Женский Святодуховский монастырь в Путивле

Женский Святодуховский монастырь в Путивле

Старинный город Путивль, известный с конца первого тысячелетия, охраняется силой Божьей в лице 24 церквей и 4 монастырей.

Женский Святодуховский монастырь привлекает туристов и паломников всего мира не столько изяществом и красотой внутреннего убранства, сколько чудотворными иконами, которыми увешаны стены обители. Монастырь легко узнаваем цветом своих пяти куполов Свято-Преображенского собора, именно в зеленый цвет покрывают главы храмов, построенных в честь Духа Святого.

Исторические сведения о девичьем монастыре

Женский монастырь в Путивле известен с конца XV века, времени бурных исторических событий, бунтов, войн и расцвета. Духов женская обитель по архитектуре перекликается с Молченским монастырем, где преобладают истинно русские мотивы. В центре Святодуховской обители располагается Преображенский храм и Крестовоздвиженская церковь-колокольня.

По приказу царя Петра І в начале XVIII века в женскую обитель была сослана его сестра Софья, зачинщица бунта стрельцов, в это время здесь уже преобладали каменные строения.

Другие храмы в Путивле:

Царь уделял строительству обители, выполняющей еще и роль крепости, особое внимание. Им было подарено удивительной работы серебряное паникадило, сохранившееся до настоящего времени. Ветвистые канделябры и голуби на них являются символами вечной жизни и схождения Духа Святого.

Путивльская женская обитель до 1917 года обладала уникальным золотым крестом, оставленным монастырю царевной Софьей. В восьмиконечном кресте хранились 32 частички мощей святых, что было особой редкостью в то время. Уникальная святыня была привезена греками в дар царю Алексею Михайловичу.

Путешествуя по кельям, которым более 500 лет, можно ощутить аскетизм жизни монахинь того времени. В 2006 году в Святодуховской обители Путивля началась реставрация.

Современные ценности женской обители в Путивле

Удивительного декора иконостас сделан в русско-украинском стиле. Уникальность этого иконостаса в его возрасте, ибо он сохранен с XVII века.

Около пяти чудотворных икон постоянно находятся паломники, приезжающие в Духов девичий монастырь со своими проблемами. Украшением храма является икона Преображения Господня, по предположению археологов она была написана поверх лика Святого Духа. Все святые лики, особенно икона Пресвятой Троицы, срочно нуждаются в реставрации.

Попасть на территорию комплекса довольно непросто, но полюбоваться куполами и внешним видом можно по адресу: ул. Соборная (К. Маркса) 45, Путивль, Сумская область, Украина.

Важно! Женский Святодуховский монастырь в Путивле является памятником православия и архитектурной драгоценностью, хранящей исторические ценности и уникальные иконы на протяжении более 500 лет.

Путивль. Свято-Духов монастырь.

История монастыря сложна и запутана, начало ее теряется в глубине веков. Первоначально это был девичий Святодухов монастырь, впервые упоминаемый в документах под 1595 г. В 1617 г. здесь начали возводить каменный собор. Строительство шло долго, продолжавшееся до конца столетия. Наконец, потеряв всякое терпение, игуменья Анисья в 1697 г. пожаловалась на строителей самому Петру Первому, который не только дал необходимые распоряжения, но и назвал поименно виновников: «Стольнику и воеводе Степану Тимофеевичу Клокачеву в Путивль. В прошлых годах Духов девич монастырь и церковь Божия начаты постройкой по нашему государственному указу и на нашу государеву казну. Что первые строители монастыря Левоний Липеванов, Никифор Яцын да Иван Дашков строили монастырь лет с десять и больши, а после них строителями были путивльские дворяне, переменявшиеся ежегодно. И эти строители продолжали постройку лет семьдесят и больши. Между тем ныне, когда достраивается тот монастырь и ограда, нет у каменного дела. ни строителей, ни досмотрщиков, ни единого человека». С горем пополам к 1707 г. все строительные работы в монастыре были наконец завершены. Возник ансамбль, состоящий из ныне сохранившихся зданий. В 1770 году монастырь упразднили, а его постройки передали под городской Спасский собор.

В центре монастыря, за каменной оградой с монументальными воротами, высится белоснежный Спасо-Преображенский собор, увенчанный пятью луковичными главками. Такой тип храма очень характерен для московской архитектуры 17 века. Высотный четырехгранный объем контрастирует с приземистыми папертью, галереей, апсидами, приделом, окружающими его со всех сторон. Несмотря на монументальные размеры постройки, она очень изящна, в духе архитектуры петровского времени. Стены главного высотного объема расчленены узкими полуколонками, окна размещены в два яруса, обрамлены наличниками тончайшей скульптурной работы. Интерьер собора поражает размахом и высотой внутреннего пространства, щедро освещенного многочисленными окнами. Это контрастирует с низенькими затемненными галереями и приделами, окружающими центральный объем и соединяющимися с ним посредством широких арок. Стены внутри побелены, и на этом фоне фантастически красивым, сказочным ковром выглядит пятиярусный иконостас, поднимающийся до самых сводов перекрытия. По композиции он принадлежит к типу русских иконостасов 17 века: горизонтальные карнизы и вертикальные резные позолоченные колонки на темно-красном фоне образуют прямоуголную сетку, в которой размещаются иконы. Мастера внесли в композицию иконостаса некоторые местные черты: царские врата имеют характерный украинский проем со срезанными наискось верхними углами. Виноградная лоза, вьющаяся на колонках и обрамляющая иконы, типична для искусства украинского барокко. В 1907 году иконостас отреставрировали и заново позолотили под наблюдением Императорской Археологической комиссии. На сегодняшний день на Левобережной Украине вообще не сохранилось иконостасов 17 века, и путивльский является уникальным хотя бы потому, что он единственный.

В центре собора на длинной железной цепи висит серебряная люстра, изготовленная в Нюрнберге и подаренная собору Петром Первым. Она имеет явно барочный характер. Его подчеркивает и изысканный рисунок кронштейнов. Нижний шар украшен прорезным орнаментом, очень напоминающим декор украинских ювелирных изделий 17 века. Это дало исследователям основание предположить, что в Нюрнберг предварительно направили «абрис», то есть чертеж люстры, выполненный кем-то из украинских мастеров. Южнее собора расположена надвратная Крестовоздвиженская церковь-колокольня. Это сооружение, ассиметрическое по композиции, построено в 1697-1707 гг. в качестве надвратной церкви Святодухова монастыря. Подобно всем надвратным церквям, она двухъярусная: над западным притвором в качестве надстройки третьего яруса возвышается мощный восьмерик колокольни, увенчанный пологим шатром и небольшой главкой. Двухэтажная пристройка с запада, зрительно уравновешивающая ассиметричность композиции, возведена в 1764 году.

Для этого памятника архитектуры характерны простота, величие и эпическая мощь форм. Лаконичная и даже грубоватая архитектура церкви-колокольни находится в разительном контрасте с изысканностью собора. Но если собор статичен в своем совершенстве, то надвратная церковь обладает сильной динамикой: архитектурные массы нарастают от низенькой апсиды через центральный объем с высокой кровлей и декоративной главкой к восьмерику колокольни. Последняя, кроме чисто культовых функций, первоначально, по-видимому, имела и оборонное значение, о чем свидетельствуют бойницы в основании восьмерика. С этим зданием связана интересная страница истории Путивля. Согласно преданию, после второго стрелецкого бунта Петр Первый сослал царевну Софью в Путивль, заточив ее в девичий Святодухов монастырь. Ее поселили на первом этаже надвратной церкви в келье справа от ворот. По приказу Петра она пребывала «под крепким караулом», но этого ему показалось мало, и в Голландии по монаршему заказу были изготовлены часы-куранты, которые громким однообразным боем отбивали каждую минуту. По приказу Петра их установили под окнами кельи царевны Софьи с тем, чтобы она ни на минуту не забывала о «любезном братце». Однако вскоре Петр понял, что содержать Софью в Путивле небезопасно, так как она могла стать «знаменем» для путивльских стрелецких полков, всегда недовольных и склонных к бунтам. Поэтому царевну из Путивля убрали, а куранты после многих перипетий попали в 19 веке в Молчанский монастырь, где, по свидетельствам современников, ежеминутным боем очень нервировали и хозяев, и гостей, пока их, наконец, не сломали.

Из книги-фотопутеводителя: Вечерский В.В., Луговской А.В. Путивль. Изд-во «Мистецство», г. Киев, 1992 г.

Путивль. Город плачущей Ярославны

Путивль встречает гостей непонятно широким бульваром и банальными одноэтажками. Неужели это и есть тот знаменитый Путивль-град, в котором так горько плакала Ярославна? Неизвестно вернулся к ней князь Игорь с половецкого плена, но в современный Путивль он наверняка не вернулся бы, князю просто не было бы где остановиться, ведь здесь просто нет гостиницы (2008 г.). В городе с огромным количеством уникальных памятников истории и культуры (Украины и России).

Я рославна — головний символ Путивля

Памятником № 1 в Путивле является Молчанский монастырь. Его основали выходцы из Софрониевськой пустыни (известного монастыря расположенного недалеко от Путивля) в 1591 году. Сначала это была мощная крепость (от нее сейчас сохранились лишь остатки стен и несколько перестроенных башен). В начале 17 века здесь размещалась резиденция Лжедмитрия ІІ. Этот известный в истории персонаж, который некоторое время был царем Московского государства, до восшествия на трон некоторое время жил в одной из башен Моочанского монастыря. Сейчас эта башня перестроена в монастырскую колокольню.

Сначала культовые монастырские сооружения были деревянными. Строительство первых каменных церквей относится к началу 17 века. Именно тогда был построен главный храм обители — собор Рождества Богородицы.

Г оловна пам’ятка Путивля — Мовчанський монастир (1591 р.)

С начала 17 века Путивль находился в составе Московского государства (граница между Московией и Польшей проходила по реке Сейм). Молчанский монастырь в те времена был важным для юга Московии форпостом, ведь стоял на татарском пути. Здесь был большой склад пороха и арсенал. Лишь в 19 веке обитель превратилась в исключительно культовый объект.

Монастырь является большим культовым комплексом. Некоторые из его зданий находятся в плохом (даже плачевном) состоянии, но большинство сохранились очень неплохо. Сейчас идет реставрация обители.

Молчанский монастырь расположен на высоком холме над долиной реки Сейм. Отсюда открываются прекрасные виды. На другом холме над долиной расположено городище летописного Путивль-града. Рядом с ним стоят живописные руины древней хозяйственной постройки с водонапорной башней (кон. 19 — нач .. 20 в.). В рамках городища, в парке, возвышается памятник Ярославне. Той самой о которой писали:

В Путивлі-граді, вранці-рано,

Співає плаче Ярославна.

Як та зозуленька кує,

Словами жалю додає.

Тарас Шевченко «Плач Ярославны» (отрывок)

Установили памятник в 80-е годы прошлого века. Это один из главных символов города. За относительно короткую историю он уже успел обрасти легендами. Одна из них гласит: «Если молодым коснуться Ярославны — брак будет долгим и крепким».

В одонапірна башта (ХІХ ст.)

Т оргові ряди (ХІХ ст.)

Письменные источники впервые упоминают Путивль под 1146 годом. Хотя на одном из домов в центре города мы заметили табличку, которая указывает на то, что Путивлю 989 лет (согласно ей город должны были основать в первой половине 11 века). Какой информацией пользовались авторы таблички — нам не известно. Хотя мы знаем, что некоторые историки предполагает что Путивль основал князь Владимир в 988 году (тогда снова выходит математическая ошибка, вот посчитайте).

В 1239 году летописный Путивль-град разрушили монголо-татары. После того город восстанавливался очень длительное время. С 16 века (с перерывами) Путивль находился в составе Московского государства. В 19 веке город стал значительным центром торговли. С тех времен здесь сохранился значительный памятник торговой архитектуры — Торговые ряды.

В Путивле есть еще один монастырь — Святодуховский. Это оригинальный культовый комплекс, состоящий из Спасо-Преображенского собора, возведенного в 1617 году, и надвратной церкви-колокольни (1697-1707 гг.) В свое время это был девичий монастырь. В конце 17 века в одной из его келий держали заключенную после стрелецкого бунта московскую царевну Софью.

С вятодухівський монастир (1617 р.)

Здания Святодуховского монастыря, как и здания Молчанской обители построенны в традиционных для России архитектурных формах. Но есть в Путивле здание, которое можно считать шедевром украинской архитектуры, в частности украинского барокко. Это церковь Николы Казацкого, построенная в 1737 году на средства жителей города. Интересно что возвели казацкую церковь в украинских архитектурных формах в тот период, когда Путивль был фактически русским городом. Хотя значительную часть населения в городе составляли украинские казаки.

Церковь Николая Казацкого является одним из главных памятников украинского барокко в пределах Восточной Украины. Местные жители очень почитают этот храм. Говорят что его открывали для богослужений даже в советские времена.

Ц ерква Миколи Козацького (1737 р.)

Еще одной интересной Путивльском достопримечательностью следует считать дом ремесленного училища, построенный в 1886 году на средства богатого городского жителя Маклакова. Сейчас в этом красивом модерновом здании разместился один из корпусов сельскохозяйственного техникума.

Вообще Путивль нравится туристам: и масса памятников архитектуры, исторические памятники, интересная живописная природа (особенно долина реки Сейм). Но почему же столь бедной является туристическая инфраструктура города? Нет даже гостиницы.

Текст Романа Маленкова, фото Олега Годыны

Женский Святодуховский монастырь в Путивле

Описание Молчанского Печерского Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь в г. Путивль

Адрес: Сумская обл. Путивльский р-н, г.Путивль, ул.Сеймская 1/1. Индекс 41500.

Телефон: (05442)9-17-99; (095)141-39-59; (097)273-07-23.

В конце XVI века в Путивле на месте древнерусского деревянного острога была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной. Относительно невысоки стены имели три яруса бойниц. Французский путешественник Жак Маржерет, побыв в Путивле, писал: «В России замки и крепости деревянные, исключая Москвы, Смоленска, Иван-Города, Тулы, Казани, Астрахани и Путивля. »

Зная о надежности путивльской крепости, здесь, как известно, в 1592 году обосновались монахи загородной Молченской пустыни (ныне Софрониевский монастырь). Они возвели посреди крепостного двора каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, а вскоре прибрали к рукам всю крепость, превратив ее в монастырь. В случае нападения неприятеля монахи были обязаны защищать монастырь-крепость.

История Молченского монастыря тесно связана с таким известным периодом в отечественной истории как «смутное время».

В 1598 году после кончины царя Федора Ивановича прекратилась династия Рюриковичей; на престол взошел Борис Годунов. В народе ходили упорные слухи, будто бы законного наследника — царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного) — в 1591 году убили в Угличе по приказу Годунова.

Воспользовавшись острой политической ситуацией, монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев бежал в Польшу, где стал выдавать себя за царевича Дмитрия, якобы чудесно спасшегося от расправы. Польские феодалы решили использовать «Лжедмитрия» в своих целях. Они снарядили большое войско для похода на Москву, надеясь присоединить к своим владениям русские и украинские земли. В частности, Путивльские земли самозванец обещал отдать своему покровителю и тестю — сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку.

В битве под Добрыничами (1604 г.) войско Бориса Годунова нанесло поражение Лжедмитрию, и тот вынужден был отойти к Путивлю и укрепиться там. Путивль и многие города Северской земли перешли на сторону самозванца. Причину такого успеха «расстриги» историк Н.М.Кармазин объясняет тем, что здесь еще «жил старый дух литовский. Там было скопище злодеев, беглецов, слуг опалых, они естественно, ожидали мятежа, как счастья». Эта мысль подтверждается и высказыванием голландского купца Исаака Массы, который называл Путивль «главой и зачинщиком всех мятежных городов».

Резиденцией Лжедмитрия в Путивле стала каменная крепость, а точнее — собор Рождества Пресвятой Богородицы Молченского монастыря. Комната самозванца, «потаенная восьмигранная палата», располагалась в верхнем ярусе главной башни собора.

Четыре месяца, находясь в Молченском монастыре, он рассылал «прелестные письма», в которых извещал народ о своем «чудесном спасении» и призывал на борьбу с Борисом Годуновым.

Собрав в Путивле и его окрестностях новое войско (40 тысяч человек), самозванец в 1605 году двинулся на Москву. В это время неожиданно скончался царь Борис Годунов, и Лжедмитрию легко удалось занять московский престол. Однако, поцарствовав всего лишь около года, самозванец был убит.

В «смутное время», между 1606 и 1612 годами, Молченский монастырь неоднократно горел, отстраивался и был заново освящен в 1630 году. На рубеже XVII-XVIII веков его сильно реконструировали. Сооружение приобрело черты украинского барокко.

В конце XVII века, потеряв значение порубежной крепости, Путивль пришел в упадок. Если раньше, по словам того же Лжедмитрия I: «здесь кипел мед и молоко, вели торг самые знатные купцы — гречане золотом, серебром, узорочными каменьями и дорогими локотными товарами», то теперь город-крепость превращался в захолустный, провинциальный уездный городок.

Вместе с городом приходил в упадок и Молченский монастырь. В период царствования Екатерины II, он лишился своих вотчин, земель и крестьян. И был переведен в статус «монастыря 3-го класса». Это давало право содержать в монастыре лишь небольшой штат: игумен и 12 монашествующих. Размеренная, богоугодная жизнь монастыря была прервана «новой смутой», которая обрушилась на всех в 1917 году. Так называемый «октябрьский переворот» перевернул все, разрушил пержние устои.

В начале 20-х годов ХХ века, в результате варварской антирелигиозной кампании, монастырь был разорен и разграблен. А после умышленного поджога был упразднен и повергнут в забвение на долгие годы. В конце 40-х о нем, правда, вспомнили и, разрушив великолепный храм Иоанна Предтечи, переоборудовали его в ремесленное училище. В 50-е годы в монастыре разместился завод радиодеталей военно-промышленного комплекса. И в бывших храмах зароботали мощные пресса, разрушая древние стены. Все вокруг загадили ртутью.

Менялись люди и названия, но намоленные стены продолжали жить своей жизнью. Об этом говорили кресты на соборном храме, которые так и не осмелились снять.

Надежда на спасение появилась в 1987 году, когда Молченский монастырь (вернее его остатки) стал одним из ключевых объектов Путивльского историко-культурного заповедника. И, наконец, в 1992 году после семи десятилетий уничтожения, монастырь был возвращен в лоно церкви. Здесь, как и многие века назад, разместился мужской общежительный монастырь.

С 1997 гола по решению Синода Украинской Православной церкви был изменен статус монастыря, он стал женским. С этого момента и начала возрождаться святая обитель. С Божьей помощью, с помощью неравнодушных людей, прихожан обители и силами самих монашествующих ведется реставрация древнего монастыря, этого уникального памятника архитектуры 17 ст.

Паломнические поездки к Молчанскому Печерскому Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь в г. Путивль

Каталог достопримечательностей Vide Novum

Молчанский монастырь

N 51.326254 E 33.874751

Адрес: ул. Сеймская, 1

Подобные достопримечательности

Краткая информация

Монастырь возник в конце XVI в. на территории Путивльской крепости. Его основали монахи разоренной крымскими татарами и поляками Молчанской-Софрониевой пустыни, находящейся неподалеку от Путивля.

Название Молчанский этот монастырь получил от Молчанский иконы Пресвятой Богородицы, появившейся, по преданию, на болоте Молчим 18 сентября 1405 года.

На протяжении XVI-XVII веков это был монастырь-крепость. Каменные монастырские стены защищали от врагов не только монахов, но и жителей Путивля. От тех времен сохранились угловая круглая Татарская башня, Надвратная башня, перестроенная под колокольню и небольшой фрагмент защитной стены.

Еще одна страница истории Молчанского монастыря связана с Лжедмитрием I. Именно здесь в 1605 г. остановился Григорий Отрепьев (беглый монах Чудова монастыря) под именем царевича Димитрия, сына Ивана Грозного. Из Молчанского монастыря он рассылал по Руси письма, в которых рассказывал о своем «чудесном спасении».

На рубеже XVII — XVIII веков Молчанский монастырь потерял свое военно-стратегическое значение.

С приходом советской власти Молчанский монастырь был обречен на запустение. В 1949 г. здесь размещалось ремесленное училище. Большой вред нанесла монастырю развернутая в послевоенные годы производственно-хозяйственная деятельность. В 60-е годы ХХ в. монастырские сооружения использовались как складские помещения и как производственные цеха ПО «Сейм».

В 1987 г. монастырь стал одним из ключевых объектов Государственного историко-культурного заповедника в г. Путивле.

И только в 1992 г. Молчанский монастырь был возвращен церкви. Медленно, но все же началось восстановление обители. По решению Синода УПЦ (МП) был изменен статус монастыря — с этого времени он зарегистрирован как женский.

Бесспорно, это один из самых красивых монастырей на Левобережной Украине. Все увиденное здесь можно охарактеризовать одним словом – гармония.

И цветы. Их много, они везде. Весь монастырь буквально утопает в цветах. Есть тут и своя «тихая поляна с лебедями». Раньше я не представлял себе, что это такое, а в Молчанском монастыре наконец-то ее увидел.

Дата посещения: сентябрь 2011 г

Аня и Вика

Нам все очень понравилось. Здесь очень много замечательных людей. Особенно нам понравилась благочинная матушка Иоанна. Очень много цветов в которые вложено много труда.

Дата посещения: август 2015 г.

Аня и Вика Кириленко

Были на осенних каникулах все очень понравилось. Нам очень повезло мы попали как раз на день рожденья матушки Феодосии. Хотим приехать на зимних каникулах.

Дата посещения: октябрь 2015 г.

Очень люблю бывать в монастыре,красота не описуемая,приятная атмосфера.Божьего благословения Вам,спасибо за Ваши труды.

Дата посещения: июль 2016 г.

Очень люблю это место. Красота и аура в монастыре не описуема. Спасибо всем сестрам и матушке Феодосии за такую божественную благодать.

Дата посещения: январь 2017 г.

Добавьте свой отзыв

Ваш отзыв отправлен модератору сайта и будет опубликован в самое ближайшее время. Добавляйте свои отзывы и по другим достопримечательностям; мнение посетителей полезнее любой информации из путеводителя. Спасибо за участие в проекте!


Софрониевский монастырь в Путивле

Софрониевский монастырь в Путивле

Софрониевский монастырь (Софрониево-Молчанская Рождества Пресвятой Богородицы Печерская мужская пустынь) — один из самых древних и известных монастырей православного мира. В течение длительного времени он играл не абы какую роль в духовной жизни Украины и России.

Монастырь расположен вблизи с. Новая Слобода Путивльского района Сумской области, в 23 км от Путивля. Гора, на которой находится обитель, в ХV в. стала называется странным, что в переводе с древнерусского языка означает «хорошая», «отличная». На северо-западе находилось болото молчу (ныне частично осушенный). От него и происходит название двух монастырей на ПУТИВЛЬЩИНЕ.

Возникновение обители связано с эпохой великого Киевского князя Владимира. По летописным источникам в XI в. из далекой Греции до наших краев прибыли монахи-иноки вместе с митрополитом Михаилом. По другому преданию, после разорения Киева монголо-татарами в 1240 г. два монаха Киево-Печерской Лавры, придя на чудном гору, обнаружили на «старом Монастырище» заброшенную пещеру, обновили ее и жили в ней. Первые письменные сведения о Молчанской пустыни относят к XIV в., а именно ко времени правления великого литовского князя Ольгерда.

Переломным моментом в истории монастыря стал 1405 год — официальное его основание. Предание сообщает , что 18 сентября бортник ( человек, занимающийся сбором меда) увидел на Чудной горе икону Божьей Матери со Спасителем на руках. Он поклонился иконе , и было слышно голос к нему : «Да воздвигнется на этом месте церковь Пресвятой Богородицы ! » О появлении иконы на Чудной горе стало известно путивльским властям и местном духовенству. Об этом было сообщено также великому московскому князю Василию Дмитриевичу и митрополиту всея Руси Киприану . Вскоре на месте появления иконы была сооружена небольшая часовня , а через некоторое время — деревянная церковь .

В 1592 г. крымские татары опустошили монастырь на Чудной горе. А в 1605 Молчанская пустынь была вновь разорена войском самозванца Лжедмитрия I. Монахи решили перебраться в Путивль, в каменную крепость, где перед тем находилось городское подворье монастыря. Вместе со всеми монастырскими вещами и ценностями в город была перенесена икона Мовчанской Богородицы.

Для пустыни наступили не лучшие времена, она была отменена , но не надолго. Уже в 1653 г. была издана грамота царя Алексея Михайловича, в которой содержалось повеление восстановить службу в обители. Новое возрождение пустыне происходит настоятеля Софрония, который управлял монастырем в 1656-1692 гг Заслуги Софрония в возрождении монастыря были настолько весомы, что саму обитель стали называть его именем, и слава о ней шла по всей Руси. Даже яблоки к к царскому столу поставлялись из сада Софрониевой пустыни. Преемники Софрония продолжили его доброе дело. И к вершине своего расцвета монастырь был приведен архимандритом Феодосием, который правил монастырем в 1779-1802 гг

Паломники, посещавшие Софронтьевский монастырь в XIX — нач. XX в., Могли видеть здесь великолепный архитектурный ансамбль из 48 зданий. Среди сооружений стоит отметить собор Рождества Богородицы ( 1630 ) , двухэтажное церковь Благовещения (нижний этаж) и Успения ( верхний этаж ) Пресвятой Богородицы с высокой пятиярусной колокольней, надвратная Покровская церковь и т.п. Будят воображение воспоминания о водопроводе, фонтаны, роскошные цветники. В начале XX в. в Софрониева пустыне и скиту при ней насчитывалось около 300 насельников, среди них было 108 монахов.

Начало разрушения древней пустыне положил революционный 1917 год, а в 1921 году монастырь закрыли. В его помещениях сначала разместили приют для детей с голодающего Поволжья, где по воспоминаниям старожилов находились больница, школа, хранилища, позже — лагерь НКВД для польских военнопленных. В 1942 году на территории монастыря действовал партизанский штаб под руководством С. А. Ковпака. А в послевоенные годы монастырские сооружения безжалостно разбирались на строительство различных хозяйственных сооружений в окружающих колхозах или разрушались. От прекрасного архитектурного ансамбля остались лишь полуразрушенные надвратная Покровская церковь (XVIII в.) Трапезная (XVII в.), Ризница (XVII в.), Больничный корпус с церковью Ильи Пророка (1911 г.), часть стены с южной Святыми вратами .

Особо следует отметить комплекс подземных пещер монастыря. Пещеры расположены в три яруса под землей. Есть здесь также подземные кельи, а также подземная пещерная церковь в честь Рождества Христова. Древнейшие из пещер датируются XIII веком. Сейчас большинство пещерных ходов и помещений завалены, расчищено только 72 метра. Но и то, что можно посмотреть, производит неповторимое впечатление.

С 1999 г. монастырь начал возрождаться. 1 сентября этого года настоятелем отцом Германом была отправлена ​​первая за 77 лет служба. Кроме ризницы, все перечисленные сооружения отреставрированы. Планируется восстановление соборного храма и других монастырских сооружений.

С 2009 года монастырь возглавляет архимандрит Николай (Полищук). Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 апреля 2009 к лику святых были занесены подвижники благочестия XVII -XIX вв. монах Софроний (Батоврин), иеромонах Серапион, архимандрит Феодосий (Маслов), послушник Сергей Тихонов.

Привлекают внимание паломников и туристов два вековые дубы, растущие у стен монастыря. Они ботанические памятники местного значения. Завораживает также величественная красота природы окрестных мест: Чудная гора, на которой расположен монастырь, и необозримые дали, открывающиеся с ее вершины.

Святодуховский монастырь

культовое сооружение, 1617-1754

Гостиницы рядом с достопримечательностью «Святодуховский монастырь»:

Мы подобрали гостиницы и другие объекты размещения которые находятся ближе всего к месту: «Святодуховский монастырь». Больше отелей вы сможете найти кликнув на карту «Отели поблизости».

Chervona Ruta

Featuring free WiFi and a sun terrace, Chervona Ruta offers pet-friendly accommodation in Chervonaya Sloboda. Guests can enjoy the on-site restaurant. Every room has a flat-screen TV. A terrace or balcony are featured in certain rooms. .

Apartment Horkoho 7A

Эти апартаменты расположены в городе Шостка. К услугам гостей бесплатный Wi-Fi, балкон и частная парковка на территории. Кухня оснащена духовкой и холодильником. Гостям апартаментов «На Горького, 7А» предоставляются полотенца и постельное белье. .

Apartment Chernihivska 13

Эти апартаменты расположены в городе Шостка. К услугам гостей балкон и бесплатный Wi-Fi на всей территории. Кухня оснащена духовкой и холодильником. Гостям этих апартаментов с собственной кухней предоставляются полотенца и постельное белье. .

Apartment on Lenina 49

Апартаменты «На Ленина, 49» с собственной кухней расположены в центре города Рыльск. Гости могут воспользоваться бесплатным Wi-Fi. Кухня оборудована микроволновой печью, холодильником, электрическим чайником и стиральной машиной. .

Гостевой дом «Чайка» находится в 10 минутах ходьбы от берега реки Сейм и в 20 минутах ходьбы от центра города Рыльск и парка имени Горького. За 5 минут можно также дойти до Свято-Николаевского монастыря. .

Kak v gostinice

Гостевой дом «Как в отеле» расположен в городе Гадяч. К услугам гостей ресторан и бесплатный Wi-Fi. В каждом номере имеется телевизор и чайник. В окрестностях популярны рыбная ловля и пешеходный туризм. .

Inn Avtozavodskaya

Мини-гостиница «Автозаводская» находится в городе Рыльске. В этом мини-отеле возможно размещение с домашними животными. Также к услугам гостей бесплатный Wi-Fi, принадлежности для барбекю и бесплатная частная парковка. .

Отель «Околица» расположен в селе Косовщина, в 10 минутах езды от города Сума. К услугам гостей 2 ресторана, сауна и летняя терраса, на которой играет живая музыка. Номера гостиницы «Околица» не похожи друг на друга. .

Seven Stars

Мотель Seven Stars расположен в городе Сумы. Возможно размещение с домашними животными. К услугам гостей бесплатный Wi-Fi, принадлежности для барбекю и ресторан. Автомобиль можно бесплатно оставить на частной парковке. .

LedaFlats Ilinskaya

Эти апартаменты с кондиционером и балконом расположены в городе Сумы. Во всех зонах апартаментов работает бесплатный Wi-Fi. В распоряжении гостей кухня с духовкой. Предоставляются полотенца и постельное белье. .

Женский Святодуховский монастырь в Путивле

Почаевские святыни. часть 2. Святодуховский монастырь-скит

Именно с монастыря-скита начинается история Почаева как чудотворного места. Именно здесь начали происходить чудесные деяния, и здесь поселились первые почаевские монахи.

А началось всё холодной осенью бесконечно далёкого 1197 года. Тогда местные охотники впервые увидели здесь образ оленя, который вскоре исчез, оставив за собой огненный след в небо. На следующую весну местный феодал Иоанн Туркул видел на Скит-горе образ Богородицы, стоящей в пламени. Об этом Туркул и рассказал в 1213 году проезжавшему близ его имения афонскому монаху Мефодию. Тот ответил, что знает о необычном происшествии с Иоанном, и велел совершить паломничество в греческие монастыри.

Туркул послушался совета монаха и через 2 года отправился в путь, но по дороге тяжело заболел. Молясь о выздоровлении, наш путешественник пообещал построить храм в случае своего исцеления. Туркул выздоровел, нашёл в Афоне Мефодия и вернулся вместе с ним в свои земли на Скит-гору. Четыре дня был в уединении на горе Мефодий, и все четыре дня он видел образ Богородицы, исходящий из пламени. Из чего сделал вывод, что эти горы всегда будут под заступничеством Божьей Матери.

Так 29 августа 1219 года на Скит-горе был заложен монастырь, который быстро стал почитаемым местными жителями. Многие приходили сюда в гости и оставались здесь до конца жизни. А преподобный Мефодий прожил в монастыре до 137 лет.

На дальнем плане видны купола Почаевской Лавры

Более четырех веков расцветала здесь монашеская обитель, и до середины XVI века монастырь-скит имел первенство над всеми монастырями Волыни и Подолья. Однако беда настигла и его — эпидемия язвы лишила жизни почти всех монахов Скита. Оставшиеся пятеро переселились на соседнюю гору, где вскоре был основан Почаевский монастырь.

В XVII столетии, при Иове Почаевском, монашеская жизнь в Скиту возобновилась, и был построен храм в честь Святой Троицы, отчего Скит получил название Свято-Духовского.

В 1728 году монахами-василианами здесь была возведена новая Троицкая церковь с кельями. Однако, в начале XIX века, когда волынские земли стали принадлежать России, жизнь в Скиту прекратилась, а его новый хозяин граф Чарторыйский вообще разобрал его имущество для своих хозяйских нужд.

В 1900 году по прошению Духовного собора Почаевской Лавры эта гора была выкуплена, и на ней снова был заложен Скит во имя Святого Духа.

17 июня 1950 года в Скиту произошло чудесное исцеление монахини Варвары (в миру Елены Путятиной), 48 лет страдавшей параличом обеих ног. Она приехала из Оренбурга, с трудом передвигаясь на двух костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к копии чудотворного образа Почаевской Божьей Матери, она тотчас смогла встать на свои больные ноги, и когда уезжала из Скита, оставила там и костыли.

Однако в 1959 году атеиствующие коммунисты снова Скит закрывают, в церквях размещают склад, клуб, а на месте престола ставят бильярд. Но Бог всё видит! Секретарь Почаевского райкома КПУ Ичанский, на вопрос, не боится ли он Бога, отвечает, срывая иконы: «Если Бог есть, то пусть он заберет у меня самое дорогое». А вернувшись домой, он узнает, что в инженерно-химической лаборатории Львовского автозавода погибла его юная дочь.

В 1990 году вновь начались богослужения в Свято-Духовском Скиту, возобновилась духовная и хозяйственная жизнь монастыря. Вернулись многие святыни: в церкви Серафима Саровского в шести мощевиках находятся частицы мощей более ста двадцати Угодников Божьих со всего мира, есть уникальная икона на камне, на котором святой молился тысячу дней и ночей.

Привлекает внимание всех прихожан и редкий колодец, глубина которого 107 метров. Пока вода долетает сверху до низа проходит полминуты. А для поднимания воды используются сразу две больших кадки (литров по 30 каждая): пустая кадка, которая опускается в колодец, «помогает» подниматься наверх полной.

Переночевать здесь можно в современной гостинице при Ските, которая называется «Почаевский свит».

Женский монастырь Святоезерская Иверская пустынь в с. Мугреевский Епархиальный женский монастырь

Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в начале XIV в. в пещере, вырытой в холме. На месте колодца, выкопанного старцем, со временем образовалось обширное озеро, получившее в народе название Святое. Еще в 19 веке местность эта, окруженная густыми лесами и болотами, продолжала носить название Филаретовской.

В конце XIV века отшельническая обитель привлекла внимание митрополита Киприана, окончательно утвердившегося на московской кафедре в 1390 г. Киприан поставил здесь первую деревянную церковь Преображения.

Как митрополичье владение пустынь существовала и в первой половине XV века, при преемнике Киприана митрополите Всероссийском Фотии. Пребывание здесь в 1411 г. спасло Фотия от пленения отрядом татарского царевича Талыча. В память об этом чудесном спасении митрополит построил здесь новую деревянную церковь Рождества Богородицы. Вероятно, при Фотии пустынь превратилась в мужской монастырь под наименованием Святоезерского Спасского Сенегского (в полное название монастыря входит второе местное название озера — Сенга-озеро).

Известно, что находящаяся в это время в ведении Суздальской и Юрьевецкой епархии пустынь содержалась на средства князей Пожарских, владевших с 1608 г. расположенным поблизости селом Нижний Ландех. Традиция эта была продолжена и новыми хозяевами села князьями Черкасскими, получившими Нижне-Ландехскую вотчину в 1682 г.

Пожар 1719 г. привел к перестройке церкви Афанасия Афонского с созданием при ней теплой трапезной.

В 1752 г. здесь было всего пять монахов.

15 декабря 1756 г. обе деревянные церкви и отдельно стоящая колокольня сгорели. После пожара уцелела лишь часть братских келий, в одной из которых некоторое время проводили богослужение.

В 1757 г. здесь была поставлена новая деревянная теплая Иверская церковь, после чего началось строительство первого кирпичного храма Афанасия Афонского, затянувшееся из-за недостатка средств на 24 года.

В 1764 г. в связи с общегосударственной политикой секуляризации церковных владений, Святоезерская пустынь была упразднена.

К 1831 г. из двух обветшавших храмов было решено оставить один — Афанасия Афонского, пристроив к нему вместо разобранной деревянной церкви южный Иверский придел, освященный в 1834 г.
Несмотря на отдаленность и бедность, бывшая пустынь продолжала пользоваться особым почитанием окрестных жителей и новых владельцев Нижнего Ландеха князей Щербатовых.

В 1843 г. на средства крестьянина Нижнего Ландеха Н.М. Косарева был построен приют для богомольцев, а в 1854 г. на средства шуйского фабриканта М.С. Посылина создан и передан Владимирской епархии комплекс зданий для размещения богадельни.

4 октября 1860 г. последовал указ Синода об открытии женского общежительного монастыря при церкви бывшей Святоезерской пустыни. При этом предписывалось обязательное восстановление прежней деревянной церкви. Первой настоятельницей нового монастыря была поставлена монахиня Владимирского Успенского монастыря Платонида.

На средства жителя Нижнего Ландеха Фатова была выстроена новая деревянная церковь Преображения.

Вокруг монастыря возвели новую деревянную ограду. В 1869 г. здесь была поставлена еще одна деревянная церковь, Иверская, с полукруглым трехмастным алтарем и приделом Архангела Михаила на хорах.

Вспыхнувший 8 июля 1903 г. пожар уничтожил все деревянные постройки. Восстановление обители началось в 1904 г. со строительства на предполагаемом месте первого храма Преображения пятиглавого Казанского собора, рассчитанного на 750 человек. Строительство было возможно лишь благодаря крупным пожертвованиям от семьи шуйских фабрикантов Терентьевых. Храм был освящен 19 августа 1907 г.

Перед Октябрьской революцией на территории монастыря помимо нового Казанского храма и церкви Афанасия Афонского находилась деревянная церковь Преображения, дом игуменьи, два двухэтажных сестринских корпуса, отдельный хлебный флигель, кельи схимонахинь и деревянная ограда с башнями по углам. За оградой располагались дома для духовенства, гостиница, скотный и конный дворы, мельница и огород. В начале ХХ века здесь жило 17 монахинь и 58 послушниц.

В советское время часть построек и ограда монастыря были уничтожены, а сохранившиеся сооружения приспособлены под склады Мугреевского торфопредприятия.

В 1993 г. была восстановлена община приходского Казанского храма Святоезерской пустыни. В1998 году в поселок Мугреевский для ведения работ по восстановлению монастыря была направлена монахиня Георгия (Диркс). В 2001 году состоялось открытие женского общежительного монастыря Святоезерская Иверская пустынь Священным Синодом. В период до 2011 года монахиня Георгия управляла обителью численностью до 30 сестер.

В настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Силуана (Волкова).

Свято-Духов монастырь: прошлое и настоящее

Новосильский мужской Свято-Духов монастырь относится к числу древнейших православных обителей России. Расположение монастыря на так называемой Литовской дороге («Литовском шляхе»), по которой приходили с Запада на Русь орды захватчиков и грабителей, обусловливало его важное стратегическое значение в прошлом.

Согласно преданию, Свято-Духов монастырь был основан в XII веке учеником священномученика Кукши иеромонахом Авраамием. Имеется ряд косвенных свидетельств, указывающих на ту важную роль, которую в течение веков играл монастырь в духовной жизни и обеспечении обороны юго-западной окраины Московской Руси [1]. Отсутствие прямого документального подтверждения его существовании в средние века объясняется расположением монастыря на пути, по которому на Русь приходили иноземные орды: он, вне всяких сомнений, неоднократно подвергался нападению и разграблению, сопровождавшемуся уничтожением всех архивов. В этом судьба Свято-Духова монастыря не отличалась от судьбы многих других русских обителей. Исследователь Елена Романенко пишет: «Неоднократные вражеские нашествия разоряли обители, враз губя все, что создавалось веками» [2].

Усилиями правителей Русского государства обитель была превращена в хорошо защищенную и вооруженную крепость. Она становится своеобразным узловым координирующим центром, вокруг которого складывается цепь казачьих поселений. К сожалению, связь Новосильского Свято-Духова монастыря с образованием казачьих форпостов, охранявших дальние подступы к столице Руси, раскрыта в исторической литературе недостаточно и требует специальных исследований.

Документально подтвержденная история обители начинается в 1619 году (управление строителя Порфирия). История обители XVII-XIX вв. достаточно развернуто и обоснованно освещается в статье помощника смотрителя Ефремовского духовного училища Егора Русакова «Новосильский Свято-Духов мужской заштатный монастырь», напечатанной в Приложениях к Тульским епархиальным ведомостям за 1870 год, а также в книге настоятеля обители архимандрита Геронтия «Исторический очерк Новосильского Свято-Духова монастыря» (1901 г.).

В судьбе Свято-Духова монастыря «особенно важную эпоху составляет его упразднение в 1764 году и восстановление в 1767 году. Писцовые книги XVII века свидетельствуют о внимании и благоволении к Свято-Духову монастырю государей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, а также Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой княжны Софьи Алексеевны. В это время монастырь обладал весьма серьезными средствами материального содержания, к которым относились: а) 3 вотчины: село Задушное ( 93 двора, 380 человек); село Березовец (48 крестьянских дворов); село Игумново (34 двора, 177 жителей); б) земля: пашенной земли — 600 четвертей (примерно, 128 га) , «дикого поля» — 7271 четвертей (примерно, 3972 га); в) сенные покосы: в с. Задушном – 500 копен ежегодно, в с. Березовце 300 десятин, в с. Игумнове 106 десятин; г) лес: в с. Задушном – 300 десятин, в Березовце — 100 десятин, в Игумнове делился с разными помещиками большой новосильский лес; д) мельница: мельник пользовался третью частью дохода от мельницы, остальные две трети дохода принадлежали монастырю; е) рыбные ловли – от Новосиля до села Бетьково (т.е. примерно на протяжении 9 км.).

Разрушительная политика Петра Первого и его преемников по отношению к Церкви и монастырям приводит к упадку Свято-Духовой обители. Перед закрытием монастыря в 1764 году в нем оставалось всего три монаха: строитель Иосиф и два иеромонаха. За монастырем не имелось уже никаких пашенных и сенных угодий, не говоря о вотчинах. Незадолго до упразднения монастыря строитель умер, а иеромонахи были переведены в Давидову пустынь. Перед закрытием Свято-Духов монастырь находился под управлением митрополитов можайских и крутицких и выполнял роль загородной резиденции архиереев.

Вскоре после упразднения обители 12 новосильских помещиков обратились с прошением в московскую консисторию о восстановлении Свято-Духова монастыря с обязательством обеспечивать «оной монастырь как денежным, так и хлебным подаянием» [3].

На основании прошения помещиков московская консистория ходатайствовала перед Священным Синодом об оставлении Свято-Духова монастыря в числе заштатных монастырей. Ходатайство консистории было уважено Священным Синодом, и 12 сентября 1767 года Новосильский Свято-Духов монастырь был причислен к заштатным монастырям Московской епархии.

После своего восстановления Свято-Духов монастырь находился попеременно под ведением 4 консисторий: московской (1767-1774), воронежской (1774-1788), коломенской (1788-1799) и, по перемещении архиерейской кафедры из Коломны в Тулу, тульской (1799-1918).

Постепенно стены монастыря вновь наполнялись насельниками. Состав монашествующих к концу XVIII столетия восполнился. Особенно положительную роль в этом отношении сыграло присоединение обители к Тульской епархии, в которой монастырей, по замечанию Е. Русакова, было «весьма мало». В середине XIX число братии ежегодно обращалось около 40.

При монастыре были устроены больница для монашествующих и богадельня. При этом, число лиц, живших на содержании монастыря, доходило до 40-50 человек.

Благодетели монастыря, способствовавшие его восстановлению, регулярно вносили в казну обители денежные средства, помогали хлебом, маслом, другими продуктами. Однако наследники вкладчиков уже не так исправно выполняли их обязательства перед Синодом.

С конца XVIII века, когда при Павле I государственная политика в отношении Церкви была значительно смягчена, Свято-Духов монастырь стал получать ежегодно из казны так называемую «милостивую сумму» в размере 300 рублей. В 1798 году был издан именной высочайший указ о награждении монастырей штатных и заштатных землею. Казенная палата отводит во владение Свято-Духова монастыря землю, рыбные ловли, мельницу, лес (хотя уже не в тех объемах и не на тех выгодных условиях, которые имели место в XVII в.). Все это становится одним из источников доходов монастыря. Однако доходы эти были весьма ограничены, и средств для содержания большого количества людей, находящихся на иждивении обители, постоянно не хватало.

На территории монастыря было возведено три церкви, богато оснащенные и украшенные: Троицкий собор, церковь во имя святителя Николая-чудотворца, церковь во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя. Безусловно, разнообразие и богатство церковной утвари, само строительство церквей не могли быть обеспечены только за счет весьма небольших ежегодных доходов монастыря, которые он имел в течение XVIII и XIX века. Роскошь убранства обители, о которой пишут и Русаков, и Геронтий, были бы невозможны без большой и постоянной помощи жертвователей из числа представителей самых знатных, состоятельных и влиятельных родов России, в их числе: князья Голицыны, Долгорукие, Хилковы, Шуйские, Васильчиковы, Воротынские; бояре Бордуковы, Саймоновы, Орлинские, Тимирязевы, Казаковы и др.

В церквях монастыря имелось немало древних ценных икон. Особым почитанием пользовался чудотворный образ Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, («Николы Доброго»). Эта икона, начиная с 70-х годов XVIII века, принимала участие в больших и малых крестных ходах. Самым продолжительным был ход от Троицына дня до сентябрьских праздников, завершающих церковный год, когда «жители села всех возрастов приходят в монастырь в полном праздничном наряде и, взявши св. икону, несут ее пешком иногда верст 40-50» [3].

Высокий уровень духовной жизни в Новосильском монастыре, его старцы и древние святыни привлекали множество паломников со всех концов России. Свято-Духов монастырь в начале XX века представлял собой одну из самых известных и почитаемых обителей России, отличаясь выдающейся красотой и благолепием.

Настоящий гимн монастырю мы находим в книге архимандрита Геронтия:

«В общем вид Новосильского Свято-Духова монастыря довольно красив и напоминает собой древние наши скромные иноческие обители не по внешнему только своему положению, но и по внутреннему складу жизни духовной. Увенчанные крестами купола каменных храмов его, высясь над роскошной зеленью разнородных деревьев, густо наполняющих внутренний двор монастыря, обнесенный каменной оградой; издали возбуждают в путнике благоговение…» [5].

Ссылка на основную публикацию