Женский Феодоровский монастырь в Переславле-Залесском

ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ФЕОДОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Переславль-Залесский Феодоровский женский монастырь, 2016 год. Фото Марины Ческис

Переславль-Залесский женский монастырь во имя вмч. Феодора Стратилата Переславской епархии

  • Адрес: Россия, 152140, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Московская, 85
  • Официальный сайт: http://www.feodor.orthodox.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    В начале XIV века Переславль являлся вторым центром Московского княжества. Москве не раз пришлось бороться за верный Переславль и не раз защищать его от других князей, имевших на него виды. Так, когда московский князь Юрий Данилович отправился в Орду за ханским ярлыком на княжение в Переславле, полки тверичей под водительством боярина Акинфа решили захватить союзный Москве Переславль. Переславцы и москвичи хорошо подготовились к встрече противника. 8 июня 1304 года, в день памяти вмч. Феодора Стратилата, в окрестностях Переславля между двумя войсками произошло сражение. Тверичи потерпели поражение, а сам Анкинф погиб в бою. В честь победы переславцы на месте битвы основали мужской монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата, покровителя воинов.

    В 1511 году великий князь Московский Василий III Иоаннович (1479- 1533) пожаловал монастырю деревни и пустоши, что нашло отражение в документах монастырского архива. В частности, сохранилась «великого князя Василия Ивановича всея Руси старая тарханная грамота за красной печатью на подмонастырское сельцо Феодоровское и на село Половецкое и на деревню Потанино с пустошами…»

    Расцвета Феодоровский мужской монастырь достиг при царе Иоанне IV Васильевиче (Грозном) (1530-1584). Как и его отец, царь Иван Грозный любил ездить в Переславль-Залесский на богомолье. Одним из его восприемников при крещении был игумен Переславского Троицкого Данилова монастыря Даниил. Повзрослев, Иоанн испытывал особую привязанность к Переславлю, он неоднократно бывал здесь со своими домочадцами. Иногда причиной поездки в Переславль-Залеский было паломничество. По его личному распоряжению были укреплены два монастыря – Феодоровский и Никитский, фланкирующие въезды в город и охраняющие переславскую дорогу. Иоанн Грозный неоднократно жаловал Феодоровскому монастырю обширные земли с селами и деревнями. В 1551- 1552 годах при игумене Макарии царь дал вклад «слободку Ямскую, свое дворцовое село Ивановское, да село Петровское, да 500 рублей на монастырское строение по сыне своем Иоанне».

    В 1557 году, как писал протоиерей Александр Свирелин, «царь Иоанн Васильевич с супругою своею Анастасией Романовою и главой Русской Церкви митрополитом Афанасием был на освящении соборного храма в Переславском Никитском монастыре, а, возвращаясь обратно в Москву, царица, отьехав 7 верст от города, в деревне Собилове благополучно разрешилась сыном, названном во святом Крещении Феодором (это последний из Рюриковичей, второй сын царя Иоанна Грозного)». Благодарный Богу за сына Иоанн Грозный становится храмостроителем и покровителем Феодоровского монастыря. Царь «церковь Феодора Стратилата камену поставил и украсил образы и пеленами, и ризами, и всякою церковною утварью, и трапезу камену заложил, и келии многие поставил, и монастырь оградил. а на месте рождения царевича Феодора соорудил «высокий каменный столп или лучше – часовню со святым Крестом».

    Храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата – это первая каменная постройка в монастыре. Построенный храм имеет форму квадратную о пяти главах, алтарь с тремя полукружиями: в среднем – три окна, а в северном и южном по одному. В южном полукружии по переписным книгам 1635-1653 годов находился придел во имя св. Апостола Ермия. А по описи 1668 года его уже не было. В дальнейшем там помещалась церковная ризница. Крышу храма покрыли тесом, а главы мелкой чешуею. У северо-западного угла храма располагалась небольшая каменная колокольня. Феодоровский собор до сих пор остается самым интересным памятником на монастырской территории. До нашего времени дошли заказанные царем Иоанном Грозным московским иконописцам иконы из иконостаса Феодоровского монастыря. Это иконы: «Иоанн Златоуст в житии», «О Тебе радуется», «Одигитрия», «Троица», «Никола в рост», в том числе и храмовый образ «Феодор Стратилат в житии». Ныне эти иконы хранятся в Переславском музее.

    Перед нашествием польско-литовских войск монастырю принадлежали: село Феодоровское, деревни: Потанино, Половецкое, село Ильинское с деревнями Каргашино, Самково, Тощебулово, Петрилово, Омашево, Дуброво, Пешково, Ростовцево, Обрютево, Горицы, Матфейково, Григорьево, село Покровское, село Ивановское, деревня Беревники и деревня Хорошево.

    Польско-литовское нашествие 1608-1618 годов опустошает Переславль. Все монастыри города в этот период подверглись безжалостному и сознательному уничтожению иноплеменников. Феодоровская обитель «претерпела значительное опустошение и разорение». В вотчинах «Феодоровского монастыря осталась самая незначительная часть. Остальное все погибло… а монастырская слободка вся выжжена до кола и крестьяне посечены», сообщает «Дозорная книга» того времени.

    В 1622-23 годах по указу царя игумен Рафаил «монастырь огородил» — вокруг обители была построена деревянная стена с восемью башнями — «и в церкви образы все поновил». На деньги царя Михаила Феодоровича (1613 — 1645), княжны Мстиславской, переславского воеводы И. Селунского, самого игумена «построили кельи игуменские и братцкие» и «храм большой покрыли». При игумене Рафаиле также «храм поставили теплой, два престола Введение Богородицы да Николы Чудотворца с трапезою да Святые ворота». На личные средства игумена Рафаила были сделаны пять крестов на «большой храм». Однако начавшееся устройство монастыря было прервано сильным моровым поветрием 1654 года. Во время этой эпидемии «население города уменьшилось в 5 раз» и не достигало двух тысяч человек.

    План Федоровского монастыря, составленный 12 марта 1694 (7202) года

    В 1667 году монастырь был обращен в женский. В грамоте патриарха Иосифа на имя строителя Лукиановой пустыни Корнилия и старца Феофана говорится о причинах такой перемены. После моровой язвы (чумы) 1667 года многие женщины и девицы приняли монашеский постриг. Кто-то из новопостриженных пребывал по приходским храмам, а кто-то селился в городах. Приняв во внимание, что к тому времени Федоровский монастырь был без игумена, а братия была немногочисленная — всего десять человек, царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф и священный собор распорядились преобразовать мужской монастырь в женский и собрать в него всех новопостриженных монахинь. Братию Федоровского монастыря было велено перевести в другие мужские монастыри Переславля: в Горицкий — 4 человека; в Никитский — 3; в Даниловский — 3.

    К середине XVIII века монастырь достиг своего наивысшего расцвета. Богатые вклады давали возможность вести значительное капитальное строительство и благотворительность. Во владении монастыря находились: Феодоровская слобода, дворовое место в Переславле и Москве, мельница на реке Трубеж, рыбные ловли на озере Ивановское и реке Нерли, более двадцати деревень и сел. В хозяйстве было 23 лошади, 49 коров, 62 овцы.

    В 1825 были отремонтированы настоятельские кельи и надстроен второй этаж. В 1865 году на благотворительные средства купца Авраамия Ушакова при игумении Максимилле был выстроен новый двухэтажный келейный корпус для живущих в монастыре сестер.

    23 декабря 1922 года губернская комиссия по ликвидации монастырей и переучету церковного имущества Отдела Управления Владимирского губисполкома постановила: «Всем монашествующим, не достигшим преклонного возраста, зарегистрироваться в отделе труда как безработным, а тем, которые имеют связь с деревней, не желают жить в городе, предложить освободить занимаемые ими монастырские помещения, так как таковые, согласно Декрету об отделении Церкви от государства, принадлежит последнему». Монахинь надлежало «… из помещений монастыря выселить, как не имеющих никакого права на имущество монастыря». Согласно постановлению комиссии от 14 апреля 1923 года «все монастыри, находящиеся в губернии, как таковые, должны быть ликвидированы в месячный срок».

    Сестры во главе с настоятельницей Олимпиадой отчаянно искали выход для спасения если не обители, то хотя бы общины ее насельниц. Они пытались сохранить ее под видом Феодоровской артели, занимающейся кустарным производством и сельскохозяйственными работами.

    Монастырь был окончательно закрыт 1 марта 1923 года, а артель распущена 24 июня того же года. «Нелояльную» к новой власти игумению Олимпиаду вскоре после закрытия монастыря арестовали и выслали.

    В 1998 году Феодоровский монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Был приписан к Никольскому женскому монастырю Переславля. 19 апреля 1998 года на праздник Святой Пасхи состоялась первая Божественная литургия в храме Введения Пресвятой Богородицы. Начались первые работы по восстановлению. Была организована котельная, налаживались отопительные системы, велись работы по устройству келейного корпуса.

    В апреле 2001 года Феодоровский женский монастырь стал самостоятельным.

    • Федора Стратилата
    • Введения во храм Пресвятой Богородицы
    • Казанской иконы Божией Матери

    Женский монастырь во имя мученика Феодора Стратилата г. Переславль-Залесского Епархиальный монастырь

    Первое известное нам документальное упоминание о монастыре относится к 1511 году (тарханная грамота Феодоровскому монастырю князя Василия III), однако из царской грамоты 1552 года открывается, что монастырь уже существовал и был достаточно развит во времена деда царя Иоанна Грозного, Ивана III Великого.

    О настоятелях времен основания монастыря сведений не сохранилось. Первый известный настоятель – игумен Геронтий, 1511.

    В 1551 – 1552 гг. царь Иоанн IV Грозный жалует Феодоровскому монастырю несколько сел, а в 1557 году, благодарный Богу за рождение сына Феодора, повелевает возвести в обители каменный собор в честь Вмч. Феодора Стратилата на месте бывшего ранее деревянного, построить кельи, обнести монастырь оградой. В 1667 году, после эпидемии моровой язвы, Феодоровский монастырь был преобразован из мужского в женский. В начале XVIII века обитель пользуется особым попечением молодого Императора Петра I, его матери Натальи Кирилловны и сестры Натальи Алексеевны. На средства двух последних были построены каменная Введенская церковь и Казанская церковь при больничных кельях. В 1722 году Император Петр I прислал в Феодоровский монастырь мастериц-прях и станки для обучения послушниц прядению. С этого времени обитель становится известна своими художественно-ремесленными мастерскими.

    В XIX веке монастырь продолжает благоустраиваться, и особенного расцвета достигает при игумениях Максимилле и Евгении. К 1916 году в монастыре и в трех его пустынях проживали до 500 монахинь и послушниц, имелись 4 церковно-приходские школы, приют для девочек-сирот. С 1910 по 1916 годы прихожанином монастыря был В.Ф.Войно-Ясенецкий, будущий Святитель и исповедник Лука Крымский. Будучи главврачом переславской земской больницы, он в течение нескольких лет безвозмездно лечил сестер монастыря. С 1901 по 1923 год штатным священником служил здесь прот. Николай Дунаев, впоследствии прославленный как священномученик в сонме Новомучеников и исповедников земли Русской

    В обители подвизались: Наталья Ивановна Взимкова, «дочь дьяка царицыной мастерской, оружейной палаты, Иоанна Дмитриевича Взимкова» и сверстница Петра I (предполагается, что самые ранние годы детства были проведены ими вместе), Анна (Агафия) Фёдоровна Ягужинская (Хитрово), жена генерал-прокурора при дворе Императора Петра I — П.И.Ягужинского,, Мария Николаевна Тончи, дочь знаменитого художника Николая Ивановича (Сальваторе) Тончи.

    В 1923 году монастырь был закрыт, а в начале 1930-х годов была разобрана монастырская колокольня, бывшая в то время самым высоким строением в г.Переславле-Залесском. В течение последующих 75-ти лет здесь располагались стройтрест, воинская часть, турбаза, Институт программных систем РАН. Во время Великой Отечественной войны в Феодоровском монастыре был сборный пункт народного ополчения.

    По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1998 году Феодоровский монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Сначала он был приписным к Никольскому женскому монастырю г.Переславля, обязанности первой настоятельницы исполняла игумения Никольского монастыря Евстолия (Афонина). 19 апреля того же года, в день Святой Пасхи, состоялась первая Божественная Литургия во Введенском храме. В 2001 году монастырь становится самостоятельным, обязанности настоятельницы исполняет старшая монахиня Феодоровского монастыря Михаила (Лободаева). В 2004 году широко празднуется 700-летие Феодоровского женского монастыря. В 2005 году на должность настоятельницы монастыря назначается монахиня Свято-Введенского Толгского монастыря Елисея (Суслова). 2005 год был ознаменован стечением паломников к чудотворному образу Андрониковской иконы Божией Матери, через которую многие получили помощь и исцеление.

    В 2006 году, 1 мая, монахиня Варвара (Чекоткова) (с 2011 года – игумения) была назначена исполняющей обязанности настоятельницы Феодоровского женского монастыря. За эти годы обитель возродилась: были восстановлены Казанский храм с трапезным корпусом, часовня-колодец со звонницей, игуменский корпус, трапезный корпус, один из келейных корпусов, установлен новый иконостас во Введенском храме, воссоздана живопись и иконостас в приделе свв. мчч. Адриана и Натальи (Введенский храм). Главная святыня монастыря – Собор Великомученика Феодора Стратилата — был спасен от разрушения: укреплен фундамент, отреставрированы кровля, купола с крестами, северный (Феодоровской Матери Божией) и южный (Прп. Серафима Саровского) приделы, проведено отопление. В настоящее время продолжается реставрация фресок работы иконописной артели Тимофея Медведева и сыновей (1835 – 1836 гг.) и воссоздание барóчного иконостаса в главном приделе собора.

    Начиная с 2010 года восстановлению и благоустройству монастыря помогает Федеральная служба судебных приставов, поскольку, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, Вмч. Феодор Стратилат является небесным покровителем Службы. Стараниями судебных приставов, возглавляемых до недавнего времени Артуром Олеговичем Парфенчиковым, а теперь Дмитрием Васильевичем Аристовым, отреставрирован собор вмч. Феодора Стратилата, придел свв. мчч. Адриана и Натальи во Введенском храме, заложен фруктовый сад, высажены саженцы кедров. Каждое лето приставы из разных регионов России собираются в монастыре для празднования дня памяти вмч. Феодора Стратилата, а также помогают сестрам в их ежедневных трудах по благоустройству монастыря.

    В Феодоровском женском монастыре ежегодно 21 февраля и 21 июня совершаются празднования, посвященные памяти вмч. Феодора Стратилата, на которые съезжается со всей России большое число прихожан и паломников, особенно из числа судебных приставов. После Божественной Литургии, которую, как правило, возглавляет правящий Архиерей, бывает большой Крестный ход и праздничная трапеза. Каждое воскресенье на вечернем богослужении читается акафист вмч. Феодору Стратилату.

    С начала 2016 года на территории Феодоровского женского монастыря располагается Переславское Епархиальное управление.

    О правилах монастыря.

    Полуночница с чтением трех канонов – 06.00 – 07.50.

    Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Ее Андрониковской – 07.50 – 08.15.

    Часы, Божественная Литургия – 08.15 – 10.15.

    Первая трапеза – 10.30 – 11.00.

    Послушания – 12.00 – 15.00.

    Вторая трапеза – 15.30 – 16.00.

    Вечернее богослужение – 17.00 – 20.15.

    Вечернее правило — 20.15 – 21.00.

    С поступающими в монастырь проводится собеседование, также им дается испытательный срок.

    Собор Вмч. Феодора Стратилата – пятикупольная церковь середины XVI в. Трехкупольная Введенская церковь (1710 г.), храм в честь Казанской иконы Божией Матери (1714 г.), Старые кельи (XVII – XVIII вв.), Новые кельи (середина XIX в.), построенные в псевдорусском стиле, Настоятельский корпус (XVIII — XIX вв.), Часовня-колодец (XVIII — XIX вв.), Святые ворота (XVIII в.), Кузница (XIX в.), Новый трапезный корпус (2-я пол. XIX в.), монастырские стены и башни.

    В обители находятся частицы мощей Свт. Николая Мирликийского, Вмч. Феодора Стратилата, Прп. Серафима Саровского, Свт. Луки Крымского и частицы мощей многих угодников Божиих. Андрониковская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Нечаянная радость», икона вмч. Феодора Стратилата из янтаря и жемчуга, иконы с частицами мощей святых угодников Божиих. Также в монастыре хранится Служебник и напрестольное Евангелие Сщмч. Николая Переславского (Дунаева).

    Феодоровский женский монастырь (Переславль-Залесский)

    Фео́доровский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви в Переславле-Залесском (ныне Ярославская и Ростовская епархия). В обиходе обычно именуется Фёдоровским. Полное название по светским источникам — Переславский монастырь святого великомученика Феодора Стратилата.

    До 1918 года имел официальный (государственный) статус второклассной общежительной женской (с 1667 года) обители Владимирской епархии (тогда в границах Владимирской губернии).

    Содержание

    Монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича; отмечает место победы русских над русскими, — трагического момента в истории России. Победа москвичей случилась 8 июня в день Фёдора Стратилата. Здесь был убит знаменитый боярин Акинф, родоначальник бояр Челядниных.

    По рождению сына Фёдора в 1557 году царь Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

    До 1667 года был мужским.

    В конце XIX века была основана Алексеевская пустынь, приписанная к монастырю.

    К 1916 году число насельниц обители достигло 500 человек; монастырю принадлежали три пу́стыни, 4 церковноприходские школы.

    До закрытия монастыря в 1923 году пастырское попечение над монашествующими и богомольцами осуществлял священник Николай Викторович Дунаев (расстрелян 27 ноября 1937 года).

    В июне 1923 года монашеская община, существовавшая с 1918 года в форме сельскохозяйственной артели, была ликвидирована.

    На территории размещались детская колония, дом престарелых, рабочие и служащие. Затем на длительный срок Фёдоровский монастырь передали военному ведомству. В странноприимном доме размещалась контора строительного треста.

    Реставрация строений бывшего монастыря началась в 1967 году.

    В 1998 году храмы и здания монастыря были переданы Никольскому женскому монастырю. 19 апреля 1998 года, в первый день Пасхи, во Введенской церкви была совершена первая литургия; богослужения совершались весь тёплый период года. 12 сентября 1999 года на праздник святого благоверного князя Александра Невского, после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная Литургия. 23 декабря 1999 года указом архиепископа Михея № 121 монастырь стал считаться приписным к Никольскому женскому монастырю. 25 декабря 1999 года архиепископ Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви.

    Современное состояние

    Сегодня в монастыре около 20 сестёр. Для паломников проводятся экскурсии, кроме того действует небольшая трапезная, с монастырской выпечкой и квасом.

    Феодоровский (Фёдоровский) монастырь в Переславле-Залесском – христианская обитель с историей в семь веков

    Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Московская, 85
    Дата основания: 1304
    Основные достопримечательности: собор Феодора Стратилата, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Казанской иконы Божией Матери
    Святыни: Андрониковская икона Божией Матери
    Координаты: 56°42’47.0″N 38°49’05.2″E

    Старинный монастырь Федора Стратилата – когда-то был одним из самых знатных и богатых в здешних землях. Ему покровительствовали царствующие династии Рюриковичей, а потом – Романовых. Феодоровский монастырь сразу обращает на себя внимание при въезде в Переславль. Более семи веков назад он был создан как мужской. А с XVII века по сегодняшний день является женской монашеской обителью.

    Феодоровский монастырь с высоты птичьего полёта

    История создания Феодоровского монастыря

    По преданию, в 1304 году, 8 июня, когда православная церковь отмечает память великомученика Феодора Стратилата, с юга от города Переславль произошло большое сражение. В противостоянии участвовали полки князя московского Юрия Даниловича, внука Александра Невского, и князя Михаила Ярославича Тверского.

    Причиной междоусобицы было желание Твери захватить Переславль. В кровопролитной битве с обеих сторон было много погибших, в том числе и возглавлявший воинов из Твери боярин Акинф. Победивший московский князь повелел основать на месте боя мужскую монашескую обитель.

    Самые первые документальные свидетельства о монастыре относятся к 1511 году. В то время он процветал, и ему покровительствовал сам великий князь. А монастырская ризница постоянно пополнялась богатыми подношениями от бояр и других знатных вельмож.

    Собор Феодора Стратилата

    Становление Феодоровского монастыря как женской обители

    До 1667 года Феодоровский монастырь был мужской обителью. Но в тот год по всей Московии прошла страшная эпидемия чумы. Монастырь, как и весь город, сильно обезлюдел. И в Переславле осталось очень много женщин и девушек, у которых вся родня погибла. Тогда решением главы церкви — патриарха Иосафа и указом государя Алексея Михайловича для них была создана женская обитель.

    Оставшихся к тому времени в монастыре 10 монахов-мужчин распределили по другим обителям – Горицкой, Никитской и Даниловской, а в помещениях разместились новые насельницы. Тогда же монастырь получил в управлении земельные наделы, чтобы монахини имели возможность прокормиться.

    К концу XVII века Феодоровский монастырь становится местом, куда насильственно ссылают на постриг женщин за различные провинности — за пьянство, кражи, церковный раскол и по политическим причинам. Так Екатерина I насильно отправила в Феодоровский монастырь Анну Федоровну, жену генерал-прокурора сената Павла Ивановича Ягужинского, которая в постриге получила имя Агафьи. Умерла она в монастыре, прожив в монашестве 10 лет.

    Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

    Царская семья никогда не оставляла Феодоровский монастырь своим вниманием. Ему благоволили Борис Годунов, царица Наталья Кирилловна, мать Петра I, и его сестра царевна Наталья Алексеевна. Последняя на свои деньги организовала в монастыре строительство Введенской (1710 г.) и Казанской (1714 г.) церквей. Пожертвования в монастырскую казну делала и Прасковья Федоровна – супруга Ивана, старшего брата Петра I.

    В 1722 году сам государь Петр I приехал в Феодоровский монастырь и привез с собой европейские ткацкие станки, материалы для работы и умелых ткачих. Он наказал монашкам учиться прядению по примеру немецких прях.

    Спустя время, монастырь прославился своими мастерскими. В нем производили ткань для нужд царского двора, а также изготавливали церковные облачения и утварь. Здесь работали золотошвеи, вышивальщицы и ткачихи. Были даже свои гончарная и иконописные мастерские. Наибольший расцвет монастырь получил во время, когда через Переславль стал проходить торговый путь, ведущий из Москвы к волжским берегам.

    К началу прошлого века эта женская обитель была самой многочисленной в городе, здесь жили до полутысячи монашек. В 1913 году женский монастырь посетил император Николай II, и на память о его визите высадили липовую аллею, которая сохранилась до наших дней.

    Слева на право: звонница над Святыми воротами, часовня-колодец вмч. Федора Стратилата

    В годы советской власти Феодоровский монастырь разделил судьбу большинства православных храмов. Сначала его преобразовали в сельхозартель, а в середине 20-х годов вообще закрыли. Последнего священника – Николая Викторовича Дунаева в 1937 году расстреляли. А последнюю настоятельницу Феодоровского монастыря — Олимпиаду (в миру — Георгиевскую) арестовали. Позже, отсидев свой срок, она доживала свои дни в сторожке на территории монастыря.

    В разное время в монастырских помещениях находились колония для детей, дом престарелых, воинская часть, контора строительного треста и один из институтов РАН. Собор отдали под вещевой склад. К большому сожалению, за эти годы большинство уникальных росписей внутри церковных помещений было уничтожено. В конце 1960-х годов начали реставрацию зданий. А церковные службы в монастыре были возобновлены только в 1998 году.

    Архитектурные памятники на территории Феодоровского монастыря

    Феодоровский собор – самый главный храм монастыря. Он занимает центральную часть его территории. Этот собор имеет интересную историю. В 1557 году в Переславле на освящении одного из храмов присутствовал царь Иван Грозный. Его сопровождала жена – царица Анастасия, которая была на последней неделе беременности.

    Церковь Казанской иконы Божией Матери

    Едва они миновали городские окраины, у царицы родился сын. Произошло это в 7 км от города в селе Собилово. И на месте появления наследника, названного Федором, построили часовню-крест.

    Благодарный Иван Грозный повелел заменить в монастыре обветшавшую деревянную церковь пятиглавым каменным собором. Сегодня он – самое старое из сохранившихся монастырских зданий. Храм традиционен – имеет четыре мощных столпа и пять луковичных глав. Позже собор претерпел несколько перестроек. Внутри этого храма сохранились росписи, принадлежащие кисти итальянского мастера Николо Тончи.

    А 1681 году деревянные рубленные стены монастыря решили заменить каменной стеной, которая частично дошла до наших дней. Для обороны она не предназначалась, так что на этой ограде нет ни башен, ни бойниц.

    Главным входом в монастырь всегда были Святые ворота. Когда в 2000-е годы проводили реставрацию, над ними надстроили небольшую по размеру колокольню.

    Справа от въездных ворот находится часовня-колодец Федора Стратилата (XVII в.). А с севера – трехэтажная гостиница, которую возвели позднее – в конце XIX века.

    Рядом с Феодоровским собором расположена трапезная Введенская церковь. Она имеет всего один этаж и с виду небольшая. Зато внутри эта церковь довольно просторная за счет больших приделов. Все три абсиды храма украшают изящные полуколонки. Таким же образом декорированы и его приделы.

    Собор Феодора Стратилата

    На компактной территории уместилась также одноглавая церковь, освященная в честь Казанской Иконы Божией Матери (1714 г.). Ее возвели при двухэтажной больнице монастыря. Неподалеку расположены кирпичные кельи, (XVII-XIX вв.), настоятельский корпус (XVII в.), новый трапезный корпус, страннопримный и регентский дома (XIX в.).

    Современное состояние монастыря и режим работы

    Сегодня в монастыре проживает 20 насельниц. С конца 1990-х годов ведутся работы по реставрации части соборов и по благоустройству территории. Была заменена вся энергосистема и установлена автономная электростанция.

    Утренняя служба начинается в 8.00, а вечерняя – в 16.00. Богослужения проходят в Феодоровском и Введенском храмах, а также в церкви Казанской иконы Божией Матери. Попасть на монастырскую территорию можно ежедневно с 7.00 до 21.00. Вход сюда свободный. И для паломников проводятся экскурсии. Все желающие могут бесплатно вести на территории фото- и видеосъемку. Нельзя снимать только монашек и церковные службы.

    В монастыре есть небольшая, рассчитанная на 12 мест, трапезная, где можно приобрести выпечку, мед, квас и травяные чаи, а также иконная лавка. На территории расположен уютный парк, а в 2011 году здесь заложили еще и фруктовый сад. Кроме того, Феодоровскому монастырю принадлежат три скита: Алексеевская, Воскресенская и Всехсвятская пустыни.

    Слева направо: звонница над Святыми воротами, часовня-колодец вмч. Федора Стратилата

    Как добраться до Феодоровского монастыря

    Монастырь расположен по адресу: ул. Московская, 85. Эта улица в городских пределах является частью федеральной трассы М8. Если ехать со стороны Москвы, то Феодоровский монастырь первым встречает гостей Переславля-Залесского справа от дороги.

    ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПЕРЕСЛАВЛЬ

    Действующий женский монастырь. Основан в 1304 г.
    Сохранившиеся постройки монастыря ХVI – нач. XX вв. – объекты культурного наследия.

    Режим посещения монастыря: ежедневно 07.00-21.00
    Расписание богослужений:
    утренняя служба: ежедневно 08.00
    вечерняя служба: ежедневно 16.00
    Монастырское кафе: 12 мест (выпечка, чай)

    Состояние: Некоторые постройки монастыря находятся на реставрации, благоустраивается территория. Службы проходят в Феодоровском соборе, Введенской церкви и в храме Казанской иконы Божьей Матери.
    Состав: Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделами иконы Божьей Матери «Знамение» и мучеников Андриана и Наталии, Храм Казанской иконы Божьей Матери, Храм великомученика Феодора Стратилата с приделами Феодоровской иконы Божьей Матери и Серафима Саровского

    Особо чтимые образы: Икона Андрониковской Божьей Матери (Введенский храм)

    Храмовые и престольные праздники:

    • 21 февраля и 21 июня – Дни памяти Вмч. Феодора Стратилата;
    • 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы;
    • 8 сентября – День памяти Мчн. Адриана и Наталии;
    • 10 декабря – День памяти иконы Божией Матери «Знамение»;
    • 4 ноября – День памяти иконы Божией Матери «Казанская»;
    • 1 августа и 15 января – Дни памяти прп. Серафима Саровского;
    • 27 марта и 29 августа – Дни памяти Феодоровской иконы Божией Матери;
    • 14 мая и 4 ноября – Дни памяти Андрониковской иконы Божией Матери и иконы Божией Матери «Нечаянная радость»

    Правила посещения монастыря: вход на территорию монастыря свободный, при посещении монастыря предусмотреть соответствующую одежду, на территории монастыря разрешена бесплатная любительская фото- и видеосъемка, кроме съемок насельников/насельниц монастыря и службы в храме

    Описание:
    Самый южный переславский монастырь был заложен в 1304 году на месте битвы москвичей с тверичами, некогда претендовавшими на главенство над Русью. Однако первоначальные деревянные постройки тех лет в обители не сохранились. Старейший монастырский пятиглавый храм – Феодоровский собор – заложил Иван Грозный во второй половине ХVI столетия в честь рождения своего сына Федора.
    Основные вехи дальнейшей истории обители – это обращение его в женский монастырь в начале ХVII века, обучение по велению Петра I монахинь прядению немецкой пряжи и превращение обители по царскому указу в своеобразную женскую политическую тюрьму. Важным моментом явилось и строительство на территории монастыря в начале ХVIII века Казанской и Введенской церквей на средства царевны Натальи Алексеевны. Обитель считалась процветающей вплоть до событий Октября 1917 года.
    После семидесятилетнего небытия монастырь вновь открылся и, как прежде, имеет своих сестер. Усилия монахинь направлены, прежде всего, на молитвенный труд и восстановление множества старинных монастырских построек.

    При использовании материалов интернет-портала «Туристический Переславль»
    обязательно указание источника со ссылкой на портал.

    Чудотворная Андрониковская икона Божией Матери. Феодоровский женский монастырь. Переславль-Залесский.

    Сохранились свидетельства о том, что молитва Андрониковской иконе Божией Матери часто проносила исполнение самых заветных и трудноосуществимых желаний. Монастырская книга полна записей об исцелении безнадёжно больных, об обретении семейного счастья и благополучном чадородии. Неудивительно, что после этого образ стал почитаться как чудотворный.

    В Феодоровском женском монастыре Переславля-Залесского имеется знаменитая чудотворная икона — старинная литографическая копия Андрониковской иконы Божией Матери. Первообраз составлял домашнюю святыню греческого императора Андроника III Палеолога.
    В России она появилась при императоре Николае I в 1839 году. Вначале она хранилась в Зимнем дворце, затем в Троицком соборе города Санкт-Петербурга, где очень почиталась. Перед ней ежедневно совершались молебны, читалось Евангелие. Был отмечен случай прозрения совершенно слепого человека.
    В течение последних лет стали все чаще и чаще происходить различные чудеса и помощь верующим при обращении к данному образу Пресвятой Богородицы. Многие получили помощь в житейских нуждах, в даровании чадородия, в исцелении болезней и во многом другом, что по вере и молитве может дать только один Господь наш Иисус Христос и Его Пречистая Матерь.

    Ещё в 1984 году икона, при весьма загадочных обстоятельствах была похищена из Богоявленского храма, и до сего дня не найдена. Более двух десятилетий о её судьбе ничего не известно.

    Новость о появлении в Переславле похищенной иконы облетела страну в 2005 году. Однако, как оказалось, она не соответствовала действительности. Поводом же для её появления стали события, сами по себе заслуживающие внимания. Всё началось ещё в 1998 году, когда одна из прихожанок принесла в храм Переславль-Залесского Феодоровского женского монастыря, выполненную в натуральный размер, литографическую копию, похищенной Андрониковской иконы. Через некоторое время другая женщина подарила монастырю киот, по своим размерам точь-в-точь соответствовавший ранее принесённой литографии.

    Обретённая таким образом икона была помещена в храм, но поскольку она не представляла какой-либо художественной или исторической ценности, её появление прошло незамеченным.

    Так продолжалось до 2005 года, пока литография, по свидетельству очевидцев, не стала испускать дивное благоухание, наполнившее весь храм. Неиссякаемый источник чудес! Более того, в последующее время были зафиксированы многочисленные чудеса исцелений, явленные по молитвам перед ней. Это вызвало необычайный ажиотаж среди верующих и послужило поводом считать литографическую копию столь же чудотворной, как и её похищенный оригинал. Празднование дня вновь обретённой иконы совершается 14 мая и 4 ноября.

    Год спустя Андрониковская икона, а точнее, её литографическая копия, начала обильно мироточить, что придало ей всеобщую известность, и, соответственно, увеличило число паломников. К сведению скептиков отметим, что имеется немало свидетельств, здравствующих ныне людей, получивших исцеление от недугов после их посещения Феодоровского монастыря, где и поныне находится Андрониковская икона Божией Матери.

    О чем молятся перед ней ,хорошо видно из текста короткой молитвы. Главным является прошение о ходатайстве за нас Богородицы перед Престолом Всевышнего дарующего жизнь, здоровье и все земные блага.

    Адрес: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Московская, 85

    Молятся об исцелении раковых заболеваний, житейских и семейных проблемах.

    Молитва Андрониковской иконе Божьей Матери

    О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари Честнейши: Помощница еси обидимых, ненадеющихся Надеяние, убогих Заступница, печальных Утешение, алчущих Кормительница, нагих Одеяние, больных Исцеление, грешных Спасение, христиан всех Поможение и Заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй благочестивейшаго, самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего, Императора Николая Александровича Всея России, супругу его, благочестивейшую Государыню Императрицу Александру Феодоровну; матерь его, благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Феодоровну; наследника его, благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Алексия Николаевича, и весь царствующий дом. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, святейший правительствующий Синод, и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, градоначальники, и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семени воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая, Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобной брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Переславль-Залесский. Святыня Феодоровского женского монастыря

    Какими мудрыми воинами были князья и цари в 15-16 веках истории нашего государства!

    Переславль-Залесский, в те времена первая и главная опора московскому княжеству, находился на севере от Москвы по дороге к городу Ярославлю. И до сих пор трасса эта – главная улица столицы древнейшего княжества. Расположен город в своеобразной чаше, и на въезде в него с обеих сторон был заложен монастырь-крепость! Первый из них — Феодоровский женский монастырь. Туда мы направились на следующий день по приезду, когда составили примерный план своего знакомства со святыми местами и примечательностями города.

    В предыдущей статье мы начали свое путешествие по Переславлю-Залесскому.

    Служба почти закончилась, когда мы с приятельницей вошли в церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

    Фото Нины Неугодовой Введенская церковь. Фото Нины Неугодовой

    Сразу обратили внимание на небольшую группу прихожан, а может таких же паломников, как мы, которые стояли в очереди к иконе. Мы еще не знали, какой, но убранство ее было столь прекрасно, что невольно задерживало взгляд.

    В церковной лавке, где я приобрела книгу по истории монастыря, на мой вопрос, что за икона, почему у нее такое чудное убранство, ответили, что это монастырская святыня. Но прежде чем рассказать об этой иконе, хочу заметить, что, пожалуй, самый почитаемый образ русской православной церкви – это иконописный образ Богородицы.

    Как много художников-иконописцев посвятили ей свои труды! И сколько их со своими ласкающими слух названиями!

    Вы только послушайте, попробуйте их произнести; «Неупиваемая чаша», «Всех скорбящих радость», «Блаженное чрево», «Избавительница», «Умягчение злых сердец», «Ключ разумения», «Утоли моя печали», «Неувядаемый цвет»…

    Не могу остановиться, столько в них поэзии, щемящей печали… И у каждой своя удивительная история. У святыни Феодоровского монастыря редкое название – Андрониковская. Мало кто о ней что знает. Не Казанская, не Владимирская и не Смоленская все-таки. И вот что мне о ней рассказали.

    В храме она появилась совсем недавно, уже в годы перестройки. Принесла её местная жительница. Это была литографическая копия украденного из Санкт-Петербурга списка иконы.

    Забегая вперед, скажу, что оригинал иконы не сохранился, а может просто не найден, с нее в разное время были сделаны многочисленные списки, то есть копии.

    Икону повесили в правом притворе, и она там находилась до поры до времени, пока единожды не заметили, что она начала благоухать. И её перенесли в более видное для прихожан место. А некоторое время спустя другая прихожанка принесла большой красивый киот, в который она вошла как в родной. И икона вдруг замироточила!

    К ней стали с просьбами чаще подходить люди и заметили, что она помогает избавиться от недугов, родить детей (вспомнилось еще одно прекрасное название иконы Божией матери — Помощница в родах ). Особенно часто она исцеляла женщин от бесплодия.

    Слух о чуде исцеления быстро разошелся по городам и весям России, и потекли сюда, в Федоровский монастырь, ручейки из жаждущих рождения детей женщин. После этого икона приобрела вид, который сразу привлек наше внимание.

    Очень хотелось сделать фотографию, но без благословения на это батюшки фотографировать нельзя. А пока мы вели разговоры об иконе в лавке, батюшка удалился.

    Андрониковская икона на фоне Введенской церкви

    Вот такая литография находится в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. История её появления в монастыре коротенькая, а вот с момента написания история её путешествия из Византии в Россию была гораздо длиннее.

    Творение евангелиста Луки

    Итак. Святой апостол и евангелист Лука был врачом и искусным художником. Он первый красками на доске написал образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на руках. Потом он написал еще несколько икон разных видов и принес на благословение Самой Богородице.

    Увидев свое изображение, она воскликнула: «Отныне ублажат Мя вси рОди». Об этом факте Лука упоминает в своем Евангелии (Лк.1, 48).

    Из Иерусалима в Константинополь

    По преданию, им же была написана Андрониковская икона размером 33Х24 см. Совсем небольшая. После распятия Иисуса Христа в Иерусалиме с благоговением хранились величайшие реликвии, связанные с этим планетарным событием.

    Императрица Елена из Иерусалима переслала своему сыну Императору Константину в Константинополь много реликвий и, опять же по преданию, среди них могла быть будущая Андрониковская икона.

    Так икона стала семейной реликвией византийских императоров, которые именовали себя с ХV века императорами греков. Отсюда и первое именование иконы – Греческая.

    Из Константинополя в Монемвасию

    Второе название – Андрониковская — произошло от имени Андроника III, одного из последних константинопольских императоров, владевшего чудотворным образом.

    Византия между тем слабла под напором османских завоевателей, и Андроник, желая сохранить семейную реликвию, передал Греческую икону Божией Матери в обитель города Монемвасия (Пелопонесский полуостров). 1347 год – дата первого упоминания о Греческой Андрониковской иконе.

    Более 500 лет она пребывала в Монемвасии. Отсюда третье название иконы – Монемвасийская.

    Из Монемвасии в Патрас

    В 1821 году разъяренные турки предали огню и мечу Монемвасийскую обитель. Были до основания разрушены все храмы.

    Настоятелю Монемвийской обители епископу Агапию чудом удалось сохранить только Греческую Андрониковскую икону, которую он передал на хранение своему родственнику, Российскому Генеральному консулу И.Н. Власопуло в город Патрас.

    Двойное путешествие из Патраса в Россию

    Иван Николаевич Влассопуло после этого в течение нескольких лет вместе с иконою находился в Петербурге. Он облачил святыню в царские украшения: пожертвовал для неё серебряную, вызолоченную ризу с венцом наподобие царской короны, унизанной бриллиантами, жемчугом и другими камнями. Посмотрите на икону. Это то, что мы называем окладом.

    После недолгого пребывания в Петербурге Иван Николаевич вернулся в Морею и находился там до своей смерти в 1838 году. Смерть не дала ему осуществить свою мечту – подарить икону царю Николаю Павловичу.

    Через год волю отца исполнил его сын Александр. Он послал икону с письмом в Одессу архиепископу Гавриилу, который и препроводил святыню в царскую семью. С тех пор она стала любимой святыней русского народа.

    Вначале она хранилась в Большом соборе Зимнего дворца, потом с почти детективными перипетиями стала достоянием Троицкого собора, в котором находилась девять лет.

    А вот дальнейшую постыдную историю, связанную с судебными разбирательствами, с претензиями на нее как на собственность, даже не хочется рассказывать.

    В итоге 1 мая 1885 года она оказалась в Казанском женском монастыре в Вышнем Волочке. А 1 мая 1897 года стараниями отца Иоанна Кронштадского состоялась закладка каменного трехпрестольного храма.

    Главный престол был посвящен Андрониковской иконе Божией Матери, и храм стал именоваться Андрониковским.

    Андрониковский храм

    В 1984 году икона была украдена из Богоявленского собора Вышнего Волочка, и нынешнее её местонахождение неизвестно.

    Сохранилась лишь литографическая копия списка, которая находится во Введенской церкви Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском и считается чудотворной.

    В день посещения нами монастыря инокини отмечали Сретение иконы Владимирской Божией Матери. Трапезная в это день принимала всех посетителей монастыря. Мы же в это время слушали увлекательный рассказ об иконе Андрониковской Божией Матери и в трапезную не попали, о чём искренне погоревала продавец в церковной лавке, добровольно и бескорыстно помогающая монастырю жительница города.

    Женский Феодоровский монастырь в Переславле-Залесском

    Переславль-Залесский — это древний город, который считается колыбелью всего русского флота, а также русской святости. Он знаменит не только тем, что в нем родился Александр Невский, но и тем, что там находится Переславский Феодоровский женский монастырь.

    Паломничество по монастырям не только полезно для самого духа человека, ведь он приобщается к святым местам, отрешается от мира и назидает свой дух, но и для обителей, ведь они зачастую существуют только на средства от пожертвований туристов и паломников.

    История создания обители

    Одна из самых странных обителей — Переславский Феодоровский женский монастырь располагается в центральном регионе России в живописном месте — на берегу водоема Плещеево перед въездом в сам город. Обитель приглашает всех желающих совершить паломничество и посетить эти святые места, чтобы приобщиться к ценностям Православной Церкви и узнать ее историю.

    Первые древние документы, в которых есть упоминание о монастыре, датированы XVI века. Вся история его же растянулась на протяжении VII веков, включая период советского упадка!

    Основание

    Основана обитель в начале XIV века, изначально для мужчин-монахов.

    Место для монастыря выбрали знаменательное — именно в окрестностях Переславля произошла битва между 2 русскими князьями в 1304 году. Князь Юрий из Москвы подвергся вероломному нападению князя Михаила из Твери, который решил захватить Переславль, поскольку город был тогда богатым и вторым по величине на Руси после Москвы. Но войско из Москвы соединилось в битве с переяславским и вместе победили предателя.

    На этом месте и был построен монастырь во имя святого Феодора Стратилата, покровителя воинов.

    Читайте о других православных святых:

    Средние века

    В это время обитель находилась в периоде расцвета: ее спонсировали многочисленные бояре и вельможи, посещали русские цари (Иоанн III, Василий III, Иван Грозный). Наибольшее внимание оказал обители именно Иван Грозный: неоднократно дарил земли и деревни, помогал средствами из казны, дарил иконы.

    В XV веке в этих землях случились несколько страшных эпидемий, которые унесли жизни многих мужчин. В Переславле и окрестностях было чрезмерно много вдов и девочек-сирот, которым некуда было идти, и патриарх Иосаф испросил одобрения у царя Алексея Михайловича и преобразовал мужскую обитель в женскую. Этот год стал годом рождения женского монастыря.

    Во время Гражданской войны тут была размещена артель, а в середине 20-х монастырь был закрыт после расстрела последнего священника Николая Дунаева, там служившего. Здания стали разрушаться, все ценности были разграблены. Только в 1967 году стали восстанавливать разрушенные здания, а первая служба прошла в 1999 году.

    Современное время

    Сегодня в Федоровском монастыре постоянно живут 20 насельниц, которые поддерживают все подворье в хорошем состоянии. Некоторые здания переживают процесс реставрации, но все хамы проводят богослужения и приглашают туристов и паломников принять в них участие.

    Монастырь проводит экскурсии и паломничества, разрешает свободный вход всем желающим и фото, и видеосъемку. Гости могут отобедать в трапезной, попить травяного чая или купить сувенир.

    На территории активна иконная лавка, действует парк и разбит фруктовый сад, по которому можно гулять.

    Для справки! Мероприятия и богослужения освящаются своевременно на сайте обители, где каждый может с ними ознакомиться.

    Храмы

    Территория Феодоровского монастыря достаточно обширна и включает в себя несколько служебных построек и различные храмы. Каждый из них отвечает духу русского зодчества. Характерной особенностью является каменная стена, правда, она не сохранилась в первоначальной форме (возведена аж в 1861 г.). Стена включает в себя Святые ворота, через которые можно попасть на территорию монастыря.

    В архитектурный ансамбль монастыря входят:

    1. Феодоровский собор — головной храм, дата постройки которого датирована XVI веком. Построен он в честь удачного рождения царицей Анастасией Романовой сына Федора в 1557 году, во время посещения царской семьи храма в Переславле. Храм имеет 4 столпа и 5 куполов-луковиц. Много раз перестраивался, но в целом сохранил первоначальный вид, сохранилась и заложенный крест-часовня, которая была вначале заложена. Расписывал храм внутри Николо Тончи — итальянский художник 18-19 вв.;
    2. Введенская церковь — небольшая трапезная церковь в 1 этаж, которая была построена в 1710 году. Изначально должна была стать зимним монастырским храмом. Тут храниться чудотворная Андрониковская икона. Монастырские жители рассказывают о множественных чудесах, которые происходили после молитвы этой иконе;
    3. Церковь Казанской иконы Божией Матери — воздвигнуто было здание на пожертвование сестры Петра I для монашек в возрасте, которые проводили много времени в поместной больнице. Спустя какое-то время к новой церкви построили и новый больничный корпус.

    Читайте о других святых местах России:

    Как добраться

    Федоровский монастырь располагается в городе Переславле, улица Московская, № 85, это Ярославская область. На сайте обители http://feodor.orthodox.ru можно найти подробное расписание служб, проводимых мероприятий и маршрут.

    Добраться к подворью не сложно:

    • от метро ВДНХ необходимо пересесть на автобус, который направляется в Переславль-Залесский, у него обязательно будет остановка возле подворья;
    • прямым автобусом Москва-Ярославль;
    • автобусом Москва-Кострома или Москва-Рыбинск, которые следуют через Переславль;
    • электричкой до станции Сергиев-Посад со станции Ярославский вокзал, а потом автобусом до Переславля;
    • машиной по трассе М8 (монастырь будет справа от дороги).

    Феодоровский монастырь — это удивительная памятка Русской Церкви и архитектуры. Посещение этого места позволит приобщиться к богатой культуре не только Церкви, но и России, почувствовать мир и спокойствие, ведь это место отделено от всех мирских тревог. Тут можно почувствовать Дух Божий так явственно, как нигде более.

    Феодоровский женский монастырь в Переславле

    Феодоровский женский монастырь — одна из святынь Переславля-Залесского. Некогда монастырь считался одним из самых богатых и знатных, но какого-то показного величия и богатства здесь нет, все довольно скромно. Конечно же, один из старейших монастырей города имеет свою богатую и интересную историю. Согласно легенде монастырь Святого Великомученика Феодора Стратилата был основан в 1304 году на месте большой битвы переславцев и москвичей с тверской дружиной. До середины XVII века обитель была мужской, но по решению Патриарха Иоасафа и царя Алексея Михайловича была преобразована в женский монастырь.

    В советские годы на территории монастыря размещалась детская колония и дом престарелых, позднее здесь расположилась войсковая часть, а затем институт программных исследований РАН. Естественно, за это время многие уникальные росписи в храмах были уничтожены, да никто особенно и не заботился о бывших монастырских строениях. К счастью, в 1998 году Федоровский монастырь был снова возвращен церкви, и именно с этого времени началось возрождение обители. Сейчас на территорию монастыря может попасть любой желающий, и мы решили не упускать такой возможности.

    В 1681 году вокруг Феодоровского монастыря началось возведение каменной ограды, которая частично сохранилась до наших дней. Каменный забор не должен был нести в себе оборонительных функций, поэтому башен с бойницами здесь не было. Зато над Святыми воротами должна была появиться небольшая надвратная церковь, но, видимо, средств на строительство не хватило, поэтому она так и не была возведена. Зато вовремя современной реставрации этот факт частично исправили, и над Святыми воротами появилась небольшая одноярусная колокольня. На фотографии, справа от Святых ворот, расположилась часовня-колодец вмч. Феодора Стратилата, построенная в XVII веке.

    Рядом со Святыми вратами разместился больничный корпус, возведенный в XIX веке.

    Если идти дальше, в сторону главного собора Феодоровского монастыря, то слева будет небольшая одноэтажная церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм.

    Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» и святых мучеников Адриана и Наталии была построена на средства Петра I и его сестры Натальи Алексеевны в 1710 году. Снаружи церковь кажется очень небольшой, но это впечатление обманчиво — когда попадаешь внутрь, понимаешь насколько она широкая.

    Конечно же, главным памятником Феодоровского монастыря является Собор Феодора Стратилата, построенный в 1557 году в честь рождения сына Ивана Грозного — царевича Феодора, считается, что это старейшее здание монастыря.

    В 2013 году в нем велись масштабные реставрационные работы, и попасть внутрь можно было только в определенное время.

    Несмотря на то, что территория Феодоровского монастыря очень компактная, здесь разместилась еще одна небольшая церковь — Казанской иконы Божией Матери, построенная при монастырской больнице в 1713-1714 годах также на средства царевны Натальи Алексеевны.

    На территории монастыря много зданий, возведенных в разные века, но особенно наше внимание привлекли старые и новые кельи, реставрация которых еще только начинается.

    Кстати, работы по восстановлению монастыря идут полным ходом и спустя пару лет, его будет не узнать.

    Феодоровский женский монастырь не такой роскошный, как, например, Никитский, но довольно уютный и спокойный, здесь нет большого количества автобусов с туристами, а служащие храмов очень дружелюбны и приветливы. Возможно, именно поэтому эта обитель понравилась больше других переславских монастырей.

    Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru.

    Феодоровский монастырь на карте

    Поделиться «Феодоровский женский монастырь в Переславле»

    Феодоровский женский монастырь в Переславле-Залесском

    Фео́доровский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви в Переславле-Залесском (ныне Ярославская и Ростовская епархия). В обиходе обычно именуется Фёдоровским. Полное название по светским источникам — Переславский монастырь святого великомученика Феодора Стратилата.

    До 1918 года имел официальный (государственный) статус второклассной общежительной женской (с 1667 года) обители Владимирской епархии (тогда в границах Владимирской губернии).

    История до революции 1917 года

    Монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича; отмечает место победы русских над русскими, — трагического момента в истории России. Победа москвичей случилась 8 июня в день Фёдора Стратилата. Здесь был убит знаменитый боярин Акинф, родоначальник бояр Челядниных.

    По рождению сына Фёдора в 1557 году царь Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

    До 1667 года был мужским.

    Известны имена 31 игумена и 27 игумений монастыря.

    В конце XIX века была основана Алексеевская пустынь, приписанная к монастырю.

    К 1916 году число насельниц обители достигло 500 человек; монастырю принадлежали три пу́стыни, 4 церковноприходские школы.

    История после 1918 года

    До закрытия монастыря в 1923 году пастырское попечение над монашествующими и богомольцами осуществлял священник Николай Викторович Дунаев (расстрелян 27 ноября 1937 года).

    В июне 1923 года монашеская община, существовавшая с 1918 года в форме сельскохозяйственной артели, была ликвидирована.

    На территории размещались детская колония, дом престарелых, рабочие и служащие. Затем на длительный срок Фёдоровский монастырь передали военному ведомству. В странноприимном доме размещалась контора строительного треста.

    Реставрация строений бывшего монастыря началась в 1967 году.

    В 1998 году храмы и здания монастыря были переданы Никольскому женскому монастырю.

    19 апреля 1998 года, в первый день Пасхи, во Введенской церкви была совершена первая литургия; богослужения совершались весь тёплый период года.

    26 августа 1999 года указом № 89 архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) служащим священником обители был назначен священник Александр Алексеев.

    12 сентября 1999 года на праздник святого благоверного князя Александра Невского, после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная Литургия.

    Осенью 1999 г. была устроена котельная в 2-этажном келейном корпусе «у северной стены», в котором были размещены сёстры. В деревянном Доме паломника выстроены печи.

    23 декабря 1999 года указом архиепископа Михея № 121 монастырь стал считаться приписным к Никольскому женскому монастырю; настоятельницей назначена игумения Евстолия (Афонина).

    25 декабря 1999 года архиепископ Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви.

    В 2000 году установлена автономная электростанция, заменена вся энергосистема.

    Современное состояние

    Настоятельница, синодально назначенная по прошению Ярославского архиепископа Кириллла (Наконечного) 6 октября 2006 года — Варвара (Чекоткова).

    21 февраля 2011 года настоятельница монахиня Варвара (Чекоткова) была возведена в сан игумении.

    В монастыре — 20 сестёр, согласно сведениям на сайте монастыря.

    Для паломников проводятся экскурсии, кроме того действует небольшая трапезная, с монастырской выпечкой и квасом. По вопросам послушания можно обращаться по телефонам монастыря.

    Россия, Ярославская область, город Переславль-Залесский, Московская улица, дом 85.

Ссылка на основную публикацию