Заповеди блаженства Иисуса Христа

Заповеди Блаженства: толкование, значение и смысл

Нагорная проповедь Христа – это событие из Евангелия, когда Господь дал Свой новозаветный закон, главные заповеди христианства. Они являются концентратом всего учения христиан, вечной небесной истиной, не подвластной времени и актуальной для человека из любой культуры и страны. Христиане, как те, кто стремится к бессмертию, стараются усвоить непреложные законы добра, которые «не пройдут» (Мк 13:31). Все конфессии без исключения убеждены в толковании заповедей Блаженства – они ведут человека в рай.

Заповедей Блаженства всего девять, но они составляют лишь часть Нагорной проповеди, которая имеет колоссальное значение в учении христиан. Проповедь подробно изложена в 6 главе Евангелия от Луки и, кроме изложения заповедей, включает свод емких тезисов, которые часто можно услышать в народе: «вынь прежде бревно из твоего глаза», «не суди и не судим будешь», «какою мерою мерите, такою же отмерится и вам», «всякое дерево познается по плоду своему» – все эти обороты русской речи, ставшие народными, являются прямыми цитатами Спасителя из 6 главы Евангелия от Луки.

Девять заповедей Блаженства – заповеди счастья Иисуса Христа

Если десять заповедей Моисея, данные ему на горе Синай, являются по сути запретительными: в них сказано как нельзя поступать, чтобы угодить Богу, это строгие заповеди – то в Нагорной проповеди, как и во всем христианстве, заповеди наполнены духом любви и учат, как нужно поступать. Есть и еще одна параллель между заповедями Ветхого и Нового Заветов: древние заповеди написаны на каменных скрижалях (плитах), что является символом внешнего, грубого восприятия. Новые же написаны на скрижалях сердца верующего человека, который будет добровольно исполнять их, – Святым Духом. Поэтому люди иногда называют их моральными, нравственными заповедями христианства. Текст заповедей Блаженства мы находим в двух Евангелиях:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:1-12).

Господь в этих заповедях говорит о том, каким должен стать человек, чтобы обрести полноту жизни. Блаженство – это совокупность тех качеств, которые делают человека счастливым, без всякого недостатка. Это радость, она неэмоциональна и сокровенна, но реальна настолько, насколько человек способен ее вместить – с ней христиане живут уже в этом мире, и они заберут ее с собой в вечность.

Трактование заповедей

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Счастливы не считающие ничего своим и признающие, что все принадлежит Создателю, и он дает и забирает – у кого хочет. Счастливы способные смиряться – они знают высоту Бога и свое недостоинство перед Ним, не кичатся мнимыми заслугами, осознают немощь духа и бренность тела. Нищета духовная – это способность просить и получать просимое. Счастливы простые люди, как дети, нищие достоинством и высоким мнением о себе, многими заслугами не требующие к себе должного отношения: они думают о себе просто, стремятся помочь искренно, выслушают хотящих сказать с интересом, а не ради приличия. Они не осуждают и принимают все с радостью и верой.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Счастливы плачущие о грехах – именно о них стоит плакать, чтобы приобрести покаянный дух, с которого начинается исправление жизни. Пока не будет навыка в этом плаче – о своих грехах, пороках и худой природе, — не будет деятельной жизни, которой хочет от нас Христос, сказавший через апостола, что «вера без дел мертва» (Иак.2:26).

Плач о грехах в церкви называют радостнотворным плачем – и это действительно так. Те, кто был на исповеди, ощутили это. Ведь именно после таинства Покаяния человеку прощаются грехи, и он становится способным услышать это благоухание радости, рождаемое от мирной совести и предчувствия бессмертия.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Счастливы победившие гнев и заставившие его служить себе. Внутренний гнев необходим, если он настроен правильно: человек должен гневно отторгать от себя все то, что удаляет от Бога. Кроткие – это не те, кто никогда не гневается, это те, кто знает, когда гневаться нужно, а когда нет. Кроткие подражают Христу, ведь Он, когда увидел в храме непотребную торговлю, то взял кнут и разогнал торгующих, опрокинув столы с деньгами. Он ревновал о Доме Бога Своего и поступил правильно.

Кроткий человек не боится поступать правильно и проявлять разумный гнев, когда он защищает интересы ближнего или Божии. Кротость – это чувство глубокого самовоспитания, когда, в согласии с совестью и Божиими заповедями, своих врагов любишь.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Ищущие истину – найдут ее. Ищущих Бога Христос находит Сам – как Пастырь свою овечку. Счастливы неутомляемые в этом поиске, те, кого не устраивает только комфорт и достаток. Кто откликается на зов сердца и идет на поиски своего Спасителя. Награда этим людям велика.

Счастливы те, кто пуще воды и хлеба ищет своего спасения и знает свою нужду в этом. Счастливы те, то деланием добродетелей стремится познать Бога и помнит, что от собственных дел оправдаться невозможно.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Дела милосердия – прямой путь на небо. Согласно прямым словам Спасителя, помогая больным, нищим, страдающим, заключенным, странникам, нуждающимся – мы помогаем в их лице Самому Христу. Счастливы, кто научился отдавать себя ближним, чтобы приносить пользу и вселять в людей веру в добро.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Те, кто упражняется в искренности, доверии Богу, молитве приобретают чистосердечие. Это счастливые люди, свободные от злых мыслей, имеющие власть над своим телом и подчиняющие его духу. Только очищенное сердце видит вещи, как они есть, и способно правильно воспринимать Писание без подсказок.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Счастлив, кто примиряет человека с Богом. Кто личным примером показывает, что можно жить в ладу со своей совестью, с мирным устроением духа идти по жизни. Особую награду получит тот, кто примиряет враждующих, нечестивцев – обращая их к Богу. Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, примирил Бога с людьми, соединил мир людей с миром Ангелов, которые дают теперь нам свое заступничество, охраняют нас – поступающий также будет наречен сыном Божиим.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Счастливы не боящиеся исповедовать Христа перед лицом опасности. Кто не отказывается от путей добра, убеждений, верности – когда его преследуют за это. Такие люди получают в награду бесчисленные богатства, которые невозможно потерять и испортить.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Счастливы верные Христу до смерти. Они разделят со своим Богом Его Царство и будут царствовать вместе с Ним – именно это обещано всем мученикам и исповедникам за веру. Счастливы вы будете, когда будут на вас клеветать, обзывать, пытать, убивать за имя Христово. Вас ждет самая высокая награда, невыразимая и неисчерпаемая. Так сказал сам Творец неба и земли, наш Создатель. И у нас нет причин не доверять Ему – в этом высший смысл, так как сказано:

«Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится» (Мк 9:49).

Соль – это благодатное слово, которое должно быть у христианина, чтобы он стал благоприятной жертвой для Господа. А огонь – это очистительное испытание страданиями за веру, которое должен пройти каждый христианин – ради подражания Христу.

Толкование заповедей Блаженства и вникание в их смысл способно изменить человека кардинально. Человеку под силу преодолеть природу и привычки, так как на этом пути наш Помощник – Сам Бог. Поделившись с нами Своими заповедями, Господь перечислил собственные качества. Качества Бога имеют нетварную природу и называются добродетелями. Эти добродетели – характер Бога, их призваны соблюдать христиане, чтобы стать похожими на Христа.

Заповеди блаженства Иисуса Христа

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.
(Мтф. 5, 1-12)

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Если человек нищий, то в чем-то он нуждается. У человека по жизни есть желания. Желания – первооснова бытия человеческого в этом мире и они могут иметь самые неблагопристойные направления. От таких желаний, которые составляют основную часть человеческих потребностей, появляются проблемы.
Сказанное Иисусом слово «нищий» – не означает человека выброшенного за рамки всего людского, человеческого. Это не бомж, живущий на мусорной свалке. Это человек, который испробовал на себе многие беды, суету земного быта. Это человек, который ищет защиту вне социума потому, как уразумевает, что та система, которая его воспитала не оздоравливает душу, но приводит к еще большему угнетению. Это человек, который осмысленно, страстно желает вырваться из замкнутого круга им же созданных проблем, которые висят над его головой, как домоклов меч.
Человек разуверился в том, что лидеры социальной политики дадут ему защиту и спокойную жизнь, и пришел к тому, что надо искать более надежную защиту вне социума. Он увидел, что такую защиту он может получить не от царства земного, но Небесного.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Плач не обязательно сопровождается слезами, как мы всегда о том думаем. Есть в Библии такая книга, как «Плач Иеремии». Вы увидели там слезы? Дитя плачет безслезно потому, как зовет маму для исполнения потребностей его маленькой души. Когда мама утешит дитя, то оно перестает плакать.
Плакать можно от зависти, что сосед живет хорошо, каждый месяц у него есть прибыль и всегда что-то новенькое, а можно плакать от радости за того человека, кто получил исцеление, оздоровление. Конечно же, есть плач со слезами радости и со слезами горя.
Так в чем же разница между такими «плачами»? Если человек плачет из-за зависти – он не получит утешения, потому, как такая его проблема почти, что не разрешима, а если и решается, то с большими потерями, что приводит к новому плачу. Это то, что создается от внешнего плотского желания. Если человек радуется своему ближнему о том, что у него появился достаток в семье, или восстановилось здоровье, то это внутреннее, духовное, получающее утешение. Такие плачущие – блаженны.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

У каждого человека в этом мире есть своя «миссия», которая ему предопределена от Всевышнего. Одному надлежит научиться прощать, другому – давать, третьему – учиться, четвертому – трудиться, и так далее. Все мы не знаем точно, кому и что начертано. Но ее (миссию), надо определить и провести до полного исполнения. Все мы выучены системой и наши деяния в этом мире «наиграны» и почти, что рефлексны. Система нам говорит : «Каждый сверчок – знай свой шесток». И мы от этой зависимости скрепим, но терпим. Терпеть боль плотскую, это намного благороднее, чем терпеть выходки вредного соседа потому, как в последнем случае мы выставляем Эго на высшую ступень своей души.
Господь – вне системы и таким образом, «системным» мы не сможем познать «вне системное».
Кто такие кроткие? Это не те, которые подставляют для удара другую щеку, это не те, кто в постным лицом поет псалмы и глаголет дифирамбы.
Это те, — кто не перечит пути Всевышнего.
Кроткий наследует (получает в наследство от Творца) землю. Иисус в своих проповедях и через своих апостолов говорил, что теперь все Новое, а потому, блаженный человек, не сходящий с пути Господнего, получает землю Новую.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Человек алчный, в нашем понимании, это злой, корыстный, своенравный человек. Но здесь – «алчущий» можно заменить синонимом «достигающий». Кто был в пустыне без воды, тот о жажде кое-что знает. Это есть необходимое желание для нашего организма, нашей души.
Правда и ложь, в этом мире, одного поля ягоды. Скрытая правда – становится ложью, а высказанная и осмысленная ложь – правдой. Тогда о какой правде говорит Иисус?
Если мы о земной правде знаем не лучшее, то Он говорил о правде другой, Правде Его, Сына Божьего.
Правда и Истина – есть подоплека любой вещи. Но мы ее не замечаем, потому, как смотрим своим «испорченным» не внутренним, но наружным (нажитым) взглядом на любую вещь этого мира и оцениваем каждую из них по достоинству. Но, фактически, любая вещь мира принадлежит единому целому как ее часть. Если в человеке мы говорим, что печень лучше, чем сердце, то мы ошибаемся, потому, как такое суждение превратно. И то, и другое – есть часть неделимого целого действующего организма. Все вещи равнозначны по Сути Духовной, потому, как Он Есмь все во всем!
Достигающие правды в Сыне Божьем получат духовное насыщение.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Эта заповедь блаженства подтверждает и продолжает предыдущую. Коли мы проговорили о том, что Правда, это и есть Сам Сын Бога Живого Иисус, то изгнанные за веру в Него будут иметь Царство Небесное.
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас». (Мтф 5, 11-12)

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Человек оглядывается в конце своей жизни на путь пройденный им и не находит ничего путного потому, что жизнь его представляется, как сплошная суета. Видит только лишь свое полное сопротивление пути Всевышнего. Все же, обращаясь к Творцу, он просит милости. А был ли он помилован кем-то, или сам смиловался над ближним своим? Остается малый выбор, на первый план которого становятся его родители, и далее – пустота…
Золотое правило гласит о том, чтобы мы с милостью относились к ближнему своему, потому, как только лишь милостивые могут быть прощены и помилованы. В этом Закон и пророки, как сказал Иисус.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Воскресший Иисус первым открылся Марии Магдалине, потому, как она всем чистым сердцем Его ждала и верила в Его Воскресение. В человеческом прошлом много пороков, но пройдя этим путем и осознав течение новой жизни – он становится чистым. Об этом говорит Иисус в своей притче о блудном сыне, который прошел тернистый путь грешника и, осознав праведность пути отца, вернулся в его дом. Второй же сын был при отце и, таким образом, имел меньшую радость у отца, нежели первый, который потерялся и снова нашелся. Он снова стал чистый сердцем. Слово «узрят» имеет более объемный смысл по сравнению со словом «увидят». В первом слове-событии скрыто созерцание Божьих глубин, которые простой глаз не может видеть в этом мире.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Есть пистолет с названием «миротворец» — это вы знаете. Есть военные отряды ООН, которые называются «миротворцами». В земном понимании «клин клином вышибают», якобы скрыто миротворчество. Это — накопить великое множество ядерного оружия, чтобы запугать другие страны и таким образом сдерживать войны, то есть – «миротворчествовать».
Это, ли, имел ввиду Иисус?
В Библейском писании множественность мест, в которых говорится о том, что взявшие меч, от меча и погибают, — вот одно из них:
«меч одного пожрет того, который с ним, но и он в последствие времени умрет от меча».
(3 Ездр. 12,28)
Приходим к пониманию, что реальные миротворцы, это те, кто не брал в руки орудия для пыток и убийства человека. Это служители Всевышнего, они же – сыны Божьи.

Заповеди блаженства

Однажды, видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окружённый учениками, взошёл на гору и сел, чтобы учить народ. Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане: как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царствии Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженства, учение о тех качествах и свойствах человека, которые соответствуют Царствию Божьему как Царству Любви. Эта проповедь Иисуса Христа называется Нагорною.

Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указывает нам путь — дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будет исполнять Его наставления ли заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство в будущей, Вечной жизни. Поэтому таких людей Он называет блаженными, то есть самыми счастливыми.

Блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное. Блаженны нищие духом, потому что дано им будет Царство Небесное.

Нищие духом — это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся ни перед Богом, ни перед людьми. Это люди смиренные. Смирение есть основная христианская добродетель, потому что она есть основание любви. Она противоположна гордости а от гордости произошло всё зло в мире.

Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся.

Плачущие — люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю.

Кроткие — люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном.

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды); потому что насытятся.

Алчущие и жаждущие правды — люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) — хлеба и жаждущие — воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.

Милостивые — люди, имеющие доброе сердце — милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.

Шестая заповедь

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят.

Чистые сердцем — люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (названы) сынами Божиими.

Миротворцы — люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное. Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное.

Изгнанные за правду — люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное.

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах.

Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас), применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.

Иисус Христос учил, что Бог промышляет, то есть заботиться, о всех тварях, но особенно промышляет о людях. Господь заботиться о нас больше и лучше, чем самый добрый и разумный отец о своих детях. Он оказывает нам Свою помощь во всем, что необходимо в жизни нашей и что служит для нашей истинной пользы.

«Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться», сказал Спаситель. «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякие из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры! Бог же, Отец ваш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всем этом. Потому, ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам».

Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам зло, т. е. врагов наших. Он сказал: «вы слышали, что сказано (вашими учителями — книжниками и фарисеями): люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Если вы будете любить только тех, кто вас любит; или будете делать добро только тем, кто вам делает его, и взаймы будете давать только тем, от кого надеетесь получить обратно, за что Богу награждать вас? Разве не делают того же самого и беззаконные люди? Разве не поступают так же и язычники?

Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Чтобы люди знали, что для вступления в Царство Божие недостаточно только одних добрых чувств и желаний, а необходимы добрые дела, Иисус Христос сказал: «не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! — войдет в Царство Небесное, но только тот, кто исполняет волю (заповеди) Отца Моего Небесного», то есть мало быть только верующим и богомольным, но надо еще совершать те добрые дела, который Господь требует от нас.

Когда Иисус Христос окончил проповедь Свою, народ дивился учению Его, потому что Он учил как власть имеющий, а не как учили книжники и фарисеи. Когда Он сошел с горы, за Ним последовало множество народа, и Он, по милосердию Своему, совершал великие чудеса.

Заповеди блаженства. Девять заповедей Иисуса Христа

Многие слышали про заповеди Иисуса Христа, заповеди блаженства. Многие знают, что их всего девять. Но какие они? Чему они учат? Чем заповеди блаженства отличается от заповедей, который даны были Моисею на горе Сион? Подробнее об этом Вы сможете узнать из статьи!

Заповеди Иисуса Христа

Девять заповедей блаженства

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Кто сказал эти девять заповедей для блаженства?

Сам Господь Иисус Христос на горе при двенадцати апостолах и при множестве народа (Мф. 5,3-12).

О чем говорится в заповедях блаженства?

В заповедях блаженства Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9-ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.

Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?

Блажени — счастливы. Нищий духом — унижающие себя. Яко — потому что.

В ней говорится о том, что нищии духом, т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.

Вторая заповедь Божия для получения блаженства:

Тии — те.

В этой заповеди блаженства говорится о том, что плачущии, т.е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение.

Третья заповедь Божия:

Кротцыи — кроткие, смиренные.

Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.

Четвертая заповедь блаженства:

Алчущий — хотящие есть. Жаждущий — хотящие пить. Правда — оправдание, добро.

В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды, т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.

Пятая заповедь блаженства:

В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.

Шестая заповедь блаженства:

Узрят — увидят.

Эта заповедь о том, что чистые сердцем, т.е. люди, имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге, увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства.

Седьмая заповедь блаженства:

Нарекутся — назовутся.

В ней говорится о том, что миротворцы, или люди, любящие жить мирно и примиряющие других, назовутся сынами Божиими. По сему имени они получат и особенную степень блаженства, потому что они подражают Сыну Божию, Иисусу Христу, Который примирил Бога с грешниками, пострадавши за них.

Восьмая заповедь блаженства:

Изгнани — изгнанные, гонимые.

В этой заповеди говорится о том, что гонимые за правду, за благочестивую жизнь и безропотно переносящие гонение получат Царство Небесное.

Девятая заповедь блаженства:

Егда — когда. Поносят — ругают. Ижденут — выгонят. Рекут — скажут. Глагол — слово. Зол глагол — злое слово. Лжуще — говоря ложь, говоря несправедливо. Мзда — награда.

Эта заповедь о том, что кто безропотно переносит ругательства, клеветы, мучения и самую смерть за веру в Иисуса Христа; тот получит великую награду на небесах.

Читайте также

8. Девять заповедей блаженства

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

1-я заповедь. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2-я заповедь. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3-я заповедь. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4-я заповедь. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5-я заповедь. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6-я заповедь. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7-я заповедь. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8-я заповедь. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9-я заповедь. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Кто сказал эти девять заповедей для блаженства?

Сам Господь Иисус Христос на горе при двенадцати апостолах и при множестве народа (Мф. 5,3-12).

О чем говорится в этих заповедях?

В них Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9-ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.

Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?

Блажени — счастливы. Нищий духом — унижающие себя. Яко — потому что.

В ней говорится о том, что нищии духом, т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.

Вторая заповедь Божия для получения блаженства:

В этой заповеди говорится о том, что плачущии, т.е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение.

Третья заповедь Божия:

Кротцыи — кроткие, смиренные.

Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.

Алчущий — хотящие есть. Жаждущий — хотящие пить. Правда — оправдание, добро.

В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды, т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.

В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.

Эта заповедь о том, что чистые сердцем, т.е. люди, имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге, увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства.

В ней говорится о том, что миротворцы, или люди, любящие жить мирно и примиряющие других, назовутся сынами Божиими. По сему имени они получат и особенную степень блаженства, потому что они подражают Сыну Божию, Иисусу Христу, Который примирил Бога с грешниками, пострадавши за них.

Изгнани — изгнанные, гонимые.

В этой заповеди говорится о том, что гонимые за правду, за благочестивую жизнь и безропотно переносящие гонение получат Царство Небесное.

Егда — когда. Поносят — ругают. Ижденут — выгонят. Рекут — скажут. Глагол — слово. Зол глагол — злое слово. Лжуще — говоря ложь, говоря несправедливо. Мзда — награда.

Эта заповедь о том, что кто безропотно переносит ругательства, клеветы, мучения и самую смерть за веру в Иисуса Христа; тот получит великую награду на небесах.

Школа веры

Заповедями блаженства называют девять заповедей Иисуса Христа, с которых он начал свою Нагорную проповедь (проповедь на холме вблизи Капернаума в начале земного служения Спасителя, вскоре после того, как Он призвал 12 апостолов).

Эти заповеди изложены в Новом Завете в Евангелии от Матфея (глава 5-я, стихи c 3-го по 12-й). Они дополняют собой 10 заповедей Моисея и учат, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. Заповеди блаженства — основа христианской нравственности.

Первая заповедь: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Первая заповедь блаженства призывает нас к смирению. Святитель Иоанн Златоуст в беседе XV толкования на Евангелие от Матфея говорил: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем». Нищие духом — люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и душевные недостатки, помнят о Божией помощи и ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми.

Вторая заповедь: Блаженны плачущие, ибо они утешатся

Вторая заповедь блаженства учит нас не забывать о тщетности всего земного, об утраченном Рае и собственном несовершенстве. Святитель Николай Сербский писал: «Евангельские слезы — это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца. Евангельские слезы — это те слезы, что горюют о потерянном Рае». Господь простит грехи тем, кто покаялся. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.

Третья заповедь: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Кроткие — это те, кто терпеливо, без ропота переносит всякие несчастья, не ропща ни на Бога, ни на людей. Христос призывал Своих учеников и последователей быть кроткими и обещал, что благодаря их кротости истинная вера распространится по всей земле.

Четвертая заповедь: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

Для христианина правда — это праведность, истинная вера и милосердие. Верующий обретает их во Христе. У апостола Павла в послании к Филиппийцам написано: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (К Филиппийцам, глава 3, стих 8).

Пятая заповедь: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Милостивыми называют людей, которые сострадательно относятся ко всем остальным. С позиции христианского учения быть милостивым – это значит, к другим людям относиться лучше, чем они это заслужили. Именно так к людям относится Бог, проявляющий Свою великую милость к нечестивым и неблагодарным.

Шестая заповедь: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Чистые сердцем — это люди, которые не только избегают злых дел, но и душу свою хранят в чистоте, не допуская злых и порочных помыслов. Только чистое сердце способно принять Бога.

Седьмая заповедь: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими

Седьмая заповедь блаженства призывает жить в мире с теми, кто нас окружает, мирить враждующих и поддерживать мир в своем сердце. Своими действиями, направленными на создание мира, миротворцы уподобляются Иисусу Христу, который явился на грешную землю, чтобы примирить падшего человека с Божьим правосудием. «Будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами», — писал апостол Павел во 2-м послании к коринфянам (глава 13, стих 11).

Восьмая заповедь: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

Девятая заповедь: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах

Две последние Заповеди Блаженства дополняют друг друга. Они посвящены христианам, которых преследуют за веру и праведную жизнь. Христос не обещал Своим последователям успеха и житейского благополучия: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают пославшего Меня» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 20-21). Однако не нужно пугаться этих страданий, ведь того, кто страдает за правду Христову, утешит сам Христос. «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2-е послание к коринфянам, глава 1, стих 5).

В заповедях блаженства Иисус Христос указывает нам путь в Царство Небесное. Всем, кто будет исполнять эти заповеди, Христос обещает блаженство в вечной жизни и уже здесь, на земле, называет блаженными, то есть самыми счастливыми.

Заповеди блаженства. Толкование

Вы говорите о Нагорной проповеди Иисуса Христа. Он начинает ее с заповедей блаженства.

Вот отрывок из моей книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения», где рассматривается слово «блаженный»:

Глагол ублажать в оригинале представлен греческим словом makarizo*, имеющим перевод «считать (называть) блаженным». Это слово образовано от makario*, обозначающего «блаженный, счастливый». Блаженным Библия называет счастливого человека, хотя у русскоязычных людей с этим словом связаны другие ассоциации:

«Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его» (Пс. 111:1).

«Блажен, кого Ты избрал и приблизил» (Пс. 64:5).

«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум» (Прит. 3:13).

«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс. 118:1).

Теперь рассмотрим саму Нагорную проповедь, которую Иисус начал с перечисления заповедей блаженства.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. . » (Матф. 5:3-10)

Попробуйте вместо слово «блаженный» поставить «счастливый», а вместо «ибо» — «потому что» и Вы увидите, какие заповеди блаженства (счастья) Иисус возвещал людям:

! Счастливы нищие духом, потому что их есть Царство Небесное. За этой на первый взгляд непонятной фразой скрывается глубочайший смысл. «Сильным духом» называют уверенного в себе человека, который привык во всем полагаться (рассчитывать) на себя — свою силу, упорство, мастерство. Но Бог считает, что верующему нужно больше быть уверенным в Господе — доверять Ему. Также здесь Иисус говорит о том, что верующий должен искать в своей жизни ни своей воли, а смиренно искать воли Божьей!

Посмотрите, как зависимость от Господа воспевал псалмопевец:

«Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею. Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их. Душа наша уповает на Господа: Он — помощь наша и защита наша« (Пс. 32:16-20).

Апостол Петр писал:

«Cмиритесь под крепкую руку Божию . Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:6,7).

Апостол Павел говорил, что ему Бог пояснил, что в немощи более проявляется сила Божья:

«Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:9).

Таким образом, Иисус здесь учит, что нужно во всем больше возлагать надежды на Бога, чем на свою силу, то есть больше доверять Господу и искать Его воли в своей жизни.

! Счастливы плачущие, потому что они утешатся. Слово плачущие с оригинала может быть также переведено «быть в печали, сокрушаться, горевать». Иисус возвещал, что счастливы будут сострадательные люди, которые принимают чужую беду, как и свою, близко к сердцу. В Царствие Небесном они будут утешены. И конечно, здесь на земле Бог даст благословений неравнодушным. Некоторые комментаторы считают, что под плачущими Иисус мог подразумевать искренне раскаивающихся в своих грехах и ошибках людей. Глубокое покаяние несомненно угодно Богу, ведь оно влечет изменение характера, что является путем к Спасению.

! Счастливы кроткие, потому что они наследуют землю. — Здесь Иисус говорит о скромных, не наглых, не нахрапистых, не гордых людях. Они получат жизнь вечную на Новой Земле (О Новой Земле говорит книга Откровение 21-22 главы. Читайте об этом в моей книге в главе Рай или Царство небесное )

! Счастливы алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся. Здесь Господь поощряет желание искать и любить истину. Это касается и Божьей истины: то есть желания разбираться в учении Бога, вникать в Священное Писание. «Правдолюбы», будучи воскрешены после Второго Пришествия Христа, узнают всю истину.

! Счастливы милостивые, потому что они помилованы будут. Здесь Христос возвещает о любви и милости к людям. Далее в Нагорной проповеди Иисус призывал любить даже врагов. А саму любовь к людям Христос называл второй по важности заповедью после любви к Богу (см. Мф. 22:36-40). Любовь порождает милость, то есть прощение. О прощении также постоянно учил Иисус (см. Матф.6:14, Мар.11:25, Лук.6:37). То есть любящие и прощающие люди, будут также помилованы и прощены здесь на земле за свои ошибки и затем на Великом Суде.

! Счастливы чистые сердцем, потому что они Бога узрят. Здесь речь о духовной чистоте, то есть искренней доброте и незлобивости. Такие люди будут удостоены того, что унаследовав вечную жизнь, увидят Бога.

! Счастливы миротворцы, потому что они будут наречены сынами Божиими. Как уже было отмечено выше, Иисус учил любви к врагам и милосердному прощению даже приносящих обиды. Заповеди любви не совместимы с кровопролитиями и войнами. Продолжая дело Иисуса, апостолы также учили никогда не отвечать на зло злом, а только добром. Потому, что соблюдение и укрепление мира очень ценно в глазах Божьих. Поэтому миротворцев на небе назовут сынами Божьими.

! Счастливы изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное. Из следующих ниже стихов 11-12 видно, что говорится здесь о тех, кому предстоит пострадать за правду — за твердость веры в Бога и Его Сына Иисуса Христа, верность Его заповедям. Им приготовлено место в Царствии Небесном (см. Ин. 14:1-3).

Как видите заповеди блаженства (счастья) очень даже актуальны и сегодня, если использовать правильный современный перевод Нагорной проповеди Иисуса Христа.

* В связи с тем, что не все программы и браузеры отображают греческий язык, греческие слова приведены на латинице.

Заповеди блаженства

Заповеди блаженства

В ответ на эти мысли и чувства Господь раскрывает евреям Свое евангельское учение о блаженстве, разбивая их заблуждения в корне. Он учит здесь тому же, о чем говорил и Никодиму: нам необходимо переродиться духовно, чтобы создать на земле Царство Божие, этот потерянный людьми рай, и тем приготовить себе блаженство вечной жизни в Царствии Небесном. И первый шаг к тому — осознать свою духовную нищету, свой грех и ничтожество, смириться. Вот почему «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). Блаженны те, кто, видя и осознавая свои грехи, препятствующие им вступить в это Царство, плачут, потому что тогда у них есть возможность примириться со своей совестью и утешиться. Оплакивающие свои грехи доходят до такого внутреннего спокойствия, что становятся уже неспособными на кого-либо гневаться, делаются кроткими. Кроткие христиане, действительно, унаследовали землю, которой прежде владели язычники, но они унаследуют землю и в будущей жизни, новую землю, которая возникнет после разрушения этого тленного мира, «землю живых» (Исх. 26:13; Апок. 21:1). «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Матф. 5:6), то есть исполняющие во всем волю Божию достигнут той праведности и оправдания Божия, которое дает искреннее стремление во всем исполнять волю Божию. Милостивый Бог требует от людей милосердия — добродетели, которой достигают искренне стремящиеся жить по Его воле. Поэтому «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Матф. 5:7), помилованы Богом, как и наоборот: «Суд без милости не оказавшему милость» (Иаков 2:13). Искренние дела милосердия очищают человеческое сердце от всякой греховной нечистоты, а «чистые сердцем» своим духовным оком «Узрят Бога» (Матф. 5:8). Зрящие Бога стремятся подражать Ему, уподобляться Сыну Его, примирившему человека с Богом, принесшего мир, то есть спокойствие, человеческой душе. Зрящие Бога ненавидят вражду и поэтому становятся миротворцами, стремятся всюду водворить мир. Поэтому они и блаженны, поскольку «Будут наречены сынами Божиими» (Матф. 5:9). Достигшие такой духовной высоты должны быть готовы к тому, что этот греховный мир, мир, который «Лежит во зле» (1 Иоан. 5:19), возненавидит их за ту правду Божию, носителями которой они являются, и начнет гнать их, поносить, злословить и всячески преследовать за их преданность Господу Иисусу Христу и Его Божественному учению. Тех, кто много претерпят здесь за Христа, ожидает великая награда на Небесах (Матф. 5:12).

Эти девять новозаветных заповедей, носящих название Заповедей блаженства, представляют собой как бы все Евангелие в сокращенном виде. Характерно их отличие от ветхозаветных десяти заповедей: в Ветхом Завете преимущественно рассматриваются внешние поступки человека и налагаются строгие запрещения в категорической форме, в Новом же Завете говорится больше о внутренней настроенности человеческой души и излагаются не требования, а лишь условия, при соблюдении которых достижимо вечное блаженство.

Евангелист Лука дополняет учение св. Матфея о блаженствах. Он приводит слова Господа Иисуса Христа, содержащие предостережения тем людям, которые видят блаженство лишь в упоении земными благами: «Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение» (Луки 6:24), — говорит Господь, противопоставляя им нищих духом. Здесь, конечно, имеются в виду не просто обладающие каким-либо земным богатством, а уповающие на него, гордые, превозносящиеся, относящиеся к другим с надменностью. «Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете» (Луки 6:25) — в противоположность «Алчущим и жаждущим правды», эти люди не ищут правды Божией, но вполне довольны своей лжеправдой. «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете» (Луки 6:25), — здесь говорится о людях беспечных, легкомысленно относящихся к прожигаемой ими греховной жизни. Мир, лежащий во зле, любит тех, кто потворствует ему, тех, кто живет во грехе, а потому: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Луки 6:26), поскольку это — признак неблагополучия нравственного состояния.

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

[греч. μακαρισμοί; лат. Beatitudines], лит. форма, характерная для лит-ры Древнего мира, особенно для библейской и постбиблейской традиций, представляющая собой разновидность благословения. В узком смысле — общее наименование 8 речений Господних в Нагорной проповеди (Мф 5. 3-10; ср.: Лк 6. 20b-21) (о церковной традиции истолкования З. б. см. в ст. Нагорная проповедь, об их литургическом употреблении см. ст. Блаженны).

происходит от начальных слов «блажен/блаженны» (евр. μακάριος, букв.- воистину счастлив(ы)). Обычно З. б. строятся по схеме: вводная формула «блажен тот, кто. » (или «блаженны те, кто. ») и описание восхваляемого качества или образа действий.

В греко-римской традиции

«блаженными» изначально назывались преимущественно языческие боги (напр.: Homer. Od. 5. 7). Древнейшие аналоги библейских З. б., относящихся к людям, встречаются в гомеровских гимнах «К Деметре» — «Блажен (μέγ᾿ ὄλβιος ὅν) из людей земнородных, кто благосклонной любви от богинь удостоится славных» (Hymn. Homer. 5. 486), «К музам и Аполлону» — «Блажен человек (ὁ δ᾿ ὄλβιος ὅν), если Музы любят его: как приятен из уст его льющийся голос!» (Ib >Arist. Rhet. I 9. (1367b. 34)).

В библейской и постбиблейской традициях

наименование «блаженный» к Богу обычно не относится (исключение в НЗ: 1 Тим 1. 11; 6. 15). По отношению к людям формулы «блаженства» употребляются в 3 контекстах: 1) в бытовых восхвалениях человека, обладающего богатством, красотой, знатностью и т. п. (напр., в 3 Цар 10. 8 царица Савская восхваляет подданных царя Соломона; ср. слова ап. Павла о самом себе в Деян 26. 2); 2) в ироническом смысле (напр., в 1 Енох 103. 5-6: «Блаженны грешники, они видели все свои дни, и теперь они умерли в счастье и в богатстве»); 3) в религ. контексте (многие исследователи к особой категории относят З. б., связанные с восхвалением мудрости (см.: Betz. 1985), однако в библейской традиции понятие мудрости всегда фигурирует в религиозном контексте).

В Ветхом Завете

встречается 45 примеров религ. З. б. (по МТ: Втор 33. 29; 3 Цар 10. 8 (дважды); Ис 30. 18; 32. 20; 56. 2; Пс 1. 1; 2. 12; 32. 1-2; 33. 12; 34. 9; 40. 5; 41. 2; 65. 5; 84. 5-6, 13; 89. 16; 94. 12; 106. 3; 112. 1; 119. 1-2; 127. 5; 128. 1-2; 137. 8-9; 144. 15 (дважды); 146. 5; Иов 5. 17; Притч 3. 13; 8. 32, 34; 14. 21; 16. 20; 20. 7; 28. 14; 29. 18; Еккл 10. 17; Дан 12. 12; 2 Пар 9. 7 (дважды)). В LXX помимо этих случаев имеется еще 15 мест с З. б. (Сир 14. 1-2, 20; 25. 8-9; 26. 1; 28. 19; 31. 8; 34. 15; 48. 11; 50. 28; Тов 13. 14 (дважды); Прем 3. 13; Ис 31. 9). Только во Втор 33. 29; в Пс 127. 2; в Еккл 10. 17 используется форма 2-го лица ед. ч., а в Ис 32. 20 — 2-го лица мн. ч. Во всех остальных случаях используется форма 3-го лица.

Хотя все эти З. б. отличаются друг от друга, их общий смысл сводится к тому, что «поистине счастливыми» можно назвать тех, кто действуют в согласии с волей Божией: для кого Бог — Господь (Пс 143. 15), кто боится Бога (Пс 111. 1-3; 127. 1-4; Притч 8. 4-12), кто уповает на Бога (Пс 83. 13), кто мудро повинуется Богу, исполняя Его закон (Пс 118. 1-2; Притч 8. 32-34; Ис 56. 2), и т. п. Такие люди достойны восхваления, потому что Бог их обязательно наградит благополучием в этом мире: у них будут сыновья-наследники (Пс 126. 3-5; 111. 1-3), хорошая жена (Пс 127. 1-4; Сир 26. 1), процветание, слава и честь (Пс 83. 11-12; Иов 29. 10-11), жизнь под защитой Бога (Пс 40. 2-3; Сир 34. 15). З. б. в эсхатологических текстах ВЗ встречаются редко (дословно только в Ис 30. 18) и только в поздних сочинениях (Дан 12. 12; Тов 13. 14-16).

Обычно З. б. соседствуют с возглашением «горя» или противопоставляются этому возглашению «горя» тем, кто ведут себя иначе (Пс 1. 1, 4; Тов 13. 12, 14; Еккл 10. 16-17). Часто З. б. начинаются или заканчиваются произведения или отдельные их части (Пс 1; Сир 25. 12).

Происхождение ветхозаветных З. б. усматривают либо в культовой сфере (прежде всего на том основании, что они встречаются в составе ранних псалмов, к-рые содержат коллективные прошения (напр., в Пс 33. 12) — Lipinski. 1968), либо в литературе премудрости (самый яркий пример сочетания З. б. с речением премудрости — Иов 5. 17).

В апокрифической литературе

часто встречаются религ. З. б. (1 Енох 58. 2; 81. 4; 82. 4; 99. 10; 103. 5; 2 Енох 41. 1; 42. 6-14 (9 заповедей); 44. 4; 48. 9; 52. 1-14 (7 заповедей); 61. 3; 62. 1; 66. 7; Sib. Or. 3. 371-372; Ps. Solom. 4. 26; 5. 18; 6. 1; 10. 1; 17. 50; 18. 7; 4 Макк 18. 9). Во мн. случаях З. б. связаны с эсхатологическими ожиданиями. Так, если в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, блаженными называются те, кто видели прор. Илию (Сир 48. 11), то в Псалмах Соломона восхваляются те, кто родятся во дни Мессии и увидят успех Израиля и благодеяния Господа (Ps. Solom. 17. 50; 18. 7).

Среди кумран. находок встречаются фрагменты некоего произведения, содержащего серию из неск. З. б.: 4Q525 (4QBeatitudes) (изд.: Puech É. Qumrân Grotte 4. XVIII: Textes hébreux (4Q521-4Q528, 4Q576-4Q579). Oxf., 1998. (DJD; 25)). Фрагменты свитков датируются ранним иродианским временем, но произведение могло быть составлено ок. 200 г. до Р. Х. ( Puech. 1993). В З. б. доминирует тема премудрости (ближайшие параллели — Сир 14. 21-27 и Притч 3. 13; 8. 32-34, а также Пс 15 и 1QH vi). В целом сочинение, вероятно, представляло собой обращение к праведнику, к-рый противостоит грешникам. Лексический анализ показал, что оно принадлежит к кругу сектантской лит-ры. Согласно реконструкции Э. Пюша, композиция кумран. З. б.- 8 кратких строф и одна длинная — в структурном отношении близка к З. б. в Евангелии от Матфея и может свидетельствовать об эволюции данной лит. формы в межзаветный период (Puech. 1993).

В раввинистической традиции

З. б. встречаются редко и в основном копируют ветхозаветные оригиналы (но имеются и особые восхваления отдельных раввинов — Вавилонский Талмуд. Берахот. 61b).

В Новом Завете

находится 37 примеров З. б. (Мф 5. 3-11; 11. 6; 13. 16; 16. 17; 24. 46; Лк 1. 45; 6. 20-21 (дважды), 22; 7. 23; 10. 23; 11. 27-28; 12. 37, 43; 14. 15; 23. 29; Ин 20. 29; Рим 4. 7-8; 14. 22; Иак 1. 12; Откр 1. 3; 14. 13; 16. 15; 19. 9; 20. 6; 22. 7). Часть из них представляют собой параллельные места (Мф 5. 3 = Лк 6. 20b; Мф 5. 4 = Лк 6. 21b; Мф 5. 6 = Лк 6. 21a; Мф 5. 11 = Лк 6. 22; Мф 11. 6 = Лк 7. 23; Мф 13. 16 = Лк 10. 23; Мф 24. 46 = Лк 12. 43), другие же являются ветхозаветными цитатами (Рим 4. 7-8 = Пс 32. 1-2). Т. о., в НЗ содержится 28 новых З. б. Из них 17 речений принадлежит Иисусу Христу. За исключением Нагорной проповеди, новозаветные З. б. не образуют сложных композиций (только в Откровении Иоанна Богослова они обрамляют основное повествование — Откр 1. 3; 22. 7).

Шесть новозаветных З. б. имеют параллели в апокрифическом «Евангелии Фомы» (Мф 5. 3 = Ev. Thom. 54; Мф 5. 6 = Ev. Thom. 69b; Мф 5. 11 = Ev. Thom. 68-69a; Лк 11. 27-28 = Ev. Thom. 79a-b; Лк 23. 29 = Ev. Thom. 79c). Кроме того, в этом апокрифе содержится еще 6 особых З. б., приписываемых Иисусу Христу (Ev. Thom. 7, 18, 19, 49, 58, 103).

Заповеди блаженства Иисуса Христа — толкование евангельских заповедей

Заповеди блаженства в христианстве являются частями речей Иисуса Христа, которые были произнесены им, когда он вел Нагорные проповеди.

Они дополняют 10 основных моисеевских заповедей о страшных грехах и входят в Евангелие от Матфея и Луки.

Свое наименование получили из-за того, что при почитании их в жизни, можно достичь постоянного блаженства в загробном мире.

9 заповедей блаженства Иисуса Христа

Будучи человеком, Иисус Христос рассказал людям о 9 заповедях, дав возможность совершить христианский подвиг. Вот их список:

Фильм о заповедях блаженства для детей

Для обучения малышей и объяснения им доступным языком заповедей, существуют мультфильмы. Один из них называется «Десять заповедей».

В нем рассказывается о мальчике Сете, который познает все, путешествует и узнает смысл каждого учения Христова. С друзьями и бычком Якобом, герой узнает смысл любви и то, как к Богу можно приблизиться.

Через трудности, герой учится тому, как быть христианином и познает истинный смысл жизни верующего человека и то, как хорошо им быть, даря любовь и счастье всем вокруг себя.

Философский смысл заповедей Христа

Иисус, выступая с Нагорными речами, говорит нам о том, как должна быть построена жизнь последователя Бога, который сможет попасть на небеса.

Он оставляет 9 заповедей блаженства в надежде на стремление каждого к идеалу.

Они повествуют не о страшных грехах, а о том, как достичь Бога. Для истинного верующего недостаточно просто не делать грехов, каяться и не совершать злых поступков по отношению к другим. Важно делать также добро.

Так, грехи — пропасть между человеком и вратами Божьими. Когда он кается и искупляет грехи, он разрушает стену и преодолевает пропасть. Но при этом достичь Бога он не в силах.

Только добрые деяния и исполнение 9 заповедей блаженства могут помочь человеку оказаться на небесах, а не в аду.

Заповеди блаженства толкования святых отцов

Первая заповедь. Быть нищим духом означает смириться, видеть свое истинное состояние. Как простой бедняк, не имеющий ничего, но получающий что ему дают, так и верующие должны получать все, что дает Бог со смирением.

Можно быть не бедняком, но со смирением воспринимать все, что дает день насущный. Это касается всего: невзгод, болезней, талантов, способностей, жизни и другого. Все дается от Бога и все нужно принимать со смирением и благодарностью.

Вторая заповедь. Плачет человек по разным причинам. Не всегда этот плач добродетельный. Человек может огорчаться из-за своих грехов. Блаженен плачущий о своих грехах человек, который каится перед Богом. Также блаженным является сострадающий, сопереживающий ближним человек.

Третья заповедь. Кротость — мир, спокойствие и тишина в душе и сердце. Это покорность божьему велению и доброта к ближнему, без войны, огня и меча.

Четвертая заповедь. В заповеди не говорится о тех людях, которые жаждут и ищут правду, вступая с другими людьми в конфликты касательно действующего порядка. В ней имеется ввиду правда Божья, а именно слова Иисуса Христа, изложенные в Божественном учении. Он образовал церковь и наказал распространять Правду по всей земле. Вот эту правду должен желать узнать каждый человек, который читает Библию, священные тексты, а также слушает отцов-настоятелей церквей.

Пятая заповедь. Милостивые люди совершают благодетель по отношению к другим. Они добры к ним, выражают свою любовь и совершают дела, не желая получить что-то взамен. Такие люди уподобляются Богу, тому, как он творил добро на Земле, и приближаются к нему.

Шестая заповедь. Блаженные чистыми сердцами — люди, которые имеют чистые души и сознание, освобожденное от грешных мыслей и помыслов. Ведь грехи появляются из мыслей и только человек, который освобожден от таких мыслей, может узреть Бога и достичь Царства Божьего. «Узреть» не глазами, а сердцем и душой.

Седьмая заповедь. Миротворцы являются сынами Божиими, поскольку, совершая подвиги во имя Христа, они уподобляются ему. Речь идет не только о священниках, но и об обычных людях.

Восьмая заповедь. Истиной и правдой является сам Иисус. Путь христианина является всегда путем война, сражающегося за Христа. Путь является сложным, трудным и узким, но это является единственной дорогой к спасению души.

Девятая заповедь. Продолжает восьмую и говорит о притеснениях христиан, борющихся за Христа и его правду. Бог обещает блаженство всем, кто стоит на своем и достигает целей. Это подвиг, мученичество, награждающееся великой наградой.

Заключение

Заповеди блаженства Христа, как и Моисеевы заповеди — обязательны к исполнению всем верующим. Они ведут к вратам Божьим и спасают душу от ада.

При этом первые дают понимание о том, как должен вести себя христианин, а вторые — наоборот, о том, как нельзя поступать, чтобы не оказаться в аду на Страшном суде.

Ссылка на основную публикацию