Заповедь «Возлюби ближнего своего»

Что означает заповедь Христова «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

Что говорит Священное Писание

Никто не может проявить любовь к Богу иначе, чем через любовь к другим людям. Неоднократно во времена земной жизни Иисуса Христа к Нему подходили разные люди и задавали вопросы, чтобы уличить и обвинить. Не с добрыми помыслами обратился к Нему законник, спросив, что ему делать для получения вечной жизни, но чтобы найти повод подловить на слове и обвинить Христа. Ведь у спрашивающего было хорошее знание закона.

Никто не может проявить любовь к Богу иначе, чем через любовь к другим людям

Господь, видя лукавство вопроса, ответил ссылкой на сам закон, в котором сказано о любви к Богу и ближнему. Действительно, как может человек проявить и доказать любовь к Богу? Только через любовь к людям, каждому человеку – любимому творению и образу Божиему. На заповедях любви стоит вся вера. Взращивая любовь к людям, легко исполнить остальные заповеди, ведь искренне любя человека невозможно сделать ему зло, осудить, осмеять, обокрасть, убить. Все остальные заповеди являются своеобразным продолжением заповеди «Да любите друг друга».

Кто такой ближний для человека

В ответ на слова Господа о необходимости любить Бога и ближних, законник, пытаясь оправдаться тем, что не понимает смысла слов заповеди, спросил: «А кто мой ближний?». На это Христос ответил не прямо, но притчею. Каждому православному человеку важно понять смысл этого рассказа, чтобы понимать, кто из нашего многочисленного окружения является ближними.

Был некий путник, который направлялся в Иерихон из Иерусалима. Крупный в те времена город Иерихон находился более чем в 20 км от Иерусалима. Дорога проходила через пустынные места, где обитали дикие звери и встречались разбойники, грабившие путников. Так случилось со странником: разбойники его ранили и бросили умирать. Мимо проходили священник и левит – люди, законом определенные на службу в храме. Логичнее было бы именно служителям Бога исполнить известный им закон и проявить милосердие. Но они пошли своей дорогой, хоть и видели пострадавшего.

Значение фразы «Кто такой ближний?»

Сжалился над пострадавшим лишь самарянин. Самаряне по национальности тоже были евреями, но из-за определенных различий в обрядовом законе иудеи считали, что с ними недопустимо общаться. Самарянин обработал раны путника маслом и вином – анестезирующими и ранозаживляющими средствами тех времен. Он привез его в гостиницу, оплатил все расходы и проявил готовность оплатить возможные дополнительные траты на содержание больного.

По содержанию и заключению притчи видно, что прямого ответа на вопрос законника нет, не называет рассказ конкретного человека, которого нужно любить. Он показывает, как и кто из трех описанных лиц сделался ближним раненому страннику. Так Господь учит законника и каждого из нас, как относится к другим людям, т. е. не делать разницы между близким и дальним. Следует оказывать посильную помощь всем, кто встречается на нашем жизненном пути.

Видео «Толкование заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя» церковнослужителем»

В этом видеоролике представлено трактование фразы протоиереем.

Возлюби ближнего своего. А дальше — как получится

В Библии говорится: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Желая считать себя лучше, чем мы есть на самом деле, при каждом удобном и неудобном случае мы пытаемся проявить себя ревностными последователями этой заповеди. Правда, почему-то понимаем мы эту заповедь несколько однобоко, точнее половинчато. А чтоб было совсем понятно, скажу так: нам удобно применять только первую половину этой заповеди, до слов «как самого себя».

Однажды, читая занимательную книгу «Атеистическая Библия» (или «Библия для атеистов» — уже точно не помню, но точно не «Забавная Библия» Лео Таксиля), я начала сверять с текстом оригинала, то есть обычной Библии, цитаты, которые там были приведены и истолкованы. Выяснилась одна преинтереснейшая деталь – авторы этой книги приводили Библейские цитаты не полностью и толковали их соответственно приведенной части. В результате библейские изречения получали совершенно извращенное толкование.

Так и с этой заповедью. Применяя ее только наполовину, мы совершенно утрачиваем настоящий смысл предписанного и исполняем ее не так, как положено.

Что же получается? Как мы себе понимаем слова: «возлюби ближнего своего»? Естественно в том ключе, что надо делать своему ближнему добро. Тогда возникает вопрос: «А в чем заключается это добро?» Ответ к сожалению неутешителен. Делать добро ближнему мы предпочитаем в меру своего разумения, совершенно не сообразуясь с желаниями этого самого ближнего. Мы навязываем ему свои мысли, свой жизненный опыт, свои советы по выходу из разных затруднительных ситуаций. Нам не важно, что на самом деле нужно человеку, либо мы просто отмахиваемся от его потребностей, считая их надуманными или поверхностными, происходящими от «незнания жизни». Тогда как мы, с апостольским видом проповедуем единственно верные на наш взгляд жизненные ценности и манеру поведения. Кто никогда так не делал? Выйти из строя. Произведу в мудрецы! Как, никого нет? Странно… Кроме того, мы еще и обижаться горазды, когда наши «наимудрейшие» советы, даваемые исключительно из самых благих побуждений, отвергаются. И очень редко у кого возникает простая мысль: «А нужна ли наша помощь этому человеку? Этого ли он ждет от нас?». Вот тогда человек, у которого возникают такие вопросы, становится на путь познания этой библейской заповеди в полном ее объеме.

Что же могут означать слова «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Как мне кажется (я ни в коем случае не навязываю свое мнение моим читателям. Вы, мои уважаемые, можете и не согласиться!), стоит начать толкование этой заповеди с конца. В отношении себя мы обычно совершенно точно знаем (или хотя бы предполагаем с большой долей вероятности), что нам нужно, чего мы хотим. Кроме нас самих, нашу жизнь не проживет никто. Поэтому все, что мы ни совершаем, влияет в первую очередь на нас самих. Если мы способны испоганить свою жизнь (что обычно делается с большим успехом), так хотя бы лучше это делать так, чтобы не искать виноватых. Сам напортачил, сам отвечай! И вот тут появляются как из под земли люди, которые наперегонки начинают советовать и поучать, как нужно прожить свою (в смысле твою) жизнь и их «правильной» точки зрения. Не подумайте, я не против советов и помощи! Но нужно же и самому головой думать. А то получается, что некоторые спрашивают советы и просят помощи исключительно затем, чтобы потом всю ответственность за случившееся после претворения в жизнь этих самых советов переложить на плечи советчика. Так ведь намного удобней! Бабушка моего мужа говорила: «Выслушай все советы, обязательно поблагодари, но поступи так, как считаешь нужным». Вам кажутся противоречивыми мои выкладки? Отнюдь! Я веду к тому, что прежде чем «возлюбить ближнего», нужно поставить себя на место этого самого «ближнего» и оценить ситуацию по возможности его глазами. Вам бы понравилось постоянное вмешательство в Вашу жизнь? Слов нет, так удобней, когда за тебя решают, делают, направляют тебя. Остается только послушно исполнять. Только учтите, что спустя какое-то время, Вам обязательно захочется что-то решить и сделать самому. И вот тут вырисовываются несколько вариантов дальнейшего развития событий.

1 вариант. Ваше желание остается на стадии смутного «чего-то хочется». Вы настолько привыкли перекладывать свою жизнь на других, что Вам становится удобным так существовать. Именно существовать, потому что живут за Вас другие, а Вам остается удовлетворение первичных потребностей: поесть, поспать и т.д.

2 вариант. Ваше желание все-таки начинает реализовываться, но поскольку опыт принятия самостоятельных решений отсутствует, неизбежны ошибки, выходящие боком то Вашему карману, то здоровью, то Вашему реноме. Что остается Вам в такой ситуации? Естественное желание обратиться за помощью, которую Вам с радостью окажут. В результате получается замкнутый круг. Уверившись в своей неспособности принять правильное решение, Вы покорно возвращаетесь «в стойло».

3 вариант. Вас, наконец, «достало» то, что все и всегда решают за Вас под лозунгом «Я лучше знаю, что лучше», причем искусно поддерживая видимость Вашей самостоятельности при принятии решений. Тогда, Вы начинаете действовать самостоятельно (см. вар.2) с тем только отличием, что Вы активно противитесь «возвращению в стойло» ,в результате чего неизбежны конфликты с доброжелателями, их обиды на тему «Я столько для тебя сделал(а), а ты …».

Как мне кажется все три варианта – проигрышные и для Вас и для Ваших помощников, которым может надоесть Ваше паразитическое существование на их шее. Тогда они попытаются сбросить это ярмо. Возникает ситуация 2-ого варианта, только инициатором являетесь в данном случае не Вы. А результат тот же!

Какой же выход? Как всегда – золотая середина! Недаром она так и называется. Помощникам следует помнить, что не все их советы могу оказаться к месту, а их услуга вполне может стать «медвежьей». А Вам нужно думать своей головой, не чужой. То же самое, если в роли помощника выступаете Вы. Ставьте себя на место нуждающегося в Вашей помощи. Вы же не любите, когда Вас притесняют, навязывают свое мнение, заставляют Вас делать то, что хочется другим. Так и не поступайте так же по отношению к другим!

Не искать ближнего, а стать ближним, — Дмитрий Лео

Пастырь Церкви Благословение Отца Дмитрий Лео, делится важным посланием относительно самой важной заповеди. Многие не знают, как ее исполнить.

25 «И вот один законоучитель встал и начал испытывать Иисуса, говоря: «Учитель! Как я должен поступать, чтобы унаследовать жизнь вечную?»

26 Иисус ответил ему: «Что записано в Законе? Что читаешь ты там?»

26 И ответил тот: «„Люби Господа Бога своего всем сердцем своим, и всей душой своей, и всей силой своей, и всем разумом своим”, а также „люби ближнего своего, как самого себя”».

28 Иисус же сказал ему: «Ты ответил верно. Поступай так и будешь жить».

29 Но законоучитель, желая оправдаться, спросил Иисуса: «А кто мой ближний?»

30 На это Иисус ответил: «Один человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойникам, которые сорвали с него одежду, избили и ушли, оставив его полумёртвого лежать на земле.

31 Случайно той дорогой проходил один священник. Увидев избитого, он ушёл прочь и не остановился, чтобы помочь ему.

32 Пришёл на то место также и левит и, увидев избитого, обошёл его, не остановившись помочь ему.

33 Но некий самаритянин, находившийся в пути, проходил мимо и, увидев этого человека, сжалился над ним.

34 Подойдя к нему, он перевязал ему раны, омывая их оливковым маслом и вином и, посадив на своего осла, привёз его на постоялый двор и позаботился о нём.

35 На следующий день он дал два динария хозяину постоялого двора, сказав: „Позаботься об этом человеке. И если истратишь на него денег сверх этого, то отдам тебе, когда вернусь”.

36 Кто из этих троих, по-твоему, был ближний тому, кто попался в руки к разбойникам?»

37 Законоучитель сказал: «Тот, кто сжалился над ним». И сказал ему Иисус: «Иди и поступай так же».»

Распознание «ближнего своего», будет всегда проблемой для нас.

Заповедь гласит, «возлюби ближнего своего, как самого себя». Проблема была не в слове «возлюби ближнего», а в слове «своего». Они действительно не понимали, кто был «свой», а кто «чужой». Священник и левит не помогли пострадавшему, потому что не увидели в нем «своего». То есть, если бы он был из служащих в храме, они бы помогли ему. Но он для них был чужим (не из своих).

Иисус задал необычный вопрос законоучителю.

Он не спросил, был ли пострадавший «ближним» для священника, левита и самарянина. Иисус спросил, кто из троих был «ближним» пострадавшему.

Иисус сказал, что им нужно поступать также как поступил самарянин.

Часто люди не исполняют вторую часть наиважнейшей заповеди, потому что многие люди, для них «чужие», а не «свои». Но Иисус, другими словами сказал законоучителю, что вы не должны помогать только «своим», вам нужно стать «своим» для чужих.

Если вы видите кого-то в беде, станьте ему ближним и помогите. Именно таким образом исполняется эта важная заповедь.

Возлюбить своего ближнего, и возлюбить своего ближнего как самого себя, это не одно и тоже. В первом случае, у нас будут причины, почему мы не поможем ближнему. Во втором случае у нас будут причины, почему мы поможем ближнему.

Кто для себя пожелает такое, чтобы оказаться на месте того пострадавшего, которого ограбили, и избили так, что он лежал полумертвым? Тому человеку нужно было экстренно оказать помощь, чтобы тот не умер. Ему не повезло, потому что он прошел тем путем раньше священника и левита. Если бы тот человек пошел другим путем, то в руки разбойников попался бы или священник или левит. В каком-то смысле пострадавший взял весь удар на себя.

Ни дай Бог, но в качестве примера. допустим, вы отправились в другой город, и там, в темном переулке с вами произошло подобное. У вас нет денег, документов, телефона, чтобы вы позвонили кому-то из «своих», и вы вообще не способны даже двигаться… вы полумёртвы. Для вас было бы жизненно важно, чтобы вам кто-то помог и привез в больницу, и заплатил за ваше лечение? Конечно. Но есть одна проблема. «Своих» может не оказаться на том месте. Одна надежда будет только на «чужих» людей, кто станут для вас ближними в тот момент. Это и имел в виду Иисус.

Однажды я видел сон, как на автостанции преступники выхватили у меня сумочку с документами, телефоном и деньгами. Итак, я в чужом городе попал в проблему. Я подходил к людям на вокзале и просил их дать мне телефон позвонить, но мне не давали. Я искал милицию, но не смог найти её. Я просил дать мне денег на билет, и никто не хотел мне помочь. Я даже верующих встретил и рассказал, что я известный пастырь, они могут проверить, что это правда, но они не поверили мне. Мне было так печально во сне, что никто не хочет помочь, и нет никакого выхода.

Культура Царства, это помогать не только своим, но становиться своими для каждого, кто оказался в беде. Это культура, которую нам нужно возродить, потому что, это не вопрос нашего выбора, это великая заповедь. Мы должны это делать.

Смотря на страдающих людей, мы должно понимать, что на их месте могли оказаться мы. Что мы можем сделать, чтобы помочь им? Смотря на людей, которые больны смертными болезнями, мы должны понимать, что на их месте можем оказаться мы. Что мы можем сделать для них?

Если бы хорошо исполнялась вторая часть важнейшей заповеди, мучений, страданий и смертей стало бы в мире намного меньше.

И нас никто не обязывает исполнять заповеди Господа, это наш выбор. Нас также никто не заставляет помогать каждому на улице, кто нас попросит. Конечно же, мы должны слушать Святой дух и свое сердце. Однако если мы увидим человека, кто в очень тяжелом состоянии или положении, ему угрожает опасность и тому подобное, нам нужно помочь ему и по закону Божьему, и по закону государства и по совести.

Будьте благословенны!
С любовью, Дмитрий Лео

Ссылка на основную публикацию