Зоино стояние

Стояние Зои. Подлинные фотографии и факты

В данной статье мы покажем подлинные фотографии дома, в котором, якобы, произошло «Стояние Зои» и расскажем реальные факты для тех, кто хочет разобраться в легенде о «каменной девке» — Зое Карнауховой.

В каждом блоге есть статьи, которые пользуются у читателей наибольшей популярностью. У одного моего знакомого на сайте с более чем тысячей статей на самые разные околокультурые темы граждане почему-то в основном читают про то, какие типы бород и усов существуют. В моём блоге наибольшее число просмотров собрала статья о «Стоянии Зои». И всё бы ничего, да вот только читатели, вероятно, искренне считающие себя православными, в комментариях под статьёй натурально себя не сдерживают. И ведут себя как «комментаторы-чайки»: прилетел – нагадил — скрылся. Не все, конечно, но тенденция хорошо прослеживается.

Сортир у дома Клавдии Болонкиной

Если честно, не хотел снова касаться темы, связанной с самой известной городской легендой Самары, но достали. Да, понимаю, для вышеозначенной категории читателей всё будет без толку, тем не менее.

Для начала напомню саму легенду. За годы она обросла всяческими подробностями и интерпретациями, но канонический сюжет найти легко в фельетоне «Дикий случай», напечатанном в газете «Волжская коммуна» 24 января 1956 года. Заметим по ходу, что в этом фельетоне упоминается только одно реальное имя участницы событий – хозяйки дома Клавдии Петровны Болонкиной. Каноническая история представлена и в Википедии, правда, уже с подробностями и дополнительными именами:

В доме № 84 по улице Чкалова жили Клавдия Болонкина с сыном. В новогоднюю ночь сын пригласил в гости друзей. Среди приглашённых была Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, обещавшим прийти к ним на праздник. Все подруги были с парнями, Зоя сидела одна, Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол…

Там же можно найти и вариации описания событий, например, такую:

По рассказам одной женщины, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло…

Произошло ли? Чтобы сейчас в этом разобраться, нужно основываться на неопровержимых фактах и логике. А из неопровержимых фактов у нас есть, в первую очередь — сам дом, домовые книги, уголовное дело, список личного состава завода им. Масленникова (бывшего трубочного завода). Начнём плясать от печки, то есть – от дома.

«Стояние Зои». Факт № 1 «Дом».

Так или иначе, во всех версиях легенды о Зое фигурирует дом по улице Чкаловской № 84. Возьмите любой источник везде написано – «дом по улице Чкаловской № 84», «в доме Болонкиной». Я специально выделяю эти фразы, чтобы вы поняли: каждый раз речь идёт про один, конкретный дом.

Квартира — дом Клавдии Болонкиной. Согласно легенде «Стояние Зои» произошло именно здесь.

Но вот в чём проблема: по указанному адресу на улице Чкалова находятся несколько жилых построек под одним номером. Это такая усадьба, состоящая из домов-квартир, обнесённых общим забором. И бывшая квартира Клавдии Болонкиной находится примерно в середине «усадьбы».

Общий вид на «дом» на улице Чкалова, 84

С улицы «дом Зои» увидеть просто невозможно. Ну, вот никак! Даже если вы подойдёте к забору и подпрыгните, всё равно вы ничего не разглядите. Так выглядит комплекс домов по улице Чкалова сейчас, так же он выглядел в 1956 году.

Следовательно, никакая старушка или совокупность старушек-богомолок рассмотреть зимой богомерзкие танцы с иконой не могла/не могли. Всё, что они могли бы увидеть с улицы Чкаловской – это фасад двухэтажного дома и забор.

Ворота во двор «усадьбы» на улице Чкалова, 84

Первым, кто в Самаре начал досконально расследовать историю «Стояния Зои», был краевед Валерий Ерофеев. В то время ещё можно было найти очевидцев событий на Чкаловской. С их слов он и записал — в январе 1956 года по улице Чкаловской действительно бродили две старухи. Жильцы домов перенаправляли дам по разным адресам. Пока, наконец, один из соседей, в шутку, не указал на дом Болонкиной.

Во дворе усадьбы висит белый мешок. Кто-то ждёт Санту.

Клавдии Болонкиной старухи объяснили, что ищут зелёный дом, в котором стоит каменная девушка. Якобы, на этот счет на какую-то блаженную Аграфену снизошла Божья благодать и она пророчествовала. Болонкина, разумеется, ни о какой «каменной девушке» не слышала. Старухи ушли, а уже на следующий день начались всем известные события.

Зафиксируем. Никто из «очевидцев» не мог с улицы узреть «чудо», так как дом-квартира Болонкиной находилась в глубине огороженного забором двора.

«Стояние Зои» или размер имеет значение

Почему-то никто из верующих в «чудо» не обращает внимание на совершенно очевидный факт: дом Болонкиной имеет весьма скромные размеры. Это три крохотных комнаты, в которых можно, конечно, напиться индивидуальным образом, но устроить гулянку с танцами решительно невозможно.

Вид на дом Клавдии Болонкиной из глубины двора.

Комната, где якобы состоялись танцы с фатальными для одной из участниц последствиями, размером около 12-ти квадратных метров. Добавьте туда мебель – стол, стулья, некую тумбочку с неким патефоном, под который якобы танцевали гуляющие, или гармониста с инструментом, сидящего, допустим, на кровати – и станет совершенно понятно, что одна пара ещё как-то может повальсировать на таком крохотном пространстве, а вот несколько человек – никак. Если, конечно, они не ламбаду танцуют…

Всё, что осталось от одной из комнат дома Клавдии Болонкиной

В 2007 году в эфире ГТРК «Самара» в рамках телевизионного цикла «Собрание сочинений» вышел документальный фильм «Каменная Зоя». 15-ти минутная программа снималась несколько месяцев, над ней работала журналист Галина Щерба. В это время бывший дом Болонкиной уже давно сдавался, очевидцев не осталось, а жильцы соседних домов настолько устали от бесконечных вопросов, что при одном упоминании имени «Зоя» готовы были захлопнуть дверь перед интересующимися и запереть калитку…

Бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века

Их можно понять – бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века: без канализации, без водопровода, без капитального ремонта. Им бы свои проблемы с помощью журналистов решить, а все, как назло, только про каменную девку спрашивают… Тем не менее, съёмочной группе тогда удалось попасть в дом. Квартиросъёмщик даже любезно отогнул палас и показал половицы. Но то, что развернуться в комнатушке невозможно, было очевидно. Судите сами – мы сделали нарезку из кадров дома и комнаты, вошедших тогда в программу.

До этого самарский краевед Валерий Ерофеева тоже отмечал скромные размеры жилища Болонкиной, а по словам соседей, Клавдия никогда не устраивала попоек и вообще жила тихо.

Окна бывшего дома Болонкиной заколочены. Как сказали жильцы, время от времени здесь проходят моления

Ну, а с остальными неопровержимыми фактами мы вас ознакомим позже. Хотя главный, на наш взгляд, «факт» заключается в отношении РПЦ к дому Клавдии Болонкиной. Дом, в котором случилось «чудо», Русской Православной Церкви НЕ НУЖЕН. Сравнительно недавно он горел, а сейчас тихо доживает свой век в ожидании сноса. Хотя мог бы стать центром массового паломничества. Но не станет, так как землю под соответствующие цели желающих купить нет. Почему? Возможно, у вас есть ответ на этот вопрос.

Чудо святого Николая. 128 дней простояла окаменевшая Зоя без еды и воды

Вкратце случилось вот что: девушка, дерзнувшая танцевать с иконой Николая Чудотворца, окаменела. Врач, приехавшая по вызову, попыталась сделать Зое укол, но не смогла — игла гнулась. Наутро рядом с домом 84 на Чкаловской улице уже толпился народ.

Свистящее дыхание

В городе и сегодня немало жителей помнят те события. «Мне было в 1956 г. 14 лет, — рассказывает Татьяна Фатеева. — Мы жили в 10 минутах ходьбы от дома на Чкалов­ской. Одноклассники хотели проникнуть в дом с задних дворов. Но оказалось, что и там дежурили милиционеры. И это ещё больше подхлёстывало народ. Ведь если нет никакого чуда, то зачем дом охранять? Милиционеров не хватало, их собирали со всей области. Моя соседка Антонина рассказывала, что из их родного села Августовки (Самарская обл.) милиционера тоже вызвали в Самару (тогда город назывался Куйбышев. — Ред.) на дежурст­во. Когда он вернулся, его замучили расспросами. А он говорить не имел права. Вместо этого снял с себя фуражку, и все увидели, что у молодого парня голова седая».

В городе из уст в уста пересказывали обстоятельства произошедшего. Молодая работница трубочного завода им. Масленникова Зоя Карнаухова вместе со знакомыми праздновала Новый год. Весь вечер она прождала своего кавалера Николая, который так и не пришёл. Когда пары стали танцевать, Зоя с досады сняла со стены икону святителя Николая со словами: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», не слушая подруг, которые советовали не совершать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», — бросила девушка. Почти сразу же раздался гром, и Зоя с прижатой к груди иконой словно окаменела. Стояла посреди комнаты, как мраморная статуя.

«Той зимней ночью над Самарой действительно грянул гром, — продолжает Татьяна Фатеева. — Моя старшая коллега по работе Валентина Константиновна Сурва рассказывала, что в 1956 г. была на ночном дежурстве на узле связи. И, когда загромыхал гром и небо озарила молния, их начальник удивился: «Что это Илия Пророк лето с зимой перепутал?!»

Сарафанное радио разнесло историю о стоянии Зои по всей стране. Вот что рассказал «АиФ» старец Илий (схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник патриарха Кирилла): «Летом 1956 г. я плыл из г. Камышина (Волгоградская обл.) в Саратов поступать в духовную семинарию. Об истории Зои к тому времени знал. Много разговоров шло. А на пароходе встретил двух женщин, они были из Куйбышева и под впечатлением тех событий. Рассказали, что их знакомый дал милиционерам, охранявшим дом, денег. И прошёл. И убедился, что Зоя стояла. Свидетелей много было. Это факт неоспоримый».

«Я общался с женщиной, которая собственными глазами видела окаменевшую девушку, — рассказывает “АиФ” прото­иерей Николай Агафонов, писатель, автор повести “Стояние”. — В оцеплении стоял родной брат её подруги. В одно из ночных дежурств он пропустил их в дом. Они увидели фигуру, накрытую простынёй. И звук был такой свистящий. Видимо, это было дыхание Зои. Девушек сковал ужас, и они выбежали на улицу». Жители Самары вспоминали, что ночами Зоя страшно кричала: «Молитесь! В грехах погибаем!»

Рассказ отца Серафима

На Рождество в дом пропустили священника. Он отслужил молебен и смог взять из рук Зои икону Николая Чудотворца. Батюшка сказал, что надо ждать знамения на Пасху. Второй визит случился на Благовещение. «Бабушка была на Чкаловской, рассказала: к охране подходил благообразный старец, и, что удивительно, его пропустили в дом». Позже новость обрастёт подробностями. Дежурные милиционеры слышали, как он ласково спросил Зою: «Ну что, устала стоять?» А когда старца хотели выпустить, в доме его не оказалось. Все в городе были убеждены, что приходил к Зое сам Николай Чудотворец. Стали говорить, что по молитвам святого Господь её помиловал. На Пасху в 1956 г., после 128 дней стояния, Зоя, чьё имя с греческого переводится как «жизнь», действительно ожила. Перед этим она особенно сильно кричала: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель. » В мышцах девушки появилась мягкость. Её положили. Спрашивали: «Как же ты жила, кто тебя кормил?» — «Голуби, голуби меня кормили. » Случай с Зоей сильно подейст­вовал на жителей города. В Страстную неделю кинотеатры и другие развлекательные заведения Самары были пусты. Многие крестились. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих.

Считается, что Зоя умерла на третий день Пасхи. Долгое время оставалось тайной, кто был монах, сумевший взять из её рук икону. Батюшкой оказался отец Серафим (Звягин). Он служил в сельском храме в Костром­ской обл., а в Самару приехал после того, как ему дважды было повеление от Господа. В 2012 г. за полтора месяца до кончины отец Серафим, на тот момент он был схиархимандритом, рассказал: «Нас арестовали, пытали». Указывая на свой лоб и глаза, продолжил: «Отметины на всю жизнь. Вспоминать и то страшно!» Следователи добивались, чтобы священник объявил, что никакого чуда не было. Говорили: «Ты молодой, зачем тебе всё это надо?» Батюшка отказался врать. Тогда с него взяли расписку о неразглашении на 50 лет.

«Подробности этого чуда можно было бы узнать из папок, которые хранились в КГБ, — рассказал “АиФ” журналист Андрей Караулов. — Знаю людей, которые видели документы по делу “стояния Зои”, и там было указано, что папок в деле три».

Дом 84 на Чкаловской сохранился. Последние жильцы съехали оттуда после недавнего пожара, сейчас здание заколочено и пребывает в запустении. Зато рядом установлен и освящён памятник святителю Николаю. И сегодня люди специально приезжают помолиться на место, где святой совершил чудо, которое даже в годы госатеизма многих привело к Богу.

Стояние Зои. Статья или легенда об одном странном событии.

В нашей обыденной реальности порой случаются чудеса, а некоторые из них становятся известными всему миру. Так, в прошлом веке большой резонанс получило событие, случившееся в Куйбышеве. В народе ему дали название «Зоино стояние».

Стояние Зои (Зоино стояние) — городская легенда (народный рассказ, церковное предани]), в которой описывается окаменение Зои Карнауховой во время танца с иконой святителя Николая Чудотворца, произошедшее в Куйбышеве (ныне Самара) 31 декабря 1955 года в доме № 84 по улице Чкалова. Исходная информация об этой истории и указание, что её придумала некая женщина, были с целью опровержения этого «стояния» опубликованы 24 января 1956 года в фельетоне под названием «Дикий случай» в городской газете «Волжская коммуна» «по решению 13-й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе». Некоторые люди (в основном православные) и сегодня верят в эту историю как в реальный феномен.

В доме жила Клавдия Болонкина, её сын в новогоднюю ночь пригласил в гости друзей. Среди приглашённых была Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, обещавшим прийти к ним на праздник. Все подруги были с парнями, Зоя сидела одна — Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук — она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала, но сердце билось.

О событии быстро узнал весь город. Милиционеры боялись подходить к обездвиженной Зое. Врачи ничем не могли помочь — когда они пытались сделать укол, иглы ломались и не проходили в кожу. Приходили священники и тоже ничем не могли помочь, но потом появился иеромонах Серафим (по разным версиям, речь идёт о Серафиме Тяпочкине, Серафиме Полозе или Серафиме Звягине), который взял икону из рук Зои и предсказал, что её стояние закончится в день Пасхи.

Зоя простояла 128 дней и умерла на третий день Пасхи.

Статья в «Московском Комсомольце»

Первый секретарь Куйбышевского областного комитета КПСС в 1952—1959 годах Михаил Ефремов рассказывал о событии:

В Куйбышеве распространены слухи о произошедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу штук 20. Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов… Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодёжь — и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела… И пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию, а народ, раз так, — все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живёт там старуха.

Другая версия истории

Существует даже предание, что к Зое являлся сам Николай Чудотворец. В день Благовещения пришел некий старец, уже в третий раз пытавшийся попасть в дом. Дежурные лишь услышали, что старик тот спрашивал у Зои, не устала ли она так стоять. Затем его и след простыл, он незаметно исчез. Тогда и пошли слухи, что сам святой был тогда в той комнате. Так девушка простояла 128 дней, до самой Пасхи. В канун праздника она вновь стала взывать к тому, чтобы люди молились, ибо весь мир гибнет в грехах. С этого времени Зоя начала оживать и продолжала всех просить молиться о мире. После того как она очнулась, ей стали задавать вопросы и спрашивать, как она выжила на протяжении стольких дней. Ведь она не могла ни пить, ни есть в то время, когда находилась в окаменевшем состоянии. На это она отвечала, что ее кормили голуби. Ночные охранники были в ужасе, когда Зоя кричала о том, чтобы все молились, так как земля горит, и весь мир гибнет в грехах. Как говорит предание, на третий день Пасхи девушка умерла, прощенная Господом. Есть версия, что после того, как Зоя ожила, ее забрали в больницу, где она и пробыла до конца дней. Имеет место быть и предположение о том, что она жила потом в монастыре. По прошествии времени до сих пор живет в памяти народа Каменная Зоя. Самара теперь ассоциируется у многих с тем давним событием и образом Святого Николая Чудотворца.

Научная версия С этой точки зрения подобное окаменение объясняют кататоническим ступором. Именно при нем наблюдается такое состояние, когда человек не может двигаться, разговаривать и совершать какие-либо движения. Было подтверждение одного ученого, который не опровергал приключившееся с девушкой, но объяснял это столбняком. Однако при этой болезни симптомы не могут быть выражены так сильно. Больного можно переносить с места на место, в этом же случае этого сделать было невозможно.

Кадр из одноимённого фильма

По мотивам этой истории в 2000 году редакция художественного вещания ТРК «Терра» сняла 20-минутный документальный фильм «Стояние Зои». Над фильмом работали: Антон Жоголев, Вадим Френкин, Владимир Осипов, Дмитрий Одерусов, Юрий Изъятский.

В 2009 году был снят художественный фильм, режиссёра Александра Прошкина «Чудо».

В 2015 году снят телефильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева, режиссёр Алла Коровкина, заглавную роль сыграла самарская актриса Анастасия Ермилина.

Окаменевшая Зоя ела из тарелки с голубой каемкой

По легенде, в январе 1956-го в Куйбышеве (нынешней Самаре ) девушка по имени Зоя Карнаухова после танца с иконой Николая-угодника окаменела. Журналист «Комсомольской правды» Эдвард ЧЕСНОКОВ отправился на пепелище дома.

САМАРА. 2016.

ВСЕ, ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ ЛЕГЕНДЫ

Чкалова , 84. Заброшенная изба в центре города. Вокруг — башни новостроек. Дверь не заперта, входим. В сенях — снег по колено. Кровля провалилась, стены обуглены. Однако сруб цел. Пока еще.

Две крошечные комнаты — полтора шага до угла. Как вообще здесь могли танцевать? Или тогда стенки-перегородки не было? В мае 2014-го дом горел, жильцы съехали — спросить не у кого.

Кухонька. Газовая плита опрокинута. Рядом — печь. В пустом шкафу — зажигалка и пачка кеторола.

Таблетки от боли — вот и все, что осталось от легенды.

Вещи давно вынесли. Или нет? Я начинаю рыться в куче мусора. И обнаруживаю…

КУЙБЫШЕВ. 1956.

СТОЯНИЕ У ДОМА

— Было тогда моей матери лет 19, — рассказывает самарский врач Алексей Самошкин. — Училась она в строительном техникуме, каждое утро ездила на трамвае по улице Чкалова. А район этот старый, здесь коренные самарцы жили, традиции берегли. Например, доктор после вызова уходит — так ему хозяева пальто подают. Поэтому икона даже по советским атеистическим временам вполне в такой избе могла быть. И мама рассказывала, в январе 56-го там больше недели стояла толпа. Огромнейшая! Казалось, весь город собрался! Милиции нагнали — тогда это в диковину было. Дескать, девушка на вечеринке, ее кавалер пошел танцевать с другой, а ей пары не досталось. Тогда она взяла икону Николая-угодника — ее парня тоже звали Николаем. И начала танцевать с иконой. И, дескать, окаменела. Зоя эта.

Я спрашивал: а что значит окаменела? Мать говорила — к полу приросла. И рубили пол, так из досок кровь шла. И продолжалось это Зоино стояние будто сто дней. Весь город как на ушах стоял.

К Зоиной тарелке прилипла газета. Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

САМАРА. 2016.

ПРАВИЛЬНУЮ ГАЗЕТУ ВЫПИСЫВАЛИ!

В груде мусора на кухне Зоиного дома я нахожу тарелку. К донышку прилипла газета. И это… «Комсомольская правда» за 15 декабря 1973 года! Читаю: «Депутат Верховного Совета — директор звероводческого совхоза тов. Иванова дала высокую оценку историческому визиту Л. И. Брежнева в США ». Правильную прессу жильцы выписывали!

Возвращаюсь к тарелке. Край с голубой каемкой, вспоминаю детство. О, фабричное клеймо! Захожу в интернет с телефона — такое Конаковский фаянсовый завод ставил в 1952 — 1959 годах. Из этой посуды могла есть Зоя. Но что с ней все же случилось в январе 56-го?

. «Комсомолка» от 15 декабря 1973 года. Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

КУЙБЫШЕВ. 1956.

КАТАТОНИЧЕСКИЙ СТУПОР?

Я беседую с кандидатом психологических наук Александром Невеевым.

— Если предположить, что событие действительно произошло, то у девушки могла быть так называемая манифестация шизофрении, в том числе и кататонической, — утверждает он.

— Пораженный данной формой шизофрении человек замирает в одной позе, теряя контакт с внешним миром. Возможно, Зоя очень ждала Николая и расстроилась, когда он не пришел.

— Или, по иной версии, начал танцевать с другой.

— В любом случае для нее это стало потрясением. То есть поступок Зои — снятие иконы и танец — мог быть не эпатажной атеистической выходкой, а проявлением психоза в медицинском смысле этого слова.

— Схватилась за Николая-угодника, словно за последнюю соломинку?

— Ища у святого защиты, а может быть, отмщения изменнику, отвергнувшему любовь. Но не выдержала душевного потрясения, впала в кататонический ступор.

— С физиологической точки зрения, конечно, речь могла идти лишь о нескольких часах или сутках окаменения, а не о стодневном каменном стоянии согласно канонической версии.

САМАРА. 2016.

ЗДЕСЬ БУДЕТ ЭЛИТНОЕ ЖИЛЬЕ

Крадемся в подъезд ближайшей 25-этажки. Коршуном налетает консьержка:

— Зоин дом с высоты снять.

— Какой еще Зои? Окаменевшей-то? Не было ничего! Наплели вам! Скоро этот дом снесут, построят жилье. Элитное!

С высоты птичьего полета умирающая постройка выглядит совсем крохотной.

Четыре года назад у входа в Зоин двор установили памятник. Не девушке — Николаю-угоднику. За обгоревшим домом соседи следят, растащить на дрова не дали. Впрочем, власти, земные и духовные, спасать легендарное место не торопятся. Хотя какая могла быть в Самаре точка притяжения для туристов и паломников!

А Зоину тарелку я отвез в Москву , в музей «Комсомолки». Никому не нужна — так хоть мы сбережем как напоминание о легенде.

Окаменевшая Зоя ела из тарелки с голубой каёмкой.petrified girl — mysticism in Russia Читайте подробнее: http://www.kp.ru/daily/26484/3354350/?from=youtube Подпишитесь на наш канал: http://www.youtube.com/subscription_center?add_user=kpru Следите за новостями: Facebook https://www.facebook.com/onlinekpru Вконтакте http://vk.com/kpru Twitter https://twitter.com/onlinekpru Одноклассники http://www.odnoklassniki.ru/kpru

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Виновные в драме Зои были строго наказаны

Наш колумнист делится своими взглядами на ту ситуацию, хорошо нам известную по фильму Александра Прошкина «Чудо»

Эту таинственную историю я изучал 11 лет назад.

И нет у меня сомнений, что в январе 1956 года в Куйбышеве по улице Чкалова, 84 произошло нечто сверхъестественное. Не буду здесь приводить страшные рассказы свидетелей, ибо документально они не подтверждены. Но есть любопытная стенограмма с 13-й Куйбышевской областной партконференции от 20 января 1956 года. (подробности)

Стояние Зои

Стояние Зо́и (Зо́ино стояние) — городская легенда [1] [2] (народный рассказ, церковное предание [3] ), повествующая о событии, якобы произошедшем в Куйбышеве (ныне Самара) зимой 1955-56: во время празднования Нового года девушка, именуемая Зоей Карнауховой, впала в неизвестное науке состояние, по описанию похожее на кататонический ступор, и оставалась недвижимой на протяжении 128 дней — с 31 декабря 1955 года по 6 мая 1956 года, после того как решила потанцевать с иконой святителя Николая Чудотворца. Исходная информация об этой истории и указание, что её придумала некая женщина, были с целью опровержения факта «стояния» опубликованы 24 января 1956 года в фельетоне под названием «Дикий случай» в городской газете «Волжская коммуна» «по решению 13-й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе» [4] [5] .

18 января 2018 года Управление ФСБ России по Самарской области заявило, что у него отсутствуют архивные материалы в отношении «Стоянии Зои» [6] .

Содержание

В доме № 84 по улице Чкалова жили Клавдия Болонкина с сыном. В новогоднюю ночь сын пригласил в гости друзей. Среди приглашённых была Зоя Карнаухова [5] , которая накануне познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, обещавшим прийти к ним на праздник. Все подруги были с парнями, Зоя сидела одна — Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук — она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала, но сердце билось [7] .

О событии быстро узнал весь город. Милиционеры боялись подходить к обездвиженной Зое. Врачи ничем не могли помочь — когда они пытались сделать укол, иглы ломались и не проходили в кожу. Приходили священники и тоже ничем не могли помочь, но потом появился иеромонах Серафим (по разным версиям, речь идёт о Серафиме Тяпочкине [7] , Серафиме Полозе [8] или Серафиме Звягине [9] ), который взял икону из рук Зои и предсказал, что её стояние закончится в день Пасхи. Зоя простояла 128 дней и умерла на третий день Пасхи [7] .

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отец Роман Державин утверждает:

«Стояние Зои» — факт, который имел место на самом деле. Мне эту историю рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад, в январе 1956 года. Работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Её верующая мать запрещала дочери веселиться во время Рождественского поста [10] .

В остальном история, рассказанная настоятелем, повторяет первую версию.

Достоверно известное

Достоверно установлено, что в январе 1956 года у дома № 84 по улице Чкалова из-за слухов о находящейся в доме «окаменевшей» девушке стало собираться большое количество людей. У дома были выставлены посты милиции, но людей стало собираться ещё больше. Охрана дома была усилена конной милицией. О том, что происходило в доме на самом деле, достоверных сведений не имеется.

Из документальных свидетельств о данном случае имеется стенограмма 13-й областной конференции КПСС, состоявшейся 20 января 1956 г., где выступил Михаил Ефремов (в 1952—1959 годах первый секретарь Куйбышевского областного комитета КПСС), который пояснил следующее:

В Куйбышеве распространены слухи о произошедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу штук 20. Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов… Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодёжь — и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела… И пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию, а народ, раз так, — все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живёт там старуха.

По решению партийной конференции 24 января 1956 г. в газете «Волжская коммуна» был опубликован фельетон под названием «Дикий случай», в котором опровергался факт окаменения девушки и сообщалось, что данную историю выдумала и распространила слух о ней неизвестная женщина по имени Аграфена.

Каких-либо достоверных сведений о самом факте существования девушки, её личности и дальнейшей судьбе не имеется.

Помимо религиозной, имеется медицинская версия данной истории, согласно которой девушка страдала психическим заболеванием и впала в кататонический ступор в связи с его обострением.

Статья в «Московском комсомольце»

Данные от соседей, приведённые в газете «Московский комсомолец» [11] , сообщают, что, вероятно, история Зои является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной.

Дом № 84 принадлежал Клавдии Болонкиной, а имён Зои Карнауховой и монаха Серафима в архивах найдено не было [11] . По рассказам одной женщины, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!» — а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло. По словам одного жителя Самары, имя Зое Карнауховой дала женщина по имени Зоя, поверившая в историю настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей» [11] .

В культуре

Экранизации

По мотивам этой истории в 2000 году редакция художественного вещания ТРК «Терра» сняла двадцатиминутный документальный фильм «Стояние Зои». Над фильмом работали: Антон Жоголев, Вадим Френкин, Владимир Осипов, Дмитрий Одерусов, Юрий Изъятский.

Режиссёр Дмитрий Одерусов:

Религиозная тема на телевидении, в полнометражном кино, в литературе и 10 лет назад, и сегодня интересна и востребована. В нашем фильме мы смотрели на историю «стояния Зои» глазами верующего, воцерковлённого человека [12] .

В 2009 году режиссёром Александром Прошкиным был снят художественный фильм «Чудо».

На этот раз фильм снят по сценарию, основанному на истории о самарчанке, которая застыла во время танца с иконой. Идею этого сюжета подал известный сценарист Юрий Арабов [13] , который очень интересуется православной тематикой. А участие в самом фильме приняли такие актёры, как Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова [10] .

В 2015 году снят телефильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева, режиссёр Алла Коровкина, заглавную роль сыграла самарская актриса Анастасия Ермилина [14] .

В художественной литературе

В 2015 году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) вышла повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние», целиком посвящённая Зоиному стоянию. Повесть, по словам автора, написана на максимально достоверном историческом материале, который он собирал долгое время.

В 2017 году в издательстве «Сибирская благозвонница» (Москва) вышла повесть В. Н. Черных «Икона», представляющая собой художественную реконструкцию Зоиного стояния, сделанную на основе собранного документального материала.

Памятник Николаю Чудотворцу

Дом стал местом паломничества православных [15] .

В 2009 году епархия обратилась к городским властям с просьбой об установлении памятного знака в честь самарского чуда [15] .

В 2012 году на улице Чкалова был установлен памятник Николаю Чудотворцу [15] [16] . Памятник был установлен перед домом 86, за которым в глубине квартала располагался дом семьи Болонкиных. Как пояснил бывший глава города Виктор Тархов, «восемь лет назад был проведён конкурс на развитие застроенной территории города. Этот квартал, где находится дом Зои, стал частной территорией уже в то время… мы долго думали, где же установить памятник. И решили поставить его на общественной территории — уличном газоне напротив дома Зои» [15] .

22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая, памятник был освящён. Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, совершив литургию в храме Петра и Павла, с крестным ходом прошёл к находящемуся неподалеку дому № 84 на улице Чкалова [15] . В проповеди митрополит Сергий сказал:

Сегодняшнее событие — освящение памятника святителю Николаю на том месте, где он явил свою силу, — это напоминание о том, что Бог посещает каждого человека и печётся о нём. Человек иногда заходит в своем безумии настолько далеко, что не может сам остановиться, и необходима сила, которая бы его остановила. Происшедшее — это не Божье наказание, а любовь Божия ради спасения душ наших [15] .

12 мая 2014 года дом сгорел [17] [18] . В некоторых СМИ появились неподтверждённые версии о поджоге [19] .

Зоино стояние

24 января 1956 года в куйбышевской городской газете «Волжская коммуна» вышел фельетон под названием «Дикий случай». Он опровергал слухи, бродившие по городу: якобы девушка, вздумавшая танцевать на праздник с иконой Николая Угодника в руках, окаменела. Сегодня так называемое «Зоино стояние» относят к разряду церковных преданий.

Грешница и монах

В доме №84 по улице Чкалова в 1955 году будто бы жила некая Зоя Карнаухова. В новогоднюю ночь она решила устроить вечеринку: пригласила друзей и ждала жениха по имени Николай. Но тот все не шел. Тогда девушка схватила образ Николая Чудотворца, принадлежавший, видимо, ее матери, и бросилась с ним танцевать. Подруги уговаривали ее повесить икону на место, но в девушку словно черт вселился — она отвечала игриво: «Если есть Бог, Он меня накажет!»

В разгар танцев сверкнула молния, и грешница застыла на месте: тело ее стало твердым, превратилось в камень.

Ее пытались сдвинуть с места, взять образ из рук – не выходило. Девушка была безмолвна, не подавала признаков жизни, только был еле слышен стук сердца.

Ни милиция, ни врачи сделать ничего не смогли. Девушка не ела и не пила, но оставалась жива. По ночам выкрикивала какие-то слова, просила молиться за людские грехи. Икону Зоя по-прежнему держала в руках.

В доме отслужили молебен. На праздник Благовещения явился какой-то старец — уговорил милиционеров, охранявших дом от любопытных зевак, пропустить его к Зое. Это был местный иеромонах Серафим Тяпочкин. Он смог вытащить икону у нее из рук, а затем сказал, что она будет стоять до Пасхи. Так и случилось: Зоя простояла неподвижно 128 дней. На Пасху девушка вернулась в прежнее состояние — ее тело стало мягким. Через три дня она умерла.

Впрочем, есть версия, что никакой окаменевшей девушки не было. В доме жила женщина по имени Клавдия Болонкина с сыном. На Новый год он созвал друзей. Среди приглашенных была и Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом Николаем. Он тоже должен был появиться на вечеринке, но задерживался.

Действительно кто-то из девушек (а может, и та самая Зоя) устроил танцы с иконой, а проходившая мимо монашка увидела в окно и бросила: «За такой грех обернешься ты соляным столбом!» Хозяйка же дома впоследствии стала распускать слухи о том, что так все и произошло.

А была ли Зоя?

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отец Роман Державин утверждает, что факт «Зоиного стояния» имел место на самом деле.

«Мне эту историю рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад в январе 1956 года. Работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Ее верующая мать запрещала дочери веселиться во время рождественского поста», — вспоминает Державин. Далее рассказ настоятеля полностью повторяет вышеизложенную версию.

Верующие куйбышевцы бурно отреагировали на слухи о чуде. Михаил Ефремов, в 1952—1959 годах занимавший пост первого секретаря Куйбышевского обкома КПСС, дал следующий комментарий местной прессе: «Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела. И пошло, начал собираться народ. Тут же выставили милицейский пост. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живет там старуха».

Впоследствии в архивах не обнаружилось имен Зои Карнауховой и монаха Серафима, а дом №84, как выяснилось, действительно принадлежал Клавдии Болонкиной. Правда, в городе якобы жила воцерковленная женщина, отождествлявшая себя с окаменевшей девушкой, вот ее-то и прозвали «каменной Зоей».

Память о «Зоином стоянии»

Уже в постперестроечные годы о легенде вспомнили. В 2000 году вышел 20-минутный документальный фильм «Стояние Зои», а в 2009 году — художественный фильм, режиссера Александра Прошкина «Чудо». В 2015 году вышел телефильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева. В том же году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) была опубликована повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние».

Благодаря пропаганде к дому №84 на улице Чкалова в Самаре стали стекаться православные паломники. В 2012 году неподалеку от него на газоне был установлен памятник Николаю Чудотворцу, который был освящен 22 мая того же года, в день перенесения мощей святого. А 12 мая 2014 года «Зоин» дом сгорел. По одной из версий, в результате поджога.

Окаменевшая девушка Зоя — случай пятидесятых, о котором спорят до сих пор

В Новогоднюю ночь 1955/1956 Зоя собрала подруг у себя дома. Девушки веселились, танцевали, а Зоя всё ждала и ждала своего жениха Колю. Парень опаздывал, и Зоя, схватив из угла икону с Николаем Чудотворцем, стала кружиться с нею в танце вместо своего возлюбленного.

Подруги сделали ей замечание, попросив вернуть образ на место, но Зоя вела себя как одержимая и заявила: «Если есть Бог, Он меня накажет!» Тут блеснула молния, на секунду погас свет, и Зоя застыла на месте в обнимку с иконой…

Кадр из х/ф «Чудо»

«Зоино стояние»

Случай этот якобы произошел в городе Куйбышев, на улице Чкалова, 84. Застывшую камнем девушку пытались двигать, будить, тормошить, но Зоя ни на что не реагировала. Икону из её рук вынуть тоже не получалось. Приехавшие врачи констатировали, что девушка жива, но поделать ничего не могли. Она не ела и не пила много дней, смотрела в одну точку, а по ночам что-то выкрикивала и просила молиться за грехи. На Благовещение в дом пришёл местный старец, иеромонах Серафим Тяпочкин. Он посмотрел на Зою, вынул икону из её рук и сказал, что стоять она так будет вплоть до Пасхи. Предсказание старца сбылось: девушка простояла камнем 128 дней, а на Пасху вновь ожила, обмякла и через три дня умерла.

Слухи о «каменной Зое» мигом разлетелись по городу, к дому 84 по улице Чкалова постоянно ходили зеваки. Чтобы успокоить людей, 24 января 1956 года в газете «Волжская коммуна» города Куйбышев (Самара) был выпущен фельетон-опровержение под заголовком «Дикий случай».

Говорилось о том, что не было никакой поражённой божьим гневом девушки Зои Карнауховой, и в доме 84 по улице Чкалова проживает некая Клавдия Болонкина со своим сыном. В Новогоднюю ночь гости пришли к сыну, среди девушек была и Зоя, познакомившаяся накануне с парнем по имени Николай. Он должен был явиться на вечеринку, но так и не пришёл, и Зоя стала танцевать с иконой Николая Чудотворца. Мимо дома в этот момент проходила какая-то монахиня, увидела богохульствующую девицу и крикнула: «За такой грех обернёшься ты соляным столпом!» Девушка не окаменела, однако хозяйка дома для красного словца стала рассказывать историю, что, мол, всё так и произошло, как сказала монашка, окаменела Зоя, как соляной столп.

Позорное чудо

«Зоино стояние» до сих пор относят к разряду церковных преданий. О правдивости истории заявлял и отец Роман Державин, настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области. Священник говорил, что об этом случае ему рассказывал отец, что Зоя Карнаухова работала на трубном заводе, что у неё была глубоко верующая мать, которая не разрешала дочери нарушать весельем Рождественский пост, что именно с иконой, принадлежащей матери, кружилась в танце и застыла на месте Зоя. Верующие горожане поддерживали и передавали этот рассказ, к дому на Чкалова ходили паломники.

Власти в пятидесятых неоднократно пытались прекратить распространение слухов. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС Михаил Ефремов дал комментарий для газеты: «Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница начала танцевать с иконой и… одеревенела. И пошло, начал собираться народ… Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило… охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев… не было, живёт там старуха».

В городских архивах нет упоминаний о девушке по имени Зоя Карнаухова, как нет и сведений о монахе Серафиме. Дом № 84 по улице Чкалова принадлежал советской гражданке Клавдии Болонкиной.

Историю некоторые знающие люди объясняли ещё так: что, мол, проживала в Куйбышеве одна воцерковленная женщина, её и прозвали в какой-то момент «каменной Зоей», но на самом деле никакого превращения в соляной столп не было.

Сюжет для фильмов

Городская легенда легла в основу нескольких фильмов и литературных произведений: в 2000 году был выпущен на экраны 20-минутный документальный фильм «Стояние Зои», а в 2009 году — полнометражный художественный фильм от режиссера Александра Прошкина под названием «Чудо». После этого на Чкалова, 84 снова начали приходить паломники. Рядом с домом на газоне установили памятник Николаю Чудотворцу. А в мае 2014 года дом «каменной Зои» сгорел. По слухам, в результате поджога.

Через год после события вышел телефильм «Зоя», снятый по пьесе Александра Игнашева. А в издательстве Сретенского монастыря в Москве была опубликована повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние».

Зоино стояние

В 1956 году по всему СССР распространялась легенда об «окаменевшей Зое», якобы наказанной богом за святотатственные танцы с иконой святого Николая. Странным образом эта история совпала со скандалом там же – в Куйбышеве, когда вскрылось гомосексуальное насилие иеромонаха Серафима над послушниками.

Холодным зимним утром января 1956 года, когда Клавдия Ивановна Болонкина убирала снег у своего дома на Чкаловской улице, в Куйбышеве, к ней обратилась пожилая женщина: «Это какая улица? А дом? А кто хозяйка пятой квартиры?» Когда выяснилось, что в квартире проживает сама Клавдия Ивановна, старуха начала её торопить: «Ну, тогда, дочка, пойдем скорее, покажи её, несчастненькую. Ах, какой грех. Ах, какое наказание!»

Из слов старухи Клавдия Ивановна поняла, что в её квартире якобы находится окаменевшая молодая женщина. Как выяснилось, старухе рассказали историю о некоей девушке, которой на вечеринке не досталось партнёра для танца. Рассердившись, она сняла со стены икону святого Николая и стала кружиться с ней в такт музыке. Вдруг сверкнула молния, грянул гром, и девушку окутал дым. Когда он рассеялся, все увидели, что богохульница застыла с иконой в руках.

Именно так разговор, который якобы имел место 18 января 1956 года на Чкаловской улице, был описан несколько дней спустя в газете «Волжская коммуна». Публикация пыталась развеять слухи об «окаменевшей девушке». За беззубой старушкой, которая, вероятно, была первой посетительницей мистической квартиры, последовало много народу, пожелавшего увидеть чудо своими глазами.

По мере роста числа любопытных множилось и количество вариантов истории. Некоторые датировали происшествие новогодней ночью; другие рассказывали, что все попытки взять икону из рук девушки – или даже выбить топором – остались безрезультатными. Третьи предлагали окропить застывшую святой водой или обратиться к врачам. В последующие дни толпа перед домом выросла до нескольких сотен человек. Новость про нездоровый интерес советских граждан вскоре дошла даже до ЦК КПСС. В Куйбышеве, у того самого дома на Чкаловской улице, были выставлены заслоны пешей и конной милиции.

Милицейские посты лишь подогрели ажиотаж. Весть о мгновенной божьей каре за святотатство широко распространилась в околоцерковных кругах области и всей страны, приняв характер легенды. Сегодня благодаря медиа легенда о поначалу безымянной героине известна под названием «стояние Зои» – на её основе даже снят художественный фильм. Почему этот слух (или, с точки зрения верующего населения, новость о божественном вмешательстве) смог набрать такую силу?

Почему она возникла именно во второй половине 1950-х и почему в вернувшей свое название Самаре её вспоминают до сих пор. До сих пор, несмотря на широкое распространение легенды, она хоть и упоминается в некоторых научных работах, но механизмы её возникновения (и её функции) ещё ни разу не были исследованы.

Уполномоченный ЦК по делам РПЦ отмечал тогда, что «весть о чуде» в Куйбышеве в особенности адресовалась молодёжи, призывая её уважать авторитет церкви, соблюдать посты и праздники – именно для этого легенду пересказывали пожилые прихожане. Во время поездки в Борский район (120 километров от Куйбышева) он зафиксировал следующие высказывания колхозников: «Мы точно не знаем, что там было на Чкаловской улице, но говорим об этом и сейчас, поддерживаем веру в это чудо и припугиваем этим молодёжь, чтобы не хулиганили, меньше ходили на танцы, а больше ходили в церковь».

Действительно, многие сельские жители сделали в пасхальные дни 1956 года соответствующие выводы: «Под праздники и в Страстную неделю в этом году не слышно было песен и гармошки, больше стало народу ходить в церковь и причащаться при этом ходили издалека. В Страстную неделю даже кино срывалось».

В других районах и больших городах Куйбышевской области так же сильно возросло количество посещающих службы во время поста и в пасхальные праздники.

Уже позже в основанном в 1959 году журнале «Наука и религия» упоминались события в Куйбышеве. Подобные факты не только показывают, насколько широкое распространение получила эта легенда – по всему СССР, – они ещё дают представление о том, сколько новых вариантов легенды о случившемся на Чкаловской улице возникло к тому времени. Если поначалу темой разговора было только то, что девушка окаменела, то позднее на первый план выдвинулись вопросы о том, сколько времени продлилось «стояние» и чем оно закончилось.

Ещё в июне 1956 года уполномоченный по Куйбышевской области записал, что «и сейчас еще есть разговоры, что она стоит». В опубликованном четыре года спустя гневном письме члена партии в журнал «Наука и религия» содержится новый вариант истории, согласно которому застывшая девушка «в таком состоянии была несколько месяцев, потом вдруг ожила, вышла из комсомола и стала религиозной». Ещё два года спустя, в 1962-м, автор отчёта о плохом состоянии антирелигиозной работы в Куйбышевской области сообщал, что теперь у слухов о застывшей девушке такое окончание: «Только когда священник отслужил перед статуей молебен и окропил её «святой водой», окаменевшая ожила».

Андрей Синявский вспоминает в написанных в эмиграции размышлениях о русской народной набожности ещё об одном варианте, услышанном им в молодости и восхитившем его; по этой версии, сам Николай Угодник взял икону из рук девушки и тем самым освободил её. Как пишет Синявский, КГБ и партийные органы пытались пресечь распространение слухов. Любопытно, что во всех вариантах легенды – как с участием Николая Угодника, так и без его вмешательства – девушку, в конце концов, увозят «органы».

Это специфическая перспектива, в центре которой стоит сила и бессилие советских органов, наглядно показывает, что «история про Зою» была удобна для разных сторон. Каждый, кто пересказывал легенду, мог по-своему расставить акценты. Именно возможность продолжить сюжет – и довести его до счастливого конца – сделали его привлекательным в последующие десятилетия.

Слухи об «окаменевшей девушке» не только отражали изменение в настроениях верующих после смерти Сталина. Они странным образом вписываются в ситуацию локального церковного кризиса, который вспыхнул в ряде городов за несколько недель до описываемых событий. До Московской патриархии из Куйбышевской епархии доходили не только слухи о чуде на Чкаловской улице: в феврале 1956 года патриарх и члены Священного синода ознакомились с письмом куйбышевского священника, в котором рассказывалось о сексуальных домогательствах одного иеромонаха в отношении кандидата в духовную семинарию, а также о попытках куйбышевского епископа замять это дело.

При этом бросаются в глаза три вещи. Во-первых, хотя эти события, на первый взгляд, и не связаны с историей на Чкаловской улице, удивляет временнóе совпадение: мать пострадавшего семинариста сразу обнародовала случившееся – в начале декабря 1955 года, за несколько недель до волны слухов и столпотворения на Чкаловской улице.

Во-вторых, в центре обеих историй находятся молодые, но уже довольно взрослые по тогдашним меркам люди: в истории с «окаменевшей» – фабричная работница лет восемнадцати, во второй истории – 17-летний юноша, который, однако, в отличие от «Зои», исправно посещал церковь и помышлял об обучении в духовной семинарии. Чтобы подготовиться к учёбе в семинарии он обратился к иеромонаху, настоятелю своего прихода, который и стал его домогаться.

В-третьих, мать жертвы позаботилась о том, чтобы и факт домогательства, и попытки иеромонаха Серафима (Полоза) купить молчание потерпевшего стали достоянием общественности. Мать не только обращалась с жалобами к другим священникам, но, судя по всему, и в милицию, так как уже в декабре 1955 года против Полоза было возбуждено уголовное дело, по которому дали показания священники ряда куйбышевских приходов. В околоцерковных кругах и среди прихожан активно обсуждалось поведение епископа, который повысил обвиняемого в церковной должности, а священников, давших показания, уволил или перевёл на другое место.

В результате давление на епископа Иеронима (Захарова) усилилось, и он был вынужден покинуть епархию в конце мая 1956 года. Иеромонах Серафим (Полоз) был приговорен за «насильственное мужеложство» (статья 154а УК РСФСР) к 2 годам лишения свободы.

Несмотря на судимость (да ещё по такой статье) ееромонах Серафим в марте 1964 года был назначен вторым священником Свято-Казанского храма, а через два года стал его настоятелем в сане игумена, и прослужил здесь около 10 лет. В 1976 году его перевели в Черниговскую епархию. Он скончался в Чернигове в 1987 году.

Вся эта история выставляет «чудесный» рассказ о «Зое» в несколько ином свете. В легенде о «стоянии» можно легко обнаружить следы скандала с гомосексуальным домогательством: в обеих историях речь идёт о святотатстве и (сексуально коннотированном) грехе, хотя и с характерным перевертыванием действующих лиц.
В то время как молодой человек стал жертвой домогательств священника, в истории с «Зоей» молодая женщина играет роль грешницы, которая как бы домогалась (посредством иконы) святого. Традиционные представления о женщине как искусительнице и чистоте священника таким образом восстанавливаются.

Возникновение этой истории есть истинное чудо и для дискредитированного местного православного клира, так как церкви Куйбышева не опустели после скандала с домогательством, как этого можно было бы ожидать. Распространение слухов об окаменевшей девушке, напротив, привело к росту числа людей, приходящих в храмы.

Есть подозрение, что легенда об «окаменевшей Зое» была придумана в верхах РПЦ, чтобы нивелировать гомосексуальной скандал в той же епархии – в Куйбышеве. Но архивы как самой РПЦ, так и КГБ, курировавшего её, закрыты до сих пор, и потому эти подозрения тоже остаются легендой.

«Зоино стояние»: самый шокирующий «религиозный» случай в СССР

24 января 1956 года в куйбышевской городской газете «Волжская коммуна» вышел фельетон под названием «Дикий случай». Он опровергал слухи, бродившие по городу: якобы девушка, вздумавшая танцевать на праздник с иконой Николая Угодника в руках, окаменела. Сегодня так называемое «Зоино стояние» относят к разряду церковных преданий.

Грешница и монах

В доме №84 по улице Чкалова в 1955 году будто бы жила некая Зоя Карнаухова. В новогоднюю ночь она решила устроить вечеринку: пригласила друзей и ждала жениха по имени Николай. Но тот все не шел. Тогда девушка схватила образ Николая Чудотворца, принадлежавший, видимо, ее матери, и бросилась с ним танцевать. Подруги уговаривали ее повесить икону на место, но в девушку словно черт вселился — она отвечала игриво: «Если есть Бог, Он меня накажет!»

В разгар танцев сверкнула молния, и грешница застыла на месте: тело ее стало твердым, превратилось в камень.

Ее пытались сдвинуть с места, взять образ из рук – не выходило. Девушка была безмолвна, не подавала признаков жизни, только был еле слышен стук сердца.

Ни милиция, ни врачи сделать ничего не смогли. Девушка не ела и не пила, но оставалась жива. По ночам выкрикивала какие-то слова, просила молиться за людские грехи. Икону Зоя по-прежнему держала в руках.

В доме отслужили молебен. На праздник Благовещения явился какой-то старец — уговорил милиционеров, охранявших дом от любопытных зевак, пропустить его к Зое. Это был местный иеромонах Серафим Тяпочкин. Он смог вытащить икону у нее из рук, а затем сказал, что она будет стоять до Пасхи. Так и случилось: Зоя простояла неподвижно 128 дней. На Пасху девушка вернулась в прежнее состояние — ее тело стало мягким. Через три дня она умерла.

Впрочем, есть версия, что никакой окаменевшей девушки не было. В доме жила женщина по имени Клавдия Болонкина с сыном. На Новый год он созвал друзей. Среди приглашенных была и Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом Николаем. Он тоже должен был появиться на вечеринке, но задерживался.

Действительно кто-то из девушек (а может, и та самая Зоя) устроил танцы с иконой, а проходившая мимо монашка увидела в окно и бросила: «За такой грех обернешься ты соляным столбом!» Хозяйка же дома впоследствии стала распускать слухи о том, что так все и произошло.

А была ли Зоя?

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отец Роман Державин утверждает, что факт «Зоиного стояния» имел место на самом деле.

«Мне эту историю рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад в январе 1956 года. Работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Ее верующая мать запрещала дочери веселиться во время рождественского поста», — вспоминает Державин. Далее рассказ настоятеля полностью повторяет вышеизложенную версию.

Верующие куйбышевцы бурно отреагировали на слухи о чуде. Михаил Ефремов, в 1952—1959 годах занимавший пост первого секретаря Куйбышевского обкома КПСС, дал следующий комментарий местной прессе: «Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела. И пошло, начал собираться народ. Тут же выставили милицейский пост. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живет там старуха».

Впоследствии в архивах не обнаружилось имен Зои Карнауховой и монаха Серафима, а дом №84, как выяснилось, действительно принадлежал Клавдии Болонкиной. Правда, в городе якобы жила воцерковленная женщина, отождествлявшая себя с окаменевшей девушкой, вот ее-то и прозвали «каменной Зоей».

Память о «Зоином стоянии»

Уже в постперестроечные годы о легенде вспомнили. В 2000 году вышел 20-минутный документальный фильм «Стояние Зои», а в 2009 году — художественный фильм, режиссера Александра Прошкина «Чудо». В 2015 году вышел телефильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева. В том же году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) была опубликована повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние».

Благодаря пропаганде к дому №84 на улице Чкалова в Самаре стали стекаться православные паломники. В 2012 году неподалеку от него на газоне был установлен памятник Николаю Чудотворцу, который был освящен 22 мая того же года, в день перенесения мощей святого. А 12 мая 2014 года «Зоин» дом сгорел. По одной из версий, в результате поджога.

Стояние Зои

Случилась эта необычная мистическая история 31 декабря 1955 года в городе Самаре, который в то время назывался Куйбышевым. Есть даже конкретный адрес – улица Чкалова, дом 86. Впоследствии данное удивительное происшествие охарактеризовали как Стояние Зои. Но вот правда это или нет – по сей день неизвестно. Впрочем, давайте вначале ознакомимся с хронологией событий, а уж после этого попробуем сделать выводы.

Хронология событий

Происшествие случилось в доме, который принадлежал Клавдии Болонкиной – искренне верующей в Бога женщине. У неё был сын по имени Николай. Он решил пригласить друзей и подруг, чтобы вместе с ними отметить новогодний праздник. Перед приходом гостей мать ушла из дома к родственникам, чтобы не мешать молодёжи веселиться.

Среди приглашённых была Зоя Карнаухова. Она считалась девушкой Николая. Парень питал к ней нежные чувства, но разговоров о свадьбе пока не заводил. Во время веселья он большую часть времени находился возле Зои, а потом куда-то отлучился и оставил девушку одну. Та заскучала, а все вокруг начали танцевать.

Расстроившись, что ухажёра всё нет и нет, Зоя подошла к иконе Николая Чудотворца (Николай Угодник), висевшей в углу, сняла её, прижала к груди и воскликнула: «Раз моего любимого Николая нет, буду танцевать с Николаем Угодником». Гости оглянулись на возглас, начали отговаривать девушку совершать такой грех, но та никого не послушала. Она сказала: «Если Бог есть, то он меня накажет». После этих слов с прижатой к груди иконой Зоя начала кружить по комнате под звуки патефона.

Дальнейший ход событий, со слов очевидцев, выглядит невероятно и фантастически. Якобы раздался удар грома, сверкнула молния и погас свет. Кто-то зажёг свечу, и в её свете гости увидели, что Зоя застыла посреди комнаты с иконой в руках. Девушку попытались сдвинуть с места, но она как будто вросла в пол. Стояла неподвижная, холодная и белая, как мраморная статуя. Так началось Стояние Зои, которое продолжалось 128 дней и закончилось только в день Пасхи.

Однако в новогоднюю ночь об этом ещё никто ничего не знал. Гости вызвали врачей, но те ничем не смогли помочь. Попытались сделать укол, но игла просто сломалась. Попытались взять из рук застывшей девушки икону, но ничего не получилось. Впрочем, эскулапы заявили, что Зоя жива, так как её сердце едва слышно билось. Затем приехала милиция, выпроводила всех и поставила пост возле дома.

Как только очевидцы случившегося ушли, по городу тут же распространились слухи об удивительном чуде. Люди потянулись к дому на улице Чкалова, но наряд милиции никого ближе чем на 50 метров к месту происшествия не пускал. Позже местные власти перенесли автобусные маршруты как можно дальше от злополучного дома, чтобы любопытным сложно было до него добраться.

Дальнейший ход событий

Сейчас трудно сказать, кто спас бедную девушку. Достоверно известно лишь то, что вначале местные партийные власти не пускали служителей церкви на место происшествия. Однако народ волновался, по городу ползли разные слухи, и в дом с застывшей Зоей допустили иеромонаха Серафима. Тот отслужил молебен и вынул из рук девушки икону. После этого он сказал, что Стояние Зои закончится в день Пасхи. И действительно, в указанную дату кожа несчастной порозовела, бедняжка начала двигаться, дышать, а затем и заговорила.

Но есть ещё одна интересная версия. Якобы через милицейский кордон пытался пройти благообразный старик. Много дней подряд его не хотели пускать, но затем милиционеры сжалились и пропустили настырного просителя в дом. Тот подошёл к застывшей девушке и тихо спросил: «Устала стоять? Больше не будешь богохульствовать?» После этого он без труда вынул икону из рук Зои и растворился в воздухе. Сама же девушка после этого пришла в себя и ушла из дома самостоятельно. В народе прошёл слух, что стариком был никто иной как сам Николай Угодник.

Дальнейшая судьба Зои Карнауховой

До злополучного происшествия Зоя работала на трубном заводе. Но после того, как оцепенение спало, девушка не вернулась к нормальной жизни. Её положили в психиатрическую больницу. Там она прожила много лет и умерла в стенах этого заведения. По другой версии Зою выпустили из больницы, и служители церкви увезли её в Троице-Сергиев монастырь. Там женщина провела оставшиеся годы жизни в покаянии и молитвах.

Так было Стояние Зои или нет?

Об этом удивительном происшествии писали такие газеты как «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец». Из них следует, что данную историю выдумала владелица дома Клавдия Болонкина. Именно она рассказала, что в её доме танцевала молодёжь, а одна девица взяла в руки икону и начала танцевать с ней. После этого охальница окаменела.

Набожные старушки, услышав этот рассказ, передали его другим, и по городу поползли слухи. Народ пошёл к злополучному дому, и милиция выставила возле него пост. В результате таких действий слухи стали распространяться ещё активнее. Поняв свою ошибку, местные власти милицейский пост убрали, но слухи остались и переросли в целое повествование о Стоянии Зои. Но никакого чуда в доме на улице Чкалова не было, а жила там всего лишь набожная старуха.

Уже в начале XXI века были проверены городские архивы. Выяснилось, что в 84-м доме по улице Чкалова в самом деле проживала Клавдия Болонкина. А вот такие имена как Зоя Карнаухова и иеромонах Серафим в архивах найдены не были. Предполагается, что молодёжь действительно устраивала танцы с иконой. Кто-то из набожных людей увидел это и сказал, что за такой грех можно превратиться в соляной столб. Болонкина это услышала и заявила, что в её доме такое чудо и произошло.

Впоследствии какая-то женщина, фанатично поверившая в чудо, заявила, что она как раз и была той самой окаменевшей девушкой. Именно она и назвала себя Зоей Карнауховой, а чудо трансформировалось в Стояние Зои и превратилось в городскую легенду.

В то же время можно допустить, что изложенный выше случай является чистой правдой, так как слишком много людей говорило о нём в своё время. А вот создать легенду на пустом месте не так-то просто. Люди не так доверчивы, как кажется, и им всегда нужны доказательства.

Ссылка на основную публикацию