Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Монастырь основан в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Первое упоминание в исторических документах относится к 1635 г. Наименование «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившимся вдоль Никольской улицы.

С 1665 г. в монастыре была устроена школа, которую возглавлял Симеон Полоцкий. Школа готовила чиновников для правительственных учреждений. В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, во главе которой встали братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Среди выпускников академии — многие деятели Церкви, ученые, литераторы. В 1814 г. академия была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.

Главный храм монастыря — Спасский собор — был заложен в 1660 г. по повелению царя Алексея Михайловича. Средства на строительство дал боярин Ф.Ф. Волконский. Храм был освящен 20 ноября 1661 г. В 1737 г. собор пострадал от пожара, но был восстановлен И.Ф. Мичуриным и освящен летом 1742 г. На следующий год ворота, выходящие на Никольскую, были увенчаны колокольней. Заиконоспасский монастырь сильно пострадал во время нашествия Наполеона.

Луковичная главка-ротонда на куполе собора появилась в 1851 г. во время очередного поновления. На рубеже XIX-XX вв. монастырь принял свой окончательный облик.

В 1929 г. обитель была закрыта. В храме размещались различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано.

Храм был возвращен Церкви в 1992 г. Богослужения возобновились в июле 1992 г.

5 марта 2010 г. Священный Синод постановил (журнал № 29) открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе г. Москвы.

Наместником монастыря в 2010-2016 гг. был архимандрит Петр (Афанасьев).

В 2016 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла и.о. наместника Заиконоспасского монастыря был назначен благочинный обители иеромонах Даниил (Константинов).

Заиконоспасский монастырь

Фото заиконоспасского монастыря

Заиконоспасский монастырь — Москва, ул. Никольская, 7-9

Заиконоспасский московский мужской монастырь является сегодня не просто действующим, ему дарован статус Патриаршего подворья. Расположен он в Китай-городе на улице Никольской и насчитывает уже более четырех веков. Почти все монастырские постройки, существовавшие к началу прошлого века, были сохранены и сегодня признаны памятниками истории и архитектуры.

Колыбель русского образования

Основал обитель, именовавшуюся поначалу как монастырь Всемилостивейшего Спаса на Никольском Крестце за Иконным рядом, сам царь Борис Годунов. И хотя впервые об обители в документах упоминается только в 1635 году, датой ее основания считается 1600 год. А пресловутое уточнение о расположении обители за рядами, в коих торговали складнями да иконами, послужило трансформации наименования церковного учреждения в Заиконоспасский монастырь.

Поначалу авторитет и положение вновь созданной обители были очень скромными, но со временем Заиконоспасский монастырь стал центром и колыбелью русского просвящения.

В середине 60-х годов XVII столетия Симеоном Полоцким была учреждена в монастыре школа подьячих Приказа Тайных дел, а уже в 1687 году здесь обосновалась славяно-греко-латинская академия. Именно она считается первым высшим учебным заведением Великороссии. Выпускниками академии стали великий российский ученый М.Ломоносов, исследователь Камчатки С. Крашенинников, зодчий В.Баженов, поэт В. Тредиаковский, основатель русского театра Ф.Волков.

С открытием Московского университета Академия преобразовалась исключительно в богословское учебное заведение, готовившее лиц духовного звания. В начале XIX века она была переименована, стала называться Московской духовной Академией и перебазировалась в стены Троице-Сергиевой лавры, а в Заиконоспасском монастыре открылось духовное училище.

Архитектурные шедевры монастыря

Архитектурный ансамбль Заиконоспасской обители складывается из нескольких замечательных памятников: Спасского собора, Братского или Учительского корпуса, здания Духовного училища.

Еще в царствование Алексея Тишайшего в 1660 году в монастыре был заложен каменный храм. Он строился на средства, пожертвованные воеводой – князем Ф.Волконским. Строение было двухпрестольным: первый главный престол освятили во имя иконы Спаса Нерукотворного, второй – во имя иконы Богородицы. В первой половине XVIII века монастырь и собор дважды подвергались разрушительному огню вспыхивавших пожаров, после чего перестраивались.

Особенно пострадал храм в огне бушевавшего пожара 1737 года. Государыня Елизавета Петровна, прибыв в первопрестольную на коронацию, самолично распорядилась о восстановлении храма. Эта работа была превосходно выполнена зодчим И.Мичуриным, которому удалось возродить храм без существенных изменений в его архитектурном облике. Сильное разорение монастырю нанесло также нашествие Наполеоновских войск.

В храме были устроены конюшни, в кельях расположились портные, чинившие офицерские мундиры.

В 1851 году в ходе очередных обновлений купол собора украсила изысканная ротонда с главой-луковкой. В середине прошлого века была проведена реставрация фасадов собора.

Прямо напротив ворот находится старый братский корпус. Это двухэтажное здание было построено в 1686 году. Практически через 200 лет под руководством архитектора В. Шера над ним был надстроен третий этаж и выполнено общее оформление фасада. Несколько левее от него отстоит двухэтажный корпус, который строился в 1720 году зодчим Зарудным.

Здание духовного училища возводилось по проекту архитектора Бове в 1822 году.На нем установлена мемориальная доска, где выгравировано имя М. Ломоносова, осваивавшего в Академии различные науки.

В 1929 году монастырь был закрыт, еще раньше разобрали надвратную колокольню. На территории обители на протяжении десятков лет располагались разнообразные организации и учреждения. Несмотря на то, что в 2010 году было принято решение вновь открыть монастырь, многие помещения по-прежнему занимают далеко не церковные организации.

Заиконоспасский мужской ставропигиальный монастырь, г. Москва

Мало кто знает, но много лет назад, Никольская улица называлась «Спасом на Священной улице». Дело в том, что по дороге можно было встретить большое количество различных монастырей, храмов и часовней, которые простирались вперемешку с торговыми точками. Сама улица получила своё название от расположения на её территории древнейшей святыни – Никольского монастыря. Он был основан в середине XIV века, и за время своего существования стал другим домом Спасской святыни. Именно там, сначала, проходили всевозможные судебные заседания и спорные случаи в жизни христиан. Они проходили в жестокой манере, с помощью дубинок — кто будет сильнее, тот и прав. Но, спустя несколько лет, настоятель Заиконоспасского монастыря запретил зверские суды, и в 1556 году отменил их. Есть еще одна версия, согласно которой Никольский монастырь был основан Борисом Годуновым в начале 1600 года. Интересно, что люди называли его Заиконоспасским по той причине, что рядом находилось несколько иконных лавок с продаваемыми образами и прочей атрибутикой.

Середина XVI столетия запомнилась тем, что Иван Грозный передал святыню во владение афонских монахов. Немного позже он издал царский указ, согласно которому даровал святыню навечно. Это было сделано в знак искренней благодарности за хорошо сохранившийся список образа Пресвятой Богородицы «Иверский». В то время, в Спасе было два храма – один был сооружен из дерева, а второй из камня. Освятили две церкви в конце ноября, в 1661 году. Через двадцать лет после освящения, власти решили запретить торговлю иконами в ряду. Инициатором нововведения стал царь Федор Алексеевич, который в 1681 году начал борьбу с людьми, работающими во благо церкви. Но, увидев непринятие указа местными жителями, торговля всё же была возобновлена, что привлекало большое количество верующих людей в стены Никольского монастыря.
Спустя несколько столетий святыня пошла в упадок, так как в советское время люди яростно боролись с религией и религиозными сооружениями. Например, летом 1929 года власти закрыли доступ к святыне, где воспитывалось огромное количество будущих настоятелей храмов, игуменов, священников и так далее. Были разбиты окна и вынесены все достопримечательности. В 1992 году собор всё-таки вернули Православной Церкви, где, через год, был открыт Православный университет. На сегодняшний день, на территории Заиконоспасского монастыря есть Историко-архивный институт, а также несколько храмов, где проводятся богослужения и православные торжества.

Неусыпаемая псалтирь фактически читается в Свято-Троицком Александро-Невском женском монастыре, с. Акатово, Клинский район, Москвской оболасти или в Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре, с. Шостье, Рязанская область.

Последние новости нашей организации

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим. Тропарь, глас 4.

В селе Никольское, несколько лет стала возрождаться традиция празднования дня села, как это было всегда у русского народа, собираться селами и деревнями в такие дни.

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

Заиконоспасский монастырь расположен в центре Москвы на Никольской улице. В старину ее именовали «Священной» из-за обилия церквей и монастырей и существовавшего там же особого Иконного торгового ряда. Никольской улица была названа благодаря древнему Никольскому монастырю, основанному в XIV cтолетии. В XVI веке в нем, по указу царя Иоанна Грозного, обосновались афонские монахи. Предполагают, что на территории монастыря существовала Спасская церковь, которая в 1600 году стала самостоятельной обителью – ее основателем считается Борис Годунов. Поскольку часть монастырской земли оказалась за Иконным рядом, появилось название Заиконоспасский.

Первоначально в монастыре было два храма – каменный и деревянный. В 1660 году по высочайшему повелению в обители был заложен новый каменный собор, средства на который дал по обету боярин Федор Волконский. Собор был освящен в ноябре 1661 года.

Новый этап истории монастыря начался в 30-е годы XVII века. К этому времени столица уже остро ощущала потребность в грамотных специалистах для нужд Печатного двора, исправления и переводов церковных книг, для подготовки чиновников государственных приказов; также необходимо было повышать образовательный уровень русского духовенства.

При первом игумене Заиконоспасской обители Макарии (1630-е годы) здесь была открыта Общенародная школа. В ней под руководством Арсения Грека впервые в России стали изучать латинский и греческие языки. К середине XVII столетия в обители строится особое здание «школы для грамматического учения», к названию же монастыря добавляется эпитет «учительный». Из московского Андреевского монастыря сюда переходят специально приглашенные образованные киевские монахи, составлявшие ученое братство.

С 1665 года в Заиконоспасском монастыре действовала школа (возглавляемая Симеоном Полоцким), которая готовила чиновников для правительственных учреждений. Наконец, в 1687 году в обитель вселилось первое российское всесословное высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, во главе которой стояли греческие ученые-монахи, братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Академия просуществовала в стенах монастыря до 1814 года. Среди ее выпускников много выдающихся деятелей Церкви, ученые и литераторы. Готовила академия и образованных священников.

В 1701 году в обители был выстроен новый двухпрестольный собор, ставший одним из лучших памятников петровского барокко. Возводил его талантливый архитектор Иван Зарудный, строивший в Москве Меншикову башню и храм Иоанна Воина на Большой Якиманке. Тогда Спасский собор приобрел свой современный вид: высокий восьмерик на четверике, гульбища со смотровыми площадками, строгие ордерные элементы декора.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался вплоть до начала ХХ века. Спасский собор сильно пострадал во время пожара 1737 года и был, по личному повелению императрицы Елизаветы Петровны, восстановлен И.Ф. Мичуриным. Верхний храм освятили в 1742 году в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». На следующий год над Святыми вратами появилась колокольня. Спустя столетие, в 1851 году, купол собора увенчала изящная луковичная главка-ротонда.

В соборе хранился список с чудотворной Владимирской иконы Богоматери в золотой ризе, подаренный графом Н.П. Шереметевым. В праздник Владимирской иконы 21 мая/3 июня сюда совершался крестный ход из Успенского собора Крем-ля в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Из стен Заиконоспасской обители вышли выдающиеся церковные деятели. Один из них – Августин (Виноградский), архиепископ Московский и Коломенский – ректор академии и настоятель обители в 1801–1804 годах. Его звали «Златоустом двенадцатого года» за патриотические проповеди во время нашествия Наполеона. Он также составил особую молитву «в нашествии супостат», которая звучала в храмах на Литургии и на молебне на Бородинском поле перед битвой; владыка руководил вывозом московских святынь в Вологду, в час Бородинской битвы с чудотворными иконами обошел крестным ходом вокруг стен Москвы.

В войну 1812 года обитель оказалась сильно разрушена. Вскоре было принято решение преобразовать первый русский вуз в Московскую духовную академию и перевести ее в Троице-Сергиеву Лавру.

В Заиконоспасском монастыре некоторое время находилась Московская духовная семинария, а с 1834 года – Московское духовное Заиконоспасское училище, в котором обучался святой праведный Алексий Московский (протоиерей Алексий Мечёв). Немалое число выпускников училища ныне причислено к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

С приходом советской власти монастырский собор на несколько лет захватили обновленцы. В 1929 году обитель была закрыта, в ней размещались различные государственные учреждения. В 1960-х годах здание собора было отреставрировано.

Собор Спаса Нерукотворного был возвращен Церкви в 1992 году и получил статус Патриаршего подворья. В феврале 1993 года в монастыре открылся Российский православный университет, но из-за аварийного состояния собора и отсутствия помещений он был перемещен в Высоко-Петровский монастырь.

5 марта 2010 года на заседании Священного Синода было принято решение: «Благословить открытие Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе». Наместником обители был назначен игумен Петр (Афанасьев). Талантливый музыкант, регент, основатель мужского камерного хора «Благозвонница», игумен Петр, приняв монашеский постриг, окормлял, помимо своего монастыря, две сестринские общины, из которых впоследствии выросли ставропигиальные женские монастыри в Акатове и Шостье.

Заиконоспасский монастырь

Это место очень много значит для становления высшего образования в России. Его всегда называли колыбелью учености. Монастырь Спаса Нерукотворного основан в 1600 году Борисом Годуновым. Первое его упоминание в исторических документах относится к 1635 году. Название «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившимся вдоль Никольской улицы, где иконы по благочестивому обычаю «выменивали», не торгуясь и назначая за них твердую «божескую» цену, которая нередко была слишком высокая. Есть предположения, что до этого Заиконоспасский был частью соседнего Никольского монастыря. Главный собор монастыря во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа заложен при царе Алексее Михайловиче в 1660 году на деньги воеводы князя Федора Федоровича Волконского. В 1701 году старый собор заменили новым. Талантливый архитектор Иван Зарудный выстроил двухпрестольный собор, ставший одним из лучших и редчайшим памятником петровского барокко. Тогда собор приобрел свой современный вид: высокий восьмерик на четверике, гульбища со смотровыми площадками, гребни и раковины нарышкинского барокко сменили строгие ордерные элементы. Стены храма были расписаны на сюжеты Ветхого и Нового Заветов. При архимандрите Порфирии между 1842‑1848 годами была выстроена и колокольня над святыми воротами.

С середины XVII века в названии монастыря появляется слово «учительный». Во время царя Алексея Михайловича в 1665 году стараниями Симеона Полоцкого была открыта первая Спасская школа. Именно он и его ученик Сильвестр Медведев написали проект создания академии – первого высшего всесословного учебного заведения. Официальным годом открытия Славяно-Греко-Латинской академии считается 1687 год, когда сюда из Богоявленского монастыря перевели школу братьев Лихудов. Преподавали здесь монахи Заиконоспасского монастыря, а настоятель его был одновременно и ректором академии. В двухэтажном Братском (Учительском) корпусе монахи-учителя жили вместе с воспитанниками. В академии преподавали не только богословские, но и свободные науки – западные языки, медицину, физику. В XVIII веке в академии было 9 классов. Читать и писать учились на богослужебных книгах. В нижних классах переход совершался без экзаменов. В высших – по результатам публичных диспутов. Ученики были разных сословий – вместе с князьями Одоевскими и Голицыными учились дети конюха, лакеи и монахи. Из стен академии вышли А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, Л.Ф. Магницкий, Д.Н. Бантыш-Каменский, М.В. Ломоносов, Д.И. Виноградов (изобретатель фарфора), митрополит Московский Филарет и многие другие.

После открытия Московского Университета в 1755 году Академия стала высшей богословской школой и готовила только лиц духовного звания. В 1839 году Московскую Духовную семинарию перевели в новое купленное для нее здание усадьбы Остерманов-Толстых на Божедомке (теперь Делегатской улице), а оттуда в 1918 году в Сергиев Посад.

Прямо напротив ворот расположен самый старый братский (учительский) корпус. Два нижних этажа построены в 1686 году, третий этаж и общее оформление фасада сделал архитектор В.Д. Шер в 1886 году. Левее – двухэтажный корпус, построенный в 1720 году архитектором Зарудным. Слева высокое трехэтажное здание, построенное в начале XVIII века (учебный корпус). Здесь на втором этаже проходили публичные диспуты. Здание пострадало от пожара 1812 года, в 1821 году было разобрано и вновь построено.

Там, где теперь закрытый переход от Никольской улицы к метро, располагался монастырский сад. Здесь был монастырский театр, где силами студентов академии разыгрывались пьесы. От улицы монастырь был отгорожен двумя корпусами с лавками. В конце XIX века их сломали и на их месте построили другие в «русском стиле». Левый дом – номер 7 – 1895‑1897 годов построен по проекту архитектора М. Преображенского, а общеее руководство строительством осуществлял архитектор С.У. Соловьев. Правый с колокольней и воротами построен в 1899‑1900 годах архитектором З.И. Ивановым. Колокольня 1900 года повторяла колокольню церкви Успения на Покровке. В этом корпусе до 1917 года находился большой книжный магазин И.Д. Сытина .

В июле 1929 года монастырь был закрыт, крест снят, в каменном киоте вместо иконы Спаса Нерукотворного пробито окно, еще раньше разобрана надвратная колокольня. В доме №7 разместилась первая советская телестудия «Радиопередача», откуда транслировались первые экспериментальные телепрограммы. Здесь же была и первая телевизионная студия. В 1991 году тут открылась радиостанция Эхо Москвы.

Собор Спаса Нерукотворного был возвращен Церкви в 1992 году и получил статус Патриаршего подворья. В 2011 году восстановлена колокольня.

Заиконоспасский монастырь в Москве

памятник архитектуры (федеральный)

Заиконоспа́сский монасты́рь — действующий православный ставропигиальный мужской монастырь в Москве на Никольской улице, в Китай-городе. До Октябрьской революции был второклассным ставропигиальным необщежительным мужским монастырём. Именовался Спасским «за иконными рядами». Был известен как «учительский» вследствие создания в его стенах просветительской школы, реорганизованной затем в Славяно-греко-латинскую академию, ставшую основой Московской духовной академии.

На месте нынешнего монастыря с XIV века известен «Спасский монастырь на Никольском Крестце, на Песках, на Старом месте» — т. н. монастырь Николы Старого.

Считается, что Заиконоспасский монастырь, Спасский за иконным рядом, был основан Борисом Годуновым в 1600 году, хотя первое упоминание его в исторических документах, в книгах Патриаршего приказа, относится к 1635 году. Существование его до 1610 года подтверждает изображение на «Сигизмундовом плане Москвы». Своё название получил от расположения — за лавками, где торговали иконами: И. Е. Забелин указывал на документ, согласно которому 12 марта 1678 года «патриарх был в Спасове монастыре, что за иконным рядом»; в грамоте 1706 года указывалось, что в 1661 году «июня в 14 день Спасского монастыря, что за иконным рядом святогорец архимандрит Дионисий с братиею били челом великому государю…».

При царе Алексее Михайловиче, в 1660 году, заложен двухэтажный каменный собор: в нижнем этаже — во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа, в верхнем — во имя иконы Богородицы, Всех скорбящих Радости. Средства на строительство Спасского собора дал воевода князь Ф. Ф. Волконский. 20 ноября 1661 года строительство было завершено.

В 1665 году, вместо умершего архимандрита Дионисия, монастырём стал управлять Симеон Полоцкий, при котором была учреждена школа для подготовки подьячих Приказа тайных дел. Со времени учреждения школы к названию монастыря стали добавлять определение — «учительский».

В числе учеников школы был Сильвестр Медведев, который сменив Симеона Полоцкого в управлении монастырём в 1680 году, представил на утверждение царя Фёдора Алексеевича проект Устава Славяно-греко-латинской академии. Из-за смерти царя проект не был приведён в исполнение.

В 1687 году из Богоявленского монастыря сюда переехала основанная в 1685 году братьями Иоанникием и Софронием Лихудами школа, именовавшаяся греческими («Еллино-Греческая») или Спасскими школами — первое высшее учебное заведение в Великороссии, устроенное по образцу Киево-Могилянской академии. Объединённая с типографской школой она позже стала называться Славяно-греко-латинской Академией.

Игумены монастыря, начиная с Палладия Роговского, и архимандриты состояли ректорами Академии, а храмы монастыря служили для её нужд — они были и домовой церковью, и кафедрой, на которой ученики практиковались в церковном красноречии.

Монастырь и собор перестраивались из-за пожаров в 1701 и 1737 годах. Перестройки монастырских храмов и зданий проводились по проектам архитекторов И. П. Зарудного, работавшего в стиле барокко, И. Ф. Мичурина, М. Т. Преображенского, З. И. Иванова.

В 1814 году Академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру, получив наименование Московской духовной академии, а в корпусах Славяно-Греко-Латинской Академии разместилось Заиконоспасское духовное училище.

В 1825 году архитектор С. П. Обитаев спроектировал для монастыря Успенский собор.

В 1922 году собор монастыря (к тому времени закрытого) стал центром обновленческого Союза церковного возрождения во главе с одним из наиболее колоритных лидеров — «митрополитом» Антонином Грановским; в 1929 закрыт.

В настоящее время

Богослужения в соборном храме Спаса Нерукотворного возобновились в 1992 году. Он получил статус Патриаршего подворья. На заседании Священного синода 5 марта 2010 года было принято решение: «Благословить открытие Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе г. Москвы». Наместником монастыря был назначен игумен Пётр (Афанасьев).

Многие монастырские помещения заняты нецерковными организациями: помещения общей площадью 4,4 тыс. кв. метров занимают Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), ресторан Годунов, почтамт и ряд других арендаторов.

Монастырь находится в конфликтных отношениях с администрацией РГГУ в связи с процессом передачи имущества.

Заиконоспасский монастырь

Первый российский ВУЗ

Эта обитель прославилась не подвигами во имя Господа, а светскими событиями. Памятная доска на доме №9 сообщает, что здесь размещалась Славяно-Греко-Латинская академия — первое в России высшее учебное заведение.

Заиконоспасский монастырь основал в 1600 году Борис Годунов.

Полное название обители: «Заиконоспасский мужской монастырь Всемилостивейшего Спаса на Никольском крестце что за Иконным рядом». Этим именем монастырь обязан своему расположению за иконными рядами на Никольской улице, где «обменивали иконы». За этим скрывалась бытовая хитрость: нельзя продать святой образ, но можно обменять на деньги.

До нашего времени в Заиконоспасском монастыре сохранился Спасский собор. Его построили в 1660 году и перестроили в 1701 по проекту Ивана Зарудного. Сохранились также палаты XVII века (так называемый «Учительский корпус»).

В 1664 году Алексей Михайлович задумал создать систему полноценного университетского образования.

По его приглашению в Москву из Белоруссии приехал просветитель Симеон Полоцкий. Он поселился на территории Заиконоспасского монастыря и открыл там латинскую школу для подьячих Тайного приказа.

Взошедшая на престол царевна Софья также была ученицей Симеона Полоцкого. Поэтому не удивительно, что в 1687 году она позволила открыть Славяно-Греко-Латинскую академию.

Этот первый ВУЗ был исключительно религиозным. Педагогами академии стали прибывшие из Греции братья Иоаникий и Сафроний Лихуды. Они начали обучать в Заиконоспасском монастыре 30 студентов типографскому искусству (на Руси как раз начали печатать книги), диалектике, грамматике, риторике, логике, пиитике, латинскому и греческому письму и физике. Само учебное заведение называлось греко-латинской школой или — по месту нахождения — «Спасскими школами».

Братья Лихуды преподавали здесь до последнего своего дня. Их даже похоронили в Заиконоспасском монастыре. Сменили Лихудов подготовленные ими же русские педагоги Поликарпов-Орлов и Семенов.

К тому времени, как Петр I присвоил школе статус академии, в ней училось уже более 200 студентов. Ректором в то время был иеромонах Палладий. Он пригласил из Львова и Киева выпускников духовных заведений, знакомых с западноевропейской системой образования, и преподавание перевели на латынь. Академия стала славяно-латинской, а обучение разделили на две ступени — начальную и высшую. На начальной ступени изучали древние языки, христианскую догматику, арифметику, географию, историю. На заключительной стадии изучали пиитику, риторику, философию, богословие. Обучение длилось 12-15 лет. Неспособных к наукам, но имеющих добрый нрав и хорошее поведение, из академии не выгоняли. Их держали, надеясь, что у студентов откроется способность к учебе.

Экзамены Академии собирали много зрителей, так как проходили в форме диспутов нескольких учеников о каком-нибудь предмете. А по уровню образования Славяно-Греко-Латинская академия в Заиконоспасском монастыре соответствовала лучшим западноевропейским университетам. Среди ее выпускников были создатель учебника «Арифметика» Леонтий Магницкий, писатель, поэт и переводчик Василий Тредиаковский, архитектор Василий Баженов.

Выпускники Академии участвовали и в создании университета при Академии наук в Петербурге. Да и основатель Московского университета Михайло Ломоносов в 1731 году с рыбным обозом пришел именно в эти «классы» на Никольской. Получая стипендию 3 копейки в день, будущий ученый постигал здесь науки в течение пяти лет.

В 1812 году Заиконоспасский монастырь сильно пострадал от нашествия Наполеона.

В Спасском соборе устроили конюшню, в книжных лавках торговали спиртным, а в казначейской келье — шили мундиры. Все ценное разгромили и растащили. Монахов и учащихся Академии превратили в прислугу. Так как в Москве уже работал полноценный университет, Славяно-Греко-Латинскую академию не восстанавливали, а преобразовали в духовную академию. В 1814 году ее перевели в Троице-Сергиеву лавру. Там она объединилась с семинарией.

После этого Заиконоспасский монастырь переживал не лучшие годы. Спасла его только близость к Кремлю. Например, во время коронаций, когда по Никольской шли праздничные и нарядные процессии, монахи сдавали свои кельи внаем желающим зевакам.

В 1884 году на территории монастыря открыли духовное училище для детей московского духовенства. Но это не помогло обители поправить дела.

В 1929 году Спасский собор закрыли, колокольню сломали, а на месте надвратной иконы пробили окно. В здании собора разместились госучреждения. В доме №7 открылась телестудия «Радиопередача»: она транслировала первые телепрограммы. А в 1991 году тут открылась радиостанция «Эхо Москвы». В 1992 обитель вернули церкви.

Сейчас Заиконоспасский монастырь действует, но многие его площади занимают нецерковные организации (Историко-архивный институт РГГУ, ресторан «Годунов», почтамт).

Заиконоспасский мужской монастырь, Китай-город

Возник в кон. XVI — нач. XVII в. на участке монастыря Николы Старого. Особо известен существовавшей при нем Славяно-греко-латинской академией. Закрыт после революции. Богослужения возобновлены в 1992, однако собор ныне является приходским храмом. Многие помещения монастыря заняты посторонними организациями.

ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В Г. МОСКВА

Покровский монастырь в Москве — в настоящее время женский ставропигиальный монастырь Русской Церкви в Москве, у Покровской Заставы (Абельмановская Застава); с 1998 года место нахождения мощей блаженной старицы Матроны.

Основан как мужской в 1635 царём Михаилом Феодоровичем в память своего родителя — Патриарха Филарета.

В 1655 возведён каменный монастырский собор; выстроенный заново в 1806.

Трехъярусная колокольня XVIII разрушена в 1926.

Стены, не сохранишиеся с западной стороны, и ворота построены в 1833 — 1855.

С 1680 по 1731 приписан к Заиконоспасскому монастырю.

Закрыт в 1920; храмы — в 1926.

В 1934 году в западной части территории монастыря был разбит парк культуры и отдыха Ждановского района (Таганский парк); монастырские стены (ограда) в этой части были снесены.

Восстановлен 24 ноября 1994 как женский.

4 апреля 1998 освящены три придела Покровского храма первого этажа.

Настоятельница — игуменья Феофания (Мискина).

СОБОР СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА В ЗАИКОНОСПАССКОМ МОНАСТЫРЕ

Построен повелением царя Алексея Михайловича в 1660-61 гг., освящен 20 нояб. 1661. Перестраивался в нач. XVIII в. Верхняя церковь Всех Скорбящих Радости. Колокольня на Никольской — 1900 г. Закрыт в 1929 г., богослужения возобновлены в 1992. Ныне приходской храм. В верхней церкви — новоустроенный приставной престол иконы «Нечаянная Радость».

ЧАСОВНЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В НИКОЛАЕВСКОМ ГРЕЧЕСКОМ МОНАСТЫРЕ

Нынешнее здание, включающее келии, часовню и колокольню, выстроено в 1902 г. В настоящее время часовня не действует, приписана к храму бывш. Заиконоспасского монастыря.

Заиконоспасский монастырь — от школы подьячих до академии

Адрес: Россия, Москва, ул. Никольская
Дата основания: XV век
Основные достопримечательности: Спасский собор, колокольня
Координаты: 55°45’23.4″N 37°37’14.9″E

Расположенная в Китай-городе Заиконоспасская мужская обитель ведет свою летопись с начала XVII века. Она вошла в историю как «учительский» монастырь, ведь именно здесь была создана просветительская школа, которую возглавил духовный писатель, переводчик и богослов Симеон Полоцкий. На территории монастыря сохранилось много старинных построек, и сегодня они имеют статус памятников архитектуры.

Вид Заиконоспасского монастыря с площади Революции

История монастыря

Обитель была основана в 1600 году по воле царя Бориса Годунова. Об этом свидетельствует подробная карта древней Москвы, названная Сигизмундовым планом. Некоторые исследователи считают, что монастырь построили на месте древней обители Николы Старого, который вел свою историю с XIV века.

Документальные свидетельства о монастырских храмах и укладе Заиконоспасской обители появились позднее. Первые записи встречаются в документах, составленных Патриаршим приказом в 1635 году. Название монастыря возникло потому, что на соседней улице в старину располагался иконный ряд. Это были лавки, где москвичи могли купить иконы, киоты, ладан и масло для лампад, и о новом монастыре говорили по месту расположения — «Спасов за иконным рядом».

Поначалу мужская обитель была деревянной и выглядела весьма скромно. Во время царствования Алексея Михайловича на деньги известного воеводы и дипломата Федора Федоровича Волконского в монастыре возвели большой каменный Спасский собор. Престол его нижнего этажа посвятили почитаемой иконе Спаса Нерукотворного, а верхнюю часть храма — иконе Богородицы.

В 1764 году, во время церковной реформы, которую провела российская императрица Екатерина II, многие монастыри Москвы лишились части своих владений. После секуляризации Заиконоспасский получил статус второклассного монастыря.

Война с французами не пощадила монастырские постройки. В 1812 году в монастырском храме были устроены конюшни, а кельи заняли французские портные, которые ремонтировали мундиры для офицеров Наполеона.

Из-за сильных пожаров и разрушений обитель несколько раз перестраивали. Неоценимый вклад в обновление архитектурного ансамбля монастыря внесли известные зодчие Иван Петрович Запрудный, Иван Федорович Мичурин, Михаил Тимофеевич Преображенский и Зиновий Иванович Иванов.

С приходом новой власти по всей стране начались гонения на церковь, и монастырский собор закрыли. В 1922 году обитель стала одним из центров обновленческого движения в православии. Однако, антирелигиозная кампания набирала обороты. В 1929 году старинный монастырь был окончательно ликвидирован, а надвратную колокольню разобрали. Добротные постройки не пустовали — несколько десятилетий внутри монастырских зданий размещались различные учреждения.

Вид Заиконоспасского монастыря с Никольской улицы

Первые церковные службы в старинном соборном храме возобновили в начале 1990-х годов. В здании открыли православный университет, но оно было аварийным, поэтому вскоре студенты вынуждены были перебраться в Высоко-Петровскую обитель. Долгое время возрождающийся монастырь считался патриаршим подворьем, но в 2010 году было принято решение об образовании здесь самостоятельной монашеской общины.

Колыбель отечественного просвещения

В 1665 году скончался игумен монастыря архимандрит Дионисий, и его сменил приехавший в Москву выпускник Киевско-Могилянской академии и образованный богослов Симеон Полоцкой. Под его руководством в монастыре организовали школу для мелких чиновников — молодых подьячих, которым предстояло служить в российском Приказе тайных дел.

Через 15 лет вместо Полоцкого настоятелем монастыря стал его ученик — поэт и философ Сильвестр Медведев. Он подготовил и передал российскому царю Федору Алексеевичу проект нового для страны учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии. Однако, из-за кончины государя этот проект удалось воплотить не сразу.

Первое в России высшее учебное заведение было основано в 1687 году, когда в Москву переехали известные греческие богословы — братья Лихуды. Поначалу его называли греческими или Спасскими школами, а позже — Славяно-греко-латинской академией. Здесь преподавали риторику, пиитику, грамматику, логику, физику, латинский и греческий языки. Обучение было рассчитано на 12 лет.

В стенах монастыря училось много видных церковных деятелей, отечественных литераторов и ученых. Достаточно сказать, что знаменитую академию закончили Михаил Васильевич Ломоносов, географ и исследователь Камчатки Степан Петрович Крашенинников, архитектор Василий Иванович Баженов, основатель русского профессионального театра Федор Григорьевич Волков и поэт Василий Кириллович Тредиаковский.

Примечательно, что настоятели Заиконоспасского монастыря выполняли обязанности ректора учебного заведения, а монастырские храмы использовались академией. Они служили домовой церковью для студентов и были местом, где будущие подьячие тренировались в богословской риторике.

Монастырь занимал особое место в образовании России, и его роль снизилась только после создания Московского университета. В начале XIX века академия переехала в Троице-Сергиевскую лавру, а на прежнем месте продолжило работу духовное училище. Постепенно учебный процесс в обители изменили, и студенты стали получать только богословское образование.

Архитектурные памятники

От старинного ансамбля монастыря до наших сохранились собор, доходный дом с колокольней и торговые ряды. Кроме того, на территории обители можно увидеть братский корпус и здание, в котором раньше располагалось духовное училище.

Соборный храм стоит посреди монастырского двора и является главным украшением обители. Живописная барочная церковь несколько раз перестраивалась, сохранив до наших дней части старого собора 1661 года. Свой современный вид она приобрела в 20-е годы XVIII века.

Собор представляет ярусный четырехстолпный храм — восьмерик на четверике, который венчает вытянутый восьмерик с аккуратной декоративной главкой. Здание окружено двухэтажными кельями. Над входом в церковь можно увидеть отливающий золотом мозаичный образ Спасителя, а внутри — красивые росписи и богато украшенные иконы.

Напротив ворот возвышается братский или учительский корпус. Двухэтажное кирпичное здание было построено в 1686 году, а спустя 200 лет архитектор Владимир Дмитриевич Шер возвел над ним еще один этаж и оформил фасады. Рядом стоит двухэтажный корпус, построенный в 20-е годы XVIII века.

Здание духовного училища еще моложе — оно появилось в монастыре в 1822 году. На кирпичной постройке закреплена мемориальная доска, посвященная одному их выдающихся учеников академии — М. В. Ломоносову, которому довелось осваивать здесь азы различных наук.

Монастырь сегодня

В наши дни Заиконоспасская обитель является действующим мужским монастырем. Она не единовластно владеет территорией, а делит ее с другими арендаторами. В бывшим монастырским зданиях находятся почтамт, ресторан, историко-архивный институт и другие организации. Последняя реставрация здесь проводилась в 2010-2014 годах под руководством архитектора Надежды Ивановны Даниленко.

Церковные службы в монастыре проходят ежедневно в 7.30 и 17.00. При обители открыта воскресная школа, богословские курсы и молодежный центр. Здесь также работает Славяно-корейский центр, который объединяет корейцев России и стран СНГ, и создан мужской хор.

Собор Спаса Нерукотворного Образа

Желающие могут поучаствовать в образовательных экскурсиях по монастырю и его окрестностям. Во время них туристов знакомят историей обители и академии, показывают места археологических раскопок и достопримечательности Китай-города и Белого Города. Участники экскурсий поднимаются на монастырскую колокольню и осматривают с него прилегающие кварталы старой Москвы.

Как добраться

Территория монастыря находится на Никольской улице, 7-9, всего в 300 м от стен Московского Кремля. До обители легко дойти пешком от станций метро «Театральная» или «Площадь Революции».

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве

Недалеко от стен Кремля находится Заиконоспасский мужской монастырь, который не сыграл значительной роли в духовной жизни страны, но оставил значительный след в развитии системы российского высшего образования.

История обители

За четырёхсотлетнюю историю Заиконоспасская обитель пережила множество событий. Они оказали большое влияние не только на жизнь монашеской общины, но и на российское общество в целом.

Становление монастыря

Первое упоминание о Спасском монастыре, расположенном за иконными рядами на Никольской улице, относится к 1635 году. Историки считают, что он был выделен из старого Никольского монастыря, расположенного в этой местности с XIV века. На старинных картах, относящихся к 1610 году, Спасский монастырь уже обозначен. Поэтому исследователи полагают, что его в 1600 году основал Борис Годунов. Первый соборный храм, возведенный из дерева, вскоре сгорел. На его месте по приказу царя Алексея Михайловича возвели каменную культовую постройку. Двухпредельный храм освятили в 1661 году.

Другие монастыри в Москве:

Монастырские здания несколько раз отстраивали после пожаров. Последний раз это происходило во времена императрицы Елизаветы Петровны, которая в 1742 году лично присутствовала на освящении нового здания. Через год над Святыми вратами воздвигли колокольню.

Во время войны с Наполеоном монастырь был разграблен и осквернен. Здесь организовали конюшню, торговлю спиртным и швейный цех. В последующие годы монастырь постепенно отстраивался, но былого влияния уже не имел. Это было связано с переносом духовной академии на территорию Троице-Сергиевой лавры. В 1851 году соборный храм украсила маленький луковичная глава, установленная на тонкую ажурную ротонду.

Монастырь прекратил работать сразу после прихода к власти большевиков. В течение 70 лет в монастырских зданиях располагались различные учреждения. Спасский собор, как архитектурный памятник, один раз за это время реставрировался.

Ученическая обитель

Часто Заиконоспасский мужской монастырь называют ученической обителью и первым высшим учебным заведением на территории России.

Первое учебное заведение было учреждено при монастыре во время управления Симеона Полоцкого. В школе готовили мелких чиновников для Тайного приказа. В 1680 году при его преемнике игумене Симеоне Медведеве впервые было предложено создать при монашеской общине славяно-греко-латинскую академию. Но проект был осуществлён лишь через 7 лет с переносом в обитель на Никольской улице школы, основанной братьями Лихудами. С 1700 года настоятели обители являлись и ректорами академии. 50 лет академия являлась единственным высшим учебным заведением, в котором помимо церковных дисциплин преподавались светские предметы.

Об иконах Спасителя:

После основания Московского университета престиж академии снижается, а в начале XIX столетия её из Заиконоспасского монастыря переносят в Троице-Сергиеву лавру. В 1834 году в московском монастыре организуется духовное училище, в котором учились многие русские праведники и подвижники.

Восстановление

В 1992 году собор Спасский собор и некоторые монастырские здания перешли в распоряжение церкви. Через год в старых учебных корпусах пытались открыть национальный православный университет, но проводить занятия в ветхих помещениях было небезопасно, и образовательное учреждение перенесли в другую столичную обитель. Монашеская жизнь возродилась в Заиконоспасском монастыре в 2010 году по решению Святейшего Синода. Его возвели в статус ставропигии.

Интересно: сегодня монашеская община занимает только часть бывших монастырских помещений, так как другие здания арендуют гражданские организации.

Архитектура

В архитектурный ансамбль монастыря входят следующие здания:

  • собор во имя образа Спаса Нерукотворного;
  • колокольня и торговые ряды, выходящие на Никольскую улицу;
  • учительский корпус;
  • здание духовного училища.

Спасский собор — классический крестообразный в плане храм, который состоит из четверика, стоящего в основании конструкции, и двух поставленных друг на друга восьмериков. Два нижних яруса окружены гульбищами с балюстрадами. Храм имеет два престола. Нижний храм, расположенный в высоком подклете, освящен во имя Образа Спаса Нерукотворного. Верхний храм посвящен иконе Богородицы «Всех скорбящих Радость». Снаружи постройка украшена характерными для барочного стиля архитектурными элементами. Внутренние стены, покрытые росписями, украшены иконами в богатых окладах.

Барочная колокольня представляет собой конструкцию из двух восьмериков, которую украшают восемь декоративных маленьких главок с крестами.

Учительский корпус и здание училища примыкают к северному фасаду соборного храма. Они выполнены в виде вытянутых прямоугольных зданий, состоящих из двух и трёх этажей соответственно.

Современная деятельность обители

Сегодня Заиконоспасский монастырь проводит богослужебную, социальную и общественную деятельность.

Расписание богослужений

Богослужения в соборном храме проводится ежедневно. По будним дням и в субботу проводятся две службы в 8.00 и 17.00. В субботу и в предпраздничные дни вечерняя служба заменяется всенощным бдением. В воскресенье, а также по общецерковным и престольным праздникам совершаются две утренние службы 7 и 9 часов утра.

Престольными праздниками Заиконоспасского монастыря являются:

  • перенесение в Константинополь Нерукотворного Образа Спасителя, отмечаемое 29 августа;
  • 6 ноября — почитание иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Социальное служение

Насельники монастыря проводят социальную и просветительскую работу с прихожанами.

  1. При общине работает Воскресная школа, которую безвозмездно посещают дети 5-16 лет. Они изучают основы христианской религии и православной культуры, занимаются в церковном хоре и обучаются русскому танцу.
  2. Насельники служат преподавателями на высших богословских курсах, которые подготавливают учителей воскресных школ и основ православия в светских школах.
  3. При Спасской монашеской общине действует молодежный центр, главная задача которого работа с молодежью, направленная на её духовное и нравственное развитие, а также улучшение знаний об истории своей страны и православия.
  4. С 1997 года при монастыре организован мужской православный хор, который за 20 лет существования отмечен наградами и премиями. Выступления хора состоят и из церковных произведений, и из лучших образцов светских песен.
  5. Для участников социальных монастырских программ организуются паломнические экскурсии и поездки, отдых в православных летних лагерях и трудовые каникулы в сельских подворьях обители.

Интересно: экскурсоводы миссионерской службы монастыря проводят познавательные экскурсии по православным местам центра столицы. Группа, состоящая минимум из 4 человек, выбирает маршрут из нескольких вариантов.

Как добраться

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь расположен в центре столицы по адресу ул. Никольская 7-9. Он расположен в шаговой доступности от следующих станций метро:

  • Театральная (салатовая линия);
  • Охотный ряд (красная линия);
  • Площадь Революции (сияния линия).

Заиконоспасская обитель, прославившаяся в прошлом как центр просвещения и образования Российской империи, сегодня является одним из островов развития православной культуры и начального церковного образования. Здания, в которых размещается монашеская община — частью архитектурного наследия России, притягивающая туристов и паломников.

Ссылка на основную публикацию