, иконы, записки, и другие предметы, заказывают требы (священнодействия, совершаемые по просьбе, например, освящение, крещение, венчание). Приобретая крестик, человек по сути делает пожертвование на рекомендуемую сумму. Если рассматривать эту операцию юридически, то вернуть религиозный аксессуар нельзя, поскольку он получен бесплатно. Какую сумму устанавливать на те или иные товары, также решает настоятель.

Летом доход церкви ниже, чем в другие времена года. Люди разъезжаются по отпускам и больше занимаются личными делами. Наиболее прибыльное время — это церковные праздники, особенно Пасха, Рождество и Крещение. В крупных городах денег жертвуют больше. В деревнях бабушки могут приносить еду с собственного огорода, какие-то заготовки и вещи. Храмы областных столиц могут собирать доход около 1–2 млн. в месяц. В Москве — еще больше. Иногда предприниматели жертвуют церкви строительные материалы, оплачивают коммунальные расходы или оказывают другую материальную и нематериальную помощь.

Помимо обычных пожертвований деньги также поступают на расчетный счет. Это обязательно фиксируется в бухгалтерских документах. Расходовать полученные средства можно только по целевому назначению. Направления для трат прописаны в Уставе.

На что храмы тратят деньги

Больше всего денег уходит на содержание штата. Примерно 40% прибыли распределяют на заработную плату и обязательные налоговые отчисления. Современные священнослужители устроены на работу по трудовому законодательству, имеют официально прописанную должность, СНИЛС и медстраховку. С документами и разъяснениями относительно оплаты труда и налогообложения можно ознакомиться на сайте РПЦ.

Для отлаженной работы составляется штатное расписание, где указывают всех сотрудников: настоятеля, священника, диаконов, свечниц, уборщиц, звонарей. Строго установленной границы окладов для служителей церкви нет. Могут быть рекомендованные нормы с опорой на ТК РФ. Минимальный оклад стараются делать не ниже установленного государством прожиточного минимума.

Второе по объему направление расходования средств — приобретение необходимых для храма товаров. Здесь вступают в силу правила рыночной экономики. Настоятель пытается совершать покупки по наиболее приятной цене. Стоимость литургических наборов, кадил и других предметов для богослужения достигает десятков и сотен тысяч рублей. Если приход имеет много денег, то он может потратиться на замену или изготовление нового иконостаса. Это стоит от 1,5 до 10 млн. рублей. Но даже богатые приходы редко делают такие покупки. В деревенских небольших церквях иконостас могут вообще распечатать на фотобумаге. Издалека будет непонятно, иконы это или репродукции.

Из чего состоит доход священника

Рабочий день служителя часто не нормирован. На утреннюю службу необходимо прийти к 7–8 утра, заканчивается она примерно в 11 часов. Далее — работа с прихожанами и другие обязанности.

Доход священника формируется из оклада и денежных средств за проведенные требы. Размер пожертвований за богослужения на заказ устанавливает настоятель. Некоторые храмы выставляют список цен у входа, чтобы все могли с ним предварительно ознакомиться. В других случаях люди сами интересуются, сколько должны. Тогда священник может назвать размер пожертвования или сказать «Сколько можете подать». В таких случаях человек часто начинает переживать, что ошибется с оценкой, и дает большую сумму. Если говорить о границах, то одна треба может стоить от 500 до 30 000 рублей.

Зарплата священника за месяц может варьироваться от 20 000 до 200 000 рублей. Начинающие зарабатывают мало. Как правило, около 20 тысяч на требах и 15 — в качестве оклада. У настоятеля доход больше. В Москве 200 тыс. может быть не максимальной, а средней зарплатой служителя. В центральных храмах по городам настоятель может получать от 1 млн. руб.

Каковы светские расходы священников

Вне работы священники могут вести вполне обычную светскую жизнь. Они тратят свой бюджет на аренду квартиры или ипотеку, на благоустройство дома, бензин, продукты питания и отдых. Часть средств также откладывается на крупные покупки. Часто большой статьей расходов бывает содержание детей, поскольку в таких семьях их может быть много.

Личное жилье они оплачивают самостоятельно. Редкие богатые храмы имеют служебные квартиры для своих работников. Такое встречается в качестве исключения.

На еду может уходить около 15–20 тысяч рублей. Зависит от региона. Как правило, расходы на пропитание небольшие, потому что часть продуктов можно взять в церкви. Люди приносят их за проведение обрядов поминовения. Часто есть в доступе крупы, хлеб, растительное мало, конфеты, кагор.

Много денег уходит на топливо и содержание автомобиля. Это связано с частыми выездами на требы. На них приходится брать с собой спецоблачение и предметы для проведения обрядов. В месяц на содержание авто может уйти около 20 тыс. руб.

Что касается одежды. Ряса и подрясник изнашиваются достаточно медленно, поэтому их покупают раз в 5–10 лет. Они стоят 15 и 10 тысяч рублей соответственно. Облачение священника и другие специфические аксессуары приобретаются за счет прихода.

Многие священнослужители посещают спортзал. Это не просто забота о здоровье, а жизненная необходимость. Богослужения идут много часов, в течение которых нужно стоять практически без движений. Это требует физической силы и выносливости. Со временем начинает болеть поясница и появляются другие проблемы со здоровьем. Поэтому нужно следить за физическим состоянием.

По нормам ТК РФ служителям также положен полноценный отпуск 28 дней. Важно заранее условиться, чтобы даты не совпали с другим священником, который его заменит. Место и тип отдыха можно выбирать на свое усмотрение. По достижении пенсионного возраста необязательно уходить со своей должности. Не запрещается работать до глубокой старости. Уйти из церкви может вынудить состояние здоровья или другие серьезные жизненные обстоятельства.

Православная Жизнь

«Без Церкви нет спасения» – эта святоотеческая мысль становится центральным стержнем православного учения о Церкви. Но Церковь, будучи святой в силу освящающей силы Ее Главы – Христа, в то же время состоит из людей, каждый из которых не является Ангелом, не спустился с неба, но вырос на нашей земле, учился в нашей школе, покупает продукты в наших магазинах и передвигается в нашем общественном транспорте. И очень часто по поведению такого человека, будь он высокопоставленным служителем Церкви или не совсем усердным прихожанином, внешние люди начинают судить о Самой Церкви, перенося недостатки, реальные или мнимые, существующие или несуществующие, на Саму Церковь, обвиняя Ее и в конечном счете Самого Христа – Главу Церкви. Поступая таким образом, многие совершают весьма распространенную логическую ошибку, считая частное законом общего, определяя истинность учения поведением привратников, стоящих у его дверей.

Более того, очень часто все обвинения, выдвигаемые в качестве претензий к Церкви, при более подробном рассмотрении оказываются не вполне соответствующими действительности, а иногда и откровенной провокацией и ложью. И сегодняшний наш разговор хотелось бы посвятить весьма неприятной теме, вызывающей определенный нездоровый интерес и множество кривотолков, – теме денег Церкви.

Мы прекрасно осознаем ее неблагодатность и неблагодарность, но хотелось бы не оправдываться, а попытаться ответить на вопросы, которые наверняка задавали себе многие, переступающие церковный порог – почему в Церкви все не бесплатно, для чего Церкви нужны деньги и откуда берутся в Церкви деньги.

Итак, Церковь, как любая другая организация, нуждается в деньгах для совершения собственной миссии. Даже во времена первохристианской общины, когда Церковь составляли всего несколько десятков человек, следовавших за Христом по городам и селениям Палестины, уже существовал особый ящичек для пожертвований. Священное Писание недвусмысленно указывает на то, что Христос и Его ученики принимали добровольную материальную помощь от желающих таковую оказать. Апостол Павел, оправдывая сборы милостыни в пользу христианской общины Иерусалима, обращаясь к первенствующим христианам, удивляется недовольством, что он, сея духовное, пожинал телесное.

Действительно, для осуществления своей миссии Церковь нуждается в материальных средствах, и эти средства составляются из добровольных пожертвований верующих. К сожалению, лишь немногая часть людей, позиционирующих себя как православных верующих, говорящих о том, что они православные, регулярно еженедельно посещает храм. Многие приходят лишь от случая к случаю, и иногда таких людей несколько удивляет, что им предлагают внести некоторую сумму – ведь они пришли к Богу, а Он в деньгах не нуждается.

Но, приходя к Господу, мы приходим в храм, и каждому хочется, чтобы храм был уютным, опрятным, благолепным. На содержание церкви уходят весьма значительные суммы. Конечно же, никому бы не было приятно зайти в неубранное помещение. Но чтобы храм регулярно убирался, необходимо найти человека, согласившегося заниматься этим, и оплатить его труд. Подобное можно сказать и о труде дежурящих в храме и ежедневно его открывающих, о сторожах и дворниках.

Более того, храмы не возникают из воздуха, их необходимо строить и поддерживать в нормальном состоянии, то есть делать ремонты, на которые, как прекрасно знает каждый, приходится тратить весьма немалые средства.

Отдельно приходится говорить о хорах. Все мы, приходя в церковь с просьбой о совершении Таинства Венчания, Крещения или молебна наверняка будем просить, чтобы звучало церковное пение. Но мало кто знает, что хорошее пение и хороший хор требует немало трудов. Люди, для того чтобы в удобное для прихожан время прийти в храм и пропеть то или иное богослужебное последование, должны быть свободны от другой работы. К тому же им надо кормить собственные семьи. Следовательно, тот храм, в котором они поют, должен оплатить их труд, поддержать их материально, иначе они вынуждены будут искать средства.

К сожалению, большинство наших постоянных прихожан является небогатыми людьми. И потому в храме вынуждены обращаться за помощью к тем, кто заходит в него лишь изредка, ради совершения какой либо требы – крещения, венчания, погребения и так далее.

Но храм – это не фирма духовных услуг и не рынок, на котором торгуют благодатью. Деньги, которые верующие приносят в храм, – необязательная мзда, не плата за благодать. Это именно пожертвование на содержание храма, и доказательством служит то, что самое главное Таинство Церкви – Таинство Причащения – во всех храмах, всегда и везде совершается бесплатно. Более того, если у вас нет возможности внести ту или иную сумму за совершения последования, то необходимо обратиться к священнику, и, я уверен, никакой священнослужитель не откажет вам в молитве или священнодействии.

Все деньги, появляющиеся в храме и направляемые на его содержание, – это добровольные пожертвования верующих христиан. Важно подчеркнуть принципиально значимый момент: человек несет в Церковь деньги только в том случае, если он считает это необходимым. Речь идет именно о добровольных пожертвованиях, а не обязательной десятине, как в некоторых западноевропейских государствах. Ведь если человек не верит в Бога, не разделяет основных догматов православного вероучения, не считает для себя обязательным принадлежать к Церкви, тогда ему не нужны и совершения обрядов и Таинств церковных, он никогда не обратиться в храм с просьбой о венчании или погребении по православному обряду. Но если человек хочет, чтобы над ним совершили Таинство Крещения, венчание или какое-либо священнодействие, значит он считает себя православным, членом церковной общины, на плечи которой ложится, между прочим, и обязанность заботиться о храме – месте, где собирается церковная община и где проводятся богослужения.

Надо ли жертвовать на храм?

Те, кто постоянно посещает церковь, заметили, что во время каждой службы среди молящихся проходят бабушки с тарелочками в руках. Они просят положить в нее жертву на храм, кто сколько может. Некоторых раздражают эти «попрошайки», кто-то начинает осуждать: «совсем зажрались эти батюшки! Просят денег на новый автомобиль себе!» и брезгливо отворачиваются от собирающих пожертвования, не удосужившись положить даже копейку. Но на самом деле, куда идут эти средства? Надо ли подавать на храм? Эти насущные вопросы интересуют многих прихожан.

Зачем нужна жертва на храм

Храм – дом молитвы, дом Божий. В нем находится Благодать, невидимо служат Ангелы. К жертве на храм призывались еще евреи в Ветхом завете. При строительстве Соломонова храма был издан указ, чтобы каждое колено Израилево внесло определенную лепту. Повеление было исполнено неукоснительно, и храм был построен в короткие сроки. Он был великолепен, и, если б евреи пожалели свои средства на строительство, вряд ли бы он был построен.

На это благое дело – улучшение внешнего и внутреннего вида храма призываются верующие и сегодня. Но многие недоверчиво пожимают плечами и жалеют средства. Всем известно, что натворила Октябрьская революция с нашей страной. Во что она превратила храмы, те, которые остались неразрушенными. Храмы были превращены в «овощное хранилище» по предречению пророка, в бензоколонки, в клубы, кинотеатры, пекарни и т.д.

И на реставрацию храмов, конечно, нужны немалые средства. Патриарх Кирилл усердно следит и выступает за активное строительство новых храмов. Это же хорошо, когда православных церквей в России становится все больше. Но на это нужны средства и немалые, но где их взять? Это насущный вопрос. Конечно, богатых благотворителей немало в нашей стране, и это радует. Но все же этого часто бывает мало.

Куда на самом деле идут деньги с тарелки

В Ветхом завете в заповедях, данных Моисею Богом, было повеление о десятине. Это означало, что каждый верующий должен отдавать Богу десятую часть от своих доходов, будь то урожай или что иное. Десятина отдавалась в храм и шла на содержание храма и священников, которые, как известно, не работали в поле, не сажали ничего, а только занимались служением Богу.

В наши дни батюшки получают зарплаты, хоть и небольшие. Так зачем же им нужна наша десятина? Немногие знают о налогах, которыми обложена Церковь. Она отделена от государства и должна платить немалые налоги, которые измеряются не тысячами рублей, а иногда миллионами. Поэтому каждый приход должен выплачивать в епархию налог. У каждого прихода он разный, но не зависит от дохода церкви.

О налоге с прихода

Например, если продано в этом месяце свечей меньше, чем обычно, размер налога остается прежним. В среднем приход обязан выплачивать в епархию около 200 тысяч в год. Он идет на строительство храмов, реставрацию монастырей, содержание семинарий и академий и т.д.

Но как быть настоятелям бедных маленьких приходов, где из прихожан всего десять бабушек. Неужели отбирать у них всю пенсию? Это вопрос, насущный для многих сельских батюшек. Многие из них отдают в епархию свои детские пособия, ведь семьи батюшек часто многодетные.

Но если бы каждый прихожанин положил в эту тарелочку хотя бы десять рублей, то общая сумма уже выглядела бы утешительней.

Конечно же, не стоит даже сомневаться, что эти пожертвования не идут на строительство жилья для священника или на автомобиль. Допустим, что иногда это бывает и так. Многие священники не имеют собственного жилья на приходе и добираются издалека на общественном транспорте. Почему бы нам, обеспеченным христианам, не помочь им? Размер пожертвований, конечно, должен быть разумным, чтобы и свою семью не оставить без пропитания. Но на такое мало кто способен в настоящее время.

В конечно итоге, каждый из нас делает свой выбор.