Женское священство в православии

Женское священство угроза православию

«На Великом Соборе Православной Церкви нужно решить, допустимо ли рукоположение женщин в сан священника», — заявил митрополит Претории и Иоганнесбурга Серафим (Александрийская Патриархия).

Дискуссия о допустимости женского священства, давно принятого во многих протестантских деноминациях, началась в Элладской Церкви после того, как семь девушек подали документы на поступление в церковную гимназию на севере Греции. Лазейку для этого демонстративного шага создал циркуляр Министерства образования страны, требующий создать равные условия для абитуриентов обоего пола. Святейший Синод резко отреагировал на это решение, и Министерство от своих требований отказалось.

Но митрополит Серафим заявил, что настало время Православной Церкви вынести решение о женском священстве, и предложил сделать это на Великом Соборе Православной Церкви. «Существуют ли богословские причины, препятствующие допущению женщин к сану священника? До созыва Собора нам нужен диалог по существу этого вопроса, чтобы Собор вынес окончательное решение», — сказал он.

В Александрийской Патриархии подчеркнули, что владыка Серафим высказал свою личную точку зрения, которую Александрийская Церковь не разделяет. Является ли подобное мнение единичным или внутри Православной Церкви на Западе существуют течения, готовые рассматривать вопрос женского священства? Что ждёт православное христианство, если возникают попытки поставить на повестку дня проблемы, давно решённые соборным разумом Вселенской Православной Церкви? На эти вопросы отвечает профессор МДАиС доктор богословия Алексей Ильич ОСИПОВ.

— Православие стоит на строгих позициях традиции своей истории и не принимает идеи женского священства. Есть попытки восстановить диаконическое служение женщин, в частности, литургическое служение диаконис. Но, в отличие от западных конфессий, алтари у нас закрыты, и присутствие там диаконис не принесёт пользу Церкви. Заявление митрополита Серафима — вызов православному сознанию и общецерковной позиции. Православная Церковь по поводу женского священства неоднократно отрицательно высказывалась в официальных заявлениях и в церковных документах.

— Александрийская Церковь отметила, что это частное заявление иерарха, однако оно не было немедленно и резко осуждено…

— Может быть, соответствующая реакция ещё не подоспела. Но поскольку отрицательное влияние западного христианства на Православие усиливается, эта тенденция и в дальнейшем будет пытаться пробивать себе дорогу. Западное христианство носит обмирщённый характер. Религия там приспосабливается к языческим страстям, которые назвал один из древних Отцов авва Дорофей: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие. Это становится очевидным при взгляде на современное монашество. Издревле монашество было закрытым институтом, ибо для достижения своей цели требуется отречение от мирской суеты, чтобы целиком посвятить себя духовному подвигу. Ныне видим другое. Монашество включилось в решение вопросов мирской жизни: культурных, образовательных, социальных, экономических, политических… Монахи с молодыми девушками участвуют в рок-концертах, лагерях, походах, уходя от главного — от умного делания, т.е. молитвенного подвига.

— Каковы механизмы противодействия отрицательному воздействию западного христианства? Это вопрос церковной политики?

— Средства одни — внутренние, духовные. Но духовная сторона христианства сходит на нет. Православие понимается как организованная социальная деятельность или сводится к обрядовой стороне: какую в каком случае молитву прочитать, к какой иконе приложиться, от какой болезни какому святому молиться…

— Философ Ю.Самарин говорит, что «католицизм есть иудаизм в христианстве». Присутствует ли иудаизм в современном Православии?

— Речь идёт об обмирщении, т.е. наше внимание с искания Царства Божия и правды его переключают на погоню за земным благоденствием. Попытка исправить христианство на языческий манер не нова. Свт.Иоанн Златоуст ещё в IV веке обличал «иудействующих христиан». «Иудействующих» не в том смысле, что они принимают иудаизм, но в том, что живут, забыв о смысле христианства, о вечности.

— Христианский мир уже прошёл некую «точку невозврата»? Пагубные явления в Церкви приняли уже необратимый характер?

— Корабль, т.е. общее состояние христианства в мире, тонет. Остановить обмирщение уже невозможно. В настоящее время требуется другое: спасаться самим и помогать тем, кто просит о помощи, кто ещё способен понять и принять Евангелие. Думать о спасении всего церковного корабля наивно.

Александр Жучковский,
Русская линия

Женское священство в православии

Современная церковная жизнь вносит коррективы в отношении вопроса о женском священстве. Протестантские деноминации решили эту проблему легко и просто, признав за женской половиной право проповедовать и возглавлять церкви наравне с мужчинами.

Женское священство в православии — острая проблема, вызывающая множество споров, в результате которых так и не найдено общее решение.

История вопроса о женском священстве

Вопрос о церковном служении христианок Православной Церкви ведется с середины 20-го века, различные конференции то накладывали табу на священство женщин, то выносили этот вопрос на широкое обсуждение священства.

Эта проблема впервые на официальном церковном уровне была поднята в 1929 году архиепископом Феофаном (Быстровым) после появления известий о рукоположении женщин на пасторство в протестантских церквях. Священник назвал дев, которые посягают на сан священника, юродивыми.

  • В 1947 году Всемирный совет церквей начал опрос среди православных церквей, в том числе и в России, по вопросу женского священства.
  • 1949 год будоражит умы священнослужителей через профессора Евангела Феодору, выступающего за разрешение девам быть диаконисами, он в 1954 году защищает докторскую диссертацию по хиротонии диаконисс.
  • В мае 1972 года православные и католические священники принимают участие в конференции, организованной Женской экуменической координационной группой.
  • Первый прорыв в этом вопросе состоялся в 1976 году во время Первого женского православного совещания, на котором были подняты проблемы равноправия женщин, как священнослужителей.
  • В 1977 году студентками семинарии Святого Владимира проводится конференция «Женщины в творении Божьем», активной участницей этого движения выступает Элизабет Бер-Сижель, Елена Гундяева и другие.
  • На заседании шестой Генеральной ассамблее Всемирного совета Церквей при рассмотрении вопроса о рукоположении женщин присутствовали монахиня Марфа (Ковалевич).
  • Стамбульская конференция 1997 года вначале своей работы предполагала возможность обсуждения вопроса о расширении прав женщин в служении, но окончательное решение так и не было принято.
  • На международной конференции 2007 года о роли женщины в современном мире говорили священники и представители власти многих стран Европы.

Член Сейма Литвы В. Орехов говорил о приходе времени восстановления женщин, как диаконисс, и возможности их рукоположения в священнические саны. Выступающий обосновал свое заявление тем, что Господь наделяет христианок дарами пророчества, исцеления, тогда почему бы не доверить им проповедование Слова Божьего, исповедовать и причащать прихожан наравне с мужчинами.

Это заявление было поддержано несколькими священниками Запада, в том числе митрополитом Сурожским Антонием (Блюмом).

Почему женщина не может быть священником

Элизабет Бер-Сижель, для которой не существует богословских препятствий, опирается на утверждение, что Божий образ живет в каждом человеке независимо от пола. (Гал.3:28). Иисус был человеком в первую очередь.

  • Дух Святой не застыл в своем движении в прошлом веке, в котором были приняты церковные предания о рукоположении только мужчин, но нет табу на рукоположение дев.
  • Равноапостольные девы, реальные диакониссы известны с давних времен, святые Елена, Магдалина,Княгиня Ольга влияли на ход христианской веры. Если женщинам можно доверить быть диаконисами, почему под запретом священство.

Слова Павла о муже, как о главе над женой (1 Кор. 11:3) можно рассматривать, как об иерархии в семье. В другом переводе глава означает источник, исток живой воды, который изливается на всех людей, независимо от национальности, пола и возраста.

Читайте о женщинах в православии:

Что говорит о человеке Библия и святые

В книге Бытие мы читаем, что Адам был создан по образу Божьему из пыли, а Еву Господь буквально творил из Своего подобия. Слово также является образом Божьим. Ценность и значимость человеческой личности не зависит от цвета кожи и половой принадлежности, Сам Христос упразднил разделение человеческого естества по признаку пола. (Гал 3:28).

В человеке есть часть Божественная и часть естественная. Святитель Григорий Нисский акцентирует наше внимание на том, что Господь создает человека по Своему образу, но в отличие от Божественной сущности человек может быть как мужчиной, так и женщиной.

Этот вопрос обсуждается в письмах преподобного Ефрема Сирина и святителя Амвросия Медиоланского, где подчеркивается об уникальности Евы, созданной из совершенного Божьего творения. Созданная из ребра Ева имеет ту же телесную природу, что и Адам, ибо в них один Источник.

В послании блаженного Августина говорится о том, что прежде своего создания Ева уже была владычицей над творениями Божьими. Однако в письмах святых подчеркивается различие полов, которое проявляется во многих моментах;

  • Ева создана из ребра уже сотворенного Адама, в этом его первенство;
  • Адам давал названия тварям, и он выбрал имя для Евы;
  • Ева названа помощницей и призвана рожать.

Святитель Иоанн Златоуст и Феодорит Кирский считают, что первенство создания и завет быть покровом жены, дает мужчинам верховную власть, а первопричина лежит в грехопадении по вине Евы, но апостол Павел в Первом послании Коринфянам делает поправку о том, что эти два творения не могут существовать один без другого.

Нигде в Библии, как в Новом, так и Старом Завете нет ни одной женщины-священника. Женское служение заключалось в несении даров пророчества, как это делала Мариам, быть судьей, в то время это приравнивалось к правительству, как Девора, судья Израиля.

Постепенно женское служение угасало, остались старицы, вдовы и девы, посвятившие жизнь Спасителю. Древние диакониссы обеспечивали связь между мужской и женской частью церкви, помогая в крещении женщин, уходе за хворыми и немощными христианками, наведении порядка при уборке храма.

Не существовало какого-либо запрета на служение диаконисс, это движение само по себе исчезло за неактуальностью и ненадобностью.

По словам святых, истоками женского священства является не Библия, а феминистические идеи, активно процветающие на Западе. Феминистки стремятся доказать свое равенство с мужчинами в возможности выполнять мужские обязанности, утверждая, что они переросли функции жены и матери, и не всем дано играть роль берегини семейства.

Элизабет Бер-Сижель мечтает о будущем с евангельским образом христиан, достигнувших возможности свободно реализовать свои возможности, в основе ее учения лежит христианский феминизм, требующий пересмотра некоторых концепций Православной Церкви.

Святителем Епифаном Кипрским было высказано резкое обличение коллиридинской ереси, он подчеркивает тот факт, что диакониссы никогда не рукополагались в сан пресвитеров или священников.

Святоотеческие традиции не обсуждают этот вопрос, но и не снимают с повестки дня. Активно развивающееся священство женщин в протестантизме может оказывать свое влияние в будущем и на православные церкви.

Читайте о святых женщинах в православии:

Возрождение института диаконис

16 ноября 2016 года Священным Синодом Александрийского патриархата был заслушан доклад митрополита Камерунского Григория, который обосновал возрождение служения диаконисс, заключающееся в основном в миссионерском движении.

Совершение первой женской хиротонии состоялось 17 февраля 2017 года, которая была приурочена к празднику мученика Феодора Тирона.

Хиротония была совершена Патриархом Александрийским Феодором, рукоположившего старицу — катехизатора Феану в сан миссионерской диакониссы, тогда же совершили хиротесию над тремя монахинями. Катангская митрополия, которая принадлежит к Александрийской Церкви в Конго, приобрела помощниц, им разрешено участвовать как в таинстве крещения, так совершать венчания.

Сторонниками женского священства были:

  • митрополит Антоний (Блум);
  • отец Александр Мень;
  • архиепископ Христодул;
  • митрополит Амвросий (Яаскеляйнен);
  • отец Николай Лосский и другие.

Архиепископом Христодулом поддерживается институт диаконис, будучи в сане митрополита Димитриадского он в 1986 году рукоположил монахиню.

Отец Александр Мень вызвал удивление и негодование в Священном Синоде Русской Православной Церкви, когда представил митрополиту Ювеналию свои заключения по поводу женского священства, о котором заговорили в протестантском движении. Священник не нашел в действиях протестантов отклонения от канонов Святого Писания, основываясь на послании Павла Галатам.

В современном христианском движении мнения также разделились. Среди лютеран появились сторонники женского священства, утверждающие, что рукоположение не относится к награде, это признание посвященности человека служению. Не имеет значения, какого пола служитель, главное, что в нем есть божественное призвание.

Возможно, пришло время изменений в религиозных сферах, и со временем будет доказана эффективность женского священства, но пока патриархат главенствует в Православии.

ЖЕНСКОЕ СВЯЩЕНСТВО

В Хронике Георгия Амартола упоминается, что в древние времена была распространена ересь колоридиан(ок), женщин, боровшихся за права женского священства. Вот что пишет в опровержение этой ереси св. Епифаний Кипрский:

«Итак, если от Евы до пришествия Христова не видно, чтобы какая-нибудь женщина священствовала, но лишь мужчины по божественному постановлению и назначению, значит, они поистине больны неистовством и бешенством, беззаконно позволяя женщинам священствовать, те, кто, провозглашая себя христианами, совершенно не знают божественного учения и предания Церкви Христовой и Его апостолов. Ибо если бы женщинам было предписано священствовать Христом или совершать в церкви нечто каноническое, то следовало бы прежде всего, чтобы имела священство сама святая и преславная Мария, как Богоматерь и превысшая всего видимого и невидимого творения,— но Христос не благоволил так, и вовсе не постановлял, чтобы она священствовала или крестила, потому что Он тогда, конечно, мог креститься от нее, а не от Иоанна. Так, при том, что все ученики священствовали и крестили, среди них совершенно нигде не обнаруживается женщины крестившей и извратившей церковное предание, хотя были четверо дочерей Филиппа, одного из двенадцати, и Анна, дочь Фануилова, пророчествовавшие, но не священствовавшие: ибо надлежало исполниться речению: «Будут пророчествовать сыны ваши, и дочери будут видеть сны» (Иоил. 2, 28), однако же не священствовать. Потому и не предписывает женщине божественное слово говорить в церкви, или учить, или главенствовать над мужчинами, но только молиться и служить в качестве диаконисс в том, что женщинам можно видеть и в чем прислуживать, особенно когда женщины обнажаются и принимают крещение и тому подобное».

«Таким образом и женщинам мы не разрешаем учить в церкви, как и мирянам, но только молиться, и петь, и слушать учителей. Ибо Господь, послав нас, двенадцать, научить все народы (Мф. 28, 19) никогда не посылал женщин на проповедь, хотя, конечно, не испытывал в них недостатка: ведь с нами была и Мать Его, и сестры, и Мария Магдалина, и Мария Иаковлева, и Марфа и Мария, сестры Лазаря, и Саломия, и некоторые другие. Ибо если было бы необходимо и подобало, чтобы женщины учили, Он Сам бы первым повелел им вместе с нами возвещать слово — ведь если глава жены муж (1 Кор. 1, 13), то уже не праведно и не прилично, чтобы остальное тело начальствовало над головой. Поэтому мы не позволяем им ни крестить, ни вообще исполнять что-либо из священнического — ибо глава жены муж, как сказано. А тот поставляется во священство: неуместно уничижать творение и божественный порядок и, оставив начало, обращаться к последнему, к телу. Ибо жена есть тело мужа как возникшая из его ребра и ей предписано законом уступать ему. Если же мы не позволяем им учить, то как допустим против естества и долга, чтобы они священствовали? Ведь это — нечестивое дело еллинского бесчиния и безбожия, рукополагать женщин-жриц для жертвоприношений».

К вопросу о женском священстве

О роли женщин в Церкви сказано уже много. Церковь почитает и прославляет Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим Пречистую Приснодеву Богородицу Марию. Кажется, на этом следует закончить дискуссию и поставить точку в вопросе о том, достаточно ли уважительно Церковь относится к женщинам. Но многочисленные дискуссии последнего времени, как кажется, занимаются неутомимой «логомахией», переливая из пустого в порожнее. Чаще всего «православный» феминизм занимают две темы: «почему не пускают женщин в алтарь?» и «почему не допускается женское священство?». Поскольку эти дискуссии страдают изначальной логической порочностью, позволю себе внести ясность.

Алтарь в Православной Церкви – это особая часть храма, выделенная для главного в жизни Церкви: Святой Евхаристии, Бескровной Жертвы. Это Жертва Христа, принесенная за весь человеческий род. «За всех и за вся», то есть за мужчин и за женщин. Мужчины и женщины вместе составляют род человеческий, и как единение всей Церкви вокруг Христа, на Евхаристии на дискосе вокруг Агничной просфоры, прелагаемой в Тело Христово, собираются частицы в честь Божией Матери, святых (и преподобных отцев и преподобных матерей, мучеников и мучениц), частицы за живых и усопших обоего пола. Поэтому говорить о том, что женщинам возбранен вход в алтарь из-за их «женскости», а вот мужчинам разрешен – в корне неправильно. Вход в алтарь возбранен всем, кто не принимает участие в богослужении. Даже пономарям и алтарникам там не нужно находиться просто так. Поэтому вход в православный алтарь разрешен только тем, кто совершает богослужение (исключения делаются по особым случаям, например, для ремонтных работ).

Поэтому возникает второй вопрос – о «женском священстве». Сам термин «женское священство» применительно к Церкви не кажется правильным. В Новозаветной Церкви более нет священства по образцу Завета Ветхого. Нет сословия священников, призванных к этому от рождения. Теперь, по слову апостола Петра, все верные христиане: «Род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9)». Но апостолы избрали и преподали дар Святого Духа пастырям церковным «с возложением рук священства (1 Тим. 4, 14)», чтобы они пасли Церковь, будучи «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12)». Сразу же скажу, что вопрос о литургическом месте священника слишком сложен для небольшой заметки. Попробую прояснить дискуссионные вопросы в социальном ключе.

Апостолы не предполагали поставлять пастырями женщин. Апостол Павел наставлял своего ученика Тимофея рукополагать во пресвитеры (священники) и диаконы только зрелых мужей, показавших себя и в мирской жизни добрыми управителями своих домов: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности». (Тит. 1, 5-6). Возьмем пример пастушеского труда того времени: пастушество как всякое тяжелое в физическом и моральном отношении служение возлагалось в те времена, да и сейчас, на мужчин. Рискуя навлечь на себя гнев феминисток, всё-таки выражу свою убежденность в том, что среди мужчин в целом легче найти эмоционально устойчивых, твердых и сильных духом мужей (в том древнем смысле слова), которые смогут понести достойно служение, на них возложенное. Это не отменяет факта, что, к сожалению, далеко не все современные пастыри церковные смогли понести свое служение достойно. Но это не означает, что среди многочисленных требований к кандидатам на священный сан нужно изъять изначальное требование мужского пола. Хранение тайны исповеди, духовное трезвение, борьба со страстями – мужские качества, женщинам тоже присущие, но во вторую очередь. А милосердная забота, сострадание – качества, присущие женщинам, которым подражают христиане-мужчины. Да, есть исключения, когда женщины мужественнее мужчин, а мужчины заботливее женщин. Но исключения не отменяют нормы. Поэтому от апостолов в Церкви установлены общие требования к кандидатам на рукоположение: верующие православные христиане, мужского пола, ведущие трезвенную благочестивую жизнь, состоящие в первом браке или намеревающиеся сохранять безбрачное состояние (преимущественно в монашестве) всю жизнь. Таковы требования при приеме в православные семинарии для пастырской подготовки.

«Там, где это возможно и полезно, Церковь уже возложила на женщин церковное служение»

Давайте хоть в Церкви Божией не будем смешивать установленное для нашей земной жизни самим Богом разделение на мужской пол и женский и не будем смешивать служения, которые возлагаются на мужчин и на женщин. Тем более что там, где это возможно и полезно, Церковь уже возложила на женщин церковное служение – в области церковного пения, благотворительности и дел милосердия. Есть норма и правило, разумным будет ему следовать. Этим люди и отличаются от бессловесных.

Вопрос состоит не в «женском священстве», а в «женском пастырском служении», которое попросту будет переворачиванием установленной Богом нормы жизни с ног на голову. Ну и закончу своим личным мнением: в том, что в современном обществе так развит маргинальный феминизм (откуда и ноги растут у вопроса о так называемом «женском священстве»), виноваты мужчины, которые en masse утратили честь, достоинство и мужскую ответственность за семью. Вот и пришлось женщинам взвалить на себя мужскую ношу. Чего ж теперь жаловаться?

Но вопрос вопросом, а ответ, думаю, однозначен: пусть в Православной Церкви, Церкви Христовой пастырское служение несут верующие достойные мужчины. Служений же в Церкви много, их достаточно для женщин. Как говорит апостол Павел: «Служения различны, а Господь один и тот же» (1 Кор. 12, 5), – и дай Бог нам всем достойно послужить Церкви в том служении, к которому мы призваны, теми способностями, которые нам даны.

*Логомахия – словопрение. ( греч . logomachia , от logos – слово и machomai – сражаюсь )

О Церкви: честный разговор

В сообществе проходят обсуждения наиболее важных вопросов внутренней и внешней жизни церкви.
Призываем к активному участию в обсуждениях.
Важен каждый ваш голос, каждое КОНСТРУКТИВНОЕ высказывание и предложение пойдет на благо нашей Православной Церкви.
Приглашайте ваших друзей и знакомых прихожан принимать участие в живом общении. (выше есть кнопка «ПРИГЛАСИТЬ ПО Е-МАИЛ»)
Правила сообщества: принимаются Публикации и комментарии только по теме сообщества, не конструктивные — будут удаляться.

Почему женщина не может быть православным священником?

Автор: диакон Антоний Богоявленский.

В христианской истории отношение к женщине было не таким, как к мужчине, и её права были во все времена иными. Сейчас положение обоих полов в Церкви ближе друг к другу, но женщина не может быть священником, главой семьи и должна бояться мужа. Почему так сложилось и как с этим быть?

Проблема женского священства

Отсутствие в Православии женского священства — повод для обвинения Церкви в ущемлении женских прав со стороны ряда радикальных движений и воинствующих атеистов. Почему в этой профессии женщинам не нашлось места?

Бог на страницах Библии объясняет это так:

Я взял левитов (левиты — одно из 12-ти колен израильского народа, все мужчины в котором были священнослужителями, — примечание А.Богоявленского) из сынов Израилевых вместо всех первенцев …; они будут взамен их; …ибо все первенцы — Мои (Чис. 3, 11–13).

Когда исчислили всех левитов, то число их — 22 тысячи (см.: Чис. 3, 14–39) — оказалось почти совпадающим с числом первенцев мужского пола, которых было 22 273 (см.: Чис. 3, 40–43). Паззлы совпали.

В христианской Церкви традиция избирать на священство мужчин осталась, поскольку в Новом Завете это указание Христос не менял.

С другой стороны, проблемой для женского священства, по словам протод. Андрея Кураева, являются специфически женские качества. В целом, женщины будут испытывать в священнослужении ряд проблем:

— во время исповеди у женщины-священника сказанное можно будет «по лицу прочесть»;
— тяжёлый плавающий график священнослужения будет непосильным бременем для женского здоровья;
— то же можно сказать о постоянных физических работах, которые выполняет священник в храме;
— каноны Церкви запрещают причащение во время месячных, женщина не сможет совершать Литургию и другие Таинства в эти дни;
— сельский священник практически всегда служит без отпусков по причине невозможности его замены другим: женщина-священник в селе, таким образом, не сможет иметь детей. А если женщин в село не назначать, то будет неравенство между священниками обоих полов и т.д.
— если в одном Алтаре будут служить красивый священник-мужчина и красивая священник-женщина, то в церковной среде появится масса ненужных искушений… и компроматов…

Женская религиозность более жёсткая

Это факт. Вы были хоть раз изгоняемы из храма за отсутствие платка или юбки? И кто вас изгонял? Конечно, православные женщины! Женщина сложнее мыслит, более склонна к перфекционизму и «комплексу отличницы». Такие табу зачастую мелочны и условны, что мешает самим представительницам прекрасной половины — «женская логика».

Приход, возглавляемый женщиной, станет зачастую чрезвычайно жесткой организацией с массой правил, формальностей и, иногда, лицемерия. Хороших женских коллективов достаточно, но тот, кто прочувствовал на себе суть женского общества, именуемого «гадюшником», тот поймёт…

Глава семьи — муж, а женщина…

…А женщина в православной семье должна повиноваться своему законному супругу — в этом её церковное отличие от мужчины. Об этом читаем в Библии, в послании апостола Павла к Ефесянам:

Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. … Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (глава 5, пункты 24-33).

Под последней фразой нужно подразумевать не животный страх — да боится обидеть. В православных семьях, в которых муж любит жену, а она признает его главенство, сказанное апостолом работает на все 100%!

Что женщина может делать в Церкви

Наряду с особенным положением женщины в Православии, есть у женщины ряд богозданных качеств и способностей, которые делают её как для Церкви, так и для всего мира незаменимой. Помогла мне сформулировать большинство особенностей православной женщины моя подруга Дарья Е.:

Влияние матушек (каждая женщина призвана к материнству, поэтому всех тётенек, а не только монахинь и попадей, можно так называть) на своих мужей: хорошая жена умиротворяет и даже созидает мужа.
Старосты прихода в лице женщины прекрасно зарекомендовали себя в новейшей церковной истории.
Женщины как директора и преподаватели воскресных школ незаменимы в принципе.
Важны и нужны бабульки за свечным ящиком — именно им близка женская по большей части приходская компания.
По статистике на богослужениях женщин гораздо больше, нежели мужчин — женщины более открыты к слову Божию и проповеди пастыря.
Женщина-катехизатор важна в работе с новообращенными женщинами.
Роль женщины в семье поменялась — она берёт на себя больше мужских функций и т.п.
Подтверждая вышесказанное о женском священстве, Дарья написала мне:

если разрешат архиереям жениться, то церковь у нас станет «неуправляемая». Ибо женщины будут меряться епархиями (хотя это и у мужчин есть, но не так, как это будет у женщин)

А еще женщины красивы, и на них всегда приятно посмотреть, полюбоваться красотой утроенной Богом природы мироздания — не страстно, а по-христиански, эстетически…

В первую очередь, конечно, любоваться нужно своей женой, но моя жена не любит выкладывать себя в массмедиа, поэтому не могу поделиться ее красотой…

Прав ли феминизм?

В христианстве нет ущемления прав прекрасной половины, поскольку права мужчин и женщин Бог установил несколько отличными друг от друга. Права не одинаковые — вот и их ущемления попросту и нет. И как наличие разных цветов радужной оболочки глаза не означает, что одни хорошие, а другие — плохие, — они просто разные — так и наличие разных прав у мужчин и женщин в Православии. Они различны, и среди них нет лучших и худших. Главное — не ущемлять существующие права и не злоупотреблять своими полномочиями, тогда между женщинами и мужчинами в Православии будет гармоничное единство детей Божиих!

Женское священство

проявление антропологической революции с целью реализации мифа о равенстве неравных. Крайняя разновидность идеологически мотивированной борьбы за равноправие женщин в Церкви. Работа по пропаганде женского священства в Православной Церкви проходит при идейной и финансовой поддержке экуменического движения.

«В святоотеческой традиции нет определенных указаний антропологического, литургического или исторического характера, на основании которых можно было бы говорить о возможности введения в Православной Церкви женского священства. Данная проблема своими корнями уходит не в церковную традицию, а связана с развитием современных феминистских идей, преследующих разрушение полового дуализма и уравнивание социальных ролей мужчины и женщины, что уже катастрофически отражается на состоянии современной семьи» [1] .

Содержание

Вопрос о женском священстве ставился в советском обновленчестве: «Уже сейчас в Москве они при своем священном синоде и при своей Духовной академии разрабатывают вопрос о том, чтобы в священный сан иереев и архиереев ставить и женщин, потому что-де и в Церкви женщина должна обладать всеми правами» [2] .

В 1929 архиеп. Феофан (Быстров) отмечает слухи о введении женского священства в некоторых протестантских деноминациях:

«Желал бы я чтобы в священный пример Богоматери пристально всмотрелись недалеко от нас живущие, но нас, к сожалению, чуждающиеся братия, которые прежде суда Христова, осудив без разбора всякое священство и за то наказав себя произвольным лишением священства, к довершению беспорядка поручают начальствовать у себя в общественном богослужении девам, без сомнения не мудрым, а юродивым. Ибо какая дева, кроме юродивой, дерзнет принять на себя в церкви то, к чему не дерзала приступать Пресвятая Дева Богородица! Не бесполезно пристально всмотреться в этот священный пример Богоматери и всем девам и женам. Он научил бы их почитать, что лучшим украшением их являются не внешние украшения, но, по выражению Апостола, сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа (1 Петр. 3:4)» [3] .

С 1947 работа по пропаганде женского равноправия в Церкви и женского священства как крайней формы такого равноправия проходит под руководством и по инициативе Всемирного совета церквей. Здесь ключевую роль сыграл опросный лист 1947 «Жизнь и деятельность женщин в церкви» («Life and Work of Women in the Church»). Этот опрос по инициативе Виссерт Хуфта в преддверии Первой Генеральной ассамблеи ВСЦ 1948 был разослан в 50 различных Церквей и деноминаций, в том числе в русскую православную диаспору и в Грецию.

В те же годы профессор Евангел Феодору начинает выступать за рукоположение женщин в диакониссы. В 1949 выходит его труд «Героини любви. Диакониссы в истории», в 1954 докторская диссертация «Хиротония или хиротесия диаконисс».

В 1968 — 1972 действовала влиятельная Женская экуменическая координационная группа (Women’s Ecumenical Liaison Group). Группа организовала конференцию в Никосии на Кипре в мае 1972 с участием православных и католиков.

Первая Международная консультация православных женщин (Агапийский монастырь в Румынии, сентябрь 1976) стала ключевым событием в пропаганде равноправия женщин и женского священства.

Совещание было организовано и профинансировано Всемирным советом церквей.

конференция «Женщины в творении Божием»

В апреле 1977 студентки Свято-Владимирской семинарии организовали межправославную конференцию «Женщины в творении Божием». Среди участниц Констанс Таразар и Софья Куломзина.

Вопросы о мужчинах и женщинах народа Божия

В продолжение Первого женского православного совещания в 1979 появляется коллективное письмо «Вопросы о мужчинах и женщинах народа Божия» с предложением рассмотреть вопрос о равноправии женщин в Церкви.

консультация «К богословию человеческой полноты»

В сентябре 1980 в бенедиктинском аббатстве Нидеральтайх прошла консультация «К богословию человеческой полноты», где поднимались вопросы равенства мужчин и женщин. Среди 18-ти делегатов: Элизабет Бер-Сижель, Екатерина Хиотеллис и Василики Экли.

консультация в Шеффилде

Благодаря финансированию со стороны Всемирного совета церквей в июле 1981 в Шеффилде проходит консультация по вопросу о равноправии женщин. Среди организаторов Тудор Сабев (Болгарская Православная Церковь). Участники — делегаты Поместных Православных Церквей и лица, приглашенные ВСЦ. Среди участников: Элизабет Бер-Сижель, Дебора Белоник, Елена Гундяева, о. Андрей Чижов. В консультации отказались участвовать представители Греции и Румынии.

Элизабет Бер-Сижель выступила с докладом «Православное Предание как источник обновления женщин и мужчин в общине». Бер-Сижель заявила, что «Предание не принадлежит прошлому, а является самой жизнью Церкви и общины». Такое мифическое «Предание», а скорее «дух Предания Церкви», Бер-Сижель обнаруживает в движении за равноправие женщин [4] .

VI Генеральная асамблея ВСЦ

Шестая Генеральная ассамблея Всемирного совета церквей стала примером успехов борьбы за равноправие женщин. В официальном отчете утверждалось, что вопрос о рукоположении женщин должен оставаться на повестке дня ВСЦ [5] .

В Ассамблее приняли участие 20 православных делегаток, в том числе монахини из России и Румынии: Марфа (Ковалевич), монахиня Евфрасия из Румынской Православной Церкви, Констанс Таразар, Нина Боброва.

2016 год. Александрийская Православная Церковь восстанавливает институт диаконисс

Священниый Синод Александрийского Патриархата рассмотрели 16 ноября 2016 года вопрос о возрождении института диаконисс. С докладом по этому вопросу выступил митрополит Камерунский Григорий.

За выступлением митрополита Григория, который отметил, что служение диаконис будет миссионерским, последовало длительное и подробное обсуждение данного вопроса.

Александрийская иерархия высказалась за возрождение института диаконис. На заседании был сформирован комитет в составе трех архиереев, которому поручено самым тщательным образом изучить этот вопрос [6] .

2017 год. Патриарх Феодор Александрийский совершает первое посвящение диаконисс

17 февраля 2017 года, в праздник святого мученика Феодора Тирона в конце Литургии Патриарх Феодор Александрийский совершил хиротонию одной из первых участниц миссионерской службы в Лубумбаши. Старица-катехизатор Феано была возведена в сан «Deaconess of the Missions» священной митрополии Катанги. Так же была совершена хиротесия трёх монахинь и посвящение двух катехизаторов. Эти женщины будут помогать в миссионерской деятельности Катангской митрополии (епархия Александрийской Церкви в Конго), особенно в Таинстве Крещения взрослых, венчания, а также в катехитической деятельности Церкви. Вместе с Патриархом Феодором сослужили митрополит Никифор Киншасский, митрополит Иннокентий Бурундийский и Руандский, а также митрополит Мелетий Катангский [7] .

сторонники введения женского священства

Среди сторонников введения женского священства разных степеней: митр. Антоний (Блум), митр. Каллист (Уэр), архиеп. Христодул, митр. Амвросий (Яаскеляйнен), митр. Серафим (Киккотис), о. Александр Мень, о. Николай Лосский и др.

Активистки православного феминизма: Элизабет Бер-Сижель, Вероника Лосская, Ева Топпинг, Кириаки Фицджеральд, Валери Каррас и др.

Архиеп. Христодул придавал большое значение введению института диаконисс. В бытность свою митр. Димитриадским, он совершил «рукоположение» монахини в 1986.

«Вскоре после празднования 1000-летия Крещения Руси, митрополит Ювеналий (Поярков) вызвал отца Александра и попросил подготовить богословский доклад на тему о феномене женского священства, который все чаще стал встречаться в Протестантских Церквях. Священный Синод Русской Православной Церкви решил высказаться по поводу этого явления. Митрополит Ювеналий был изумлен, когда отец Александр, ссылаясь именно на эти строки апостола Павла из Послания к Галатам (Гал. 3, 27-28), заявил, что протестанты в данном случае строго следуют духу и букве Священного Писания» [8] .

Женское священство в православии

Дискуссии о женском священстве в православии

Мы уже затрагивали неоднократно позицию либеральных католиков в защиту женского священства. Изложение этого материала несколько затянулось, поскольку требуется делать переводы, а наши возможности (время и силы) ограничены. Поэтому за нами ещё остаются последние части этого цыкла. Сейчас хочу представить небольшой материал об обсуждении подобного вопроса в православии.

Хочу специально отметить, что, несмотря на то, что православие считается наиболее консервативной конфессией (в сравнении с протестантизмом и католичеством), все без исключения спорные вопросы, которые поднимаются верующими в современном мире, включая даже и настолько острую проблему как признание гомосексуальности природной формой сексуальных ориентаций, обсуждаются и православии также и находят своих апологетов в среде канонического православия. Касается это и темы женского священства. Ниже излагаетс публикация на эту тему за 2000 год.

Пётр Сахаров. Вопрос о священстве женщин обсуждается в Православной Церкви

Большинству православных верующих у нас в России тема женского священства просто не приходит в голову, а когда им удается случайно что-то об этом услышать, они воспринимают это как совершеннейший нонсенс, иногда с немалым изумлением. Даже наиболее просвещенные среди русских православных, как правило, считают вопрос о священстве женщин чистейшей воды «прихотью» современного Запада и иначе как ересью не называют.

И действительно, возникший на очередном витке западного феминизма вопрос о возможности исполнения женщинами священнического служения был остро поднят сперва протестантами, а затем и католиками. К настоящему времени в большинстве протестантских деноминаций давно уже остались позади бурные дебаты на эту тему и во многих церквах и общинах женщины допускаются до священнического служения. В католической Церкви вопрос этот также поднимался весьма настойчиво, однако Конгрегация вероучения запретила дальнейшее его обсуждение (после чего католики, как и следовало ожидать, стали дискутировать на эту тему с еще пущей страстью).

Казалось бы, православие при его большей тенденции к традиционализму должно оставаться не обуреваемым всеми этими проблемами. Но, оказывается, это не так. Только что в Москве вышла книга «Рукоположение женщин в православной Церкви» (перевод с французского, оригинал опубликован в Париже издательством «Cerf» в 1998 г.). Не стоит пугаться: из названия не следует делать вывод, что женщин уже стали рукополагать. Просто книга знакомит читателя с тем, как в течение последних двух десятилетий в православном мире ведется дискуссия на эту тему, и обстоятельно освещает различные аргументы «за» и «против».

Книга состоит из двух больших статей, во многом пересекающихся и органично дополняющих одна другую. Автор первой из них («Рукоположение женщин обсуждается и в православной Церкви») — французская православная мирянка Элизабет Бер-Сижель, одна из многих уже на Западе православных женщин, профессионально занимающихся богословием. Автор другой статьи («Мужчина, женщина и священство Христово») — известный своими богословскими трудами православный архиерей из Англии, принадлежащий к Вселенскому Патриархату епископ Диоклийский Каллист (Уэр). В первой из статей в очень мягкой и аккуратной форме отстаивается возможность женского священства, а во второй она оспаривается (хотя не менее мягко, без какой-либо категоричности и с признанием необходимости дальнейшего обсуждения).

Да, православные иерархи на Западе не боятся диалога на эту тему. Примечательны в этой связи слова митрополита Сурожского Антония (Блума): «Вопрос о рукоположении женщин еще только ставится. К нам, православным, он идет извне. Он должен стать для нас внутренним вопросом. Он требует от нас внутреннего раскрепощения и глубокой сопричастности Божьему смотрению и воле Божьей».

Процесс такого внутреннего раскрепощения, как явствует из представленной в книге истории освоения современным православием этой проблемы, протекает нелегко и не всегда гладко. Тем не менее среди православных Запада проблема возможности женского священства и, тем более, восстановления раннецерковного института диаконисс живо беспокоит многих (не только женщин) и становится предметом все более пристального изучения. За этим стоит определенно нечто большее, чем просто желание отдельных женщин быть ни в чем не хуже мужчин. «Речь идет о том, чтобы не потерять для церкви этот мир из-за невнимания к его чаяниям, как потеряли в XIX-XX вв. едва ли не весь мир рабочих, — пишет Э.Бер-Сижель. — Простая мирянка, я пытаюсь, как призывал к этому Своих учеников Христос, различить «знамения времени» (Мф 16: 3). Разве не беспрерывно слышится призыв, обращенный к церкви в ее полноте, (*) как к «книжнику, наученному Царству Небесному», «выносить из сокровищницы своей новое и старое» (Мф 13: 52)?».

Следом за другими сторонниками женского священства Э.Бер-Сижель основывается на том, что христианству внутренне присуща идея равного достоинства женщины и мужчины: «Культурный контекст [древности и средневековья. — П.С.] не разрешал институционально выразить такое духовное равенство. Сегодняшний контекст ему благоприятствует, хотя бы в рамках западной культуры».

В книге многосторонне рассматриваются основные аргументы против женского священства. Одним из самых существенных среди них считается аргумент от предания. Не случайно протестанты — в силу того, что они либо полностью отрицают предание, либо не придают ему большого значения, — так быстро сумели решить вопрос о священстве женщин положительно. Совсем иное отношение к преданию у католиков и православных. Епископ Каллист так формулирует этот аргумент: «Если бы Господь предназначил женщин к священнослужению, Он бы дал четкие предписания Своим ученикам, а они, в свою очередь, послушались бы Его. Поскольку верность Священному преданию неотделима от православия, православные экзегеты видят в предании не просто историческое, но и богословское доказательство. Две тысячи лет церковь рукополагала только мужчин. Вправе ли мы менять ту церковную практику, которая не менялась, начиная с апостольских времен?» Однако следом за этим владыка Каллист честно излагает и доводы противоположной стороны, например, такой: «Иисус действительно сделал Своими учениками только мужчин, однако известно и то, что Он избирал на эту роль только обрезанных евреев. Если церковь отклонилась от Его примера, допустив к апостольскому и священническому служению неевреев, то почему бы не поступить так же и в отношении женщин? Если мы не следуем примеру Христа в первом случае, зачем следовать ему во втором?» Каждый из контраргументов он пытается в свою очередь оспорить, не настаивая при этом на окончательности своего суждения и оставляя широкое поле для размышлений.

Вообще обоим авторам свойственна широта видения рассматриваемой ими проблемы. И даже сторонница столь новой для православия идеи, как женское священство, Э.Бер-Сижель предостерегает от каких-то поспешных действий:

«Решение к рукоположению женщин неизбежно привело бы к расколу в православной Церкви. Учитывая такую опасность, смирим свое нетерпение. Самый важный духовный дар — любовь, а она «долготерпит» и «всего надеется» (1 Кор 13: 4-7).

Появился проблеск надежды на возможность мудрого и творческого восстановления женского диаконата. Нужно обсуждать в мире и согласии вопрос, поставленный церквами, которые рукополагают женщин в сан пресвитера. Православные церкви должны терпимо и по-братски понимать, что Дух может обращаться к церкви и через откровения другой церкви. Вопрос — трудный, и воспринимать его нужно в свете божественного чуда, воплощения Бога, которое спасает, освящает и преображает человечество».

© «Русская мысль», Париж, N 4340, 9 ноября 2000 г.

Каких женщин нельзя брать православным священникам в жёны

В православии познать радости семейного бытия могут лишь те священнослужители, кто после окончания семинарии, желая принять священный сан, выбирает служение Богу и пастве в белом духовенстве.

Те, кто отдаёт предпочтение чёрному духовенству, иными словами монашеству, добровольно отказываются от личной жизни, но зато могут рассчитывать на достижение высших ступеней церковной иерархической лестницы, куда заказан путь женатым священникам.

Место встречи

Найти свою половинку будущие батюшки могут где угодно, но основным местом средоточия невест для них являются семинарии, в которых помимо мужского отделения, имеются иконописная и регентская женские школы. Последние создаются помимо всего прочего и для того, чтобы, не отрываясь от учебы, молодые люди могли присмотреться к воспитывающимся по всем канонам православия барышням, желающим создать крепкую семью со священнослужителем.

Раньше главной школой попадей были епархиальные женские училища, в простонародье именовавшиеся епархалками, где в основном получали образование дочери попов и дьяконов.

Девушки в этих учреждениях добровольно проходили подготовку к тяжёлой роли жены священника со всеми вытекающими из этого последствиями.

В наши дни мечтающие связать себя узами брака с семинаристами девушки являются частыми гостьями деревенек вокруг Сергиево-Посадской Лавры, где местные старушки помогают скромным барышням знакомиться с застенчивыми молодыми служителями.

Требования к невесте

Жена священника должна отличаться высокими морально-нравственными устоями. Прежде всего, она должна быть целомудренной, и не иметь интимных отношений до венчания. В православном семейном союзе и муж, и жена должны соблюдать телесное воздержание до первой брачной ночи, чтобы после принадлежать лишь друг другу.

Именно поэтому в качестве невесты никогда не рассматривается разведённая дама, вдова или женщина с ребёнком, если конечно, в дело не вмешиваются крайние обстоятельства, при которых патриарх в редчайших случаях может дать добро на скрепление отношений брачными узами.

Будущая матушка должна быть покладистой и во всём слушаться мужа. Имея право на выражение собственной позиции, она, обязана находить компромисс, который не будет противоречить решению мужа. Матушке надлежит проявлять смирение и благочестие в отношении мужа-священника.

По словам протоиерея Валентина Цешковского, жене, безусловно, необходимо быть готовой к трудной церковной жизни, к соблюдению постов, постоянным молитвам и воспитанию детей в истинной вере.

Матушка должна следовать за мужем в любой уголок планеты, куда его отправят поднимать приход, поскольку священник является солдатом религии, готовым служить, там, где велит всевышний.

Протоиерей Вадим Шапран отмечает, что в старину супругами представителей белого духовенства не могли стать актрисы, поскольку их деятельность рассматривалась, как одна из разновидностей проституции. Однако в наши дни подобных ограничений по профессиональной сфере не существует, но в любом случае деятельность супруги не должна компрометировать мужа-священника.

Жизнь матушки

Современные матушки могут водить автомобиль, носить модные наряды, работать в мирских организациях и даже пользоваться декоративной косметикой.

Однако подавляющее большинство жён священников всецело посвящают себя своей многодетной семье и мужу, помогая ему на приходе. Они обязательно ходят с покрытой головой, носят длинные платья, не красят волосы, не делают прически и стрижки, а также не корректируют свою внешность при помощи макияжа.

Матушки спокойно относятся к тому, что у их мужей ненормированный рабочий день, и на то, что сами они вместе с детьми постоянно находятся в центре внимания паствы.

Жёнам священников запрещено пользоваться контрацептивами, делать аборт, при этом они обязаны соблюдать все посты и церковные праздники, в период которых, а это приблизительно полгода, следует воздерживаться от супружеской близости.

Матушка, по словам иерея Даниила Сысоева, является правой рукой батюшки, которая помимо выполнения семейных обязанностей, помогает ему руководить воскресной школой и церковным хором, служит ему секретарём, посредником и даже прорабом.

Нет права на ошибку

К выбору будущей жены священники относятся весьма ответственно, поскольку они имеют право жениться только один раз в жизни. Протоиерей Вадим Шапран отмечал, что в случае смерти матушки в стародавние времена батюшка был обязан уйти в монашество, однако позже церковнослужители разрешили священникам оставаться в белом духовенстве без возможности повторного брака.

Если же по роковому стечению обстоятельств овдовевший служитель культа во второй раз находит даму своего сердца, то перед ним обязательно встаёт выбор: сан или личное счастье. Избрав новую спутницу жизни, он, безусловно, лишается сана, и переходит в разряд мирян.

В отличие от прихожан батюшки могут развестись с неуживчивой женой, только если она была уличена в измене. При этом второй попытки создать счастливую семью у попа не будет. Именно поэтому священники, узнав о предательстве супруги, не расторгают брак, а продолжают жить с ней как с сестрой, помогают друг другу по хозяйству, но не имеют интимных отношений.

Может ли женщина стать священником?

Может ли женщина стать православным священником, ведь у протестантов они есть?

Отвечает иеромонах Зосима (Город)

Женщина не может стать православным священником по одной простой причине: сама идея женского священства отсутствует в Предании Восточной Церкви. Священническая иерархия установлена Господом Иисусом Христом, Который, избрав апостолов (среди которых не было ни одной женщины), дал им власть совершать таинства, и эта власть перешла от апостолов к их преемникам – епископам, а от епископов к пресвитерам. Поэтому никогда в своей многовековой церковной традиции Православие не знало женщин-«священниц».

Строго говоря, их нет даже у протестантов. Потому что священник – это в первую очередь священнослужитель, тот, кто служит литургию и совершает священные таинства. Но в протестантизме литургии, как и других таинств, не существует, есть лишь «воспоминания» и проповеди на библейскую тематику. Поэтому еще более 40 лет назад о женском священстве протестантов Священный Синод официально заявил: «Мы не видим оснований для возражений против любого решения этого вопроса в конфессиях, где священство не признается таинством и где, следовательно, с точки зрения Православия, сакраментального священства, как такового, вообще нет» (Послание Священного Синода о V Ассамблее Всемирного Совета Церквей и ее результатах // Журнал Московской Патриархии. 1976, № 4. с. 9.)

Исходя из этого, священства в православном понимании у протестантов не существует, а те служения, которые сегодня пасторы исполняют в своих общинах, может прекрасно воплощать женщина и в Православной Церкви. Если в протестантизме пастор – это прежде всего проповедник и учитель, то и у нас женщины активно реализовывают себя на этом поприще, будучи преподавателями воскресных школ, гимназий и богословских институтов. Если в обязанности пастора входит организация и управление общинной жизнью, то и у нас женщины не лишены такой возможности – в монастырях матушки-игумении и духовно опытные монахини с древних времен несут подобное служение.

Но чего не бывает у протестантских пасторов – и у мужчин, и у женщин – никто из них не служит литургии. А если бы служили, то понимали, что священник, преподающий во время служения под видом хлеба и вина Тело и Кровь Спасителя – живая икона Христа. Не богочеловек, но являющий собой образ Богочеловека, а никак не Богородицы или Марии Магдалины. Поэтому священство есть выражение не женского, а именно мужского архетипа.

Африканский архиерей предлагает рассмотреть вопрос о женском священстве

30 июля 2009 год

Африканский архиерей предлагает рассмотреть вопрос о женском священстве. Митрополит Претории и Иоханнесбурга Серафим выразил желание поднять данную тему на Великом соборе Православной Церкви. Он заявил, что настала пора вынести официальное решение по вопросу о женском священстве. Архиерей Александрийского Патриархата напомнил, что в протестантских церквях это давно стало нормой. Он также обратил внимание на случай произошедший в Греции. Тогда 7 девушек подали документы на поступление в Духовную семинарию. После этого в Элладской Православной Церкви разгорелись споры о допустимости женского священства. Стоит отметить, что в Александрийском Патриархате отмежевались от слов Митрополита. В Африканской Церкви подчеркнули, что он выразил свою личную точку зрения.

В Швеции епископом впервые избрана лесбиянка

Москва. 28 мая 2009 года. ИНТЕРФАКС – Шведская лесбиянка Эва Брунне избрана епископом Стокгольмской епархии и сменит уходящую осенью на пенсию Каролину Крук.

Это первый случай в стране, когда лесбиянка рукополагается в епископский сан, сообщает в четверг сайт газеты «Комсомольская правда».

«Я рада, что в какой-то мере могу являться символической фигурой», — сказала после избрания Э.Брунне.

Как заявила в свою очередь глава стокгольмского отделения Всешведской организации защиты прав сексуальных меньшинств Анна Сёдерстрём, «то, что такие люди, не скрывающие своей сексуальной ориентации, занимают видные посты в обществе, помогает изменить к ним отношение».

http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=30427

Вопрос о «женском священстве»

Москва, 13–16 ноября 2007

о. Андрей Постернак

Вопрос о «женском священстве» для Русской Православной Церкви на данный момент является в большей степени теоретическим, чем вызванным реальными потребностями современной церковной жизни. В XX в. он остро встал перед некоторыми протестантскими деноминациями, однако для православных в контексте развивающейся глобализации и эволюции экуменизма эта проблема, очевидно, может быть связана лишь с не очень определенной перспективой, приближение которой тесно связано с включением России в процессы европейской и мировой интеграции.

Иллюстрацией к данному тезису является состоявшаяся в феврале 2007 г. в Братиславе международная конференция «Роль женщины в современном мире: православный подход», организованная Международным фондом е . Читать дальше »

США: Церковь не будет наказывать священнослужительницу, обвенчавшую двух женщин

16-11-2006

Сославшись на процедурную ошибку, суд Пресвитерианской Церкви США снял 15 ноября все обвинения со священнослужительницы из г. Питсбург (штат Пенсильвания), обвенчавшей двух женщин, сообщает «Washingtonpost.com».

56-летняя преподобная Джанет Эдвардс сказала, что она испытала облегчение и одновременно разочарование по окончании суда. «Священное Писание учит меня, что сердцем брака является любовь и преданность партнеров друг другу. Жизнь показывает, что геи и лесбиянки могут демонстрировать такую же большую любовь и преданность, как и все прочие, — заявила Джанет Эдвардс. — Я с большой радостью сделала то, что я сделала».

Эдвардс, которая служит в священном сане уже в течение 29 лет, провела в июне 2005 года свадебную церемонию пресвитерианки Нэнси Макконн и буддистки Бренды Коул, в связи с чем ей было предъявлено обвинение в нарушении правил Церкви. . Читать дальше »

Алексей Волчков ЖЕНСКИЕ СЛУЖЕНИЯ В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ (ЧАСТЬ 4)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Истории Древней Греции и Рима

научный руководитель: д. и. н. Егоров А. Б.

Санкт-Петербург

2005 год

Глава IV

Женщины у еретиков

Литературная традиция кафолической Церкви II – IIIвеков, говоря о еретических и схизматических движениях внутри христианства, постоянно обвиняют их в двух, связанных между собой пороках: сексуальной распущенности и большой роли женщин в из общинах. . Читать дальше »

Алексей Волчков ЖЕНСКИЕ СЛУЖЕНИЯ В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ (ЧАСТЬ3)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Истории Древней Греции и Рима

научный руководитель: д. и. н. Егоров А. Б.

Санкт-Петербург

2005 год

Глава III

Женщина в кафолической Церкви

1. Служения – институты:

Институциализация Церкви, хотя и не имела цели минимизировать активное участие женщины в делах экклесии, на практике приводила имен . Читать дальше »

Алексей Волчков ЖЕНСКИЕ СЛУЖЕНИЯ В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ (ЧАСТЬ 2)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Истории Древней Греции и Рима

научный руководитель: д. и. н. Егоров А. Б.

Санкт-Петербург

2005 год

3. Женщина в миссионерской практике Иисуса

Деятельность Иисуса, как и развитие раннего христианства происходило в рамках греко-римского общества первых веков нашей эры, в котором мужской взгляд на женщину был по преимуществу негативным. Исследователи часто говорят о гендерной разделенности позднеантичной морали и деятельности человека. Так, наряду с сугубо «мужскими» д . Читать дальше »

Алексей Волчков ЖЕНСКИЕ СЛУЖЕНИЯ В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ (ЧАСТЬ1)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Истории Древней Греции и Рима

научный руководитель: д. и. н. Егоров А. Б.

Санкт-Петербург

2005 год

2.Женщина-христианка в социально-культурном контексте I – III веков н.э.

  1. Эгалитарность или патриархальность?
  2. Христианство – женская р . Читать дальше »

Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин

Итоговый документ Межправославной богословской консультации

«МЕСТО ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ВОПРОС О ХИРОТОНИИ ЖЕНЩИН»

Родос, Греция, 30 октября – 7 ноября 1988 года

А. БОГОСЛОВСКИЙ ПОДХОД

I. Таинство воплощения и Церковь

1. Церковь, как великое таинство спасения во Христе, имеет своим средоточием воплощение Сына и Слова Божия. Соединение под единым Главой (anacephalaiosis) и обновление всего осуществилось общим действием Троичного Бога, а поэтому в Церкви Божией совершается все таинство божественного домостроительства и осуществляется Царство Божие в мире.

Ссылка на основную публикацию