Заповедь «Не поминай имя Господа всуе»

Заповедь «Не поминай имя Господа всуе»

Заветы, данные человечеству Богом, знают все верующие люди. Но объяснить смысл многих из них сможет не каждый христианин. Заповедь, запрещающая поминать имя Господа всуе, ежедневно нарушается многими людьми. Только вникнув в её истинный смысл, можно избежать богохульных изречений и деяний.

Значение и происхождение слова «всуе»

Для современных людей слова первой части заповеди «не поминай имя Господа всуе» — известная фраза, смысл которой многим непонятен. Во многом это является следствием наличия в ней слова «всуе», не используемого в современной повседневной речи.

Слово «всуе», имеющее старославянское происхождение, в буквальном переводе означает «понапрасну», «впустую». Оно состоит из частицы «в» и общего славянского корня «суи», означающего пустой, напрасный, ложный. Таким образом, однокоренными словами являются всуе, суета, суеверия.

Употребление

Всуе чаще всего можно встретить в православных священных текстах (Библии, Псалтыри), придающих ему ярко выраженный религиозный характер. В дореволюционной России это слово употребляли и светские авторы (например, Н. В. Гоголь).

На заметку! В настоящее время «всуе» считает архаичным церковнославянским выражением, употребляемым в отношении кого и чего-либо особо уважаемого.

Библейская заповедь

Крылатое выражение «поминать всуе» — часть текста одной из десяти заповедей, которые являются основой всех авраамистических религий.

Еще о Заповедях:

Происхождение фразы

События появления божественных законов описаны в книге Исход. Через некоторое время после ухода из Египта Моисей привел еврейский народ к горе Синай. Он поднялся на вершину, где сквозь вой ветра, гром, молнии и шум от землетрясения, слушал заветы Бога. Оглашенные заветы Господь высек на двух каменных плитах, которые передал Моисею. Одно из главных наставлений говорилось: не произносится имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Все авраамистические учения основаны на этой, казалось бы, простой фразе.

Интересно! Многие священные тексты евреев, христиан и мусульман не содержат упоминания имени Создателя. Христианские священники употребляли его только во время пасхальных богослужений.

Понимание священных слов

Истинное имя Бога обладает неограниченным могуществом. Люди должны с почтением и благоговением упоминать Его, не используя в повседневных праздных разговорах. Ведь именем Его Иисус Христос совершал подлинные чудеса. Всевышний слышит все обращения к нему и каждый раз встаёт с престола, чтобы откликнуться на призывы детей своих. Поэтому обращаться к нему следует только в особых случаях, настроившись на восприятие благодати Божией.

Более глубокий смысл этой завета открывается, если принять во внимание следующие факты:

  1. Истинное имя Создателя означает вездесущий. Он незримо присутствует во всех своих творениях, включая человека.
  2. Некоторые исследователи считают, что более точным переводом божественного наказа будет фраза «не неси имя Господа ложно».

Объединив эти высказывания, можно утверждать, что в заповеди говорится о недопустимости не только напрасного упоминания имени Бога вслух, но и в мыслях и поступках, совершаемых человеком.

Имя Господа — величайшая святыня человечества, которая требует бережного обращения. Постоянное упоминание в мирских делах обесценивает её, противопоставляя человека Всевышнему.

Важно! Не следует забывать о второй части третьей заповеди, в которой говорится о каре за неразумные воззвания, обращенные к Нему. Только милостью Небесного Отца прощаются людям совершаемые ежедневно богохульства.

Поминание Господа всуе

Люди несовершенны и в их жизни бывают разные ситуации, в которых они обращаются к Богу. Простому человеку иногда трудно разобраться, когда имя Его произносится напрасно, но все эти ситуации являются Богохульством.

Христиане, стремящиеся к единению с Господом в Царстве Его, должны избегать подобных деяний. К ним относятся:

  1. Суетные деяния, удаляющие Бога с главного места в жизни человека. Люди, ставящие на первое место в своей жизни семью, работу, деньги, противопоставляют себя Господу, считая себя при этом верующими христианами. Не осознавая этого большинство верующих людей ежедневно совершают Богохульство, нарушая третью заповедь.
  2. Клятвы, произносимые не только именем Бога, но и любого его творения. Любая клятва, произносимая человеком, является ложью, потому что судьба его находится в руках Создателя. Клянясь чем-либо, человек напрасно упоминает имя Его, так как исполнить своего обещания заведомо не сможет.
  3. Проклятия, произносимые в адрес творения Божия, поминают имя Его напрасно. Человек, осуждая кого-то, ставит себя на место Небесного Судьи, упоминая его напрасно. Даже простое обсуждение друзей, знакомых и соседей является Богохульством.

Как и когда употреблять имя Его

Господь даёт своим детям ответы на любые вопросы. В книге Исход говорится, что использовать имя Его нужно с любовью и благоговением, строго соблюдая заповеди и следуя Замыслу Его. В Библии описаны все возможности использования имени Бога. Например, в таких случаях:

  • прославляя и восхваляя Господа;
  • во время молитвенного обращения к Нему;
  • уповая и благодаря Его;
  • крестясь и исповедуя Создателя;
  • собираться во имя Его;
  • проповедуя Слово Божие;
  • творя чудеса именем Бога.

Вездесущий Создатель незримо присутствует в каждом своём создании, поэтому все люди несут в себе имя Его. Относясь с почтением и уважением к этой святыне, живущей в сердце каждого человека, христиане обретут спасение.

Заповедь «Не поминай имя Господа всуе»

Сегодня предметом рассмотрения будет 3-я Заповедь — на каменной скрижали, на доске некогда врученная самим Господом Богом пророку Моисею.

Заповеди были предметом обязательного изучения в дореволюционных гимназиях, но иногда, раскрывая старинные учебники, писанные еще дореволюционной орфографией, я удивляюсь, насколько схоластично преподавался этот материал. Он не относится к голой и абстрактной теории. Заповеди — это живые нити, из которых соткана бессмертная, разумная, свободная человеческая душа. Заповеди — это духовный кислород, имея который в сердце, мы живем и движемся, существуем. Заповеди — это дорога жизни, шествуя по которой, мы выходим из темного леса неведения и заблуждения и обретаем дорогу вечной правды Христовой любви. Заповеди — это посох, лишившись которого, мы будем всегда спотыкаться и набивать себе бесконечные шишки. Заповеди — это хлеб и вода для алчущего и жаждущего человеческого сердца.

3-я Заповедь гласит: «Не приемли» — не употребляй «имени Господа, Бога твоего всуе» — напрасно, бездумно, неблагоговейно, «ибо не оставит Господь без наказания» — вразумления «творящих сие» — преступающих эту Заповедь. Что ни слово, то тайна.

В чем, собственно, грех имя Божье употребить всуе, понапрасну? Почему так строго Заповедь карает людей, склоняющих имя Божье? Я думаю, не без оснований. Потому Господь Бог требует от нас трепетного отношения к святыне, что она является маленькой линзой, посредством которой сильный живительный свет Божьей благодати входит в наш ум и сердце. Бог невидим, Бог непостижим, Его невозможно осязать пальцами, чувством. Но мы шестым чувством признаём присутствие Создателя, который Своими пресветлыми очами испытывает сокровенные уголки нашей души. Как вступить в живое общение с Божеством? Нужно сердцем веровать в Бога всемогущего, вселюбящего, всепремудрого, а устами призывать Его святое имя. Об этом мы читаем не где-нибудь, а в молитве «Отче наш», который даровал нам сам Христос: «Да святится имя Твое». Имя Божье есть края Его одежды, держась за которые, мы ощущаем себя малыми детьми в присутствии своего Божественного Родителя.

Имя — есть та небесная манна, вкушая которую, мы насыщаемся миром, радостью и любовью. Когда душа призывает имя Господа Иисуса Христа с благоговением, со вниманием, с осознанием своей немощи: «Иисусе Христе, помилуй мя» — за спиной вырастают крылья, и человек мгновенно чувствует поддержку Того, Кто пришел ради него в этот мир, взошел на Крест и победил смерть Воскресением. Имя Божье всуе не произноси.

3-я Заповедь: «Не поминай имя Господа всуе».

Словесная акварель, о. Артемий Владимиров.


Назидательное чтение для христиан.

НЕ ПОМИНАЙ ИМЯ ГОСПОДА — ВСУЕ. (Св. Николай Сербский)

Как часто от знакомых и незнакомых людей в повседневной жизни — приходится слышать Раздраженное: «Гос-ссподи!»

Ежедневно и многократно совершенно впустую, походя, равнодушно или с раздражением — они называют Великое и Святое имя Бога — в быту, в дороге, причём в самые неприятные моменты: когда споткнулись, уронили, забыли, опоздали, когда что-то не получается.

И мало кто задумывается о том, каким тяжелым грехом ложится на его душу эта скверная закоренелая привычка. Прислушаемся к мудрому слову святителя Николая Сербского…

Третья заповедь гласит: «Не поминай имени Господа Бога твоего — Всуе».

Что? Разве есть такие, кто смеет поминать всуе страшное и таинственное имя Господа Бога Всевышнего?

Когда на Небе произносится Его — Имя, то склоняются в Страхе небеса, звезды сияют ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля Славы Твоея», а святые угодники Божии падают ниц.

Как же тогда смертные грешные люди — ДЕРЗАЮТ просто так — ПОМИНАТЬ Наисвятейшее имя Божие — без Благоговения и душевного трепета?!

Когда человек лежит на смертном одре, какие бы имена он ни призывал, ни одно не способно сделать его храбрым и вернуть душевный мир.

Но имя Господа Иисуса Христа, произнесенное хотя бы раз, придает ему храбрости, облегчает последний вздох и водворяет мир в мятущейся душе.

Человече! Когда ты разуверился в родных и близких, почувствовал себя одиноким или устал от долгого пути, — ПОМЯНИ имя Бога, и оно станет тебе — ОПОРОЙ для отяжелевших рук и ног твоих.

Ученый! Когда ты измучился над решением трудной загадки и, использовав все возможности своего маленького разума, не можешь найти верный ответ, — помяни имя Божие, и свет — ОЗАРИТ твою душу — и загадка — РАЗРЕШИТСЯ.

…В одну больницу приехал на практику доктор. Ему дали ассистента, с которым он проводил время с утра до ночи, оперируя больных. Ассистент имел привычку грязно ругаться и в своих выражениях никого не щадил. Его брань не миновала даже Господа Бога.

Однажды доктора посетил приятель, и он пригласил его присутствовать на операции. Больному вскрывали гнойник. Гостю стало дурно при виде страшной раны, из которой тек гной.

Вдобавок ассистент, не умолкая, грязно ругался. Не выдержав, гость спросил друга-доктора: «Как ты можешь слушать эти мерзкие богохульные слова?» — «Я привык к тому, что существуют грязные раны, и из них часто течет гной.

Если на теле больного есть нарыв, то гной благодаря ране становится видимым, и нарыв можно вылечить. Но бывает гной в душе человека, и обнаружить его можно, лишь когда он истекает через уста. Мой ассистент, ругаясь богохульно, обнаруживает для нас накопившееся зло, которое изливается из его души, как гной из раны».

…Некий золотых дел мастер, работая в мастерской, непрестанно употреблял имя Божие всуе: или как клятву, или как присказку. Паломник, проходивший через то селение, услышал эти слова и был крайне возмущен. Он громко позвал мастера по имени, чтобы тот вышел на улицу, а сам спрятался.

Мастер вышел, но никого не увидел. Удивившись, вернулся в мастерскую и продолжил работу. Через некоторое время странник вновь зовет его, а когда тот выходит, делает вид, что не звал. Сильно разгневавшись, крикнул он страннику: «Искушаешь меня или шутишь, когда столько работы?».

Странник миролюбиво отвечает: «Воистину у Бога значительно больше работы, чем у тебя. Ты же все время поминаешь Его всуе, а на меня обижаешься, что я тебя отвлек. Кто имеет больше оснований сердиться: Бог или ты, золотых дел мастер?»

Стыдно стало мастеру, и с тех пор он держал язык за зубами.

Пусть же имя Господне, как неугасимая лампада, непрестанно теплится в нашей душе, но не касается нашего языка — без серьезного, значительного и торжественного повода.

ОСУЖДЕНИЕ — ТЯЖКИЙ НЕДУГ ДУШИ. Св. Феофан (Затворник)

«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1).

Что за болезнь-пересуды и осуждение!

Все знают, что это большой Грех, а между тем ничего нет обычнее в речах наших, как осуждение.

Иной скажет: «Не поставь, Господи, в осуждение», а все-таки Осуждение свое доведёт до конца.

Иной оправдывает себя тем, что надо же разумному человеку — иметь свой взгляд, своё мнение на текущее, и в пересудах пытается быть хладнокровно рассуждающим; но и простое ухо — не может не различать в речах его — превозносящегося и — злорадствующего осуждения.

Между тем приговор Господа за этот тяжкий грех — строг и решителен.

Кто осуждает других, тому — НЕТ оправдания.

Как миновать беды?

Решительное средство против осуждения состоит вот в чем: СЧИТАТЬ самого себя — осужденным.

Кто почувствует себя таким, тому некогда будет — судить других.

Только и речей у него будет: «Господи, помилуй! Господи, прости мои согрешения!».

Ученики Господа срывают колосья, растирают их руками и едят в субботу.

Дело очень маловажное и на вид, и по существу своему; между тем Фарисеи – НЕ УТЕРПЕЛИ и Укорили их (Лк. б, 12).

Что заставило их поднимать об этом речь?

На вид — неразумная ревность, а по существу – обычный дух пересудливости.

Этот дух — за всё цепляется и всё представляет — в МРАЧНОМ виде — беззаконности и пагубности.

Это немощь, в большей или меньшей степени почти общая у людей, не внимающих себе.

Словом не всякий выскажет пересудливые мысли, но редкий от них удерживается.

Кто-то приступает к сердцу и разжигает его на пересуды — оно и источает их.

Но в то же время пересудчик сам готов — на недобрые дела, лишь бы только никто не видал.

Он как будто затем и судит, и осуждает, чтобы чувство правды, оскорбленное и подавленное в себе, вознаградить нападками на других, хотя бы и неправыми.

Правдолюбивый и стоящий — в правде, зная, как трудно достается исправность в делах, а ещё более в чувствах, — никогда НЕ СТАНЕТ судить; он скорее готов бывает — покрыть снисхождением и ОПРАВДАТЬ не только малое, но и великое преступление других.

Господь не судит пересудчиков Фарисеев, а снисходительно толкует им, что ученики — сделали поступок, который всякий, рассудив как следует, может ПОНЯТЬ и потому — извинить.

И обычно так бывает: рассуди здраво о поступке ближнего и найдешь, что он совсем — не имеет ничего особо страшного, как тебе показалось с первого раза.

Библия как литературный шедевр. Сюжеты, притчи, афоризмы

Бог дает Израилю воду

Не было воды пить народу. И укорял народ Моисея. Сказал им Моисей: что искушаете Господа?

Роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта?

Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями.

Сказал Господь Моисею: ударишь в скалу жезлом, и пойдет из нее вода.

Битва с амаликитянами

Пришли амаликитяне и воевали с израильтянами.

Моисей сказал Иисусу Навину: выбери мужей сильных и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, жезл Божий будет в руке моей.

И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевали враги.

Но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, он сел на нем, и поддерживали руки его. И были руки его подняты до захождения солнца.

Низложил Иисус Навин врагов острием меча.

Моисей по совету тестя ставит судей над Израилем

На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред ним с утра до вечера.

Видел это Иофор, тесть Моисеев, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего сидишь один, а весь народ стоит пред тобою?

Сказал Моисей тестю: народ приходит ко мне просить суда у Бога; я сужу и объявляю уставы Божии и законы Его.

Но тесть сказал ему: ты измучишь и себя и народ, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его.

Послушай слов моих: будь для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела его; научай их уставам Божиим и законам Его, указывай путь, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать.

Усмотри себе из народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их начальниками и письмоводителями.

Пусть они судят народ во всякое время и о важном доносят тебе, а все малые дела решают сами: будет тебе легче, они понесут бремя с тобою.

Явление Господа Моисею на горе Синае. Десять заповедей

В третий месяц по исходе из земли Египетской пришли они в пустыню Синайскую.

Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь: возвести сынам Израилевым: если будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете у Меня народом святым.

Весь народ отвечал единогласно: всё, что сказал Господь, исполним и будем послушны.

Сказал Господь Моисею: приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда.

Проведи для народа черту со всех сторон и скажи: всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, пусть не останется в живых.

На третий день были громы и молнии, густое облако над горою Синайскою и трубный звук весьма сильный; вострепетал весь народ.

Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; звук трубный становился сильнее и сильнее.

Изрек Бог к Моисею слова сии, говоря:

(1-ая заповедь) Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим («Да не будет у тебя других богов, кроме меня»).

(2-ая заповедь) Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

(3-ая заповедь) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно («Не поминай имя Господа всуе»).

(4-ая заповедь) Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почивал; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

(5-ая заповедь) Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.

(6-ая заповедь) Не убивай («Не убий»).

(7-ая заповедь) Не прелюбодействуй.

(8-ая заповедь) Не кради («Не укради»).

(9-ая заповедь) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

(10-ая заповедь) Не возжелай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

И сказал Господь Моисею: не делайте предо Мною богов серебряных или золотых.

Постановления о рабах

Вот законы, которые объявишь им.

Если купишь раба Еврея, пусть он работает тебе шесть лет, а в седьмой год пусть выйдет на волю даром.

Если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его.

Если же господин дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети пусть останутся у господина, а он выйдет один.

Но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, то пусть господин его приведет его пред богов и поставит к двери, или к косяку, и проколет ему ухо шилом, он останется рабом его вечно.

Если кто продаст дочь свою в рабыни, то чужому народу продать ее господин не властен.

Ссылка на основную публикацию